Способы работы с тревогой. Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Алексей Петрович написал прекрасную статью. Думаю, материал будет актуален сейчас.

РАБОТА С ТРЕВОЖНОСТЬЮ И ИЛЛЮЗИЯ КОНТРОЛЯ

Что такое тревожность?
Тревожность – это сложное и в целом негативное чувство, которое испытывает человек, оказавшись в ситуации неопределенности. Можно сказать и так: тревожность – это совокупность ощущений, которыми человек отвечает на ситуацию неопределенности.
Тревожность следует отличать от тревоги и страха. Тревога – это реагирование на конкретную ситуацию. Она возникает вместе с ситуацией и исчезает, когда ситуация теряет тревожный характер. Психологи используют понятие «тревожность», чтобы описать определенное качество характера, личности. Это склонность к беспокойству, беспричинным опасениям, ипохондрической мнительности и т.п. А также «тревожность» – это состояние, которое изначально не свойственно личности, но, однажды возникнув, приобрело длительный характер. Такая тревожность легко может превратиться в хроническую, что является признаком развивающегося невроза. В этой статье я буду говорить о тревожном состоянии, которое можно назвать пограничным – когда человек еще здоров, но уже страдает от длительного эмоционального расстройства реактивной природы. Такая тревожность становится распространенным психическим состоянием в ситуации социального, экономического, финансового кризиса, в условиях военных действий или природных катастроф.
Здоровая личность, страдающая от подобной тревожности, все еще способна к саморегуляции, если вовремя заметит проявления этого состояния и не допустит психоэнергетического истощения, которое приведет к астении или иному психопатологическому состоянию. Пока тревожность не стала частью невроза. Невроз сильно искажает всю схему энергетического метаболизма психики, формирует новый тип психоэнергетического гомеостаза, для которого характерно общее снижение тонуса, снижение способности хранить и накапливать энергию. На фоне тревожного невроза осознание не способно функционировать качественно – внимание большую часть времени рассеяно, мышление непродуктивно, соматика страдает от спастических напряжений, что рано или поздно приводит к возникновению психосоматических заболеваний. Все это можно предотвратить, если своевременно приступить к психотехнической работе по снятию тревожности.
Почему я считаю важным рассмотреть именно работу с тревожностью? Во-первых, это состояние склонно принимать хронические формы, то есть длиться неопределенное время. Во-вторых, основные признаки тревожности типичны для любого личностного кризиса, вызванного привычным отождествлением Я с полем эмоционального опыта. В-третьих, затянувшаяся тревожность значительно сужает область ясного сознания. Наконец, многие методы преодоления тревожного состояния универсальны – они позволяют регулировать не только тревогу, но и любое проявление небезупречных эмоций и чувств.
Д. Леонтьев в статье «Экзистенциальная тревога» отмечает, что состояние тревоги необходимо как способ подготовить себя к неизбежному будущему: «Слишком прочные ожидания приводят нас к тому, что ставят нас в положение неготовности к будущему. Мы ждем чего-то определенного, наше внимание связано непосредственно с тем, чего мы ждем, и тем самым не замечаем чего-то иного. Мы оказываемся перед фактом неготовности ко многим неожиданностям, когда слишком многого ожидаем. Тревога конструктивна. Она делает человека готовым к неожиданностям. Только благодаря тому, что я тревожусь, я вооружен. В каком-то смысле, тревога – это инструмент взаимодействия с нашим будущим» .
Все это, безусловно, верно. Но я хочу сказать о том, что вытекает из тревоги, – о состоянии тревожности, которое никак не может быть конструктивным, ибо если тревога готовит нас к будущему, то тревожность ничего к этой готовности не добавляет. Она лишь делает нас слабее во всех отношениях, истощает физически и энергетически.
Прежде всего, мы должны осознать, что тревожность – подлинно человеческое чувство, поскольку она возникает как результат рефлексии (отражения описания мира) и проекции. Более простые живые существа не знают тревожности, хотя почти все человеческие чувства, формирующие тревожность, им знакомы. Рассмотрим вкратце специфику человеческой тревожности.
Ярче всего в тревожности проявляет себя страх. Понятно, что любой страх происходит из страха смерти – как бы мы ни усложняли описание мира, каким бы причудливым ни оказался конкретный контекст фрагмента личной истории, где у личности возникает тот или иной вид страх, последовательный анализ (или честный сталкинг себя) всегда приведут к источнику. И этим источником оказывается страх смерти, не только потому, что это отправная точка эволюции человеческих состояний страха, но и потому, что он характерен для всего живого и чувствующего.
Страх спасает – это его функция. Он заставляет животное бежать от угрозы, прятаться или замирать, притворяясь мертвым. Но главное его свойство – импульсивность. Живое существо ощущает страх недолго. Когда весь его организм мобилизовался, чтобы бежать от угрозы либо чтобы вступить в борьбу с противником, страх отступает. Если же ситуация изменяется так, что больше не угрожает безопасности, то и страх исчезает почти мгновенно.
Другой аспект тревожности, непосредственно связанный со страхом, – это чувство собственной важности. Оно выражается в опасении потерять нынешний статус, и тоже в более простом виде наблюдается в поведении животных, которые живут группами. У человека этот аспект тревожности проявляет себя через возможную активизацию таких чувств, как стыд и вина. Стыд часто связан с тем, что личность не может справиться с разрешением кризиса по той или иной причине – профессиональной, финансовой, личностной. Вина чаще всего возникает из-за того, что в состоянии тревожности мы совершаем ошибки, и чем дольше длится тревожность – тем больше накапливается ошибок. Разрушаются отношения с людьми, которые ни в чем не виноваты, возникают мнимые, ложные отношения с другими, которые либо компенсируют нашу тревожность своей стабильностью, либо сопровождают наш тревожный путь, вызывая иллюзорное ощущение, что мы и сейчас не одиноки. Если мы чувствительны, то можем испытывать чувство вины как перед теми, кого оставили, так и в отношении «новых друзей».
Удивительно, но в человеческом состоянии тревожности можно найти и жалость к себе – скорее, в виде предчувствия, а не чувства. Ведь что такое тревожность? Это ожидание угрозы, ожидание неприятностей, ожидание беды. Можно сказать, что тревожность – это не реакция, а особое психоэмоциональное состояние, возникающее, когда мы ждем или опасаемся, что произойдет нечто плохое, возможно – непоправимо плохое.
Вглядываясь в сущность состояния тревоги, мы видим, что вся она заключается в пред-ощущении мрачного будущего, которое еще не наступило, но есть серьезная вероятность того, что наступит. Это пред-ощущение, ожидание возможно только в человеческой психике, которая сформировала описание мира со своими законами, в числе которых неминуемый переход причины в следствие и одномерное время, вдоль которого наше сознание движется из прошлого в будущее. Выражаясь простыми словами, тревожность – это чувства, которые возникают у человека, когда он думает о своем будущем.
Если бы мы были откровенны с собой, если бы умели отважно мыслить и идти в своей философии до конца, то вряд ли бы нашелся человек, способный без тревоги смотреть в будущее. И – тем не менее – далеко не все чувствуют тревожность. Нас спасают легкомыслие и надежда, а также способность отвлекаться и вытеснять из сознания то, что вызывает у нас дискомфорт.
На чем стоит цивилизация? Вера, надежда, любовь – если не учитывать христианскую метафизику, способную придать цвет, глубину, перспективу этим словам, то мы имеем дело с тремя упованиями:
- что есть Высшее, наделяющее Мир смыслом,
- что моя жизнь избежит несчастий,
- что я встречу друга или подругу, который разделит со мной мое странствие по жизни.
Разумеется, я предельно упрощаю эти идеи. Можно очень много слов и настроений вложить в Веру, Надежду и Любовь. Можно обогатить их как концепты, привнести множество умозрительных красот – и философских, и теологических (то есть, собственно христианских), но их изначальная суть от этого не изменится. И если мы стремимся трезво смотреть на Мир и на Жизнь, то не можем не признать – они всегда остаются упованиями.
Ибо что помешает любимому человеку покинуть вас? Что, кроме вашего собственного сознания, придает смысл этому Миру? Наконец, что может гарантировать благополучие вашего бытия? Мы почти каждый день наблюдаем, как тают и рушатся эти крепости, построенные из ветра, облаков и чьих-то убеждений. Когда-то с одним из духовных людей произошло откровение. Он попытался выразить свое откровение словами – пусть этими словами будут «вера, надежда, любовь».
(Если бы речь шла о цивилизации древней Индии, можно было бы назвать другую великую троицу – «сат-чит-ананда». Конечно же, идеи, стоящие за этими словами, несравнимы. Как не сравнимы философии и идеологии Востока и Запада той эпохи.)
Я хочу подчеркнуть, что в любом случае смыслы, которые стоят за словами, были открыты человеком, который на собственном опыте пережил инсайт, откровение, тем, кто побывал в новом поле опыта, и это поле наполнило его жизнь новыми чувствами. Образованный человек может написать текст – притчу, поучение, некий духовный трактат или еще что. У него нет иного способа сохранить свой духовный опыт. Он-то понимает, что не может передать опыт через текст, что текст – это лишь система намеков, которая иногда помогает читателю пережить нечто подобное.
Но читатель чаще всего этого не знает. Или знает, но недостаточно уверен в себе. Если автор пользуется духовным или мирским авторитетом, то большинство принимает прочитанную совокупность слов просто – не вдумываясь, не осознавая, почти механически. Конечно, за каждым словом брезжит некий смутный призрак – «сознание», «любовь», «блаженство», «вера». Что-то похожее мы вроде бы переживали. Наверное, это оно и есть.
Более умные, осознанные и самостоятельные читатели читают слова, и стремятся найти в своем внутреннем мире, в своем опыте какое-то соответствие понятиям, которые использует автор. Они трудятся и в конце концов порождают собственные совокупности смыслов – иногда они лишь бледное отражение того, что испытывал автор прочитанного ими текста, а иногда наоборот – ярче и интереснее вдохновившего их материала. Но они никогда не копируют источник опыта. Так происходит при любой коммуникации – при живом общении, обмене письмами в традиционном или электронном виде.
Только собственный опыт открыт нашему сознанию. Все прочее – искажения, проекции, различные трансляции и т.д. Поэтому, сколько бы духовных текстов мы ни прочитали, мы беззащитны перед лицом Реальности – если не удосужились, опираясь на прочитанное, создать собственные смыслы и собственные чувства. Все, чем мы располагаем – это призрачные слова, описывающие чужой опыт и чужое откровение.
Как изменить эту ситуацию?

