Дистанционная школа для детей инвалидов. Что такое школа для детей с ограниченными возможностями

Для и тех ребят, чьи возможности ограничены по здоровью, получить качественное образование и стать полноправным членом общества не так-то просто.

В последнее время в нашей стране реализуется все больше программ, помогающих таким детям и их родителям.

Одна из них – это дистанционная школа «Учимся вместе» в Новосибирской области, которая уже несколько лет способствует лучшей адаптации особых деток в обществе.

Описание проекта

В 2009 году правительство области объявило о начале действия проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках национальной программы «Образование».

Постановлением губернатора области от 23 декабря 2009 года уполномоченным и ответственным за его исполнение органом был назначен Департамент образования Новосибирской области. Были определены учреждения, которые смогли обеспечить организацию удаленного обучения, и создан Региональный ресурсный центр дистанционного обучения на базе Областного центра образования.

В 2011 году в регионе была разработана и принята целевая программа Министерства образования и науки «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области». А по Постановлению Правительства этого региона № 296 от 08 июля 2013 года «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий» учащиеся, имеющие ОВЗ, и дети-инвалиды, которые занимаются на дому, теперь смогут учиться дистанционно. Такая возможность есть у ребят, живущих в 9 городах (Новосибирске, Бердске, Татарске, Черепанове, Куйбышеве, Искитиме, Каргате, Тогучине и Карасуке) и 28 районах области.

Для осуществления деятельности необходима была реализация технических условий , без которых невозможно было бы обучение.

Для этого проводятся такие мероприятия :

  • Всех учащихся обеспечивают необходимой техникой: компьютерами, оргтехникой, цифровыми устройствами, специальными программами. Вся техника должна быть приспособлена к работе несовершеннолетними, имеющими ограничения по здоровью.
  • Оборудование подключается к Интернету с помощью оптоволоконных каналов доступа.
  • Все техническое обслуживание и оплата трафика производится из бюджетных средств.

В результате получение образования ребенком осуществляется в комплексе, включающем в себя очную форму и удаленное надомное обучение.

Цели и задачи программы

Разработчики проекта школы «Учимся вместе» стараются исполнить основную цель : обеспечение реализации права любого ребенка, независимо от его ограничений по здоровью, на получение качественного доступного образования, гарантированного всем гражданам нашей страны Конституцией.

Для этого ее коллективу вместе с областным Министерством образования и науки и Региональным ресурсным центром нужно было решить такие задачи :

Обучаться может любой ребенок, живущий в Новосибирской области, которому из-за серьезных проблем со здоровьем трудно или невозможно учиться в обычной школе, и по решению комиссии он вынужден заниматься на дому. Кроме того, у детей важно присутствие сохраненного интеллекта и не должно быть противопоказаний по здоровью для работы с цифровым оборудованием и компьютерами.

Порядок записи и необходимые документы

Для того, чтобы ребенок мог участвовать в проекте и заниматься дистанционно, родители (или законные представители) должны заполнить бланк заявления и отправить его по электронной почте в Ресурсный центр дистанционного образования по месту жительства. Можно принести его туда лично.

Вместе с заявлением нужно будет собрать и предоставить такие документы :

После того как ребенок зачислен в школу, дома устанавливается необходимое оборудование, его подключают к Сети и обеспечивают доступ к дистанционным программам. Вся техника подбирается индивидуально, учитывается состояние здоровья ребенка, его ограничения и, наоборот, возможности. Специалисты центра настраивают оборудование и обучают пользоваться им учащегося и родителей.

Организация учебного процесса

Обучение построено на взаимодействии двух форм.

По очной форме ребенок в соответствии с возрастом и состоянием здоровья может обучаться в школе, к которой приписан, от 8 до 12 часов в неделю для того, чтобы освоить необходимый минимум, предписанный государственным стандартом общего образования.

Дистанционно учащийся осваивает дополнительные образовательные программы по своему предпочтению от 9 до 13 часов в неделю в зависимости от возраста.

Специалисты Ресурсного центра дистанционного образования вместе с методистами школы, к которой прикреплен ребенок по месту жительства, разрабатывают индивидуальный план . При его составлении обязательно учитывается состояние здоровья учащегося и пожелания его родителей. Планы на каждого ученика составляют отдельно по дистанционной и по очной формам. Все курсы выложены на сайте школы «Учимся вместе», у учащихся есть доступ к ним. Каждый новый этап обучения обязательно согласовывается с родителями.

