Научно-техническая революция (НТР). Влияние научно-технической революции (положительные и отрицательные последствия)

Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса, представляющий скачок в развитии производительных сил общества, приводящий к коренным сдвигам в системе научных знаний, изменению общей культурной парадигмы. НТР является новым, третьим, этапом в развитии научно-технического прогресса, начавшегося на рубеже XVI-XVII вв. и связанного с формированием общества индустриального типа. Второй этап НТП охватывает период рубежа XVIII-XIX столетий и время первой половины ХХ в.

Его содержание определяется промышленной революцией конца XVIII- XIX вв., интенсивным развитием науки, существенной реструктуризацией социальной, политической, технологической сторонами общества. В целом НТП представляет собой процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления. НТП проявляется в двух основных формах - эволюционной (предполагает поступательное движение развития экономики, технологии, знаний и т. д) и революционной (рассматривается как скачкообразный переход к качественно новым научно-

техническим принципам развития производства. Это и есть научно-техническая революция (термин Дж. Бернала).

Современная, постиндустриальная, фаза НТР имеет две специфические особенности :

- она начиналась с научных фундаментальных открытий и исследований (в период 1950-60х гг. был сделан целый ряд революционных открытий в естественных науках и осуществлено их производственное применение. Это время овладения энергией атома, создания первых ЭВМ и квантовых генераторов, выпуска серии полимерных и других искусственных материалов, выхода человека в космос).

Многоаспектность и комплексность современного витка НТР (НТР сегодня - не только научно-технический переворот, но и существенные социально-культурные и экономические изменения).

Первое состоит в интеграции науки, техники и производства на основе доминирования научных достижений и превращения науки в непосредственную производительную силу.

Второе направление связано с революционными изменениями в организации труда и производства. На смену конвейерного типа организации производства приходит гибкая система организации труда. Она сочетается с гибкими производственными системами, быстро внедряющимися в сферу производства.

Третье - это востребование и формирование нового типа работника, переход к качественно новой концепции и системе подготовки кадров. Суть новой стратегии образования состоит в его непрерывности.. Проявляется данное направление как в создании и широком распространении системы поствузовского образования в виде разных институтов, факультетов и центров повышения квалификации, так и в приоритетности и выгодности инвестиций в данную область деятельности.


В качестве четвертого направления НТР следует выделить изменения в оценке труда. Их суть заключается в переходе к менеджменту качества труда, что не может не сказаться на системе оплаты работы, гибкость и зависимость которой от качества труда становится все более необходимой в связи с переходом к новому, гибкому, научно-информационному производству благ.

В связи с радикальными изменениями в системе организации труда, информатизации производства, внедрением наукоемких технологий выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Возникает и проблема системного управления производством. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

На новую техническую базу переводится и домашнее хозяйство, библиотечное дело, многие отрасли сферы услуг. На новых научных и технологических принципах преобразуются старые, традиционные отрасли - добыча топлива и сырья, металлургия, металлообработка, текстильная и промышленность - и наряду с этим возникают новые гигантские отрасли и даже сферы деятельности, такие, как например, атомная энергетика , ракетно-космическая отрасль, биотехнология , вся многообразная сфера информатики .

Исследования в области НТР и его современного этапа связаны с различными концепциями развития общества и культуры второй половины ХХ - XXI вв. - постиндустриальной, информационной, сверхиндустриальной, технотронной и т. д. Точки зрения ученых по поводу последствий НТР различаются. Их разнообразие можно свести к двум магистральным концептам - сциентизму и антисциентизму.

Сциентизм нашел выражение в теории технологического оптимизма (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Кан, А. Виннер), возникшего в 1960-х гг., сущность которого сводится к видению широких перспектив в развитии общества и цивилизации за счет научно-технологического роста, что приведет к «обществу изобилия».

Антисциентистская позиция сформировалась в 1970-х гг. став следствием мирового экономического и экологического кризиса. Антисциентизм наиболее рельефно представлен теорией экотехнологического пессимизма (Э. Тоффлер, Т. Роззак, Дж. Форестера, М. Медоуза). Выдвинутая в 1972 г. концепция нулевого роста предусматривала полный отказ от развития науки и техники. Невозможность реализации предложенной парадигмы развития привела к появлению концепции органического роста , предусматривающей «подтягивание» развивающихся стран мира к уровню развития промышленно развитых государств.

