Психические процессы влияющие на безопасность труда. Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

Важную роль в обеспечении безопасности человека играет его характер, под которым понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах действия при определенных обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам.

Представляют интерес следующие фак­торы: робость-смелость, нерешительность-решительность, ригид­ность-пластичность. Эти факторы тесно связаны с эмоционально-во­левой сферой. Характер учитывает­ся при профориентации и профотборе.

Определенное отношение к безопасной деятельности имеет тем­перамент. Соглас­но общепринятой дифференциации по темпераменту выделяются хо­лерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик - возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способ­ный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем дру­гие, отчего он быстрее устает.

В отличие от социально приоб­ретенного характера, темперамент обусловлен генетически.

Чем человек старше, тем в большей степени формирование харак­тера зависит от него самого.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (от греч.phobos - страх, боязнь), в частности:

агорафобия - боязнь открытого пространства и скопления людей;

акрофобия - страх высоты;

клаустрофобия - боязнь закрытых, тесных пространств;

пантофобия - боязнь всего вокруг, всего, что может произойти;

псевдофобия - боязнь, вызванная когда-то пережитыми события­ми; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев и др.

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, вы­полняющая функцию активного взаимодействия человека (как обла­дателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в кон­кретный момент и могут положительно или отрицательно сказывать­ся на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздей­ствия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опас­ности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как не­обходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных дейст­вий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содей­ствующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудно­стей и опасностей.

Было доказано, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать.

Это значит, что стресс оказывает положительное влия­ние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипер­мобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов само­регуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда назы­вают дистрессом.

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не пре­вышает определенного уровня, он способствует преодолению трудно­стей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организ­ма, и те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мо­билизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей. Нельзя до­пускать, чтобы на работе возникали длительные экстремальные си­туации: с ними можно смириться лишь как с исключительными слу­чаями.

Выделяют шесть групп производственных стрес­соров:

1) интенсивность работы;

2) давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа ит.п.);

3) изолированность рабочих мест и недостаточные межличност­ные контакты между рабочими (операторы современного предпри­ятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных по­мещениях);

4) однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

5) недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходи­мость действия возникает редко);

6) различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры ит. п.).

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрез­мерным формам психического состояния, которые называются ди­стрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряже­ния - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, про­является рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойст­венные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют со­стояния приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряженность, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление - это временное состояние органов или целого орга­низма, характеризующееся снижением работоспособности в резуль­тате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление.

Крайней формой утомления служит тяжелое утомление, грани­чащее с патологическими формами реакций на стимулы. При тяжелом утомлении человек совершает ошибочные действия, которые могут при­вести к несчастным случаям.

К наиболее распространенным психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжен­ность , то есть состояние повышенной психофизиологической активно­сти, и неадаптивность , вызванные экстремальными для данной лично­сти факторами и предвосхищением неблагоприятных для нее ситуаций. Длительная психическая напряженность может привести к стрессам.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения , так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние. Это состояние психической активности - необходимое условие успешно­го выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочув­ствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное на­пряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекаю­щую в экстремальных условиях. Экстремальный режим - это работа в услови­ях, выходящих за пределы оптимума. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1) физиологический дискомфорт, то есть несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решения;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, то есть условия, при которых выполне­ние одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее вы­ражены в неблагоприятных условиях. К ним относятся:интеллектуальное напряжение, сенсорное напряжение, монотония, политония, физическое напряжение, эмоциональное напряжение, напряжение ожидания, мотивационное напряжение, утомление.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, моти­вов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определенную структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление это­го мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Основные элементы теории мотивации психологии безопасности труда следующие: структура, сила мотивации, конфликт мотивов, уси­ление мотивов и др.

Т. Томашевский установил следующую пятизвенную мотивационную структуру: выгода, безопасность, удобства, удовлетворенность и нивелирование.

А. Маслоу предложил другую мотивационную структуру поведения: биологические мотивы, безопасность, привязанность и ласка, оценка и признание, актуализация творческих потенций.

В обеих структурах на втором месте находится мотив безопасности, что говорит о его важности.

Связь силы мотивов и трудности жизненных задач можно пред­ставить такой концептуальной альтернативной схемой: либо стрем­ление к успеху, например к заработку, либо избегание неудач и не­счастий, например травм.

