Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Тревожные симптомы у ребенка: когда вызывать скорую? Тревожно депрессивное расстройство у детей с температурой.


Полезное на эту тему: Упражнения по преодолению тревоги (прим.ред.)

Часто ли вы тревожитесь? Каких дней в вашей жизни больше – спокойных или волнительных? Легко ли вы засыпаете? Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения.

Чем нормальная тревога отличается от патологической?

В умеренных дозах тревога полезна. Если бы наши предки чувствовали себя расслабленно в диком лесу или среди чужаков – пожалуй, их всех бы давно уже съели. Да и сегодня волнение накануне экзаменов или важного собеседования помогает нам собраться и включиться в работу. Иными словами, тревога – это сигнал, что пора взяться за ум.

А вот если тревога возникает не по делу, а по любому незначительному поводу, если она не стимулирует к разумным действиям, а парализует – значит, она переродилась в патологическую. Последняя уже не помогает нам ориентироваться в мире и справляться задачами, а только осложняет жизнь. Когда тревоги становится настолько много, что она заполняет собою большую часть времени, мы можем с аккуратностью предполагать генерализованное тревожное расстройство или ГТР.

Тест на определение уровня тревоги (прим.ред.)

Это какая-то новая болезнь? В чём её отличие от панических атак?

Генерализованное тревожное расстройство, как и паническое расстройство – это заболевание, относящееся к группе тревожных расстройств. Его главным симптомом является неконтролируемая тревога, которая наводняет сознание и не позволяет расслабиться. Человек с ГТР находится в состоянии беспокойства большую часть времени и ничего не может с этим поделать. Сколько бы он ни пытался отогнать тревогу усилием воли – она возвращается снова.


Диагноз ГТР лишь недавно получил самостоятельность. Раньше его ставили по остаточному принципу, последовательно вычеркивая ряд других вариантов вроде панического или острого стрессового расстройства. Теперь ситуация изменилась. Более точное понимание специфики болезни и её критериев привело к тому, что отныне ГТР рассматривается как отдельная диагностическая единица.

В отличие от панического расстройства, тревога при ГТР не привязана к конкретным ситуациям – поездкам в метро или походам в гипермаркет. В отличие от ипохондрического расстройства, тревога при ГТР касается не только здоровья, но и других тем и областей жизни. Кроме того, тревога при ГТР не вызывается лишь определенными предметами или живыми существами, как это бывает при фобиях. Так что ГТР действительно является самостоятельным заболеванием.

И много ли заболевших?

Много. По разным источникам, генерализованным тревожным расстройством страдают до 8 % населения Земли, и цифра эта в последнее время медленно растёт.

Кто попадает в группу риска?

В первую очередь, женщины от двадцати и старше, проживающие в крупных городах, поскольку женщины заболевают ГТР в два раза чаще мужчин. В группе риска оказываются и те из нас, кто в прошлом пережил смерть одного из родителей, чьи ближайшие родственники страдают тревожными расстройствами, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки или имел опыт раннего жестокого обращения.


Есть ли у ГТР другие симптомы, кроме свободно плавающей тревоги?

Конечно, есть. И касаются они прежде всего телесных ощущений. Для того, чтобы врач поставил диагноз ГТР, у обратившегося к нему человека должен быть как минимум один из следующих четырёх симптомов:

  • Усиленное или учащённое сердцебиение;
  • Тремор или дрожь;
  • Потливость;
  • Ощущение сухости во рту, не связанное с обезвоживанием или приёмом лекарств.
А ещё у него должно быть не менее трёх симптомов из перечисленных ниже.

Симптомы, связанные с грудной клеткой или брюшной полостью:

  • Затруднения в дыхании;
  • Чувство удушья;
  • Боль или дискомфорт в груди;
  • Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке);
Симптомы, связанные с психическим состоянием:
  • Чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • Чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось и находится "не здесь";
  • Страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти;
  • Страх умереть;
Общие симптомы:
  • Приливы тепла или ознобы;
  • Онемение или ощущение покалывания;
Симптомы напряжения:
  • Мышечное напряжение или боли;
  • Беспокойство и неспособность к релаксации;
  • Чувство нервозности или психического напряжения;
  • Ощущения комка в горле или затруднения при глотании;
  • Усиленное реагирование на небольшие сюрпризы или испуг.
Неспецифические симптомы:
  • Затруднения в сосредоточении внимания, "пустота в голове";
  • Постоянная раздражительность;
  • Затруднения в засыпании и-за беспокойства.
А как это всё проявляется в обычной жизни?

История первая.

Тридцатилетняя М., работающая бухгалтером на небольшом предприятии, всё чаще задерживается в офисе допоздна. Ей кажется, что в выполненную ею работу закрались неточности, и документы следует перепроверить. Измученная, с головной болью она в конце концов едет домой и всю дорогу размышляет, не заметит ли её ошибки начальница. Что, если заметила и захочет её уволить? Сможет ли она найти новую работу? Не ждёт ли её нищета? Дома М. охватывают новые тревоги. Она слишком много времени проводит на службе и, значит, не может быть хорошей матерью. Вдруг она упускает что-то важное у своего ребёнка? М. ложится в кровать за полночь в состоянии крайней усталости, но ещё долго не может уснуть от наплыва беспокойных мыслей. Неудивительно, что утром у неё едва находятся силы, чтобы выбраться из постели.

История вторая.

Студент-второкурсник Н. испытывает сильное волнение, размышляя о предстоящей сессии. Ему кажется, что, вытянув билет, он немедленно забудет весь материал, и его отчислят из института. Он также часто волнуется, что выглядит недостаточно уверенным и компетентным среди однокурсников и что он не привлекателен в глазах девушек. Размышляя о своём будущем, Н. предвидит череду неудачи и практически убеждён, что справиться с ними он не сможет. От этой постоянной тревоги у Н. часто крутит живот и пересыхает во рту, а временами кажется, что сердце бьётся слишком громко и быстро.

Может ли генерализованное тревожное расстройство случиться у ребенка?

Да, может. Чаще всего ГТР стартует в переходном возрасте, но иногда развивается и у младших школьников. Важно, что симптомы у детей могут несколько отличаться от симптомов у взрослого человека.

Посмотрим, что есть общего и в чём разница.