Тревожность и кризис
Если говорить о ситуации, порождающей состояние тревожности, то это, как правило, кризис. То есть, ситуация, когда привычное поведение не решает возникшую проблему либо вообще невозможно. Д. Леонтьев в той же статье пишет: «Психотерапевт Адам Блатнер говорил о том, что человек в своей жизни проходит две основных инициации. Одна из них, соответствующая подростковому кризису, – осознание того, что в мире от нас кое-что зависит, мы в состоянии влиять на мир. Вторая инициация, которая по времени соответствует тому, что принято называть кризисом среднего возраста, – осознание и интеграция того, что в этом мире от нас кое-что не зависит, и что мы в мире чего-то не можем». Нельзя не согласиться с тем, что экзистенциальная тревога позволяет осознать этот важный аспект бытия, но это не значит, что тревожное состояние, особенно длительное, приносит пользу или помогает пережить кризис.
В ситуации кризиса нет времени на длительное обучение новым навыкам, особенно учитывая стереотипы нашего обучения, когда мы поверхностно осваиваем альтернативные состояния психики и нагружаем память большим количеством умных слов, лишенных для нас подлинной функциональности и смысла.
Существует две линии поведения у людей, испытывающих состояние тревожности. Это замирание и лихорадочная активность. Надо сразу отметить, что пока вы переживаете тревожность, ни тот ни другой тип поведения не помогает разрешить кризис. Более того, часто он не помогает даже физическому выживанию. Почему?
Потому что независимо от того, замираете вы или чрезмерно погружаетесь в активность, суть ваших действий – не решение проблемы, а отвлечение от нее. Поскольку состояние тревожности очень быстро истощает нашу энергетику, мы бессознательно стремимся отвлечься от того, что нас тревожит. Но – что характерно – используем при этом не оптимальные, а самые простые методы. В результате мы не достигаем ни одного из желательных состояний. Иначе говоря, мы не успокаиваемся, наше сознание либо мечется, либо парализовано, причем и в том и в другом случае оно сужено, то есть качество сознания сильно страдает в этой ситуации, мы отождествлены со всей гаммой эмоций и чувств, которые присущи тревожности. Независимо от того, парализованы мы тревожностью или поглощены чрезмерной активностью, если ситуация неопределенности остается неизменной, тревожность нарастает и требует все больших энергетических ресурсов.
Это худший сценарий – кризис не разрешен, тревожность истощает энергию психики и тела, становится неконтролируемой и переходит в паническое состояние. Описывать возможные последствия не имеет смысла – они очевидны.

Тревожность, сознание и тело

Тревожность поглощает сознание тем или иным содержанием эмоционального аффекта. Этот процесс можно назвать сужением сознания, поскольку все психические ресурсы направлены на переживание того, что, возможно, произойдет. В состоянии тревоги мы проживаем все виды психического страдания, имеющие отношение к событию, которого в Реальности не существует – и это, пожалуй, самая важная характеристика тревоги. На своем пике тревожность может быть настолько мучительной, что вызывает суицидальные мысли и настроения. Так как энергетическое истощение происходит очень быстро, психика переходит на максимально экономный режим – это выражается в регрессии самой структуры личности; все сложные чувства и эмоции сначала ослабевают, а потом окончательно исчезают из психического поля. В итоге осознается лишь аффект, вызывающий тревогу, сама тревожность и некий прилепившийся к тревожности призрак. Этот призрак раньше был чувством Я, но теперь он редуцирован до предела, почти лишен самоосознания и полностью отождествлен с тревожными чувствами.
Тело реагирует на тревожное состояние нарастанием бессознательных, подсознательных и полусознательных мышечных напряжений. Если в начале еще можно различить зоны мышц, где напряжение особенно сильно и отражает ту или иную травму психосоматического поля, то в процессе развития хронической тревоги многие мышечные зоны переходят в режим спастического напряжения – в этом состоянии они почти полностью блокируют чувствительность. Таким образом, тело, как и сознание, максимально сужает диапазон своей реактивности.
Подобные формы реагирования принято называть защитами, хотя на этом уровне активизации защита становится блоком, и ее функция, скорее, саморазрушительная. Здесь надо уточнить, что защита – это всегда явная или неявная агрессия. Она может быть направлена на некую часть внешнего мира или восприятия, она может быть направлена на собственное тело или его часть, наконец, на собственное сознание. Когда сознание сужается и меркнет – это агрессия сознания, направленная на самого себя. Когда тело наполняется мышечными блоками и становится бесчувственным – это, разумеется, агрессия, направленная на тело. Можно смело утверждать, что тревожность, достигшая такой интенсивности, – это выражение направленной на себя агрессии, поскольку мы не видим, как применить ее к внешнему миру.
В некоторых случаях, когда ситуация неопределенности позволяет создать образ врага, ответственного за все происходящее, агрессия направляется в его сторону, но не разряжает ситуацию. К существующему уже типу самоагрессии (саморазрушению) добавляется гнев и злоба, направленные на некие внешние силы или отдельную личность.
Злоба не устраняет тревожность, она лишь придает ей определенный колорит. Например, в тех случаях, когда мы возлагаем на какое-то лицо или на политический класс вину за свою тревожность, мы можем погрузиться в состояние лихорадочной активности, направленной против этих сил. Но даже победа в этой борьбе не приносит покоя. Более того, она приводит к опустошению и нередко к депрессии, ибо подлинная причина тревоги – нарушение базовой безопасности или безопасности статуса.

