Дети с отклонениями в психическом развитии. Как заметить отклонения в развитии ребенка

Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к сожалению, сегодня обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Все нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на:

    врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);

    приобретенные (родовые и послеродовые поражения организма ребенка).

По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) ифункциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

По степени распространенности патологического процесса различают локальные (затрагивают только один участок) идиффузные (носят разлитой характер) нарушения.

Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические , так исоциальные факторы.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). Большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза . Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).

Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:

1) особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

    времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);

    взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом (первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения и при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе аномального развития (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);

    нарушение межфункциональных взаимодействий.

Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

    Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).

    Задержанное развитие : замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (конституционный, соматогенный).

    Поврежденное развитие : наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая деменция.

    Дефицитарное развитие : тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).

    Искаженное развитие : сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (детский аутизм).

    Дисгармоничное развитие : врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и патологическое формирование личности.

Выделяется также парциальная несформированность высших психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития тех или иных сторон психической деятельности.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

    эндогенные (генетические);

    экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные наследственные заболевания (аплазия - не­доразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к по­нижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);

заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - умень­шение хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).

Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна. Для синдрома Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широ­кой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отме­чается олигофрения. Выявляются нарушение координации и веге­тативно-трофические расстройства.

Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, ко­гда больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - небла­гоприятный.

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

    в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболе­вания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интокси­кация (отравление) матери; недостаток питания матери во время бе­ременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витами­нов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);

    в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);

    в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения мо­жет привести к близорукости) и т.п.

Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития.

Психи́ческое здоро́вье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Слово «норма» от латинского правило, образец - установленная мера, средняя величина чего-либо.

Д.Б. Элъконин утверждал, что норма - это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

Когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

Когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции;

Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.

Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии. В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) - понятия социальные.

С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. По Л.С. Выготскому, нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (тип образовательного учреждения, круг общения ребенка и т.п.);

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играю­щей решающую роль в развитии.

Понятие отклонения в развитии

Следующий ключевой вопрос темы - понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают исполь­зовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др. Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм. Так или иначе, но единого общепринятого подхода к терминологии на данный момент не существует. В целом нару­шенное развитие принято называть дизонтогенезом. Любое нарушение в развитии имеет свою причину, но сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения, профилактики самых разнообразных вариантов отклоне­ний в развитии у детей.

К причинам можно отнести следующие группы:

1. Перенатальный период - патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а несовместимость крови матери и плода и др.

2. Постнатальный период - многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

3. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны. К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального теп­ла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, без­душное и жестокое отношение и пр.

Виды отклонений:

Психолого - педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами развития возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза, обозначающего различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Им представлены следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

3. Поврежденное развитие. В основе поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы. Однако патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах развития (2 - 3 года).

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно - двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в "уходе" в свой внутренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорция психического развития в эмоционально - волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Существующие виды отклонений

Отклонение психомоторного развития обнаруживаются по-разному, все зависит от времени плохого воздействия на детский мозг, продолжительности воздействия, социальных условий, наследственной структуры ЦНС - все это вместе определяет основной дефект, проявляющийся в виде недостаточного развития моторики, слуха, зрения, интеллекта, речи, нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы.

Бывает так, что у ребенка присутствует сразу несколько нарушений - сложный дефект, например, поражение моторики и слуха, или слуха и зрения. В этом случае выделяется основное нарушение и осложняющие его расстройства. У ребенка, например, наблюдается нарушение умственного развития, которое сопровождается дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, возможно, проявятся эмоциональные расстройства. Перечисленные дефекты могут быть вызваны недоразвитием или повреждениями. Даже небольшое поражение детского мозга отрицательно сказывается на всем процессе развития ЦНС. Поэтому если у ребенка наблюдается нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата, речи или зрения, то необходимо вводить корректирующие мероприятия, иначе в психическом развитии ребенок будет отставать.

Нарушения подразделяют на первичные и вторичные. У детей с недостаточно развитым слухом (первичное нарушение) очень сложно формируется связная речь и словарный запас (вторичные нарушения). А если у ребенка дефект зрения, то он будет испытывать сложности, так как ему трудно соотносить слова с обозначаемыми предметами.

