Ложные воспоминания: почему не все, что мы помним, было на самом деле. Существуют ли ложные воспоминания Придуманные воспоминания

В каждый конкретный момент времени мы неосознанно сами выбираем, что хотим помнить, а что – нет.

Все мы хотим, чтобы другие люди нас понимали и ценили за то, кем мы есть на самом деле. В своем стремлении построить такие отношения мы, как правило, предполагаем существование некоего «настоящего я». Но как узнать, какие мы – настоящие? Казалось бы, все просто – мы являемся продуктом собственного опыта, доступ к которому можно получить с помощью воспоминаний о прошлом. Масштабные исследования показали, что личность человека формируется памятью. Люди, страдающие серьезными формами амнезии, как правило, теряют и свою личность. Это явление было превосходно раскрыто писателем и неврологом Оливером Саксом в его описании случая 49-летнего «потерявшегося моряка» Джимми Г. Он изо всех сил пытался найти смысл в жизни, потому что не мог вспомнить ничего из того, что с ним происходило, начиная с позднего подросткового возраста.

Личность человека формируется памятью

Получается, что наша личность часто является не очень достоверным отражением нашей сущности, даже если память цела и невредима. Согласно результатам исследований, рассказывая кому-то о своей жизни, люди не используют все доступные им воспоминания. В каждый конкретный момент времени мы неосознанно сами выбираем, что хотим помнить, а что – нет.

Рассказывая историю своей жизни, человек полагается на механизм психологического отбора, получивший название системы мониторинга, которая помечает как воспоминания только определенные психологические моменты. Речь идет о моментах ярких и насыщенных деталями или эмоциями (эпизодах, впечатления от которых можно пережить снова).

Затем отобранные воспоминания проходят «тест на правдоподобность», проводимый уже другой системой мониторинга, говорящей человеку о том, вписываются ли данные события в общую картину. Например, если мы четко помним, что парили в небе без какой-либо помощи, то это явно не может быть правдой. Но то, что выбрано в качестве личного воспоминания, также должно подходить и под наше текущее видение себя.

Давайте представим себе, что вы всегда были добрым человеком, но после какого-то довольно неприятного происшествия у вас появилась сильная агрессия, которая теперь везде вас преследует. Вместе с вашим поведением изменения затронули и вашу историю. И если бы сейчас вас попросили описать себя, вы наверняка включили бы в свой рассказ ранее опущенные детали (например, о том, когда вы вели себя агрессивно).

Ложные воспоминания

Но все это только половина истории. Остальная ее часть связана с достоверностью воспоминаний, которые каждый раз выбираются вами для дополнения своего рассказа. Даже когда мы полагаемся на собственную память, она может оказаться очень неточной или абсолютно неправильной – люди очень часто создают воспоминания из событий, которых не было. Память нельзя сравнивать с мысленным проигрыванием видеоролика о прошлом. На самом деле это сложнейший процесс реконструкции, зависящий от знаний, самооценки, потребностей и желаний человека.

Действительно, исследования изображений головного мозга показали, что личная память хранится в разных участках мозга , а расположение ее основано на «сети автобиографических воспоминаний», включающей в себя множество отдельных областей. Одной из самых важных участков выступает фронтальная доля мозга , отвечающая за объединение всей входящей информации в единый образ события, которое должно быть проверено на отсутствие невозможных и несогласованных элементов, а также на соответствие тому, каким человек себя помнит. Если событие не проходит тест, память о нем либо искажается, либо меняется с помощью дополнительной информации или удаления «неподходящих» деталей.

Таким образом, научно доказано, что воспоминания очень пластичные и могут легко искажаться или меняться . Например, предположения и воображение человека вместе могут создавать очень детальные и эмоциональные воспоминания, которые при этом будут полностью вымышленными.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Известный психолог в сфере когнитивного развития Жан Пиаже помнил до мельчайших подробностей, как в детстве его похитили вместе с его няней (она часто ему об этом рассказывала). Спустя много лет женщина призналась, что выдумала свою историю. В тот самый момент Пиаже перестал верить в случившееся, хотя память о событии все равно осталась столь же яркой, как и прежде.