РАБОТА С ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Уже было сказано, что в основе тревожности лежит страх. Наиболее актуальными формами страха в случае тревожного состояния являются страх потери контроля, страх изменений и страх бессмысленности. Эти три вида страха наиболее типичны для ситуации затянувшейся или хронической тревожности. Поскольку тревожность – это характерная реакция на кризис (личностный или социальный). Масштаб кризиса отражает три фактора – неуправляемость текущей ситуации, уровень нереализованных изменений, а также то, что главные смыслы (как личные, так и социальные) устарели и их требуется радикально обновить.
Поскольку в данном случае мы говорим не о социологии или экономике и вообще не о факторах, вызывающих кризисы внешней жизни, на первый план выходят психические процессы и явления – страхи, озабоченности, способность к контролю и саморегуляции состояний, автоматическое отождествление с состояниями, чувствами, эмоциями.
Да, внешние кризисы мы не контролируем. Однако, если вдуматься в суть процессов, порождающих многие кризисы современной цивилизации, то можно прийти к очевидному выводу – именно неспособность каждой отдельной личности справиться с потоком небезупречных чувств и эмоций очень часто порождает кризисы больших систем – социальные, экономические, финансовые и т.д.
Мы не можем изменить природу других людей.
Для многих характерно постоянно ошибаться, не учиться на своих ошибках, нервно метаться, пытаясь себе и всем на свете доказать собственную ценность, бежать от страха, потакать любым своим чувствам, даже саморазрушительным, и долго жалеть себя, получив те результаты, которых следовало ожидать. Помнится, кто-то пошутил: «Когда человек ожидает от своих действий другого результата, продолжая делать одно и то же, – это шизофрения». В этой шутке много горькой правды. Абсолютное большинство людей на этой планете проживают свою жизнь именно в таком «шизофреническом» духе.
Эта работа может быть представлена в виде психотехнической процедуры, состоящей из нескольких шагов, или этапов. Какие-то этапы в данном случае – исключительно работа осознания, другие можно назвать достижением психоэмоциональных состояний, третьи включают в себя специальные психотехнические (психоэнергетические) и дыхательные упражнения. Как правило, работа по изменению себя начинается с акта осознания. Это не техника и не упражнение, но для многих это осознание – тяжелый труд. Я говорю о формировании определенной установки.
Шаг 1. Традиционная психология называет эту установку обретением «внутреннего локуса контроля».
Выражаясь простым языком, следует осознать – все, что со мной происходит, является результатом моих действий, моих ошибок, моих заблуждений, симпатий, антипатий и так далее. Иными словами, ситуация, которая вызывает у меня тревожность, создана моим тоналем и отражает его фундаментальные черты, его главные достоинства и недостатки. На первый взгляд, мысль банальная, но далеко не каждый может совершенно искренне признаться даже в этом, казалось бы, очевидном положении.
Удивительно, как много образованных (в том числе и психологически) людей, столкнувшись с тревожностью, обманывают самих себя, когда обдумывают возникшую ситуацию неопределенности. На каком-то этапе размышления обязательно появляется знаменитое «Да, но…». За этим «но», как правило, скрывается то, что мы называем «объективными обстоятельствами» или даже «обстоятельствами непреодолимой силы». Но зададим себе вопрос – почему наша личная история сложилась таким образом? Почему мы оказались в таких обстоятельствах? Если мы будем абсолютно честны с собой, то не позволим себе бесконечно вилять и оправдываться. «Ситуация такова, потому что таков Я» – это правило не знает исключений. Если человек действительно стремится к трансформации своей личности, своей психики и психосоматической целостности, он вынужден признать эту не всегда приятную истину.
В мире, который мы создали, не так уж много действительно «объективных» обстоятельств – обстоятельств, которые формировались без участия нашей личности, нашего Я. Не нужно углубляться в дебри философии и доказывать, что простой акт восприятия изменяет воспринимаемое. Даже психологический анализ поведения личности и ее реакций демонстрирует, что актуальная жизненная ситуация – это всегда результат цепи выборов, сделанных раньше. При этом важно понимать, что любой выбор – это причина, которая неминуемо образует следствие. Не только выбор, который привел к какому-то поступку, но и тот, что ни к чему не привел. Отсутствие действия – тоже действие, отсутствие решения – тоже решение в этом описании мира. И все, что с нами происходит сейчас, это воплощенный результат всех предыдущих поступков, реакций, а также (иногда даже в больше степени) их отсутствия.
Если же вспомнить, что человечество в массе своей очень далеко от безупречности или хотя бы осознанности, то неудивительно, что его история переполнена кризисами, а значит и ситуациями неопределенности, которые вызывают у нас состояние тревоги – в большей или меньшей степени, от сомнения и неуверенности до паники. Ведь воспринимаемый мир – это не Реальность, а результат общественного соглашения. Если общество переживает тревожность или панику, то индивидуум, живущий в этом обществе (даже в том случае, если он изо всех сил сопротивляется и закрывается от социума), будет воспринимать мир окрашенным в тревожные тона. Именно это происходит сейчас – не только на территории явных конфликтов, но и во всем мире.
Шаг 2. Растождествление с тоналем социума.
Это довольно простой шаг, если иметь в виду, что современное общество вынуждает личность отождествляться с ним через средства массовой информации и пропаганду определенных идей. Когда тревожность связана с политизацией и навязанными извне убеждениями, достаточно перекрыть каналы поступления социальной информации. Так что, это не проблема. Однако, когда общество, переживая кризис, перестает функционировать, возникает угроза для базовой безопасности каждого отдельного человека. Тревожность и паника разрастаются среди населения, формируя психоэнергетическое поле, или, если угодно, «атмосферу», стимулирующую определенный тип реагирования и поведения.
Важно не забывать, что процессы такого рода, будучи сами по себе результатом работы суженного сознания, обладают способностью сужать сознание любой вовлеченной в эти процессы личности. Во время кризиса описание мира становится проще, примитивнее, и доминирующие реакции, а затем поведение личности в кризисном обществе становится упрощенным во многих отношениях. Содержание жизни все больше ограничивается проблемами выживания, в отношениях с другими людьми появляются категории «наши» – «не-наши». Из внутренней жизни психики все чаще исчезает осознанность как таковая. Мы большую часть времени находимся в состоянии отождествления с текущими эмоциональными реакциями, в состоянии нарастающего нервного и психоэнергетического истощения.
Эти процессы необходимо отследить как можно раньше и остановить любыми средствами.
Шаг 3. Работа с ситуацией неопределенности. Страх потери контроля.
Ядром состояния тревожности в жизни любого человека является ситуация неопределенности. Как мы переживаем ситуации такого рода? Самым тяжелым аспектом подобных ситуаций является их неконтролируемость. Поэтому особого внимания требует активизирующийся в это время страх потери контроля.
Чтобы снизить силу этого страха, хорошо бы подумать вот над чем – а есть ли вообще в этом мире хоть что-то, подвластное нашему контролю? Мы не можем контролировать ни окружающих людей, ни погоду, ни успешность своего бизнеса, если таковой имеется. На самом деле мы не контролируем ни собственных детей, ни жен, ни мужей, а если пытаемся добиться такого контроля, то тратим на это очень много сил – и все равно не получаем желаемого результата.