Вторичные нарушения затрагивают речь, произвольную регуляцию деятельности, пространственные представления, тонкую дифференцированную моторику, то есть поражаются психические функции, активно развивающиеся у ребенка в раннем возрасте и дошкольном. В развитии вторичных нарушений большую роль играет несвоевременное или же полное отсутствие коррекционных, лечебных и педагогических мероприятий.

Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают стойкими (формируются при органических повреждениях детского мозга), а бывают обратимыми (формируются при соматической ослабленности, легкой мозговой дисфункции, эмоциональной депривации, педагогической запущенности). Обратимые нарушения, обычно обнаруживаются в раннем возрасте - у ребенка наблюдается отставание в развитии речи и моторики. Но своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения.

Принципы коррекции

Любая психолого-педагогическая коррекция с дошкольниками с патологиями в развитии основывается на ряде принципов - принцип доступности, системности, индивидуального подхода, последовательности. Помимо этих принципов существует главный принцип - онтогенетический, который учитывает психофизические, возрастные особенности у детей, а также характер нарушений. Данный принцип заключается в коррекционной работе направленной на устранение или сглаживание, компенсацию или коррекцию нарушений интеллектуального, речевого, эмоционального, сенсорного и двигательного дефектов, на создание полноценного фундамента для дальнейшего формирования личности, которая может быть создана только при развитии ключевых звеньев развития.

Благодаря пластичности коры головного мозга можно реализовывать развитие ребенка в не зависимости от патологических условий, даже если эти условия весьма тяжелые.

Прежде чем приступать к коррекционной работе, у ребенка определяются сохранившиеся звенья в зрительной, речедвигательной, речеслуховой, двигательной системах. Только после этого, опираясь на полученные данные, специалисты начинают коррекционную работу.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14% от общей численности детей в республике. Ребенок с ОПФР – лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. К основным видам аномального развития относят: умственная отсталость, сенсорные нарушения, расстройства речи, поведения, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и др.

Виды аномального развития :

    Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)

    Нарушения психического развития (трудности в обучении)

    Нарушения речи

    Нарушения слуха

    Нарушения зрения

    Нарушения функций опорно-двигательного аппарата

    Тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения

Выявляются и диагностируются новые группы детей, которые нуждаются не только в лечении, но и в специальном образовании (дети с гипердинамическим синдромом, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, аутистическими нарушениями, дети, прошедшие операцию кохлеарной имплантации, слепоглухие дети). При организации и осуществлении образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи крайне важен вопрос взаимодействия специалистов разного профиля: дефектологов (логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов);иных педагогических работников (учителей, учителей-предметников, социальных педагогов; педагогов-психологов, администраций учреждений образования и др.)социальных работников;медицинских работников;специалистов по физической реабилитации и др.

Специальное образование включает в себя: дошкольное специальное образование; школьное специальное образование; профессиональное образование.

Учреждения, обеспечивающие получение СО

1.Специальные учреждения образования

    Специальные дошкольные учреждения

    Специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты)

    Вспомогательные школы (школы-интернаты)

    Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2.Учреждения образования общего типа

    Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания,специальные классы (группы)

    Пункты коррекционно-педагогической помощи

3.Детские дома-интернаты

4. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для специальной психологии.

Одним из центральных в категориальном СП является понятие "высшие психические функции", введенное Л. С. Выготским, которые представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции. В силу этого они обладают высокой степенью пластичности за счёт взаимозаменяемости входящих в их состав элементов. Неизменным остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной задачи могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций, как одно из их свойств, лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций путём внутренней перестройки.

На основании своей культурно-исторической теории Выготский сделал вывод о том, что высшие психические функции формируются у ребенка в результате интериоризации. Интериоризация происходит при взаимодействии со взрослым, и само это взаимодействие становится источником развития, а не его фактором, воздействующим на ребенка извне. Таким образом, Выготский предложил совершенно новую трактовку соотношения наследственности и среды.

Основную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. Недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.

Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, – и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным – отсталых в смысле культурного и социального развития.

Выготский разделил «дефекты» на первичные и вторичные. Первичные дефекты – это органические нарушения, поражения какой-то структуры головного мозга или центральной нервной системы, не поддающиеся коррекции психолого-педагогическими средствами. Вторичные же дефекты возникают на основе первичных и выражаются в нарушениях развития, которые могут быть исправлены или скомпенсированы. Тем самым Выготский определил область компетенции педагогов, психологов и дефектологов.

Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берутся дети с отклонениями в развитии: глухие, незрячие, дети с задержкой психического развития, дети с ДЦП, дети-аутисты?..

Думаю, что если Вы – счастливые родители здорового ребенка, то такие мысли Вас не посещают. Каждый из нас уверен, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной, где угодно, но только не в моей семье.

А может быть Вы считаете, что дети с отклонениями рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков? Если да, то Вы глубоко заблуждаетесь.

  • Трагизм ситуации в том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве своем рождаются у обыкновенных, нормальных, здоровых родителей.
  • Трагизм ситуации в том, что причин рождения детей с отклонениями в развитии очень много, причем как социальных, так и сугубо физиологических. И если над генетическими сбоями мы не властны (Такими например, как синдром Дауна. Хотя сейчас доказана взаимосвязь между возрастом родителей и проявлением этой аномалии в развитии ребенка.), то с остальными рисками хотя бы можно и нужно бороться.
  • Трагизм ситуации в том, что детей с отклонениями в развитии с каждым годом рождается все больше.

Организм ребенка формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития, именно в это время активно формируется нервная система. От 3 до 9 недель – формируется сердце; от 5 до 9 недель – руки и ноги; от 8 до 12 недель – лицо, глаза, уши, нос; от 5 до 16 недель – почки. Любые «вредности» в начальный период развития плода могут вызвать появление врожденных аномалий развития. Причем установлено, что чем раньше повреждается плод, тем более тяжелыми и необратимыми оказываются последствия.

Физиологические причины отклонений в развитии ребенка

Всем известно, что во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь (и уж тем более наркотические вещества) и курить, что нельзя продолжать работать на вредных производствах, что нужно быть очень осторожными с лекарствами, так как они способны накапливаться в организме плода, вызывая умственную отсталость.

Повышенное артериальное давление во время беременности, сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет могут также стать причиной умственной отсталости у ребенка. Очень опасны инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, некоторые из них (например, краснуха) даже могут стать показанием для аборта во избежание рождения умственно и физически неполноценных детей.

Еще одна частая причина отклонений в развитии – патологии родовой деятельности, например, быстрые, стремительные роды или, наоборот, длительные роды со стимуляцией. Результатом стремительных родов может быть кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным; обвитие ребенка пуповиной приводит к рождению в асфиксии (удушье, остановка дыхания); при длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно повреждение плечевого нервного сплетения и как следствие - паралич руки.

Социальные причины отклонений в развитии ребенка

Не менее опасны и неблагоприятные социальные влияния во время беременности. Любые негативныесоциальные ситуации, в которых оказывается будущая мама, или мысли и действия, направленные против самого ребенка (желание прервать беременность, сомнения или тревога, связанные с будущим материнством) закладывают базовые матрицы эмоционального опыта, которые могут стать вместо полноценной основы для нормального психического развития ребенка – патогенной базой.

Наиболее вредными являются длительные отрицательные переживания матери. В это время вырабатываются и выбрасываются в околоплодную жидкость гормоны беспокойства, они способствуют сужению сосудов плода, что затрудняет доступ кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.

Не менее опасными являются и сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги, переживания. На 5-м месяце плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда мама спокойна. В 6-7 месяцев плод реагирует на любое резкое изменение положения тела матери. Как следствие, появляется риск появления на свет ребенка с врожденной детской нервностью.

Невропатия диагностируется уже на первом году жизни. Она проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном сне, «закатываниях» при плаче. Если ребенку вовремя оказать помощь (общеукрепляющий массаж, закаливание, тесное общение с родителями и т.п.), то с возрастом признаки невропатии могут уменьшаться; а при неблагоприятных обстоятельствах, если ребенок по какой-то причине остается без родителей и их заботы, то невропатия становится почвой для развития хронических расстройств и соматических заболеваний.

А в заключение - небольшая сказка об "особенных" детях. Попробуйте прочитать и обсудить её со своим ребенком. Доброте, терпимости, пониманию тоже нужно учиться.

