Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. Разработка урока Молярный объем газов

Математика. Подготовка к ГИА-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.

2012 - 288с. 2011 - 272 с. (ГИА-9)

В настоящее время государственная итоговая аттестация в новой форме проводится во всех регионах России, поэтому предлагаемое пособие будет полезным для учащихся, готовящихся к ГИА по математике, а также для учителей, осуществляющих эту подготовку.

Предлагаемое пособие включает 30 авторских учебно-тренировочных тестов, составленных по актуальной спецификации государственной итоговой аттестации за курс основной школы, и сборник, содержащий около 700 задач, которые иллюстрируют основные идеи тестов итоговой аттестации по математике прошлых лет. К двум вариантам тестов и к некоторым задачам сборника приведены решения, ко всем задачам и тестам - ответы.

Пособие является частью учебно-методического комплекса «Математика. Подготовка к ГИА-9», включающего такие книги, как «Математика. Решебник. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013», «Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2013», «Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Учебно-тренировочные тесты» и др.

Формат: pdf (ГИА-2013 ; 2012, 288с.)

Размер: 8,7 Мб

Скачать: 14

Формат: pdf (ГИА-2012 ; 2011, 272с.)

Размер: 1 3,6 Мб

Скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

Решебник: Математика. Подготовка к ГИА-2013. Решебник. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. (2012, 320с.)

Оглавление
От авторов 6
Краткий теоретический справочник 9
§ 1. Приближённые значения. Округление чисел. Стандартный вид числа 9
§ 2. Отношения. Пропорции 10
§ 3. Проценты 10
§ 4. Арифметические действия. Сравнение чисел 11
§ 5. Алгебраические выражения 12
§ 6. Степень с целым показателем 13
§ 7. Многочлены. Преобразование выражений 13
§ 8. Алгебраические дроби 14
§ 9. Квадратные корни 14
§ 10. Линейные и квадратные уравнения 15
§ 11. Системы двух уравнений с двумя неизвестными 17
§ 12. Неравенства с одной переменной и системы неравенств.. 17
§ 13. Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств 18
§ 14. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии 19
§ 15. Исследование функции и построение графика 20
§ 16. Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений 25
§ 17. Решение иррациональных уравнений и уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля 26
§ 18. Задания, содержащие параметр 27
§ 19. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей 30
§ 20. Геометрия 33
Глава I Учебно-тренировочные тесты 49
Учебно-тренировочные тесты 49
Вариант № 1 49
Вариант № 2 53
Вариант № 3 58
Вариант № 4 63
Вариант № 5 68
Вариант № 6 72
Вариант № 7 77
Вариант № 8 81
Вариант № 9 85
Вариант № 10 90
Вариант № 11 ; 94
Вариант № 12 98
Вариант № 13 103
Вариант № 14 109
Вариант № 15 114
Вариант № 16 119
Вариант № 17: 124
Вариант № 18 129
Вариант № 19 134
Вариант № 20 139
Вариант № 21 143
Вариант № 22 148
Вариант № 23 152
Вариант № 24 157
Вариант № 25 163
Вариант № 26 168
Вариант № 27 173
Вариант № 28 177
Вариант № 29 182
Вариант № 30 187
Ответы 193
Решение варианта № 3 197
Решение варианта № 12 202
Глава II Сборник задач 208
§ 1. Базовый уровень (часть 1) 208
1.1. Проценты 208
§ 2. Повышенный уровень (часть 2) 210
2.1. Преобразования алгебраических выражений 210
2.2. Уравнения и системы уравнений 215
2.2.1. Уравнения 215
2.2.2. Системы уравнений 216
2.3. Неравенства и системы неравенств 220
2.4. Последовательности и прогрессии 224
2.4.1. Арифметическая прогрессия 224
2.4.2. Геометрическая прогрессия 228
2.5. Функции и графики 231
2.5.1. Графики функций 231
2.5.2. Область определения функции 236
2.5.3. Наибольшее и наименьшее значения функции 237
2.6. Текстовые задачи 237
2.7. Задания с параметром 251
2.8. Геометрия 258
2.8.1. Вписанная и описанная окружность, треугольник 258
2.8.2. Треугольник 259
2.8.3. Прямоугольник. Параллелограмм. Квадрат. Ромб 261
2.8.4. Трапеция 263
2.8.5. n -угольники 264
2.8.6. Окружность, хорда, касательная, секущая 264
§ 3. Решения задач из сборника 265
§ 4. Ответы к сборнику задач 279
Литература 285

Газообразное состояние вещества. Закон Авогадро. Молярный объём газа.

Вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Частицы, из которых состоят твердые вещества, достаточно прочно связаны между собой, поэтому твердые вещества имеют определенную форму. Частицами твердых тел могут быть атомы, молекулы, ионы, образующие кристаллические структуры. Эти частицы колеблются с небольшой амплитудой около узлов кристаллической решетки. В жидкостях частицы связаны друг с другом слабее и могут передвигаться на довольно большие расстояния. Поэтому жидкости обладают текучестью и приобретают форму сосуда, в котором они находятся.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое происходит при нагревании, в результате которого амплитуда колебаний частиц постепенно возрастает. При некоторой температуре частицы вещества приобретают способность покидать узлы решетки, происходит плавление. При охлаждении, наоборот, частицы жидкости теряют способность перемещаться и фиксируются в определенном положении, образуя твердое вещество. При обычных условиях жидкости, как правило, имеют молекулярное строение. При высокой температуре структура жидкости может быть и другой (расплавы солей и металлов).

Взаимодействие между молекулами гораздо слабее, чем между ионами в ионных кристаллических структурах; атомами, связанными ковалентной связью в атомных структурах; ионами металлов, связанными электронным газом в металлических структурах.

Твердое и жидкое состояния вещества имеют общее название конденсированное состояние . Плотности веществ в конденсированном состоянии находятся в пределах примерно 0,5 – 22,5 г/см 3 . Вещества в газообразном состоянии имеют значительно меньшие плотности – порядка 10 –2 – 10 –3 г/см 3 . Переход в газообразное состояние осуществляется в результате нагревания веществ, находящихся в конденсированном состоянии (кипение жидкостей, возгонка твердых веществ). Газообразные при обычных условиях вещества состоят из молекул.

При переходе в газообразное состояние частицы вещества преодолевают силы межмолекулярного взаимодействия. Объем, который занимает газ, это, по существу, объем свободного пространства между хаотически движущимися молекулами газа. Величина этого пространства определяется температурой и давлением. При этом объемом, занимаемым самими молекулами, можно пренебречь. Отсюда следует закон Авогадро :

В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Из закона Авогадро вытекают два основных следствия .

Первое следствие

Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает одинаковый объем. Этот объем называется молярным объемом газа ( V m ) , который измеряется в м 3 /моль (чаще в дм 3 /моль). Молярный объем газа равен отношению объема газа к его количеству:

Понятно, что величина V m зависит от условий (температура, давление). Для решения задач необходимо запомнить величину V m при нормальных условиях (н.у.) – атмосферном давлении (101,3 кПа) и температуре таяния льда (0 0 С или 273,15 K ).

При нормальных условиях V m = 22,4 дм 3 /моль, или

в единицах СИ 0,0224 м 3 /моль.

Второе следствие

Плотности газов (либо массы их одинаковых объемов) относятся между собой как молярные массы газов.

Это видно из следующих соображений. Пусть имеются две порции различных газов одинакового объема (объемы измерены при одинаковых условиях). Найдем их массы:

Отношение их масс:

Если использовать плотности:

По закону Авогадро n 1 =n 2 , отсюда:

Отношение плотностей газов, равное отношению молярных масс, называется относительной плотностью одного газа по другому ( D ). D – величина безразмерная.

Зная D и молярную массу одного газа, легко найти молярную массу другого газа:

; M 1 = M 2 × D.

Примеры

М(х) = М(Н 2) × D = 2 × 8,5 = 17 г/моль

Газ с такой молярной массой – аммиак NH 3 .

    Плотность некоторого газообразного углеводорода по воздуху равна двум. Определите молярную массу углеводорода.

Средняя молярная масса воздуха равна 29 г/моль.

М(х) = М(возд.) × D = 29 × 2 = 58 г/моль

Углеводород с такой молярной массой – С 4 Н 10 , бутан.

Следует отметить, что газы с молярной массой меньше 29 легче воздуха, больше 29 – тяжелее.