Манипулирование воспоминаниями

Ученые много раз измеряли частоту и изучали природу появления ложных воспоминаний. Изучение проходило с участием людей из разных стран, но результаты экспериментов всегда были похожими. Более того, как и в случае с Пиаже, определить правдивость воспоминаний добровольцев тоже было очень сложно. Подобное явление наблюдалось и после создания в лабораторных условиях ложных воспоминаний с использованием смонтированных видеороликов, показывающих, что участники эксперимента совершали определенные поступки. Позже ученые рассказали подопытным, что на самом деле происходящего на экране никогда не было. И в этот момент они перестали верить в увиденное, но признались, что видео заставило их чувствовать, будто это действительно происходило.

Общим источником ложных воспоминаний являются старые фотографии. Одно из последних исследований показало, что мы склонны создавать ложные воспоминания при виде изображения человека, который вот-вот собирается что-то сделать. Дело в том, что такие фотографии побуждают разум воображать последующие за моментом снимка действия человека. Но плохо ли это? Многие годы ученые фокусировались на негативных сторонах данного процесса. Например, существуют опасения, что подобная терапия может создать ложные воспоминания о сексуальном насилии, тем самым приводя к ложным обвинениям.

Кроме того, в научных кругах точились горячие дискуссии о том, что людям, страдающим психическими расстройствами (например, депрессией), могут быть привиты воспоминания о каких-то очень плохих событиях. Поэтому в некоторых книгах по самосовершенствованию предлагаются способы обретения более «правильного» самоощущения. Например, мы могли бы справиться со своими предубеждениями, спросив о них других людей. Но важно помнить, что у этих людей тоже могут быть сформированы ложные воспоминания относительно нас самих.

Но что особенно важно – в пластичности наших воспоминаний есть и положительный момент . Выбирать среди воспоминаний вполне нормально, если мы хотим «переписать» прошлое так, чтобы оно отвечало нашим текущим убеждениям и чувствам. Неверные воспоминания играют важную роль, потому что являются результатом необходимости сохранить позитивное самоощущение.

Мою собственную историю кратко можно преподнести так: я – человек, который всегда увлекался наукой, успел побывать в разных странах и завести много знакомств. Но, возможно, я ее частично подправила, а моя удовлетворенность работой и частые путешествия немного приукрашены. Быть может, в моей жизни были моменты, когда я терпеть не могла науку и хотела наконец-то осесть. Но все это не имеет значения, правда? Важно лишь то, что я счастлива, и знаю, чего хочу прямо сейчас. опубликовано .

Giuliana Mazzoni

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

Парамнезии - нарушения памяти в виде искажения, обмана памяти, ложных воспоминаний. Встречается в следующих формах:
Псевдореминисценции - ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Воспоминания о действительно имевших место событиях относятся больным в иной временной отрезок. Перенос событий осуществляется обычно из прошлого в настоящее, в котором замещает провалы памяти, возникающие в результате фиксационной или прогрессирующей амнезии. Их разновидностью являются экмнезии - сдвиг ситуаций в прошлом, давние события переносятся такой болезненной памятью в настоящее. Входят в структуру корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, парамнестической деменции.
Криптомнезии - искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний.

Варианты криптомнезии:
Ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания-услышанное, прочитанное, увиденное во сне, в кино, вспоминается как имевшее место в действительности.
Ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - противоположное расстройство. Реальные события из жизни больного в воспоминаниях пролетают как имевшие место с кем-то иным.

Криптомнезии входят в структуру некоторых вариантов психоорганического синдрома при поражении теменно-височных отделов головного мозга и параноидного синдрома.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) - обманы памяти, при Которых какое-то событие, факт, переживание в воспоминаниях предстают удвоенными, утроенными.
Входят в структуру психоорганического синдрома с преимущественным поражением теменно-височной области.

Конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») - яркие, образные ложные воспоминания с патологической убежденностью в их истинности. Больной вспоминает события и факты, которые якобы имели место в его жизни, тогда как в действительности они отсутствовали. Существует три варианта конфабуляций:
- Замещающие конфабуляции - ложные воспоминания, которые заполняют провал памяти. Входят в структуру корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, парамнестической деменции.
- Фантастические конфабуляции - ложные воспоминания о неверных фантастических событиях, якобы имевших место в отдаленном или давнем прошлом.
Входят в структуру конфабуляторно-бредовых и острых парафренных синдромов.
- Паралитические конфабуляции - ложные воспоминания нелепого содержания.

