Значение личной гигиены школьника. Инструкция тб "правила личной гигиены школьника"

Гигиена школьника

Личная гигиена школьника - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение и укрепление здоровья человека.

Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной пищи, правильное чередование умственного и физического труда, гигиенические требования содержания в чистоте тела, белья, одежды, жилища. Правильный образ жизни человека связан с постоянным использованием элементов личной гигиены. Это помогает рационально организовать жизнь и сохранить здоровье.

Необходимо тщательно умываться и принимать душ утром и вечером. Причем умываться лучше проточной водой. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение.

Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливаются под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находятся на коже рук) кроме того, там могут оказаться и яйца гельминтов, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день - после работы и туалета, перед едой. Ноги следует мыть перед сном.

Важное место в личной гигиене занимает соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков, чулок.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, чередовали учебные занятия с отдыхом. Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, но и недостаточно развиваются другие системы организма, прежде всего нервная и сердечно - сосудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Занятия физкультурой и спортом - необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Регулярное занятие физической культуры и спортом повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятными влияниям окружающей среды, инфекциям.

Гигиеническое обоснование школьного режима

Режим дня школьника. Режим дня - динамическая система распределения нагрузки и отдыха, обеспечивающая сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Он основан на всестороннем учете особенности роста, развития, условий жизни ребенка и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание. Следовательно, режим является основой оздоровительного и приоффилактического воздействия на организм всех факторов воспитательной работы.

Вся природа живет в точных ритмах - вращение планет, времена года, день и ночь, жизнь и смерть. Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающую переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых в одно и тоже время, в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков, создает наилучшее условия для жизнедеятельности организма человека.

На родительском собрании классный учитель сообщает примерный распорядок дня, поясняя назначение каждого элемента режима дня успеваемости и сохранения здоровья школьника. Физиологически режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляется подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек, и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию, дает сон более глубокий, организм лучше восстанавливает силы, прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи.

Психологическое стремление к переменам занятий - врожденное качество человека, поэтому систематическое чередование различных видов деятельности, смена умственной и двигательной работы отдаляют переутомление. Дети привыкают к режиму дня, и привычный режим жизни положительно влияет на их самочувствие, настроение, работоспособность. В частности, у школьников, привыкших выполнять домашнее задание в одни и те же часы, появляется к этому времени готовность всего организма к напряженной умственной работе. В этом случае им не приходится долго (вырабатываться). Соблюдения режима дня способствует не только укреплению здоровья школьника, но и его правильному воспитанию, формированию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинить свои желания требованиям окружающей его действительности.

Особого внимания заслуживает соблюдения режима школьниками - акселераторами, а также детьми, ослабленными и страдающими хроническими заболеваниями. Акселерация у детей часто приводит к нарушениям регуляции сосудистого тонуса, что проявляется в увеличении артериального давления. У акселератов отличается склонность к сердечно - сосудистой патологии, желудочно-кишечным и аллергическим заболеваниям. Патологические проявления ослабляются, если дети соблюдают режим дня и находятся под наблюдением врачей.

В каждой семье режим дня организуется по - своему, что зависит от жилищно-бытовых условий семьи, отдаленности школы от дома, степени занятости детей в семейных делах, от занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках. Но основной план режима дня должен оставаться постоянным.

В первую очередь это касается сна. Возрастные физиологические формы сна совершенно обязательны. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, отрицательно влияет на организм ребенка в целом. Довольно часто детские нервно - психические заболевания развиваются вследствие недосыпания. Свежий воздух в помещении, не очень мягкая кровать, чистая постель, соблюдение тишины способствует наиболее полноценному отдыху детского организма во время сна.

Профилактика бессонницы и нервности у детей. При систематическом нарушении гигиенических норм и правил организации сна детей повышается истощаемость нервных клеток. Это приводит к нарушению динамики процесса возбуждения и торможения, т. е бессоннице. У таких детей развивается нервность или неврастения. Дети, больные невростинией, повышенно раздражительны, быстро утомляются, рассеяны, обидчивы, эмоционально неустойчивы, что часто сопровождается плаксивостью. В школе они вялы и апатичны или, наоборот, сильно возбуждены и беспокойны. Они не могут сосредоточиться над заданным, легко отвлекаются на незначительные посторонние раздражители.

Причиной нервности школьника могут быть перенесенные инфекционные болезни, которые ускоряют истощения нервных клеток и нарушают нормальные ритмы деятельности всей системы организма.

