Все иконы божьей матери названия. Богородица

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Божия Матерь – наиболее почитаемый святой образ после самого Господа Иисуса. Православные христиане посвятили ей множество икон. Их разнообразие поражает, специалисты говорят о 700 вариациях святого лика. Однако точное количество неизвестно до сих пор. В жизненном предании о Богородице сказано, что ее икон, как звездных тел на небе – число знает только Царица Небесная. О том, какие существуют самые известные чудотворные иконы пресвятой богородицы, об их силе и помощи для верующих читайте дальше.

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

  • Казанская икона Божией Матери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

Консультант службы приходского консультирования Раиса Константиновна Егорова подготовила и прочитала лекцию об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Лекция ее отличалась информативностью. Но главным в ней было не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом. Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, были не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы она каждый раз обращалась к иконам Божией Матери, находящихся во всех трех приделах нашего Успенского храма. А при рассмотрении конкретных икон Раиса Константиновна обращала внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и раскрывала смысл иконы с догматической точки зрения.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице Иоанна Богослова.

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» (кондак первой недели Великого поста). Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова.

Самое древнее изображение, дошедшее до нашего времени — катакомбные росписи. Катакомбы — это погребальные пещеры в Риме, где ранние христиане проводили богослужение и на стенах и камнях сохранились изображения раннехристианских времен. На этих изображениях есть сцены Благовещение и сцены Рождества Христова. Часто встречается сцена поклонения волхвов.

В 3 веке получают распространения рельефные изображения Евангельских сюжетов, притч, аллегорий и т.д., но до иконы еще было далеко. Первые сюжеты с изображением Богородицы носили исторический характер, они иллюстрировали события священной истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве.

Эфесский собор в 431 году, осудил ересь Нестория, который до конца не признавал соединения в личности Христа двух природ – Божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее «Христородицей», а не как «Богородицей». Собор догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.

Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.

Пречистая Дева сказала: « Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна ) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.

В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

В 8 веке к гонениям на христиан в римской империи добавились бесчинства иконоборцев. Патриарх Константинопольский Герман, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел написать список с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери. Он увез его с собой в Константинополь и молился перед ним каждый день. Но за ревностное иконопочитание его низложили и изгнали. Предчувствуя свою кончину, он решил спасти икону. Написав письмо римскому папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. На другой день икона чудесным образом достигла Рима и пребывала в алтаре храма святого апостола Петра. Через более сто лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время богослужения, на глазах у всех молящихся в храме, икона снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви. Вскоре икона приплыла в Константинополь и была принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, восстановившим иконопочитание. С этого времени икона получила еще одно название Римская (Лиддская).

После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.

Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».

На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери. Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, зна меную вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники ). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.

Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цве та и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.

Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой ), например: Балыкинская икона Божией Матери.

Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.

Божия Матерь изображается в рост, сидя, по пояс, по плечи. На Руси гораздо большее распространение получили поясные иконы Богородицы, а написание фигуры в рост или сидящей на троне было по большей части использовано в монументальных композициях – во фресках и в иконостасе.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.

Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление». По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.

1 тип – «Оранта» лат. Молящаяся. Богоматерь представлена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонными наружу, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Эта молитвенная поза известна с Ветхозаветных времен. Первые изображения Богородицы «Оранты» встречаются уже в римских катакомбах. Ее поза предельно статична, величественна и монументальна. Богородица представляет сама по себе интерес, не только, как родившая Христа, но и как, молящаяся за род христианский. Богоматерь как бы раскрывается навстречу Христу, который нисходит через Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освещает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь «Оранта» трактуется, как олицетворение христианского храма, а также всей Новозаветной Церкви. Примером может быть икона Божией Матери «Нерушимая стена». Эпитет «Нерушимая стена» заимствован из акафиста Богоматери: «радуйся, царствия Нерушимая стена» (икос12). На поясе висит лентион (полотенце), которым Она утирает столько слез скорбящим. Этот образ входит в состав сложных композиций праздников Вознесения, Покров…

Фигура Богородицы, изображенная в полный рост с Богомладенцем в круглом медальоне на уровне груди, именуется «Великая Панагия» , что означает «Всесвятая» . Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографии лежат тексты из Ветхого Завета – пророчество Исайи: «Итак сам Господь дает вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис.7,14), и из Нового Завета – слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Примером может быть Мирожская икона Божией Матери и др.

