Роли николая цискаридзе. Николай цискаридзе раскрыл тайну своего рождения

Личная жизнь Николая Цискаридзе всегда была объектом всеобщего внимания. В свои 44 года танцор до сих пор не женат и не имеет детей. Цискаридзе является артистом балета, что вместе с отсутствием у него супруги породило множество слухов о его нетрадиционной ориентации.

Для Николая на первом месте всегда был балет. Он часто признавался, что семья и ребенок будут только мешать в построении карьеры, а потому пока не время для этого. Даже в свои 44 года Николай пока не нашел ту самую женщину, с которой готов провести всю оставшуюся жизнь. Поэтому в желтой прессе часто мелькают заголовки о нетрадиционной сексуальной ориентации танцора, которые Николай называет глупостью и выдумками.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: причины подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации артиста балета

Артист балета Николай Цискаридзе в свои 44 года никогда не был женат, информирует сайт. Его не часто встретишь вместе с девушками, да еще и профессия у него – артист балета. Это в совокупности порождает слухи о его нетрадиционной ориентации. Особенно часто заголовки с таким названием появляются в желтой прессе, что Николая вызывает лишь ироническую улыбку.

Сам Николай очень часто заявлял, что не женат и не имеет детей только по той причине, что в его сердце самое главное место занимает балет. Все остальное будет только мешать, как в тренировках, так и в построении карьеры.

В интервью Николай часто заявлял, что планирует жениться и стать отцом, но пока не нашел ту женщину, которая бы соответствовала его жестким требованиям.

Артист балета утверждает, что отношений с противоположным полом у него было не мало, но он очень бережно относится к своей личной жизни и не любит выставлять ее на показ публике. Как и рассказывать истории о своей несчастной любви, чтобы его пожалели.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: биография российского артиста балета

Будущая звезда балета Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Мама мальчика работала учителем физики. Папа мальчика был скрипачом, но участия в воспитании ребенка не принимал. Воспитывал Николая отчим. Из-за постоянной занятости на работе мамы, воспитанием Николая занималась няня.

С ранних лет Николая водили на различные театральные постановки, а любимым произведением мальчика стал балет «Жизель». Родители Цискаридзе не одобряли его увлечение балетом, они хотели, чтобы он впоследствии стал педагогом.

В 10 лет Николай принял решение поступить в Тбилисское хореографическое училище и сам написал заявление о приеме. Но, даже такой поступок не нашел понимания со стороны матери Цискаридзе. На помощь Николаю пришли преподаватели хореографического училища, убедив родителей мальчика.

Через 3 года Николай переезжает в Москву и поступает в Московское академическое хореографическое училище. Которое заканчивает в 1992 году в звании лучшего ученика класса.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: травма артиста после которой он все-таки смог вернуться в балет

В 2003 году Николай Цискаридзе получил травму колена на сцене Парижской оперы. Он был доставлен в больницу где ему был сделан рентгеновский снимок, взглянув на который местные врачи пришли в ужас. На снимке было четко видно, что у Николая перетерлись крестообразные связки коленного сустава.

По словам Цискаридзе, у него заниженный болевой порог, поэтому он не сильно обращал внимание на дискомфорт в колене, который мучал его больше года.

Николаю была сделана операция, которая прошла успешно, но сроки восстановления оказались очень большими. Целый год Цискаридзе провел без балета. Обычно после такой травмы шансы вернуться на сцену невелики. Но Николай, который все жизнь посвятил балету не мог сдаться. И уже в Мариинском театре в балете «Манон»

Николай Цискаридзе - российский артист балета, педагог, телеведущий. Экс-премьер Большого театра, народный артист РФ, многократный лауреат «Золотой маски» и Государственной премии РФ.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси (Грузия). Его отец, Максим Николаевич Цискаридзе, был скрипачом, но воспитывал мальчика отчим - педагог по профессии. Мать Николая, Ламара Николаевна, тоже была учителем, преподавала математику и физику в школе. Большое влияние на мальчика оказала его няня-украинка, которая проводила с ним много времени. Чтобы расширять культурный горизонт ребенка, его с малых лет водили в музеи, театры.

