О результатах, проблемах и перспективах единого зкзамена рассказывает директор федерального центра тестирования владимир хлебников. Выполнение заданий части А

Продолжи предложения:

Слайд №2

Сегодня на уроке :

    мы будем …

    если будет трудно…

— С какой целью каждый урок начинаем

с чистописания?

Повторяйте движения руки за мной.

ли

Вспомните слова, которые начинаются

с данного слога. Кто вспомнил два слова, поднимите руку. Назови их. Кто назовёт слово, которое никто не вспомнил?

ле

— Посмотрите, какие слова вспомнила

я к данному слогу.

лень, ленивый, лентяй, лента

— Найдите лишнее слово.

Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Ленивый – имя прилагательное.

Лента – неродственное слово.

— Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные?

Слайд №3

родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень

— Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл)

— Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет)

Слайд №4

-А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК.

— Что нужно сделать, как вы думаете?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

Моряк, морской, море

Какая тема урока? Чему будем учиться? (находить корень)

— Кто уже запомнил алгоритм, как найти корень? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Правильно ли мы сделали?

(с. 85 правило)

— Самостоятельно определите корень в слове ГРИБОК. Как лучше спланировать работу. (повторить правило)

(гриб, грибной, грибник)

— Встали, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали

Опустили, поморгали,

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Если я называю родственные слова – хлопок, нет — руки вверх.

Сахар –сахарница

Коробка — коробок

Лиса — лисёнок

Учебник- книга

Ручка – карандаш

Голова- шапка

Рука – ручной

Варенье – варить

Работа в паре Слайд №5

— Подберите однокоренные слова к иллюстрации. Корень выделите.

(рыбка, рыба, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбёшка, рыбак)

— Поднимите руку, кто подобрал 3, 4 слова? Назовите. У кого есть слова, которые ещё не прозвучали. Какой корень в словах?

— Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.)

Задание по выбору (карточка)

1. Найди родственные слова. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— стул, кресло, скамейка

— лист, листик, листва

2. . Прочитай внимательно диалог. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— Вы кто такие?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша тетка – гусеница.

3. Составь из слогов слова. Подбери родственные слова.

кот

сад

ик

дом

Слайд №6

Слайд №7

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

    мы учились…

    мы смогли…

    было трудно…

с 82,№2, правило

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные ) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

  1. Механическая - закрепление растения в почве.
  2. Питательная - поглощение воды и минеральных веществ.
  3. Проводящая - транспорт воды и растворов веществ.
  4. Запасающая - «депо» запасных веществ.
  5. Синтезирующая - синтез органических веществ (гормонов).
  6. Связующая - взаимодействие с корнями других растений, грибами и бактериями.

Дополнительные функции - дыхательная у водных растений, «подпорочная» (закрепление на опоре у лиан) и др.

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок - это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Клеточное строение корня

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa - осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Видоизменения корней .

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Это конспект по теме «Корень» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Тема: Корень слова.

Цель: актуализировать знания о корне.

Задачи :

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте корень слова.

3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, анализировать и обобщать.

4.Отрабатывать каллиграфию письма;

5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы : словесный, беседа, объяснение, наглядный.

Оборудование : учебник, карточки, компьютер, проектор

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке у нас гости

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте друг другу хорошего настроения.

2.Фронтальный опрос

Как правильно переносить слова с двойными согласными? (одна буква остается на строчке другая переносится)

Как пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Как правильно переносить слово с буквой Й в середине слова? (Буква Й при переносе не отделяется от гласной)

что такое окончание?

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре ) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». (слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. А журналом наблюдения у нас будет наша тетрадь.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд 3)

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку в тетрадь, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

· Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный. (карандаш)

· Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда)

· На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(картина)

· Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?(учителm)

· На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я – (пенал)

·Последний осенний месяц .(Ноябрь)

К

О

Р

Е

Н

Ь

— Какое слово получилось в вертикальном столбике? (корень)

— Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

6.Работа по теме урока

— Ребята, скажите, что обозначает слово корень?

— Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова? (много)

— Что общего в значении этого слова? (это важная часть чего-либо. например: корень учения-основа знаний)

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Откройте учебник на странице 115.

Что общего в этих словах? (у всех одинаковый корень)

А сейчас мы с вами исследуем слово. Вам нужно составить слово с корнем ХОД.

