Порядок обжалования решения мсэ. Как обжаловать решение МСЭ и куда подавать жалобу? Кто контролирует работу бюро МСЭ

Панов А.В.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

81375

Обжалование решения филиала ФГУ «Главное бюро МСЭ»

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро (рис.1).

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение главного бюро в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро (рис.2).

Обжалование решения ФГУ «Главное бюро МСЭ»

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение

Судебный порядок обжалования решения МСЭ

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке искового производства.

Практические рекомендации Центра медицинского права по обжалованию решения медико-социальной экспертизы

Прежде чем начать процедуру обжалования в Центре можно получить Независимое заключение квалифицированного специалиста по вопросам медико-социальной экспертиз

С , надеяться на пересмотр решения бюро МСЭ практически не стоит, чему свидетелем наш немалый опыт работы в этой области медико-социальной экспертизы.

Наибольшую вероятность пересмотра ранее вынесенного решения имеет мотивированное , составленное сотрудниками Центра медицинского права, в котором обосновывается степень нарушения функций организма исходя из данных объективной диагностики, содержания медицинской документации (медицинской карты амбулаторного больного, выписок из стационаров и т.д. и т.п.) с соответствующей ссылкой на нее и те конкретные ограничения жизнедеятельности и их степень (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью исходя из характеристик работ, содержащихся в соответствующих тарифно-квалификационных справочниках), которые возникают как следствие нарушения здоровья.

Большую роль имеет частота обращений к врачам - специалистам с фиксацией в медицинской документации жалоб пациента по основному заболеванию и проявляющихся вследствие заболевания ограничений жизнедеятельности, а также регулярные нахождения на лечении в стационаре. Девственно чистая медицинская документация или с редкими записями между освидетельствованиями в МСЭ будет вызывать лишь обоснованные подозрения их сотрудников в наличии диагноза и необходимости подтвердить ранее установленную группу инвалидности.

В день освидетельствования нет необходимости принимать в полном объеме лекарственные препараты, которые бы компенсировали имеющиеся симптомы болезни, т.к. это будет лишь свидетельствовать для сотрудников МСЭ, что реабилитация прошла успешно и в мерах социальной защиты гражданин больше не нуждается. Кроме того, при ограничении движений в суставах не надо демонстрировать каких выдающихся успехов достиг пациент, после имевшей место травмы благодаря твердости духа и силе характера. Государство в лице сотрудников МСЭ только скажет спасибо и снимет с Вас группу инвалидности.

Отказ в изменении решения МСЭК имеет больший шанс быть оспоренным в судебном порядке, т.к. при вынесении первичных решений по МСЭ эти решения принимаются простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения ее результатов, причем трудно, а порой и невозможно получить мотивированное объяснение на основании чего принималось такое решение. При оспаривании решения в суде будет обязательно назначена , а в отношении судебной экспертизы уже будут действовать нормы процессуального права, требующие обосновывать экспертные выводы, более того заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Отказ в изменении решения МСЭ еще не повод отказываться от намеченной цели, т.к. переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя) в связи с изменением состояния здоровья. Для этого достаточно походить по врачам 3-4 месяца, фиксировать в медицинской документации жалобы. Более точные рекомендации может дать юрист Центра медицинского права.

Суды в России ежедневно рассматривают споры, связанных с обжалованием гражданами решений бюро медико-социальной экспертизы.

Каковы же процессуальные особенности рассмотрения таких дел? На какие нормативные документы необходимо обратить внимание?

В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Во исполнение ст. 8 данного Федерального закона Приказом от 17 ноября 2009 N 906н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (с 08.01.2013 г. действует новый Приказ №310н о деятельности учреждений МСЭ).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пунктам 42-45 данных Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

На основании пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Анализ судебной практики показывает, что основания обращения инвалидов в суд многообразны. Это связано как с наличием у них большого объема субъективных прав, так и с зависимостью их правового статуса от причины и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности и т.д.

