Когда распалась Римская империя: дата, причины и последствия. §13

Научная статья о восьми основных факторах падения Западной Римской империи

В конце четвертого века нашей эры Западная Римская империя буквально рассыпалась после того, как почти 500 лет являлась величайшей в мире сверхдержавой. Историки обвиняют в крахе и падении Рима сотни различных факторов, начиная от военных неудач и упадка системы налогообложения из-за стихийных бедствий и даже изменения климата. Западная Римская империя рухнула в 476 году н.э., в то время, как восточная половина имерии существовала еще тысячу лет в виде Византийской империи.

Почему империя пала? Этот вопрос остается предметом дебатов. Читайте дальше, чтобы узнать восемь основных причин.

Сила варваров - вторжение варварских племен

Наиболее простая теория коллапса западного Рима кладет вину за падение на череды военных потерь, понесенных в сражениях против внешних сил. Рим сражался с германскими племенами в течение многих столетий, а варварские группы, такие, как готы, посягали на пределы империи. Римляне подавили германское восстание в конце четвертого века, но в 410 король варваров вестготов Аларих успешно разграбил город Рим.

Империя провела следующие несколько десятилетий под постоянной угрозой варваров, прежде чем на «Вечный город» был совершен налет снова в 455 году, на этот раз вандалами. Наконец, в 476 году, германский лидер Одоакр устроил мятеж и сверг императора Ромула Августула. С тех пор ни один римский император никогда не будет снова править снова на территории Италии, в результате чего историки считают 476 год моментом, когда Западная империя получила смертельный удар варваров.

Экономические проблемы и чрезмерное увлечение рабским трудом

Рим находился под атакой со стороны внешних сил, но также рушился изнутри по причине тяжелого финансового кризиса. Постоянные войны и перерасход бюджета значительно облегчили имперскую казну, а чрезмерное налогообложение и инфляция увеличили разрыв между богатыми и бедными. В надежде удрать от налоговика многие члены богатых классов даже бежали в сельскую местность и создавали независимые вотчины, что ускорило падение Рима.

В то же время империя страдала от дефицита рабочей силы. Экономика Рима зависела от рабов, рабского труда: военная мощь традиционно предоставляла для римских полей свежий приток покоренных народов. Но когда расширение империи застопорились во втором веке, поставка рабов в Рим и других военных сокровищ начала иссякать. Еще один удар рабскому труду был нанесен в пятом веке, когда вандалы утвердились в Северной Африке и начали срывать торговлю империи, рыская в Средиземноморье как пираты. С экономическим упадком империя начала терять свою власть в Европе, и падение Рима стало вопросом времени.

Рост Восточной Римской империи

Судьба Западного Рима была частично предопределена в конце третьего века, когда император Диоклетиан разделил империю на две половины - Западную империю, и Восточную Римскую империю, Византию, позже известную как Константинополь. Разделение сделало империю легкоуправляемой в краткосрочной перспективе, но с течением времени эти две половинки отдалились друг от друга. Восток и Запад не смогли адекватно работать вместе, чтобы бороться с внешними угрозами, а также часто ссорились по поводу ресурсов и военной помощи. Восточная империя росла в богатстве, перенимала греческий язык, расширяла владения, в то время, как латиноязычный Запад проваливался в экономический кризис.

Самое главное, что сила Восточной империи направлялась на отвлечение варварских нашествий на Запад. Город Константинополь был укреплен и хорошо охранялся, но Италия и город Рим, который имел, увы, уже только символическое значение для многих на Востоке - остались уязвимыми. Западная политическая структура окончательно развалится в пятом веке нашей эры.

Восточная империя проживет в той или иной форме еще тысячу лет до того момента, когда ее захватит империя Османская в 1400-х годах - это будет финальное падение Рима.

Перерасширение

В период расцвета Римская империя простиралась от Атлантического океана вплоть до реки Евфрат на Ближнем Востоке, но величина, возможно, также была причиной ее распада. На такой обширной территории управленцы империей столкнулись с административным и материально-техническим кошмаром. Даже с превосходными дорожными системами, практически лучшими в мире на то время, римляне не могли общаться быстро и достаточно эффективно управлять своим «холдингом».

Рим вылезал вон из кожи, чтобы мобилизовать достаточное количество войск и ресурсов для защиты своих границ от местных бунтов и атак извне, а во втором веке император Адриан был вынужден построить свою знаменитую стену в Британии только для того, чтобы держать противника на расстоянии. Поскольку все больше и больше средств направлялось на военное содержание империи, технический прогресс замедлился, и гражданская инфраструктура Рима пришла в упадок.