Для оздоровления таких детей необходимо установить длительный щадящий режим, исключить умственное перенапряжение, сохраняя легкий физический труд и гимнастику, которые укрепляют организм. Полезны беседы с учащимися об охране здоровья.

Эффективным средством укрепления нервной системы является правильное проведение занятий по физическому воспитанию и мероприятия по закаливанию организма посредством воздушных, солнечных и водных процедур.

Двигательная активность школьников также повышает работоспособность школьников, улучшает состояние их здоровья и успеваемость. В режиме дня необходимо предусмотреть время на подвижные игры и спортивные занятия, так как большинство учащихся вынуждено в связи с большой учебной нагрузкой вести неподвижный образ жизни, не оставляют времени для занятий спортом.

Весеннее утомление учащихся также развиваются в результате недостаточной подвижности. Родители должны понимать, что только утренняя гимнастика дома и перед началом уроков в школе, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры не ликвидируют дефицита движения у детей. Необходимы также занятие спортом и физическим трудом. Физические упражнения жизненно необходимы для нормальной деятельности, роста и развития детского организма. Доказано - и достаточно широко известно, - что физическая инертность, малоподвижный образ жизни способствует расстройству обмена веществ, развитию тучности и атеросклероза, возникновению болезни сердца и легких.

Вопрос этот сейчас обострился. За последние десятилетия весьма уменьшился объем двигательной активности школьников. Многие часы они просиживают за рабочим столом в школе и дома, недостаточно бывают на свежем воздухе, мало ходят пешком, сидят за компьютерами, нередко вовсе не находят времени для занятия физической культурой и спортом. Отсюда недостатки в деятельности сердечно - сосудистой системы, большое число простудных заболеваний, быстрая утомляемость, вялость. Понятно, это не может не сказываться пагубно на учебных успехах. При малоподвижном образе жизни уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально - психическое состояние человека. Тот, кто лишает себя подвижности, рискует стать раздражительным, малообщительным, а затем вялым и равнодушным даже к тому, что раньше вызывало у него радостные эмоции.

Важным средством физического воспитания являются игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда школьники испытывают большее желание побегать, попрыгать, погулять. Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспорядочной возне, а в разумном проведении перемены. Важно, прежде всего, установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования поведения на переменах и добиваться выполнении ими этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для выполнений упражнений по физкультуре (скалки, мячи, обручи)

Гимнастика располагает богатейшим арсеналом разнообразных упражнений и способов их выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на различные группы мышц, готовить человека к различным видам деятельности. Для формирования устойчивой привычки делать зарядку, прежде всего, необходимы согласованные усилия школы и семьи. Когда на уроках физкультуры начинается разучивание комплексов утренней гимнастики, учитель просит родителей проследить, чтобы дети использовали эти упражнения дома. Ребята быстро включаются в выполнение утренней зарядки, если ей занимаются несколько членов семьи.

Важным условием формированием привычки делать зарядку является режим. Если дети будут вовремя ложиться спать, они без труда встанут в нужное время и проделают необходимые упражнения. Лучше всего гимнастику проводить на открытом воздухе. Начинается она за 15-20 минут до уроков.

Спорт занимает заметное место во внеклассной и внешкольной работе со школьниками. Характерно стремление тех, кто занимается спортом, добиться более высоких результатов - выполнять классификационные спортивные нормы, занять первое место, установить рекорд. Спорт предполагает необходимую для этого специальную тренировку и участие в соревнованиях.

Режим питания. При правильном режиме питания школьники принимают пищу 4 раза в день в строго определенное время. Кроме того, необходимо строго определенное количество разнообразной пищи для удовлетворения энергетических затрат организма и обеспечения его правильного роста и развития.

Одним из наиболее частых нарушении гигиены питания является избыток в пищи углеводов (мучные изделия, сладости). В этом случае углеводы не полностью используются организмом на компенсацию энергетических затрат организма, а частично идут на образование жира, который откладывается про запас и ведет к ожирению.

В пищевом рационе школьника предусматривается белковые продукты ("строительный" материал для растущего организма), овощи и фрукты.

Кроме того, пища должна содержать растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту детей. В зимне-весенний период необходимо увеличить потребление школьниками продуктов, содержащих витамин С (квашеная капуста, лук), или добавлять его в молоко.

Профилактика отравлений у детей. Для предупреждения пищевых отравлений необходимо следить, чтобы дети употребляли в пищу съедобные ягоды в чистом виде и умели их отличать от ядовитых, не употребляли в пищу недоброкачественных рыбных и мясных продуктов, солянок и грибов. При этом необходимо также соблюдать правила мытья и содержания кухонной посуды, не применять в детских учреждениях ядовитых веществ для борьбы с грызунами, мухами, предпочтительнее использовать липучки.

