Выбор читателей
Популярные статьи
Детская психопатология n Раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, особенности их проявления
Психическая болезнь заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга n нарушение отражательной деятельности выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, n влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, n ведет к нарушению познания. n
Болезнь (нозос) динамическое, текущее образование. n имеет нозологическую специфичность, n типичный механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. n От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень. n Пример болезни шизофрения. n
Патология (патос) n n n стойкое изменение, отклонение развития. состояние, не склонное к существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, обладающее стабильностью и устойчивостью по отношению к терапии. От болезни к патологическому состоянию плавный переход. Иллюстрация: умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм, дефектные состояния, как следствие шизофрении. Психическое состояние диагностируют если психопатологический синдром днржится более 6 месяцев.
Психическая реакция изменение психики, продолжающееся не более 6 месяцев. n Примеры: эпилептическая реакция, которая у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, невротическая реакция при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами. n
Психическое развитие патологический процесс с внутренними, определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. n Изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза. n Примеры: истерическое, ипохондрическое, астеническое развитие. n
Психоз нарушение сознания, грубые изменения личности, дезинтеграция всей психической деятельности: n с неадекватность реакций, n нарушение отражения окружающего, n исчезновение критики к своим поступкам, n неспособность осмысления происходящего, n неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. n
Непсихотическое расстройство Невроз: n симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, n поведение больного соответствует социально принятым нормам. n
Экзогенный тип реагирования психические реакции, заболевания, состояния, развитие, развившиеся вследствие органического поражения головного мозга. Наиболее характерные клинические проявления: ь судорожный синдром, ь психо органическийсиндром, ь амнестический синдром, ь синдромы расстроенного сознания
Психогенный тип реагирования психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных жизненных ситуациях или катастрофах n Пример: псевдодементный синдром у подростков когда им угрожает потеря социального статуса. n
Эндогенный тип реагирования qпсихические реакции, заболевания, состояния и развитие, как следствие внутренних, наследственно конституциональных факторов. q Пример: наследственная предрасположенность к заболеваниям или заболевания (шизофрения, умственная отсталость). q. Характерен синдром психического автоматизма.
Течение психических заболеваний Непрерывное n Приступообразное n Смешанное n Волнообразное n Пароксизмальное n Прогредиентное n Регредиентное n
Продуктивные симптомы выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, n отражают относительно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы. n Качественно новые, связанные с возникновением заболевания, психические проявления, которые не есть возрастные особенности больного. n Пример: астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататонические и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. n
Негативные симптомы вызванные патологическим процессом и связанные с этиологическим фактором. n Часто отражают нозологическую специфику заболевания их выявление облегчает диагностику. n Пример: истощаемость психических процессов, субъективно осознаваемая измененность «Я» , дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие. n
Взаимоотношения биологического и социального Меняются в процессе развития заболевания n Временно или на продолжительный период усиливаются природно психические явления. n Примеры: 1. расторможение влечений при психопатоподобных состоя ниях; 2. регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях. n
Дизонтогенез Проявление разлада между психическим и социальным, n Может лежать в основе возникновения симптомов. n Различные варианты асинхронии развития: сосуществования задержек развития одних функциональных систем, своевременного и обгоняющего развития других. n
Психическийдизонтогенез: нарушения темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, n нарушение со отношения компонентов развивающейся психики. n Может быть детерминирован воздействиями: Ø биологическими (генетическими и экзогенно органическими) Ø микросоциальными Ø психологическими. n
Биологические факторы Вызванные средовыми n участвуют в воздействиями формировании нервно отклонения психического n В основе имеют состояния, механизм перехода взаимодействуя с социально психического факторами социально через природно психологической психическое в среды нейродинамические изменения.
Психический дизонтогенез в форме задержанного, n искаженного (диспропорционального) развития психики n n основа доманифестной (до развертывания выраженных симптомов) шизофрении или ее суть.