С учениками работают педагоги высокой квалификации со всей России, имеющие большой опыт преподавания, в том числе и особым детям, все они прошли строгий отбор. Каждому педагогу выделяется отдельное оборудование.

Уроки проходят индивидуально. Для занятий используют программу «Скайп». В процессе обучения преподаватель обязательно комментирует работу учащегося, проводит коррекционно-консультативную работу.

Учителя имеют возможность взаимодействовать друг с другом, постоянно повышать свою квалификацию, благодаря организованным курсам, позволяющим делать это без отрыва от работы, могут внедрять инновации, делиться опытом друг с другом.

Родители знакомятся с преподавателями, в процессе обучения ребенка могут проконсультироваться у них по любым вопросам.

Специалисты школы проводят и коррекционно-развивающую работу с детьми. Это специальные курсы логопедической и психологической направленности. Этому же и развитию новых навыков, раскрытию способностей способствуют и проводимые в рамках внешкольной программы конкурсы, проекты, фестивали.

После 9 класса учащиеся сдают основной государственный экзамен , так же как и все школьники страны. По окончании 11 класса – Единый госэкзамен . Выпускники получают документ об успешном окончании курса обучения. Многие из них продолжают свое образование в областных вузах, которые имеют дистанционную форму преподавания.

Социальная адаптация

Помимо неоспоримых преимуществ в сфере получения общего среднего образования, школа «Учимся вместе» помогает детям-инвалидам и ребятам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество .

Многие учащиеся дистанционной школы участвуют в общероссийских и областных олимпиадах, проводимых онлайн, конкурсах, фестивалях. Вместе с педагогами они ведут научно-исследовательские проекты. Кроме того, учеба способствует развитию их навыков работы с оргтехникой, ориентации в виртуальном пространстве. Дети заводят друзей, учатся общаться со сверстниками. Для многих участие в проекте стало возможностью реализовать свои творческие способности.

Помимо этого, со старшеклассниками проводится работа, позволяющая им определиться с будущей профессией и получить нужные навыки. Для девятиклассников это курс «Мое профессиональное самоопределение и рынок труда в Новосибирской области», а для старших – «Технология профессиональной карьеры».

Большим плюсом школы можно считать и то, что возможность получить качественное образование имеют не только городские дети, но и живущие в отдаленных районах и селах. Сегодня заниматься дистанционно в школе «Учимся вместе» имеют возможность дети-инвалиды, живущие во всех районах Новосибирской области.

О правилах организации такого вида обучения смотрите в следующем видеосюжете:

Дистанционное обучение детей-инвалидов

в МБОУ СОШ №1 г. Климовск Московской области

(из опыта работы Лоскутовой В.В. – учителя начальных классов)

Дети-инвалиды – особая категория учащихся и имеют право на особую заботу и обучение. С 2012 г. наша школа вступила в проект Дистанционного обучения детей-инвалидов. Учителя и дети обеспечены комплектами компьютерной техникой, цифровым учебным оборудованием.

Школа стремится дать образование на таком уровне, чтобы ребенок-инвалид пришел к итоговым контролям знаний в форме ГИА и ЕГЭ на равных условиях со всеми другими детьми. Что является основной целью нашей образовательной деятельности. Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.

Дистанционное обучение позволяет: получить образование в соответствии с ФГОС, о бучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов, развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности.

Я обучаю детей с разными диагнозами. Урок – основная единица образовательного процесса. Преподаватель дистанционного урока должен ориентироваться на определенный алгоритм его построения, насыщенного электронным контентом. Поскольку важное значение имеет контент, которым заполняются этапы дистанционного урока, то преподаватели проводят постоянный мониторинг образовательных сайтов. Рекомендуем к использованию в педагогической деятельности следующие сайты, богатые ценными разработками, интересными находками, различными материалами к уроку:

1. http://vacad.ru - Здесь, зарегистрировавшись, можно получать различную информацию о системе ДО, перенимать опыт и обмениваться мнениями с коллегами, уже давно работающими в этой сфере.

2. InternetUrok.ru – Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы.

4. http://www.rusedu.ru/ - Архив учебных программ и презентаций (тесты, уроки, рефераты и т.д.) (сайт можно использовать для самостоятельного просмотра учеником по заданной теме).