ход

переход

входить

Открытый урок

в 3 «Б» классе МОУ «СОШ № 94»

Корень слова

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 94» г. Саратова Гордеева Светлана Александровна


Тема урока: Корень слова.
Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень. 2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы. 3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование: Таблица «Корень слова», буквы, иллюстрация злобного Вируса, рисунки леса и волшебного дерева, карточки для каждого ученика.
Ход урока.
    Организационный момент.
У. Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
    Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.
У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).
К о вёр, Р ига, тупи к , друз ь я, вет е р, ва нн а .
(Буквы, обозначающие орфограммы, выставляются на фланелеграфе: О, Р, К, Ь, Е, Н). У. Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока. Д. Здесь зашифровано слово корень .(У доски ребёнок выставляет на фланелеграфе это слово.) У. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? Д. Корень есть у дерева, у зуба. У. Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока? Д. Корень есть в словах, значит тема урока: «Корень слова». Тема урока на доске: Корень слова. У. Что такое корень слова? Д. Корень – это общая часть родственных слов. У. А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
Уточнить представление …. Выяснить роль … . Отрабатывать умение … .
    Чистописание.
У. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил. Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил?

Д. Злой вирус повредил букву К. У. Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку. Определите закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв /// Д. Увеличивается количество заглавных букв К , к ним добавляется каждый раз строчная буква по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий. У. Что вы знаете о букве К ? Д. Это согласная буква. Она даёт два согласных глухих звука: твёрдый [к] и мягкий [к’]. У. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

    Работа по теме урока.
У. Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово? Д. Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д. У. Где можно найти значение слова слово и любого другого слова? Д. В толковом словаре Ожегова С. И. , Даля В. В. У. Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда. Как называются слова, которые входят в одно гнездо? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными?
У. Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
У. Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам. Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус. Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
ничество
пере … ок … ой
овичок … истая (местность) ? овик … ничий ок … ник
Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова. Д. Мы пришли в лес. У. Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет). Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема: КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное . слова. значение слова.
    Физкультминутка.
И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. Давайте немного поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Ведущий будет называть пары слов. Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не однокоренные, вставайте друг к другу спинами. (Данную физкультминутку составила Погосян Сусанна).
    Продолжение работы по теме урока.
У. Продолжим путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад. Как – то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

САД-
У. Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья? Д. Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает? Д. Злой Вирус съел все листочки – слова. У. Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым. Д. Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … . У. Как называются все эти слова? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными? Д. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение. У. Что ещё можно сказать о корне? Д. Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное Общая часть слова. значение слова. однокоренных слов.

Задание: спишите слова, распределив их по группам. На какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы. (Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)

    Работа с учебником.
У. Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова. В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает? Д. Он изучает части слова, образование новых слов. У. Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы. Стр. 49, упражнение 123(1). Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Человеку чай полезен – Чайник в доме неспроста.

У. Почему чайник так назвали? Д. В нём заваривают чай. У. Почему чай так назвали?
Д. Его делают из листиков чайного дерева. У. Какое задание можно выполнить с этим текстом? Д. Можно выписать однокоренные слова и выделить в них корень.

VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.У. Давайте обобщим всё, что узнали на уроке. 1.Что такое корень слова? (см. таблицу); 2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое. На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова. Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи. Корень, коренной, коржи. Холод, холмик, холодок. Горка, горный, городок. Школа, школьник, ученик.
X. Творческая работа. Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами. В заключение урока одной группе учащихся предлагаю написать интересный рассказ о зиме. Но… , рассказ не простой. Я дала вам начало рассказа, а ещё словосочетания, которые вы можете использовать в своём рассказе. И самое главное. В каждом предложении вашего рассказа должно быть слово с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе, теплым одеялом, метели заметут, лесные тропинки, дети рады, будут лепить.
Вторая группа учащихся получила другое задание. Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.
XI.Итог урока. Выставление оценок. Как называется тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке? Что мы сегодня повторили? Какое задание показалось самым трудным? Какое самым интересным? Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?
XII.Домашнее задание. Продолжается конкурс по подбору однокоренных слов. В словарики однокоренных слов запишите как можно больше слов с корнями, которые предложены в упражнении 129.

Пасечник Н. В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

Корень. Строение корня. Виды корней.

Типы корневых систем.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Использованные педагогические технологии: ИКТ, критического мышления, проблемного обучения.

Задачи урока: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.

Цели урока:

дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
воспитательные:формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами, фронтальная беседа, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный комплекс, микроскопы, микропрепараты,

натуральные объекты, схемы корневых систем и видов корней.

1. Организационный момент 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний (проводится в форме фронтальной

Из каких органов состоит растение?

На какие группы делятся органы растения по функциям? (вегетативные

и генеративные).

На какие группы делятся органы растения по расположению?

(подземные и надземные).

Назовите надземные органы. (Побег).

Какие органы относятся к подземным? (Корень).

Что такое ткань?

Какие виды тканей встречаются у растений?

Мотивация и целеполагание.

Мы изучили строение стебля и листа, нам предстоит изучить корень.

