Уход за слепым или слабовидящим человеком. Сестринский уход в офтальмологии: учебное пособие Общий уход в офтальмологии

Если в семье есть слепой или очень слабо видящий человек, приходится решать немало проблем, связанным с уходом. Как же лучше ухаживать за слепым человеком.

Недавно учеными были проведены научные исследования, которые показали, что слепые люди отличаются развитой памятью. Нейробиолог Эхуд Зохари из Израиля рассказал, что человек, у которого отсутствует зрение, мыслит иначе, чем зрячий. Например, они не способны отличить один йогурт от другого по этикетке, вместо этого они присваивают ему название по месту нахождения йогурта в холодильнике второй справа.

При общении со слабовидящим желательно рассказывать ему об окружающих его людях и происходящих событиях. Не надо скупиться на красочные описания - они помогут человеку лучше воссоздать картину в уме. Нужно комментировать и свои последующие действия, чтобы пациент представлял себе, что будет происходить дальше. Помещения, в которых живет слабовидящий, должны быть хорошо освещены.

Конечно можно решить проблему, наняв сиделку с проживанием , но это не избавит от необходимости разбираться в сути проблемы.

На латвийское телевидение обратились родственники 93-летнего мужчины, внезапно обнаружившие, что работница в прошлом помощница медсестры в психиатрической больнице, которую наняли, частенько забывала кормить подопечного и неоднократно поднимала руку на беспомощного пациента. Найдя сиделку по объявлению, родственники договорились, что она будет проживать у старика дома и возьмет на себя полный уход за ним.

Навещали дедушку раз в неделю, всегда заранее предупреждая об этом по телефону. Казалось, все было в порядке, а слабость деда, которому было трудно даже говорить, относили за счет его возраста и болезни. Пока однажды днем, приехав без предупреждения, не застали работницу, забывшуюся пьяным сном.

В холодильнике, кроме пустых и полных бутылок с алкоголем, ничего не оказалось. Поговорив со стариком, выяснили, что он давно не кормлен, а кроме того, дедушка пожаловался, что работница часто бьет его, а на вопросы за что? отвечает грубостью, мол, лучше молчи, а то хуже будет.

Конечно, есть здесь вина и родственников следовало контролировать ситуацию и чаще расспрашивать престарелого дедушку о качестве ухода. А главное, как советуют социальные службы, не полагаться на незнакомого, непроверенного человека ведь для ухода за больными и пожилыми людьми всегда можно пригласить социального работника.

Таким образом, даже не имея возможности исцелить больного от его недуга, ухаживающий сможет лучше организовать жизнь слабовидящего человека, помочь приспособиться к жизни в существующих условиях.

Начинать следует со входа. Хорошее освещение и поручни должны быть и в парадном подъезда, так как входящий с улицы человек с нарушением адаптации зрения некоторое время ничего не видит и передвигается "вслепую". Если лестница в подъезде плохо освещена, края ступенек нужно покрасить яркой контрастной краской. Контрастной краской можно также покрасить выступающие пороги комнат (лучше их совсем убрать!), углы дверных проемов, места дверных ручей, электрических розеток, включателей света и т.п. Не делайте перестановку в помещениях, где живет слабовидящий, без согласования с ним, так как, двигаясь по комнате "проверенным" путем, он может не заметить возникшей у него на пути новой преграды и удариться или упасть.

Учеными были протестированы способности памяти 19 слепых и 19 зрячих человек. Им было предложено выполнить следующие задания запомнить 20 слов, которые написаны на листе и перечислить их, а затем запомнить их порядок. Незрячие добровольцы правильно назвали на 30% больше слов, чем зрячие это полностью доказывает преимущество памяти слепых людей.

В дневное время - за счет света из окон (шторы должны быть максимально раскрыты), а в вечернее - за счет светильников, которые нужно зажигать до наступления сумерек. Особое внимание нужно уделить прихожей и коридорам, так как большинство падений бывает именно там. В этих местах в качестве дополнительного профилактического мероприятия нужно установить настенные поручни.

При общении со слабовидящим человеком необходимо, чтобы он имел возможность хорошо разглядеть собеседника, особенно его лицо. Для этого нужно, чтобы источник естественного или искусственного освещения располагался так, чтобы свет падал на лицо собеседника, при этом сам слабовидящий должен находиться в тени. Дело в том, что если слабовидящий человек находится против источника света и свет падает ему в глаза, то он не может разглядеть собеседника, вместо него он видит только черный контур.

При приеме пищи желательно использовать посуду, салфетки и поднос контрастных цветов для лучшего различения предметов на столе. Так, на темном столе легче разглядеть светлую тарелку. Предметов на столе должно быть как можно меньше, только те, что нужны в данный момент. Это дает возможность слабовидящему легче сориентироваться. Посуду с едой, столовый прибор, хлеб и другие предметы желательно размещать на столе ежедневно в одном и том же порядке, чтобы слабовидящий привык к расположению предметов. О горячих блюдах нужно предупреждать заранее.

Если нет уверенности в том, что слабовидящий узнал собеседника, нужно представиться ему. Нельзя подходить к человеку с нарушением периферического зрения сбоку и неожиданно, так как он может не заметить подходящего и испугаться. Вообще, надо стараться в жилище слабовидящего ничего без крайней нужды не переставлять. Помогая человеку передвигаться, попросите его держать Вас за руку повыше локтя. Описывайте, куда Вы идёте, и называйте вещи, которые стоят на Вашем пути, например, "Сейчас мы поднимемся на три ступеньки вверх".