Недопустимо употреблять в пищу залежанные консервы, мясные и молочные продукты, а также продукты, не прошедшие санитарно - бактериологический контроль.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых генетических навыков, успешнее проходит в начальных классах. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, так как последние вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление и негативизм в отношении режима и генетических процедур. Составит режим дня с учетом особенности семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее школьника научить выполнять его. И главное здесь - разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей, хотя на первых порах строгое выполнение режима кажется неудобным для ребенка, воспринимается им негативно. Чем конкретнее, целенаправленней и разумнее родители будут контролировать соблюдение школьниками режима дня, тем быстрее режимные моменты станут обязательными в поведенческом стереотипе ребенка.

Определенный диссонанс в режиме дня школьника вносят не учебные периоды времени. В выходные дни дети должны как можно больше находится на воздухе, заниматься подвижными играми и спортом.

Во время каникул вне организованного коллектива школьники больше двигаются, чаще бывают на воздухе, позже ложатся спать и рано встают. Резкий переход к школьному режиму может отрицательно повлиять на здоровье детей. Их необходимо постепенно приучать к нему.

Расстановка ударений: ГИГИЕ`НА ШКО`ЛЬНИКА

ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. В школе навыки по гигиене воспитываются педагогами и школьным врачом. В нач. классах соответствующая воспитательная работа проводится не только на спец. уроках здоровья, но и на уроках по общеобразовательным предметам [напр., в программу по рус. языку (1-й класс) включается тема "Забота о здоровье", в программе 4-го класса по природоведению - тема "Тело человека и уход за ним" и т. д.]. Задача этих уроков - познакомить уч-ся с элементарными сведениями по охране здоровья и на основе их воспитывать первоначальные гигиенич. навыки.

Уч-ся средних и старших классов приобретают элементы гигиенич. знаний на уроках естествознания (гл. обр. при прохождении курса анатомии и физиологии человека). Воспитание гигиенич. навыков начинается с объяснения значения того или иного гигиенич. требования. Большое значение для воспитания навыков Г. ш. имеет личный пример педагогов, воспитателей, старших школьников, внешний вид и поведение к-рых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся - активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших - сандружинницами. Способствует выработке гигиенич. навыков чистота в классах и других помещениях школы, школьного двора и т. п.

Гигиенич. знания, сообщаемые уч-ся, должны опираться на данные совр. медицины. Воспитание гигиенич. навыков может быть успешным только при тесном содружестве школы и семьи. Среди родителей должна проводиться систематическая и последовательная санитарно-просветительная работа. Врач, мед. сестра совместно с педагогами организуют "уголок для родителей", в к-ром вывешивают плакаты, текстовые таблицы, памятки, разъясняющие, как надо заботиться о здоровье школьника в семье. Наиболее действенным средством правильной организации заботы семьи о воспитании гигиенич. навыков являются посещения учителем уч-ся на дому. Во время этих посещений учитель знакомится с гигиенич. условиями в семье, с режимом дня уч-ся, с организацией и освещением его рабочего места и т. д.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру (напр., как правильно расчёсывать волосы, чистить зубы, мыть руки, проводить влажные обтирания с последующим растиранием тела полотенцем и т. п.). Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Приобретению детьми гигиенич. навыков способствует стремление их подражать взрослым. Поэтому родители, старшие братья и сестры своим обликом, привычками, поведением должны служить детям образцом чистоты, порядка и аккуратности. Требуя от детей выполнения режима дня, необходимо следить за тем, чтобы определённый установленный распорядок поддерживался и всеми остальными членами семьи.

Правильно организованный режим дня - это рациональное распределение времени уч. занятий, труда, отдыха, сна, приёма пищи, самообслуживания, утренней гимнастики и т. д. Режим дня школьника устанавливается в зависимости от его возраста, состояния здоровья, занятий в школе. Классный руководитель и школьный врач дают родителям консультацию по вопросу организации режима дня. При организации режима дня особое внимание следует уделить рациональному питанию ребёнка. Одним из основных гигиенич. требований, предъявляемых к организации режима дня, является чередование деятельности и полного отдыха, т. е. сна. Гигиенич. полноценность сна определяют: продолжительность, периодичность и глубина. Продолжительность сна связана с возрастом и физич. состоянием детей. Вставать и ложиться спать дети должны в определённое время (см. Сон). Особое внимание следует уделять чистоте воздуха комнаты, где спит ребёнок. Детей нужно приучать спать с открытыми окнами. Ребёнок должен иметь отдельную удобную и чистую постель.