Коррупция правительства и политическая нестабильность

Если сам размер Рима сделал его трудно управляемым, то непоследовательное руководство только помогало в увеличении этой проблемы. Быть римским императором всегда являлось особенно опасной работой, но во время бурных времен второго и третьего веков она чуть не стала смертным приговором. Гражданская война бросила империю в хаос коррупции и насилия, и более 20 человек вступили на трон в течение всего лишь 75 лет, как правило, после убийства своего предшественника. Доходило до того, что императора убивали его собственные телохранители, и назначали нового государя по собственному желанию, а однажды даже продали с аукциона пятно от крови убитого за самую высокую цену. Как тут было не произойти падению Рима?

Политическая гниль распространялась также на римский сенат, который не смог умерить избыточные расходы императоров из-за своей собственной широко распространенной коррупции. По мере ухудшения ситуации гражданская гордость римлян ослабла, и многие римские граждане утратили доверие к руководству.

Появление гуннов и миграция варварских племен

Варварские нападения на Рим частично вытекают из массовой миграции варваров, вызванной вторжением гуннов в земли Европы в конце четвертого века. Когда эти евразийские воины прибыли в северную часть Европы, они вынудили многие германские племена отойти к границам Римской империи. Римляне с неохотой позволили членам племени вестготов войти на римскую территорию, относились к ним с особой жестокостью.

По словам историка Аммиана Марцеллина, римские чиновники заставили голодающих готов продавать в рабство своих детей в обмен на мясо собак. Некоторые историки считают, что, отнесясь к готам жестоко, римляне создали опасного врага в пределах своих собственных границ и предопределили падение Рима. Когда гнета стало слишком много, чтобы его терпеть, готы подняли восстание, и в конце-концов разгромили римскую армию и убили восточного императора Валента во время битвы при Адрианополе в 378. г. н.э.

Шокированные римляне договорились о худом мире с варварами, но хлипкое перемирие «размочили» в 410 году, когда король готов Аларих двинулся на запад и разграбил Рим. С ослаблением Западной империи германские племена, такие, как вандалы и саксы перешли через ее границы и заняли Британию, Испанию и Северную Африку.

Христианство и утрата традиционных ценностей

Некоторые из историков утверждают, что появление новой христианской веры внесло свой вклад в падение империи и. Миланский эдикт легализовал христианство в 313 году, а позже оно стало государственной религией в 380. Эти декреты завершили века гонений христианства, но они также, возможно, подорвали традиционную систему римских ценностей. Христианство вытеснило политеистическую римскую религию, которая рассматривала императора как имеющего божественный статус, а также внимание народных масс переключилось от славы государства на единственное божество. В то же время церковники христианства стали играть еще более активную роль в политических делах, что усложнило управление. Историк 18-го века Эдвард Гиббон ​​был самым известным сторонником этой теории.

Большинство ученых сегодня утверждают, что влияние христианства на падение Рима все же меркнет по сравнению с военными, экономическими и административными факторами.

Ослабление легендарных римских легионов

На протяжении большей части своей истории военная мощь Рима была предметом зависти древнего мира. Но во время упадка состав некогда могучих римских легионов стал меняться. Не удалось набрать достаточное количество солдат из римского граждан, и пытаясь сдержать падение Рима, императоры Диоклетиан и Константин начали нанимать в римские легионы иностранных наемников, чтобы поддержать армию. Ряды римских легионов в конце-концов наполнились германскими готами и другими варварами, так что римляне начали использовать латинское слово "Barbarus" вместо обозначения «солдат».

Эти германские солдаты удачи оказались жестокими воинами, они также имели мало лояльности к империи, или не ощущали ее вообще, и их властолюбивые офицеры часто восставали против своих римских работодателей. На самом деле многие из варваров, которые разграбили город Рим и снесли Западную империю окончательно, заработали свой военный опыт, служа в римских легионах.

Кризисные явления в империи фактически начались в III веке, когда произошли глубокие изменения в политической, экономической и культурной жини общества. Политическая анархия, связанная

со сменой императоров, в совокупности с вторжением германских племён вели к дестабилизации всей империи. Варвары постоянно проникали через границы, а у императоров не хватало времени, сил и ресурсов, чтобы их изгнать. Кроме того, экономика Римской империи долгое время развивалась неравномерно. Западные районы были менее экономически развиты, нежели восточные, где были сосредоточены более значительные трудовые ресурсы, и таким образом складывался неблагоприятный баланс торговли. Кризис поразил всё государство, многочисленные внутригосударственные проблемы и постоянные вторжения извне привели в итоге к его ликвидации.