Переходить улицу человек с нарушенным периферическим зрением должен только вместе с другими пешеходами, так как часто не может вовремя заметить приближающийся транспорт. Желательно рассказать пациенту, чем будут его кормить, что и где в настоящее время находится на столе. Так как слепой человек таким способом запоминает местонахождение всех окружающих его предметов, то его память может развиться до необычного состояния.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция №1

Тема: Уход за больными с нарушением рефракции и аккомодации

Специальность: 060501 Сестринское дело, базовая подготовка (вечерняя)

Тип занятия: Урок формирования новых знаний (лекция)

Цель образовательная: Ознакомить с функцией зрительного анализатора. Дать понятие о нарушениях рефракции и аккомодации. Ознакомить с принципами сестринского ухода за пациентами с нарушениями рефракции и аккомодации, с косоглазием и амблиопией. Уметь оказать помощь врачу на амбулаторном приеме больных с аномалиями рефракции, аккомодации, косоглазием.

Цель воспитательная: Формирование общих компетенций ОК-ОК14

Ход занятия:

Организационный момент 3 мин

Изложение нового материала 75 мин

Контроль усвоения темы 8 мин

Литература для изучения темы 4 мин.

Актуальность темы. Аномалии рефракции и аккомодации широко распространены. Практически каждый человек в какие-то периоды своей жизни имеет потребность в ношении очков. Поэтому будущий медицинский работник должен получить понятие об аномалиях рефракции и видах очковой коррекции зрения. Это тем более важно, что иногда аномалия рефракции сопровождается нарушениями, которые заставляют больных обращаться за помощью к терапевту, педиатру, невропатологу (например, головные боли, быстрая утомляемость при зрительной работе при дальнозоркости), а в некоторых случаях сами являются следствием общего заболевания (изменения рефракции при диабете). В своей практической деятельности медицинский работник может встретиться с паралитическим косоглазием и должен знать отличия его от содружественного как по патогенезу, так и по внешним признакам. Все это определяет актуальность данной темы.

Ознакомьтесь с целями занятия по приему больных с аномалиями рефракции, аккомодации и косоглазием и продумайте их.

Цель (общая): уметь оказать помощь врачу на амбулаторном приеме больных с аномалиями рефракции, аккомодации, косоглазием.

План: Понятие о рефракции и аккомодации. Нарушения рефракции и аккомодации. Причины. Клиника. Возможные осложнения. Проблемы пациентов. Лечение. Сестринский уход за пациентами. Профилактика.

Косоглазие и амблиопия:

План: Причины. Клиника. Возможные осложнения. Проблемы пациентов. Лечение. Сестринский уход за пациентами. Профилактика.

Рефракция -- это преломляющая способность (сила) оптической системы (в том числе и глаза), выраженная в диоптриях (D). За 1 диоптрию принимается сила преломления линзы с фокусным расстоянием 1 метр. Зная фокусное расстояние, можно определить силу преломления и, наоборот, по силе стекла можно определить его фокусное расстояние.

Преломляющая способность оптических сред глаза составляет 60--80 D -- это физическая рефракция глаза, из них 2/3 приходится на роговицу и 1/3 на хрусталик. Однако физическая рефракция глаза не дает представления о состоянии его зрительных функций.

Четкое изображение на сетчатке получается в том случае, когда параллельные лучи извне после преломления в оптической системе глаза соберутся на сетчатке, а это связано с понятием о клинической рефракции.

Клиническая рефракция характеризуется соотношением между силой преломляющего аппарата и длиной оси глаза. В зависимости от расположения главного фокуса по отношению к сетчатке различают три типа клинической рефракции: эмметропию, гиперметропию и миопию.

Эмметропия -- нормальная, соразмерная, правильная рефракция, при которой параллельные лучи, преломившись, соединяются на сетчатке. Изображение на сетчатке четкое, зрение нормальное.

Миопия (близорукость) -- сильная клиническая рефракция, характеризуется тем, что после преломления параллельные лучи собираются перед сетчаткой. Изображение на сетчатке не четкое, в кругах свторассеяния. Зрение понижено вдаль.

Гиперметропия (дальнозоркость) -- слабая клиническая рефракция, при которой параллельные лучи после преломления не собираются на сетчатке, а пересеклись бы за сетчаткой (в отрицательном пространстве). Изображение на сетчатке не четкое, в кругах свторассеяния. Зрение понижено вдаль и вблизи.

Таким образом, положение главного фокуса по отношению к сетчатке определяет вид клинической рефракции (Рис. 1).

Рис. 1 Положение заднего главного фокуса (F) и дальнейшей точки ясного зрения (Р) при различных видах клинической рефракции.

Клинические методы исследования рефракции

Субъективное определение рефракции заключается в подборе корригирующего стекла под контролем проверки остроты зрения, при этом каждый глаз исследуют отдельно. Если острота зрения без коррекции равна 1,0, то это чаще указывает на эмметропию или гиперметропию слабой степени. Однако если нормальной является острота зрения более 1,0, то суждение о виде и степени рефракции может быть иным.

Для уточнения клинической рефракции, как правило, необходимо перед исследуемым глазом ребенка поставить двояковыпуклое стекло силой в +0,5 D. При эмметропии фокус лучей соберется перед сетчаткой -- зрение ухудшится. Если же с приставлением собирательного стекла силой в 0,5 D отмечается улучшение зрения, то это указывает на наличие гиперметропии, при которой это стекло уменьшает напряжение аккомодации и приближает главный фокус к сетчатке.

