Основные положения психопатологии детского возраста классификации детская. Некоторые особенности психопатологии детского возраста Социальная психопатология детского возраста экзаменационный билет

Детская психопатология n Раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, особенности их проявления

Психическая болезнь заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга n нарушение отражательной деятельности выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, n влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, n ведет к нарушению познания. n

Болезнь (нозос) динамическое, текущее образование. n имеет нозологическую специфичность, n типичный механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. n От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень. n Пример болезни шизофрения. n

Патология (патос) n n n стойкое изменение, отклонение развития. состояние, не склонное к существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, обладающее стабильностью и устойчивостью по отношению к терапии. От болезни к патологическому состоянию плавный переход. Иллюстрация: умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм, дефектные состояния, как следствие шизофрении. Психическое состояние диагностируют если психопатологический синдром днржится более 6 месяцев.

Психическая реакция изменение психики, продолжающееся не более 6 месяцев. n Примеры: эпилептическая реакция, которая у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, невротическая реакция при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами. n

Психическое развитие патологический процесс с внутренними, определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. n Изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза. n Примеры: истерическое, ипохондрическое, астеническое развитие. n

Психоз нарушение сознания, грубые изменения личности, дезинтеграция всей психической деятельности: n с неадекватность реакций, n нарушение отражения окружающего, n исчезновение критики к своим поступкам, n неспособность осмысления происходящего, n неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. n

Непсихотическое расстройство Невроз: n симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, n поведение больного соответствует социально принятым нормам. n

Экзогенный тип реагирования психические реакции, заболевания, состояния, развитие, развившиеся вследствие органического поражения головного мозга. Наиболее характерные клинические проявления: ь судорожный синдром, ь психо органическийсиндром, ь амнестический синдром, ь синдромы расстроенного сознания

Психогенный тип реагирования психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных жизненных ситуациях или катастрофах n Пример: псевдодементный синдром у подростков когда им угрожает потеря социального статуса. n

Эндогенный тип реагирования qпсихические реакции, заболевания, состояния и развитие, как следствие внутренних, наследственно конституциональных факторов. q Пример: наследственная предрасположенность к заболеваниям или заболевания (шизофрения, умственная отсталость). q. Характерен синдром психического автоматизма.

Течение психических заболеваний Непрерывное n Приступообразное n Смешанное n Волнообразное n Пароксизмальное n Прогредиентное n Регредиентное n

Продуктивные симптомы выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, n отражают относительно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы. n Качественно новые, связанные с возникновением заболевания, психические проявления, которые не есть возрастные особенности больного. n Пример: астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататонические и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. n

Негативные симптомы вызванные патологическим процессом и связанные с этиологическим фактором. n Часто отражают нозологическую специфику заболевания их выявление облегчает диагностику. n Пример: истощаемость психических процессов, субъективно осознаваемая измененность «Я» , дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие. n

Взаимоотношения биологического и социального Меняются в процессе развития заболевания n Временно или на продолжительный период усиливаются природно психические явления. n Примеры: 1. расторможение влечений при психопатоподобных состоя ниях; 2. регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях. n

Дизонтогенез Проявление разлада между психическим и социальным, n Может лежать в основе возникновения симптомов. n Различные варианты асинхронии развития: сосуществования задержек развития одних функциональных систем, своевременного и обгоняющего развития других. n

Психическийдизонтогенез: нарушения темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, n нарушение со отношения компонентов развивающейся психики. n Может быть детерминирован воздействиями: Ø биологическими (генетическими и экзогенно органическими) Ø микросоциальными Ø психологическими. n

Биологические факторы Вызванные средовыми n участвуют в воздействиями формировании нервно отклонения психического n В основе имеют состояния, механизм перехода взаимодействуя с социально психического факторами социально через природно психологической психическое в среды нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного, n искаженного (диспропорционального) развития психики n n основа доманифестной (до развертывания выраженных симптомов) шизофрении или ее суть.

