Выбор читателей
Популярные статьи
Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.
По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» . В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.
Согласно современным научным данным, религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.
Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни религии): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в само́й реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии).
На первоначальных стадиях человеческой истории религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них.
Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный.
В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические религии раннего классового общества. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога… Так возник монотеизм…» .
По своему характеру религии раннего классового общества — это племенные, а в дальнейшем национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии — буддизм (6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христианского монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в котором его реальные социальные характеристики, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и другие различия отбрасываются и «преодолеваются» как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека — отношения к богу. Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из форм распространения мировых религий является миссионерство.
Сущность религии наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, который продолжил и развил традиции критики религии прогрессивной общественной мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на качественно новый уровень. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию - основной тезис атеистической критики религии со времён античности и вплоть до Л. Фейербаха ; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собственной сущности, которую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему «…земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство…» . Марксизм, опираясь на материалистическое понимание истории, показывает, что это «…может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы» . Марксизм объясняет существование религии реальными общественно-историческими отношениями; с появлением классового общества это - отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы «этого» мира, религия примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью. Именно эту социальную функцию религии имел в виду К. Маркс, характеризуя её как «опиум народа» . Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию религии, марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в котором «…человеческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает иллюзорное осуществление в боге . «Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир». Религия есть «…самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял» .
Если домарксистский атеизм исходил из того, что основой религии является невежество масс и что путь к освобождению от религии лежит в просвещении, то Маркс и Энгельс доказали, что религия возникает в силу действия причин, заложенных в самой организации человеческого общества. Религия не результат невежества или преднамеренного обмана (хотя она вовсе не исключает ни того, ни другого). Она необходимый продукт такого общественного строя, где человек находится в состоянии рабской зависимости от господствующих над ним сил.
Социальные корни религии состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения. Но если религия коренится в определённой классовой структуре эксплуататорского общества, то это значит, что преодолеть религию только путём распространения просвещения нельзя. Это можно сделать лишь путём уничтожения тех классов, чьи интересы защищает религия и которые поддерживают её существование.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление религии с революционным переустройством общества на коммунистических началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса… сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем» .
В классовом обществе религия как элемент социальной структуры выполняет определённые функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Религия выступает, таким образом, как духовная опора «превратного мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи включённой в борьбу классов, религия в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму борьбы одной религиозной идеи против другой: «…выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…» . Революционные крестьянские движения во многих странах формулировали свои (антифеодальные) программы на основе раннехристианских требований равенства и братства. Однако тот факт, что на определённых этапах истории идеи прогрессивных социальных движений выступают в религиозной оболочке, свидетельствует лишь о незрелости этих движений.
Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, которое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация современной религиозной идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс верующих трудящихся, которые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого эксплуататорского мира.
С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм олицетворял собой феодальную разновидность христианства, в противовес которой с развитием капитализма возник протестантизм как буржуазная разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й половины 19 в. становится на путь приспособления к условиям буржуазного общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния религии, высвобождения из-под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в современную историческую эпоху, в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технического прогресса человечества, когда религия переживает глубокий и необратимый кризис. Всё меньше остаётся стран, где религия признаётся государственной идеологией; в результате отделения церкви от государства, школы от церкви сужается сфера контроля религии над духовной жизнью общества. Религия перестаёт быть господствующей формой идеологии, её престиж и число приверженцев заметно уменьшаются, сохраняющаяся религиозность приобретает всё более поверхностный характер. Научно-техническая революция нанесла новый удар по религиозной картине мира и упрочила уверенность человека в способности своими силами решить стоящие перед ним проблемы. В эпоху перехода от капитализма к социализму всё более очевидным становится то, что религия как форма общественного сознания исторически изжила себя. Состояние современного религиозного сознания характеризуется конфликтом между традиционными формами веры и её обновленными вариантами. Попытки снять конфликт между наукой и религией, примирить их, освободив религию от архаических элементов, мифологии, наивного антропоморфизма и т. п., лишь подчёркивают противоположность религии научному мировоззрению.