Если же острота зрения меньше 1,0, то исследование рефракции также начинают с приставления слабого (0,5 D) собирательного стекла. Это стекло исключает импульс к аккомодации и дает возможность получить четкий ответоб ухудшении или улучшении зрения.

Если собирательное стекло улучшило зрение, то у ребенка гиперметропия; далее, приставляя более сильные собирательные стекла, находят такое, с которым обследуемый дает наилучшую остроту зрения. Приставление нескольких следующих стекол может не изменить остроты зрения. Наконец, более сильное стекло, поставленное перед глазом, ухудшает остроту зрения. На степень гиперметропии укажет наиболее сильное стекло, с которым получена наилучшая острота зрения.

Например, острота зрения 0,3. Если приставляют к глазу сферическое стекло sph. convex (+) 0,5 D, обследуемый отмечает улучшение зрения (Рис. 2).

Рис. 2 Определение гиперметропии

скиаскопия рефракция диоптрия

Скиаскопия -- теневая проба, проводится врачом в затемненной комнате.

Рис. 3 Скиаскопия

Рефрактометрия - это объективный метод исследования рефракции (преломляющей силы) глаза с использованием специальных аппаратов - рефрактометров.

Астигматизм - это сочетание в одном глазу нескольких видов рефракций, или разных степеней одного вида рефракции.

Астигматизм -- это довольно распространенная патология рефракции глаза, связанная с неправильной формой роговицы или хрусталика. Буквальный перевод названия этой болезни с греческого означает “неспособность глаза соединять в одну точку падающие на него лучи”. (от греческого слова "stigme" - точка). В результате человек видит окружающие предметы искривленными, размытыми, а прямые линии -- изогнутыми.

Роговица и хрусталик нормального здорового глаза имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме их сферичность нарушена, она обладает разной кривизной по разным направлениям: более плотная в одном направлении и выпуклая в другом, как, например, узбекская дыня-торпеда. Таким образом, проходящие через деформированную роговицу или хрусталик световые лучи фокусируются на сетчатке не в одной точке, а сразу в нескольких. Поэтому изображение воспринимается глазом нечетко. Как правило, астигматизм сочетается либо с близорукостью (миопический астигматизм), либо с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).

Лечение астигматизма глаз возможно несколькими путями. Оптическая коррекция зрения при астигматизме предполагает применение очков или контактных линз. Очки - наиболее простой и экономный метод лечения астигматизма глаз, однако он имеет ряд недостатков: ограничение бокового зрения, нарушение пространственного восприятия, дискомфорт при ношении и т.д.

Контактные линзы - более комфортный метод коррекции астигматизма глаз. И всё же их применение тоже связано с опредёлёнными неудобствами. Это ощущение инородного тела в глазу, вероятность инфицирования или травмирования глаза.

Возможно также хирургическое лечение астигматизма глаз.

Аккомодация - это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

Глаз представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из двух линз: роговицы, преломляющей световые лучи совместно с влагой передней камеры, и хрусталика, а также светопроводящие структуры: влагу задней камеры и стекловидное тело. В конечном итоге, качество зрения зависит от особенностей преломления и проведения световых лучей, попадающих на сетчатку.

За счет аккомодации осуществляется возможность качественно видеть объекты, расположенные на дальнем расстоянии, среднем и ближнем.

Объясняется аккомодация изменением формы хрусталика.

Когда человек смотрит вдаль, то цилиарная мышца находится в состоянии расслабления, при этом циннова связка находятся в состоянии напряжения, натягивая капсулу хрусталика. Именно вытянутая форма хрусталика уменьшает преломляющую силу глаза и позволяет световым лучам фокусироваться точно на сетчатке, обеспечивая хорошее зрение вдаль.

Когда аккомодация начинает работать, происходит напряжение цилиарной мышцы, в результате чего, циннова связка, наоборот, расслабляется и хрусталик за счет своей эластичности принимает более выпуклую формы. Таким образом, создаются условия для фокусировки на сетчатке изображений объектов, находящихся на близком расстоянии.

Нарушения аккомодации:

Спазм аккомодации.

Паралич аккомодации.

Пресбиопия.

Спазм аккомодации (ложная близорукость) -- это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы, и вследствие этого способности глаза поддерживать четкое видение предметов, находящихся на разных удалениях от глаз. Иными словами, спазм аккомодации - это спазм глазной мышцы, из-за которого глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Спазм аккомодации является частой причиной усталости глаз.

По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением.

Спазм аккомодации чаще всего встречается у детей и молодых людей. Основная его причина - зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере, длительный просмотр телепередач).

Развитию спазма аккомодации способствуют:

несоответствие мебели в школе и доме росту ребёнка;

плохое освещение рабочего места;

слабость шейных и спинных мышц;

отсутствие правильного распорядка дня;

поздний отход ко сну;

нерациональное по времени и качеству питание;

недостаточное пребывание на свежем воздухе;

пренебрежение занятием утренней зарядкой, физкультурой и спортом;

частые и длительные просмотры телепередач;

общее ослабление здоровья.

Паралич аккомодации - это нарушение зрения на близком расстоянии. Причинами паралича аккомодации могут быть различные неврологические заболевания, контузии глазного яблока, лекарственные средства (например, атропин).

Проявляется паралич аккомодации полным нарушением зрения на близких расстояниях. Механизм нарушения: ближайшая точка ясного зрения отодвигается от глаза настолько, что сливается с дальнейшей точкой ясного зрения.