Неизгладимое впечатление на Николая произвел балет «Жизель»: увидев его, он влюбился в искусство балета. Родители были против увлечения сына, маме хотелось, чтобы он пошел по ее стопам и стал учителем. Но однажды Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище, самостоятельно написал туда заявление о приеме и прошел отбор. Только когда его приняли, он рассказал об этом дома. Мама сначала была категорически против, но преподаватели училища убедили ее, что у мальчика есть талант и его надо развивать.

Так в 1984 году Николай Цискаридзе начал заниматься балетом. Прогресс ученика был настолько очевиден, что родителям рекомендовали продолжать обучение в Москве. В 1987 году он поступил в Московское академическое хореографическое училище, в класс П.А. Пестова. Он окончил училище в 1992 году, будучи лучшим учеником класса. Свое образование Николай продолжил в Московском государственном хореографическом институте, педагогический факультет которого окончил в 1996 году.

Творческая карьера Николая Цискаридзе

После окончания училища на просмотре в Большом театре на Николая Цискаридзе обратил внимание Юрий Григорович, который настоял, чтобы талантливого юношу взяли в труппу. Свои первые роли в Большом он готовил с Галиной Улановой и Николаем Симачевым, в дальнейшем его репетиторами были Марина Семенова и Николай Фадеечев.

По традиции начинал Николай Цискаридзе с выступлений в кордебалете. В 1992 году он получил роль Конферансье в «Золотом веке», в 1993-м - дона Хуана в балете «Любовью за любовь», Французской куклы в «Щелкунчике», принца Фортюне в «Спящей красавице», Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

Уже в 1995 году он танцевал главную партию в «Щелкунчике», Джеймса в «Сильфиде», Паганини в «Паганини». В «Спящей красавице» Николай Цискаридзе начинал с Голубой птицы, в 1997-м получил роль принца Дезире. В «Баядерке» он сначала исполнял роль Золотого божка, а с 1996 года - Солора. С этой ролью он в 2001 году дебютировал на сцене Парижской национальной оперы.

В 2001 году в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича Николай Цискаридзе начал исполнять обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения.

В том же году французский балетмейстер Ролан Пети утвердил Цискаридзе на главную роль в «Пиковой даме» в своей постановке на сцене Большого театра. После этой совместной работы Пети предложил Николаю Цискаридзе выбрать следующий проект, и тот неожиданно остановился на роли Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» на музыку Жаppa.

В 2002 году Николай Цискаридзе вместе со Светланой Захаровой танцевал в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева на сцене «Ла Скала» в Милане. В 2004 году он выступал в Московской оперетте в роли Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта». В 2005-м Николай Цискаридзе принял участие в проекте Андриса Лиепы - постановке «Синего бога» Скрябина на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Николай Цискаридзе, Итан Стифел, Йохан Кобборг и Анхель Корейя стали в 2006 году первыми участниками проекта «Короли танца», гастролировавшего в Нью-Йорке и Калифорнии. В 2008-м он вновь танцевал в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века».

На концертах он также танцует «Видение Розы» в постановке Фокина, «Нарцисс» Голейзовского, па-де-де из балетов «Корсар», «Фестиваль цветов в Джензано».

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на Международном конкурсе артистов балета в Осаке и премию «Восходящая звезда» от журнала «Балет». В 1997 году он стал обладателем первой премии и золотой медали на Московском Международном конкурсе артистов балета. В 1999-м на фестивале «Бенуа де ля данс» он был назван лучшим танцовщиком года. Трижды, в 1999, 2000, 2003 годах, Цискаридзе получал премию «Золотая маска». В 2001 и 2003 годах он становился лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В 2001-м получил звание народного артиста Российской Федерации.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого театра в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

На гастролях в Париже Николай Цискаридзе получил травму колена, во время осмотра врачи обнаружили серьезную травму крестообразной связки в коленном суставе, с которой артист полтора года танцевал, не замечая боли.

Всероссийскую известность Николай Цискаридзе получил благодаря телевидению. В 1997 году он стал героем ток-шоу «Моя профессия». Когда появился телеканал «Культура», он стал вести балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра». На канале «Россия» он участвовал в популярных шоу «Танцы на льду» и «Танцы со звездами» в качестве члена жюри.