В расчетных задачах могут быть даны относительные плотности по азоту, кислороду и другим газам. В этом случае для нахождения молярной массы необходимо умножить относительную плотность на молярную массу соответственно азота (28 г/моль), кислорода (32 г/моль) и т. д.

Закон Авогадро широко применяется в химических расчетах. Поскольку для газов объемы пропорциональны количествам веществ, то коэффициенты в уравнении реакции, отражающие количества реагирующих веществ, пропорциональны объемам взаимодействующих газов. Очевидно, что объемы должны быть измерены при одинаковых условиях.

Пример

Какой объем кислорода потребуется для сжигания 2 дм 3 пропана? Объемы измерены при н. у.

С 3 Н 8 + 5О 2  3СО 2 + 4Н 2 О.

Из закона Авогадро следует, что равные объемы различных газов содержат одинаковое число молекул, и, соответственно, одинаковое число моль веществ. Пусть объем пропана равен 1 дм 3 . Тогда, из уравнения реакции, для сжигания 1 дм 3 пропана потребуется 5 дм 3 кислорода, а для 2 дм 3 (двух литров) – 10 дм 3 О 2 .

В данном разделе использованы материалы методического пособия "Обучение решению задач по химии". Авторы - составители: учитель химии высшей категории, методист Учреждения образования «Гимназии №1 г. Гродно» Толкач Л.Я.; методист учебно-методического отдела Учреждения образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО» Коробова Н.П.

Вычисления с использованием молярного объема газов.

Вычисление относительной плотности газов.

Объемные отношения газов

Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает один и тот же объем. Так, при нормальных условиях(н.у.), т.е. при температуре 0 °С и нормальном атмосферном давлении, равном 101,3 кПа, один моль любого газа занимает объем 22,4 дм 3 .

Отношение объема газа к соответствующему химическому количеству вещества есть величина, называемая молярным объемом газа (V m ):

V m = V / n дм 3 , откуда V = V m · n

Для того чтобы определить: легче или тяжелее газ относительно другого газа, достаточно сравнить их плотности:

r 1 / r 2 = M 1 ·V 1 /M 2 ·V 2 = M 1 /M 2 = D 2 .

Из выше приведенного выражения видно: для того, чтобы сравнить плотности газов, достаточно сравнить их молярные массы.

Отношение молярной массы одного газа к молярной массе другого газа есть величина, называемая относительной плотностью ( D 2 ) одного газа по другому газу.

Зная относительную плотность одного газа по другому, можно определить его молярную массу:

M 1 = M 2 · D 2 .

Воздух является смесью газов, поэтому его «молярная масса» представляет собой массу воздуха объемом 22,4 л. Эта величина численно равна:

М возд = 29 г/моль

Согласно закону Авогадро одинаковое число молекул разных газов при одних и тех же условиях занимает одинаковый объем.

Из этого вытекает второе следствие.

При неизменных температуре и давлении объемы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу, а также к объемам образующихся газообразных продуктов как небольшие целые числа.

Эта закономерность была сформулирована Гей-Люссаком в виде закона объемных отношений газов. Таким образом, если в химической реакции участвуют или получаются газообразные вещества, то по уравнению реакции можно установить их объемные отношения.

Объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны химическим количествам этих веществ:

V 1 / V 2 = n 1 / n 2 т.е. V 1 и V 2 численно равны коэффициентам в уравнении реакции.

Пример 1. Баллон вмещает 0,5 кг сжатого водорода. Какой объем займет такое количество водорода? Условия нормальные.

Решение:

1. Вычисляем химическое количество водорода, содержащееся в баллоне:

N (Н 2 ) = 500/2 = 250 (моль), где М(Н 2 ) = 2 г/моль.

2.Так как при нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем 22,4 дм 3 , то

V = V m · n , V ( H 2 ) = 22,4 * 250 = 5600 (дм 3 )

Ответ: 5600 дм 3

Пример2. Каков состав (в %) алюминиево-медного сплава, если при обработке 1 г его избытком соляной кислоты выделилось 1,18 л водорода?