Типы шизофренического дизонтогенеза n Аутизм, аутистическая психопатия. Биологическое происхождение этап скрытое течение начальный постпроцессуа льный дефект
Олигофреноподобный дефект При злокачественном течении детской шизофрении. n Уровень функционирования психики в манифестный период снизился и остается неизменным n
Регресс речи и поведения При неблагоприятном, но не злокачественном течениии шизофрении. n Уровень функционирования психики в сравнении с манифестным периодом постоянно в течение шизофренического процесса снижается. n
Психофизический инфантилизм Связан с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении n Характеризуется незрелостью, главны мобразом, эмоционально волевой сферы. n Неравномерен, сочетается с аутизмом, другими шизофреническими изменениями личности. n
Ретардация Задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. n Определяется по отставанию развития системы от паспортного, био логического или психического возраста. n В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об щей и парциальной ретардации развития. n
Примеры ретардации: Умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный психический инфантилизм. n Запаздывает переход (оформление) природно психических функциональных систем в более сложные социально психические образования, что приводит к недостаточности последних n Больше всего страдают познавательные функции. n
Примеры ретардации: От степени недоразвития нейрофизио логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, n Процесс социализации обычно выявляет потенциальные возможности высшей нервной деятельности и способствует облегчению развития компенсаторных механизмов. n
Фор мы психическогодизонтогенеза эволютивные психическое недоразвитие n Психический инфантилизм n Невропатия n Психопатии n процессуальные n Олигофреноподобные состояния n Психопатоподобные состояния n Процессуальный инфантилизм
Дизонтогенетические симптомы Не являются специфичными n Характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреждение структуры или тяжелое нарушение функции развивающегося мозга. n Не все дизонтогенетические симптомы стойкие n Некоторые имеют преходящий характер. n
Акселерация Формирующаяся одна или несколько функциональных систем развиваются и созревают быстрее, чем в норме. n Ускоренное половое созревание способно повлиять на течение шизофрении, эпилепсии. n Акселерация ускоряет появление пер вых симптомов шизофрениии, способствует ее обострению. n Уребят акселератовчаще встречается острое/ подострое начало заболевания, большая вероятность тяжелого течения. n
Классификации психических расстройств Отражают достижения, методологию, перспективы развития, теоретические основы, практические подходы психиатрии. n Классификация В. Моге 1(1857)отражает идеи о вырождении: синдромы, отмечаемые у предков, утяжеляются из поколения в поколение. n W. Grisinger (1867) различные патологические проявления рассматривал как cтадии одного психоза. n
Международная классификация психических расстройств детского возраста трехосевая классификационная схема создана в 196 9 г. 1. ось - клинический психиатрический синдром, 2. ось - интеллектуальный уровень, 3. ось - сопутствующие или этиологигеские факторы. 4. ось – биологические факторы введена в 1975 г. 5. ось –психосоциальная введена в 1988 г. n
1 ось. Клинический психиатрический синдром 0. Нормальные отклонения n 1. Адаптационные реакции n 2. Специфические расстройства развития n 3. Поведенческие расстройства n 4. Невротические расстройства n 5. Психозы n 6. Расстройства личности n 7. Психосоматические расстройства. n 8. Другие клинические синдромы. n 9. Проявления легких психических отклонений n
2 ось Интеллектуальный уровень 0. Нормальные варианты интеллекта n 1. Легкая отсталость n 2. Умеренная отсталость n 3. Тяжелая отсталость n 4. Глубокая отсталость n 5. Отсталость, степень которой невозможно оценить n 6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет n
3 ось Биологические факторы 0. Неневрологические состояния n 1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания ЦНС n 2. Новообразования и сосудистые заболевания n 3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие ЦНС n 4. Хромосомные аномалии n 5. Врожденные пороки ЦНС n
3 ось Биологигеские факторы 6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания ЦНС. n 7. Специфические нарушения развития n 8. Хронические неврологические синдромы n 9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов n 4 ось Сопутствующие влияния
5 ось Психосоциальная 0. Нормальная психосоциальная ситуация n 1. Нарушенные внутрисемейные отношения n 2. Психические расстройства, отклонения, инвалидность у воспитателей детей n 3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация n 4. Плохое качество воспитания n 5. Нарушенное непосредственное окружение n
5 ось Психосоциальная 6. Неблагоприятные жизненные события n 7. Социальные стрессоры n 8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой или работой n 9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка n
Отечественная классификация психических расстройств детского возраста предложена в 1984 г. для клинико диагностических целей. n Основана на четырех осях. n
1 ось Патогенетически динамическая систематизирует психические расстройства: а)патологические реакции и неэволютивные состояния; б)нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в)болезненные процессы.
2 ось Патогенетически уровневая обозначает: а)психотический уровень; б)непсихотический уровень. 3 ось. Клинико нозологигеская Позволяет отнестипсихическое расстройство к заболеванию.