Гражданами, обращающимися в суд, заявляются требования о незаконности принятых в отношении них комиссиями бюро медико-социальной экспертизы решений относительно: установления той или иной группы инвалидности, отказа в признании лица инвалидом, причины инвалидности, срока, на который установлена инвалидность, размера процентов степени утраты профессиональной трудоспособности.

Дела рассматриваются судами как в порядке искового производства, так и по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в том порядке, который был избран гражданином при обращении в суд. При разрешении заявленных требований граждан суды проверяют:

1. соблюдение порядка и процедуры принятия решений комиссиями МСЭ,
2. компетенцию комиссии,
3. а также соответствие принятого решения действующему законодательству.

Суды руководствуются нормами ст. 254 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ, являющимися общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенными в п. 5 постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. N 906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Во исполнение ст. 7 Федерального закона N 181-ФЗ приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.07.2011г. N 21444, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который определяет административные процедуры исполнения государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы.

Как правило, при разрешении дела по существу суды назначают судебные комиссионные медико-социальные экспертизы.

В основном указанные экспертизы назначаются судами в главные бюро медико-социальной экспертизы одного из соседних регионов и были проведены без оплаты, так как оказание платных услуг не предусмотрено Уставами бюро. Проведение экспертизы в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» в г.Москве является платным, и при назначении медико-социальной экспертизы в этом Бюро расходы по её проведению судами отнесятся за счет средств федерального бюджета.

Важно!

Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя.

При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.


Сегодня мы поговорим о том, как оспорить несправедливо присвоенную и заниженную группу инвалидности, признанной медико-социальной экспертизой МСЭ в судебном или досудебном порядке. Так же узнаем, как правильно обжаловать и подать иск на решения МСЭ о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 г N 1121) решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.

Экспертное решение объявляется гражданину в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. Указанными Правилами предусмотрен также следующий порядок обжалования вынесенного специалистами бюро МСЭ решения в случае Вашего несогласия с ним " VI. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро. Гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.


Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".



Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» в ст.7 говорится, что медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.


Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в разделе VI предусмотрен порядок обжалования решений МСЭ в вышестоящую инстанцию (в зависимости от того, бюро какого уровня вынесло решение) или в судебном порядке.


Так, в месячный срок Вы можете обжаловать решение бюро в главное бюро, подав письменное заявление в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро. Бюро, проводившее МСЭ, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро обязано не позднее 1 месяца со дня поступления Вашего заявления провести медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов вынести соответствующее решение. Общая схема обжалования такая: решения бюро обжалуются, как Вы поняли, в главное бюро, решения последнего – в Федеральное бюро.


Однако решение бюро (главного бюро и Федерального бюро) Вы можете обжаловать в суде.

Если Вы сомневаетесь в обоснованности Ваших требований, может лучше пойти по пути обжалования в вышестоящую инстанцию, тем более, что и по срокам рассмотрения и морально-материальным затратам этот путь предпочтительнее.

Основанием для установления второй группы инвалидности являются стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, которые приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывают потребности в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи.


Ко II группе инвалидности могут принадлежать также лица, имеющее два или более заболевания, приведшие к инвалидности, последствия травмы или врожденные дефекты и их комбинации, что в совокупности функциональных нарушений приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека и его трудоспособности.


КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

На его основании гражданам присваивается та или иная группа инвалидности. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Пункт 5 тех же правил К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены: 1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

Б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом: 1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения: 1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц; г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации: 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм: 1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц; 3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц; е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень - способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действии в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н) ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств; (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н) 3 степень - способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. Таким образом, для присвоения группы инвалидности одного диагноза мало, нужно оценивать ваше состояние в целом.


Более подробно узнать, как оспорить несправедливо присвоенную и заниженную группу инвалидности в вашем конкретном случае, можно совершенно бесплатно у наших юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице


Обжалование решения бюро медико-социальной экспертизы

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.



gastroguru © 2017