Вместе с тем данная концепция не предполагала прогрессивное развитие всех стран, мира и резко осуждала идеи техницизма. В 1970-1980-х гг. возникла новая волна технологического оптимизма, основу которой составили работы Г. Кана, касающиеся разработки новой сверхиндустриальной цивилизации. Выдвигается теория неорганического роста, содержание которой сводится к тому, что само по себе ускорение НТП приведет к решению планетарных проблем. Последние десятилетия наполнены концептами, рассматривающими последствия НТР в рамках влияния глобализационных процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №20»

Глобальные последствия НТР

Выполнила ученица 10б класса

Кралько Вероника Анатольевна

Учитель: Тиханкина Светлана Анатольевна

Вологда, 2008 год.

Введение

Глава I. Характеристика научно-технической революции

1.1 Понятие о научно-технической революции

1.2 НТР - единая сложная система

Глава II. Последствия научно-технической революции

1.1 Негативные последствия НТР для общества и окружающей среды

2.2 Позитивные процессы НТР

Заключение

Библиография

Введение

Со времён английского материалиста Френсиса Бэкона человечество сделало огромный скачок в социальном и техническом развитии. И чем больше развивался прогресс, тем больше росла его связь с наукой. В современных условиях экономический и технический потенциал любой страны, ее мощь и обороноспособность, как никогда раньше, связаны с уровнем развития науки и степенью ее применения в производстве. Наивысшим проявлением интеграции науки, техники и научно-технического прогресса является научно-техническая революция, благодаря которой цивилизация достигла современного уровня развития.

Но проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - загрязнение окружающей среды, расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения. Я же, попытаюсь раскрыть все плюсы и минусы научно-технической революции.

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда, когда совершались научно-технические революции (НТР), которые приводили к появлению новых технологий, не имевших аналогов в системе предшествовавшего производства. Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий.

Любое изменение материального производства вызванного научно-экспериментальной и практически технической деятельностью ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия как положительные, так и отрицательные можно только после тщательного анализа. Данная работа и посвящена оценке воздействия научно-технической революции на людей и окружающий мир.

Цель моего реферата заключается в рассмотрении последствий научно-технической революции. На протяжении всей проделанной работы я раскрою все вопросы, касающиеся моей темы.

В первой главе я расскажу о том, что из себя представляет научно-техническая революция и о том, как она коснулась всех сфер человеческой деятельности.

Во второй главе я раскрою вопрос о глобальных последствиях НТР. В первом параграфе будут рассматриваться негативные последствия НТР для общества и окружающей среды, а во втором позитивные процессы.

Глава I

1.1 Понятие о научно-технической революции

Всё развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран с XVII-XIX вв., который ознаменовал переход от ручного к крупному машинному производству. И, тем более, таким стал период современной научно-технической революции, начавшейся в середине XX века.

НТР представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. Возревала она исподволь, чтобы затем дать начало гигантскому превращению материальных и духовных возможностей человека. Теперь мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР. Научно-техническая революция есть процесс протяженный во времени, поэтому говорить, что научно-техническая революция завершилась, нельзя. Есть несколько различных научно-технических революций (в разных областях науки, в разных последствиях, социальных, психологических, экологических и др.) некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить.

Современная научно-техническая революция характеризуется четырьмя главными чертами.

НТР преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор, и Интернет.

Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство.

Ускоряются научно-технические преобразования. Это выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции.

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается каждого из нас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

Важная особенность научно-технической революции заключается в том, что она зародилась еще в годы Второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории, и ускоряют научно-технический прогресс.

Под научно-техническим прогрессом понимают единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Революции наблюдаются во всех областях жизни: в промышленности, в культуре, в искусстве, в общественном развитии (социальные революции). Происходят они также в науке и технике.

Вся история техники свидетельствует о непрерывно совершающихся переворотах в отдельных технических средствах. Вместе с тем, в своем развитии человечество пережило несколько технических революций, которые каждый раз приводили к образованию нового, более высокого уровня производительных сил. Наиболее значимой была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце XVIII начале XIX вв. т. е. переход от ремесла и мануфактуры к машинному промышленному производству.

Революции в отдельных науках перерастали иногда в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII веков, началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX века произошла новая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический материалистический взгляд на окружающий мир). На рубеже XIX и XX веков в результате великих открытий в физике сложилась новая картина мира, и этот прорыв науки в область микромира стал очередной научной революцией.