Николай Цискаридзе о «Танцах со звездами»: «Там участвовали выдающиеся спортсмены. В первом составе - почти все олимпийские чемпионы. Было интересно с ними познакомиться. Телевидение - это совсем другая жизнь, для меня это все равно что на курорт съездить. Кроме того, работа на телевидении очень хорошо оплачивается. За одну съемку мне платили в два, а то и в четыре раза больше, чем за месяц очень тяжелой работы в Большом театре».

С 2004 года Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии и ведет класс в Большом. В 2011-м он оказался в центре скандала, когда выступил с критикой реконструкции Большого театра.

«Мне кажется, что эта абсолютно чудовищная ситуация планомерно поощрялась руководством Большого театра. Случившийся международный скандал, который быстро привлек всеобщее внимание, нанес значительный ущерб не только театру, но и правовой системе России. И, в первую очередь, самой России».

Спустя несколько месяцев администрация театра объявила, что досрочно расторгает контракт на работу педагогом-репетитором. После того как Цискаридзе назвал решение незаконным и пообещал подать в суд, его восстановили до истечения срока контракта - 30 июня 2012 года.

Но спустя год Николай Цискаридзе был уволен из Большого. Еще в марте 2013 года Цискаридзе отмечал, что опасается увольнения, так как на него наложено два строгих выговора за нарушение трудовой дисциплины. Один из этих выговоров, за интервью газете «Московский комсомолец» в апреле 2013 года, был снят. Цискаридзе не раз допрашивали в связи с покушением на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина - ему плеснули в лицо кислотой. По мнению Цискаридзе, пресс-служба и руководство театра использовали ситуацию с покушением, чтобы надавить на неугодных.

Конфликт с руководством, тянувшийся несколько лет, окончился увольнением именитого танцовщика, уволили Цискаридзе также и с должности педагога-репетитора. В Большом театре Николай Цискаридзе проработал более 20 лет.

28 октября 2013 года по решению министерства культуры России Цискаридзе возглавил Академию русского балета имени Вагановой, а через год был избран ее ректором.

Личная жизнь Николай Цискаридзе

Официально Николай никогда не был женат и является одним из самых интересных творческих холостяков в столице.

У Николая есть взрослая дочь, о которой он никому не расскаывал до 2019 года. В целом личная жизнь артиста всегда была тщательно им скрываема.

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Лучшие дня

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Интервью Цискаридзе всегда проходят ярко и неординарно. Это знаменитый артист русского балета, имеющий собственное мнение по многим острым вопросам, которое не стесняется высказывать. Поэтому с ним так любят общаться журналисты. Его карьера сопровождается скандалами. Например, в 2013 году он расстался с Большим театром. Нередко конфликты возникают как раз после интервью артиста.

Биография Цискаридзе

В интервью Цискаридзе рассказывает, что родился в Тбилиси, это произошло в 1973 году. Его отец был скрипачом, а мать преподавала физику в школе. Мальчика воспитывал отчим, с мамой он часто бывал на концертах, с детства увлекался творчеством Толстого и Шекспира.

Сколько лет Цискаридзе сейчас, вы узнаете из этой статьи. В 1984 году он поступает в Хореографическое училище в Тбилиси, классическим танцам обучается у заслуженного артиста РСФСР Петра Пестова. Уже в школе он выделялся физическими данными, ему часто поручали сольные партии в концертах.

Окончив училище в 1992 году, он вошел в состав труппы Большого театра. Танцевал в кордебалете, после начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича. Его дебютом стал образ Конферансьева в "Золотом веке".

Успех в балете

По-настоящему успешным в судьбе Цискаридзе стал 1995 год. За короткий период он исполняет главные партии в балетах "Щелкунчик", "Сильфида", "Чиполлино", "Шопениана".

В 1996 году он оканчивает Хореографический институт в Москве, вскоре становится членом В 2001 году Николай Максимович Цискаридзе танцует в балете Ролана Пети "Пиковая дама", который был специально поставлен для Большого театра. Спустя некоторое время попадает в аварию, из-за которой прекращает свою телевизионную карьеру в программе "Взгляд" на Первом канале.

