Наблюдение «Солнце — источник тепла и света. Разработка урока познания мира на тему: "Солнце- источник света и тепла" Ученые, изучающие звезды, называются…

Около 4,5 миллиардов лет назад не существовало ни каких планет. Вокруг только что родившегося Солнца бурлило темное облако раскалённых газа и пыли. Постепенно облако охладилось, и газ сгустился в миллионы капелек. Эти капли медленно притягивались друг к другу под действием собственной гравитации - так постепенно сформировались планеты Солнечной системы. В солнечную систему входит 9 планет: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера и Меркурий.

Солнце - обыкновенная звезда, каких множество во Вселенной. Оно образовалось из газа, оставшегося после взрыва на этом месте более крупной звезды. Сейчас, в пору своей зрелости, Солнце излучает довольно ровный желтый свет и постоянно даёт Земле тепло. Но оно также испускает смертельно опасные гамма, рентгеновские, инфракрасные, ультрафиолетовые лучи, а также радиоволны. К счастью, атмосфера и магнитное поле Земли надёжно защищает людей от этих вредных излучений.

Солнце - среднего размера звезда диаметром 1 392 000 км. Оно весит немного меньше 2000 триллионов триллионов тонн. На поверхности Солнца температура достигает немыслимой величины в 6000гр., при которой плавится любое вещество. Но ядро Солнца в тысячи раз горячее - более 16 млн. градусов.

Солнечное тепло выделяется в результате ядерных реакций. Внутри Солнца огромное давление заставляет ядра атомов водорода соединяться, образуя атомы гелия. При этом высвобождаются гигантские количества ядерной энергии.

Сейчас Солнце находится в середине своей жизни. Предположительно оно образовалось около 5 млрд. лед назад. Очевидно, оно будет светиться ещё 5 млрд. лет, а затем взорвется так ярко, что сожжет Землю дотла.

Иногда в атмосфере Солнца возникают гигантские образования - эруптивные протуберанцы. Они похожи на арки, вздымающиеся из фотосферы на высоту до половины солнечного радиуса. Наблюдения ясно указывают, что форма протуберанцев определяется силовыми линиями магнитного поля. Еще одно интересное и чрезвычайно активное явление - это солнечные вспышки, мощные выбросы энергии и частиц продолжительностью до двух часов. Порожденный такой солнечной вспышкой поток фотонов достигает Земли со скоростью света за 8 мин, а поток электронов и протонов - за несколько суток. Солнечные вспышки происходят в местах резкого изменения направления магнитного поля, вызванного движением вещества в солнечных пятнах.

Максимум вспышечной активности Солнца обычно наступает за год до максимума пятнообразовательного цикла. Такая предсказуемость очень важна, ибо шквал заряженных частиц, рожденных мощной солнечной вспышкой, может повредить даже наземные средства связи и энергетические сети, не говоря уже о космонавтах и космической технике.

Из плазменной короны Солнца происходит постоянный отток заряженных частиц испускаемый Солнцем со скоростью сотни километров в секунду, называемый солнечным ветром. Магнитное поле Земли защищает людей от него, но у полюсов он взаимодействует с атмосферой, вызывая северное сияние и зарницы.

Солнечная система, система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеорные тела, космическая пыль), двигающихся в области преобладающего гравитационного влияния Солнца. Наблюдаемые размеры Солнечная система определяются орбитой Плутона. Однако сфера, в пределах которой возможно устойчивое движение небесных тел вокруг Солнца, простирается почти до ближайших звёзд. Информацию о далёкой внешней области Солнечная система получают при наблюдениях приближающихся к Солнцу долгопериодических комет и при изучении космической пыли, заполняющей всю Солнечная система Общая структура Солнечная система была раскрыта Н. Коперником (середина 16 в.), который обосновал представление о движении Земли и др. планет вокруг Солнца. Гелиоцентрическая система Коперника впервые дала возможность определить относительные расстояния планет от Солнца, а следовательно, и от Земли. И. Кеплер открыл (начало 17 в.) законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал (конец 17 в.) закон всемирного тяготения. Эти законы легли в основу небесной механики, исследующей движение тел Солнечная система Изучение физических характеристик космических тел, входящих в Солнечная система, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем телескопа: в 1609 Галилей впервые направил изготовленный им маленький телескоп на Луну, Венеру, Юпитер и Сатурн и сделал ряд поразительных для его эпохи открытий. Наблюдая солнечные пятна, Галилей обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.