Революциипроисходят и в отдельных областяхсовременной техники. В процессе общего развития люди постепенно совершенствуют имеющиеся в их распоряжении технические средства для решения возникающих перед ними задач. Но на известном уровне развития того или иного технического средства наступает такое положение, когда дальнейшее уравновешивание уже не дает необходимого эффекта. Только создание нового технического средства, действие которого основано на ином принципе, позволяет решать возникшую задачу. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах, и означает революцию в развитии технических средств. Революциипроисходят не только в отдельных технических средствах, но также во всей совокупнойтехнике, используемой в производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условий производственного процесса.

В прошлом перевороты в естествознании и технике лишь иногда совпадали между собой по времени, стимулируя один другой, но никогда не сливались в единый процесс. Своеобразие развития естествознания и техники наших дней, его особенности состоят в том, что революционные перевороты в науке и технике представляют собой теперь лишь различные стороны одного и того же единичного процесса - НТР. Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее.

В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы. В настоящее время открытие новых законов природы или создание теорий становится необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники. Складывается и новый тип науки, отличающийся своим теоретическим и методологическим фундаментом и своей общественной миссией от классической науки прошлого. Этот прогресс науки сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Все это превращает современную науку в один из самых сложных и непрерывно растущих социальных организмов, в наиболее динамическую, подвижную производительную силу общества.

Итак, научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Ускоряются научно-технические преобразования. Революции в отдельных науках иногда перерастали в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда.

1 . 2 НТР - единая сложная система

Экономисты, философы и социологи считают, что современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство.

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим, она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено более 8 млн. человек, т.е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле - наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоёмким. Однако, различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики.

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда. В последнее время наряду с главной - трудосберегающей - функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать её ресурсосберегающая, природоохранительная и информационные функции. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Однако подобная гигантомания, давая определенные экономические выгоды, далеко не всегда себя оправдывает. Очевидно, что будущее экономики нужно видеть в тесном сотрудничестве крупных, средних и малых предприятий.

Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о «веке текстиля», «веке стали», «веке автомобиля», а теперь - о «веке микроэлектроники». Не случайно ту «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее также называют микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества. Жизнь современного общества уже невозможно представить без производственной, военной, бытовой электроники, а достижения ее просто поражают воображение. Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве - бесплужное земледелие, в сфере коммуникаций - радиорелейная, стекловолоконная связь, телефаксы, электронная почта, сотовая связь и другие. Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Первое направление - электронизация. Благодаря электронизации совершенно изменяется технология многих производительных процессов. Она все глубже проникает в образование, здравоохранение и быт людей, охватывает не только стационарные, но и движущиеся средства. Электронная промышленность во многом определяет весь ход НТР. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, некоторых новых индустриальных странах. Второе направление - комплексная автоматизация. Она началась в 50-х гг. в связи с появлением ЭВМ. Качественно новый этап комплексной автоматизации связан с появлением в 70-х гг. микроЭВМ и микропроцессоров, которые уже «получили прописку» во многих отраслях производственной и непроизводственной сфер. Третье направление - перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Особенно много проблем вызывает развитие атомной энергетики. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Франции, Японии, ФРГ, России, на Украине. Однако в последнее время, опасаясь возможных экологических последствий, многие страны сокращают свои программы сооружения АЭС. Четвертое направление - производство новых материалов. Пятое направление - ускоренное развитие биотехнологии. Это направление возникло в 70-х гг., но уже стало одним из самых перспективных. Главные сферы применения биотехнологии: повышении продуктивности сельскохозяйственного производства, расширения ассортимента продуктов питания, защита окружающей среды биотехническими методами. Шестое направление - космизация. Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли - аэрокосмической промышленности. С ней связано появление многих новых машин, приборов, сплавов. Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

Делая вывод, нужно отметить, что современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Глава II

2.1 Негативные последствия НТР для общества и окружающей среды

Последствия НТРимеют ряд негативных и даже губительных для человека проявлений.

Глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. К сожалению, Россия в этом плане "в числе лидеров". Недавно ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: "Выживаемость русских достигла критической отметки". Полученный коэффициент - 1,4 балл, по существу рассматривается как смертный приговор нации. Согласно тем же исследованиям, 5 баллов не имеет ни одна страна в мире. 4 балла получили: Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Исландия; 3 балла - США, Япония, Германия, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Ниже России - Республика Буркина-Фасо, до 80% населения которой является носителем СПИДа. Эта страна, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан имеют балл 1,1. В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в скором будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближайшее время сменить доминирующие тенденции мирового развития и наше отношение к природе.

Только разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, могут спасти человечество от гибели.