Таким образом, причины падения Римской империи можно разделить на несколько блоков.

Военный блок

неспособность правителей контролировать действия своих полководцев

Это привело к потере боеспособности армии из-за слабого руководства войсками и эксплуатации солдат (присваивании большей части их жалования).

невозможность проводить рекрутский набор

Из-за демографического кризиса, нежелания служить и нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию.

найм варваров на службу

Приводил к проникновению варваров не только на территорию империи, но и в государственный аппарат.

Враждебность армии и гражданского населения

Солдаты больше терроризировали население, чем воевали.

Поражения в боевых действиях вели к потерям живой силы и техники

Экономический блок

падение денежной системы

галопирующая инфляция

тяжёлое налоговое бремя, от которого больше всего страдали бедняки

Упадок основной базы экономики - среднего землевладения

Социальный блок

рост влияния богатых слоёв населения и падение авторитета правительства

самопроизвол должностных лиц, не принимавших участие в государственных делах Рима и провинций

упадок городской цивилизации

социальная напряжённость, вызванная экономическим кризисом

Всё это способствовало тому, что в 410 году вестготами был взят Рим, в в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось двенадцати вековое владычество Рима.

Искусство Древнего Рима

Первое время своего существования Рим находился под сильным влиянием этрусков. У них римляне переняли устройство городов с регулярной планировкой, мощёные улицы и храмы на каменных фундаментах. Такой храм были квадратный в плане, обнесён с трёх сторон колоннами, стоял на высокой платформе и имел внутри три помещения. По краям крыши помещались маски Медузы Горгоны, сатиров и менад.


Искусство Рима периода Республики (V-I вв. до н. э.)

Храмы периода Республики напоминают греческие. Они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, имеют вход только с одной стороны.

Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Это изобретение привело к возникновению монолитно-оболочной конструктивной системы. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.

Внешний облик рима периода Республики постоянно менялся. Для Рима были характерны постройки двух типов - инсула и домус . Домус представлял собой одноэтажный особняк для одной семьи. В нёматрий - главное помещение римского дома - соединялся с обрамлённым колоннадой двориком, который назывался перистилем. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартирный дом, занимавший целый квартал. В инсулах обитала римская беднота.

Центром городской жизни являлся Форум. Республиканский форум имел неправильную форму, рядом с ним располагались различные строения, в том числе Табуларий - государственный архив. Рядом с ним располагалась курия - здание для заседаний городского совета и храм богини Весты.

Римкий гений проявлялся и в постройках целевого назначения. Так, использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов, каменных мостов, амфитеатров и терм.

Дорический орден римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название - тосканский. Его особенностями были большая толщина колонны, предельно простая база, гладкий без декора фриз. Но основании ионического и коринфского был создан композитный орден.

Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.

Римское общество и государство накануне падения

Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:

  • Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
  • Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
  • Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
  • Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
  • Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.

Последние годы империи

К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.

Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.

Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Окончательный раздел империи был предопределен особенностями исторического развития двух регионов Средиземноморья – романизованного Запада и эллинистического Востока. В западных провинциях некогда единой державы ускоренными темпами развивались протофеодальные отношения, из-за непосильного фискального гнета приходили в упадок города, а с ними товарное производство, ремесло и торговля, прогрессировала натурализация хозяйства, наблюдались общий экономический спад и разорение податного населения, слабела центральная часть и усиливалось влияние магнатов, нарастала варваризация населения, которая вела у деградации военной машины и упадку культуры. Напротив, на Востоке существовала сильная императорская власть, восточные провинции были менее разорены, чем западные, развитие протофеодальных отношений не достигло здесь такой глубины, как на Западе, да и городской строй (в социально-экономическом и культурном плане) сохранился в гораздо большей степени. Эти объективные обстоятельства обусловили разные исторические судьбы двух частей бывшей Римской империи.

В 395 – 396 гг. восставшие вестготские федераты под предводительством конунга Алариха подвергли страшному разгрому Македонию и Грецию. Выступивший против вестготов полководец и опекун императора Гонория вандал Стилихон разгромил полчища Алариха на юге Греции. Тем не менее правительство Восточной империи поспешило заключить с Аларихом договор, признав его правителем и верховным военачальником иллирийских провинций (397 г.). Под знамена Алариха со всех концов Восточной империи стекались отряды варваров, беглые рабы и колоны. К началу 5 в. он располагал уже внушительным войском.