Общее:

  • Главный симптом у детей, как и у взрослых – это выраженное беспокойство, не связанное с конкретными ситуациями. Ребенок может волноваться по поводу успеваемости в школе, конфликтов внутри семьи, отношений с одноклассниками, своей внешности, некоторых моментов из прошлого или будущего. Его тревога постоянно перетекает с одной причины на другую. вызывая нервозность, напряжение или смущение.
  • Как и взрослые, дети воспринимают свою тревогу как неконтролируемую.
Отличия:
  • Дети с ГТР в гораздо большей степени, чем взрослые, нуждаются в поддержке и одобрении, ищут их у родителей и учителей.
  • Телесные проявления ГТР у ребёнка могут быть выражены в меньшей степени, чем у взрослого человека (тем не менее, среди них нередко встречаются разнообразные боли в животе, головные боли, частые позывы в туалет, повышенная потливость, сухость во рту, затруднения в дыхании и мышечное напряжение).
Также у детей встречаются следующие симптомы:
  • Проблемы с засыпанием, ощущение, что сна всегда недостаточно;
  • Раздражительность:
  • Вспышки гнева;
  • Быстрая истощаемость;
  • Утрата аппетита или склонность к перееданию;
  • Непослушание, враждебность.
Чем рискует человек, заболевший ГТР и отказавшийся от лечения?

Не хочется пугать, но перспективы у него не слишком приятные. Во-первых , ГТР скорее всего станет хроническим и будет досаждать на протяжение всей жизни, то усиливаясь, то становясь немного слабее. Во-вторых, есть немалый риск, что к расстройству в один не самый прекрасный момент присоединится депрессия (а так обычно и бывает). В-третьих , усталость и тревога провоцируют на расслабление с помощью алкоголя, а там рукой подать до алкогольной зависимости.

Постоянная тревога не даёт хорошо работать. Если человек пребывает в постоянном напряжении, да ещё и страдает бессонницей, его постоянным спутником становится хроническая усталость. Отсюда ухудшение внимания и памяти, возросшее количество ошибок и новый виток страха – вдруг дальше будет ещё хуже? Как правило, люди с патологически высокой тревожностью демонстрируют худшие навыки планирования повседневных дел, неэффективном справляются с рутинными задачами и склонны откладывать важные вопросы на потом, тем самым добавляя новых поводов для волнений. Иными словами, ГТР имеет свойство поддерживать самое себя.

Постоянная тревога мешает дружбе и близким отношениям. Друзья в какой-то момент устают слушать о надвигающихся бедах и больше не хотят разубеждать в том, что жизнь невероятно опасна. Близкие люди злятся на попытки контроля со стороны заболевшего, который требует постоянных звонков, отчётов и круглосуточной доступности по причине того, что он не переносит неопределённость. Больной оказывается в изоляции, которая усугубляет его состояние.

Как правильно разговаривать с другом или родственником, заболевшим ГТР?

Самым правильным шагом будет убедить его обратиться за помощью, поскольку каких-либо других "правильных" разговоров, которые облегчат его состояние, не существует. Постарайтесь воздержаться от совместных бесед на тревожные темы. Не надо объяснять больному, что его страхи безосновательны – это бесполезно, и тем более нельзя присоединяться к его опасения. Не стоит и идти на поводу у желания больного контролировать вас и ваше расписание, если таковые имеются. Достаточно сказать, что вы опечалены тем фактом, что его тревога сильна, видите необходимость врачебного вмешательства, но не готовы поддерживать заболевание, перекраивая свою жизнь.

Почему число заболевших ГТР растёт?

Одна из причин роста тревожности – это условия современной жизни с её высоким темпом, количеством негативной информации в СМИ, противоречием между установкой "успешный человек всё держит под контролем" и тем фактом, что в реальности наше влияние на окружающие события весьма ограничено. Культ силы и вечной молодости, царящие в обществе, тоже играют важную роль. Отказываясь признавать тот факт, что время необратимо и всех нас ждёт старость и смерть, мы становимся не счастливее, а гораздо тревожнее, поскольку вынуждены скрывать вполне понятные страхи и чувство уязвимости за безупречным фасадом.

Стоит учесть и семейный контекст. Один-два ребёнка в семье по умолчанию будут получать гораздо больше к себе внимания, чем пять или семь, как это было раньше, но это внимание не всегда идёт на пользу. Воспитывая единственное чадо, современные родители озабочены вопросами его физической безопасности и стремятся оградить его от всех возможных трудностей. С другой стороны, они могут предъявлять ему очень высокие требования в плане учёбы или спортивных достижений. Такой стиль воспитания – сочетание необоснованной требовательности и гиперопеки – провоцирует развитие ГТР.

Есть ли что-то особенно в личности самого человека, что делает его кандидатом на ГТР?

Как правило, у человека, который заболевает ГТР, недостаточно развит навык решения проблем. Чаще всего он действует путём проб и ошибок, не делая должных выводов и не осваивая других, более эффективных подходов, и потому быстро истощается. Поскольку же процент успешных решений у него достаточно низок, он со временем начинает видеть себя как человека не компетентного, а новые задачи воспринимает как катастрофу. В результате такой человек испытывает сильное беспокойство по всё более незначительным поводам.

Специалисты также замечают, что люди, предрасположенные к ГТР, как правило, не очень успешны в плане социальных навыков. Они не умеют говорить "нет", плохо переносят критику, неточно воспринимают других людей и затрудняются в понимании, как же они сами выглядят со стороны. Именно поэтому ГТР нередко сочетается у одного и того же человека с социальной фобией – патологической тревожностью в ситуациях общения.

Ещё один важный момент – это двойственное отношение человека к симптомам повышенной тревожности. С одной стороны, он подавлен и напуган тем, что не может своё беспокойство. Он размышляет, не сходит ли с ума, боится, что однажды не справится с наплывом пугающих мыслей, подозревает, что постоянное волнение портит здоровье и притягивает плохие события.

С другой стороны, способ думать у человека с ГТР всегда обладает чертами магического мышления, и потому симптомы ГТР воспринимаются им как полезные и необходимые. Так, пациент может иметь следующие убеждения:

  • Моя постоянная тревога помогает предвидеть опасности. Значит, я могу лучше к ним подготовиться и эффективнее им противостоять;
  • Если я постоянно тревожусь за своих близких, значит, я чуткий и любящий человек. Не тревожатся лишь чёрствые, равнодушные люди;
  • Если перестать тревожиться, есть риск расслабиться и привыкнуть к хорошему. А потом придёт беда, и ты окажешься перед нею совсем беззащитным;
  • Кто-то же должен обо всём беспокоиться! Раз этого не делают другие, это буду делать я.
Очевидно, что убеждённость в необходимости тревоги не позволяет человеку самостоятельно выбраться из замкнутого круга и перестроить способ мышления. Для этого как раз и потребуется помощь специалиста.