Входят в структуру паралитического слабоумия.
Галлюцинаторные воспоминания Кальбаума - факт, узнанный в галлюцинаторном переживании, фиксируется памятью как реальное событие проецируется в прошлое, где в действительности места не имел.

Псевдогаллюцинаторные псевдовоспомипания (В.Х. Кандинский) созданный воображением факт тут же становится содержанием слухов (чаще) или зрительной галлюцинации и с этого момента предстает в сознании пациента как воспоминание о реальном событии, якобы имевшем место в прошлом его жизни.

Входят в структуру галлюцинаторного варианта синдрома Кандинского, парафренных синдромов.

Невероятные факты

Большинство из нас помнят интересные события своей жизни, будь то кролик Багс Банни в мире Диснея или кадры атаки террористов в Лондоне 2005 года. Мы даже помним некоторые вещи из нашего далеко детства, к примеру, в какие игры мы играли в дошкольных учреждениях.

Единственная проблема заключается в том, что ни одно из вышеперечисленного не может быть: Багс Банни не является персонажем Диснея, видеозаписи бомбардировки не существует, а мозг детей до трех лет не способен хранить долгосрочные воспоминания.

Тем не менее, простое предположение, что хранить подобного рода воспоминания – это вполне нормальное явление, возможно "зондирует" вашу память. Предположение и ожидание – это лишь два фактора, которые способствуют формированию так называемых ложных воспоминаний. Эти ошибочные воспоминания, как правило, связаны со смешением ключевых деталей, таких как время и место.

Память постоянно формируется нашими чувствами, знаниями и убеждениями, поэтому воспоминания, которые мы извлекаем, часто кажутся нам отдельными кусочками, когда-то "загруженными" в мозг. Вероятнее всего, точность – это не основная задача памяти. Так как память часто используется нами как инструмент, который помогает человеку в будущих действиях, ее реконструкция "как нам нужно" часто может привести к принятию менее обдуманных решений.

Многие мозговые процессы, ответственные за точности и неточности памяти, на самом деле могут помочь нам сохранять большие объемы информации, но за эту способность нам нужно платить. Хотя благодаря памяти мы и знаем, как приготовить себе завтрак с утра и куда ехать на работу, она может нас подвести в любой момент. Ниже представлены пять способов того, как в нашем мозгу могут сформироваться ложные воспоминания.

5. Дезинформация

Память имеет тенденцию к манипулированию собою, когда с определенными воспоминаниями вступают в контакт все больше людей. К примеру, вы только что стали свидетелем преступления. Позже вы говорите с другим очевидцем произошедших событий и читаете об этом в новостях. Далее полицейский задает вам ряд наводящих вопросов. У каждого из этих действий есть потенциал по изменению информации, которая изначально хранилась в вашем мозгу. Если другой свидетель преступления говорит о синем пиджаке преступника, этот момент может очень хорошо отложиться в ваших воспоминаниях. Кроме того, наводящие вопросы, типа "Вы видели оружие преступника?" может заставить вас полагать, что вы видели, как преступник размахивал оружием в руке, даже если на самом деле этого не было.

Используя различные формы дезинформации, исследователям удавалось "имплантировать" в мозг обычных людей ложные воспоминания абсолютно обо всем, начиная от того, что они заблудились в торговом центре, как дети, и заканчивая тем, что они стали жертвой жестокого нападения опасного животного. В таких случаях подтверждение другими делают дезинформацию еще более мощной. В одном из исследований, абсолютно невиновный ни в чем человек признался в том, что он взломал компьютер своего коллеги по работе, и даже рассказал подробности произошедшего, причем сделал признание он после того, как другой коллега отметил, что наблюдал за всем происходящим.

4. Домысливание

Не все ложные воспоминания связаны с внешними факторами, некоторые мы создаем сами. Домысливание происходит тогда, когда вы путаете детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Говоря о том, что вчера вечером вам ваш дядя рассказал смешной анекдот, хотя это бы ваш брат, вы наглядно демонстрируете случай домысливания. Согласно некоторым теориям памяти, домысливание является результатом ошибки "связывания" памяти отдельных частей в одно единое целое. В случае с шуткой, ваше воспоминание о шутке не было надлежащим образом связано с воспоминанием о вашем брате.