В 401 г. Аларих во главе своих полчищ двинулся на Италию. В следующем году ценой крайнего напряжения сил (в частности, для защиты Италии были вызваны войска из провинций, в легионы записывали освобожденных рабов и колонов) Стилихону удалось дважды нанести поражение вестготам и вытеснить их из Италии. По случаю побед Стилихона над полчищами Алариха в Риме в последний раз был отпразднован триумф. Тем не менее правительство Гонория вынуждено согласиться на поселение вестготов в Иллирии. В 405 г. Италия подверглась нашествию союза германских племен под предводительством конунга Радагайса. В кровопролитной битве близ Флоренции Стилихон разгромил варварское войско (сам Радагайс погиб). Тем временем оставшиеся без защиты западные провинции были легко захвачены германскими племенами. Стилихон попытался склонить Алариха к союзу с Гонорием, однако в 408 г. был оклеветан перед императором и при попустительстве ничтожного Гонория предательски убит. В его лице Италия потеряла единственного защитника.

Узнав о гибели Стилихона, Аларих двинулся на Рим и осадил Вечный город. Получив в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра, он ушел из Италии. В следующем году Аларих вновь осадил Рим, но стены города были неприступны, поэтому предводитель вестготов вместе узурпатором Атталом (409 – 410 гг.) отправился в поход на Равенну, где укрылся Гонорий. Равенну варварам тоже взять не удалось, и Аларих в третий раз осадил Рим, брошенный императором на произвол судьбы. В отрезанной от снабжения столице империи стали свирепствовать голод и болезни. В августе 410 г. обреченный город пал (рабы ночью открыли городские ворота) и был разграблен варварами. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Аларих двинулся на юг Италии, но в пути заболел и умер на 40-м году жизни. Спустя несколько лет вестготы осели в Аквитании, где создали свое королевство.

Бездарного императора Гонория, умершего от водянки, сменил узурпатор Иоанн (423 – 425 гг.), после которого престол перешел к племяннику Гонория, сыну его соправителя Констанция III и сестры Галлы Плацидии, Валентиану III (425 – 455 гг.). Тем временем Западная Римская империя разваливалась на глазах. В 407 г. римские войска узурпатора Константина III покинули Британию, и остров обрел независимость. В юго-восточной Галлии (формально на положении федератов) обосновались бургунды, в северо-западной части Испании осели свевы, в Африке возникло королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.).

Большую опасность для погибающей империи представляли гунны, расселившиеся в Паннонии. В 451 г. они под предводительством Аттилы вторглись в Галлию. В "битве народов" на Каталаунских полях полководец Валентиана III Флавий Аэций, под знаменами которого сражались вестготы, франки и бургундцы, нанес поражение полчищам Аттилы. В следующем году гунны вторглись в Северную Италию и опустошили ее. В 453 г. Аттила внезапно умер, и кочевой союз гуннов распался. В следующем году Аэций пал жертвой придворных интриг. Несколько месяцев спустя был убит и Валентиан III. В июне 455 г. под предлогом мщений за убийство императора конунг вандалов Гейзерих захватил Рим. Преемник Валентиана III Петроний Максим погиб в уличной схватке, а вандалы в течение двух недель грабили и опустошали Вечный город, в связи с чем позднее возник термин "вандализм", означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Вскоре после ухода вандалов фактическая власть над Римом и Италией перешла в руки полководца Флавия Рицимера. Всесильный временщик по своей воле назначал и смещал императоров: так, один за другим на престоле сменились галл Авит (455 – 456), Юлий Майориан (457 – 461), Либий Север (461 – 465) и грек Прокопий Антемий (467 – 472). Все они были убиты. В 472 г. сначала Рицимер, а затем император Олибрий умерли от чумы. Племянник Рицимера Гундебальд в марте 473 г. провозгласил императором Глицерия (473 – 475), которого вынудил отречься от власти далматинец Юлий Непот, возложивший на себя императорскую диадему (474 – 475). Его низложил иллириец Орест, сделавший императором своего сына-подростка Ромула Августа (475 – 476), который по иронии судьбы носил имена основателя Вечного города и создателя системы принципата. Малолетнего императора римлян насмешливо прозвали "августенком".

В августе 476 г. предводитель скифов Одоакр захватил власть в Риме и стал властителем Италии. Орест был убит, а Ромул Августул низложен (23 августа) и отправлен в ссылку на виллу близ Неаполя, где и умер в том же году. Одоакр добился официального постановления о ликвидации титула императора Западной Римской империи и отослал императорские регалии в Константинополь (формально речь шла о восстановлении единства Римской империи под скипетром императора Востока). Этим незаметным событием завершилась история античного Рима.



gastroguru © 2017