4 ось Клинико синдромологическая q Определяет синдромы заболеваний: n формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную) n Клинические варианты неврозов (страха, истерический, навязчивости, астенический…) q Не оценивает интеллектуальный уровень, неврологические и соматические расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния.
Американская классификация DSМ 1 Y Используется во многих странах n Предназначена для систематизации психических расстройств у взрослых и детей. n Оценивает психического больного по пяти главным осям: 1. Клинические синдромы 2. Расстройства личности, умственная отсталость 3. Соматические заболевания 4. Психосоциальные проблемы 5. Наивысший уровень функциональной адаптации в тече ние истекшего года n
Первый раздел. 10 подразделов: n 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. расстройства мла денцев, детей и подростков. Умственная отсталость Расстройства обучения Расстройство развития моторных навыков Расстройства общения Общие расстройства развития Расстройство с дефицитом внимания и расстройство с де структивным поведением; Расстройства пищевого поведения Расстройства в виде тика Расстройства, связанные с выделениями Другие расстройства
Американская классификация Одна из задач этой диагностической системы- создание об легчающего диагностику инструмента связи: Ø между специалистами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной пе дагогике Ø между учреждениями. n Другая задача – способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей на основе многоосевой систематики. n
Международная классификация болезней 10 пересмотра 5 глава создана для унификаци диагнозов психических расстройста в разных странах n Основное назначение - статистический учет заболеваний, необ ходимый для организации служб помощи больным. n Используется для сравнения заболеваемости в разных регионах и государствах n
F 8 Нарушения психологического развития F 80 Специфические расстройства развития речи n F 80. 0 Специфические расстройства артикуляции речи n F 80. 1 Расстройство экспрессивной речи n F 80. 2 Расстройство рецептивной речи n F 80. 3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау Клеффнера) n F 80. 8 Другие расстройства развития речи n F 80. 9 Расстройства развития речи, неуточненные n
F 81 Специфическиерасстройства развития школьных навыков F 81. 0 Специфическое расстройство чтения n F 81. 1 Специфическое расстройство спеллингования n F 81. 2 Специфическое расстройство навыков счета n F 81. 3 Смешанное расстройство школьных навыков n F 81. 8 Другие расстройства школьных навыков n F 81. 9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное n
F 84 Общие расстройства развития F 84. 0 Детский аутизм n F 84. 1 Атипичный аутизм n F 84. 2 Синдром Ретта n F 84. 3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста n F 84. 4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста лостью и стереотипными движениями n F 84. 5 Синдром Аспергера n F 84. 8 Другие общие расстройства развития n F 84. 9 Общее расстройство развития, неуточненное n
F 90 Гиперкинетическиерасстройства F 90. 0 Нарушение активности внимания n F 90. 1 Гиперкинетическое расстройство поведения n F 90. 8 Другие гиперкинетические расстройства n F 90. 9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное n
F 91 Расстройства поведения F 91. 0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи n F 91. 1 Несоциализированное расстройство поведения n F 91. 2 Социализированное расстройство поведения n F 91. 3 Оппозиционно вызывающее расстройство n F 91. 8 Другие расстройства поведения n F 91. 9 Расстройство поведения, неуточненное n
F 92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F 92. 0 Депрессивное расстройство поведения n F 92. 8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций n F 92. 9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное n
F 93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F 93. 0 Тревожное расстройство в связи с разлукой n F 93. 1 Фобическое тревожное расстройство n F 93. 2 Социальное тревожное расстройство n F 93. 3 Расстройство сиблингового соперничества n F 93. 8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста n F 93. 9 Эмоциональное расстройство детскогов озраста, неуточненное n
F 94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F 94. 0 Элективный мутизм n F 94. 1 Реактивное расстройство привязанности n F 94. 2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста n F 94. 8 Другие расстройства социального функционирования детского возраста n F 94. 9 Расстройство социального функци онирования детского возраста, неуточненное n
F 95 Тикозныерасстройства F 95. 0 Транзиторное тикозное расстройство n F 95. 1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство n F 95. 2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ля. Туретта) n F 95. 8 Другие тикозные расстройства n F 95. 9 Тикозное расстройство, неуточненное n
F 98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте n F 98. 0 Неорганический энурез F 98. 1 Неорганический энкопрез n F 98. 2 Расстройство питания в младенческом возрасте n F 98. 3 Поедание несъедобного (симптом Пика) в младенчестве и детстве n F 98. 4 Стереотипные двигательные расстройства n F 98. 5 Заикание F 98. 6 Речь в захлеб n
F 98. 8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98. 9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Светлой памяти профессора
Груни Ефимовны Сухаревой
посвящается
Психиатрия и психопатология. Определение понятия психопатологии . Цели и задачи психопатологии. Роль психопатологии в деле охраны нервно психического здоровья человека. Значение курса психопатологии для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.