Кто лечит ГТР?

Психиатры и когнитивно-поведенческие психотерапевты, причём начать лучше с психотерапевта. Побеседовав с вами и предложив вам пройти некоторые тесты, он оценит ваше состояние и, в случае необходимости порекомендует обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Но так происходит не всегда – многие случае ГТР излечиваются только лишь методами психотерапии, без лекарств.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия?

Потому что она доказала свою высокую эффективность в лечение ГТР и на сегодняшний день считается терапией первого выбора.

И что же будет происходить в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии?

В ходе терапии пациент будет учиться жить без тревоги, совершая последовательную серию маленьких шагов. Эти шаги направлены на переоценку собственных мыслей, укрепление способности переносить неопределенность, развитие навыков решения повседневных проблем и многое другое. Пожалуй, самый большой плюс подобной терапии не только в том, что болезнь уходит, а в том, что в процессе сотрудничества с терапевтом пациент постепенно становится терапевтом самому себе и покидает кабинет, зная, как управлять собой и своей жизнью без лишнего беспокойства.

Метки: Тревожность ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Тревога по наследству

Психолог Анна Серебряная: "Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были "детьми с ключом на веревочке", которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших "резервуара", откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.

В нашем непростом мире очень актуальна проблема детской тревожности. Она проявляется уже в дошкольном возрасте и часто встречается у младших школьников. Тревожное состояние, безусловно, нельзя оставлять без внимания, потому что это сигнал того, что в жизни ребёнка что-то идёт не так. Это мешает социальной адаптации, негативно влияет на все сферы жизни мальчика или девочки, в том числе на интеллектуальное и физическое развитие.

Психологическая природа тревожности, её различные аспекты у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психология определяет тревожность как склонность человека переживать эмоциональный дискомфорт, предчувствовать опасность и ожидать негативного исхода событий. Это состояние могут переживать как взрослые люди, так и дети, начиная с дошкольного возраста. Такие ребята живут с ощущением беспричинного страха. Как правило, это не уверенные в себе мальчики и девочки с заниженной самооценкой. Они боятся внимания к своей персоне (из-за возможной насмешки и обиды), ведут себя примерно как дома, так и в детском коллективе. Но эта внешняя скромность и дисциплинированность на самом деле носит защитный характер - обусловлена стремлением избежать неудачи.

Ребёнок, проявляющий тревожность в дошкольном возрасте, и в младшей школе будет переживать подобное состояние. Ведь, период обучения всегда эмоционально насыщен: расширяется сфера событий, которые способны потенциально вызвать беспокойство (контрольная работа, диктант, ответ у доски и пр.). В связи с этим уместно вспомнить пресловутый кризис семи лет - возраст адаптации к новой роли ученика.

Отметим, что периодически тревогу по какому-либо поводу испытывает и совершенно нормальный с психологической точки зрения ребёнок. Разница в том, что такое состояние у него чётко обосновано, имеет вполне объяснимую причину. Более того, нормальный уровень тревожности необходим для адаптации и полноценной жизнедеятельности.

Причины тревожного состояния

Причины, которые провоцируют развитие у детей тревожности, можно классифицировать на две основные группы.

  1. Нервно-психическое состояние ребёнка. Здесь играет важную роль наследственный фактор (малыш перенимает характерную черту одного из родителей), характер и темперамент мальчика или девочки (впечатлительность, ранимость, мнительность), родовые травмы и перенесённые заболевания (в том числе болезни матери в ходе беременности).
  2. Внешние факторы. Прежде всего, это атмосфера в семье, стиль воспитания ребёнка (гиперопека либо, наоборот, отсутствие заботы, отчуждённость со стороны родителей). Немаловажную роль играет также обстановка в детском саду или школе.

Что касается дошкольников, то тревожность малыша часто вызывает непоследовательный воспитатель, эмоционально неуравновешенный, у которого постоянно меняются требования. В результате такого поведения педагога у ребёнка появляется растерянность, он не может решить, как ему поступить в конкретной ситуации.

Мощный стрессовый фактор - смена детского коллектива. Это влечёт за собой неуверенность в себе, необходимость устанавливать новые контакты со сверстниками.

Смена детского коллектива - мощный стрессовый фактор, провоцирующий тревожность у ребёнка

Ещё одна вызывающая тревогу ситуация - повышенная ответственность: малыш боится не оправдать надежды взрослых (родителей и воспитателя) и быть отвергнутым (по его мнению).

Отдельная тема - школьная тревога. Первоклассник попадает в абсолютно незнакомую среду с новыми нормами и правилами. И если один быстро осваивается с новой обстановкой, то у другого адаптация затягивается. Ребёнок беспокоится, что плохо ответит у доски, заработает плохую оценку, не понравится учителю и одноклассникам. Кроме того, для современной школы характерны чересчур большие нагрузки.

Школьную тревогу часто испытывают дети, которых слишком рано отдали в первый класс (не все шестилетки психики готовы к этому важному этапу в жизни).

Многие неадекватные родители заставляют сына или дочь непременно стать отличником, считают его умнее других: на этой почве они могут постоянно конфликтовать с учителем и другими родителями. Встречается и обратная ситуация, когда ребёнка недооценивают и считают бездарем.

Формы проявления и виды

Детская тревожность может проявляться в открытой и закрытой форме. В первом случае это состояние очевидно. Во втором - маскируется ленью, апатией, мечтательностью либо, наоборот, агрессивностью. В фантазиях малыш легко разрешает свои конфликты. И если у обычного ребёнка они связаны с реальностью, то у тревожного происходит полный отрыв мечты от жизни. Агрессия же направлена на то, чтобы вызвать боязнь со стороны окружающих и загнать вглубь свои собственные страхи.

Агрессия - один из способов замаскировать тревожность

Помимо общей повышенной тревожности у ребёнка, выделяют её конкретные виды. Это ситуативная тревожность, всегда связанная с каким-то моментом в жизни. К примеру, переживание, связанное с посещением кабинета врача, или боязнь самостоятельно ходить в магазин (малыш готов отказаться от шоколадки, лишь бы не покупать её самому).