Нашему контролю доступны лишь некоторые психические и физиологические функции (прежде всего, внимание и дыхание), и именно о них мы забываем в первую очередь, если оказываемся в состоянии тревожности. Напрасно! Ведь только внимание и дыхание в основном формируют состояние сознание, а состояние сознания, в итоге, определяет качество жизни в целом – включая нашу судьбу, то есть, все уникальные повороты личной истории.
Так чего же мы боимся, когда боимся потерять контроль? Стабильная жизнь – это всего лишь иллюзия контроля, которого у нас нет, и никогда не было. Нам кажется, что мы управляем событиями, когда поступаем определенным образом. Нам кажется, что мы контролируем собственное тело, выполняя упражнения, правильно питаясь и принимая витамины. Но наступает день, когда Мир опровергает наши иллюзии – и выясняется, что нам не на что опереться. Как же так? И почему так случилось? Ведь мы изначально знали все эти набившие оскомину истины! Мы с самого начала знали, что ничего не контролируем – что придет время и тело наше станет старым и дряхлым, а потом умрет. А до этого, возможно, будет долго болеть, и не спросит нашего разрешения.
Осознание того, что контроля не бывает – это важный шаг в работе с тревожностью. Когда нечего терять, то и страшиться нечего. Каждый раз, думая об экзистенциальной ситуации человека в этом мире, я вспоминаю фразу из магического заклинания, которое приводит в одной из своих книг Кастанеда:
У меня ничего нет, и мне нечего защищать.
У меня нет желаний, и я ничего не боюсь.
Мир во всем своем разнообразии меняется, поворачиваясь к наблюдателю бесконечным множеством неповторимых граней – и это происходит с первого мгновения нашей жизни в физическом теле до последнего. Впрочем, никто еще не доказал, что со смертью тела этот процесс прекращается. Так что, все что нам дано в опыте – это одна бесконечная ситуация неопределенности. В этом особенность нашего бытия.
Из этого размышления можно сделать два важных вывода:
1) есть лишь одно-единственное мгновение, в котором мы существуем,
2) есть лишь осознание, которое может отождествляться с полем переживаемого опыта либо не отождествляться с ним.
Разумеется, оба вывода можно назвать метафизикой, ибо нам ничего не известно о физике Времени и точно так же ничего не известно о природе сознания, хотя множество людей любят рассуждать на эти темы, а некоторые даже утверждают, будто действительно знают, о чем говорят. Тем не менее, реальный опыт осознания ограничен скольжением наблюдателя по одномерному времени в бесконечном настоящем и двумя вариантами существования опыта – через отождествление и растождествление с ним. Следующие два шага касаются нашего восприятия времени и способности к отождествлению.
Шаг 4. Здесь и сейчас.
Это тоже работа осознания. Она включает в себя как философскую концепцию, так и естественно вытекающую из нее методику, которую иногда, если речь о решении множества сложных проблем, называют практикой «малых шагов». Философский аспект в данном случае играет исключительно важную роль, потому что философия – это упорядоченное мировосприятие.
В нашем описании мира каждое мгновение осознания сопровождают ожидания будущего – того, что еще не произошло, но произойдет, как нам кажется, с большой вероятностью – и воспоминания прошлого. Это обусловлено самим описанием, той ролью, которую мы приписываем причинно-следственным связям (каузальности). Многие духовные традиции указывали на то, что необходимо научиться жить здесь и сейчас.
Строго говоря, жизнь здесь и сейчас лишь приближает нас к Реальности. Какой бы метафизической модели мы не придерживались, энергия нашего внимания и осознания распределена так, что ее основная часть всегда приходится на текущий момент и на конкретный локус, связанный с положением, которое занимает физическое тело. Все прочее – проекции. Когда они направлены в прошлое, мы называем их продукцию воспоминаниями. Когда проекции сфокусированы на будущем, это называется предчувствием, предвидением. Любопытно, что всякая проекция искажает Реальность; наши воспоминания довольно часто отличаются от того, что было на самом деле, а предчувствия, как правило, продукт воображения.
Призраки окружают нас со всех сторон. Существует лишь небольшой островок ясного сознания, в пределах которого у наблюдателя хватает энергии удерживать поле восприятия, адекватное принятому описанию. Внимание неустанно колеблется вместе с пульсирующей природой энергетического тела – в результате этих колебаний наблюдатель не может задержаться в позиции «здесь и сейчас», он регулярно погружается в миражи прошлого либо в фантазии о будущем. Когда мы созерцаем прошлое или будущее, наше Я, способное автоматически отождествлять себя с объектом своего внимания, исчезает из настоящего. Но при этом мы, как уже было сказано, не воспринимаем реального будущего или реального прошлого. Можно сказать, что все это время наше Я спит и видит сны. Правда, проснуться мы не можем – и потому содержание сна становится главным содержанием нашей жизни наяву.
Остановить пульсацию энергетического тела и движение внимания невозможно. Но психотехническая практика позволяет влиять на ритм пульсации и на то, какие содержания будет захватывать луч внимания. Импульс, который управляет вниманием, рождается внутри целостного психоэнергетического поля, куда входит как сознание, так и бессознательное. Поэтому полностью погрузиться в переживание «здесь и сейчас» – это почти равнозначно просветлению на пороге Трансформации. На эту цель работают все используемые практики и психотехники – начиная с остановки внутреннего диалога, включая разнообразные виды делания и не-делания, вплоть до «остановки мира». Однако, если наш тональ недостаточно чист и мы склонны погружаться в тревожные состояния, дожидаться просветления на фоне тревоги – занятие абсолютно бесперспективное. Состояние тревоги не приближает, а отдаляет ту позицию восприятия, к которой мы стремимся.
Здесь надо использовать уловку, которая бы временно выполняла функцию ограничителя рефлексии. Таким ограничителем может быть методика «малых шагов». Суть ее очень проста – мы тщательно отслеживаем собственные мысли, чувства, эмоции, ограничив их заданным временным отрезком. Наблюдается следующая закономерность – чем выше тревожность, тем короче временной отрезок, который мы можем себе позволить. В ситуации умеренной тревоги можно следовать древнему правилу, которое было сформулировано еще в Нагорной проповеди: «довольно для каждого дня своей заботы». То есть, мы сознательно позволяем себе думать только о том, что надо сделать сегодня. При высокой тревожности бывает нужно сократить этот временной интервал вдвое, до нескольких часов, иногда даже до часа.
В чем суть этой уловки? Да и работает ли она? Ведь ничего не меняется в человеческой жизни!
Во многих случаях тревожность – это ответ на ситуацию неопределенности, которая не имеет длительности. Человек способен выдерживать довольно сильное психическое давление, если оно имеет ясные временные границы – два часа, сутки, неделю и т.д. Когда же мы имеем дело с психическим давлением, длительность которого не известна, тревожность у небезупречного человека возникает неминуемо. Структурируя время, разделяя его на абстрактные отрезки, мы помогаем сознанию спокойно прожить этот период. В этом и состоит природа тоналя – он создает порядок, границы, отделяя одно явление от другого. В данном случае мы используем главную силу тоналя для того, чтобы разделить время на фрагменты. И, как показал опыт, этот прием помогает.
Шаг 5. Отождествление и растождествление.
Эта часть психотехнической работы с тревожностью основана на важнейшей способности осознания. Большинство медитативных практик и методов аутотренинга так или иначе использует эту способность психики. Развивая навык отождествления либо растождествления, мы можем формировать множество измененных, или альтернативных состояний психики, независимых от внешних стимулов и хорошо управляемых. Разумеется, достижения в этом направлении требуют настойчивой практики, терпения и усилий, но даже поверхностное применение подхода, не опирающееся на богатый и длительный опыт медитации, дает порой заметные результаты.