В 11-12 веках появляется поясное изображение икон типа «Великая Панагия», которые в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали наз. «Знамение» . Одно из значений славянского слова зна мение – чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы – это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог, вместился в человеческое тело. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается Святая Святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее» — так величается Богоматерь в акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк.1,38). Иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Слово зна мение родственно славянскому глаголу зна менаю – созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; Младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; орлец – коврик под ногами используется в архиерейском Богослужении, что говорит о предстоянии Богу за весь род человеческий, поручи на руках Богородицы – символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

К этому типу относятся икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» явилась миру, как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечет губительная страсть винопития. Благословляющий Богомладенец написан стоящим в чаше — чаше Причащения. Эта чаща действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда едомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

К типу Оранты относится икона «Невеста Неневестная», она была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Сам святой называл ее «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) по смыслу близок жесту Оранты. Образ Богородицы явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1,38).\

Близкий к типу Оранты тип изображения Кириотисса — греч. Владычица , изображенная в рост стоящая Богородица, поддерживающая рукой Младенца в центре груди, но Она не молится, раскинув руки, а держит Младенца. Иногда подобный тип изображения называют Никопея Кириотисса — греч. Владычица-Победодательница . Этот образ восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений Знамение. Создание первообраза Кириотиссы, по преданию, приписывается апостолу Луке. Свое название Никопея Кириотисса получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома. Получивший большое почитание образ Богоматери «Живоносный источник» восходит к первообразу Никопеи Кириотиссы. В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник. Прославляют Ее, как Источник жизни, ибо от нее родится Христос – Путь, Истина, и Жизнь.

Другой тип иконографии Одигитрия , греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.

Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона Божией Матери), написанная апостолом Лукой находилась сначала в Антиохии, затем в Иерусалиме, а с 5 по 8 век пребывала в Константинополе, во Влахернском храме, где она прославилась многими чудесами. Именно с этой иконой патриарх Сергий обходил в 626г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, было установлено, ежегодно в субботу 5 седмицы Великого поста совершать Празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья истекла кровь, что повергла свидетелей в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.

Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.

В 11-12 в в Византии появился тип изображения Богородицы, близкий к Одигитрии, но Богоматерь восседает на престоле, а Младенец Христос на коленях, называется. Панахранта греч. Всемилостивая . Трон символизирует царственное величие Божией Матери, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. На Руси в 13в. Наибольшее почитание получила Печерская (Свенская) икона Божией Матери с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием Печерскими. К этому типу относятся наиболее известные иконы Богородицы «Державная», «Всецарица» и другие. Присутствие в композициях ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам святых Отцов не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Чеснейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Не ранее 10 века встречается еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери Елеуса греч. Милующая , а на Руси Умиление . В греческом искусстве данный тип именовался Сладкое лобзание . Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Тип умиления – один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…

У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.

Из икон типа Умиления наиболее известны Федоровская, Владимирская, Донская, «Достойно Есть», Почаевская, Киккская, «Взыскание погибших», Волоколамская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Ярославская, Толгская и другие. Есть оплечные варианты Елеусы: Корсунская, Игоревская, Касперская иконы.

Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия. 21

Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница . Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1Петр.2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой» (Евр.5,12).

Икона Богородицы «Утоли моя печали». Икона относится к иконографическому типу «Умиления». Пресвятая Богородица изображена с Младенцем Христом, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». В этих словах – есть тайный смысл образа. Левую руку Богоматерь приложила к голове, склоненной в умилении к Богомладенцу. Кажется, будто Она вслушивается в молитвы, к Ней обращенные. Название образа происходит от одной из стихир пятого гласа на вечернем богослужении в понедельник.

Мы рассмотрели три главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом. Их отношения, представленные на иконе можно разделить по трем христианским добродетелям – вера, надежда, любовь – и так заполнить эти три типа иконографии.

Вера — иконография Оранты. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — и мы в это верим. Надежда — иконография Одигитрии. Христос сказал о себе: «Я Путь и Истина и Жизнь» (Ин14,6), а Богородица, та кто помогает идти по этому пути — она наша ходатательница, помощница, наша надежда.