Подобные состояния часто остаются у человека на всю жизнь, лишь немного сглаживаясь со временем.

Младшего школьника также может тревожить конкретная ситуация в школе, например, мальчик или девочка панически боится отвечать у доски, в то время как спокойно выполняет самостоятельную работу. В более старшем возрасте этот страх ослабляется и может исчезнуть совсем.

Сепарационная тревога - это сильное беспокойство, вызванное разлукой с домом или родителями. В раннем возрасте (год-полтора) это вполне нормальное состояние: беззащитный малыш боится расстаться с теми, кто о нём заботится. Со временем эта боязнь проходит (как правило, к двум годам), но иногда она остаётся. Чаще всего подобные приступы случаются, когда родители собираются на работу или же по делам. Помимо этого, малыш может сильно переживать по ночам, когда он спит в отдельной комнате.

Даже короткие расставания с мамой становятся для малыша трагедией

Диагностика

Опытный педагог (будь то воспитатель или учитель) уже в первые дни знакомства с ребёнком способен понять, что он страдает повышенной тревожностью. Сделать окончательный вывод помогут наблюдения во время занятий и в ходе режимных моментов.

Конечно, уровень тревожности - это не анализ крови и не показатель артериального давления. Это психологическое понятие, которое не измеришь каким-либо прибором. Распространённый способ психоанализа состояния ребёнка - общение с ним и наблюдение. Также сделать выводы помогает беседа с родителями и педагогом.

Для определения уровня детской тревожности психологи также используют различные тесты, которые, в основном, сводятся к перечню вопросов, на которые малыш должен ответить. Также это может быть ситуация выбора одного из предложенных вариантов. Важнейший этап тестовой диагностики - правильная интерпретация результатов.

Заслуживают внимания следующие эффективные методики.

Тест на тревожность у детей, разработанный Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки

Данная методика подходит для детей 4–7 лет и нацелена выявить степень эмоциональной приспособленности ребёнка к конкретной жизненной ситуации, а также позволяет оценить характер взаимоотношений малыша с взрослыми и сверстниками.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков (они имеют два варианта - для девочек и мальчиков). Каждое изображение - эпизод из жизни, хорошо знакомый ребёнку. Черты лица на рисунке не прорисованы, и задача малыша - подобрать необходимый по ситуации вариант (к каждой карточке прилагаются улыбающееся и печальное детское личико).

Рисунки испытуемому предлагаются в строго определённом порядке, при этом не задаётся дополнительных вопросов.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Затем психолог на основании полученного протокола производит количественный и качественный анализ. Вначале вычисляется индекс тревожности малыша (ИТ) по формуле:

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

высокий уровень тревожности ИТ выше 50%
средний уровень тревожности ИТ от 20 до 50%
низкий уровень тревожности ИТ от 0 до 20%

Качественный анализ предполагает рассмотрение каждого ответа ребёнка: психолог делает вывод об эмоциональной реакции в конкретной ситуации (особенно показательны одевание, еда в одиночестве, укладывание спать в одиночестве и пр.).

Как показывает практика, обычно наивысший уровень тревожности вызывают ситуации взаимодействия «ребёнка плюс ребёнок». И наоборот, отношения «ребёнок плюс взрослый» и моделирование привычных повседневных действий имеют более низкий показатель.

Фотогалерея: образцы рисунков для проведения теста Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки

Карточка для вопроса № 1 Карточка для вопроса № 2 Карточка для вопроса № 3 Карточка для вопроса № 4

Видео: дети проходят тест Тэмпл-Амен-Дорки

Тест Г. Лаврентьевой, Т. Титаренко

Методика предлагает ряд характеристик тревожного ребёнка (подходит для разного возраста).

  1. Не может долго работать, не уставая.
    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
    5. Смущается чаще других.
    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
    9. Руки у него обычно холодные и влажные.
    10. У него нередко бывает расстройство стула.
    11. Сильно потеет, когда волнуется.
    12. Не обладает хорошим аппетитом.
    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
    16. Часто не может сдержать слезы.
    17. Плохо переносит ожидание.
    18. Не любит браться за новое дело.
    19. Не уверен в себе, в своих силах.
    20. Боится сталкиваться с трудностями.

Эти вопросы задаются родителям или педагогу, который хорошо знает ребёнка. Чтобы узнать уровень тревожности, необходимо подсчитать количество утвердительных ответов.

Шкала явной тревожности cmas

Методика можно проводить с младшими школьниками в группе либо индивидуально. Ученику предлагаются 53 предложения, описывающие ситуацию или переживание. Каждое из них имеет два варианта ответа: верно и неверно. Выбор должен быть быстрым (время проведения теста - не более 25 минут).

  • 1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
    2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
    3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
    4 Ты легко краснеешь.
    5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
    6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
    7 Ты очень сильно стесняешься.
    8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
    9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
    10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
    11 В глубине души ты многого боишься.
    12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
    13 Ты боишься остаться дома в одиночестве.
    14 Тебе трудно решиться на что-либо.
    15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
    16 Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.
    17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
    18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
    19 Тебя легко разозлить.
    20 Часто тебе трудно дышать.
    21 Ты всегда хорошо себя ведешь.
    22 У тебя потеют руки.
    23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
    24 Другие ребята удачливее тебя.
    25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.
    26 Часто тебе трудно глотать.
    27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
    28 Тебя легко обидеть.
    29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
    30 Ты никогда не хвастаешься.
    31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
    32 Вечером тебе трудно уснуть.
    33 Ты очень переживаешь из-за оценок.
    34 Ты никогда не опаздываешь.
    35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
    36 Ты всегда говоришь только правду.
    37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
    38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
    39 Ты боишься темноты.
    40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
    41 Иногда ты злишься.
    42 У тебя часто болит живот.
    43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
    44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
    45 У тебя часто болит голова.
    46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
    47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.
    48 Ты часто устаешь.
    49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
    50 Тебе нередко снятся страшные сны.
    51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
    52 Бывает, что ты врешь.
    53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

Для интерпретации результатов нужно знать ключи.