Усиление мотивов установил Дж. Халл, связавший его с «гради­ентом цели», означающим, что с приближением к цели сила мотива увеличивается. Например, градиент выгоды зачастую оказывается больше градиента опасности при завершении работ.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности дея­тельности - риском, который означает либо действие, сопряженное с опасностью, либо действие в условиях неопределенности. Причинами рискованного поведения считаются выгода и опасность проигрыша.

Укажем на одну закономерность мотивации, которую исследовал американский психолог Дж. Аткинсон (1957). Он изучал, как влияет трудность задания на силу мотивации к его выполнению. Исследова­ние показало, что при выполнении простейших заданий, где вероят­ность успеха была близка к единице, мотивация была близка к нулю.

Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных зада­ний, где вероятность достижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая мотивация, как показали опыты Дж. Аткинсона, возникала к выполнению действий средней трудно­сти, когда имелось достаточно надежд на успех, но присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.

В том же исследовании было пока­зано, что характер связи между труд­ностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от индиви­дуальных особенностей людей и, в ча­стности, от свойств нервной системы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нервной системой, как прави­ло, были сильнее мотивированы на вы­полнение более простых действий, чем остальные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в зада­чах где имелось больше надежды на успех. Испытуемые, отличающиеся бо­лее сильной нервной системой, напротив, стремились к выполнению действий такой степени трудности, которая превышала среднюю.

В этих опытах обнаружилась и такая любопытная связь: испытуе­мые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в об­щественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение же задачи средней сложности, а тем более про­стой, уже может служить свидетельством недостатка их индивидуаль­ных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности и толкает ино­гда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

3. ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Наряду с утомлением и стрессом ученые выделяют особые психические состояния , включая пароксизмальные расстрой­ства сознания, изменения настроения; состояния, связанные с прие­мом психотропных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алко­гольных напитков ит.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причи­нами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей ав­тотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуля­торов (чая, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способ­ствовать повышению работоспособности на короткий период. Упо­требление транквилизаторов - препаратов, смягчающих психоэмо­циональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены - седуксен, элениум), представляет особую проблему. Оказывая выра­женное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препа­раты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вы­зывать апатию и сонливость.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится упот­ребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека. Какова бы ни была степень опья­нения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повы­шает подверженность опасности. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ве­дет к заторможенности и к снижению осторожности.

Не менее опасны аффективные состояния (аффект - взрыв эмо­ций), возникающие вследствие обид, оскорблений, профессиональ­ных неудач и бытовых конфликтов. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушитель­ные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к катего­рии с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны сле­дующие реакции.

1. Конфликт - реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновре­менно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

2. Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или в чрезвы­чайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внеш­них потребностей. В этом случае у него также будут проявляться ре­акции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

3. Тревога (тревожное ожидание) - эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определить объект или причи­ны своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опас­ного поступка.

4. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологиче­скому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функциональ­но страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуж­дает искать пути ее избегания.

Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опа­сения, боязнь, испуг, ужас).

Испуг - безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медлен­нее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень эф­фекта страха и подавления страхом рассудка.

Паника - одна из форм страха. В этом случае страх до­стигает силы аффекта и способен навязывать стереотип поведения (бег­ство, оцепенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на движения чело­века, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1) действие не совершается, то есть паническое состояние приво­дит к полной закостенелости поступков; в обиходе о подобных случа­ях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожидан­ности);

2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защит­ных движений, которые, однако, не соответствуют объективным тре­бованиям защиты;

4) человек продолжает выполнять автоматические действия без ка­ких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, име­ет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основны­ми механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция - нарастающее обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наи­более важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные дей­ствия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.). В такой обстановке весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и труд­но поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологи­чески характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмест­ного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Человек нарушает требования безопасности по следующим при­чинам: 1) по незнанию этих требований;

2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

3) в связи с неумением вы­полнить требования;

4) в связи с невозможностью выполнить требо­вания (по причинам, не зависящим от человека).

В психологической классификации причин возникновения опас­ных ситуаций и несчастных случаев выделяют три класса в соответст­вии с функциональными частями действий человека.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежела­нии выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, отрицательно относится к трудовым или техническим рег-ламентациям, безопасный труд не стимулируется ит.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм ит.д.), вследствие несоот­ветствия психических и физических возможностей человека требова­ниям работы.