Организация специальной помощи детям. Подготовка специальных медицинских и педагогических кадров. Роль воспитателя в дошкольных учреждениях .
В последние десятилетия увеличилось количество детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии , с нарушениями слуха , зрения, речи и поведения. В связи с этим организовываются новые специализированные дошкольные и школьные учреждения, в которых работают педагоги, воспитатели и психологи, получившие специальное дефектологическое образование. Подготовку квалифицированных кадров осуществляют дефектологические факультеты при педагогических университетах и дефектологические отделения при педагогических училищах (колледжах), в которых студенты получают наряду с общеобразовательными предметами медицинские и психолого педагогические знания, необходимые для работы с детьми.
В детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что разрешает их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно медицинскими и психолого педагогическими мероприятиями.
Невропатология – медицинская наука о заболеваниях нервной системы , занимается выявлением, лечением и профилактикой нервных болезней.
Педиатрия – изучает развитие ребенка, занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных детских заболеваний.
Психиатрия («психея» – душа) – медицинская наука, изучающая причины возникновения, проявления, лечение и профилактику психических расстройств.
Психопатология детского возраста тоже медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.
В специальной литературе мы часто встречаем термин «психоневрология», который подчеркивает тесную связь психиатрии с неврологией. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.
Для подготовки специалистов – детских психиатров – существует кафедра детской психиатрии при Академии постдипломного образования врачей, которой руководила Г.Е. Сухарева. В 50 60 х годах в детских поликлиниках работали районные психоневрологи, в задачи которых входило выявление детей с отклонениями в развитии , амбулаторное лечение и при необходимости направление детей в стационар. Совместная работа врачей разных специальностей с педагогами дошкольных и школьных учреждений обусловливала преемственность профилактики и раннего выявления отклонений в развитии детей .
Расширялась сеть специальных школ, необходима была подготовка квалифицированных педагогических кадров. В Москве и Ленинграде активизируются дефектологические факультеты по подготовке педагогов дефектологов разных направлений: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Основная задача на данном этапе – подготовка педагогов дефектологов для специальных школ.
Однако наблюдения показали, что коррекционные занятия с детьми необходимо начинать с дошкольного возраста, в связи с этим стали организовываться детские сады и интернаты для детей с отклонениями в развитии . Возникла необходимость подготовки специальных кадров педагогов и воспитателей для работы в дошкольных учреждениях. В 80 90 х годах при дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открылась специализированная кафедра дошкольной дефектологии для подготовки педагогов дефектологов дошкольных учреждений различных профилей. Руководит кафедрой лауреат Государственной премии в области образования РФ , заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов.
С целью подготовки специалистов со средним образованием – воспитателей дошкольных учреждений, при педагогических училищах и колледжах открываются дефектологические отделения, в которых студенты получают теоретические и практические знания. Во время практических занятий студенты работают в специальных дошкольных учреждениях , набирая нужный педагогический опыт и мастерство. После окончания средних педагогических училищ многие выпускники поступают на дефектологический факультет МПГУ для продолжения обучения и получения высшего педагогического образования.
Для квалификации воспитателя и педагога большое значение имеют знания по медицинским дисциплинам, так как в детском возрасте дети часто болеют, что сказывается на состоянии нервной системы и психической деятельности. Воспитателям, психологам, педагогам дефектологам, медицинским работникам дошкольных учреждений необходимы основополагающие знания по невропатологии и психиатрии (психопатологии), педиатрии и физиологии детского возраста для своевременного выявления отклонения в развитии ребенка и организации консультаций квалифицированной медико психолого педагогической помощи. Современные требования к уровню образованности воспитателя и педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновения нервно психических расстройств у детей и подростков.
В связи с этим задачей данного учебного пособия явилась необходимость раскрыть формирование основных психических процессов, подчеркнуть их возрастные особенности, значение нормы и патологии в психическом развитии, выявить причины отклонений и описать соответствующую клиническую картину болезни. Целью данного учебного пособия является знакомство воспитателей и педагогов в основами детской психиатрии (психопатологии) и с основными методами коррекционного воздействия при различных отклонениях психической деятельности.