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8–9 лет
девочки мальчики девочки мальчики
1 0–2 0–3 0 0–1
2 3–4 4–6 1–3 2–4
3 5–7 7–9 4–7 5–7
4 8–10 10–12 8–11 8–11
5 11–14 13–15 12–15 12–14
6 15–18 16–18 16–19 15–17
7 19–21 19–21 20–22 18–20
8 22–25 22–24 23–26 21–23
9 26–29 24–26 27–30 24–26
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более

Полученная шкальная оценка позволяет сделать вывод об уровне тревожности школьника.

Рисуночные тесты

Кроме того, уровень тревожности у ребёнка можно выявить с помощью рисуночных тестов, что особенно актуально в работе с дошкольниками. Данная методика основана на проецировании на бумагу своих переживаний и представлений. Малыш нарисует то, что он считает важным, а второстепенные моменты оставит без внимания. Рисунок - это зашифрованное в образе послание.

Один из таких тестов – «Рисунок семьи». При интерпретации психолог отмечает, все ли члены семьи изображены, их размер. Важно то, чем заняты люди: общим делом либо каждый сам по себе.

Рисуночный тест оценивает размера и расположение фигур, цвет и чёткость линий

Другой тест – «Моя группа» (или «Мой класс»): мальчик или девочка должны изобразить то, чем он занимается в детском саду, то, за что он любит туда приходить. Если у малыша доверительные отношения с педагогом и сверстниками, то он изобразит их на своём рисунке (причём, яркими красками и чёткими линиями). В случае же наличия психологических проблем дети часто рисуют одно только здание учебного заведения, то есть школу или детский сад мальчик или девочка воспринимает как нечто чужое и безликое.

Признаки повышенной тревожности у детей

Повышенная тревожность у ребёнка проявляется в виде распространённых симптомов.

  1. Ухудшение соматического здоровья. У таких ребят часто болит голова и живот, возникают простудные заболевания, у них может без видимой причины повышаться температура, особенно по утрам, когда нужно собираться на занятия или в детский сад.
  2. Необычные физиологические реакции в стрессовых ситуациях. Малыш может краснеть или бледнеть, ощущать дрожь в коленках, мышечное напряжение, головокружение, тошноту и пр.
  3. Странное поведение на занятии и отказ от выполнения заданий. Если у дошкольника или ученика что-то не получается, он может заплакать или же просто в сердцах бросить ручку, сопровождая свои действия эмоциональной репликой. На вопросы тревожный ребёнок может отвечать молчанием либо говорить наугад. Причём, такая реакция наблюдается даже если школьник выучил урок.
  4. Рассеянность, невнимательность во время занятий в детском саду или школе. Ребёнок неспособен выделить ключевую задачу, пытается охватить вниманием сразу все элементы. Частая отвлекаемость обусловлена стремлением избежать моментов, вызывающих беспокойство. Такие ребята также могут мечтать на уроке: ведь, свои мысли не вызывают у них тревоги.
  5. Тревожность очень часто сопровождается нарушениями сна.

Повышнная тревожность обязательно отражается на соматическом состоянии ребёнка

Психологическая характеристика тревожного ребёнка

Тревожный ребёнок отличается постоянным плохим настроением, подавленностью. Он почти никогда не улыбается либо желает это неискренне с грустным выражением глаз. Мальчик или девочка часто плачет, обижается без видимой причины. Малыш любит проводить время в одиночестве, не идёт на контакт со сверстниками. Самооценка беспокойного ребёнка, как правило, неадекватна: завышена либо занижена.

Среди тревожных детей можно выделить отдельные психологические типы:

  • невротики (имеющие соматические проявления в виде заикания, тиков, энуреза и пр.);
  • расторможенные (внешне активные дети с замаскированными страхами);
  • застенчивые (тихие, безынициативные ребята, плачущие из-за мелочей);
  • замкнутые (неприветливые, угрюмые дети, избегающие взрослых и сверстников, не интересующиеся учёбой).

Методы коррекции

Повышенное беспокойство у ребёнка - это серьёзная проблема. И у психологов существуют специальные программы коррекционной работы с такими детьми, которые подразумевают групповые либо индивидуальные занятия. Такая деятельность призвана сформировать у малыша навыки поведения в сложных ситуациях, научить его справляться со своим беспокойством, расслабляться.

Игровая терапия

Коррекция детской тревожность может успешно осуществляться методом игротерапии.

  1. «Разрывание бумаги». Психолог предлагает ребёнку без объяснения правил порвать бумагу. Сам он проделывает при этом то же самое, бросая куски с центр комнаты. Когда куча становится достаточно большой, малышу предлагается поиграть с ней, энергично подбрасывая фрагменты.
  2. «Игра с секундомером» (развивает навыки самоконтроля). За определённое время мальчик или девочка должны выполнить задание: построить башенку из кубиков либо раскрасить трафаретный рисунок. За быстро выполненную работу выдаются фишки. Со временем такая игра усложняется - психолог нарочно отвлекает ребёнка.
  3. «Представь, что ты это можешь». Предлагается воображаемая ситуация - малыш должен изобразить то, что у него вызывает трудности (например, представить, что он умеет завязывать шнурки и показать, как он это делает). В результате исчезает боязнь неудачи.
  4. «Волшебный ковёр» (игра нацелена на снятие напряжения, скованности). Малышу предлагается маленький «волшебный» коврик, который может превращаться в дом, кроватку, больницу, магазин и пр. Психолог берёт на себя роль мамы и придумывает сюжетно-ролевую игру.
  5. Игровые дыхательные упражнения типа «Надуй воздушный шарик», «Кораблик и ветер», «Дудочка» и пр. (помогают снять мышечные зажимы).

Сказкотерапия

В последнее время в практической психологии популярен метод сказкотерапии. Ещё в древности люди поняли, что сказка лечит душу и учит жизни. В такой форме легче увидеть свою проблему и принять её. Слушая вымышленную историю, малыш усваивает правильную модель поведения, причём на бессознательном уровне.

Психологами разработаны терапевтические сказки на все случаи жизни. Тревожного, боязливого, не уверенного в себя ребёнка следует познакомить с волшебной историей Ольги Хухлаевой «Сказка о воронёнке». Городская ворона однажды снесла яйцо. Через какое-то время оттуда вылупился маленький Воронёнок, нескладный и беспомощный. Но для мамы он, конечно же, был самым умным и красивым. Пришла весна - время, когда Воронёнок должен был научиться летать. Мама посадила его на краешек гнезда и предложила прыгнуть вниз и взмахнуть крыльями. Но птенец уполз в середину и тихо заплакал. Мама огорчилась, но не стала ругать сыночка. Через какое-то время соседские воронята уже хорошо летали, а герой по-прежнему боялся. И вот на помощь пришла старая мудрая ворона. Когда птенец сел на край гнезда, он толкнула его вниз. Испуганный Воронёнок камнем падал на землю, но вдруг он раскрыл рот и каркнул, а затем взмахнул крылышками и понял, что летит. На другой день мама устроила в честь повзрослевшего сына большой праздник, куда пригласила много лесных гостей.