Типы шизофренического дизонтогенеза n Аутизм, аутистическая психопатия. Биологическое происхождение этап скрытое течение начальный постпроцессуа льный дефект

Олигофреноподобный дефект При злокачественном течении детской шизофрении. n Уровень функционирования психики в манифестный период снизился и остается неизменным n

Регресс речи и поведения При неблагоприятном, но не злокачественном течениии шизофрении. n Уровень функционирования психики в сравнении с манифестным периодом постоянно в течение шизофренического процесса снижается. n

Психофизический инфантилизм Связан с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении n Характеризуется незрелостью, главны мобразом, эмоционально волевой сферы. n Неравномерен, сочетается с аутизмом, другими шизофреническими изменениями личности. n

Ретардация Задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. n Определяется по отставанию развития системы от паспортного, био логического или психического возраста. n В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об щей и парциальной ретардации развития. n

Примеры ретардации: Умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный психический инфантилизм. n Запаздывает переход (оформление) природно психических функциональных систем в более сложные социально психические образования, что приводит к недостаточности последних n Больше всего страдают познавательные функции. n

Примеры ретардации: От степени недоразвития нейрофизио логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, n Процесс социализации обычно выявляет потенциальные возможности высшей нервной деятельности и способствует облегчению развития компенсаторных механизмов. n

Фор мы психическогодизонтогенеза эволютивные психическое недоразвитие n Психический инфантилизм n Невропатия n Психопатии n процессуальные n Олигофреноподобные состояния n Психопатоподобные состояния n Процессуальный инфантилизм

Дизонтогенетические симптомы Не являются специфичными n Характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреждение структуры или тяжелое нарушение функции развивающегося мозга. n Не все дизонтогенетические симптомы стойкие n Некоторые имеют преходящий характер. n

Акселерация Формирующаяся одна или несколько функциональных систем развиваются и созревают быстрее, чем в норме. n Ускоренное половое созревание способно повлиять на течение шизофрении, эпилепсии. n Акселерация ускоряет появление пер вых симптомов шизофрениии, способствует ее обострению. n Уребят акселератовчаще встречается острое/ подострое начало заболевания, большая вероятность тяжелого течения. n

Классификации психических расстройств Отражают достижения, методологию, перспективы развития, теоретические основы, практические подходы психиатрии. n Классификация В. Моге 1(1857)отражает идеи о вырождении: синдромы, отмечаемые у предков, утяжеляются из поколения в поколение. n W. Grisinger (1867) различные патологические проявления рассматривал как cтадии одного психоза. n

Международная классификация психических расстройств детского возраста трехосевая классификационная схема создана в 196 9 г. 1. ось - клинический психиатрический синдром, 2. ось - интеллектуальный уровень, 3. ось - сопутствующие или этиологигеские факторы. 4. ось – биологические факторы введена в 1975 г. 5. ось –психосоциальная введена в 1988 г. n

1 ось. Клинический психиатрический синдром 0. Нормальные отклонения n 1. Адаптационные реакции n 2. Специфические расстройства развития n 3. Поведенческие расстройства n 4. Невротические расстройства n 5. Психозы n 6. Расстройства личности n 7. Психосоматические расстройства. n 8. Другие клинические синдромы. n 9. Проявления легких психических отклонений n

2 ось Интеллектуальный уровень 0. Нормальные варианты интеллекта n 1. Легкая отсталость n 2. Умеренная отсталость n 3. Тяжелая отсталость n 4. Глубокая отсталость n 5. Отсталость, степень которой невозможно оценить n 6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет n

3 ось Биологические факторы 0. Неневрологические состояния n 1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания ЦНС n 2. Новообразования и сосудистые заболевания n 3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие ЦНС n 4. Хромосомные аномалии n 5. Врожденные пороки ЦНС n

3 ось Биологигеские факторы 6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания ЦНС. n 7. Специфические нарушения развития n 8. Хронические неврологические синдромы n 9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов n 4 ось Сопутствующие влияния

5 ось Психосоциальная 0. Нормальная психосоциальная ситуация n 1. Нарушенные внутрисемейные отношения n 2. Психические расстройства, отклонения, инвалидность у воспитателей детей n 3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация n 4. Плохое качество воспитания n 5. Нарушенное непосредственное окружение n

5 ось Психосоциальная 6. Неблагоприятные жизненные события n 7. Социальные стрессоры n 8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой или работой n 9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка n

Отечественная классификация психических расстройств детского возраста предложена в 1984 г. для клинико диагностических целей. n Основана на четырех осях. n

1 ось Патогенетически динамическая систематизирует психические расстройства: а)патологические реакции и неэволютивные состояния; б)нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в)болезненные процессы.

2 ось Патогенетически уровневая обозначает: а)психотический уровень; б)непсихотический уровень. 3 ось. Клинико нозологигеская Позволяет отнестипсихическое расстройство к заболеванию.

4 ось Клинико синдромологическая q Определяет синдромы заболеваний: n формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную) n Клинические варианты неврозов (страха, истерический, навязчивости, астенический…) q Не оценивает интеллектуальный уровень, неврологические и соматические расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния.