Наряду с факторами, подрывающими религию, продолжают действовать и факторы, которые питают, поддерживают её. Государственно-монополистический капитализм несёт с собой обострение социальных противоречий, усиление эксплуатации, подавление и опустошение личности. Он олицетворяет собой тот «превратный мир», духовным порождением которого является религия. Научно-технические достижения сами по себе не ведут автоматически к отмиранию религии, поскольку причины её существования коренятся в общественных отношениях. Научно-техническая революция в условиях капиталистического общества сопряжена с рядом отрицательных социальных последствий, ответственность за которые религиозные идеологи возлагают на науку, на познающий разум. Кризис запутавшегося в противоречиях капитализма интерпретируется как кризис человека, забывшего о боге; религия предлагается вместо политики. Хотя в целях приспособления религии к изменившемуся миру (модернизация религии) делаются попытки интерпретировать религию в духе «теологии революции» как духовную силу, стимулирующую социальную активность, это не изменяет коренным образом её социальной природы; поскольку вера в бога остаётся оборотной стороной неверия человека в собственные силы, она в конечном счёте гасит социальный протест иллюзорным утешением. В той мере, в какой капитализм исторически себя изживает, у господствующих классов растёт потребность в религиозном оправдании его существования. В эпоху империализма религия активно насаждается всеми средствами буржуазной пропаганды как одно из главных средств противодействия распространению научно-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии.
Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистско-ленинское мировоззрение противостоит религии как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку, противостоит религии как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» .
Марксистский атеизм порывает с ограниченностью просветительской критики религии, которая не преодолевает идеалистической иллюзии, будто достаточно изменить сознание людей, чтобы изменился мир. В. И. Ленин, предостерегая против заигрывания с религией, в то же время выступал против всякого рода авантюр «…политической войны с религией», считая необходимым «…подчинение борьбы с религией борьбе за социализм» . Преодоление религии предполагает, писал Маркс, создание определённых экономических предпосылок, необходимых материальных условий. Маркс указывал, что требование свободы совести, являющееся по своему характеру общедемократическим, не может удовлетворить партию рабочего класса, конечной целью которой по отношению к религии является её полное преодоление. Но преодоление религии после победы диктатуры пролетариата не может быть осуществлено путём запрета. «…Преследования, — писал Ф. Энгельс, — наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения! Одно несомненно: единственная услуга, которую в наше время можно еще оказать богу, - это провозгласить атеизм принудительным символом веры…» . Всякие попытки запретить религию с неизбежностью привели бы к её закреплению на длительное время и увенчали бы служителей религии земным ореолом мученичества. «Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Её исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» .
В. И. Ленин отмечает, что религия должна быть объявлена частным делом по отношению к государству. Это значит, что каждый человек может совершенно свободно выбрать ту религию, которая ему подходит, или не признавать никакой религии и быть атеистом. Все члены общества должны быть уравнены в правах, независимо от их вероисповедной принадлежности, а упоминания об этом - изъяты из всех документов. Должна быть прекращена всякая денежная помощь со стороны государства церковным и религиозным обществам. «Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви» .
Признавая религию частным делом по отношению к государству, В. И. Ленин решительно выступал против всяких попыток идейного разоружения партии, примирения социализма и религии. По отношению к партии рабочего класса религия не может быть частным делом. Партия - это союз сознательных борцов за освобождение рабочего класса, основанный на научном, марксистском мировоззрении, принципиально враждебном всякой религии. Партия стремится к освобождению рабочего класса от всех видов угнетения, в том числе и религиозного. И эта борьба для члена партии не частное, а общепартийное дело. Поскольку религиозный гнёт является порождением эксплуататорского строя, то его преодоление невозможно без революционной борьбы рабочего класса за победу социалистической революции, за диктатуру пролетариата
АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высшая форма атеизма. Классики марксизма-ленинизма, преодолев ограниченность и непоследовательность буржуазного атеизма, поставили атеизм на подлинно научную основу. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: „Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (т. 17, с. 418).
Завоеванием А. м. является раскрытие социальных корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа „сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия" (т. 3, с. 2).
А. м. свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафинированных форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ религии позволяет вскрыть социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности религиозного сознания, „механизм" иллюзорного восполнения действительности, познавательные корни формирования религиозных верований. Психологический анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религиозных чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности.
В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Он материалистически объясняет источники религиозных верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Классики марксизма подчеркивали, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяснена исторически..." (т. 18, с. 578). С этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.
Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакционных классов, заинтересованных в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением которых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий земной жизни.
А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от заблуждений и предрассудков, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Главной задачей А. м. является формирование таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны обогатить человека культурными ценностями, повысить его политическую сознательность. А. м., опираясь на достижения естественных и общественных наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой - дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистическая сущность А. м. состоит в том, что для него „критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека" (Маркс).