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соот­ветствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприя­тий в каждой части:

пропаганду и воспитание - для мотивационной части;

обучение, отработку навыков - для ориентировочной;

профот­бор, медицинское обследование - для исполнительной.

Обучение безопасному поведению происходит в форме передачи опыта, состоящего из знаний, умений и навыков.

Формирование навыка как элемента когнитивно-ориентировоч­ной части деятельности проходит в 4этапа:

1) ознакомительный,

2) подготовительный (аналитический),

3) стандартизирующий (син­тетический),

4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном - соз­нательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом - автома­тизация действий и на ситуативном - пластичное приспособление действий к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечено на подготовитель­ном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации.

Таким образом, с учетом упражняемости можно выделить взамен указанных выше четырех этапов обучения три следующих:

1) перво­начальное овладение действиями,

2) уточнение и объединение дейст­вий и

3) закрепление действий вплоть до автоматизации.

Чтобы система «человек-производственная среда» функциониро­вала эффективно и не наносила ущерба здоровью человека, необходи­мо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т. д.
Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90% случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно - конструкторские ошибки, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста несоблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека и т. д.


Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда


Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.
В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.
Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности) - это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека - это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.


Психические процессы, определяющие безопасность человека


Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.
Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.
Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.
В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства - звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.
Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.
При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.
Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.
Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.
Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия - болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны - световом, цветовом, звуковом.
Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас - способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта, например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации - аварии или травмы.
Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной воз­никновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.
Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.
Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.
К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться - морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.
Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь - проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.


Психические свойства человека, влияющие на безопасность


Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.
Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.
Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.
Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокойответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

конфликты - реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье - либо одобрение;

поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

тревога (тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

Безопасная личность обладает следующими качествами :

1. Индивидуально-типологические особенности (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость, способность противодействовать усталости, творческое мышление и др.).

2. Личностные особенности (адекватная самооценка (самоотношение), самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания, уверенность в себе, адаптивность, активность по самоутверждению, коммуникативность, идентичность (отражает целостность личности), ответственность, "гибкое" сознание, способность к саморазвитию, жизнестойкость, самоконтроль и уверенность в себе и др.).

3. Субъектные (социально-психологические) особенности (субъектность, сформированная система смысловой регуляции жизнедеятельности и др.).

Безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.

Тип психологической безопасности - это определенный вариант соотношения (или совокупность признаков) отношений субъекта (к миру, себе, другим), его активности и удовлетворенности.

Отношение человека к миру, его активность и удовлетворенность существуют в тесной взаимосвязи с глубинными диспозициями и ориентациями личности. Диспозиции и ориентации, как структурные образования личности, являются составляющими внутренних ресурсов возможностей субъекта, его личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал является основой психологической безопасности. В свою очередь, личностный потенциал включает в себя качества субъектности человека.

Субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю . Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности. Факторами субъектности являются мотивация с гуманистической направленностью и внутренним локусом контроля и позитивная, гибкая, открытая Я-концепция. В совокупности они определяют внутренние условия развития у человека отношения к себе как к деятелю. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности.

Одним из возможных оснований систематизации характеристик субъектности может выступать структура, включающая статическую, динамическую и результативную составляющие.

Статическая составляющая субъектности представляет собой совокупность мировоззренческих позиций, самосознания, предметного отношения к самому себе, представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждений в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации.

Динамическая составляющая субъектности включает разные виды активности - саморегуляцию, познание, действия, направленные на реализацию ценностно-смысловых ориентаций. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают саморегуляция, потребность в познании, реализация внешних и внутренних ценностей, личностный рост.

Результативная составляющая субъектности характеризуется самореализацией, достижением вершины в развитии. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают жизнестойкость, самоэффективность, автономность.

Резюме

Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность, делятся на индивидуально-психологические (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость), личностные (адекватная самооценка, самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания) и социально-психологические (субъектность). Важной характеристикой, обуславливающей безопасность человека, является его субъектность.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Наша компания производит и доставляет высококачественный строительный раствор и товарный бетон в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кроме производства и доставки мы также предоставляем услуги спец техники. Основным строительным материалом современности является бетон.



gastroguru © 2017