Как я заметил выше, «Я» способно контролировать внимание и дыхание. Давно замечено, что эти функции глубоко связаны. С помощью дыхания мы переходим из одного состояния сознания в другое, и наоборот – дыхания помогает выйти из уже сформировавшегося состояния. Тревожность – это суженное сознание, где почти все оставшиеся энергетические ресурсы сосредоточены на переживании бесконечно повторяющегося набора чувств и эмоций.
Если говорить о психоэнергетическом аспекте, то тревожность – это состояние неполной активизации главных энергетических центров (брюшного, солнечного сплетения, горлового). В таком состоянии центры теряют энергию непрерывно, поскольку не могут вернуться в режим восстановления. Когда мы испытываем обычный страх, он связан с конкретной угрозой. Это нормальное положение – возникает угроза, мы используем энергию на активизацию тела и психики, когда угроза исчезает, мы расслабляемся и восстанавливаем потери энергии. Но в ситуации тревожности угроза не появляется. Она просто присутствует в нашем психическом пространстве, что и вызывает неполную активизацию энергетических центров. Поскольку угроза не появляется, она не может исчезнуть. Следовательно, ситуация тревоги не имеет завершения. Точнее, тревога возникает в психике и должна исчезнуть в психике – независимо от того, что происходит во внешнем поле. Поэтому растождествление можно считать одним из прямых методов работы с тревожным состоянием.
Механизм отождествления проявляет себя через непроизвольную концентрацию внимания. В случае тревожности такая концентрация выражена слабее, чем в ситуации настоящей угрозы, но имеет длительный характер, что и ведет к психическому истощению.
Если попытаться определить, где расположены зоны непроизвольной концентрации – визуальной, слуховой, кинестетической – то мы заметим, что зрительное поле сужено и формирует туннель, слух демонстрирует высокую избирательность, а соматика – высокую степень напряжения. Поскольку Я не осознает всего этого в состоянии тревоги, можно смело утверждать, что оно находится в состоянии отождествления с этими феноменами. Простейший способ освободить Я от состояния тревоги – заставить внимание работать в противоположном направлении. То есть: максимально расширить зрительное поле (необязательно при помощи деконцентрации, достаточно следить за осознанием объектов в визуальном поле, чтобы в зрении исчез «туннельный эффект»), внимательно слушать все звуки вокруг себя (преодоление селективности) и расслабить все мышечные напряжения.
Конечно, каждый пункт требует специальной дисциплины, если вы хотите добиться значительных результатов. Особенно, когда речь идет о расслаблении – мышцы всегда напряжены, даже в относительно спокойном состоянии, так что работать над релаксацией приходится тщательно и упорно. Однако, в отдельных случаях даже простое указание на то, куда следует перевести внимание, помогает выйти из состояния тревожности.
Чтобы осуществить растождествление с чувствами и эмоциями тревожного характера (страх, гнев, стыд, вина), необходимо остановить свои реакции хотя бы на несколько секунд, чтобы услышать внутри пустоту или звук. Чаще всего эти явления ощущаются внутри головы, иногда ближе к затылку или к макушке. Дальнейшая работа с возникшими ощущениями образует целое направление медитативных и психотехнических упражнений, но в ситуации тревоги необходимо сосредоточить все силы на остановке психического возбуждения. Внутреннюю тишину часто сопровождает ощущение характерного давления в затылке и теменной части головы. Отождествив себя с тишиной и гулом, тишиной и давлением, мы смещаем позицию «Я», или наблюдателя, который как бы извне следит за различными психическими процессами (возбуждением, страхом, раздражением, досадой и другими). Подобное наблюдение, если выполнять его тщательно и усердно, довольно быстро снижает активность всех чувств и эмоций тревожного типа.
Если коротко описать работу над растождествлением, то вот ее основные этапы.
1. Растождествление с зрительным, слуховым и кинестетическим восприятием приводит к возникновению фона.
2. Наблюдение за фоном.
3. Наблюдение за вниманием, созерцающим фон.
4. Наблюдение Я, из которого исходит внимание, созерцающее фон.
В процессе работы качество переживаний меняется. Внимание становится частью фона, фон превращается в пространство, частью которого становится само тело практикующего. В подобных состояниях тревожность не может возникнуть.
Шаг 6. Позитивные идеи. Покой, смысл, отстраненность.
Итак, тревожность возникает в следующих условиях –
1) когда мы бессознательно считаем, что внешние силы способны управлять нашей жизнью и состоянием нашего сознания;
2) когда мы вовлечены в психоэмоциональное поле общества или группы, не сознавая этого (что, как мы видели, является разновидностью ложного отождествления Я с феноменами внешнего поля);
3) когда боимся потерять контроль, которого изначально не имели;
4) когда ждем будущего или вспоминаем прошлое, то есть не можем удерживать позицию «здесь и сейчас»;
5) когда отождествляем себя с эмоциями и чувствами тревожного спектра, погружаясь в забвение.
Все сказанное не означает, что причины тревожных состояний иллюзорны. Я лишь хочу подчеркнуть, что реальные проблемы, какими бы сложными они ни были, никогда не решаются с помощью тревожных состояний. В отличие от страха, который действительно может спасти жизнь в определенной ситуации, так как помогает мобилизовать все телесные и психические ресурсы, тревога, особенно длительная, лишь ухудшает положение – ухудшает способности интеллекта и восприятия, затрудняет волевые действия, затрудняет способность выбирать и находить оптимальное решение, снижает энергетический тонус.
Более того, это деструктивное состояние, если потакать ему, склонно усиливать само себя, развиваться и перерастать в состояния, которые еще труднее контролировать. Это паника, истерическое состояние или депрессивная апатия. Как именно будет эволюционировать тревожное состояние, зависит от силы психических защит личности, темперамента и от того, насколько человек развил способности к психической саморегуляции. Поэтому так важно своевременно отследить нарастающую тревогу и не допустить неконтролируемого развития этого процесса.
У определенного типа людей тревога выражается в неосознаваемой и иррациональной спешке, поэтому очень важно не торопиться при выполнении работы по преодолению тревожности. Таких людей тревога словно заставляет бежать куда-то, за что бы они ни взялись. Необходимо приостановиться, замедлиться. Нет ничего хуже, чем встречать кризис в нервных метаниях, пытаясь одновременно сделать все, что только возможно. В таком настроении мы ничего по-настоящему не делаем, а только теряем энергию, которая еще пригодится.
В заключение хочу добавить, что при работе с тревожностью очень большое значение имеют позитивные идеи. К ним относятся смыслы, которые помогают сохранять покой, равновесие, отстраненность – то есть, невключенность в тревожный психоэмоциональный фон. Если в обычной жизни вы не привыкли самостоятельно создавать такого рода смыслы, психотехническая работа с отождествлением и растождествлением поможет вам войти в измененное состояние сознания, где творческие ресурсы оказываются доступнее. И пусть вас ничто не ограничивает в поиске новых смыслов – они могут быть странными, фантастическими или экзотическими. Когда нужно победить длительную, истощающую тревожность – важнее всего, чтобы смысл выполнял свою функцию. Можно использовать великие метафизические смыслы, созданные различными духовными традициями – «освобождение истинного Я», обретение буддистской Пустоты, технику «мертвого воина».