Любовь – иконография Умиления. Здесь Богородица, как символ души, находящейся в близком общении, любви с Богом.

Еще один тип изображения Богородицы — это одиночное без Младенца, обычно развернутая на три четверти с молитвенным жестом рук, называется Агиосоритисса греч. Заступница , получил распространение еще в 5 веке. Скорее всего, этот образ входил в Деисус греч. Моление — алтарную преграду, долгое время заменявшую иконостас (высокий иконостас сформировался в 15 веке). Простой Деисус состоял из трех икон: Спаса, Богоматери и Иоанна Крестителя. Два последних представлены в позе моления – в повороте к Спасу и воздетыми руками. По преданию, Агиосоритисса и представляла собой именно Богоматерь Деисусную.

Со временем Агиосоритисса выделилась из Деисуса и получила отдельные имена, такие как Параклисис греч. Просительница , а на Руси Боголюбская . Богородица в роли заступницы и посредницы.

Признаки этого типа изображения:

*одноличное, без Младенца, представление Приснодевы;

*наличие полуразворота влево или вправо к Спасу, направление взгляда: на зрителя, на Спаса вверх или вниз;

*подчеркнутый жест моления – обе руки, воздетые к Спасу (в руке может быть развернутый свиток моления), положение рук: сложены вместе, значительно разведены, скрещены на груди, или отсутствуют в оплечных изображениях.

* изображение ростовое, поясное, оплечное.

Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях (гимнографиях), объединяемые под общим именованием «акафистные иконы» .

Основной смысл икон этого типа – прославление Матери Божией. Этот тип скорее собирательный, так как иконография здесь строится не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрации того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Композиция иконы строится из наложения изображения Богоматери с Младенцем Христом предыдущих типов с дополнительными элементами, символами Ветхозаветных прообразов.

Пример «Неопалимая Купина». Есть два изображения этой иконы. Первое — «Неопалимая Купина» изображается в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая по пояс Богоматерь с Младенцем на руках. Это редкое изображение. Гораздо чаще мы видим другое изображение, но в ней более сложная иконографическая схема, это поздняя иконография 16-17 веков.

В церковных песнопениях Богородица нередко сравнивается с Неопалимой Купеной, несгорающим терновым кустом, который видел пророк Моисей на горе Хорив (Исх. 3,2). Сходство Неопалимой Купины и Матери Божией заключается в том, что как Ветхозаветная Купина осталась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пречистая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после прибывала Девою.

В центре иконы находится изображение Богородицы с Младенцем, в своих руках Она держит ряд символических атрибутов, связанных с Ветхозаветным пророчеством: Гору из пророчества Даниила, Врата Иезекииля, Лестницу Иакова, прислоненную верхним концом к плечу Богоматери – знамение того, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на небо всех верующих в него. Иногда пишут жезл – символ Спасителя, называемый в церковных песнопениях «жезлом от корня Иесеева» и другие. Это изображение заключено в восьми конечную звезду, образованную двумя четыреугольниками – зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет, объявшего ее пламени). Вокруг изображаются четыре Ветхозаветных сюжета: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы – служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил рождению Бога от Девы – их изображение располагаются в лучах восьми конечной звезды; среди них архангелы и безымянные ангелы — олицетворение стихий, известные из апокрифов. В углах красного четырехугольника – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел. Григорий Двоеслов так дал объяснение этим символам, что Христос принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев), вознесся на небо (орел). Иногда с символами животных изображается книга – тогда говорится о символике евангелистов. Евангелист Матфей символизируется человеком, потому что излагает о мессианском посланничестве в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелиста Луку изображают тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя, о котором излагает евангелист. Евангелист Марк – символизируется львом, раскрывая могущество и царственное достоинство Христа. Евангелист Иоанн – орел, изображает высоту учения Христова и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Теперь о Калужской иконе Божией Матери. Источники иконографии не до конца ясны. Образ Пресвятой Богородицы, читающий книгу пророка Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богоматери в Иерусалимском храме названо чтение книг Священного Писания. Книгу держит Она в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди.