Американская классификация DSМ 1 Y Используется во многих странах n Предназначена для систематизации психических расстройств у взрослых и детей. n Оценивает психического больного по пяти главным осям: 1. Клинические синдромы 2. Расстройства личности, умственная отсталость 3. Соматические заболевания 4. Психосоциальные проблемы 5. Наивысший уровень функциональной адаптации в тече ние истекшего года n

Первый раздел. 10 подразделов: n 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. расстройства мла денцев, детей и подростков. Умственная отсталость Расстройства обучения Расстройство развития моторных навыков Расстройства общения Общие расстройства развития Расстройство с дефицитом внимания и расстройство с де структивным поведением; Расстройства пищевого поведения Расстройства в виде тика Расстройства, связанные с выделениями Другие расстройства

Американская классификация Одна из задач этой диагностической системы- создание об легчающего диагностику инструмента связи: Ø между специалистами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной пе дагогике Ø между учреждениями. n Другая задача – способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей на основе многоосевой систематики. n

Международная классификация болезней 10 пересмотра 5 глава создана для унификаци диагнозов психических расстройста в разных странах n Основное назначение - статистический учет заболеваний, необ ходимый для организации служб помощи больным. n Используется для сравнения заболеваемости в разных регионах и государствах n

F 8 Нарушения психологического развития F 80 Специфические расстройства развития речи n F 80. 0 Специфические расстройства артикуляции речи n F 80. 1 Расстройство экспрессивной речи n F 80. 2 Расстройство рецептивной речи n F 80. 3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау Клеффнера) n F 80. 8 Другие расстройства развития речи n F 80. 9 Расстройства развития речи, неуточненные n

F 81 Специфическиерасстройства развития школьных навыков F 81. 0 Специфическое расстройство чтения n F 81. 1 Специфическое расстройство спеллингования n F 81. 2 Специфическое расстройство навыков счета n F 81. 3 Смешанное расстройство школьных навыков n F 81. 8 Другие расстройства школьных навыков n F 81. 9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное n

F 84 Общие расстройства развития F 84. 0 Детский аутизм n F 84. 1 Атипичный аутизм n F 84. 2 Синдром Ретта n F 84. 3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста n F 84. 4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста лостью и стереотипными движениями n F 84. 5 Синдром Аспергера n F 84. 8 Другие общие расстройства развития n F 84. 9 Общее расстройство развития, неуточненное n

F 90 Гиперкинетическиерасстройства F 90. 0 Нарушение активности внимания n F 90. 1 Гиперкинетическое расстройство поведения n F 90. 8 Другие гиперкинетические расстройства n F 90. 9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное n

F 91 Расстройства поведения F 91. 0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи n F 91. 1 Несоциализированное расстройство поведения n F 91. 2 Социализированное расстройство поведения n F 91. 3 Оппозиционно вызывающее расстройство n F 91. 8 Другие расстройства поведения n F 91. 9 Расстройство поведения, неуточненное n

F 92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F 92. 0 Депрессивное расстройство поведения n F 92. 8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций n F 92. 9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное n

F 93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F 93. 0 Тревожное расстройство в связи с разлукой n F 93. 1 Фобическое тревожное расстройство n F 93. 2 Социальное тревожное расстройство n F 93. 3 Расстройство сиблингового соперничества n F 93. 8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста n F 93. 9 Эмоциональное расстройство детскогов озраста, неуточненное n

F 94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F 94. 0 Элективный мутизм n F 94. 1 Реактивное расстройство привязанности n F 94. 2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста n F 94. 8 Другие расстройства социального функционирования детского возраста n F 94. 9 Расстройство социального функци онирования детского возраста, неуточненное n

F 95 Тикозныерасстройства F 95. 0 Транзиторное тикозное расстройство n F 95. 1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство n F 95. 2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ля. Туретта) n F 95. 8 Другие тикозные расстройства n F 95. 9 Тикозное расстройство, неуточненное n

F 98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте n F 98. 0 Неорганический энурез F 98. 1 Неорганический энкопрез n F 98. 2 Расстройство питания в младенческом возрасте n F 98. 3 Поедание несъедобного (симптом Пика) в младенчестве и детстве n F 98. 4 Стереотипные двигательные расстройства n F 98. 5 Заикание F 98. 6 Речь в захлеб n

F 98. 8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98. 9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Галина Владимировна Гуровец

Психопатология детского возраста

Светлой памяти профессора

Груни Ефимовны Сухаревой

посвящается

ВВЕДЕНИЕ

Психиатрия и психопатология. Определение понятия психопатологии . Цели и задачи психопатологии. Роль психопатологии в деле охраны нервно психического здоровья человека. Значение курса психопатологии для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

Организация специальной помощи детям. Подготовка специальных медицинских и педагогических кадров. Роль воспитателя в дошкольных учреждениях .