Компенсировать это состояние можно назначением плюсовых очков для работы на близком расстоянии. Травматический и лекарственный параличи аккомодации практически не поддаются лечению, остается только ждать, когда он пройдет сам по себе. Когда паралич аккомодации является симптомом неврологического расстройства, он может пройти при излечении основного заболевания, лечение это проводит невропатолог.

С возрастом способность к аккомодации уменьшается. Прежде всего, это связано с так называемой пресбиопией, при которой аккомодация постепенно ослабляется, за счет чего ухудшается качество зрения на близком расстоянии. Как правило, такие проблемы начинаются в возрасте 40 лет, и продолжаются до 60 лет, после чего прогрессирование останавливается. Происходит это вследствие изменений в самой цилиарной мышце, а также уплотнения хрусталика и снижения его эластичности. При дальнозоркости эти изменения происходят раньше, а в случае близорукости, величиной в 3 диоптрии и больше проявления пресбиопии с возрастом вообще отсутствуют. Для коррекции проявлений пресбиопии подбираются очки для работы на близком расстоянии, соответствующие степени недостаточной аккомодации.

Миопия (близорукость) - нарушение зрения, при котором плохо видят вдаль и хорошо - на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 диоптрий, среднюю - 6.0 диоптрий, высокую - свыше 6.0 диоптрий.

По течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно, достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 диоптрий), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злакачественной - миопической болезнью.

Непрогрессирующая миопия проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия - всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Проявления миопии связаны с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего отдела глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела. Особое значение имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с разрывом ее в различных участках глазного дна.

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.

Неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии остроту зрения в детском и юношеском возрасте определяют в состоянии расслабления ресничной мышцы (закапывают атропин в глаза).

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция, равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте, назначают две пары очков (для дали - полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 диоптрии слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная катаракта, требуют хирургического лечения.

Хирургические методы

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с целью изменить ее преломляющую способность. Операции на роговице при миопии, естественно, не предупреждают ее прогрессирования и возникновения осложнений.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача - предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении степени миопии и повышении остроты зрения.

Физкультура при миопии

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессировании, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на кровообращение и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Дети с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени детей включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от основной медицинской группы.

В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 метров, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 диоптрий и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении.

Проблемы пациентов с нарушением рефракции.

понижение зрения, нечеткое видение предметов вблизи, вдаль;

головные боли, боли в глазах при зрительной нагрузке и быстрая утомляемость.

Сестринский уход при нарушениях рефракции.

Проверка остроты зрения с целью выявления пациентов с пониженным зрением. Направление к офтальмологу для подбора очков, контактных линз, хирургического лечения. Обучение правильному пользованию очками и контактными линзами. Обучение правилам гигиены зрения. Контроль за их выполнением. При необходимости подготовка к оперативному лечению - психологическая + анализы + консультация специалиста. Обеспечить осмотр офтальмолога детей не менее 2 раз в год. Диспансерное наблюдение пациентов с высокой близорукостью.

Косоглазие -- это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. При симметричном положении глаз изображения предметов попадают на центральные области каждого глаза. В кортикальных отделах зрительного анализатора происходит их слияние в единое бинокулярное изображение. При косоглазии слияния не происходит и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение, получаемое косящим глазом. При длительном существовании такого состояния развивается амблиопия(функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе).

Причины возникновения косоглазия

Причины косоглазия очень разнообразны. Они могут быть как врожденного, так и приобретенного характера:

наличие аметропии (дальнозоркости, близорукости, астигматизма) средней и высокой степеней;

параличи и парезы;

аномалии развития и прикрепления глазодвигательных мышц;

заболевания центральной нервной системы;

инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, грипп и т.д);

соматические заболевания;

психические травмы (испуг);

резкое снижение остроты зрения одного глаза

Симптомы косоглазия

В норме зрение у человека должно быть бинокулярным. Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Бинокулярное зрение дает возможность стереоскопического зрения - позволяет видеть окружающий мир в трех измерениях, определять расстояние между предметами, воспринимать глубину, телесность окружающего мира. При косоглазии этого соединения в зрительном анализаторе не происходит и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение косящего глаза.

Виды косоглазия по происхождению

Специалисты выделяют две формы косоглазия: содружественное и паралитическое

Содружественное косоглазие

При содружественном косоглазии косит то левый, то правый глаз, при этом величина отклонения от прямого положения примерно одинаковая. Практика показывает, что чаще косоглазие возникает у лиц с аметропией и анизометропией, среди которых превалирует дальнозоркость. Причем дальнозоркость преобладает в случаях сходящегося косоглазия, а близорукость сочетается с расходящимся видом косоглазия. Основной причиной содружественного косоглазия, чаще всего, является аметропия, и чем больше она выражена, тем большая ее роль в возникновении этой патологии.

К причинам содружественного косоглазия специалисты также относят:

состояние зрительной системы, когда острота зрения одного глаза значительно ниже остроты зрения другого;

заболевание зрительной системы, приводящее к слепоте или резкому снижению зрения;

некоррегированные аметропии (гиперметропия, миопия, астигматизм);

нарушения прозрачности преломляющих сред глаза;

заболевания сетчатки, зрительного нерва;

заболевания и повреждения центральной нервной системы;

врожденные различия в анатомическом строении обоих глаз.