Одной из наиболее мощных форм домысливания является воображение. Называемое "инфляцией воображения", воображаемое событие, якобы произошедшее в вашем детстве, увеличивает вашу уверенность в том, что оно действительно произошло.

Аналогичным образом, наблюдение за тем, как один человек что-то делает, может заставить другого человека поверить в то, что он тоже выполняет эту задачу. В данном случае наш мозг может просто "путать" наблюдаемое действие с проделываемым. Вам наверняка доводилось сталкиваться с подобным проявлением домысливания, когда выкинув мусор, вы через какое-то время спрашиваете у близких людей, выкинули ли вы мусор.

3. Нечеткое прослеживание мысли

Если вас попросить сейчас о том, чтобы вспомнить первое и последнее предложение на предыдущей странице, вы, вероятнее всего, лишь разведете руками. Но если вас спросить об общей идее, то вы, скорее всего, сможете ответить. Эта теория памяти известна как нечеткое прослеживание мысли. Теория говорит о том, что люди фиксируют воспоминания двумя различными способами: реальные события, основанные на том, что на самом деле произошло, и личное восприятие событий, то есть собственная интерпретация человеком произошедшего. Хотя вспоминая что-то с точки зрения личного восприятия, может быть полезным, поскольку в мозгу освобождается ценное пространство. Однако, то, как человек воспринимает то или иное произошедшее событие не означает, что именно так все и происходило, а именно в результате этого и формируются ложные воспоминания.

В доказательство этой теории бы проведен эксперимент, во время которого людям произносили связанные между собой слова, такие как, к примеру, конфеты, леденцы, печенье, сахар и чай. Когда их просили повторить то, что они услышали, многие люди говорили о том, что также слышали слово "сладкий". Тот факт, что они запомнили перечень с точки зрения их общего смысла, а не каждый компонент по отдельности, говорит о том, что у них сформировалась "неточная" память.

Из-за того, что дети не обладают такими же способностями как и взрослые и не умеют извлекать общий смысл, их воспоминания иногда оказываются более точными. В общем, дети чаще опираются на те части мозга, которые склонны запоминать детали, в то время, как взрослые чаще запоминают общий смысл, поэтому взрослые люди более подвержены формированию у них ложных воспоминаний.

2. Эмоции

Любой, кто пытался вспомнить подробности неприятной ссоры, может подтвердить, что эмоции могут "нанести ущерб" памяти. Хотя хорошо известно, что сильные эмоции часто создают особенно яркие воспоминания, однако, эти воспоминания не всегда точны.

Хотя исследования показывают, что все эмоции могут расширить возможности человека по запоминанию деталей, отрицательные делают это особенно хорошо. Эмоции счастья, как правило, помогают человеку запомнить что-то в более общем смысле, уделяя меньше внимания деталям, таким образом, ложные воспоминания, связанные со счастливыми моментами, формируются чаще. Гнев же, наоборот, обладает противоположным эффектом, человек начинает сосредотачиваться на произошедшем и помнить больше подробностей.

В одном из исследований специалисты протестировали способность студентов восстанавливать информацию после просмотра телевизионного приговора О. Джея Симпсона (O. J. Simpson), который был известным игроком в американский футбол и который получил скандальную известность после того, как его обвинили в убийстве своей бывшей жены и ее друга, и который, не взирая на улики, все же был оправдан. В целом те студенты, которые считали, что приговор вынесен правильно, помнили больше, однако, часто называли те события, которых не было на самом деле. Те же студенты, которые разочаровались в решении суда, помнили меньше, но и делали гораздо меньше ошибок в пересказе деталей.

Состояние разума человека также может влиять на типы памяти, которые активируются в тот или иной момент. Так, люди, которые счастливы, более вероятно будут помнить только положительные моменты своей жизни, те же, кто серьезно опечален и вспоминает чаще всего о плохом. Если вы когда-нибудь пытались избавить себя от плохого настроения воспоминаниями о лучших временах, вы, вероятно, сталкивались с этой уловкой селективной памяти.