Решение:

1.Так как в реакцию с кислотой вступит только алюминий, то записываем уравнение:

2А1 + 6НС1 = 2А1С1 3 + 3 H 2

2моль 3 моль

2.Вычисляем химическое количество водорода:

n (Н 2 ) = 1.18/22.4= 0,05 (моль)

3.По уравнению реакции вычисляем массу алюминия, содержащегося в сплаве:

3 моль 2 моль алюминия

0,05 моль водорода выделится, если прореагирует x моль алюминия

х = 0.05·2/3 = 0,033 (моль),

m ( Al ) = 0,035·27 = 0,9 (г), где М(А l ) = 27 г/моль

5. Вычисляем массовую долю алюминия в сплаве:

w l ) = m ( Al ) / m (сплава) , w ( А1 ) = 0,9/1= 0,9 или 90%.

Тогда массовая доля меди в сплаве 10%

Ответ: 90% алюминия, 10% меди

Пример 3. Определить относительную плотность: а) кислорода по воздуху, б) углекислого газа по водороду.

Решение:

1. Находим относительную плотность кислорода по воздуху:

D возд (О 2 ) = M (О 2 )/ M (возд.) = 32/29= 1,1.

2.Определяем относительную плотность углекислого газа по водороду

D Н2 (СО 2 ) = M (СО 2 )/ M (Н 2 ) = 44/2 = 22.

Ответ: 1,1; 22

Пример 4. Определите объем смеси газов, состоящей из 0,5 моль кислорода, 0,5 моль водорода и 0,5 моль углекислого газа.

Решение:

1. Находим химическое количество смеси газов:

n (смеси) = 0,5 + 0,5 + 0,5 = 1,5(моль).

2. Вычисляем объем смеси газов:

V (смеси) = 22,4 · 1,5 = 33,6(дм 3 ).

Ответ: 33,6 дм 3 смеси

Пример 5. Рассчитайте объем углекислого газа, который получится при сжигании 11,2 м 3 метана СН 4 .

Решение:

1. Записываем уравнение химической реакции горения метана:

CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O

1 моль 1 моль

1 м 3 1 м 3

2. Для вычисления объема углекислого газа составляем и решаем пропорцию:

при сжигании 1 м 3 СН 4 получится 1 м 3 СО 2

при сжигании 11,2 м 3 СН 4 получится х м 3 СО 2

х = 11,2·1/1= 11,2 (м 3 )

Ответ : 11,2 м 3 углекислого газа

Пример 6. Стальной баллон для хранения сжатых газов наполнили жидким кислородом массой 8 кг.

Какой объем займет кислород в газообразном состоянии (н.у.) ?

Решение:

1. Вычисляем химическое количество жидкого кислорода:

n ( O 2 ) = 8000/32 = 250 (моль).

2. Вычисляем объем газообразного кислорода:

V ( O 2 ) = 22, 4 · 250 = 5600 дм 3 .

Ответ: 5600 дм 3

Пример 7. Вычислите массу воздуха объемом 1 м 3 (н.у.), если в нем 78 объемных долей азота, 21 - кислорода, 1 - аргона (не считая других газов).

Решение:

1. Исходя из условия задачи, объемы газов в воздухе соответственно равны:

V ( N 2 ) = 1 · 0,78 = 0,78 м 3 ;

V (О 2 ) = 1 · 0,21 = 0,21 м 3 ,

V r ) = 1 · 0,01 = 0,01 м 3 .

2. Вычисляем химическое количество каждого газа:

n ( N 2 ) = 0,78/22,4·10 -3 = 34,8 (моль),

n (О 2 ) = 0,21/22,4·10 -3 = 9,4 (моль),

n r ) = 0,01/22,4·10 -3 = 0,45 (моль).

3. Вычисляем массы газов:

m (N 2 ) = 34,8 · 28 = 974(г),

m 2 ) = 9,4 · 32 = 30(г),

m r ) = 0,45 · 40 = 18(г).

4. Вычисляем массу воздуха:

m (воздуха) = 974 + 301 + 18 = 1293 (г) или 1,293 кг.

Ответ: 1,293 кг воздуха

Пример 8. При поджигании в эвдиометре смеси кислорода и водорода объемом 0,1 м 3 объем смеси уменьшился на 0,09 м 3 .

Какие объемы водорода и кислорода были в исходной смеси, если оставшийся газ горит (н.у.) ?