Содружественное косоглазие характеризуется следующими основными признаками:

при фиксации неподвижного предмета один из глаз находится в состоянии отклонения в какую-либо сторону (к носу, к виску, вверху, внизу);

может быть попеременное отклонение то одного, то другого глаза;

угол отклонения (первичный) (чаще или постоянно) косящего глаза при включении его в акт зрения почти всегда равен углу отклонения (вторичный) парного глаза;

подвижность глаза (поле взора) сохраняется в полном объеме во всех направлениях;

отсутствует двоение перед глазами;

отсутствует бинокулярное (объемное, стереоскопическое) зрение;

возможно понижение зрения в косящем глазу;

часто выявляются аметропии различного вида (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) и различной величины (азиометропия).

Паралитическое косоглазие

При паралитическом косоглазии косит один глаз. Основным признаком этого вида косоглазия является ограничение или отсутствие движений глаза в сторону действия пораженной мышцы и, как следствие - нарушение бинокулярного зрения, двоение. Причины возникновения этого вида косоглазия могут быть обусловлены поражением соответствующих нервов или нарушением морфологии и функции самих мышц. Эти изменения могут носить врожденный характер или наступить вследствие инфекционных заболеваний, травм, опухолей, сосудистых заболеваний.

Признаки паралитического косоглазия:

ограничение или отсутствие подвижности глаза в сторону пораженной мышцы (мышц);

первичный угол отклонения (девиации) меньше вторичного;

отсутствие бинокулярного зрения; возможно двоение;

вынужденное отклонение головы в сторону измененной мышцы;

головокружение;

Данный вид косоглазия может быть в любом возрасте. Он может быть также вызван повреждениями (травмами), токсикозами, отравлениями и т.п.

Кроме того, различаются следующие формы косоглазия:

сходящееся (часто сочетается с дальнозоркостью), когда глаз направлен к переносице;

расходящееся косоглазие (часто сочетается с близорукостью), когда глаз направлен к виску;

вертикальное (в случае, если глаз косит вверх или вниз).

При сходящемся косоглазии зрительная ось одного из глаз отклонена к носу. Сходящееся косоглазие обычно развивается в раннем возрасте и в начале нередко бывает непостоянным. Чаще всего данный вид косоглазия наличествует при дальнозоркости средней и высокой степени.

При расходящемся косоглазии зрительная ось отклонена в сторону виска. Расходящееся косоглазие зачастую наличествует при врожденной или рано появившейся близорукости. Причинами появлениями расходящегося косоглазия могут быть травмы, заболевания головного мозга, испуг, инфекционные заболевания.

Помимо этого бывают и другие сочетания разных положений. Косоглазие может быть постоянным или периодически появляющимся.

Атипичные виды косоглазия - встречаются редко, обусловлены анатомическими аномалиями развития (синдром Дуана, Брауна, ДVД - синдром и т.д.)

Косоглазие различается по нескольким критериям:

По времени возникновения:

врожденное

приобретенное

По стабильности отклонения:

постоянное

не постоянное

По вовлеченности глаз:

одностороннее (монолатеральное)

перемежающееся (альтернирующее)

По происхождению:

содружественное

паралитическое

По виду отклонения:

сходящееся (глаз направлен к переносице),

расходящееся (глаз направлен к виску),

вертикальное (отклонение глаза вверх или вниз),

смешанное.

Диагностика косоглазия

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «косоглазие» необходимо пройти тщательное обследование зрительной системы. В офтальмологической клинике диагностика выполняется при помощи комплекса современного компьютеризированного оборудования и позволяет составить полную картину о зрении пациента. Одним из критериев диагностики косоглазия является обследование с применением тестов на бинокулярное зрение.

Лечение косоглазия

При косоглазии обычно способность нормально видеть сохраняет только тот глаз, который осуществляет зрение. Глаз, отклоненный в сторону, видит со временем все хуже и хуже, его зрительные функции подавляются. Поэтому лечение должно начинаться как можно раньше.

Лечение косоглазия может включать в себя:

оптическую коррекцию (очки, мягкие контактные линзы)

повышение остроты зрения обоих глаз (лечение амблиопии) при помощи аппаратных процедур

ортоптическое и диплоптическое лечение (развитие бинокулярного зрения).

закрепление достигнутых монокулярных и бинокулярных функций.

хирургическое лечение

Обычно к операции прибегают как к косметическому средству, так как сама по себе она редко восстанавливает бинокулярное зрение (когда два изображения, полученные глазами, мозг соединяет в одно). Вид операции определяется хирургом уже непосредственно на операционном столе, так как при такой операции необходимо учитывать особенности расположения мышц у конкретного человека. Иногда оперируются сразу оба глаза, при некоторых видах косоглазия оперируется только один глаз. Оперативное вмешательство направлено на то, чтобы усилить или ослабить одну из мышц, двигающих глазное яблоко.

Хирургическое лечение по исправлению косоглазия выполняется в режиме «одного дня», под местной капельной анестезией. В этот же день пациент возвращается домой. Окончательное восстановление занимает около недели, однако, после такой хирургической операции врачи настоятельно рекомендуют курс аппаратного лечения для оптимального восстановления зрительных функций.

Проблемы пациентов с косоглазием и амблиопией.

Снижение зрения, нечеткое видение предметов;

Нарушение бинокулярного зрения;

Комплекс неполноценности из-за косметического дефекта (неправильное положение глазных яблок.

Сестринский уход при косоглазии и амблиопии.

Своевременное выявление детей с пониженным зрением. С этой целью - проверка остроты зрения у дошкольников - 1 раз в год, у школьников - 2 раза в год, у взрослых - 1 раз в год. При выявлении пониженного зрения - определение рефракции, направление к офтальмологу для подбора очков, назначения лечения. Контроль за ношением очков, выполнение врачебных назначений. Соблюдение правил гигиены зрения.

