Как совершили первое кругосветное путешествие. Кто первый совершил кругосветное путешествие: экспедиция Магеллана

АМУНДСЕН Руал
(1872-1928)

Маршруты путешествий

1903-1906 гг. - арктическая экспедиция на судне «Йоа». Р.Амундсен первым прошел Северо-западным проходом от Гренландии к Аляске и определил точное на тот момент положение Северного магнитного полюса.
1910-1912 гг. - антарктическая экспедиция на корабле «Фрам».
14 декабря 1911 года норвежский путешественник с четырьмя товарищами на собачьих упряжках достиг Южного полюса земли, опередив экспедицию англичанина Роберта Скотта на месяц.
1918-1920 гг. - на корабле «Мод» Р.Амундсен прошел по Северному Ледовитому океану вдоль берегов Евразии.
1926 г. - совместно с американцем Линкольном Элсуортом и итальянцем Умберто Нобиле Р.Амундсен совершил перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска.
1928 г. - во время поисков пропавшей в Баренцевом море экспедиции У.Нобиле Амундсен погиб.

Имя на географической карте

Имя норвежского путешественника носят море в Тихом океане, гора в Восточной Антарктиде, залив около берегов Канады и котловина в Северном Ледовитом океане.
Антарктическая научная станция США названа в честь первопроходцев: «Амундсен-Скотт полюс».

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич
(1778-1852)

Маршруты путешествий

1803-1806 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен принимал участие в первом русском кругосветном плавании под командованием И.Ф.Крузенштерна на корабле «Надежда». Все карты, вошедшие впоследствии в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», составлены им.
1819-1821 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен возглавил кругосветную экспедицию к Южному полюсу.
28 января 1820 года на шлюпах «Восток» (под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена) и «Мирный» (под командованием М.П.Лазарева) русские моряки первыми достигли берегов Антарктиды.

Имя на географической карте

В честь Ф.Ф.Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, шельфовый ледник и котловина в Антарктиде.
Имя русского мореплавателя носит российская антарктическая научная станция.

БЕРИНГ Витус Ионассен
(1681-1741)
датский мореплаватель и исследователь на русской службе

Маршруты путешествий

1725-1730 гг. - В.Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, целью которой были поиски сухопутного перешейка между Азией и Америкой (о плавании С.Дежнева и Ф.Попова, фактически открывших пролив между материками в 1648 году, точных сведений тогда не было). Экспедиция на судне «Святой Гавриил» обогнула берега Камчатки и Чукотки, открыла остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов).
1733-1741 гг. - 2-я Камчатская, или Великая Северная экспедиция. На корабле «Святой Петр» Беринг пересек Тихий океан, достиг Аляски, обследовал и нанес на карту ее берега. На обратном пути во время зимовки на одном из островов (ныне Командорских) Беринг, как и многие члены его команды, погиб.

Имя на географической карте

Кроме пролива между Евразией и Северной Америкой, имя Витуса Беринга носят острова, море в Тихом океане, мыс на побережье Охотского моря и один из крупнейших ледников на юге Аляски.

ВАМБЕРИ Арминий (Герман)
(1832-1913)
венгерский ученый-востоковед

Маршруты путешествий

1863 г. - путешествие А.Вамбери под видом дервиша по Средней Азии из Тегерана через Туркменскую пустыню по восточному берегу Каспийского моря в Хиву, Мешхед, Герат, Самарканд и Бухару.

ВАНКУВЕР Джордж
(1757-1798)
английский мореплаватель

Маршруты путешествий

1772-1775 гг., 1776-1780 гг. - Дж.Ванкувер в качестве юнги и гардемарина участвовал во втором и третьем кругосветных плаваниях Дж.Кука.
1790-1795 гг. - кругосветная экспедиция под командованием Дж.Ванкувера исследовала северо-западное побережье Северной Америки. Было установлено, что предполагаемого водного пути, соединяющего Тихий океан и Гудзонов залив, не существует.

Имя на географической карте

В честь Дж.Ванкувера названо несколько сотен географических объектов, в том числе остров, бухта, город, река, хребет (Канада), озеро, мыс, гора, город (США), бухта (Новая Зеландия).