А. м. формирует у трудящихся масс материалист, миро-воззрение, являющееся по своему содержанию и общественной значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистической сознательности и убежденности. А. м. является теоретической основой системы атеистического воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейного воздействия на верующих.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 20-22.
Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм - неотъемлемая сторона марксистского учения.
Историческне условия появления марксистского атеизма. Возникновение марксизма означало переворот в понимании природных и общественных закономерностей, человека как социального существа, его сознания и деятельности. Марксистское учение указало реальные пути освобождения человечества от всех видов социального и духовного отчуждения и гнета͵ ликвидации эксплуататорского строя и построения нового общества. Это стало возможным с углублением антагонистических противоречий капита-
18 Добролюбов Н. А. Собр. соч: В 6 т. Т. 3 М, Л, 1962. С. 347.
диетической формации, с выходом на историческую арену революционного пролетариата͵ с успехами классовой борьбы трудящихся и угнетенных.
С эпохой капитализма тесно связаны не только ускорение темпов социальной жизни и бурный рост общественного производства, но и невиданный доселе научно-технический прогресс. В середине прошлого столетия завоевания естествознания, великие отрытия XIX в., такие, как закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина, выявление клеточного строения живых существ, другие победы науки в астрономии, геологии, химии, физиологии, эмбриологии и пр. подготовили базу для общефилософских мировоззренческих выводов в объяснении природы, не оставлявших места для идей о сверхъестественном вмешательстве в ее процессы.
Возникновение марксистского атеизма было подготовлено также всем предшествующим развитием философии. В первой трети - середине XIX в. широкое распространение получают разработанные системы материализма (к примеру, Л. Фейербаха), а в рамках идеалистических построений значительных достижений добиваются диалектические учения, среди прочих прежде всего диалектика Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс критически и творчески переосмыслили рациональное содержание гегелевской диалектики, соединили материализм с диалектическим методом, преодолели метафизический и зачастую механистический характер донаучного материализма, ограничивающий его возможности в борьбе с идеализмом, в критике религии.
Марксистский атеизм -качественно новая ступень атеизма. Марксизм воспринял и сохранил все ценное, что было создано домарксистскими атеистическими учениями, он представляет собой диалектическое «снятие» и обогащение всех приобретений исторических форм атеизма. Взгляды молодых К. Маркса и Ф. Энгельса развивались под непосредственным влиянием современных им крупных критиков религии - младогегельянцев, Л. Фейербаха. Марксизм, как подчеркивал В. И. Ленин, вполне усвоил «исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половинаXIX века) в Германии, - материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии»l.
" Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415.
При этом, продолжал В. И. Ленин, диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха. Марксистский атеизм - качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Даже наиболее радикальные атеистические теории прошлого не были подлинно научными, оставались полны утопических мечтаний, эмоционально-морализаторских сентенций, благих пожеланий, иллюзий о путях преодоления религии. Все они были идеалистическими в понимании истории, общественных явлений, в том числе и религии. Игнорирование ее социальной природы определяло многие слабые стороны домарксистского атеизма. К ним главным образом относятся его нередкая непоследовательность в критике религии, односторонность, абстрактно-просветительский характер, классовая ограниченность.
Основоположники марксизма отчетливо видели и разоблачали классовую ограниченность буржуазного и мелкобуржуазного атеизма и антиклерикализма, выраженную в двух типичных подходах к религии и церкви. В первом религия объявлялась главным социальным злом, борьба с которым должна составить центральную задачу человечества. В итоге оказывались в тени и выводились из-под удара действительные основы негативных явлений общественной жизни. Другой подход приводил к тому, что религия признавалась продуктом обмана, невежества, страха, нелепым по своему содержанию и т. п., но функционально полезным социальным институтом, помогающим держать народные массы под контролем. Атеизм в таком случае становился «собственностью» утонченной элиты, достоянием немногих просвещенных избранников.
Марксизм показал, что пути освобождения общества от религии открываются не вдруг, не по чьему-либо заказу или приказу, не в силу откровений гениальной теории, созданной кем-то «из головы». Религию невозможно отменить, раз существуют ее корни в обществе, равно как насильно привить людям научно-материалистическое мировоззрение, атеистические взгляды. Необходимы особые исторические предпосылки для преодоления религии и развития атеизма.