Как известно, мы должны быть благодарны Фрейду за многое. В том числе за то, что он классифицировал те механизмы подавления тревоги, которыми пользуется психика человека, чтобы защитить своего хозяина от фрустрации и потери жизни.

Когда-то я уже поднимала эту тему и не раз, но такие базовые и очень информативные вещи, стоит снова и снова освежать в памяти.

Познакомившись со всеми известными психиатрии способами психики человека справиться с тревогой, мы разгадаем загадки «странного поведения» нашего окружения.

А выучив эти способы назубок, мы сможем использовать их с пользой для себя — вовремя останавливаться и не становиться рабами неэффективной, вредной модели борьбы с тревожащими мыслями и событиями.

***
Напомню всем — есть только один способ работы с тревогой, травмой, который Фрейд и другие психотерапевты считают здоровым, неопасным и продуктивным. Это — сублимация.

Все остальные, так или иначе — нездоровы и вредны. Вы, конечно, можете, иногда прибегать к ним, как иногда мы прибегаем к целой рюмке коньяка, чтобы снять стресс. Но становиться запойным пьяницей — это совсем другое, согласитесь.

Итак, нездоровые способы реакции психики на травмирующий фактор. Вот они.

Самый нездоровый способ борьбы с тревогой — Вытеснение.

Как узнать, что у вас — вытеснение? Вытесненная в подвал бессознательного тема тревоги обязательно начинает проявлять себя в неприятных и страшных сновидениях. Вариант — в случайных оговорках или описках. Потом — в психосоматических симптомах.

Вытеснение — отнимает у человека энергию. Ведь вся его жизненная энергия тратится на то, чтобы удержать в подвале бессознательного упрятанную туда мысль о плохом.

Как лечить вытеснение? Обращать внимание на свои плохие сны, оговорки, слушать своё тело.

Ещё один нездоровый способ борьбы с тревогой — Проекция

Есть мысли, чувства и желания, которые мы считаем для себя абсолютно неприемлемыми, кощунственными, стыдными.

Если бы мы не были упёртыми фанатиками, то и проблемы бы не возникло. Но упёртый фанатик не может допустить и мысли о том,что «это плохое» хочется сделать именно ему.

Тогда упёртый фанатик начинает приписывать свои собственные «неприемлемые мысли» другим людям.

Так возникают люди, которые учат нас, что «весь мир состоит из воров, мошенников, шлюх и предателей»

Как вылечить проекцию? Позволить себе «грешить».

Неправильная борьба с тревогой — Замещение

Его описывает поговорка: «На молоке обжёгся — на воду дует». Иногда человек не может разозлиться на того, от кого — страдает. И тогда такой человек вымещает свою фрустрацию на более слабом и невинном субъекте, который здесь ни при чём.

Так, разочарованная и уязвлённая женщина, страдающая от неидеального поведения мужа, неадекватно реагирует на проступки его (их) ребёнка.

Так, мужчина, которого унижают на работе, становится тираном по отношению к своей «Клаве», которую с удовольствием обзывает толстой, глупой, плохо одетой, немолодой и некрасивой.

Как вылечить Замещение? Не бояться разбираться с настоящими своими обидчиками. Или научиться прощать их. Потому что манера обижать невиноватых до добра не доводит.

Неправильная борьба с тревогой — рационализация

Это когда человек сознательно убеждает себя в том, что жидкость, которая журчит ему в глаза, является «божьей росой».

Это делается для защиты самооценки, но выглядит по-детски.

Так, женщина с избыточным весом и абдоминальным жиром, который угрожает ей диабетом, атеросклерозом и нагрузкой на суставы ног, тратит свой интеллект и время на то, чтобы с пеной у рта отстаивать на форумах и в социальных сетях точку зрения: «Только полные женщины — привлекательны и женственны».

Так, девушка, которая по каким-то причинам не приобрела навыки «ухода за собой» и в этом отстала от более простых, но «чётких» товарок, начинает агрессивно нападать на женственный облик, противопоставляя ему «Ум» или «Ценности Феминизма».

Реактивное образование — обратное чувство

Это — сложная и красивая реакция на подавляемую тревогу. На неё тратится исключительно много сил и интеллектуальных ухищрений. Жаль, что она тоже неправильная и нездоровая для индивидуума, который некритично в ней погряз.

Данный способ борьбы с тревогой мы видим тогда, когда некто становится яростным обличителем какого-нибудь человеческого порока. Иногда даже общественным деятелем, обличающим порок — организованно и громко.

Чем больше «ярости и разбрызгивания слюны» — тем яснее: это — «реактивное образование».

Так, известно, что все громкие и истеричные «гомофобы», борются таким образом с своей собствееной латентной гомосексуальностью.

А все «женоненавистники», видящие в каждой женщине — орудие греха, сатаны, «пакостную развратницу» — сами борются с захлёстывающей их похотью, жаждой Женских объятий.

Печальный и неоднозначный способ борьбы с тревогой — отрицание очевидного.

Это встречается редко, но встречается. Повсеместно — у детей. Часто — в особо травматичных ситуациях у взрослых.

Например, высокообразованая интеллигентная мать-учительница «не верит» в то, что её дочь — валютная проститутка.

Или убитый горем старик-отец не верит в то, что его юный сын погиб на войне, хотя доказательства ему представлены. Или в то, что его сын — предатель. «Мой мальчик — невиновен».

Стоит отличать «отрицание очевидного» от тех редких случаев, когда имеет место — интуиция, надежда и вера, симбиотическая связь между тем, от кого «нет вестей» и тем, кто надеется на его возвращение и реабилитацию.

Впрочем, кондовая психиатрия (служанка власти) редко заморачивается над такими тонкими различиями. Но нам с вами — стоит...

Уход от сильной тревоги — регрессия в детство

Здесь имеется в виду только уход в детские модели деструктивного и защитного поведения: ломание и кидание вещей, «истерика», «баловство».

Впрочем, у каждого регрессия в детство — своя. Иногда имеет место быть мирный уход в состояние «внутриутробного существования».

Бить тревогу стоит только тогда, когда ребячливое поведение — затягивается и «затягивает» того, кто избрал его главным методом ухода от тревожащих мыслей.

Сублимация — верным путём идёте, товарищи...

Фрейд полагал, что сублимация — это единственный способ борьбы с тревожащими мыслями и ситуациями, который хорош, здоров и верен.