Демографический врыв ещё одна проблема НТР. Пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом этого станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства. Эти тенденции можно заменить и создать условия экологической и экономической стабильности, которая сохранится и в далеком будущем. В результате НТР расходуется большое количество ресурсов. Без существенного уменьшения потоков минеральных и энергетических ресурсов в ближайшие десятилетия произойдет неконтролируемое сокращение следующих душевых показателей: производства продуктов питания, потребления энергии и промышленного производства.

Научно-технический прогресс наибольшее востребование имеет именно в сфере самоуничтожения человечества. Качество и запасы вооружения на Земле дошли до того предела, который уже невозможно оправдать никакими потребностями обороны.

Третий этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией, которая началась в середине нашего века. Этот этап характеризуется превращением науки в непосредственную производительную силу. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике.

Вместе с тем, в последнее время, все громче звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса. Накапливающиеся отрицательные последствия технической и технологической экспансии человека (угроза ядерной и экологической катастрофы, деградация человеческой психики, культуры и т.д.) с очевидностью требуют немедленной коррекции научно-технической политики, как в отдельных странах, так и на мировом уровне. Важное место в этом вопросе отводится естествознанию, которое сейчас многие склонны "винить" во всех грехах современной техногенной цивилизации. Действительно, еще находясь в своей классической стадии развития (XVII - XIX в.в.) естественные науки не только открывали перед техникой все новые и новые возможности по овладению внутренними силами природы, но и в определенном смысле "поощряли" и даже "провоцировали" человека на безудержное "преобразование" природы. И только неклассическое естествознание, сформировавшееся в начале XX века, позволило по-новому взглянуть на сущность и роль техники в человеческой культуре. В соответствии с этим новым подходом особенности взаимоотношений человека и природы определяются, в первую очередь, интенсивностью их энергообмена. В обычных для представителей животного мира условиях эта интенсивность настолько мала, что отдельный организм и природа могут считаться слабо взаимодействующими подсистемами.

Человеческий фактор современных технологий перестает быть внешним и включается в технологическую систему. Более того, поскольку процессы взаимодействия между такими сложными комплексами являются весьма интенсивными и часто нелинейными, то поведение таких комплексов должно подчиняться специфическим закономерностям, находящихся вдали от состояния равновесия. Таким образом, естествознание начинает играть роль не только стимула, но и ограничителя технического прогресса, указывая на опасные тенденции и помогая своевременно и адекватно на них реагировать.

Исходя из выше сказанного, можно сказать что, последствия НТР

2. 2 Позитивные процессы НТР

Несмотря на все отрицательные стороны, НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них.

1)Расширение горизонтов познания.

Человечество во все времена старалось понять, как устроен мир. Оно придумывало богов, создавало различные теории мироустройства, и шаг за шагом приближалось к истинному пониманию мира.

2)Глобальные сети и инфраструктура.

Одним из важнейших факторов для полноценного развития личности, является полный доступ к любой информации и свобода передвижения. Современные системы телекоммуникаций, такие как спутниковые системы телевидения и связи, Интернет и другие, которые в некоторой мере являются независимыми от правительства, позволяют человеку получать объективную информацию и оценивать ее не со слов диктора «Центрального телевидения». Это еще один шаг к свободе человека и раскрепощению человечества.

3)Возможности духовного роста.

Изначально человек претендовал на божественное происхождение. Труды Дарвина поставили этот бесспорный до того постулат под сомнение. Труды Фрейда поставили под вопрос разумность человека. В то же время, познавая окружающее и через окружающее познавая себя, человек имеет возможность возвыситься над миром, сам по себе осознавая, что он Человек с большой буквы, он сам может творить и создавать, не нуждаясь в теории «бога», как его трактует христианская и другие религии.

4)Гуманизация познания.

Узкая специализация приведет, к непониманию друг друга различных групп людей, в тоже время увеличение материального обеспечения и создания свободных экономических резервов позволит выделить больше ресурсов на культуру и гуманитарные науки. Которые и будут играть важную роль для нахождения общего языка между различными группами людей вне работы. Как следствие этого станет более фундаментальным базовое образование, особенно его гуманитарная часть, в частности философия с ее понятиями базовых закономерностей и логика. В результате этого общее направление познания станет более гуманитарным.

5)Независимость от внешних факторов.

Гомеостаз - стремление к равновесию, то есть к существованию вопреки изменениям. Гомеостатическая деятельность человека, в которой он пользуется технологиями как своеобразными органами, сделала его хозяином Земли. Перед лицом климатических катаклизмов, землетрясений и редкой, но реальной угрозы падения гигантских метеоритов человек беспомощен.