Есть один интересный факт, связанный с обретением иконы в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Следует заметить, что родственница Хитрово была замужем за племянником Евдокии Лопухиной, который имел усадьбу в шестидесяти километрах от Тиньково. Евдокия Лопухина – последняя русская царица, первая жена Петра1, мать царевича Алексея, в последствии была подстрижена в монахини с именем Елена. И во время пребывания в Суздальском Покровском монастыре был написан ее портрет в монашеских одеждах с раскрытой книгой. Это было почти за сорок лет до обретения Калужской иконы Божий Матери. На иконе Богородица соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом царицы Евдокии Лопухиной. Как были и были ли связаны Калужская икона Богоматери и портрет Лопухиной, остается неизвестным. Пресвятая Богородица не только при своей жизни являла нам свой образ, но и по сей день Матерь Божия не оставляет и утешает нас.

В 1863 году игумен скита во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне с несколькими братьями по делам скита отправился в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Богородицы. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, преклонных лет, был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнения заказа никому другому. Когда иконописец, принялся за работу, по благословению и старческой немощи более уповая на помощь Богоматери, чем на собственные силы, работа шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Богородице о помощи. Он так и поступил, стал сугубо молиться и поститься. Однажды он провел весь день в молитве и на следующий отправился в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством. Эта икона называется «Самонаписавшаяся».

Сущестует необычный образ Богородицы, наз. Светописанный, который явился в Афонском Пантелеимоновом монастыре в 1903 году. Во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался, запечатлен образ Богоматери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братьев. Пресвятая Дева соблаговолила запечатлеть Свои Божественные черты с помощью фотографии, что с греческого языка переводится как светописание. Полученный образ и получил наименование – «Светописанный». Не когда святой Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесные Обители, желал видеть там Богоматерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в мир на помощь всем, призывающим имя Ея.

Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, «просто», скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Матерь Божия снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братьев, поддержать добрую традицию Обители. Фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира. К столетию была создана иконописная «версия» фотографии для богослужебного использования и составлена служба.

Такие иконы имеют для Церкви особое значение. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Они являются одним из видов Божественного откровения.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон, посвященных Ей. Можно насчитать более 860 наименований икон Богоматери. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.

Один западный богослов так выразил смысл почитания Богородицы: «самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу». Этой любви и учат нас Богородичные иконы.

Помимо икон Богородицы к Ее иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

Православные иконы

Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. В храмах их - сотни, попробуй сориентируйся, какая нужна. Вот тут и возникают вопросы: каким иконам молиться? Кому молиться? Какому святому? Попробуем разобраться - какая икона для чего.


КАЗАНСКАЯ БОГОРОДИЦА - самая почитаемая икон на Руси, на протяжении нескольких веков почитается как Покровительница и Заступница земли русской и народа русского. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе. Ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Образ Казанской иконы Божьей Матери помогает в различных бедах, напастях, болезнях

ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ - одна из наиболее чтимых, поскольку ею короновали царей и избирали первосвятителей. Перед ней молятся о смягчении злых сердец, исцелении немощи, смирении враждующих, исцелении бесноватых. Она особо охраняет матерей и их детей, беременным дарует легкие роды и здоровых малышей, избавляет от бесплодия и от заболеваний детородных органов. Образ матери заступницы во всех бедах и печалях.

Икона Пресвятой Богородицы ОТЧАЯННЫХ ЕДИНАЯ НАДЕЖДА -Несмотря на то, что икона эта малоизвестна, кем-то из верующих (а это не запрещено церковью) ей составлен акафист. Молятся перед иконой в различных скорбях и когда человек находится в унынии. Те, у кого ослабла вера, просят Богородицу вернуть былое расположение духа и ниспослать духовную бодрость. Иконе молятся об избавлении от врагов, о вразумлении ссорящихся (особенно соседей), об искоренении зависти. Она – помощница в лечении болезней современности – алкоголизма, курения, игровой и компьютерной зависимости..

БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ - Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. При обращении к Богородице «Почаевская» молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена, молятся о даровании здоровья и чудес помощи в нуждах.

Скоропослушница

Иверская

Неувядаемый цвет

Взыскание погибших


СКОРОПОСЛУШНИЦА - молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.

ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ - Хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в болезни.

НЕУВЯДАЮЩИЙ ЦВЕТ -При обращении к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, разрешении семейных неурядиц. Молитвы к этой иконе помогают не ошибиться в выборе супругов. Цветок в руках Богородицы утверждает непорочность Матери Божьей и символизирует неувядаемость девства.