«Сказка про подсолнечное семечко» (также Ольги Хухлаевой) способна помочь тревожным детям, страдающих от одиночества и страхов. Действие происходит на огороде. Там, в подсолнухе, живёт дружная семья семечек. Однажды налетел ветер, и семечкам пришлось расстаться: одних унесло, другие сами выпрыгнули из корзинки, а третьих поклевали птицы. Один из уцелевших малышей грустил - боялся покинуть свой родной дом, так как боялся неизвестности. Братья и сёстры же смеялись над ним. И вот настал день, когда семечко осталось в корзинке совсем одно. Ему стало очень одиноко. Наконец, оно набралось решимости и прыгнуло вниз. Ветерок бережно отнёс его на мягкую землю. Оказывается, здесь было тоже уютно. Утомлённое семечко заснуло и пробудилось по весне. Теперь это уже был прекрасный зелёный росток. Его окружали братья и сёстры. Они называли героя смелым молодцом и гордились им.

Проблему тревожности затрагивают также сказки «Случай в лесу», «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок в лесу».

Арт-терапия

Облегчить состояние беспокойного ребёнка поможет арттерапия. Так, популярна методика «Нарисуй свой страх». Ребятам предлагается создать на бумаге соответствующий образ, а затем рассказать о нём. Психолог при этом помогает наводящими вопросами: как зовут существо, где оно живёт, чем питается, есть ли у него друзья, кого оно боится. Интересно, что некоторые дети изображают учителя или воспитателя, сверстников, а кто-то - сам себя.

Такой рисунок помогает преодолеть барьер в сознании - малыш создаёт образ того, о чём он старается не думать. Затем изображение можно уничтожить любым способом (порвать, сжечь, запереть в шкафу и пр.). Другой вариант терапии - сделать страх дружелюбным или смешным (нарисовать ему забавные ушки, добрые глазки, косички, бантики, воротничок и пр.). И тогда он, конечно же, уже не будет вызывать беспокойство ребёнка.

Так приятно порвать свой страх на мелкие кусочки

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (ДЦП, ЗПР)

Иногда тревожность является сопутствующим состоянием при каком-либо заболевании у ребёнка. Так, дети с синдромом ДЦП из-за двигательной несостоятельности ощущают постоянное напряжение и неуверенность в себе. Каждую непривычную ситуацию они воспринимают как потенциальную угрозу и реагируют на неё крайне беспокойно. Патологическая тревожность ведёт к страхам, робости, даже апатии. Иногда, наоборот, такое состояние выливается в агрессию в целях самозащиты.

Детей с ЗПР очень волнует их особое положение в школе, отношение со стороны учителей и сверстников. Они переживают безысходность своего положения. По сравнению с нормально развитыми детьми такие ребята более пугливы (это следствие недостаточно сформированных процессов возбуждения), у них также может проявляться чувство гнева.

Влияние родителей на тревожных малышей

Безусловно, степень тревожности у малыша зависит от психологического состояния, характера и поведения его родителей. Подобный подход к жизни часто перенимается от мамы или папы.

Усилению беспокойства сына или дочери способствуют следующие факторы.

  1. Завышенные требования взрослых, часто употребление слов «ты должен», «ты обязан» (ребёнок оказывается в ситуации хронической неуспешности).
  2. Частые упрёки (порождают боязнь и чувство вины перед родителями).
  3. Сдержанность мамы или папы в проявлении чувств (при этом присутствуют постоянные предостережения, предчувствие беды, которая может случиться с ребёнком).
  4. Недоверие (сыну или дочери указывают, с кем дружить, проверяют карманы и пр.).
  5. Отсутствие теплоты и привязанности между членами семьи (каждый имеет свои увлечения, круг интересов и пр.).

Частые упрёки со стороны родителей порождают тревожность и чувство вины

Сильным стрессом для ребёнка является развод родителей. В данной ситуации малыш, как правило, оказывается с мамой, которая сама испытывает эмоциональную перегрузку и чувство несостоятельности. Женщина часто меняется: становится возбуждённой, агрессивной, стиль воспитания становится авторитарным. У неё не хватает времени на сына или дочку, и у ребёнка закономерно возникает чувство тревоги, отверженности и одиночества.

  1. Самые близкие люди ребёнка, прежде всего, должны понять и принять состояние малыша. Необходимо постоянно интересоваться его мыслями и чувствами, ситуациями из школьной или детсадовской жизни. Ведь, выход из трудного положения всегда легче найти вместе. Малыш должен знать, что ему есть к кому обратиться за помощью.
  2. Если ребёнок не желает открыто говорить о своих трудностях, то можно попробовать обыграть ситуацию через сюжетно-ролевую игру с куклами и попробовать разные варианты развития событий.
  3. Чтобы уменьшить тревожность ребёнка, нужно создавать условия, при которых ему не будет так страшно. Например, если сын или дочь боится совершить покупку в магазине, то нужно сделать это вместе, что бы показать, что в этом нет ничего страшного.
  4. Тревожного дошкольника или ученика стоит заранее подготавливать к важным событиям, например, если ребёнок долго не ходит в детский сад по причине болезни, то мама может заглянуть в группу, поздороваться вместе с малышом с другими детьми, дружелюбно поговорить с воспитателем в присутствии сына или дочки. Кроме того, никогда не нужно преувеличивать трудности, например, школьнику подчёркивать, какая сложная его ждёт завтра контрольная.
  5. Маме или папе полезно рассказывать о своём прошлом опыте: как они сами в детстве справлялись со своими тревогами.
  6. В любой ситуации нужно стараться выделять плюсы, например, низкая оценка за диктант - это важный опыт: школьник теперь знает, на что ему обратить внимание.
  7. Недопустимо сравнивать своего ребёнка с другими детьми: сопоставлять неудачи можно только с его собственными достижениями.
  8. Родители должны учить сына или дочь расслабляться, выплёскивать свои негативные эмоции через рисунки, занятия спортом и пр. Кроме того, трудно переоценить значение телесного контакта: в течение дня нужно многократно обнимать ребёнка, целовать его, ласково поглаживать по голове.
  9. И самое главное, мама и папа должны проанализировать своё собственное поведение, ведь, у оптимистичных родителей и дети вырастают оптимистами.