Решение:

1. Записываем уравнение реакции:

2 + О 2 = 2 О

2 моль 1моль 2моль

2. Определяем объемы газов, вступивших в реакцию.

Объем газовой смеси сократился за счет образования жидкой воды, поэтому объем газов, вступивших в реакцию, равен 0,09 м 3 .

Т.к. газы вступают в реакцию в отношении 2:1, то из 0,09 м 3 две части

приходятся на водород, а одна – на кислород. Следовательно, в реакцию

вступило 0,06 м 3 водорода и 0,03 м 3 кислорода.

3. Вычисляем объемы газов в исходной смеси.

Т.к. оставшийся газ горит, то это водород – 0,01 м 3 .

V 2 ) = 0,01 + 0,06 = 0,07 (м 3 ) или 70 л,

V 2 ) = 0,1 – 0,07 = 0,03 (м 3 ) или 30 л.

Ответ: 70 л водорода, 30 л кислорода

Пример 9. Определите плотность по водороду газовой смеси, состоящей из 56л аргона и 28 л азота (н.у.) ?

Решение:

1. Исходя из определения относительной плотности газов,

D H 2 = M (смеси) / M (H 2 ).

2. Вычисляем химическое количество и массу смеси газов:

n (Ar ) = 5.6/22.4= 2,5 (моль);

n (N 2 ) = 28/22.4= 1,25 (моль);

n (смеси) = 2,5 + 1,25 = 3,75 (моль).

m (Ar ) = 2,5 · 40 = 100 (г),

m (N 2 ) = 1,25 · 28 = 35 (г),

m (смеси) = 100 + 35 = 135 (г), т. к.

М (А r ) = 40 г/моль, М (N 2 ) = 28 г/моль.

3. Вычисляем молярную массу смеси:

М(смеси) = m (смеси) / n (смеси) ;

М(смеси) = 135/3,75= 36 (г/моль)

4. Вычисляем относительную плотность смеси газов по водороду:

D H 2 = 36/2 = 18.

Ответ: 18

Пример 10. Можно ли полностью сжечь 3 г древесного угля в трехлитровой банке, наполненной кислородом (н.у.)?

Решение:

1. Записываем уравнение реакции горения угля:

С + О 2 = СО 2

1моль 1моль

2. Вычисляем химическое количество угля:

n (С) = 3/12 = 0,25 (моль), т. к. М (С) = 12 г/моль.

Химическое количество кислорода, необходимого для реакции, будет тоже равно 0,25 моль (исходя из уравнения реакции).

3. Вычисляем объем кислорода, необходимый для сжигания 3 г угля:

V (O 2 ) = 0,25 · 22,4 = 5,6 (л).

4. Поскольку газ занимает объем сосуда, в котором он находится, то имеется 3 л кислорода. Следовательно, этого количества не хватит для сжигания 3 г угля.

Ответ: не хватит

Пример 11. Во сколько раз увеличится объем жидкой воды в результате превращения ее в пар при н.у.?

Цели урока:

1) учебная: ознакомить учащихся с законом объемных отношений газов Гей-Люссака; научить решать расчетные задачи, применяя изученный закон;

2) воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся к окружающей человека воздушной среде; также воспитывать уверенность в своих силах, умение самостоятельно работать с учебным материалом;

3) развивающая: углубить представления учащихся о веществах в газообразном агрегатном состоянии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, если в реакции принимают участие или образуются газообразные вещества.

Расчетная задача 2. Вычисление объемных отношений газов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: беседа по вопросам, рассказ учителя, работа учащихся в группах (парах), индивидуальная работа учащихся.

Ход урока.

І. Организация класса к уроку.

ІІ. Основная часть.

1. Взаимопроверка домашнего задания (с правого оборота доски):

Ответы упражнения 187 (с.134):

Ответы упражнения 199а* (с.145):

Одновременно с проверкой домашнего задания двое учащихся работают у доски по заданиям на карточках (приложение 2):

Учащийся 2. Составьте формулы веществ по их названиям:

а) 4 - метил - 2 - пентен;

б) 3 - метил - 1 - бутин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?

Известно три агрегатных состояния, в которых могут находиться вещества: твердое, жидкое и газообразное.

2. Охарактеризуйте особенности газообразного состояния вещества.