Что случилось с крокодилом? (М. Москвина)

Ну и жара сегодня! - зевнул крокодил. - Даже из воды вылезать неохота. А надо!
И он поплыл к берегу. Там в песке несколько дней назад он зарыл яйцо и все бегал смотреть, когда из него вылупится сынок-крокодильчик. Но шло время, у других крокодилов малыши уже в речке плавали, а у него... Вот и сейчас крокодил откопал целенькое яйцо, огорченно повертел его в лапах, поднес к уху. Вдруг слышит: тук-тук!
- Кто-то есть! - обрадовался крокодил. - Да-да! Входи! Ой, то есть, выходи!
- Помочь, что ли? - подползла бабка-крокодилица.
- Тук-тук! - будто кто-то изнутри стучал молоточком.
Треснула скорлупа, из дырки показалась голова. Крокодил замер.

Тук! - и на траву из расколотого яйца выпал мокрый желторотый птенец.
- Пф-ф! - зашипела бабка-крокодилица. - Это еще что за новости?
Крокодил пожал плечами. А птенец с любопытством поглядел вокруг и поскакал, сначала тихонько, а потом все веселей и уверенней - к крокодилу.

Слушай, - опомнилась зеленая зубастая старуха. Я прожила долгую жизнь, многое повидала, но такого - никогда. Хочешь знать мое мнение? Сделай вид, будто у тебя никто не родился.
- А он? - растерянно спросил крокодил.
- Его нужно съесть. Ам! И нету. А то засмеют тебя крокодилы.
«Пожалуй, действительно, съем, и все, а то неприятностей не оберешься!» - подумал крокодил. Но даже рот разинуть не смог, до того доверчив был желторотый.
- Глотай как таблетку, потом запьешь! - шипела крокодилица.
Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет - и все.
Ведь это был ЕГО птенец.

Ах так?! - и крокодилица разболтала о птенце всем крокодилам в реке.
И хотя была страшная жара, крокодилы вылезли все из воды, окружили крокодила, пасти свои поразинули и давай хохотать! Птенец испугался и спрятался за крокодила. Тогда крокодил сказал:
- Послушайте, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. А если кто-то получился не похожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а еще лучше - проглоти! Так получается?
Все замолчали.
- И предупреждаю: этот крокодильчик... гм... или кто он там... будет жить со мной. Если кто его тронет - пеняйте на себя.

Так они и зажили вместе. Крокодил построил птенцу домик, таскал ему туда червяков и мошек. Если птенец куда-нибудь исчезал, крокодил волновался, искал его повсюду, спрашивал у сородичей:
- Птенца моего не видели? Птенец не пробегал?
А они чуть не лопались от желания расхохотаться, но, помня угрозу крокодила, сдерживались. Зато за глаза бабки-крокодилицы судачили:
- Подумайте, пигалица покрылась пухом!..
- А на крыльях у этого заморыша, видите ли, перья выросли...
- Слышали новость? Пигалица перемахнула через куст! Ах, какое событие! Крокодил от счастья всю ночь не спал! Чокнутый! Вы на него поглядите!!!

Крокодил стоял, задрав голову, и смотрел, как над лесом летел его птенец.
- Куда ты? Не смей летать! Упадешь! Вернись! - кричал что есть мочи взволнованный крокодил.
И услышал в ответ:
- Не упаду! Я птица! Настоящая птица! Я уже не птенец!
- Будь осторожен! То есть... осторожна, - еще раз крикнул крокодил.

Научить тебя летать, папа? - прозвенело в воздухе.
- Да! Да! - обрадовался крокодил, а сам подумал: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе. Но как же я полечу? У меня нет крыльев...»
- Очумел! - сокрушалась крокодилица. - Был нормальный крокодил. И вдруг - трах-тарарах! - летать вздумал.
- Да ничего у него не получится, - завистливо галдели молодые крокодильчики.

Птица спустилась на голову крокодилу и прошептала ему что-то в ухо.
Крокодилы тоже навострили уши, но она говорила очень тихо.
- Эй! Там погромче нельзя? - не выдержал кто-то.
- Нет, - ответила птица. - Это наша семейная тайна. Ну, попробуй! - улыбнулась она своему крокодилу.
- Попробуй! Попробуй! - захохотали из реки разинутые пасти.

Они, конечно, не верили, что крокодил сможет полететь. А он разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и - поплыл по воздуху, как аэростат. Сначала он удивился, потом обрадовался, а когда взмыл слишком высоко - испугался. Но в ту же минуту услышал голос:
- Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто в воде плывешь...

Больше в тех краях никто не видел маленькую серую птицу и летающего крокодила. А история о них давно превратилась в сказку, которую рассказывают своим малышам звери в джунглях.



gastroguru © 2017