1. Предубеждение

Если вы склонны полагать, что все футбольные болельщики вашей средней школы были светловолосыми, а все футбольные игроки были глупыми спортсменами, вы можете быть жертвой предубеждения. Эти типы ложных воспоминаний часто возникают при реконструкции памяти: проще говоря, когда мы пытаемся вспомнить о чем-то, где наша память показывает пробелы, мы просто заполняем эти пробелы той информацией, которая, как нам кажется, подходит. Хотя эти временные реконструкции часто бывают точными, они, тем не менее, искажаются нашими нынешними знаниями, чувствами и убеждениями, а не истинными представлениями.

Ложные воспоминания, основанные на предубеждениях, обычно являются желанием уменьшить психологический дискомфорт, при этом оставляя свои мысли неизменными. В результате люди склонны полагаться на предубеждение в самых разных ситуациях. Наряду со стереотипом предубеждения, о котором упоминалось в предыдущем абзаце, исследования показывают, что люди могут говорить, что они видели и знают причину события, хотя на самом деле они видели только само событие. Люди также будут помнить о том, что они чувствовали себя определенным образом в прошлом, что будет совпадать, как правило, с тем, как они чувствуют себя в настоящем. Они даже могут говорить о том, что чувствовали себя намного хуже много лет назад, тем самым они подсознательно лучше себя чувствуют в настоящем.

Прежде чем говорить о ложной памяти, следует уяснить, что представляет из себя такой феномен человека разумного, как память.

В психологии под памятью понимают способность индивидуума запоминать все, что с ним происходит и влияет на его личность (окружающую обстановку, свои и чужие действия, существующие между ними связи), чтобы при необходимости воспроизвести полученный жизненный опыт.

Головной мозг постоянно анализирует информацию, поступающую из внешнего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса, и выдает достоверные данные об окружающей среде, о том, что происходит с человеком. Когда же в процессе психологической обработки полученных сведений происходит сбой, процесс запоминания нарушается. В таком случае говорят о расстройстве памяти.

Об эффекте ложной памяти известно с древнейших времен, но вот точного объяснения такому феномену нет до сих пор. Некоторые врачи и психологи считают, что в этаком «узнавании» впервые увиденного или, допустим, услышанного психика помогает человеку адаптироваться к непривычной ситуации. Он легче, без болезненных потрясений и эмоций воспринимает новые для себя ощущения.

Ещё в начале 20 века французский врач Флоренс Арно описал вспышку ложных воспоминаний, произошедшую с ним, и назвал ее dejavu (дежавю), что в переводе означает «я это уже видел». Такие «памятные» обманы могут происходить не только со зрением, но и с другими органами чувств. Например, может показаться, что «подобное я уже слышал» или «чувствовал», хотя на самом деле это было совершенно новое незнакомое ощущение.

Изучением ложной памяти в 70-е годы прошлого века активно занималась американский психолог Элизабет Лофтус. Она пришла к выводу, что ложные воспоминания может сформировать, например, доверие к человеку, который навязывает свое предвзятое мнение к кому-либо или чему-нибудь. Отсюда недалеко до вывода, что СМИ, которым доверяет большинство людей, влияют на формирование общественного мнения.

Что это так на самом деле доказывает факт, что средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) называют четвертой властью. На том основании, что они ловко управляют сознанием человека, пропагандируя и агитируя, допустим, за того или иного кандидата какой-либо политической партии только потому, что получили за это большие деньги.

Приступы дежавю, когда человеку кажется, что в его опыте такое уже было, чаще всего проявляются у молодежи 16-18 лет и в 35-40-летнем возрасте. У молодых это связано с недостатком собственного жизненного опыта. Все новое пугает своей неизвестностью, а ложная память защищает подсознание, имитируя, что данное состояние знакомо, вот только основательно подзабылось.

В среднем возрасте приступы «я это уже видел» связаны с ностальгическими воспоминаниями о прошлом, которое нередко видится в светлых грустных тонах. По мнению психологов, такое «виденье» служит защитным механизмом от далеко не всегда приятных жизненных реалий.

Такова психология ложных воспоминаний. Мозг человека сознательно искажает реальность, чтобы защитить его от сильного нервного стресса. Иными словами, ложная память - это психологическая защита от непривычной, непредвиденной ситуации.

