Распространенное предложение примеры русский язык. Нераспространенное предложение

Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.

Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.

Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный).

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.

II. Словарная работа.

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).

Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.

III. Актуализация опорных понятий.

В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.

Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Что такое словосочетание?

Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).

IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Мы прибыли на следующую станцию.

Прочитайте текст (4-й слайд)

Ответьте на вопросы:

О чём текст?

Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).

Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.

(5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

- Устали мы немного, давайте отдохнем!

Физкультминутка

  • Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
  • Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
  • Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
  • Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
  • Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
  • Убежали мышки вон (бег на месте).

V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Следующий этап:

1. «Мозговой штурм» (работа у доски).

Игра «Кто больше?»

Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.

Пример:

Выглянуло солнышко.

Выглянуло желтое солнышко.

Из-за туч выглянуло желтое солнышко.

Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг (Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.

(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.

(8-й слайд).

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).

3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.

4. Вдруг (5, обстоят.)

к девочке (4) с голубыми волосами.

А. Толстой

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .

К. Ушинский

VI. Подведение итога урока.

- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.

(9-й слайд)

Что является главным средством выражения мысли? (предложение)

Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)

Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).

Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.

«Расшифруй запись».

(10-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

Вы действительно молодцы!

VII. Домашнее задание (11-й слайд ).

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.

VIII. Выставление оценок.

1. Укажи цифрами члены предложения.

1 - подлежащее

2 - сказуемое

3 - определение

4 - дополнение

5 - обстоятельство

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...

Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

По В. Гаршину

2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.

1 - подлежащим

2 - сказуемым

3 - определением

4 - дополнением

5 - обстоятельством

1. За чёрными деревьями блестели звёзды.

2. Над дорогой свешивались скалы .

3. В ущелье лежало облако тумана.

4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.

5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.

А. Толстой

3. Укажи цифрами тип предложения.

1 - распространённое

2 - нераспространённое

1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .

К. Ушинский


1. Прочитаем информацию .

Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

Предложение

Пример

Нераспространенное

Птицы поют.

Ручей звенит.

Распространенное

Лось легко бегает по болотам.

Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое. Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее. Блеснула молния .
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое. Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое. Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее. Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему - КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ОСЕНЬ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ВЕТЕР

Как сделать нераспространённое предложение - ЗЕМЛЯ БОГАТА - распространённым

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса . Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит .Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания .

Тесты по теме «Предложения»

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного? Рано либо поздно школьник на уроке русского языка столкнется с этой задачей. А задача не такая уж и трудная! Разглядим некоторые примеры распространенных и нераспространенных предложений.

Если в предложении, помимо грамматической основы (подлежащего и сказуемого), также имеются второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство), то такое предложение будет именоваться распространенным. Разглядим примеры. «Идёт ливень» – нераспространенное предложение . «Сегодня идёт ливень» (распространено обстоятельством), «Идет мощный ливень» (распространено определением), «Ливень стучит по стеклам» (распространено дополнением) – распространенные предложения.Но не стоит забывать, что грамматическая основа предложения может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее либо только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Скажем: «Зима!» – нераспространенное односоставное предложение . Но «Раннее утро!» – это теснее распространенное предложение , чай подлежащее тут снабжено определением. Либо, скажем: «Смеркается!» – нераспространенное предложение . Впрочем: «Запахло осенью!» – это теснее распространенное предложение , при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее либо сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша – ежевику» – тут предложение «А Маша – ежевику» будет неполным предложение м, но при этом – распространенным. Чай «ежевику» – это дополнение. Не стоит путать представление «нераспространенное предложение » с представлением «примитивное предложение ». Примитивное предложение может содержать в себе не больше одной грамматической основы вне зависимости от наличия побочных членов. Примитивное предложение противоставляется трудному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Хотим вам фуроров на уроках русского языка! Сейчас вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.

Термин «неполное предложение » дюже зачастую путают с представлением «односоставное предложение ». На самом деле между ними существует каждого одно принципиальное отличие. Если его запомнить, задач с определением неполного предложения у вас огромнее никогда не возникнет.