Большие расстояния между молекулами или атомами вещества (около 1800-2000 размеров частицы), объем газообразных веществ не зависит от размера их молекул.

3. Назовите простые вещества-газы, укажите положение образующих их атомов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Простые вещества-газы: (водород), Гидроген №1; (азот), Нитроген №7; (кислород), Оксиген №8; (фтор), Флуор №9; (хлор), Хлор №17.

Запишите из технологической карты урока (приложение 1) в тетради формулы газообразных веществ, изучаемых в школьном курсе химии:

Формулы газообразных веществ:

1) простые вещества -

3) оксиды неметаллов -

4) органические вещества -

3. Изучение нового материала.

В ходе химических реакций объем реагирующих веществ может изменяться.

Это происходит чаще всего тогда, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции.

Объем любого газа при постоянных физических условиях (температуре и давлении) пропорционален массе этого газа.

Взвешивать газообразные вещества довольно проблематично, поэтому в практических расчетах массы газов удобнее заменить их объемами.

Анализируя результаты опытов с газообразными веществами, французский ученый Жозеф Луи Гей-Люссак в 1808 году сформулировал закон объемных отношений.

С.146, запишите в тетрадь из учебника (или технологической карты урока) формулировку закона объемных отношений:

4. Закрепление изученного материала. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 записаны на лицевой стороне правого разворота, остальные 3 задачи напечатаны на карточках и решаются на месте в группах).

1. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте.

Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана?

Ответ: V() = 10,5 л

Три группы (пары) учащихся получают задание для выполнения на месте (приложение 3, раздать по одному на группу или пару), с отчетом у доски:

Напоминаю учащимся о том, что кислород для дыхания и сжигания топлива мы получаем из воздуха, а при этом выделяется углекислый газ, повышенное содержание которого в атмосфере приводит к «парниковому» эффекту.

2. У доски с пояснениями работает один учащийся, остальные работают на месте.

ІІІ. Заключение.

Подведение итогов занятия (рефлексия), домашнее задание.

Вопросы рефлексии: 1) На уроке я работал (как?)

2) Своей работой на уроке я (доволен, нет)

3) Урок для меня был (каким?)

4) На уроке я узнал (о чем?)

5) Материал урока был мне (понятен, непонятен)

6) Мое настроение после урока …

Мы изучили на сегодняшнем уроке закон объемных отношений Гей-Люссака и научились решать расчетные задачи, когда в реакции принимают участие газообразные исходные вещества или образуются газообразные продукты реакции.

Запишите домашнее задание (задание записано на обороте доски или в технологической карте урока):

§23(с.145-149), упр. 206, 207* (с.149)

Приложение 1

Технологическая карта урока.

Тема. Объемные отношения газов при химических реакциях.

1а. Проверка домашнего задания (с правого оборота доски)

Упражнение 187 (с.134),

Упражнение 199а* (с.145).

1б. Работа у доски с формулами (2 учащихся получают задания на карточках).

2. Запишите в тетрадь:

Формулы газообразных веществ:

1) простые вещества -

2) летучие водородные соединения -

3) оксиды неметаллов -

4) органические вещества -

3. Запишите в тетрадь:

с.146 Закон объемных отношений:

Объемы газов, вступающих в реакцию и образующихся в

результате реакции, соотносятся как небольшие целые числа.

Например: метан при высокой температуре разлагается на ацетилен и водород

4. Решение расчетных задач (задачи 1 и 2 на доске, остальные - в группах).

Задача 1. Какой объем водорода выделяется при разложении 7 литров метана C ?

Задача 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 8 литров этана.

Группа 1. Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена.

Группа 2. Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена.

Группа 3. Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана.

5. Домашнее задание: §23(с.145-149), упр.206, 207*(с.149).

Приложение 2

Учащийся 1.

Назовите вещества по их формулам:

Учащийся 2.

Составьте формулы веществ по их названиям:

а) 4 - метил - 2 - пентен;

б) 3 - метил - 1 - бутин.

Приложение 3

Какой объем карбон (IY) оксида выделяется при полном сгорании 2,75 литров этилена.

Вычислите объемы кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 4,5 литров бутена.

Какой объем кислорода необходим для полного сжигания 12 литров бутана.



gastroguru © 2017