Но уже сейчас человечество создает технику оказания помощи жертвам тех или иных стихийных бедствий. Некоторые из бедствий он умеет, хотя и неточно, предвидеть и тем самым частично нейтрализовать их последствия. Одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба, когда ни землетрясение, ни вспышки на солнце не смогут причинить вред всему человечеству в целом и отдельному индивидууму в частности.

НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них. Расширяются горизонты познания человечества, есть возможность получить любую информацию и доступ к свободе слова и передвижения, появляется возможность духовного роста, базовое образование становится более фундаментальным, общее направление познания станет более гуманитарным, одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. НТР охватила все стороны нашей жизни от космоса до косметики, проникла в строение атома и глубины вселенной. Она ранее невиданными темпами пополняет наши знания и преобразует мир. Ускоряются научно-технические преобразования. Революции в отдельных науках иногда перерастали в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда. Научно-техническая революция открывает новые возможности качественных изменений в содержании человеческой жизни и отношениях между людьми. Она позволяет постепенно достигнуть всеобщего развития человеческих сил, способностей и таланта.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

В последствиях научно-технической революции есть плюсы и минусы. Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на развитии самого общества. Подчинение общественного производства целям обеспечения максимальной прибыли любой ценой делает природу объектом самой алчной эксплуатации. Последствия НТРимеют ряд негативных и даже губительных для человека проявлений. Это глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой; демографический взрыв; расход ресурсов; а также войны и военные конфликты.

Но ведь, НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них. Расширяются горизонты познания человечества, есть возможность получить любую информацию и доступ к свободе слова и передвижения, появляется возможность духовного роста, базовое образование становится более фундаментальным, общее направление познания станет гуманитарным, одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба.

Библиография

1. Беседы о научно-технической революции/ Под научной редакцией Гусарова А., Радаева В. - Москва: Издательство «Политическая литература», 1977. - 234с.

2. Выбор научно-технологических приоритетов / Под научной редакцией А. Соколова. - М.: «Человек и труд», 1989. - 349 с.

3. Научно-технический прогресс и границы предвидения / Под научной редакцией Т.И. Ойзермана. - М.: «Наука», 1999. - 563 с.

4. Научно-техническая революция и общество / Под научной редакцией Дряхлова Н. И. - М.: «Мысль», 1973. - 97с.

5. Научно-техническая революция и особенности социального развития в современную эпоху / Под научной редакцией С.И. Никишова. - М.: «МГУ», 1974. - 283 с.

6. Научно-техническая революция и человек / Под научной редакцией В.Г. Афанасьева. - М.: «Наука», 1977. - 387с.

7. Обществознание: Учебное пособие для вузов / Под научной редакцией Машкина Н.А., Рассолова И.М. - М.: «Норма», 2001. - 496с.

8. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / Под научной редакцией Горшкова В.Г., Кондратьева К.Л., Данилова-Данильяна В.И. - СПб.: Издательство «Зелёный мир», 1994. -121с.

9. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Под научной редакцией В. П. Максаковского. - М.: «Просвещение», 2004. - 400с.

Подобные документы

    Предпосылки 17-века. История и понятие техники. Некоторые открытия, свидетельствующие о научно-технической революции (НТР). Новые явления в культуре 19-20 вв. Глобальные проблемы 20-21 века. Характеристика научно-технической революции, значение и понятие.

    реферат , добавлен 22.06.2009

    Принцип научно-технической революции как социокультурной характеристики Запада в новое время. Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки. Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Высокие темпы экономического роста на основе использования достижений научно-технической революции как причина глобальных изменений. Потребность в интеграции социологических и технико-экономических знаний для решения глобальных проблем человечества.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Основные элементы социальной структуры общества. Классификация социальных групп по различным признакам. Человеческая деятельность и ее многообразие. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Направления и последствия научно-технической революции.

    презентация , добавлен 24.09.2013

    Исследование проблем современного российского общества. Определение причин и последствий того неблагоприятного состояния, которое характерно для социальной мобильности в России. Виды, типы и формы социальной мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.