Цели и задачи курса

В последние десятилетия увеличилось количество детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии , с нарушениями слуха , зрения, речи и поведения. В связи с этим организовываются новые специализированные дошкольные и школьные учреждения, в которых работают педагоги, воспитатели и психологи, получившие специальное дефектологическое образование. Подготовку квалифицированных кадров осуществляют дефектологические факультеты при педагогических университетах и дефектологические отделения при педагогических училищах (колледжах), в которых студенты получают наряду с общеобразовательными предметами медицинские и психолого педагогические знания, необходимые для работы с детьми.

В детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что разрешает их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно медицинскими и психолого педагогическими мероприятиями.

Невропатология – медицинская наука о заболеваниях нервной системы , занимается выявлением, лечением и профилактикой нервных болезней.

Педиатрия – изучает развитие ребенка, занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных детских заболеваний.

Психиатрия («психея» – душа) – медицинская наука, изучающая причины возникновения, проявления, лечение и профилактику психических расстройств.

Психопатология детского возраста тоже медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

В специальной литературе мы часто встречаем термин «психоневрология», который подчеркивает тесную связь психиатрии с неврологией. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.

Для подготовки специалистов – детских психиатров – существует кафедра детской психиатрии при Академии постдипломного образования врачей, которой руководила Г.Е. Сухарева. В 50 60 х годах в детских поликлиниках работали районные психоневрологи, в задачи которых входило выявление детей с отклонениями в развитии , амбулаторное лечение и при необходимости направление детей в стационар. Совместная работа врачей разных специальностей с педагогами дошкольных и школьных учреждений обусловливала преемственность профилактики и раннего выявления отклонений в развитии детей .

Расширялась сеть специальных школ, необходима была подготовка квалифицированных педагогических кадров. В Москве и Ленинграде активизируются дефектологические факультеты по подготовке педагогов дефектологов разных направлений: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Основная задача на данном этапе – подготовка педагогов дефектологов для специальных школ.

Однако наблюдения показали, что коррекционные занятия с детьми необходимо начинать с дошкольного возраста, в связи с этим стали организовываться детские сады и интернаты для детей с отклонениями в развитии . Возникла необходимость подготовки специальных кадров педагогов и воспитателей для работы в дошкольных учреждениях. В 80 90 х годах при дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открылась специализированная кафедра дошкольной дефектологии для подготовки педагогов дефектологов дошкольных учреждений различных профилей. Руководит кафедрой лауреат Государственной премии в области образования РФ , заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов.

С целью подготовки специалистов со средним образованием – воспитателей дошкольных учреждений, при педагогических училищах и колледжах открываются дефектологические отделения, в которых студенты получают теоретические и практические знания. Во время практических занятий студенты работают в специальных дошкольных учреждениях , набирая нужный педагогический опыт и мастерство. После окончания средних педагогических училищ многие выпускники поступают на дефектологический факультет МПГУ для продолжения обучения и получения высшего педагогического образования.

Для квалификации воспитателя и педагога большое значение имеют знания по медицинским дисциплинам, так как в детском возрасте дети часто болеют, что сказывается на состоянии нервной системы и психической деятельности. Воспитателям, психологам, педагогам дефектологам, медицинским работникам дошкольных учреждений необходимы основополагающие знания по невропатологии и психиатрии (психопатологии), педиатрии и физиологии детского возраста для своевременного выявления отклонения в развитии ребенка и организации консультаций квалифицированной медико психолого педагогической помощи. Современные требования к уровню образованности воспитателя и педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновения нервно психических расстройств у детей и подростков.

В связи с этим задачей данного учебного пособия явилась необходимость раскрыть формирование основных психических процессов, подчеркнуть их возрастные особенности, значение нормы и патологии в психическом развитии, выявить причины отклонений и описать соответствующую клиническую картину болезни. Целью данного учебного пособия является знакомство воспитателей и педагогов в основами детской психиатрии (психопатологии) и с основными методами коррекционного воздействия при различных отклонениях психической деятельности.