Только через несколько лет он возвращается на телевидение. Принимает участие в популярном шоу "Танцы со звездами", ведет программу "Шедевры мирового музыкального театра" на государственном канале "Культура".

Конфликт в Большом театре

В 2011 году у Цискаридзе возникает конфликт в Большом театре. Он начинает критиковать руководство учреждения за затянувшуюся реставрацию, которая продолжается уже шесть лет, прямо обвиняет их в некомпетентности. Особенно ему не понравилось качество работ по реконструкции исторической сцены, там артист вместо старинной лепнины обнаружил папье-маше и дешевую пластмассу. Вообще, внутреннюю отделку театра Цискаридзе сравнил с убранством пятизвездочного отеля в Турции.

Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины - пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. [...] Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра.

Все это рассказал артист балета корреспонденту газеты "Завтра". Еще резче высказался Цискаридзе в интервью агентству "Интерфакс", прямо назвав прошедшую реконструкцию вандализмом.

Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм... Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон.

Вскоре после этого появилось письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину, в котором деятели культуры требовали уволить генерального директора Аксанова, заменив его Цискаридзе.

Нападение на Филина

В начале 2013 года герой нашей статьи оказался в центре скандала, связанного с атакой на художественного руководителя Большого театра В СМИ появилась информация, что между знаменитостями произошел конфликт. 17 января на художественного руководителя было совершено покушение, неизвестный плеснул Филину в лицо кислотой. В результате в организации покушения виновным был признан солист Большого театра Павел Дмитриченко. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

При этом Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявлял, что мотивом стало намерение сместить Филина с поста руководителя балета, а в интервью изданию "Сноб" он даже не исключил причастности Цискаридзе к этому преступлению:

У меня ощущение только одно: все, что случилось, - это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе. Поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги и уверенность в собственной безнаказанности - фон, на котором стала возможна эта трагедия.

Цискаридзе был вызван на допрос в Следственный комитет. Обвинение ему предъявлено не было. Филин продолжал работать в Большом театре, до марта 2016 года он руководил балетной труппой.

Договор не продлен

В марте 2013 года Цискаридзе заявил в эфире Первого канала, что переживает по поводу своего будущего в Большом театре. По его словам, у него уже накопились два выговора за нарушение трудовой дисциплины. Как отмечал герой нашей статьи, таким образом руководство театра решило от него избавиться.

Артист решил обжаловать вынесенные трудовые порицания. Одно из них суд даже отменил, о чем Цискаридзе в интервью рассказал "Московскому комсомольцу". Но на его будущее в театре это не оказало принципиального влияния. 1 июля того же года руководство не стало с ним продлевать истекший трудовой договор.

Работа в Академии

В октябре 2013 года Цискаридзе и министр культуры Российской Федерации прибыли в Петербургскую академию русского балета, которая носит имя Агриппины Вагановой. Затем, как отмечалось многими сотрудниками, в нарушение устава учебного заведения Цискаридзе был представлен трудовому коллективу в качестве исполняющего обязанности ректора. Его предшественница, которая до этого занималась исключительно хозяйственными функциями, была переведена на работу в Михайловский театр.

В результате этих перестановок худрук Академии которая фактически оказалась в подчинении у артиста, вскоре оставила свою должность. Место нового художественного руководителя было предложено занять балерине Мариинского театра, которую звали Примечательно, что она на тот момент еще не закончила свою карьеру.

4 ноября члены трудового коллектива Академии обратились с официальным письмом в Министерство культуры. В нем содержалось требование отменить назначение Цискаридзе ректором, а Лопаткиной - художественным руководителем. При этом сама балерина никак не комментировала происходящее. А вот Цискаридзе активно общался с журналистами, излагая им свою точку зрения на все происходящее вокруг. В частности, он заявлял, что продлевал трудовой договор с Асылмуратовой, однако она сама решила уволиться, не пожелав распространяться о причинах своего ухода.