ГАМА Васко да
(1469-1524)
португальский мореплаватель

Маршруты путешествий

1497-1499 гг. - Васко да Гама возглавил экспедицию, открывшую для европейцев морской путь в Индию вокруг Африканского континента.
1502 г. - вторая экспедиция в Индию.
1524 г. - третья экспедиция Васко да Гамы, уже в качестве вице-короля Индии. Во время экспедиции умер.

ГОЛОВНИН Василий Михайлович
(1776-1831)
русский мореплаватель

Маршруты путешествий

1807-1811 гг. - В.М.Головнин руководит кругосветным плаванием на шлюпе «Диана».
1811 г. - В.М.Головнин ведет исследования Курильских и Шантарских островов, Татарского пролива.
1817-1819 гг. - кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», во время которого было сделано описание части Алеутской гряды и Командорских островов.

Имя на географической карте

Именем русского мореплавателя названы несколько бухт, пролив и подводная гора, а также город на Аляске и вулкан на острове Кунашир.

ГУМБОЛЬДТ Александр, фон
(1769-1859)
немецкий ученый-естествоиспытатель, географ, путешественник

Маршруты путешествий

1799-1804 гг. - экспедиция в Центральную и Южную Америку.
1829 г. - путешествие по России: Урал, Алтай, Каспийское море.

Имя на географической карте

Именем Гумбольдта названы хребты в Центральной Азии и Северной Америке, гора на острове Новая Каледония, ледник в Гренландии, холодное течение в Тихом океане, река, озеро и ряд населенных пунктов в США.

Ряд растений, минералов и даже кратер на Луне названы в честь немецкого ученого.
Имя братьев Александра и Вильгельма Гумбольдтов носит университет в Берлине.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович
(ок. 1605-1673)
русский землепроходец, мореплаватель

Маршруты путешествий

1638-1648 гг. - С.И.Дежнев принимал участие в речных и сухопутных походах в районе реки Яны, на Оймяконе и Колыме.
1648 г. - промысловая экспедиция во главе с С.И.Дежневым и Ф.А.Поповым обогнула Чукотский полуостров и достигла Анадырского залива. Так был открыт пролив между двумя континентами, который впоследствии был назван Беринговым.

Имя на географической карте

Именем Дежнева назван мыс на северо-восточной оконечности Азии, хребет на Чукотке и бухта в Беринговом проливе.

ДРЕЙК Фрэнсис
(1540-1596)
английский мореплаватель и пират

Маршруты путешествий

1567 г. - Ф.Дрейк принял участие в экспедиции Дж.Гаукинса в Вест-Индию.
С 1570 г. - ежегодные пиратские рейды в Карибском море.
1577-1580 гг. - Ф.Дрейк возглавил второе после Магеллана кругосветное плавание европейцев.

Имя на географической карте

Именем отважного мореплавателя назван самый широкий пролив на земном шаре, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ Жюль Себастьен Сезар
(1790-1842)
французский мореплаватель и океанограф

Маршруты путешествий

1826-1828 гг. - кругосветное плавание на корабле «Астролябия», в результате которого были нанесены на карту часть берегов Новой Зеландии и Новой Гвинеи, обследованы островные группы в Тихом океане. На острове Ваникоро Дюмон-Дюрвиль обнаружил следы погибшей экспедиции Ж.Лаперуза.
1837-1840 гг. - антарктическая экспедиция.

Имя на географической карте

Именем мореплавателя названо море в Индийском океане у берегов Антарктиды.
Французская научная антарктическая станция носит имя Дюмон-Дюрвиля.

ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
ибн аль-Лавати ат-Танджи
(1304-1377)
арабский путешественник, странствующий купец

Маршруты путешествий

1325-1349 гг. - отправившись из Марокко в хадж (паломничество) Ибн Баттута побывал в Египте, Аравии, Иране, Сирии, Крыму, дошел до Волги и жил какое-то время в Золотой Орде. Потом через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию, посетил Индонезию и Китай.
1349-1352 гг. - путешествие в мусульманскую Испанию.
1352-1353 гг. - путешествие по Западному и Центральному Судану.

По просьбе правителя Марокко, Ибн Баттута вместе с ученым по имени Джузай написал книгу «Рихла», где обобщил сведения о мусульманском мире, собранные им во время путешествий.