Марксистский атеизм о социальной природе религии. Гениальным открытием К. Маркса и Ф. Энгельса явилось применение диалектика - материалистического метода к области истории, материалистическое понимание истории. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику сменились поразительно цельной и стройной научной теорией...»2 Этот подход был совершен и в отношении религии. Исторической заслугой марксизма стало раскрытие ее «тайны», ее социальной сущности, природы религиозного отчуждения.
Классики марксизма ушли далеко вперед по сравнению с предшествующими атеистами в понимании религии как особого продукта человеческой деятельности. Соглашаясь с тем, что «основа иррелигиозной критики такова: человек создает религию, религия же не создает человека»3, они указали на совершенную недостаточность абстрактной трактовки человека «вообще» как «родового существа» и т. п. Подлинную его сущность составляет и определяет совокупность всех общественных отношений, человек - это «мир человека», он занимает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ место в конкретно-исторической системе политических, классовых, национальных и т. п. связей.Все это получает специфическое отражение и в религии.
Об особенностях методологии научного подхода к религии К. Маркс в «Капитале» писал следующее: «Конечно, много легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений, чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы. Последний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод»4. В начале истории объектами религиозного отражения являются прежде всего природные стихии, от которых ежедневно и ежечасно зависит человек в своей повседневной жизни. При этом с развитием, усложнением общественных связей, возникновением враждующих классов фактической основой религиозного отчуждения, как показали К. Маркс и Ф. Энгельс, все более становятся господствующие над людьми как какие-то внешние, враждебные силы ими же самими созданные социально-экономические отношения,
2 Там же. Т. 23. С. 44.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 414.
4 Там же. Т. 23. С 383.
эксплуатация человека человеком, классовый и национальный гнет, «слепая крайне важность» социальных процессов, перед которыми люди беспомощны, и т. д.
Религия, эта особая форма общественного сознания, которая далее всего отстоит от материальной жизни, тем не менее отражает, хотя и превратно, отмеченные стороны общественного бытия людей. Уже в относительно ранних своих произведениях К. Маркс раскрыл секрет превратности религиозного мировоззрения. Его обусловливает «превратный мир» социальной действительности, в которой люди находятся под властью негуманных, «звериных» условий существования. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркивает: «То обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы» 5.
Отмеченная «самостоятельность» религии, однако, лишь кажущаяся, это не более чем «видимость». Религия не образует собственного «мира», с которым должна согласовываться земная жизнь людей, у нее нет «своей» истории, автономного развития, «религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле»6. Исходя из этого очевиден и вывод, сделанный К. Марксом, что религия не может рассматриваться как «причина мирской ограниченности». Она лишь ее проявление.
При этом классики ясно видели, что в религии представлена попытка преодолеть наличную, реальную ситуацию беспомощности, придавленности человека, его зависимости от господствующих природных и общественных сил. Как писал К. Маркс, религия является не только выражением «действительного убожества» превратного мира общественных отношений, но одновременно и протестом против него. В этом и состоят главные общественные функции и роль религии, прежде всего «торжественного восполнения» «извращенной реальности» социальной жизни людей.
Происходит это на путях обращения за помощью к сверхъестественным сущностям. При этом пути эти ведут в никуда, результат оказывается иллюзорным. Несмотря
5 Там же. Т. 3. С. 2.
6 Там же. Т. 27 С. 370.
на ложность основной посылки религиозного мировоззрения - реальности сверхъестественного, именно на «контакт» с ним должны быть направлены усилия человека. Подобные идеи, подчиняющие активность людей «поискам божественного», надеждам на трансцендентное попечительство в решении фундаментальных вопросов человеческого существования, обесценивают подлинные цели и смысл общественной практики, затрудняют выбор верных жизненных ориентации. Это и выражает известная метафора К. Маркса «религия есть опиум народа».
Гуманистический, партийный, действенный, творческий характер марксистского атеизма. Показав, что религия, образно говоря, «украшает фальшивыми цветами» цепи, которые носит человечество, классики сделали знаменательный вывод, к которому не приходили прежние критики религии. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы срывать с цепей эти «цветы», которыми их украсила религия. Дело состоит по сути в том, чтобы помочь людям избавиться от самих цепей. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, подчеркивал молодой Маркс, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нуждается в иллюзиях.
В этом контексте классики марксизма указывали на глубокую и прочную связь атеизма, коммунизма и гуманизма. Атеизм «теоретически» обосновывает задачи духовного освобождения человека, коммунизм как общественный строй предоставляет материальные условия для выполнения этого императива. «Атеизм в качестве снятия бога, - писал К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», - означает становление теоретического гуманизма, а коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни... означает становление практического гуманизма» 7.