Большое значение имеет закаливание организма ребёнка, к-рое следует проводить по определённой системе в течение всего года. При воспитании гигие-нич. навыков необходимо обратить внимание также на правильную осанку. Очень часто школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот; при приготовлении уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать возникновению недостатков в физич. развитии: увеличение сутуловатости, искривление позвоночника и т. д. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания и кровообращения (см. Осанка).

Школьники ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, к-рая способствует воспитанию правильной осанки и даёт зарядку бодрости ребёнку на весь день (см. Зарядка).

Кроме утренней гимнастики дома (по согласованию с врачом), можно при необходимости проводить кор-регирующую (исправляющую) гимнастику. Необходимо также обратить внимание на появление плоскостопия, к-рое может быть причиной быстрого утомления детей при ходьбе, долгом стоянии.

Г. ш. включает уход за глазами, т. е. гигиену зрения, ухудшение к-рого может быть одной из причин снижения успеваемости уч-ся.

Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины (т. н. "цыпки"). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.

Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиенич. уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой. Если же потливость ног не проходит, то она, очевидно, связана с к.-л. заболеванием, в таком случае следует обратиться к врачу.

Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные - через 5 - 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 - 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом. Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные - расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.

Воспитание у детей навыка систематич. ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды (см. Зубы).

Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенич. поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов - игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.

Школьников необходимо приучить правильно обращаться с книгой. Грязная и растрёпанная книга способствует распространению инфекции. Нужно особенно тщательно следить за чистотой книг, не давать здоровым книг, к-рыми пользовались больные дети, не позволять детям слюнявить страницы книги и перегибать их, не оставлять книг открытыми, т. к. бумага желтеет, печать выцветает, это ухудшает чёткость и разборчивость текста и отрицательно сказывается на зрении читающего. Книгу нужно обёртывать в чистую бумагу и менять обёртку по мере её загрязнения, хранить книги по возможности в закрытых полках.

Письменные принадлежности надо держать в пенале, после употребления перья вытирать перочисткой. Очинку карандашей производить над спец. коробочкой при помощи машинки или перочинного ножа. Нужно объяснить ребёнку вред привычки брать в рот карандаш, резинку.

Гигиенич. требования предъявляются к одежде и обуви детей (см. Одежда и обувь).

Г. ш. включает и гигиену жилища. Помещение, где живёт ребёнок, должно быть всегда чистым. В тёплое время года следует постоянно держать открытыми окна, а в холодное время - не менее четырёх раз проветривать комнату (еще лучше приучать детей спать при открытой форточке). Наиболее благоприятная температура в комнате 18°С. Уборку помещения нужно производить по утрам и по мере загрязнения. Во время уборки в тёплую погоду необходимо открывать окна, а в холодную - форточки. Полы нужно подметать, обёртывая щётку влажной тряпкой. Полы следует мыть не реже раза в неделю и вытирать посуше, чтобы не увеличивать влажность воздуха. Паркетные полы лучше натирать мастикой. Стены и двери следует протирать не реже одного раза в месяц. Пыль с мебели вытирается после подметания комнаты. Не менее важно соблюдать чистоту во всех подсобных помещениях квартиры.

Лит.: Сальникова Г. П., Гигиена школьника, 2 изд., М., 1959; Мильман И. И., Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах восьмилетней школы, 3 изд., М., 1961; Антропова М. В., Школьная гигиена, 2 изд., М., 1962. М. В. Антропова, Г. П. Сальникова. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и Подарилий и дочь Гигиея. О сыновьях известно немного — они были врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя, стало основой термина, который оз-начает одно из фундаментальных понятий современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно, без-опасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать. Не рекомендуется употреблять детям пищевые продукты, содержащие красители и консерванты (сильногазированные сладкие напитки, чипсы, сухарики, леденцовую карамель, фаст-фуды и др.), нельзя заменять полноценный прием пищи бутербродами, сладостями, кондитерскими изделиями.

Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник , является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.

Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура. Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по возвращению из школы. Обязательно в режиме дня ребенка должны быть подвижные и спокойные игры на свежем воздухе.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует со-хранению здоровья и активной умственной и физической работо-способности. Систематическое "недосыпание и бессонница вызы-вают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Од-нако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зави-сит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особеннос-тей человека. Для детей в возрасте 7-14 лет продолжительность ночного сна должна составлять 10 часов, у подростков от 14-до 18 лет - 9 часов. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увели-чивать.

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания. Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом. Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!



gastroguru © 2017