Таким образом в ходе коллективного обсуждения формулируются цели

урока: изучение корня,видов корней и типов корневых систем и

задачи урока:

Изучить внутреннее строение корня;

Изучить виды корней;

Изучить типы корневых систем;

Установить биологическую роль корня;

Выяснить возможности влияния агротехнических приемов на формирование корневой системы.

Для того, чтобы выяснить биологическую роль корня, изучим его клеточное

строение. Для этого воспользуемся учебником $ 31 стр. 80,а также проекцией микропрепарата на мультимедийной доске.

Учащиеся в парах работают с учебником над заполнением таблицы:

Клеточное строение корня

Зоны корня

Виды тканей образующих

Роль зоны

Корневой чехлик

Покровная

Защитная

Зона деления

Образовательная

Образование новых

Зона растяжения и

Образовательная

Рост корня в длину

Зона всасывания

Всасывающая – разновид –

ность покровной ткани

Всасывание воды и

растворенных мине –

ральных солей из почвы

Зона проведения

Проводящие: флоэма и кси-

лема, покровная, основная.

Проводит растворы ми –

неральных солей вверх,

а растворы органичес-

ких веществ вниз.

После заполнения и обсуждения таблицы формулируется проблема, а какие

функции может выполнять корень в соответствии с его строением.

В результате обсуждения проблемы выясняются основные функции

Укрепление растений в почве (корень – якорь).

Минеральное питание растений (всасывание воды и растворенных минеральных солей и подъем их вверх по ксилеме).

Учащимся предлагается выяснить роль корневых волосков (увели –

чивают площадь контакта с почвой).

После этого учитель демонстрирует натуральные корнеплоды свеклы и моркови и предлагает выяснить, какова их биологическая роль и какая ткань в каких корнях больше развита (запасающая- основная).

Учитель демонстрирует корневые черенки облепихи, малины с почками

и предлагает установить их роль в жизни растении (вегетативное размножение растений).После демонстрации растения из семейства Орхидных с зелеными корнями учащиеся приходят к выводу, что корни могут выполнять и функцию фотосинтеза.

Демонстрация корней растений из семейства Бобовые позволяет установить

функцию взаимодействия растений с представителями другого царства (бактериями) с помощью корней т.е. формирование микоризы.

Таким образом, в процессе поисковой беседы формулируются возможные функции корня.

Динамическая и офтальмологическая паузы (4 -5) минут.

После этого учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы по

выяснению видов корней и типов корневой системы. По ходу выполнения

работы обучающиеся заносят результаты в рабочие тетради:

1. Виды корней

Главный Боковые Придаточные

(формируется из (отрастают (развиваются

корешка зародыша) от главного на стебле и листьях)

и придаточных)

2.Корневая система-

3. Типы корневых систем

Стержневая Мочковатая

(главный корень (система придаточных

хорошо выражен) корней)

Делают выводы о сходстве и различии между стержневой и мочковой

корневой системой.

Перед учащимися ставится вопрос какая корневая система эффективнее

выполняет свои главные функции? (Это зависит от условий обитания растения), а после ответов формулируется проблема: может ли человек

повлиять на развитие корневой системы и для чего это можно было бы

сделать? В ходе обсуждения проблема решается, что сделать это можно с

помощью окучивания или пикировки с целью повышения интенсивности

минерального питания в условиях, создаваемых человеком при выращивании растений, что приведет к повышению урожайности. Учащиеся делятся опытом о применении таких приемов при выращивании растений на дачных участках.

Ученики оформляют лабораторную работу в тетради.

После изучения осуществляется первичный контроль и коррекция с помощью игрового момента «светофор»:

учащиеся поднимают зеленую карточку при правильном утверждении и

красную при неправильном.

1. Корень осевой орган растения.

2. Корни растут по направлению к солнцу.

3. Корни имеют двухстороннюю симметрию.

4. Образовательная ткань корня прикрыта корневым чехликом.

Выберите один правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован тканью:

а) проводящей; б) покровной; в) основной; г) механической. (1 б).

2. Корневые волоски расположены в зоне:

а) проведения; б) деления; в) всасывания; г) растяжения. (2 в).

а) корневой чехлик; б) всасывания; в) роста; г) проведения. (3 г).

4. Из корешка зародыша развивается корень:

а) главный; б) боковые; в) придаточные; г) все корни. (4 а).

Рефлексия:

Выполнили ли мы цель и задачи урока?

Какие трудности при этом возникли?

Где и как можно будет применять полученные знания?

После этого задается дифференцированное домашнее задание:

$ 31 стр. 80 – 81, дополнительно желающие могут подготовить информа –

ционное сообщение по темам:

Видоизменение корней.

Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни



gastroguru © 2017