Икона Богородицы ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ - обращаются с просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят о счастливом браке и здоровье детей, помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души.

Икона Богородицы УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ - молятся об избавлении от различных болезней как телесных, так и душевных..

Икона Пресвятой Богородицы МИЛУЮЩАЯ - или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях..

ФЕОДОРОВСКАЯ икона Божьей Матери - издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. Предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

ИЕРУСАЛИМСКАЯ икона Божией Матери - молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов..

ТИХВИНСКАЯ - Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности..

Богородица ПОЧАЕВСКАЯ - молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена., молятся о даровании здоровья и чудес помощи в нуждах.

КОЗЕЛЬШАНСКАЯ икона Божией Матери - молятся об исцелении ортопедических заболеваний, особенно помогает девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье.

ТРОЕРУЧНИЦА - перед чудотворным образом Божьей Матери молятся об исцелении от болей рук и ног или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали. .

Умягчение злых сердец

Умиление

Икона Божией Матери ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ - молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

Икона Божией Матери БЛАГОДАТНОЕ НЕБО - помогает женщинам выйти замуж, обрести счастье в супружестве и материнстве. Иконе молятся об избавлении от пьянства и других зависимостей. Если у Вас есть заветное желание, молитесь перед иконой «Благодатное Небо», и оно исполнится. Считается, что икона оказывает покровительство воинам-десантникам (ВДВ) и помогает им в службе..

Икона Божьей Матери УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ - перед иконой просят о семейном перемирии или о том, чтобы не было вражды между соседями, а также о мире между целыми государствами. В нашей культуре образ Матери Божьей, у которой грудь пронзена стрелами, является одним из наиболее эмоциональных и выразительных в иконописи. Он дает возможность почувствовать милосердие и сострадание, Перед ней молятся об умягчении сердец тех, кто идет к вам со злыми помыслами.

БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ - икона является заступленицей как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей. Матери молятся о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке.

Смоленская

Барская

Жировицкая

Ласковая мать

Икона Пресвятой Богородицы СМОЛЕНСКАЯ - именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Икона для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

БАРСКАЯ икона Божией Матери - молятся о хороших отношениях в семье, за детей и здоровье, она являет чудеса исцеления и милости Божией ко всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и молитвах.

Икона Пресвятой Богородицы ЖИРОВИЦКАЯ - молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной, так же молятся об устройстве девичьей судьбы, о счастливом браке.

Икона Пресвятой Богородицы ЛАСКОВАЯ МАТЬ - молятся о детях, чтобы дети были поддержкой в жизни.

Нечаянная радость

Трех радостей

Святая троица

СЕМИСТРЕЛЬНАЯ


НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ - молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии, молятся о даровании духовного прозрения.


Икона божией матери ТРЕХ РАДОСТЕЙ - Молятся о возвращении утраченного, о спасении от неприятелей, об освобождении из заточения, об исцелении и о благополучном разрешении любого дела. Приходящие к образу люди заметили, что после усердной молитвы радость приходит к ним в дом в троекратном размере, за что икона и получила свое современное название.


СВЯТАЯ ТРОИЦА - Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.


СЕМИСТРЕЛЬНАЯ - Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.


Целительница.

Неупиваемая чаша

Нерушимая стена

Богородица Покрова

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА - молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молятся за всех грешников, икона призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

НЕРУШИМАЯ СТЕНА - Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа

БОГОРОДИЦА ПОКРОВА - молятся об избавлении от бед, о защите страны от врагов..

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА - Очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ - Это самый почитаемый в мире святой. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо, покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН - молятся об исцеление от тяжёлых недугов, является покровитель воинов, так как воины, чаще других получающие раны, и больше всех нуждаются во враче-целителе.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - Основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.


АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ - молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений. Задача ангела-хранителя - способствовать спасению подопечного, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. По правилам эта икона ставится во главе иконостаса..

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - молятся о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении. По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя - Спас Нерукотворный.

Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени . Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Символика жестов

РУКА , прижатая к груди – сердечное сопереживание.
РУКА , поднятая вверх – призыв к покаянию.
РУКА , протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
ДВЕ РУКИ , поднятые вверх – моление о мире.
РУКИ , поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
РУКИ , прижаты к щекам – знак печали, скорби.



gastroguru © 2017