Тактильный контакт очень важен в любом возрасте для преодоления психологических проблем

Что касается сепарационной тревоги в раннем возрасте, то лучше свести расставания с малышом к минимуму. Оставлять его следует только с людьми, которых он хорошо знает. Если же родители вынуждены пользоваться услугами няни, то кроха сначала должен привыкнуть к ней: вначале пусть они поиграют в присутствии мамы или папы.

Работая с тревожными детьми, педагог должен уделять им особое внимание, не допуская ошибок, которые усугубят состояние дошкольника или ученика.

  1. Воспитателю или учителю начальных классов очень важно создать в детском коллективе климат доверия и безопасности. Он должен безусловно принимать каждого ребёнка вне его способностей и успехов. В то же время следует подталкивать ученика или воспитанника к пониманию своих трудностей и дальнейшему развитию.
  2. Замечания по отношению к ребёнку не должны быть публичными, в то время как похвалы стоит озвучивать при всём детском коллективе. Также недопустимы сравнения с другими детьми.
  3. Тревожным ребятам очень важна стимулирующая помощь педагога - уверения в том, что у него обязательно всё получится. Мотивацией для тревожного ребёнка может стать просьба сделать педагогу приятное (например, «порадуй меня своим рисунком» или «мне нужна твоя помощь для организации выставки»).
  4. Беспокойного дошкольника или ученика не следует торопить, при необходимости нужно повторить объяснение условий работы, акцентировать правильность выполнения отдельных деталей.

Методическая и научно-популярная литература на тему детской тревожности

Проблему детской тревожности подробно изучали российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди них В. Астапов, Л. Костина, В. Мухина, А. Прихожан, В. Ветрова, А. Петровский, А. Спиваковский, Д. Эльконин, З. Фрейд, К. Роджерс.

Так, А.М. Прихожан в своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» знакомит с результатами многолетних исследований. Психолог подробно рассматривает причины беспокойного состояния, формах проявления тревоги в соответствии с возрастом и особенностями психики ребёнка, знакомит со способами преодолеть переживаний.

Костина Л в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» раскрывает роль игровых методов в психокоррекционном процессе. Автор детально описывает конкретные приёмы, предоставляет готовые программы.

В издании Астапова В.М «Тревожность у детей» исследуется роль тревоги в поведенческих расстройствах ребёнка, способы преодоления таких состояний. Пособие будет интересно психологам, а также детским психотерапевтам.

Тревожность - одно из распространённых переживаний ребёнка, которое крайне негативно сказывается на всех сферах его жизни. Её могут вызывать внешние факторы либо особенности детской психики. Задача же родителей и педагогов - выявить такое состояние на раннем этапе и попытаться преодолеть его всеми доступными способами. Помочь могут откровенные беседы или же нестандартные методы психотерапии. В любом случае главное - окружить мальчика или девочку атмосферой любви и взаимопонимания.

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте. Боязнь темноты, монстров, жуков и пауков часто отмечается у детей 3-4 лет. У застенчивых детей первой реакцией на новые ситуации может быть страх или отторжение. Страх травмы и смерти распространен у более старших детей. Старшие дети и подростки часто волнуются при выступлении перед классом с сообщением о прочитанной книге. Такие затруднения не должны рассматриваться как проявления расстройства. Тем не менее, если эти в остальном нормальные проявления тревоги становятся настолько выраженными, что значительно нарушается нормальный образ жизни или ребенок переживает тяжелый стресс, следует думать о тревожном расстройстве у ребенка.

Код по МКБ-10

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Эпидемиология

В разные периоды детства примерно 10-15 % детей страдают тревожным расстройством (например, генерализованное тревожное расстройство, боязнь разлуки, социальные фобии; обсессивно-компульсивное расстройство; специфические фобии; острое и посттравматическое стрессовое расстройство). Для всех тревожных расстройств общим является состояние страха, беспокойства или тревоги, которые значительно нарушают образ жизни ребенка и по силе не соответствуют обстоятельствам, их вызвавшим.

Причины тревожных расстройств у ребенка

Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, однако в значительной мере модифицируется психо-социальным опытом; тип наследования полигенный, и лишь небольшое число специфических генов были описаны до настоящего времени. Тревожные родители склонны иметь тревожных детей, что представляет вероятность делать проблемы ребенка хуже, чем они могли бы быть. Даже нормальному ребенку сложно оставаться спокойным и собранным в присутствии тревожных родителей, а для ребенка, генетически предрасположенного к тревоге, это значительно более проблематично. В 30 % случаев эффект при лечении тревожных расстройств достигается при лечении родителей в сочетании с лечением ребенка.

Симптомы тревожных расстройств у ребенка

Вероятно, наиболее распространенным проявлением является отказ ходить в школу. «Отрицание школы» во многом вытесняется термином «школьная фобия». Истинный страх школы встречается крайне редко. У большинства детей, отказывающихся ходить в школу, вероятно, отмечаются страх разлуки, социальные фобии, паническое расстройство или их комбинация. Отказ ходить в школу также иногда отмечается у детей со специфическими фобиями.

Некоторые дети жалуются непосредственно на тревогу, описывая ее как беспокойство о чем-либо, например «Я боюсь, что никогда тебя больше не увижу» (боязнь разлуки) или «Я боюсь, что дети будут надо мной смеяться» (социальные фобии). В то же время большая часть детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: «Я не могу идти в школу, так как у меня болит живот». Такие жалобы могут вести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у детей с тревожными расстройствами.

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, однако медикаментозная терапия может потребоваться в более тяжелых случаях или при отсутствии опытного психотерапевта, специализирующегося в области поведенческой терапии у детей. Как правило, препаратами первого выбора при необходимости медикаментозной терапии являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI).