5. http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

8. http://аудиохрестоматия.рф - Масштабный всероссийский образовательный медиапроект. Это аудиокурс, упорядоченный в соответствии с утверждённой Министерством образования и науки РФ школьной программой по литературе. Среди аудиозаписей – отрывки из прозаических произведений и циклов стихов, принадлежащих как русской, так и зарубежной литературной традиции, в классических переводах.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов по электронной почте. При этом можно передавать не только текстовую информацию, но и видеоматериалы, контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Создавая уровневые домашние задания с различными способами коррекции на каждом занятии. Составление учащимися кроссвордов, написание ими рефератов, сказок, стихов, представление информации средствами мультимедиа-технологий, презентаций, Flash-анимации, отработка навыков с помощью программ-тренажеров, интерактивное исследование учебного материала на образовательных сайтах сети Интернет, посещение электронных библиотек, словарей, проведение виртуальных экскурсий.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи - десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении:

  • во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
  • в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • в-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
  • в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:

1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.

Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

2.Тренажёры. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно работают с тренажером. Допустив ошибку, учащиеся имеют возможность вернуться к заданию и ответить правильно.

3.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.

В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации почти по всем предметам.

4.Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. Использование тестов дает возможность вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания, достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

И как видно, с применением ЦОРов на уроках дистанционного обучения, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Ребенок заинтересован, приобщен к творческому поиску; активизирована его мыслительная деятельность. Процесс становится нескучным, разнообразным, творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.

Творчески организованный урок с использованием дистанционных технологий способствует формированию в учащихся склонности к самостоятельному поиску информации, дальнейшему развитию своих способностей. В свою очередь для педагога открываются возможности обогащения внеурочной деятельности и поддержки талантливого ученика. Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера. Самые простые технологии интерактивности, доступные в начальной школе - это создание своих собственных презентаций, и посложнее - проектов. Проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления, наблюдательность, внимание, воображение, цветовые ощущения, повышается успеваемость учащихся. Метод проектов, используемый на занятиях, формирует положительное и ответственное отношение к учению, вызывает устойчивый интерес к учебной деятельности.

Кроме школы творческие способности у детей развивают родители. Федор Монаенков посещает музыкальную школу. Агафонов Даниил занимается рукоделием.

Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя, способ успешно адаптироваться в жизни.


1. Надомное обучение в обычной массовой школе.

Бывает, что ребятишки, страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями, не в состоянии посещать школу, но при этом их интеллектуальные способности сохранены. Проходить обучение такие ребятишки могут на дому.

Список заболеваний, дающих право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологические заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об определении формы обучения.

При обучении на дому детям-инвалидам обязаны

Бесплатно предоставить на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

Обеспечить обучение специалистами из числа педагогических работников школы;

Осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию;

Выдать прошедшему итоговую аттестацию документ государственного образца о получении соответствующего образования.

2. Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты.

Существует и эффективно функционирует система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя школы и школы-интерната семи видов:

I - II вид - школа для глухих и слабослышащих детей;

III - IV вид - школа для слепых и слабовидящих детей;

V вид - школа для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид - школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VIII вида - школа для детей с нарушениями интеллектуального развития.

По окончании школы I - VIII вида ребенку выдается свидетельство об окончании школы государственного образца. Выпускники специальных (коррекционных) школ по собственному желанию уже три года успешно проходят итоговую государственную аттестацию за курс полной средней школы (11-й класс) в форме ЕГЭ. В этом году впервые проходят итоговую государственную аттестацию за курс основной школы (9-й класс) в форме ГИА.

3. Родители (законные представители) детей-инвалидов могут осуществлять их воспитание и обучение самостоятельно. В этом случае родителям выплачивается компенсация.

Размер компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

293 руб. - на ребенка-инвалида дошкольного возраста;

595 руб. - на ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста;

567 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе начального образования;

916 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе основного общего образования;

1029 руб. - на обучающегося по основной общеобразовательной программе среднего (полного) образования.

Чтобы получить компенсацию, нужно предоставить соответствующее заявление в комитеты по образованию администраций районов города.

Для получения компенсации нужно предоставить документы

Заявление;

Копию паспорта;

Копию свидетельства о рождении ребенка;

Копию акта органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом (в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей);

Копию справки (свидетельства) медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенку-инвалиду;

Договор родителей (законных представителей) с образовательным учреждением об осуществлении воспитания и обучения на дому самостоятельно;

Копию медицинской справки об организации обучения на дому;

Приказ образовательного учреждения об осуществлении воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому самостоятельно;

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное ребенку с ограниченными возможностями здоровья;

Справку о составе семьи, подтверждающую совместное проживание ребенка-инвалида с заявителем;

Номер лицевого счета (копию сберегательной книжки или пластиковой карты банка).