Сублимация (традиционно) это выбор профессии,в которой можно легально реализовывать свои деструтивные и опасные наклонности, а также выражение себя и содержания своего Бессознательного во всех видах искусства.

***
Так, Фрейд полагал, что человек с садистическими наклонностями может стать хорошим хирургом.

Мы, признаться, сильно сомневаемся здесь в правоте Фрейда...

А судя по тому, во что превратилось современное искусство, мы сомневаемся и в том, что выражение своего «негатива» в искусстве — есть вещь безусловно полезная.

Так что есть только один способ работы с собственной тревогой. Честно заглянуть в глаза своему страху. Хотите об этом поговорить?

Елена Назаренко

1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержаниями тревоги.

2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности).

3. Выберите время и место, не характерное для Вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно Ваше место, тем более эффективна эта техника.

4. В это ответственное время Вам надо думать только о негативном содержании Вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые Вам может подбрасывать сознание по принципу «Да... но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании.

Вряд ли Вам удастся прокручивать все более худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.

5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все, что можешь».

6. Как это ни неожиданно, но скоро Вы увидите, что нескольких минут (5-10) Вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнете цели - ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.

В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию:

«Да, дорогое сознание... уважаемое "Я"... (и т.п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».

7. Полезно проводить «тревожную игру» с доверенным лицом (другом, близким человеком), однако этот человек не должен Вас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научиться справляться со своими тревожными переживаниями.

Внезапный, острый стресс заключается в том, что его первые же воздействия и проявления настолько неожиданны и сильны, настолько захватывают и поражают человека, что он «не успевает опомниться», чувствует себя подавленным, сокрушенным, «размазанным по стенке». Почти всегда ощущается нехватка воздуха, дыхание сбивается или сдерживается, сердце начинает колотиться и грозно дают знать о себе другие болезненные состояния организма.

Безусловно, техники управления хроническим стрессом, техники перехода от диссоциации к ассоциации (и обратно) при внезапном, остром стрессе почти бесполезны. И все же существуют некоторые способы овладения своим поведением при таком мощном потрясении психики, каким является стресс.

Напомним, что стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую неопределенность в ситуации необходимости принятия решения и осуществления действия. Внутренняя эмоционально-психическая неопределенность получает выражение и во внешней картине поведения: человек не может оставаться в каком-то месте спокойно (сидеть, стоять, лежать), он совершает разные действия, не достаточно понимая, зачем он это делает, он буквально «не находит себе места». Поэтому первым шагом к овладению собой в тревожной, стрессовой ситуации является поиск такого места, создание зоны психической определенности, внутренней устойчивости. Поэтому многие предыдущие упражнения по отработке внутренних образов тревоги и выявлению внешних мест тревожных диссоциаций и ассоциаций являются важными инструментами профилактики и подготовки к возможным стрессовым состояниям.

Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения экстремально-стрессовых ситуаций. К сожалению, многие из нас бывают настолько ошеломлены и напуганы стрессом, что предпочитают не возвращаться к нему, и это значит, что реальный опыт переживания стресса не используется впоследствии, и каждая острая ситуация переживается человеком как новая.

Мы предлагаем упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний и определить некоторые сценарии противостояния разрушительной и парализующей силе экстремальных ситуаций.

Вследствие значительной эмоциональности этих упражнений рекомендуется выполнять их под руководством опытного тренера, психолога, психотерапевта.

Постарайтесь осознать причину тревоги и беспокойства. Осознайте, является ли она объективной или же вы ее выдумали? Уделите немного времени самоанализу и ответьте на вопрос: что случится, если ваши худшие опасения подтвердятся, сможете ли вы с этим жить? Наверняка ваша проблема является разрешимой и не несет в себе угрозы для жизни, здоровья. Если мысленно нивелировать тревогу не удается – займитесь йогой, медитацией, послушайте любимую музыку.

Если чувство беспокойства только усиливается, вы не можете найти конкретную причину возникновения тревоги, и она мешает вам жить – обратитесь к психотерапевту. Возможно, вы страдаете от генерализованного тревожного расстройства и лечение необходимо начать самостоятельно. В остальных случаях можно попробовать изменить ситуацию самостоятельно – с помощью несложных упражнений и внутреннего диалога. Как избавиться от беспокойства и страха, как побороть тревогу? Об этом мы поговорим далее.

Причины тревоги и беспокойства

Внутреннее гнетущее состояние то ли страха, то ли неопределенности, то ли тоски. Хотя бы раз в жизни его ощущал каждый из нас. Нормально, когда состояние беспричинного беспокойства возникает редко. Хуже, когда оно преследует вас постоянно, не давая нормально жить, работать и развиваться в интересном вам направлении. С точки зрения ученых, тревога представляет собой смесь страха, стыда, чувства вины и печали. Часто она приводит к появлению необоснованных и даже абсурдных страхов, хотя сама по себе тревога страхом не является.

Скорее это сильное беспокойство, причинами возникновения которых служат следующие факторы:

  • Негативный опыт . Мы находим в своем прошлом негативные события и переносим их в собственное будущее. Допустим, вы однажды провалили экзамен по определенному предмету или у конкретного преподавателя. Явных причин тому не было – вы готовились. Просто не повезло, вы переволновались, не выспались и так далее. Но помня о негативных событиях прошлого, вы испытываете сильное беспокойство перед похожим экзаменом в ближайшем будущем.
  • Негативный пример . Это работает по аналогичной схеме, но вместо собственного негативного опыта мы берем примеры из окружающей действительности или из истории. Люди часто беспокоятся о возможности подхватить вирус, случаи заболевания которым были зафиксированы за тысячи километров от их страны. Мы слышим о предположительном появлении маньяка в нашем городе и испытываем тревогу, даже если случаев нападения документально зафиксировано не было.
  • Низкая самооценка . Частое чувство беспокойства свойственно неуверенным в себе людям. По разным причинам они обладают низкой самооценкой и одновременно развитым чувством стыда. В учебе, работе и даже в отношениях они боятся неудачи. Именно из-за этой боязни неудачи чаще всего и случаются. В ходе исследований было выявлено, что тревожные люди лучше справляются с несложной работой, в положительном исходе которой они уверены. Тогда как не страдающих тревожностью людей неудачи только подстегивают, и они справляются с более сложными и рискованными задачами.
  • Детство . Положи, не трогай, ты все сломаешь, у тебя ничего не получится, уйди отсюда – ты все испортишь, ты ничего не умеешь. Если вы часто слышали это в детстве от родителей и педагогов – вы в зоне риска. Подобное отношение к ребенку провоцирует не только развитие низкой самооценки, но и появление неконтролируемого чувства тревоги. Также ее могут спровоцировать детские страхи, неуверенность в надежности отношений (например, тяжелый развод родителей), в стабильности и благоприятном исходе сложной ситуации.
  • Нервные расстройства . Многие эксперты говорят о том, что у тревожных людей замедленный метаболизм. Соответственно причины беспокойства часто стоит искать в нарушении нормальной деятельности центральной нервной системы. Потому с устранением тревоги работают не только психологи, но и психиатры. Ключевой диагноз – генерализованное тревожное расстройство, которое лечится преимущественно медикаментозно.
Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Генерализованное тревожное расстройство

В этом случае речь идет о серьезном заболевании, которое необходимо сразу же исключить.

Обратите внимание на симптоматику, если вас постоянно преследует неконтролируемое чувство внутренней тревоги. Лучше всего обратиться к психотерапевту, чтобы исключить диагноз.