Позже, в более зрелых своих работах, К. Маркс и Ф. Энгельс научно обосновали, как именно возможна реализация этих требований: ликвидация антагонистических классов, революционное социалистическое преобразование общественных отношений, гармонизация связей людей с природным окружением, исторический «скачок»
7 Там же. Т 42. С 169.
человечества из царства крайне важности в царство свободы. Это произойдет в таких условиях, в которых люди получат все предпосылки для того, чтобы стать хозяевами своей судьбы, господствовать над собой и внешними обстоятельствами.
С достижением человечеством «царства свободы» связаны и перспективы преодоления религии. В интервью корреспонденту американской газеты «Chicago Tribune» (декабрь 1878 ᴦ.) К. Маркс сделал следующий прогноз в отношении судьбы религии в новом обществе. «...Религия, - заметил он, - будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм»8. Когда пропадут последние чуждые человеку «непрозрачные» и «неразумные» силы, находящие отражение в религии, то исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине, что ему уже нечего отражать.
Новый подход к пониманию социальных причин, порождающих религию, и общественных предпосылок ее преодоления, сочетание глубокой научности и последовательной партийности позволили соединить марксистский атеизм с революционным рабочим движением, обрести массовую социальную базу для распространения атеистических идей. В марксистском учении атеистические задачи впервые были соотнесены с потребностями социалистического переустройства общества, подчинены этой генеральной цели, поставлены на почву классовой борьбы. В этом смысле марксистский атеизм открыто партиен. Вместо обращенных к «человеку вообще» абстрактно-гуманистических призывов к освобождению от религии марксистский атеизм указывает на первостепенную задачу борьбы с неудовлетворительными социальными условиями, в которых объективно порождается религия.
Марксистский атеизм получает в итоге четкую социальную направленность и преодолевает односторонность «голого» отрицания религии. Он отнюдь не представляет собой простой «антипод» религии, «религию с отрицательным знаком», он носит действенный, активный, преобразующий характер, имеет богатую позитивную содержательную программу. Он - часть той революционной теории, которая не довольствуется лишь объяснением мира, а ставит задачу изменить его к лучшему.
8 Там же Т. 45. С 474.
Марксистский атеизм - творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.
Вместе с тем творческий характер марксистского атеизма не имеет ничего общего с ревизионистским пересмотром его главных принципов, к которым прежде всего относятся историзм и всесторонность в рассмотрении явлений, конкретный социально-классовый их анализ, раскрытие реальной роли в диалектике общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс решительно выступали против любых отступлений от научного подхода к пониманию сущности религии, против левацких и оппортунистических искажений теории пролетарского атеизма.
Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом конкретных вопросов атеистической теории и практики. Важный вклад в дальнейший прогресс атеистической науки внесли общефилософские исследования К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка ими категорий диалектики, раскрытие «механизмов» самодвижения и саморазвития мира, учение о его материальном единстве - все это имеет непосредственно-атеистические аспекты. Критика агностицизма в решении гносеологических вопросов, выявление роли общественно-исторической практики как критерия истины также приобретали атеистическое содержание. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса, посвященных проблемам этики, эстетики, в историко-философских и социально-экономических трудах оставлено богатое теоретическое наследие, освоение которого помогло значительно продвинуть вперед атеистическую науку.
Затрагивая темы, связанные с особенностями взаимоотношений религии и политики, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что религия, прочие формы общественного сознания, надстроечные образования способны оказывать заметное влияние на экономические структуры и друг на друга. Изучая различные ситуации переплетения религии и политики, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что в некоторых исторических условиях одними и теми же религиозными лозунгами оперируют соперничающие, противостоящие общественные классы. Необходимо в связи с этим ясно видеть это и бороться с использованием религии реакционными кругами, всегда учитывая
конкретные социальные интересы, скрытые за религиозной экзальтацией.
К. Маркс и Ф. Энгельс недвусмысленно критиковали попытки отождествления христианских и коммунистических идеалов. Разоблачая вред проповеди религиозно настроенных «истинных социалистов» для развития революционной классовой борьбы пролетариата͵ классики писали, что «вера в «дух святой общности» - это то, в чем коммунизм меньше всего нуждается для своего осуществления»9. Большое значение в этом отношении имел сравнительный анализ первоначального христианства и рабочего движения XIX в., совершенный Ф. Энгельсом в зрелые годы. Он показал, что, несмотря на ряд внешне общих точек соприкосновения, содержание христианских и социалистических идеалов прямо противоположно. Христианство хотело совершить социальное переустройство не в этом мире, а в потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти, в «тысячелетнем царстве».