Грамматическая основа односоставного предложения состоит каждого лишь из одного основного члена: подлежащего либо сказуемого. Они грамматически независимы, и 2-й член предложение логически присоединить нереально. Толк такого предложения будет ясен вне любого контекста. Разглядим примеры. «Ночь на дворе» – односоставное назывное предложение . «Тише едешь, дальше будешь» – односоставное обобщенно-личное.«Тут не курят» – односоставное неопределенно-личное. «Светает» – односоставное безличное. Даже если сходственная фраза будет выдернута из текста, оглавление ее будет вам ясно.Неполное предложение вне обстановки будет непостижимо читателю. Один из членов (основных либо побочных) в таком предложении пропущен и восстанавливается только в всеобщем контексте. На письме это зачастую отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя – домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-иному? «Вася пошел в кино, а Петя – домой».Стало видимо, что второе предложение примитивно-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в дальнейшем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя – алый». Тут пропущены сразу два члена, сказуемое и дополнение. Неполные предложения зачастую появляются в живом диалоге. Выдернутые из контекста, они теряют свой толк. Скажем: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», безусловно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а расшифровывается так: «Я люблю клубничное мороженое».Запомнили? Проверяйте предложения по этому тезису, и ошибки с определением полных и неполных предложений огромнее не будут подстерегать вас на уроках.

Видео по теме

Всякое предложение – это общность членов, у всякого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают основными и второстепенными. При этом вторые неизменно к чему-то примыкают, являясь оригинальным уточнением либо изложением других членов. В числе побочных членов предложения специальное место занимают обстоятельства. Испробуем осознать, что такое обстоятельство.

Инструкция

1. Как водится, обстоятельство выражается наречием либо предложно-падежной формой имени. Помимо того, данный побочный член предложения порой представляет собой деепричастие либо инфинитив глагола, а также фразеологическое сочетание наречного типа (нос к носу, час от часу и т.д.) и неделимое словосочетание.

2. Обстоятельство может относиться ко многим частям речи. Впрочем в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медлительно) и существительным (утомился до изнеможения). В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно зачастую описывает не какой-нибудь член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, прислушиваясь, не пришли ли гости.

3. Существуют разные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, тезис действия, условие, уступку. Данный побочный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где? В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Скажем. 1) Он идет стремительно. Он идет КАК? – Стремительно. Стремительно – обстоятельство образа действия. 2) Мы сидим в машине. Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.

4. Изредка обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают обстановку в совокупности. В некоторых систематизациях сходственные обстоятельства именуют обстоятельствами атмосферы либо обстановки. Пример.На светило было горячо. В этом случае к «на светило» трудно задать какой-то определенный вопрос. Где? Как? Ни один из них в полной мере не опишет значение этого члена предложения. Больше точным будет: в какой обстановки?

Видео по теме

Для того что бы осознать, что такое дополнение в русском языке, нужно разобраться в его основных колляциях: значение, роль в предложении и взаимодействие с другими членами, методы выражения.

Инструкция

1. Дополнение – это побочный член предложения, тот, что обозначает объект (лицо либо предмет) и отвечает на вопросы косвенных падежей существительного (“кого?/чего?”, “кому?/чему?”, “кого?/что?”, “кем?/чем?”). Дополнение может обозначать предмет, на тот, что распространяется действие (скажем, читать книгу) либо в пользу которого оно совершается (подарить сестре), орудие либо средство действия (руководить машиной). Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, с предлогами либо без них.

2. Дополнения подразделяются на прямые и косвенные. Прямое дополнение относится к переходному глаголу (чье действие направлено на предмет). Оно выражается существительным либо местоимением в винительном (изредка родительном при отрицании либо когда действие переносится на часть предмета) падеже без предлога, а также именным сочетанием. Скажем: “Мама приготовила завтрак”; “Он не вынес борьбы”; “Гость испил вина”; “Я не узнал его”; “Мы поприветствовали супруга с женой”. Остальные дополнения относятся к косвенным. Они могут быть выражены существительными в косвенных падежах (помимо винительного и родительного в указанных выше случаях) с предлогами и без, местоимениями, числительных, причастиями и субстантивированными прилагательными. Скажем: “Дети читали рассказы о птицах”; “Мне нужно побеседовать с ними”; “Второго не дано”; 2Следует неизменно выбирать лучшее”; 2Никто не мог разобрать написанного”.