При создании данного пособия мы опирались на работы основоположников детской психиатрии и неврологии, психологии и дефектологии Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.Б. Цукер, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Д.И. Азбукина, С.С. Ляпидевского, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой и других отечественных и зарубежных авторов.
В первом разделе предлагается краткий очерк истории общей и детской психиатрии, рассказывающей об истоках организации специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Представлены основные положения физиологии высшей нервной деятельности, обусловливающие эволюционно динамический подход к формированию психических функций.
По втором разделе приводятся общие сведения о формировании психической деятельности детей и подростков и различные виды отклонений: симптомы и синдромы психических расстройств.
В третьем разделе раскрываются закономерности формирования познавательного процесса в возрастном аспекте и виды психических расстройств. Частная психопатология.
В четвертом разделе рассматривается клиника интеллектуальных нарушений, причины их возникновений и проявлений, степени выраженности. Приведена дифференциальная диагностика различных форм интеллектуальных расстройств.
В пятом разделе описываются методы обследования детей и лечебная педагогика по отношению к разным категориям детей
В настоящее время детская психопатология имеет свои определенные задачи. Следует подчеркнуть, что отделение детской психопатологии от общей психопатологии произошло не так давно. В то же время, происходило ее долгое формирование, как области особых знаний, граничащей с детской психиатрией и психологией. Данное определение наделено общими корнями с педагогикой и специальной психологией.
Как предмет детской психопатологии, рассматриваются любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.
Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов. В том числе, памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Патопсихолог занимается тем, что устанавливает уровень детского развития, определяет, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Также врач выявляет патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов, и прочее.
Если работа патопсихолога производится в психоневрологическом санатории, или психиатрической больнице, то результаты обследования сообщаются семье больного через лечащего врача. В этом случае, общение с родственниками пациента происходит в меньшей степени. Нередко консультации родителей ребенка и самого пациента проводится в консультации, или в психологическом центре. И в таком случае для родителей важно не только получить подтверждение того, что ребенок является отстающим в умственном развитии, но и узнать, какие методы лечения эффективны, каким образом можно компенсировать дефект, адаптировать к школе.
Диагностика
Коррекция дефекта непосредственно связана с проведением психологической диагностики. Детские патопсихологи занимаются проведением разнообразных коррекционных занятий, групповых и индивидуальных, с маленькими пациентами, имеющими нарушение в развитии психики. Также в категорию важных задач детской психопатологии входят профилактические меры возникновения нарушений в психике ребенка. В данном случае, этому фактору уделяется мало внимания, так же, как и во взрослой психопатологии. Профилактикой является и популяризация знаний, имеющих отношение к детской психопатологии, консультирование родителей, воспитателей, школьных педагогов. В том числе, в качестве профилактики проводятся специальные игры и тренинги.
Психопатология детского возраста имеет не только практические задачи, но и проводит исследования в научном направлении. Не имея серьезных научных разработок, специалисты не могли бы производить вмешательство в такое сложнейшее явление, как состояние психики ребенка, воздействие по компенсации дефекта, и прочее. Известно, что детский психопатолог не ставит перед собой цель подменить врача. Хотя имеет место теснейшее сотрудничество психопатологов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, но у каждого свои отдельные задачи, хотя порой они и пересекаются. К тому же, методы воздействия тоже отличны. Работа детского психопатолога имеет некоторое сходство с работой психолога, так как он применяет психологические диагностические методы и способы коррекции развития.
На основании такого положения дел для психопатолога важен не только правильно установленный диагноз, и определение, к примеру, формы , так как этим занимается врач. Имеет огромное значение исследование психологических особенностей пациента. Выяснив все имеющиеся особенности, определив отклонения в мышлении, игровой деятельности, речи, психопатолог способен представить лечащему врачу важный диагностический материал. В то же время, для родителей ребенка может быть подобрана методика эффективного психологического воздействия, даны ценные рекомендации по общению.
Лечение в детской психопатологии
Существуют некоторые виды нарушений развития, которые не могут быть устранены применением медикаментозной терапии, или же, она используется, но не является определяющей. Особенно это относится к детям, имеющим задержку развития психики, умственно отсталым. В подобных случаях огромную роль играет психологическая коррекция нарушения и психопатологическое исследование. Нередко происходит так, что дети с отклонениями попадают на прием к детским психологам. Если специалист не обладает серьезными знаниями в области детской психопатологии, то его выводы могут являться ошибочными, а рекомендации не принесут никакой пользы, а в некоторых случаях они откровенно вредны.