Пролетариат, подчеркивали основоположники марксизма, совершенно не нуждается в религиозной маскировке своих прогрессивных устремлений. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципы нового, пролетарского понимания свободы совести, преодолевающего ограниченность буржуазной веротерпимости. К. Маркс положительно оценил такие мероприятия Парижской коммуны, как отделение церкви от государства и вывод учебных заведений из-под церковного влияния. В итоге священнослужители должны были вернуться к скромной жизни частных лиц и существовать за счет пожертвований верующих.
К. Маркс и Ф. Энгельс, однако, не признавали никаких попыток насильственного, волюнтаристского ускорения процессов отхода масс от религии, критиковали анархическое объявление политической «войны религии». Классики безусловно осуждали как порочные и неприемлемые идеи мелкобуржуазных социалистов (Л. О. Бланки, Е. Дюринга и др.) об административном «запрещении» религии в будущем социалистическом обществе. Отношение к ней должно быть частным делом граждан. Исчезновение религии, объяснял К. Маркс, произойдет «в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»10.
9 Там же, Т. 4. С. 11.
10 Там же. Т. 45. С. 474.
Разработка всех этих вопросов оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие научного атеизма. Много усилий для упрочения его фундамента приложили ученики и соратники Маркса и Энгельса.
Ленинский этап развития научного атеизма. Следующий этап в истории марксистского атеизма связан с именем В. И. Ленина. Деятельность В. И. Ленина проходила в новую историческую эпоху. Буржуазное общество вступило в последнюю - империалистическую - стадию своего развития, в повестку дня встал вопрос о социалистической революции, в мире бурно разворачивались национально-освободительные движения. «Гениальный продолжатель дела Маркса и Энгельса, Владимир Ильич Ленин, - указывается в Программе Коммунистической партии Советского Союза, - в новых исторических условиях всесторонне развил их учение, дал ответы на коренные вопросы современности, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства...»11
Новые требования были предъявлены и к атеистической теории. Марксистам на практике предстояло воплотить в жизнь принципы атеистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Вклад В. И. Ленина в их разработку позволил поднять научный атеизм на высшую ступень. Научный атеизм по праву принято называть марксистско-ленинским.
В. И. Ленин опирался на все достижения атеистического наследия классиков марксизма. Он подчеркивал глубокую последовательность и продуманность их научно-атеистических выводов, указывал на неразрывную связь политической линии марксизма в религиозных вопросах с его философскими основами.
Дальнейшее творческое развитие этих основ, общетеоретической базы атеизма - громадная заслуга В. И. Ленина. Он решительно отстаивал принцип единства материалистического мировоззрения и атеизма. В своих философских произведениях В. И. Ленин показал, что малейшее отступление от материализма открывает дорогу к религии, к фидеизму (поповщине). Разрабатывая марксистскую теорию познания, В. И. Ленин продемонстрировал общность, родственность гносеоло-
11 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. С 3.
гических корней религии и идеализма, раскрыл их сущность. В вопросе о критериях истины, о диалектике относительной и абсолютной истины В. И. Ленин развил марксистское учение о практике как критерии истины, показал его значение для безусловного отвержения фидеизма.
Важное атеистическое значение имеет сформулированное в «Материализме и эмпириокритицизме» понятие материи, уяснение отличий ее философского определения от естественнонаучных представлений о ее строении и свойствах. Вместе с тем В. И. Ленин писал о задачах использования данных конкретных наук для успешной борьбы с идеализмом и фидеизмом, о крайне важности создания прочного, органического и «взаимовыгодного» союза между естествознанием и диалектико-материалистической философией.
В. И. Ленин выступил не только против философских шатаний части российских социал-демократов (сторонников махизма, богостроителей). Он выявил связь между их мировоззренческими и социально-политическими колебаниями, раскрыл социально-психологическую подоплеку подобных отступлений.