КОЛУМБ Христофор
(1451-1506)
португальский и испанский мореплаватель

Маршруты путешествий

1492-1493 гг. - Х.Колумб возглавил испанскую экспедицию, цель которой заключалась в поиске кратчайшего морского пути из Европы в Индию. Во время плавания на трех каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» были открыты Саргассово море, Багамские острова, Куба и Гаити.
12 октября 1492 года, когда Колумб достиг острова Самана, признано официальным днем открытия европейцами Америки.
Во время трех последующих экспедиций через Атлантику (1493-1496 гг., 1498-1500 гг., 1502-1504 гг.) Колумб открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских островов, побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.
До конца жизни Колумб был уверен, что достиг Индии.

Имя на географической карте

Имя Христофора Колумба носят государство в Южной Америке, горы и плато в Северной Америке, ледник на Аляске, река в Канаде и несколько городов в США.

В Соединенных Штатах Америки есть Колумбийский университет.

КРАШЕНИННИКОВ Степан Петрович
(1711-1755)
русский ученый-натуралист, первый исследователь Камчатки

Маршруты путешествий

1733-1743 гг. - С.П.Крашенинников принимал участие во 2-й Камчатской экспедиции. Сначала под руководством академиков Г.Ф.Миллера и И.Г.Гмелина изучал Алтай и Забайкалье. В октябре 1737 года Крашенинников уже самостоятельно отправился на Камчатку, где до июня 1741 года проводил исследования, по материалам которых впоследствии им было составлено первое «Описание земли Камчатки» (тт. 1-2, изд. 1756).

Имя на географической карте

Именем С.П.Крашенинникова названы остров близ Камчатки, мыс на острове Карагинский и гора у озера Кроноцкое.

КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович
(1770-1846)
русский мореплаватель, адмирал

Маршруты путешествий

1803-1806 гг. - И.Ф.Крузенштерн возглавил первую российскую кругосветную экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева». И.Ф.Крузенштерн - автор «Атласа Южного моря» (тт. 1-2, 1823-1826)

Имя на географической карте

Имя И.Ф.Крузенштерна носит пролив в северной части Курильских островов, два атолла в Тихом океане и юго-восточный проход Корейского пролива.

КУК Джеймс
(1728-1779)
английский мореплаватель

Маршруты путешествий

1768-1771 гг. - кругосветная экспедиция на фрегате «Индевор» под командованием Дж.Кука. Определено островное положение Новой Зеландии, открыты Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии.
1772-1775 гг. - цель второй возглавленной Куком экспедиции на судне «Резольюшен» (найти и нанести на карту Южный материк) не была достигнута. В результате поисков открыты Южные Сандвичевы острова, Новая Каледония, Норфолк, Южная Георгия.
1776-1779 гг. - третья кругосветная экспедиция Кука на кораблях «Резольюшен» и «Дисковери» имела целью найти Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Проход найден не был, но были открыты Гавайские острова и часть побережья Аляски. На обратном пути Дж.Кук был убит на одном из островов аборигенами.

Имя на географической карте

Именем английского мореплавателя названы самая высокая гора Новой Зеландии, залив в Тихом океане, острова в Полинезии и пролив между Северным и Южным островами Новой Зеландии.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
(1788-1851)
русский флотоводец и мореплаватель

Маршруты путешествий

1813-1816 гг. - кругосветное плавание на судне «Суворов» из Кронштадта к берегам Аляски и обратно.
1819-1821 гг. - командуя шлюпом «Мирный», М.П.Лазарев участвовал в кругосветной экспедиции под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена.
1822-1824 гг. - М.П.Лазарев руководил кругосветной экспедицией на фрегате «Крейсер».

Имя на географической карте

Именем М.П.Лазарева названы море в Атлантическом океане, шельфовый ледник и подводный желоб в Восточной Антарктиде, поселок на побережье Черного моря.
Российская антарктическая научная станция также носит имя М.П.Лазарева.

ЛИВИНГСТОН Давид
(1813-1873)
английский исследователь Африки

Маршруты путешествий

С 1841 г. - многочисленные путешествия по внутренним областям Южной и Центральной Африки.
1849-1851 гг. - исследования района озера Нгами.
1851-1856 гг. - исследования реки Замбези. Д.Ливингстон открыл водопад Виктория и первым из европейцев пересек Африканский материк.
1858-1864 гг. - исследование реки Замбези, озер Чилва и Ньяса.
1866-1873 гг. - несколько экспедиций в поисках истоков Нила.