3. Дополнение может относиться к глаголу, наречию, существительному либо прилагательному. В соответствии с этим они подразделяются на приглагольные, наречные и приименные. В предложении дополнение зависит от других членов, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями либо прилагательными, распространяя и объясняя их.

Видео по теме

По числу грамматических основ (подлежащее+сказуемое) предложения делятся на примитивные и трудные. Если в предложении только одна грамматическая основа, то оно является простым. Также примитивное предложение владеет рядом других знаков.

Инструкция

1. Примитивные предложения подразделяются на односоставные и двусоставные. В первом случае грамматическая основа состоит только из одного основного члена (подлежащего либо сказуемого). В двусоставных предложениях присутствуют оба основных члена (как подлежащее, так и сказуемое).

2. Толк односоставного простого предложения внятен и без второго основного члена. В зависимости от значения и метода выражения присутствующего основного члена односоставные примитивные предложения подразделяются на определенно-собственные (основный член – сказуемое, выраженное глаголом в 1-м либо 2-м лице), неопределенно-собственные (основной член – сказуемое, выраженное глаголом в 3-м лице), безличные (основный член – сказуемое, выраженное глаголом в безличной форме) и назывные (основной член – подлежащее).

3. По строению и значению примитивные предложения подразделяются на полные и неполные. В полных присутствуют все члены предложения, в итоге чего образуется постоянная цепочка связей между словами. Неполными называют предложения, в которых пропущен член предложения, нужный для полноты строения и значения. При этом вы можете без труда восстановить отсутствующие члены по смыслу из контекста предложения. Примеры таких предложений дозволено часто встретить в диалогах.

4. По наличию либо отсутствию побочных членов (определение, обстоятельство, дополнение либо приложение) примитивное предложение может быть распространенным либо нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что примитивное предложение , включающие однородные подлежащие либо сказуемые и не имеющее в своем составе побочных членов, не является распространенным.

Видео по теме

Обратите внимание!
В простом предложении может быть несколько членов предложения, относящихся к одной синтаксической категории и равноправные между собой. Они именуются однородными и отделятся друг от друга запятой либо сочинительными союзами (и, а, но, впрочем, но и другими).

Совет 6: Что такое обстоятельство, дополнение и определение

В русском языке части речи в составе словосочетания и предложения играют свою определенную синтаксическую роль. Они могут выступать в качестве его основных членов предложения (подлежащего либо сказуемого), а также побочных, а именно: определения, дополнения и обстоятельства.

Место побочных членов в предложении

Главные члены предложения – подлежащее (субъект) и сказуемое (предикат). Они исполняют логико-коммуникативную функцию, определяют синтаксическую организацию высказывания и являются грамматической основой. Предложение может состоять только из основных членов, а то и лишь одного из них. Такое предложение именуется нераспространенным. Для большей информативности и чувствительной наполненности в состав подлежащего и сказуемого вводятся добавочные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и определение.

Определение

Определение объясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего либо иного второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его знак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают предпочтительно имена существительные. «Ветхий инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных падежах, местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные местоимения, имена прилагательные в примитивный сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания. Разновидностью определения является приложение, которое неизменно выражается именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (у доктора-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на тот, что направлено действие, либо данный предмет сам является итогом действия, либо с его подмогой действие совершается, либо по отношению к которому совершается какое-то действие. «Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в косвенном падеже, местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством именуется побочный член предложения с пояснительными функциями, тот, что относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает знак действия, знак знака, указывает на метод совершения действия либо на время, место, цель, причину либо условие его свершения. «А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием либо деепричастным циклом, инфинитивом (обстоятельства цели).

§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения

Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.

Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.

Давайте сравним два текста.

Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.

Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.

На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.

Чем они отличаются?

Предложения первого текста состоят только из главных членов - подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.

§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы

Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.

Рассмотрим пример.

Распространить его можно по-разному:

Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.

§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение

Чтобы определить, какое предложение перед нами - распространённое или нераспространённое,

rнужно найти в нём грамматическую основу

rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.

Казалось бы, подлежащее и сказуемое - это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:

И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:

Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.

§ 4 Краткие итоги урока

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.



gastroguru © 2017