В связи с этим, специалист, дающий рекомендации и советы по воспитанию и общению с трудным ребенком, должен уметь изначально исключить наличие серьезного психического заболевания. Нередко родители, имеющие умственно отсталого или психически больного ребенка, переживают это очень остро, и внутренне не в состоянии принять такой факт. Иногда они просто бояться специалистов, и демонстрируют недоверие. Находясь на приеме у психолога, она могут предъявлять банальные жалобы, которые скрывают достаточно серьезное заболевание. Например, при обращении с жалобами на застенчивость ребенка может выявиться отставание малыша в умственном развитии.
Детская психиатрия - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.
Детская психопатология - раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.
Психическая болезнь - это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. П. Б. Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной конституцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функционированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».
При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.
Распознавание психических расстройств и последующее их лечение, а также реабилитация (абилитация) больных требуют более точного, дифференцированного подхода к нарушениям психики. С этой целью используются понятия болезни (нозос) и патологии (патос).
Болезнь (нозос) - болезненный процесс, динамическое, текущее образование. Она в связи с определенным комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для нее механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень. Примерами болезни (нозоса) в психиатрии являются шизофрения, соматогеннный и инфекционный психоз.
Патология (патос) - патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития. Это состояние — патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологическому состоянию - плавный, иногда незаметный переход от одного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматических повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психическое состояние, необходимо констатировать, что психопатологический синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.
В описанные понятия «нозос» и «патос» не укладываются все обнаруживаемые расстройства. Так, например, кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называется психической реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями).
Психическое развитие - патологический процесс с внутренними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, например, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астеническое) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.
При обнаружении отклонений в психике у ребенка работающий с ним психолог (педагог) может заподозрить различные расстройства - психоз, если предполагает серьезные нарушения, или невроз (эмоциональные, поведенческие нарушения), если считает их легкими. Однако для таких диагностических предположений, которые необходимы для оценки социально значимых сторон деятельности индивида, требуются твердые знания того, в чем особенности этих расстройств психики.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.
Психическое здоровье (психическая норма ) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с
оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:
Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,
Адаптироваться к ней,
Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали
Подходы к оценке нормы
Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.
Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.
Критерии оценки здоровья
Психическое равновесие
Гармоничность организации психики
Адаптивные возможности личности
Комплексный подход к оценке психического здоровья
Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)
Нормальные психические состояния
Нормальные психические процессы
Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены
Оценка психической нормы в детской психопатологии
В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики
В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние
Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования
От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения
Отношение людей к психической норме
Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим - духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)
Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)
Психологический подход (причина - психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)
Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)
Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку
Начало XIX века – увеличение детской популяции
Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого
Появление педагогов и врачей-психиатров
Основные события XX века:
Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей
Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)
Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)
Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений
Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением
Изучение роли психической травмы
Создание методов исследования и лечения
Создание современных систематик психических болезней у детей
Возникновение связующей психиатрии
Детская психиатрия
- клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.
Детская психопатология
- раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.
Психическая болезнь
- это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.
Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания
Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности
Неправильное поведение больного
Затруднение приспособления к среде
Нарушения психики
Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.
Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.
Примеры: шизофрения, психоз и т.д.
Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.
Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.
Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.
Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).
Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:
Неадекватностью реакций
Нарушением отражения окружающего
Исчезновение критики к своим поступкам
Неспособность осмысления происходящего
Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями
Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности
Непсихотические расстройства
Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.
Типы психического реагирования организма и личности на вредность
Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)
Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)
Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)
Течение психических заболеваний
Непрерывное
Приступообразное
Смешанное
Волнообразное
Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)
Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)
Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)
Исход психического заболевания
Дефект (стойкое продолжительное нарушение)
Выздоровление
Переход в хроническое состояние
Психопатология детей
Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)
Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности
Психический дизонтогенез
Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.
Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.
Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.
Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.
Сейчас наблюдается ретардация поколения.
Связь психопатологии с другими наукам
Общая психопатология, детская психиатрия
Психофармакология
Детская психология
Педагогика
Дефектология
Социальная психиатрия
Психогигиена и психопрофилактика
Классификация психических расстройств
Международная систематика болезней взрослых и детей
Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:
Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)
Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)
Статьи по теме: | |
Шампиньоны, жареные с добавлением лука
Почему-то многие хозяйки незаслуженно обходят вниманием такую вкусность,... Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия
Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в... Заклинания ведьм: настоящие древние ритуалы
В мире вокруг нас очень много такого, что невозможно объяснить с точки... |