Больной перенес травму глаза, был поврежден хрусталик. Хрусталик удален.

Как изменилась рефракция этого глаза?

Каким оптическим стеклом можно заменить преломляющую силу удаленного хрусталика?

В результате энцефалита у больного развился паралич отводящего нерва одного глаза.

Вопрос: Как изменится положение глазного яблока?

Эталон решения задачи 1.

Преломляющая сила ослабилась. Больного нужно корригировать стеклом с преломляющей силой около +10 диоптрий.

Эталон решения задачи 2.

Глаз будет отклонен кнутри, движение глаза в сторону пораженной мышцы выполняться не будет (внутреннее паралитическое косоглазие).

Литература

1. Сестринское дело в офтальмологии. Учебное пособие. Рубан Э.Д., Гайнутдинов И.К., Ростов на Дону: Феникс.2008 - 351 с: ил- (СПО).

2. Глазные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей/Егоров Е.А., Едифанова Л.М. - ГЭОТАР-Медиа, 2010, - 160 с.

3. Коррекция зрения/ Орлова Н.С., Осипов Г.И. - Москва, 2010, - 228 с.

4. Глазные болезни. Учебник/ Сидоренко Е.И. - Издательство: Академия (Academia), 2010, - 240 с.

5. Атлас по офтальмологии/ Криглстайн Г.К., - Издательство: МИА, 2009, - 432 с.

6. Офтальмология. Национальное руководство/ Аветистов С.Э., - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2008, - 944 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зрительные расстройства летного состава при полете в условиях гравитационных перегрузок. Базовые принципы укрепления зрения по методу У. Бэйтса и М. Норбекова. Способы компенсации малых степеней аномалий рефракции и временных функциональных расстройств.

    методичка , добавлен 18.10.2011

    Снижение остроты зрения вдаль. Увеличение нагрузки на органы зрения. Длительное чтение при недостаточном освещении. Ношение корригирующих очков для дали. Обследование и коррекция миопии. Область слезной железы. Определение клинической рефракции.

    история болезни , добавлен 16.03.2009

    Модель "редуцированного глаза". Виды клинической рефракции. Близорукость и дальнозоркость. Явление аберрации. Механизм аккомодации и ее регуляция. Центральный анализ зрительной информации. Световая и темновая адаптация. Нарушение цветного зрения.

    презентация , добавлен 25.05.2017

    Виды рефракции глаза, методы ее определения. Механизм аккомодации по Г. Гельмгольцу. Этиология и патогенез миопии, способы ее коррекции. Оценка динамики рефрактогенеза в естественных условиях у студентов ИГМА в период обучения с первого по пятый курс.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Миопия - аномалия рефракции зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза. Причины, виды и степень близорукости. Консервативное лечение, коррекция, хирургические и эксимерлазерные вмешательства. Профилактика близорукости зрения.

    презентация , добавлен 19.05.2016

    Понятие и механизм аккомодации, его этапы в природе. Пресбиопия - старческое зрение и его коррекция. Астигматизм и его виды. Определение степени аномалии рефракции. Подбор очков для чтения или работы на близком расстоянии лицам пожилого возраста.

    реферат , добавлен 23.10.2010

    Глаз и его функции. Влияние кривизны роговицы – основной фокусирующей ткани – на остроту зрения. Острота зрения и практическая слепота. Аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Роль физической культуры в предупреждении миопии.

    презентация , добавлен 19.06.2014

    Классификация очковой оптики и предъявляемые к ней требования. Основные виды патологии рефракции. Конструкция очков, виды линз и материалы для изготовления оправ. Цели и особенности применения контактных линз, уход за ними с помощью специальных растворов.

    презентация , добавлен 21.05.2012

    Оптические дефекты глаза, виды клинической рефракции. Нарушения бинокулярного зрения. Характеристика оптических средств для их коррекции. Методы исследования зрения при подборе очков. Выбор оптимального средства очковой коррекции на конкретных примерах.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Структура зрительной сенсорной системы: сетчатка; зрительные нервы, тракты; перекрест; лучистость; верхнее двухолмие, латеральные коленчатые тела, таламус; зрительная зона коры. Орган зрения. Теории цветового зрения. Коррекция аномалий рефракции глаза.

Уход за больными с заболеваниями и повреждениями глазного яблока включает создание эмоционально щадящей обстановки для больного, оказания помощи в самообслуживании, в проведении гигиенических процедур и выполнении ряда специфических назначений (закапывание капель, закладывание мази, наложение повязки на глаз и др.). Все манипуляции выполняются осторожно, без излишнего давления на глазное яблоко. Перевязочный материал и лекарственные вещества, применяемые в офтальмологии, должны быть стерильными.

Промывание глаз производят в целях дезинфекции конъюнктивальной полости, удаления отделяемого, поверхностных инородных тел, при ожогах. Предварительно протерев веки влажным ватным тампоном, их раздвигают указательным и большим пальцами левой руки и орошают конъюнктивальный мешок струей раствора из ундинки или резинового баллончика, не касаясь ресниц. Во время процедуры больной наклоняет голову и жидкость стекает в лоток, который он держит под подбородком. При закапывании капель нижнее веко оттягивают влажным тампоном, прижимают его к краю глазницы и выпускают пипеткой 1-2 капли жидкости на слизистую оболочку нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века, и его удаляют ватным тампоном. В конъюнктивальном мешке остается не более 1 капли, поэтому закапывание более 2 капель нецелесообразно. Глазные капли должны быть комнатной температуры. При закапывании капель необходимо избегать касания концом пипетки ресниц больного, что может привести к инфицированию всего раствора во флаконе. Необходимым условием является применение для каждого больного отдельных пипеток с последующей их стерилизацией.