    реферат , добавлен 16.02.2013

    Понятие "социальных обручей". Исследование содержания процессов дезинтеграции - маргинализации, социальной аномии, социальной мобильности, их роль, взаимосвязь и последствия в диалектике социальной структуры общества. Международная и внутренняя миграции.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2014

    Курение в среде молодежи - медицинская и социальная проблема. Формирование вопросов анкеты, проведение социологического исследования этой проблемы в университете, анализ результатов. Последствия курения для здоровья, социально-экономические последствия.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2012

    Взаимозависимость между научно-техническим развитием и развитием общества. Средний класс и его роль в социальной структуре постиндустриального общества. Перманентная перестройка всего общественного организма. Разрыв между богатыми и бедными странами.

    доклад , добавлен 23.04.2016

    Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма, особенности его социологизма. Исследование функций разделения труда и выявление его позитивных последствий. Трактовка нормального и патологического в развитии общества. Теория социальной аномии.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2009

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

Вконтакте

Одноклассники

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х гг. ХХ в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную . Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в кон. XIX — нач. XX ст., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку . Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-хх гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков , деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и роботехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства .

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

  • превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее воплощения в производстве;
  • новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;
  • качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника;
  • возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творческих элементов;
  • преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;
  • созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;
  • повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;
  • ростом уровня общего и специального образования, культуры;
  • увеличением свободного времени;
  • возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;
  • резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Научно-техническая революция создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности : теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль .

Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее все больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средства массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В ходе НТР существенно изменяется содержание труда . Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несет с собой НТР, с небывалой остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере их влияния на общество, человека и природу.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества . Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Этапы современной НТР

Переход к постиндустриальной цивилизации

19.1. Этапы современной НТР

Огромное влияние на развитие народного хозяйства стран мира во второй половине XX в. оказала третья научно-техническая революция (НТР). Ее повивальной бабкой можно считать Вторую мировую войну, в ходе которой воюющими странами были созданы принципиально новые системы оружия и военной техники: атомная бомба, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты и т. д. Эти плоды прикладных НИОКР многочисленных сверхсекретных военных институтов и конструкторских бюро, в силу понятных причин моментально внедрявшиеся в производство, изначально задали направление третьей НТР.

Предпосылки же для НТР были созданы научными открытиями первой половины XX в., в частности: в области ядерной физики и квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, а также оптимально высоким техническим уровнем развития производства, которое было готово воплотить эти достижения. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой третьей НТР.

Достижения НТР

НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.

Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый - с середины 40-х - 60-е гг., второй - с 70-х гг. и по настоящее время. Такое разделение на этапы принято для удобства изучения этого глобального явления, преобразовавшего мир. Границей же между двумя этапами третьей НТР считают создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики. Для более наглядного представления о третьей НТР приведем краткую хронологию ее открытий и изобретений.

Первый этап.

40-е г. - телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;

50-е гг. - водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);

60-е гг. - лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

Второй этап.

70-е годы - микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;

80-е гг. - сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

Одним из важнейших стимулов ускоренного развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство было стремление национальных корпораций в новых, послевоенных условиях международной и внутренней конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства.

Не последнюю роль в развитии НТР сыграли имперские амбиции США и СССР, длительное противостояние двух военных блоков в период "холодной войны". В беспрецедентной по масштабам гонке вооружений была сделана ставка на технологическое превосходство, создание и совершенствование новых видов оружия массового поражения. Вслед за США СССР создает собственное ядерное оружие, не уступающее американскому. Это стратегические, континентальные бомбардировщики, баллистические межконтинентальные и средней дальности ракеты, которые произвели революцию в военном деле, создав условия для запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли (октябрь 1957 г.) и первого пилотируемого Ю.А. Гагариным космического корабля (апрель 1961 г.). Таким образом, НТР уже с первых шагов поставила перед человечеством вопрос о сфере использования ее результатов. Как видим, первоначально это была преимущественно военная сфера.

В отличие от капиталистических стран в СССР с его сверх централизованной, а потому и более затратной, инертной к научно-техническому прогрессу экономикой, НТР в большей степени развивалась под воздействием внешнеполитических факторов: сначала военной конфронтации с Западом, а потом в соответствии с доктриной "мирного соревнования двух систем". Поэтому применение достижений НТР происходило в основном в военной области.

Между тем рыночные отношения в ведущих зарубежных странах по мере развития НТР все более проникали в другие отрасли народного хозяйства, способствуя росту производительности труда, а следовательно, и прибыльности производства. Научно-технический потенциал в этих странах развивался все более с учетом конъюнктуры рынка, а не внешнеполитического фактора. Например, в США в 1955 г. имелось всего 10 ЭВМ, к концу 50-х - около 2 тыс., а в 1970 г. - уже 56 тыс. На их основе создавались высокопроизводительные станки с программным управлением, комплексные автоматизированные системы, промышленные роботы. Не отставали от США и другие передовые капиталистические страны. За 60-е гг. в развитых капиталистических странах в 4,5 раза увеличилось производство пластмасс, в 6,5 раз ^- синтетических волокон и т. д.