В должности ректора

29 ноября героя нашей статьи официально утвердили в должности ректора, его поддержали 227 сотрудников с правом голоса, против высказались только 17. Так, он стал первым в истории Академии руководителем, который сам ее не заканчивал. Он был не в курсе педагогических и исполнительских традиций, годами существовавших в этом учебном заведении.

По слухам, которые активно распространяла Ксения Собчак (на тот момент она была телеведущей), возглавить Академию балета Цискаридзе помогла Екатерина, супруга главы государственной корпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Сам Цискаридзе уверял, что его об этом попросила небольшая, но влиятельная группа людей. Об этом он рассказывал в интервью журналу Forbes.

Тогда небольшая солидная группа людей уговаривала. Уговаривали потому, что я прекрасно понимал - у меня, как у московского артиста по выпуску, в Ленинграде будет проблема с точки зрения позиционирования. Когда я уже решил, что пойду на эту должность, об этом прошел слух, некоторое количество людей стало кричать «караул»! Но при этом они все же говорили: «Дайте ему карт-бланш, и вы увидите, какой он!» И те, кто меня поддерживал, кто ко мне хорошо относился, тоже говорили: «Дайте ему карт-бланш, и уже, наконец, пусть человек реализуется, покажет, что он может». Меня назначили и в первый же день сказали: «У вас карт-бланш. Абсолютный. Кого хотите увольняйте, что хотите меняйте, какую хотите реорганизацию делайте». И полгода меня не трогали вообще. И через полгода Владимир Ростиславович (прим. ред. - Мединский) мне с юмором сказал: «Вы знаете, Коля, мы поражены, потому что все говорили, что будет катастрофа. Но ни одной жалобы - ни от родителей, ни от педагогов, ни от кого-либо не последовало». И это действительно так - кроме положительных отзывов, я в последние месяцы не получаю ничего. Нет смысла умалчивать, что у меня есть подчиненные, которые, скажем, не приняли меня, были категорически против, но мы за все это время не сказали ни одного слова плохого друг другу. Мы сейчас работаем в тандеме, очень сцеплено. Я всем говорю: «Господа, это произошло только по одной причине - потому что и они, и я работаем в Академии». Я не работаю для себя.

Сейчас Цискаридзе остается на посту ректора Академии.

Личная жизнь

Сколько лет Цискаридзе? этим вопросом сегодня интересуются многие поклонники его таланта. Сейчас Цискаридзе 44 года, о своих предпочтениях в жизни и искусстве он рассказывал не раз. В частности, он ярый поклонник Эдварда Радзинского, Леонида Парфенова, Его любимое художественное произведение - сказка "Русалочка" датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Эта история в свое время его просто покорила.

О личной жизни Николая Цискаридзе известно не много. Хотя журналисты часто задают ему вопрос о том, кто его дама сердца, не собирается ли он жениться. Но в ответ слышат практически всегда одно: личная жизнь Николая Цискаридзе скрыта от посторонних глаз, сам он не был женат и не спешит заключать брак.

Среди его родных немало людей, связанных с актерской профессией, например актриса, его двоюродная сестра, которую зовут Вероника Ильинична Ицкович. Семья Цискаридзе всегда была творческой. Его отец, Максим Иосифович (по другим источникам - Николаевич), работал скрипачом. Бабушка по папиной линии до замужества играла в театре. Кстати, по национальности она была француженкой. Несомненно, именно семья Цискаридзе воспитала в нем любовь к искусству и балету.

Круг общения у героя нашей статьи, по его собственному признанию, преимущественно профессиональный. Большую часть времени он посвящает работе, поэтому друзьями Цискаридзе в основном являются коллеги. При этом в интервью изданию "Спутник Грузии" он отмечал, что общение сейчас затруднено из-за активного развития социальных сетей, многие его друзья проводят там времени больше, чем в реальной жизни. По его мнению, люди, которые слишком увлекаются общением в Интернете, со временем превращаются в зомби.

Почему я не приемлю социальные сети? Дело в том, что несколько лет назад заметил, как многие мои друзья и подруги старше меня, солидные и взрослые люди, вдруг начали превращаться в каких-то зомби. Они все время ставят лайки, проверяют «Инстаграм» и что-то еще. И когда я стал этим интересоваться, они начали уговаривать меня зарегистрироваться. Но я ответил, что мне это не интересно и пока хочу к ним присмотреться.