В. И. Ленин выявил опасную социальную роль утонченных форм религии, выступил против заигрывания с нею со стороны некоторых социал-демократов. Критикуя богостроителей, стремящихся представить социалистические преобразования как религиозное дело, и богоискателей (реакционное направление в буржуазной интеллигенции, возникшее после поражения первой русской революции, приверженцы которого считали, что для «спасения» России нужна не революция, а «новая религия»), В. И. Ленин писал, что «богоискательство отличается от богостроительства... ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего»12. Он усматривал принципиальное единство этих течений в том, что при всех отличиях социально-политических ориентации (богостроители выступали за революцию, богоискатели - против) попытки упования на религию в качестве инструмента общественных преобразований объективно уравнивают их. Решение актуальных общественных проблем подменяется религиозными «исканиями» либо «строительством». Все это ведет к сходным негативным
12Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226.
последствиям для прогрессивного развития общественно-политических процессов.
Диалектически подойдя к возможности употребления лозунга «Социализм есть моя религия», В. И. Ленин показал, что если для одних он может быть формой перехода от религии к социализму, то для других (в данном случае - богостроителей) - от социализма к религии. «Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо «деяний» как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем «созерцает»-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего «я», обожествляемые богостроительством»13.
В трудах Ленина раскрыты и социальный смысл идеи бога, и порочность попыток ее «подчищения» в результате следующего приема: «из идеи бога убирается прочь то, что исторически и житейски в ней есть... причем вместо исторической и житейской реальности в идею бога вкладывается добренькая мещанская фраза...»14.
Он углубил понимание общественного источника религии в антагонистическом капиталистическом обществе, раскрыл ее социальные, классовые корни там, особенности их влияния на психологию масс. «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма... вот в чем самый глубокий современный корень религии» 15, - указывал он в работе «Об отношении рабочей партии к религии» (1909 ᴦ.).
Большое внимание уделял В. И. Ленин разработке научных основ политики рабочей партии и социалистического государства в отношении религии, церкви и верующих. Он посвятил этой проблеме несколько специальных программных статей, принял непосредственное участие в составлении ряда партийных документов, затрагивающих эти вопросы.
Борьбу с религией В. И. Ленин рассматривал как общепартийное, общепролетарское дело. Он решительно выступил против оппортунистического лозунга «Религия - частное дело для партии». Он отчетливо видел, что в эпоху империализма все яснее прослеживаются
13Там же. С. 227.
14Там же. С. 231.
15 Там же. Т. 17. С. 419
две противоречивые тенденции социально-политического «употребления» религии. Ее «опиумные» свойства все настойчивее пытаются использовать в своих интересах господствующие реакционные классы. Другой тенденцией является пробуждение широких масс верующих к революционной деятельности, рост их интереса к передовым общественным идеям. В итоге углубляется социально-политическая дифференциация внутри религиозных организаций, размежевание верующих в решении актуальных общественных вопросов.
Учитывая это, В. И. Ленин подчеркивал важность обеспечения единства всех демократических, социалистических сил в борьбе за новый мир. Задачу перестройки общественных порядков на социалистических основах не в состоянии выполнить один лишь авангард передового класса. Единство революционной борьбы угнетенного класса, указывал В. И. Ленин, за создание рая на земле важнее для марксистов, чем единство мнений пролетариата о рае на небе.
Безусловно важное дело атеистической пропаганды, указывал В. И. Ленин, должно быть подчинено развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров, борьбе за социализм. При этом открываются и реальные возможности для атеистического воспитания трудящихся. «Современный пролетариат, писал В. И. Ленин в статье «Социализм и религия» (1905 ᴦ.),- становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь»16.
В. И. Ленин предупреждал, что левацкий авантюризм в религиозном вопросе играет только на руку реакции и способен «озлобить массу». Анархическая «война с религией» укрепляет «деление масс по принципу религии, наша же сила в единении». Борьба с религией должна вестись «только идейным оружием»17, а для этого крайне важно последовательное осуществление требований свободы совести.
После победы Великой Октябрьской революции перед партией и рабоче-крестьянским государством встали новые, невиданные по своей сложности задачи, в том числе связанные с проблемами религии и атеистического
16 Там же. Т. 12. С. 143.
17 См. там же. С. 145.
воспитания населения. В. И. Ленин уделял им много внимания. Он принял непосредственное участие в подготовке декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, в котором были конкретизированы принципы марксистского понимания свободы совести применительно к условиям молодой республики.