Важно знать! Память человека субъективна. Запоминается лучше всего только то, что в большей мере соответствует внутреннему миру личности. В процессе запоминания уживается реальность с ложными вымыслами, которые часто по прошествии времени невозможно разграничить с действительностью.

Основные причины ложной памяти


Американский писатель Марк Твен с присущим ему юмором высказался, что «Когда я был молод, то помнил абсолютно все: и то, что было, и то, чего не было. Но я старею, и скоро буду помнить лишь последнее». В этих словах можно уловить намек, что с возрастом память слабеет, и часто человек выдает за действительность события, которые на самом деле с ним не происходили.

Причины, почему психика принимает вымысел за реальность, неоднозначны. В феномене ложной памяти врачи и психологи усматривают такие факторы:

  • Неразвитая память у детей до 3-х лет . Организм ребенка только становится. Лобные доли головного мозга, отвечающие за формирование краткосрочной и долговременной памяти, недостаточно развиты. Малыш просто не может надолго запоминать информацию, а если сохраняет, так только часть (фрагмент) события. Потому воспоминания, когда уже взрослый вдруг «напрягается» и выдает, что совсем маленьким его, допустим, похитили, довольно часто недостоверны. Хотя сам человек может искренне верить, что такое произошло с ним на самом деле.
  • Психологическая травма . Например, девочку в детстве изнасиловали, она долго боялась признаться в этом, а став взрослой, решила подать в суд на насильника. Это трагическое происшествие в ее интерпретации обросло неправдоподобными фактами, когда на самом деле уже трудно отделить ложь от правды. Феномен ложной памяти тут чисто психологический. Женщина рассчитывает на жалость, что ее, допустим, близкие и знакомые пожалеют, а преступника строго осудят. Такие случаи нередко происходили в судебной практике западных стран и часто оканчивались не в пользу истицы.
  • Искаженное представление об участниках событий . Память несовершенна, часто путаются не только обстоятельства произошедшего, но и люди, участвующие в нем. В специальной литературе приводится случай, когда женщина обвинила в изнасиловании мужчину, которого увидела по телевизору. Память «перепутала» и подсунула ей ложную информацию, хотя они не были даже знакомы.
  • Плохие сновидения . Здоровый сон не оставляет следа в памяти. Тревожные грезы нередко запечатлеваются и воспринимаются как реальные. Человек зацикливается на них, ведет себя в соответствии со своими «сонными» представлениями, что может серьезно осложнить ему жизнь. Но это просто вымысел, который можно, пожалуй, охарактеризовать известной испанской пословицей, что «сон разума рождает чудовищ».
  • Искусственные ложные представления . Если сознательно внушать что-либо, можно буквально внедрить в память ложные представления. Это убедительно доказала американский психолог Элизабет Лофтус. Изучая многочисленные свидетельства очевидцев дорожно-транспортных происшествий, она пришла к выводу, что показания могут быть ложными в силу неверно сформулированного вопроса. Допустим, на вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?», многие отвечали утвердительно, хотя на самом деле она была цела. Дело тут в том, что уже в самом вопросе заключен ответ. И многие «покупались» на него.

Важно знать! Деятельность головного мозга не изучена досконально, потому нет абсолютно ясного ответа на вопрос, как происходит формирование ложных воспоминаний. Есть только определенные наработки специалистов, которые в некоторой мере проясняют причины возникновения в памяти мнимых образов.

Разновидности ложной памяти


Человек запоминает внешний мир при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эти основные пять чувств лежат в основе человеческой памяти. По способу запоминания она может быть двигательной, образной, эмоциональной и словесно-логической. Все эти 4 вида находятся в тесной взаимосвязи.