Большинство детей без осложнений переносит терапию SSRI. Иногда могут отмечаться неприятные ощущения со стороны желудка, диарея или бессонница. У некоторых детей появляются побочные эффекты в виде изменения поведения, включающие возбуждение и расторможенность. Небольшая часть детей не переносит SSRI, в таком случае приемлемой альтернативой являются серотонинергические трициклические антидепрессанты, такие как кломипрамин или имипрамин; оба препарата дают в стартовой дозе 25 мг внутрь перед сном, этой дозы часто бывает достаточно. При необходимости использования более высокой дозы следует контролировать уровень препарата в сыворотке крови, а также ЭКГ. Уровень препарата в крови не должен превышать 225 нг/мл, так как более высокий уровень часто ассоциируется с повышенным риском побочных эффектов при сравнительно небольшом увеличении терапевтического эффекта. Так как всасывание и метаболизм препаратов варьируют в значительной мере, дозы, необходимые для достижения терапевтического уровня, сильно отличаются. В некоторых случаях для снижения побочных эффектов бывает необходимо разделить дозу препарата на два или три приема.

SSRI, применяемые у детей старшего возраста и подростков

Препарат

Стартовая доза

Поддерживающая доза

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Известно, что депрессия – это актуальная проблема у людей XXI века. Развивается она из-за высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с ускоренным ритмом жизни. Депрессивные расстройства существенно снижают качество человеческой жизни, поэтому нужно научиться соблюдать личную психогигиену.

Причины тревожного расстройства

Относится тревожно-депрессивный синдром к группе неврозов (МКБ-10), и сопровождается различного рода физическими и психическими расстройствами. Самыми распространенными причинами депрессии являются следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность к депрессии;
  • множество стрессовых ситуаций;
  • органические изменения состояния мозга (после ушибов, травм);
  • длительная тревожно-депрессивная симптоматика;
  • дефицит в организме серотонина и незаменимых аминокислот;
  • прием барбитуратов, противосудорожных и эстрогенных препаратов.

Симптомы заболевания нервной системы

Основной симптом тревожно-депрессивного расстройства – это постоянная беспочвенная тревога. То есть, человек ощущает надвигающуюся катастрофу, угрожающую ему или близким. Опасность тревожно-депрессивного состояния заключается в замкнутом круге: тревога стимулирует выработку адреналина, а он нагнетает негативное эмоциональное напряжение. Пациенты, у которых наблюдается такое расстройство личности, жалуются на отсутствие настроения, систематическое нарушение сна, снижение концентрации внимания, сопровождающееся ознобами и болями в мышцах.

Послеродовая депрессия у женщин

Многие женщины сразу после родов испытывают тревожно-депрессивную симптоматику, которую называют детской грустью. Состояние длится от нескольких часов до недели. Но иногда депрессия и тревога у молодых мам принимает тяжелую форму, которая может длиться месяцами. Этиология тревожного­ состояния до сих пор точно не известна, однако врачи называют основные факторы: генетику и гормональные изменения.

Виды депрессивных расстройств

От истинного страха тревога отличается тем, что является продукцией внутреннего эмоционального состояния, субъективного восприятия. Расстройство проявляется не только на уровне эмоций, но и реакциями тела: повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, расстройством пищеварения. Существуют несколько видов этой болезни, различающихся между собой симптоматикой.

Генерализованное тревожное

При таком синдроме пациент хронически испытывает беспокойство, не зная причины состояния. Проявляется тревожная депрессия усталостью, нарушением работы ЖКТ, двигательным беспокойством, бессонницей. Нередко депрессивный синдром наблюдается у людей с паническими атаками или алкогольной зависимостью. Развивается генерализованное тревожно-депрессивное расстройство в любом возрасте, но женщины болеют им чаще, чем мужчины.

Тревожно-фобическое

Известно, что фобия – это медицинское название преувеличенного или нереалистичного страха объекта, не представляющего опасности. Проявляется расстройство по-разному: боязнь пауков, змей, полетов на самолете, нахождения в людской толпе, острых предметов, купания, сексуальных домогательств и прочее. При тревожно-фобическом синдроме у пациента возникает стойкий страх перед такой ситуацией.

Смешанное

Когда у человека в течение месяца и более наблюдаются несколько симптомов депрессии, то врачи ставят диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство». Причем, симптоматика не обусловлена приемами каких-либо препаратов, но ухудшает качество социальной, профессиональной или любой другой сферы жизни пациента. Основные признаки:

  • заторможенность мышления;
  • плаксивость;
  • нарушение сна;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность;
  • трудности концентрации внимания.

Диагностика депрессивных расстройств

Основным методом диагностики депрессии у пациента остается его расспрашивание. Выявлению симптоматики депрессий способствует доверительная атмосфера, чувство сопереживания, умение врача слушать больного. Также в практике психотерапии используется специальная шкала депрессии и тревоги HADS для определения уровня патологии. Тест не вызывает у пациента затруднений, не занимает много времени, но дает специалисту возможность поставить правильный диагноз.

Лечение тревожно-депрессивного синдрома

Общая стратегия лечения тревожно-депрессивных расстройств заключается в назначении комплекса лекарственных препаратов, гомеопатических средств, фитопрепаратов и народных рецептов. Немаловажное значение имеет и поведенческая психотерапия, которая во много раз усиливает эффект медикаментозной терапии. В состав комплексного лечения тревожно-депрессивного синдрома входят и физиопроцедуры.

Препараты

Избавиться от депрессивно-тревожного расстройства помогает медикаментозное лечение. Препаратов с психотропным воздействием существует множество видов, каждый из которых влияет на свою клиническую симптоматику:

  1. Транквилизаторы. Мощные психотропные лекарства, применяемые, когда другое лечение депрессии не оказало действия. Помогают избавиться от внутреннего напряжения и паники, снижают агрессию, суицидальные намерения.
  2. Антидепрессанты. Нормализуют эмоциональное состояние человека с обсессивно-компульсивным расстройством (навязчивые состояния), предотвращают обострение.
  3. Нейролептики. Назначают при неадекватных эмоциях пациента. Препараты воздействуют на участок мозга, который отвечает за способность воспринимать информацию и разумно мыслить.
  4. Седативные средства. Успокоительные лекарства, которые используют для устранения нервного напряжения, нормализации сна, снижения уровня возбудимости.
  5. Ноотропы. Воздействуют на участки головного мозга для повышения работоспособности, улучшения кровообращения.
  6. Альфа- и бета-адреноблокаторы. Способны выключать рецепторы, реагирующие на адреналин. Повышают уровень глюкозы в крови, резко суживают просвет кровеносных сосудов, регулируют вегетативные процессы.



gastroguru © 2017