Последствия НТР

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре капиталистического общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. - уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы "второе дыхание". Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения. В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.

Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологии и генной инженерии открыли второй этап НТР, этап совершенствования производительных сил или "общества высоких технологий". На основе применения микропроцессоров начался процесс комплексной автоматизации производства, сопровождавшийся многократным сокращением числа станков и механиков, обслуживающего персонала и т. д. Получают развитие такие средства труда, как автоматические линии, автоматизированные участки, цеха, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры. Одновременно процесс автоматизации информации распространился и на другие сферы хозяйства - управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Сама информационная техника становится специальной отраслью промышленности, а наука превращается в мощную индустрию знаний.

Как отмечалось, под воздействием НТР в 50-60-е гг. в отраслевой структуре народного хозяйства произошли изменения. На втором же ее этапе на основе повсеместного перехода к ресурсо -и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран.

Это не могло не вызвать глубоких социальных изменений. Сегодня наибольшее количество занятых (от половины до 2/3 самодеятельного населения) приходится на сферу информации и услуг (третичный тип занятости), а затем уже - промышленности и аграрного сектора. Рабочий класс ныне не составляет большинства населения в развитых странах. Эти изменения свидетельствуют о возрастании интеллектуальных функций труда, повышении общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

Однако следует отметить и негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости - это хроническая безработица. В частности, она является результатом быстрых структурных изменений в экономике вследствие высвобождения большого числа рабочих в старых отраслях. Кроме того, это результат углубляющегося процесса международного разделения труда и, как следствие, массовой миграции рабочей силы, и, наконец, рационализации производства в условиях жесткой конкуренции.

На втором этапе НТР западные страны столкнулись с серьезными экономическими и общественно-политическими кризисами, что послужило причиной начала достаточно глубоких внутренних преобразований. Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило капиталистическим странам в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса, обеспечив большинству населения своих стран материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

19.2. Переход к постиндустриальной цивилизации

Анализ последствий, вызванных третьей НТР, лег в основу теорий "нового индустриального" и постиндустриального обществ, разработанных западными учеными во второй половине XX в. К сожалению, подавляющее большинство советских теоретиков в основном критически относилось к концепциям Р. Арона, Д. Белла, Дж. Гелбрейта, У. Ростоу, Е. Жака, Ж. Фурастье, П. Драккера и многих других западных ученых по вполне объективным и ряду субъективных причин. Несмотря на всеобщий характер НТР, в СССР и странах социалистического содружества она длительное время развивалась в ограниченной, преимущественно военной сфере, что существенно не влияло на совокупность социально-экономических отношений, духовную жизнь общества, как это было в западном мире. Недостаточность или отсутствие необходимого материала в связи с этим в сочетании с крайней идеологизацией, партийной регламентацией исследовательской деятельности (особенно в области общественных наук) сдерживали работу ученых в СССР и социалистических странах в этом направлении. Однако по мере развития НТР в нашей стране, а также с началом процесса кардинальных политических изменений на рубеже 80 - 90-х гг. данные концепции стали находить все большее число сторонников в России.

Создатели концепции "нового индустриального" и постиндустриального обществ исходят из посылки, что научно-техническая революция является ведущим фактором трансформации современного общества. Так, технологический прогресс существенно модифицировал социальные отношения, вызвал массовые потребности и одновременно создал средства их удовлетворения. При этом произошел отказ от развития унифицированных производства и потребления, т.е. активизировался процесс индивидуализации как производства, так и потребления, что прежде всего получило выражение в небывалых сдвигах в структуре рабочей силы, обусловив ее дрейф из сферы производства в сферу услуг и информации. Таким образом, труд стал терять ярко выраженный общественный характер (форму), ибо значительная часть людей получила возможность самовыражения и само совершенствования на основе индивидуального выбора рода занятий. Иными словами - трудовая деятельность в постиндустриальном обществе все менее мотивируется осознанием материальной необходимости (в силу достаточной насыщенности рынка товаров и услуг, развитой системы социального обеспечения и т. д.), модифицируясь в более высокий тип деятельности - творчество.