Имя на географической карте

Именем английского путешественника названы водопады на реке Конго и город на реке Замбези.

МАГЕЛЛАН Фернан
(ок. 1480-1521)
португальский мореплаватель

Маршруты путешествий

1519-1521 гг. - Ф.Магеллан руководил первым в истории человечества кругосветным плаванием. Экспедиция Магеллана открыла побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнула континент, преодолела пролив, названный впоследствии именем мореплавателя, затем пересекла Тихий океан и достигла Филиппинских островов. На одном из них Магеллан был убит. После его смерти экспедицию возглавил Х.С.Элькано, благодаря которому единственный из кораблей («Виктория») и последние восемнадцать мореплавателей (из двухсот шестидесяти пяти членов команды) смогли достичь берегов Испании.

Имя на географической карте

Магелланов пролив находится между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля, соединяет Атлантический и Тихий океаны.

МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич
(1846-1888)
русский ученый, исследователь Океании и Новой Гвинеи

Маршруты путешествий

1866-1867 гг. - путешествие на Канарские острова и в Марокко.
1871-1886 гг. - изучение коренных жителей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов Северо-Восточного берега Новой Гвинеи.

Имя на географической карте

Берег Миклухо-Маклая находится в Новой Гвинее.

Также имя Николая Николаевича Миклухо-Маклая носит Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

НАНСЕН Фритьоф
(1861-1930)
норвежский полярный исследователь

Маршруты путешествий

1888 г. - Ф.Нансен совершил первый в истории лыжный переход через Гренландию.
1893-1896 гг. - Нансен на корабле «Фрам» осуществил дрейф через Северный Ледовитый океан от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген. В результате экспедиции был собран обширный океанографический и метеорологический материал, но Северного полюса Нансену достичь не удалось.
1900 г. - экспедиция по изучению течений Северного Ледовитого океана.

Имя на географической карте

Именем Нансена названа подводная котловина и подводный хребет в Северном Ледовитом океане, а также ряд географических объектов в Арктике и Антарктике.

НИКИТИН Афанасий
(? - 1472 или 1473)
русский купец, путешественник по Азии

Маршруты путешествий

1466-1472 гг. - путешествие А.Никитина по странам Ближнего Востока и Индии. На обратном пути, остановившись в Кафе (Феодосия), Афанасий Никитин составил описание своих путешествий и приключений - «Хождение за три моря».

ПИРИ Роберт Эдвин
(1856-1920)
американский полярный путешественник

Маршруты путешествий

1892 и 1895 гг. - два похода через Гренландию.
С 1902-го по 1905-й гг. - несколько безрезультатных попыток покорить Северный полюс.
Наконец, Р.Пири объявил, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года. Однако через семьдесят лет после смерти путешественника, когда, согласно его завещанию, были рассекречены дневники экспедиции, оказалось, что дойти до полюса в действительности Пири не смог, он остановился на 89˚55΄ с.ш.

Имя на географической карте

Полуостров на крайнем севере Гренландии называется Земля Пири.

Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.

Автор идеи

Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.

В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).

Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.

Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.

Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.

О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.

Подготовка к экспедиции

В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.

Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.

Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.

Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.

Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.

Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.

Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.

Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.

Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.

Атлантический океан

Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.

От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.

Мятеж

К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.

Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.

Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.

Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.

Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

Тихий океан

Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.

Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.

Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.

Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.

В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.

Смерть Магеллана

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Завершение экспедиции

Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.

Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.

Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова. У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.

«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.

Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.

Итоги экспедиции

Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.

Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.

Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.

Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.

Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.

Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.

И услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие?

Путешествие Магеллана

В 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

Потеряв много времени на пересечение и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

На островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля - «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским - вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды... Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

Англичанин стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон "Золотая лань" впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей "Непобедимой армады".

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое. Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Давайте все таки узнаем подробнее как так получилось …


В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии — небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» — вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, — в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам — и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».

Корабли флотилии Магеллана

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.


2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.


4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

    Из школьного курса географии мы знаем, что первое кругосветное путешествие совершил мореплаватель Фернан Магеллан. Его кругосветка длилась почти 3 года (с 1519 по 1522 гг.). И из 5-ти судов отправившихся в это путешествие вернулся только один корабль.

    Фернан Магеллан - вот тот человек, который совершил первое кругосветное путешествие .