Настоящим атеистическим завещанием В. И. Ленина стала работа «О значении воинствующего материализма» (1922 ᴦ.), в которой были определены основные направления атеистического воспитания населения в ходе развертывания социалистического строительства в стране. Особое внимание там уделялось вопросам атеистической пропаганды, применения всех средств для того, чтобы пробудить массы «от религиозного сна», в том числе использования боевого атеистического литературного наследия прошлого. «Было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, - писал Ленин, - думать, что многомиллионные народные... массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского просвещения»18.
В своих последних работах, записках, выступлениях В. И. Ленин все более подчеркивал крайне важность соединения «воинственности» атеизма с подлинной научностью в деле борьбы с религией. Это требование имеет непреходящее значение и в современных условиях.
Научно-атеистические принципы классиков марксизма-ленинизма получили свое дальнейшее развитие в документах коммунистических и рабочих партий, в трудах философов-марксистов. Соблюдение чистоты марксистско-ленинского учения в этих вопросах - важная предпосылка успешного осуществления атеистических процессов в социалистическом обществе, становления и упрочения там позиций массового атеизма, диалектико-материалистического мировоззрения.
18 Там же. Т. 45. С. 26.
Раздел пятый
Основные положения научного атеизма, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и развиваемые ныне КПСС и марксистами разных стран, являются высшим этапом в развитии атеизма.
Марксистско-ленинский атеизм является самой последовательной н цельной системой научных материалистических взглядов, опровергающих религиозные воззрения. Так же как марксизм-ленинизм вобрал в себя опыт всех революционных движений человечества, так и марксистско-ленинский атеизм представляет собой качественно новое учение, продолжающее и развивающее передовую атеистическую мысль всех предшествующих эпох.
В марксистско-ленинском атеизме преодолены все недостатки старого атеизма, решены проблемы, которые были выдвинуты в домарксовскую эпоху, но не получили в то время правильного решения.
Марксистско-ленинский атеизм со всей силой подчеркнул значение социальных корней религии и церкви, то есть социально-экономической основы общества, которая порождает религию и питает ее. Социальными корнями в буржуазном обществе были и есть жестокий гнет эксплуататоров, нищета и забитость трудящихся масс, которые ищут в религии утешение и спасение.
Отличие марксистско-ленинского атеизма от старого заключается и в том, что он впервые рассмотрел религию и церковь не как самостоятельную духовную область, а как надстройку над экономическим базисом общества. Он доказал, что религия и церковь в классовом обществе всегда выполняли роль духовного оружия эксплуататоров.
Марксистско-ленинский атеизм в отличие от предшествующего ему атеизма, который носил абстрактно-просветительский характер, является атеизмом воинствующим. Домарксовскнй атеизм боролся за просвещение, отстаивал науку, многое делал для духовного освобождения масс, но его представители не понимали, что одним просветительством религию и церковь победить невозможно.
Марксистско-ленинский атеизм считает, что борьба за просвещение должна быть подчинена главному - ликвидации социального неравенства, эксплуатации человека человеком, уничтожению политического гнета и войн, а также всех других социальных явлений, порождающих и оживляющих религиозные верования в умах и сердцах людей.
Особенностью марксистско-ленинского атеизма является его тесная связь с передовой наукой, его опора на достижения научного познания природы и общества. Именно эта особенность позволила марксистско-ленинскому атеизму аргументированно раскрыть бездоказательность религиозных сказок и догм о сотворении мира и человека богом.
Марксизм как учение близок и понятен трудящимся массам. Руководствуясь им, они стремятся сбросить с себя все формы угнетения, в том числе и религиозные. Поэтому и атеизм, вытекающий из этого учения, является наиболее действенным по своему влиянию на широчайшие массы трудящихся.
Сила и жизненность марксистско-ленинского атеизма убедительно подтверждены шестидесятилетней историей советского социалистического общества.
Утверждение и широкое распространение научно-атеистического мировоззрения являются ныне важнейшим фактором социального, экономического и нравственного прогресса социалистического общества, источником роста творческой инициативы трудящихся.
Литература:
атеизм марксистский
высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и про-грес. силы рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть материализм . В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т.17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ. жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности релит, сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что религия должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...» (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ-богосл. интерпретацию, а с другой дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что человек высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс материалистич. мировоззрение , являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.Статьи по теме: | |
Несклоняемые существительные Несклоняемые неодушевленные имена существительные
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей... Значение слова консолидация
КОНСОЛИДАЦИЯ консолидации, мн. нет, ж. (книжн., спец.). Действие по... Спирт этиловый Введение спирта
Наша статья раскроет информацию на всем известное средство «Этиловый... |