Только после этого можно пытаться справиться с беспокойством самостоятельно. Генерализованное тревожное расстройство проходит на фоне устойчивого беспокойства или тревоги, которая никак не связана с конкретными опасными ситуациями или объектами.

Ключевыми симптомами заболевания являются:

  • Устойчивое нервозное состояние.
  • Мышечное напряжение, спазмы, дрожь.
  • Усиленная потливость.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Головокружение и тошнота.

Часто страдающие этим заболеванием люди начинают сильно беспокоиться из-за возможной смерти и/или болезни. Это состояние они проецируют на близких, чрезмерно и неадекватно волнуются за них. Человека постоянно посещают опасения, мысли о неудачах. Наблюдается напряжение – больной не может расслабиться, в его действиях прослеживается суетливость.

На фоне происходящего могут наблюдаться сильные головные боли, усиленное потоотделение, головокружение. Состояние беспокойства и вышеописанные симптомы при этом стабильны минимум в течение 3-7 дней, имеют свойство усиливаться и гаснуть на непродолжительное время.

В чем разница между тревогой и страхом

Ученые расходятся во мнении, стоит ли отождествлять страх и тревогу. По мнению одних исследователей, это одно и то же, но в разном количественном выражении. То есть если тревога более «легкая», то страх представляет собой тяжелую форму беспокойства. Однако в большей степени признана другая точка зрения. По ней страх и тревога – абсолютно разные чувства, как по механизму, так и по реализации. Если страх обычно возникает при реальной угрозе, при скором наступлении опасной ситуации и регулируется преимущественно инстинктами, то тревога появляется задолго до событий, которые могут и не наступить вообще.

То есть тревога рассматривается скорее как реакция на неопределенный, а часто и на неизвестный или воображаемый сигнал, то страх – естественная реакция на опасность. Соответственно появление двух этих чувств связаны с разными принципами работы механизма. При тревоге происходит возбуждение симпатической нервной системы. При страхе же активируется парасимпатическая нервная система, деятельность организма затормаживается, иногда и вовсе происходит паралич.

Как избавиться от беспокойства и тревоги

Если вы исключили психическое расстройство, либо поводы подозревать его наличие отсутствуют (нет ключевых симптомов, состояние беспокойства кратковременное), то стоит обратиться к методу внутреннего диалога. Прежде всего, постарайтесь выяснить у самого себя истинные причины тревоги на душе.

Спросите себя: чего вы действительно боитесь. Далее постарайтесь дать оценку этой ситуации и определить наиболее вероятные варианты развития событий.

Допустим, вы испытываете тревогу перед экзаменом. Чего вы боитесь? Не сдать его. Но если конкретизировать и обратиться к деталям, то вы боитесь не самой плохой отметки, а ее негативных последствий. Каких именно? Вы не сможете поступить в ВУЗ, в который так хотели? Вам попадет от родителей? Вас будут осуждать учителя, над вами будут смеяться друзья и одноклассники? От того, чего именно вы боитесь, и будет зависеть возможное решение вашей проблемы.

В этом случае тревогу внутри легко устранить, имея план действий снаружи, либо нивелировав проблему. Не сможете поступить в ВУЗ? Есть масса других. К тому же вы сможете поступить в кучу других учебных заведений. Будут осуждать учителя? Вы даже не увидите большинство из них после окончания школы или университета. Огорчатся родители? Для них главное, чтобы у вас все было хорошо – вам все по силам даже с плохой отметкой. Будут смеяться друзья? Так зачем вам такие друзья, найдите себе более адекватных знакомых.

ТОП-5 самых эффективных упражнений

  1. Разговор по душам. Вы можете поговорить с человеком, который вас понимает и всегда поддержит. Ни в коем случае не выбирайте себе в качестве собеседника того, кто только усилит вашу тревожность и усугубит ситуацию. Вспомните, кто всегда готов вас поддержать и успокоить? Если таковых нет – обратитесь к психологу. Если нет денег на психолога – поговорите с самим собой. Но ваш внутренний голос должен убедить вас в положительном исходе.
  2. Худший сценарий . Мысленно перенеситесь в атмосферу того, чего вы так боитесь. Постарайтесь подстегнуть себя неудачным исходом и найти выход из ситуации. Как только вы сможете найти выход из сложившейся ситуации – вам, возможно, удастся погасить состояние внутренней тревоги. Ведь все не так плохо, как вы думали. Другое дело, если речь идет о настигающем чувстве стыда из-за зависимости от мнения окружающих. Тут без помощи психолога обойтись будет сложно.
  3. Отвлекитесь . Суть этого метода заключается в том, чтобы погрузиться в абсолютно отвлеченное состояние. Вы должны оказаться в ситуации, при которой вам совершенно не захочется ни о чем думать. Близко к трансу. Возможно, это будет медитация, прослушивание музыки (желательно без текста, важно чтобы вы ни о чем не думали). Эффективно занятие йогой, при котором посторонние мысли и состояние тревоги также посещает довольно редко.
  4. Игра в настоящее . Довольно жестокая игра, в ходе которой вы должны подумать о том, что больше нет ни прошлого, ни будущего. Некоторые психологи предлагают представить, что сегодняшний день – последний в вашей жизни. Станете ли вы тратить его на беспокойства и изведение себя тревогой? Едва ли. Но здесь стоит оговориться, что в случае с психическим расстройством от подобного упражнения вам будет только хуже, причем существенно.
  5. Дыхательная гимнастика . Кстати, с помощью дыхательных упражнений часто лечат и генерализованное тревожное расстройство. Подойдет любой расслабляющий метод. Самый популярный – глубокое дыхание с движением рук. Поднимаете руки – глубоко вдыхаете воздух. Опускаете – выдыхаете. Повторяете так несколько раз, пока не почувствуете легкое, едва ощутимое головокружение. Также имеет смысл напрячь кардиосистему – совершить пробежку, присесть несколько раз, отжаться от пола.

Как справиться с беспокойством, изменив образ жизни

Если тревога не связана с психическим расстройством и реальной опасностью, то она может стать реакцией на образ жизни, который губителен для вашего организма. Имеет смысл менять его, по крайней мере, сделать следующее:

  • Употребляйте в пищу меньше сладкого и жирного.
  • Минимизируйте употребление алкоголя.
  • Займитесь спортом, хотя бы регулярными пробежками.
  • Постарайтесь исключить стрессовые ситуации.
  • Чаще отдыхайте и больше спите.

Также имеет смысл обратить внимание на свое окружение.

Если вокруг вас постоянно находятся люди, которые жалуются на жизнь (не переживают трагедии, а просто любят жаловаться), если они нагнетают обстановку и относятся к вам неподобающе – откажитесь от общения с ними. Многого вы не потеряете, а вот на душе наверняка станет спокойнее. Вводит в стресс работа – смените ее. Никакие деньги не стоят жизни в аду.

Резюме

Ключевые причины тревоги – это негативный опыт, детские страхи, низкая самооценка, повышенное чувство ответственности и психические расстройства. Беспокойство нельзя отождествлять со страхом. Чаще тревога представляет собой смесь страха, вины, грусти и чувства стыда. Чтобы избавиться от нее – найдите корень проблемы. После того, как причина будет выявлена – постарайтесь устранить ее. Если ничего не выходит, а состояние усугубляется или остается прежним – обратитесь к специалисту, лучше сразу к психотерапевту. Возможно, все сложнее, чем вы думаете.



gastroguru © 2017