При создании данного пособия мы опирались на работы основоположников детской психиатрии и неврологии, психологии и дефектологии Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.Б. Цукер, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Д.И. Азбукина, С.С. Ляпидевского, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой и других отечественных и зарубежных авторов.

В первом разделе предлагается краткий очерк истории общей и детской психиатрии, рассказывающей об истоках организации специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Представлены основные положения физиологии высшей нервной деятельности, обусловливающие эволюционно динамический подход к формированию психических функций.

По втором разделе приводятся общие сведения о формировании психической деятельности детей и подростков и различные виды отклонений: симптомы и синдромы психических расстройств.

В третьем разделе раскрываются закономерности формирования познавательного процесса в возрастном аспекте и виды психических расстройств. Частная психопатология.

В четвертом разделе рассматривается клиника интеллектуальных нарушений, причины их возникновений и проявлений, степени выраженности. Приведена дифференциальная диагностика различных форм интеллектуальных расстройств.

В пятом разделе описываются методы обследования детей и лечебная педагогика по отношению к разным категориям детей

В настоящее время детская психопатология имеет свои определенные задачи. Следует подчеркнуть, что отделение детской психопатологии от общей психопатологии произошло не так давно. В то же время, происходило ее долгое формирование, как области особых знаний, граничащей с детской психиатрией и психологией. Данное определение наделено общими корнями с педагогикой и специальной психологией.

Как предмет детской психопатологии, рассматриваются любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.

Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов. В том числе, памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Патопсихолог занимается тем, что устанавливает уровень детского развития, определяет, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Также врач выявляет патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов, и прочее.

Если работа патопсихолога производится в психоневрологическом санатории, или психиатрической больнице, то результаты обследования сообщаются семье больного через лечащего врача. В этом случае, общение с родственниками пациента происходит в меньшей степени. Нередко консультации родителей ребенка и самого пациента проводится в консультации, или в психологическом центре. И в таком случае для родителей важно не только получить подтверждение того, что ребенок является отстающим в умственном развитии, но и узнать, какие методы лечения эффективны, каким образом можно компенсировать дефект, адаптировать к школе.

Диагностика

Коррекция дефекта непосредственно связана с проведением психологической диагностики. Детские патопсихологи занимаются проведением разнообразных коррекционных занятий, групповых и индивидуальных, с маленькими пациентами, имеющими нарушение в развитии психики. Также в категорию важных задач детской психопатологии входят профилактические меры возникновения нарушений в психике ребенка. В данном случае, этому фактору уделяется мало внимания, так же, как и во взрослой психопатологии. Профилактикой является и популяризация знаний, имеющих отношение к детской психопатологии, консультирование родителей, воспитателей, школьных педагогов. В том числе, в качестве профилактики проводятся специальные игры и тренинги.

Психопатология детского возраста имеет не только практические задачи, но и проводит исследования в научном направлении. Не имея серьезных научных разработок, специалисты не могли бы производить вмешательство в такое сложнейшее явление, как состояние психики ребенка, воздействие по компенсации дефекта, и прочее. Известно, что детский психопатолог не ставит перед собой цель подменить врача. Хотя имеет место теснейшее сотрудничество психопатологов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, но у каждого свои отдельные задачи, хотя порой они и пересекаются. К тому же, методы воздействия тоже отличны. Работа детского психопатолога имеет некоторое сходство с работой психолога, так как он применяет психологические диагностические методы и способы коррекции развития.

На основании такого положения дел для психопатолога важен не только правильно установленный диагноз, и определение, к примеру, формы , так как этим занимается врач. Имеет огромное значение исследование психологических особенностей пациента. Выяснив все имеющиеся особенности, определив отклонения в мышлении, игровой деятельности, речи, психопатолог способен представить лечащему врачу важный диагностический материал. В то же время, для родителей ребенка может быть подобрана методика эффективного психологического воздействия, даны ценные рекомендации по общению.

Лечение в детской психопатологии

Существуют некоторые виды нарушений развития, которые не могут быть устранены применением медикаментозной терапии, или же, она используется, но не является определяющей. Особенно это относится к детям, имеющим задержку развития психики, умственно отсталым. В подобных случаях огромную роль играет психологическая коррекция нарушения и психопатологическое исследование. Нередко происходит так, что дети с отклонениями попадают на прием к детским психологам. Если специалист не обладает серьезными знаниями в области детской психопатологии, то его выводы могут являться ошибочными, а рекомендации не принесут никакой пользы, а в некоторых случаях они откровенно вредны.