Формирование ложной памяти также происходит на этому принципу. Псевдопамять только дублирует способы запоминания информации. Отсюда вывод, что ложная память может быть:

  1. Зрительной . Человек попал в незнакомую для него обстановку, но ему кажется, что, допустим, этот стол и цветы на окнах он уже видел раньше. Это успокаивает и не заставляет нервничать. Разновидностью ложной зрительной памяти следует считать эмоционально-образную, когда мнимый образ предстает в ярких тонах, что может вызвать бурную реакцию.
  2. Слуховой . Это одна из разновидностей образной памяти, когда человек реагирует на звуки. Совсем незнакомый сравнивается с ранее слышанными и идентифицируются как знакомый. В данном случае срабатывает защитный рефлекс, предохраняющий психику от нервного срыва.
  3. Обонятельной . Когда кажется, что этот запах знаком, однако на самом деле человек ранее его не ощущал. Допустим, благоухание магнолии ассоциируется с ароматом розы.
  4. Вкусовой . Ранее незнакомые вкусовые ощущения воспринимаются как известные. Например, в необычной ситуации человек впервые попробовал незнакомое растительное блюдо, а ему кажется, что ест привычную мясную пищу.
  5. Осязательной . Можно назвать памятью на чувства. Допустим, совершенно случайно прикоснулся совсем незнакомый человек, а что-то подсказывает, что знакомы уже давно, хотя такое ощущение ложное. Такое представление можно отнести к категории мнимой эмоциональной памяти.
  6. Словесно-логической . Мы читаем и запоминаем содержание книги, разговора. Оперируем своими мыслями. Воспроизводим их в беседе или споре. Однако далеко не всегда они могут быть истиной. Ярким примером тому является эффект Манделы, который можно назвать ложной коллективной памятью, когда несколько человек или группа людей вспоминает прошедшие события одинаково, хотя на самом деле они противоречат реальным историческим фактам. Тут речь о стереотипе мышления, который формируют СМИ, пропагандируя угодную властям точку зрения на те или иные события.
Если приступы псевдопамяти редки, они не оказывают большого влияния на жизнь индивида. Но если они повторяются часто, это показатель нездоровых процессов в жизнедеятельности организма, в частности головного мозга. В таком случае говорят о болезненном расстройстве памяти.

Проявления ложной памяти как расстройства психики


Когда в памяти человека преобладают ложные воспоминания, следует говорить о синдроме ложной памяти (СЛП). Он определяет все стороны жизни индивида. И это уже нарушение процессов запоминания, болезненное проявление, которое медики называют парамнезией, что в переводе с греческого означает «неправильная память». Часто наступает при нервно-психических заболеваниях, обусловленных внешними (экзогенными) факторами. И провоцируется психозами, возникающими в результате разных заболеваний внутренних органов или интоксикации организма.

К проявлениям парамнезии следует отнести такие нарушения памяти, как:

  • Ложные смутные воспоминания (псевдореминисценции) . Реальные события далекого прошлого, обычно они касаются личного жизненного опыта, воспринимаются как произошедшие в настоящем. Допустим, человек в детстве испытал жгучую обиду. Она постоянно жгла душу и привела к неожиданному болезненному эффекту: стала восприниматься как произошедшая недавно. Такие нарушения памяти проявляются при разных заболеваниях центральной нервной системы и свойственны людям зрелого возраста.
  • Неправдоподобные рассказы (контабуляция) . Тут есть определенное сходство с псевдореминисценциями. Различие лишь в том, что произошедшее в прошлом не только переносится в настоящее, но и «разбавляется» выдуманными историями. Появляются фантазии, что, допустим, пошел погулять в лес, а его украли инопланетяне. Иногда выдумки сопровождаются бредом, приступом зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций. Встречаются у шизофреников, наркоманов, алкоголиков, при передозировке психотропных лекарственных препаратов, у страдающих старческим слабоумием.
  • Фантастические мечты (криптомнезии) . Это болезненное состояние, когда, допустим, прочитанный роман или просмотренный фильм становится неотъемлемой частью жизни. Обратный эффект: человеку кажется, что именно его жизнь была описана в книге или показана в кинокартине. Он свыкается с этой мыслью и живет в своем иллюзорном мире, считает себя его героем. Разновидностью такого психического расстройства считается жамевю - неузнавание ранее известного. Может появляться в старческом возрасте или при шизофрении.
  • Сознание «навыворот» (фантазмы) . Нафантазированные события сознание вдруг обращает в реальность. Этого на самом деле не было, но представляется, что происходило в действительности.

Важно знать! Парамнезия - это болезненное нарушение памяти. Является следствием серьезного заболевания, которое подлежит лечению и психотерапевтической корректировке.