Мои друзья из приятных собеседников потихоньку стали превращаться в зомби. Вместо того, чтобы сидеть за столом и разговаривать, они все время что-то лайкают. Мне не захотелось превращаться в такого человека. С тех пор я принял решение, что не буду всем этим заниматься.

Отношения с Анастасией Волочковой

Напряженные отношения у Цискаридзе сложились со знаменитой российской балериной Анастасией Волочковой, которая вместе с ним работала в Большом театре. Он утверждал, что она стала одной из виновниц конфликта, из-за которого в результате пострадал Филин.

Цискаридзе о Волочковой в интервью изданию "Сноб" рассказал не самые лицеприятные вещи. В частности, он упомянул, что конфликт касался лишнего веса балерины.

Когда Волочкова работала в Большом театре, она была на исключительном положении. Ей разрешали не просто делать все, а на каждом спектакле лично господин Иксанов со Швыдким дарили ей цветы, целовали руки. И первый шок ожидал меня, когда я ехал по городу. На Моховой улице, между Манежем и МГУ, увидел перетяжку: «Анастасия Волочкова в Кремле», а внизу маленькими буквами было написано: «С труппой Большого театра». Весь ужас заключался в том, что это были официальные спектакли Большого театра в ГКД, Настя была участником всего лишь одного из четырех спектаклей. Я пришел к генеральному директору и сказал: «Анатолий Геннадь-евич, раньше я считал, что работаю в государственном учреждении, теперь выясняется, что в коллективе на подтанцовках у Волочковой?» На что он мне ответил: «Николай, вы понимаете, кто ее спонсоры, понимаете, кто за ней стоит?» Я ему сказал: «Я народный артист, на минуточку, не мальчик из кордебалета. А у нее даже звания нет».

По утверждению Цискаридзе, после этого разговора у него начались конфликты и проблемы в Большом театре. Правда, стоит признать, что он был не одинок в своих претензиях к Волочковой, отмечая ее исключительное положение в труппе Большого театра, которое многие считали незаслуженным.

Герой нашей статьи рассказывает, что из-за Волочковой у него даже возникла пауза в отношениях с Иксановым. К тому же сильно недоумевали балерины, которым регулярно отказывали в ролях ради Анастасии. На все недоуменные вопросы Иксанов отвечал, что ему звонили с самого верха, и он не мог отказать.

Ходили даже слухи, что нападение на Цискаридзе, в результате которого его избили, тоже произошло из-за Волочковой. Сама Анастасия рассказывала эту же историю со своей точки зрения. В те времена ее ухажером был влиятельный бизнесмен Сулейман Керимов, который после расставания даже устроил ей бойкот на представлениях Большого театра. Со временем все переросло в личный конфликт между Волочковой и Иксановым, который удалось разрешить только в суде. В 2003 году Волочкова ушла из Большого театра, начав сольную эстрадную карьеру.

Будущее образования

Об общественных взглядах Цискаридзе хорошо известно из его интервью известному журналисту Владимиру Познеру на Первом канале в программе "Познер". Герой нашей статьи подробно рассказал о своем детстве, о том, как начал жить в Москве. При этом выразил опасения по поводу того, сумеет ли Россия сохранить систему образования в области театрального искусства, которая сложилась в последние годы.

«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет. И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет.

На том основании, что обучение в хореографических училищах в России проходит на бюджетной основе, он предлагал ввести для всех выпускников обязательную отработку в государственных театрах в течение нескольких лет без возможности сразу уехать за границу. По его мнению, такие артисты обязаны принести пользу своей стране, которая дала им одно из лучших хореографических образований на планете.

Общественные взгляды

В 2014 году Цискаридзе подписался под обращением российских деятелей культуры к Владимиру Путину, в котором они выражали поддержку главе государства в вопросе присоединения Крыма. В самом конце 2017 года он вошел в состав инициативной группы, которая выдвинула Владимира Путина в президенты России. Был зарегистрирован его доверенным лицом на выборах.



gastroguru © 2017