В связи с этим, специалист, дающий рекомендации и советы по воспитанию и общению с трудным ребенком, должен уметь изначально исключить наличие серьезного психического заболевания. Нередко родители, имеющие умственно отсталого или психически больного ребенка, переживают это очень остро, и внутренне не в состоянии принять такой факт. Иногда они просто бояться специалистов, и демонстрируют недоверие. Находясь на приеме у психолога, она могут предъявлять банальные жалобы, которые скрывают достаточно серьезное заболевание. Например, при обращении с жалобами на застенчивость ребенка может выявиться отставание малыша в умственном развитии.

Детская психиатрия - клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология - раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подрост­ковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Психическая болезнь - это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой де­ятельности. П. Б. Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной консти­туцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функцио­нированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

При психической болезни извращается, нарушается отража­тельная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она вы­ражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой не­правильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

Распознавание психических расстройств и последующее их ле­чение, а также реабилитация (абилитация) больных требуют бо­лее точного, дифференцированного подхода к нарушениям психи­ки. С этой целью используются понятия болезни (нозос) и пато­логии (патос).

Болезнь (нозос) - болезненный процесс, динамическое, теку­щее образование. Она в связи с определенным комплексом факто­ров имеет нозологическую специфичность, типичный для нее ме­ханизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. От психического здо­ровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная сту­пень. Примерами болезни (нозоса) в психиатрии являются ши­зофрения, соматогеннный и инфекционный психоз.

Патология (патос) - патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние — патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию - плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

В описанные понятия «нозос» и «патос» не укладываются все обнаруживаемые расстройства. Так, например, кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называ­ется психической реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с ро­дителями).

Психическое развитие - патологический процесс с внутрен­ними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, напри­мер, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астениче­ское) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у инди­вида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

При обнаружении отклонений в психике у ребенка работаю­щий с ним психолог (педагог) может заподозрить различные рас­стройства - психоз, если предполагает серьезные нарушения, или невроз (эмоциональные, поведенческие нарушения), если считает их легкими. Однако для таких диагностических предположений, которые необходимы для оценки социально значимых сторон дея­тельности индивида, требуются твердые знания того, в чем осо­бенности этих расстройств психики.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.

Психическое здоровье (психическая норма ) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с

оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:

    Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,

    Адаптироваться к ней,

    Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали

Подходы к оценке нормы

    Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.

    Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.

Критерии оценки здоровья

    Психическое равновесие

    Гармоничность организации психики

    Адаптивные возможности личности

Комплексный подход к оценке психического здоровья

          Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)

    Нормальные психические состояния

    Нормальные психические процессы

Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены

Оценка психической нормы в детской психопатологии

    В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики

    В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние

    Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования

    От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения

Отношение людей к психической норме

    Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим - духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)

    Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)

    Психологический подход (причина - психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)

    Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)

Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку

    Начало XIX века – увеличение детской популяции

    Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого

    Появление педагогов и врачей-психиатров

Основные события XX века:

    Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей

    Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)

    Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)

    Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений

    Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением

    Изучение роли психической травмы

    Создание методов исследования и лечения

    Создание современных систематик психических болезней у детей

    Возникновение связующей психиатрии

Детская психиатрия

- клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология

- раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Психическая болезнь

- это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

    Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания

    Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности

    Неправильное поведение больного

    Затруднение приспособления к среде

Нарушения психики

Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.

Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

Примеры: шизофрения, психоз и т.д.

Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.

Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).

Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:

    Неадекватностью реакций

    Нарушением отражения окружающего

    Исчезновение критики к своим поступкам

    Неспособность осмысления происходящего

    Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями

    Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности

Непсихотические расстройства

Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Типы психического реагирования организма и личности на вредность

    Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)

    Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)

    Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)

Течение психических заболеваний

    Непрерывное

    Приступообразное

    Смешанное

    Волнообразное

    Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)

    Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)

    Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)

Исход психического заболевания

    Дефект (стойкое продолжительное нарушение)

    Выздоровление

    Переход в хроническое состояние

Психопатология детей

    Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)

    Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности

Психический дизонтогенез

Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.

    Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.

    Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.

    Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.

Сейчас наблюдается ретардация поколения.

Связь психопатологии с другими наукам

    Общая психопатология, детская психиатрия

    Психофармакология

    Детская психология

    Педагогика

    Дефектология

    Социальная психиатрия

    Психогигиена и психопрофилактика

Классификация психических расстройств

Международная систематика болезней взрослых и детей

Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:

Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)

Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)



gastroguru © 2017