Именно это снимает, казалось бы, неразрешимое (по Марксу) социальное противоречие между все более приобретающим общественный характер производством и частным присвоением его результатов, а человек из придатка машины все более превращается в творца, о чем свидетельствует интенсивный рост уровня квалификации, профессионализма работников, уровня образования в целом. По этой причине наука в постиндустриальный период стала ведущим фактором развития общества в целом и совершенствования индивида в частности.

Таким образом, уже б рамках постиндустриального общества решаются многие социальные проблемы западной цивилизации на основе обеспечения достойного уровня жизни большинства индивидов в развитых странах. Одновременно постиндустриальная концепция в известной степени обоснованно показывает возможные пути дальнейшего развития цивилизации.

Однако нельзя не учитывать то обстоятельство, что постиндустриальная западноцивилизационная система, несмотря на лидерство в современном мире, не может претендовать, тем не менее, на всеобщность. Ее техногенный характер не совпадает в принципе с основами параллельно развивающихся цивилизаций Востока, с их отрицанием индивидуализма, культом традиционной иерархии власти, коллективизмом и т. д. Помимо этого огромное число народов планеты (в основном не англосаксонских) едва ли сталкивается с проблемами жизни в постиндустриальном мире, зачастую борясь за простое биологическое выживание (большинство народов Азии, Африки, частично Латинской Америки).

На наш взгляд, с учетом этих замечаний, мы можем рассматривать постиндустриальную цивилизацию в качестве нового этапа в развитии западноевропейской цивилизации, включая отдельные. наиболее передовые страны Востока (Японии, новые индустриальные страны), и на этом основании трактовать ее как одну из возможных моделей общественного прогресса.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные достижения современной НТР, покажите ее этапы, назовите страны-лидеры.

2. Какие наиболее существенные результаты имело внедрение достижений третьей НТР в экономику ведущих стран?

3. Раскройте содержание концепции постиндустриального общества.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Последствия НТР

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре капиталистического общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте.

Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса.

Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

На втором этапе НРТ, начавшемся в 70-е гг., рассмотренные процессы приобретают как бы «второе дыхание». Большую роль сыграло то, что к середине 70-х гг. в связи с процессом международной разрядки стали высвобождаться значительные средства, ранее направляемые в военно-промышленные комплексы (ВПК) ведущих стран. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды.

Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения.

В сочетании с реформированием модели государственного регулирования экономики такая переориентация хозяйства позволила на основе развития НТР капиталистическим странам избежать депрессивного состояния и начать переход на более высокую стадию общественного устройства.

Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологии и генной инженерии открыли второй этап НТР, этап совершенствования производительных сил или «общества высоких технологий».

На основе применения микропроцессоров начался процесс комплексной автоматизации производства, сопровождавшийся многократным сокращением числа станков и механиков, обслуживающего персонала и т. д. Получают развитие такие средства труда, как автоматические линии, автоматизированные участки, цеха, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры.

Одновременно процесс автоматизации информации распространился и на другие сферы хозяйства – управление, финансы, конструкторские работы и т. д. Сама информационная техника становится специальной отраслью промышленности, а наука превращается в мощную индустрию знаний.

Как отмечалось, под воздействием НТР в 50-60-е гг. в отраслевой структуре народного хозяйства произошли изменения. На втором же ее этапе на основе повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран.

Это не могло не вызвать глубоких социальных изменений. Сегодня наибольшее количество занятых (от половины до 2/3 самодеятельного населения) приходится на сферу информации и услуг (третичный тип занятости), а затем уже – промышленности и аграрного сектора. Рабочий класс ныне не составляет большинства населения в развитых странах. Эти изменения свидетельствуют о возрастании интеллектуальных функций труда, повышении общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

Однако следует отметить и негативные явления, сопровождающие победное шествие НТР. В сфере занятости это хроническая безработица. В частности, она является результатом быстрых структурных изменений в экономике вследствие высвобождения большого числа рабочих в старых отраслях.

Кроме того, это результат углубляющегося процесса международного разделения труда и, как следствие, массовой миграции рабочей силы, и, наконец, рационализации производства в условиях жесткой конкуренции.

На втором этапе НТР западные страны столкнулись с серьезными экономическими и общественно-политическими кризисами, что послужило причиной начала достаточно глубоких внутренних преобразований.

Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило капиталистическим странам в полной мере воспользоваться достижением научно-технического прогресса, обеспечив большинству населения своих стран материальный достаток и высокий уровень демократических свобод.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.



gastroguru © 2017