    Мореплаватель начал свой путь 20 сентября 1519 года, а конец кругосветного плавания пришлось на 6 сентября 1522 года.

    Хотя до конца кругосветного путешествия Магеллан и не дожил. Он был убит при сражении с местным населением одного из филиппинских островов.

    В путешествии участвовало 5 кораблей.

    На сколько мне известно,первыми кругосветное путешествие(пересекая через все земные меридианы и огибая земную ось)были португальцы под командованием Фернана Магеллана. Плавание продолжалось три года с 1519 по 1522 годы.

    Первым кругосветное путешествие совершил Магелан. Он объехал весь земной шар за 3 года, начиная с 1519 и закончив в 1522 году. Изначально в путешествии учавствовало 256 человек, но закончить этот нелегкий путь удалось только восемнадцати.

    Первое кругосветное путешествие было совершенно на корабле под названием Виктория . Первое путешествие вокруг земли длилось с 1519 года по 1522 год и происходило под командованием Магеллана . В нем принимало участие 256 моряков, но вернулось назад лишь 18.

    На фото Магеллан

    Первое кругосветное путешествие по воздуху было в 1929 и заняло 20 дней его совершили на дирижабле LZ 127 Граф Цеппелин.Этим путешествием командовал Хуго Эккенера

    На фото Хуго Эккенер

    Первое путешесвие вокруг земли в космасе было совершенно в 1961 году нашим Юрием Гагариным . На корабле Восток 1 он обогнул землю за 108 минут.

    На фото Юрий Гагарин

    Первое пешее путешествие вокруг земли было совершенно в 1897 году. Землю обошел Джордж Мэтью Шиллинг из США. Начал свое путешествие он в 1897, а закончил в 1904.

    Первое в мире кругосветное путешествие совершила испанская морская флотилия в 1519-1522 гг. Руководил экспедицией Фернан Магеллан.

    Первое кругосветное плавание завершилось 6 сентября 1522 года. В Испанию вернулось только одно судно - Виктория с 18 членами команды на борту. Не вернулся домой и Магеллан - он погиб 27 апреля 1521 года на Филиппинах).

    Первое такое путешествие было морским. Его совершила испанская флотилия, которая состояла из 5 кораблей. Руководил этой экспедицией Фернан Магеллан. Началось путешествие в 1519 году, для его соершения понадобилось почти три года. Вернулись домой всего-то 18 человек на одном судне. Позже отдельно прибыли еще 18. Всего же отправлялось около 250-280 человек.

    Впервые на корабле Виктория в 1519 году было начато кругосветное путешествие, экспедиция длилась до 1522 года. В море вышла команда из 256 матросов, капитаном был Фернан Магеллан, но в живых осталось всего 18 человек.

    Пешеходное путешествие Землю впервые обошел пешком Джордж Мэтью Шиллинг из США. Время, проведенное в походе: с 1897 г. по 1904 г. Но официальным считается зафиксированный кругосветный поход, проходивший с июня 1970 г. и до середины осени 1974 г., путешественником Дэвидом Кунстом из США.

    Первым на дирижабле Граф Цеппелин - LZ 127, в 1929 году пролетел по воздуху вокруг Земли Хуго Эккенер, Германия. Хуго Эккенер с командой облетел Землю за 20 дней.

    Впервые космическое кругосветное путешествие, было в 1961 году очень коротким. Всего за 108 минут русский пилот Юрий Гагарин, на корабле Восток-1 облетел нашу Землю.

    Почему-то сразу же при ответе на этот вопрос вспомнилась мне книга известного французского писателя Жюля Верна, под названием Вокруг света в восемьдесят дней. На самом деле планета Земля не такая уж и большая и действительно можно совершить кругосветное путешествие. И первым кто это сделал, был Фернан Магеллан. Известный испанский и португальский мореплаватель и исследователь новых земель.

    Первое кругосветное плавание совершил испанский мореплаватель Фернан Магеллан. Оно началось 20 сентября 1519 года и завершилось 6 сентября 1522 года. Из 5 судов, отправившихся в экспедицию, в Испанию вернулось только 1 - Виктория. Сам Магеллан был убит в бою с туземцами на одном из Филиппинских островов. Несмотря на такой печальный исход, эта экспедиция принесла большую прибыль организаторам.



gastroguru © 2017