По физическим характеристикам большие планеты разделяются на внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешние планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Физические характеристики Плутона качественно отличны от характеристик планет-гигантов, и потому он не может быть отнесён к их числу. Обширная программа наблюдений, выполненная в 1963 американским астрономом К. Томбо для поиска планет, находящихся за пределами орбиты Плутона, не дала положительных результатов. В табл. приведены оскулирующие элементы больших планет (по Остервинтеру и Когену, США, 1972). Орбиты больших планет мало наклонены друг к другу и к фундаментальной плоскости Солнечная система (т. н. Лапласа неизменяемой плоскости).

На данный момент изучение Солнечной системы продолжается и неизвестно какие сюрпризы оно нам принесет в дальнейшем.

Коммунальное государственное учреждение:

«Школы-гимназии №1 имени М. Горького»

Проектная работа на тему:

«Солнце- источник света и тепла»

Выполнил ученик 4 «А» класса: Назаров Д.

Руководитель: Кенжебекова Л.Т.

2016-2017 учебный год

Светлана Касимцева
Наблюдение «Солнце - источник тепла и света»

Наблюдение . Тема : «Солнце – источник тепла и света .

Цель : Рассказать детям о том, что солнце является источником света и тепла . Развивать любознательность, умение рассуждать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает вопрос.

Что нужно что бы растения и животные могли хорошо расти?

Правильно. Нужно что бы светило солнце . Солнце – это раскаленная звезда. Это источник света и тепла . Во все стороны от солнца распространяется тепло и свет . Если не будет светить солнце , то на земле будет темно и холодно. От темноты и холода погибнет все живое на земле.

Солнце светит очень сильно , поэтому, даже находясь далеко от него, мы не можем смотреть на солнце , больно глазам. Но от солнца идет не только свет . но и тепло . Поэтому на солнышке мы греемся , нам тепло .

Исследовательская деятельность.

Предложить детям положить два камешка. Один – на солнышко . другой – в тень и накрыть его ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее . Дети делают вывод, что на солнце камешек нагрелся быстрее. Чем в тени.

Попросить детей посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

Что они чувствуют, когда обращают лицо к солнцу ?

Могут они долго смотреть на солнце и почему нет ?

Трудовое поручение.

Поручить детям, собрать веточки с участка.

Цель : развивать трудолюбие.

Подвижные игры :

«Солнышко и дождик »

Цель : развивать внимание, упражнять в беге в рассыпную.

«Попади в обруч»

Цель : упражнять в метании в цель.

Индивидуальная работа

Упражнять в умении ходить по ограниченной поверхности. Развивать координацию движений.

Публикации по теме:

Ежегодно в нашем городе проходит конкурс детских рисунков"Пусть всегда будет солнце",который организует управление образования города для.

Интегрированная НОД «Вокруг света» в старшей группе. Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Вокруг Света» в старшей группе. Программное содержание: познакомить с частями.

Лэпбук «Вода источник жизни» ЛЭПБУК - это учебный материал, который поможет детям закрепить и систематизировать знания, лучше понять и запомнить.

Наблюдение на прогулке «Где ночует солнце?» Цели: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Задачи: Обучающая: учить наблюдать на прогулке за явлениями.

Опыты «В мире света» Опыт «Радуга» Актуальность: в дошкольном возрасте информация о некоторых свойствах света является необходимой для понимания детьми. Объяснить.

Берегите землю! Берегите Жаворонка в голубом зените. Бабочку на листьях На тропинках солнечные блики На камнях играющего краба, Над пустыней,.

Природа является источником ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа.

В мире интересного 3 класс дата_________

Тема;«Солнце – источник света и тепла».

    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

    Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

    Развивать связную речь при защите проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

2. Постановка учебных целей.

Что такое природа?

Какая бывает природа?

Какие объекты относятся к неживой природе?

А какие объекты мы относим к живой природе?

Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие?

Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…(солнце)

Можно совершить путешествие к Солнцу?

Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите.

Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе?

А что такое солнце?

Солнце - монетка,- скупой проворчал.

Нет, сковородка! - обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

Компас, - сказал убеждённо матрос.

Солнце-звезда, астроном объяснил.

Доброе сердце,- мечтатель решил.

Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос.

Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше.

Что это?

Какая форма?

Какой размер?

Как далеко?

Какой вес?.

Зачем нужно?

Давайте обратимся к нашим экспертам.

Кто нашёл в словаре значение «Солнце»?

«СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 1%. Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн. 0 С.»

Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет )

В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.)

Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

Форма солнца

Как выглядит Солнце?

На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их.

Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)

    Работа по учебнику

Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

Слово эксперту…

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

    Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» - Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?

Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

4. Формирование навыков научной организации труда.

Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года.

Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

Солнечный свет отражается в предметах.

Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники.

Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока.

Можем отправиться в путешествие на солнце?

6. Рефлексия.

Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам.

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру.

У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

7. Итог урока:

«Солнце - источник света и тепла!»

Идея проекта, его цели и задачи

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь,

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

(Д. Гулиа. Перевод С. Маршака)

Стратегический партнёр – школьная библиотека, детская библиотека, родители .

Сроки реализации – 1 неделя .

Основные цели проекта

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Развивать связную речь при защите проекта.

Задачи проекта

Развивать у детей умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты.

Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос

Почему без Солнца невозможна жизнь на Земле?

Проблемные вопросы

К каким объектам природы относится Солнце?

Какое значение имеет Солнце для жизни на планете Земля?

Какое значение имело солнце для людей в древности?

Учебный вопрос

Какое значение имеет ближайшая звезда Солнце для всего живого на Земле?

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Рассказать, какое значение имеет солнце для жизни на Земле.
  • Рассказать, как влияет солнце на жизнь человека.

Участники проекта

Участниками проекта могут стать учащиеся 3-4 классов

Участники проекта:

учащиеся 3 "Б" класса

Координаторы проекта

Этапы проекта

  • Формулирование темы проекта;
  • Формулирование целей и задач проекта;
  • Разбиение участников на группы;
  • Выбор темы исследования;
  • Поиск информации каждой группой;
  • Обсуждение возникающих вопросов;
  • Обработка материалов;
  • Отчет о выполненной работе;
  • Подведение итогов.
  • Выход проекта (стенгазета)

Солнце - источник тепла и света

Цели: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения

Что нужно для роста растений, животных?

Что дает солнце?

Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце - раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света

от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра

Пожарные на ученье.

Цели: закреплять умение лазать по стенке;

развивать внимание. Индивидуальная работа Попади в обруч.

Цель: упражнять в метании в цель.

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой

Цели: учить проводить сравнительный анализ овощей;

закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Ход наблюдения

Тетушка Фекла - Красная свекла. 1 Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом. Нету ничего вкусней И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)

Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле - клубни.)

Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)

Назовите характерные особенности моркови. (Морковь - овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.)

Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла - овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)

Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)

Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)

Исследовательская деятельность О пределить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Трудовая деятельность Сбор урожая в огороде. Цели: учить выкапывать овощи;

воспитывать желание трудиться в коллективе. Подвижная игра

Назови овощи.

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч. Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Наблюдение за грибами на экологической тропе

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Ход наблюдения

Важный толстый боровик В ырос у дорожки.

К уважению привык Гриб на крепкой ножке. Как увидим, что он близко - Трудно мимо нам пройти. Сразу кланяемся низко - Белый гриб встал на пути! Срежь ты бережно его, Не порань грибницу, В этом месте через год Новый гриб родится.

Грибы - удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

Когда появляются первые белые грибы, - это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.

Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята - съедобные, а несъедобные - бледная поганка, мухомор.)

Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя - можно отравиться.)

Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления - долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

Мяч водящему.

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Наблюдение за специальным транспортом

Цели: расширять знания о специальном транспорте;

обогащать словарный запас. Ход наблюдения

Красная машина по дороге мчится, Ей на место поскорей надо появиться. Там огня необходимо погасить лавину, Все зовут пожарной красную машину. 01 - две эти цифры часто набирают, Значит осторожными не всегда бывают.

В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие специальные машины вы знаете? (Скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)

Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)

Для чего на пожар вызывают еще и скорую помощь? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

Почему? (Они спешат на помощь людям.)

Назовите их. (Скорая помощь, пожарная и милицейская.)

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижные игры

Пчелы и медвежата, Мяч водящему. Цели: упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом;

упражнять в подбрасывании и ловле мяча. Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.



gastroguru © 2017