Особенности манипуляции ложной памятью


У памяти существуют свои серые зоны. Специалисты знают об этом, недаром в последние годы разгорелись жаркие дискуссии, можно ли вмешиваться в психику человека, заставляя его вспомнить то, чего, возможно, в его жизни совсем не было. Такие манипуляции с памятью, когда вдруг «припоминается» то, чего не было в действительности, могут иметь далеко идущие последствия не только для конкретного индивидуума, но и для общества в целом.

Психике свойственно выдавать ложные «метки», которые по разным причинам (иногда искренне, а чаще лукаво) люди принимают за действительно происходившее с ними. Об этом говорят случаи из жизни известных людей. Например, Мерилин Монро часто вспоминала, что в 7 лет была изнасилована. Вот только имя насильника каждый раз называла иное.

Немецкая кинодива Марлен Дитрих тоже любила рассказывать об изнасиловании в 16 лет учителем музыки. И даже называла его имя. Но журналисты выяснили, что в ее школьные годы тот даже не проживал в Германии.

Вполне вероятно, что и Мерилин Монро, и Марлен Дитрих свято уверовали в свои истории и воспринимали их серьезно. Тогда это не что иное как фантазм, разновидность парамнезии. А возможно, они просто лукавили. Общество сочувствуют людям, потерпевшим от насилия. У знаменитых прекрасных женщин жизнь оказалась такой несчастливой! Можно только искренне посочувствовать и пожалеть их.

Это один из феноменов ложной памяти. С другой стороны, она может спровоцировать ненависть и даже разлад между близкими. Известны случаи, когда уже взрослые дети обращались в суд, обвиняя своих родителей, что они жестоко обращались с ними в детстве. На этой почве происходили скандалы. Родители обвиняли детей, что все это выдумки. Близкие люди расставались врагами.

Так можно ли человека заставлять вспоминать свое прошлое? Психотерапевт может подтолкнуть припомнить «уплывшие» из сознания мельчайшие детали давно случившегося. А нужно ли это по прошествии многих лет, и точны ли такие воспоминания? Зачем вторгаться в психику человека, ведь никто из специалистов толком не знает, какой вред может принести манипулирование с памятью.

Замечено, если постоянно внушать человеку какую-либо ложную мысль, она, в конце концов, станет восприниматься как правдивая. Этим уже давно пользуются политтехнологи и небезуспешно навязывают обществу точку зрения той партии, на которую работают. Люди верят, а потом озадаченно чешут затылок, что выбрали, допустим, в парламент, совсем не тех депутатов.

Другой случай, когда превратно истолковываются исторические события. Если СМИ изо дня в день навязывают населению угодную властям точку зрения, она становится «истиной в последней инстанции». Народ начинает в нее верить, а иной взгляд считает ложным.

Это вполне сочетается с так званым эффектом Манделы, когда коллективная память опирается на ложные исторические факты. Назван по имени южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы. Многие люди на Западе считали, что он умер в тюрьме. Хотя политик вышел на свободу и даже стал президентом ЮАР.

Например, сегодня в Украине на государственном уровне отрицается Великая Отечественная война. Навязывается взгляд, что для украинцев это была только Вторая мировая. И многие в это свято уверовали. Так, вбивая в память людей ложные постулаты, переписывается история.

Важно знать! Ложная память является важным идеологическим фактором в политической борьбе. На ней строятся методы информационной и психологической обработки умонастроений людей.


Что такое ложная память - смотрите на видео:


Ложная память - малоизученный феномен человеческой психики, недостаточно известное психологическое явление, когда индивидуум «вспоминает» события, которые на самом деле не происходили. Такие воспоминания можно отнести к защитному рефлексу, реакции человека на еще неизведанное, чтобы защититься от возможной стрессовой ситуации или вызвать к себе жалось и сочувствие. С другой стороны, сознательная манипуляция общественным сознанием превращает людей в послушное стадо. Допустим, превратно истолкованные СМИ исторические факты и события (недавние или «дела давно минувших дней») становятся ложной коллективной памятью. Последствия такого агрессивного вмешательства в психику человека могут сказаться самым непредвиденным образом на жизни индивида и общества.

gastroguru © 2017