Во избежание ошибок при закапывании капель необходимо располагать их на лотке в определенном порядке, на каждом флаконе должна быть этикетка с точным обозначением содержимого и его концентрации. Для достижения более длительного контакта с передним отрезком глазного яблока растворов некоторых лекарственных средств применяют глазную ванночку, конфигурация утолщенных концов которой соответствует краям глазницы. При открытых веках и наклонном положении головы больного глаз орошается жидкостью, которой заполнена ванночка. С целью длительного воздействия некоторых лекарственных веществ применяют обильно смоченные раствором лекарственного средства тонкие (2 мм) ватные турунды, закладываемые с помощью стеклянной палочки в нижний конъюнктивальный свод на 20-30 мин.

Примочки производят смоченной холодным или подогретым раствором (в зависимости от показаний) стерильной ватой, прикладываемой к закрытым векам, которую сменяют через каждые 5 мин.

Растворы лекарственных средств, нередко спиртовые, применяют для смазывания ресничного края век после предварительного их обезжиривания. Для этой цели используют смоченный раствором и отжатый ватный тампон, туго намотанный на зонд или тонкий конец стеклянной палочки. Во избежание попадания раствора на конъюнктиву и роговицу нижнее веко оттягивают книзу, а верхнее отодвигают от глазного яблока легким нажимом вблизи края века.

В офтальмологической практике широко используют мази, эмульсии и гели, которые пролонгируют действие лекарственного вещества и уменьшают трение век о переднюю поверхность глазного яблока. При закладывании этих лекарственных форм больной должен смотреть вверх. Левой рукой оттягивают нижнее веко, широким концом стерильной стеклянной палочки наносят небольшое количество мази на внутреннюю поверхность века, держа палочку параллельно его краю, после смыкания век палочку вытягивают.

Применение медикаментозных препаратов в виде порошка производят путем стряхивания с широкого конца стеклянной палочки на внутреннюю поверхность нижнего века после оттягивания его книзу. Растворимые глазные лекарственные пленки 1 раз в сутки вводят пинцетом в конъюнктивальный мешок.

Уход за глазами включает применение тепловых процедур, холода и отвлекающих средств (пиявки). Применяют согревающий компресс - наложение на закрытые веки марлевой салфетки, смоченной теплой кипяченой водой, которую сверху покрывают компрессной бумагой или тонкой клеенкой. Спиртовые и полуспиртовые компрессы в глазной практике не применяют. Сухое тепло используют в виде глазных грелок или флакончиков емкостью примерно 15-20 мл, наполненных горячей водой температурой не выше 80°С. Лежа на боку, больной прикасается к грелке больным глазом, прикрытым салфеткой, в течение 30 минут. Холод назначают после тупой травмы и в послеоперационном периоде. Кусочки льда или холодную воду помещают в резиновый пузырь, завернутый в салфетку, и прикладывают к надбровной дуге, избегая давления на глаз.

Накануне операции со вскрытием глазного яблока больному подстригают ресницы. Непосредственно перед операцией необходимо удалить зубные протезы. По окончании операции больному накладывают повязку на оба глаза (бинокулярную) или на один глаз (монокулярную) в зависимости от характера оперативного вмешательства. Сначала закрывают веки ватно-марлевой подушечкой, которую фиксируют затем бинтовой повязкой или полосками липкого пластыря шириной 0,5 см, расположенными параллельно, под углом друг к другу или крестообразно. Если возникает необходимость наложения давящей повязки, то под ватно-марлевую подушечку помещают плотный ватный валик соответственно месту, где следует произвести компрессию, а затем накладывают бинтовую повязку. Иногда применяют специальные глазные сетки.

Больной, доставленный из операционной в палату на каталке, должен находиться на строгом постельном режиме, сроки которого определяются характером оперативного вмешательства. Послеоперационный уход включает иммобилизацию головы больного, профилактику кашля и рвоты. Спустя 6-8 ч после операции больного можно кормить жидкой или кашицеобразной пищей. После отмены повязки или наклейки для предохранения прооперированного глаза применяют специальные занавески. Их готовят из бинтов или кусочков марли шириной 7-8 см, длиной 14-16 см, складывают вдвое и перекидывают через бинтовую повязку в один тур вокруг головы или фиксируют ко лбу липким пластырем.

B.Д. Kaзьмин

"Уход за больными с заболеваниями глаз" и другие статьи из раздела

Для коррекции зрения , когда оно нарушено, используются очки.

Но, когда вы пользуетесь очками, необходимо соблюдать несколько правил:

* Очки нужно подбирать хотя бы раз в год.

* обязательно должны подходить вам по размеру. Чтоб не "съезжали" с носа или наоборот - слишком туго "сидят". В таких очках человеку будет не комфортно не только смотреть, но и он плохо будет видеть. Также, лучше, если очки, вернее дужки у очков, были прочными и широкими.

* Если очки загрязнились, то мыть их нужно теплой водой используя мягкое мыло. Существуют специальные салфетки которыми протирают очки. Салфетки эти не дорогие и очень мягкие, не поцарапают очки и хорошо чистят их.

* За также, необъодим уход: поддерживайте их чистыми, чтоб на линзах не было никаких пятен и грязи и царапин. Так как это может еще сильнее ухудшить зрение .

* Храните очки и линзы так, чтоб их можно было просто взять, но, лучше, если они будут храниться в футляре - защищая очки или линзы от царапин при случайном падении.

Когда вы общаетесь с человеком, у которого проблемы со зрением, старайтесь так встать, чтоб вас было хорошо видно - особенно ваше лицо. Старайтесь вставать так, чтоб свет падал на вас, а не на того, кто плохо видит, чтоб вас можно было разглядеть.

Если вы заметили, что вас не узнали - представьтесь.

Не подходите к человеку, у которого нарушено периферическое сбоку неожиданно, так как вы можете испугать собеседника.

Когда вы разговариваете с человеком, который плохо видит не скупитесь на красочные описания событий и людей. Это может помочь человеку воссоздать в уме картину. Коментируйте ваши действия, чтоб слабовидящий человек смог представлять, что будет следовать дальше.

В помещениях должно быть много света. В прихожей и коридоре помимо освещения, установите специальные настенные поручни, чтоб человеку было безопасней передвигаться. Хорошо, если и в подъездах такие поручни установлены. Так как заходящий с улицы человек с ослабленным зрением какое-то время вообще ничего не видит.

В помещении хорошо, если пороги и углы в комнатах и ручки дверные, розетки электрические, выключатели - покрасите контрастной краской.

Когда вы помогаете человеку с нарушением зрения передвигаться, то попросите его, чтоб он держал повыше локтя за руку. А также, говорите ему, куда вы двигаетесь и озвучивайте не только события, но и вещи, которые встречаются на пути.

Посуда, поднос, салфетки желательно чтоб были контрастных цветов. Чтоб из можно было легче различать. Светлый стол - темные тарелки, и наоборот. Старайтесь посуду на стол ставить в определенном порядке (только самую необходимую), чтоб человек с ослаблоенным зрением привык к тому как располагаются предметы на столе. Если пища горячая, обязательно предупредите заранее. То-же самое, касается и холодной пищи. Перед кормлением, не забудьте рассказать что вы приготовили и чем собираетесь кормить.

Если вы будете внимательны к слабовидящему человеку, то это избавит его от психологических проблем, которые возникают в подобных ситуациях, поможете быстрее приспособиться к существующей реальности. И самое главное - будет лучше организован быт больного и у него станет появляться уверенность, вместо беспощности.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах портала
Здоровья Вам и вашим близким! админ портала Alla

Этапы сестринского процесса I этап – сестринское обследование пациента. 1. Сбор информации о пациенте проводится субъективными, объективными и дополнительными методами обследования. Объективные методы: А) информация о физическом здоровье: - наследственность; - Физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация отеков); - Состояние кожных покровов и видимых слизистых - Кожно-мышечная система

Б) Информация о духовном здоровье: - Мировоззрение - Самореализация, отношение к религии В) Информация об эмоциональном здоровье Г) информация об интеллектуальном здоровье: - память: сохранена, нарушена - Образование - Способность к познанию Д) информация о социальном здоровье: - Взаимоотношения в семье; - Родственные связи; - Культурные традиции семьи; - Сексуальность; - Окружающая среда.

Е) Факторы риска: 1. Генетика человека: - Наследственные заболевания, предрасположенность к ним; 2. Образ жизни: - Употребление алкоголя, наркотиков, курение; - Несбалансированное питание; - Плохие материально-бытовые условия; - Стрессы; - Гиподинамия; - Низкий образовательный и культурный уровень 3. Внешние факторы среды: - Резкие смены климатических условий; - Загрязнение воды и воздуха канцерогенами; - Загрязнение почвы 4. Здравоохранение: - Несвоевременность медицинской помощи; - Неэффективность профилактических мероприятий.

Дополнительными методами обследования являются данные лабораторных и инструментальных методов исследований. 2. Анализ собранной информации о пациенте. II этап – диагностирование В 1996 г. была представлена версия Международного классификатора сестринской практики (МКСП). Под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене (явлении или проблеме), связанном со здоровьем или социальным процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры.

1. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) Определить состояние здоровья пациента с учетом 14 фундаментальных потребностей. Нормально дышать. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. Выделять из организма продукты жизнедеятельности. Двигаться и поддерживать нужное положение. Спать и отдыхать. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнения. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. Заниматься любимой работой. Отдыхать, принимать участие а развлечениях и играх. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

2. Выявить действительные проблемы пациента. 3. Предвидеть потенциальные проблемы в связи с изменением здоровья пациента. 4. Определить способности пациента к самоуходу. - Удовлетворительное - Состояние средней тяжести - Тяжелое. Определяется степень зависимости пациента в уходе: - Независим - Частично зависим - Полностью зависим от окружающих. 5. Предоставить пациенту полную информацию о действительных и потенциальных проблемах. 6. Обсудить с пациентом первоочередность проблем (наметить приоритеты)

1. 2. 3. 4. 5. III этап сестринского процесса – планирование сестринских вмешательств. Ознакомить пациента с вашей оценкой его состояния и потребности в уходе. Выслушать мнение пациента. Определить цели ухода для каждой проблемы вместе с пациентом. Оценить возможности пациента и прогнозировать время ожидаемого результата. Определить возможности семьи участвовать в сестринском процессе.

IV этап – реализация плана сестринских вмешательств. 1. Информировать пациента о выполнении сестринских вмешательств. 2. Координировать действия медсестры с действием пациента, других медицинских работников, родственников, учитывая их планы и возможности. V этап – оценка сестринских вмешательств. Результатом сестринских вмешательств является изменение сестринского диагноза после их проведения.



gastroguru © 2017