Решение о предоставлении компенсации или об отказе в ее предоставлении должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления. Компенсация затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов выплачивается одному из родителей (законных представителей). В случае принятия решения об отказе в предоставлении компенсации муниципальные органы обязаны письменно известить вас об этом с указанием причин отказа. Вы вправе обжаловать это решение в суде.

Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем. Учеба для инвалидов организуется учреждениями власти, обеспечивается законодательными актами (), предполагает варианты реализации такого права. Обучение инвалидов предусмотрено как по общеобразовательной программе, так и при получении гражданами с инвалидностью высшего профессионального образования.

Право на образование

Независимо от того, определен ли факт наличия инвалидности, статуса ветерана или иного звания, отличающего человека, субъект наделен возможностью получать профессиональное образование, а также обязан проходить дошкольные и школьные программы обучения. Установление у лица каких-либо отклонений не может стать причиной упразднения такого права.

Инвалид, согласно , - человек с заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и самостоятельного удовлетворения потребностей. Поэтому такие лица требуют специального подхода, обеспечения для них отдельных условий при реализации предусмотренных законом прав, в частности на получение образования.

В первую очередь, право на дистанционное обучение для инвалидов, образование в школе или на дому, при других условиях закрепляется в международном акте «Конвенция по правам инвалидов», которым должны соответствовать нормы федерального законодательства. Указанный пакт предполагает следующие положения относительно получения инвалидами образования:

  • недопустимо исключать инвалида по причине отклонений из системы образования;
  • обеспечение доступа к бесплатному общему образованию, а также среднему и высшему по месту проживания;
  • организация условий, которые делали бы комфортным обучение согласно индивидуальным потребностям инвалида;
  • поддержка инвалидной группы лиц на всех этапах получения образования;
  • организация обстановки, которая помогала бы инвалиду при получении знаний (домашние условия, специальные учреждения, дистанционный характер обучения, заочный режим и так далее).

Общие принципы реализации рассматриваемого института распространяются на каждого человека, получившего групповую инвалидную принадлежность, невзирая на то, взрослые ли это нетрудоспособные граждане или дети-инвалиды.

Опираясь на международные принципы, (статья 19) формирует направления при обеспечении учебы инвалидам:

  • обеспечение условий для использования инвалидами прав наравне с другими гражданами в части получения образования;
  • способствование развитию личности, адаптации, реабилитации, в особенности при обучении детей-инвалидов;
  • интеграция лиц с отклонениями в общество, развитие социальных, коммуникативных возможностей.

Наличие ограничений для указанной категории населения в период прохождения обучения считается прямым нарушением конституционных прав, что недопустимо и дает возможность инвалидам обращаться в уполномоченные органы для защиты собственных интересов.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают . Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Формы реализации права

Учебные планы для инвалидной категории граждан разрабатываются отдельно уполномоченными органами с учетом специфики состояния таких лиц, особенностей каждой группы и детской личности. При этом для использования конкретной формы следует установить ряд условий.

По общим правилам, ребенок-инвалид может учиться в обычных школах, не входить в специализированный класс, что в большей степени способствует социализации, поступать в вуз и готовиться к экзаменам, как и другие дети. Однако устанавливаются особые случаи, когда требуется применение специальных форм организации обучения таких граждан. К ним относят домашнее обучение, дистанционное, посещение специальных учреждений и программу семейного образования.

Первый вариант - позволить ребенку учиться дома. Здесь важно установление одного из видов заболеваний, предусмотренных . Согласно указанному акту, обучение детей-инвалидов на дому возможно при следующих болезнях:

  • новообразование злокачественного характера;
  • заболевание крови, эндокринной системы, иммунных механизмов;
  • расстройства психики;
  • заболевание глаз;
  • болезнь кровеносной, нервной системы, органов дыхания и пищеварения;
  • заболевание кожи, соединительных, костно-мышечных тканей;
  • нарушение мочеполового механизма;
  • последствия тяжелых травм.

Такой вариант не просто упраздняет необходимость посещать школу, но и предполагает дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.

Второй вариант - удаленное или дистанционное обучение детей-инвалидов. Такой методический подход помогает колясочникам, травмированным, иным не передвигающимся лицам получать общее и высшее образование. Причем форма обучения в вузе может быть как очной, так и заочной.

Третий вариант - специализированные учреждения. Такие организации формируют коррекционные, компьютерные, иные специальные классы, направленные на индивидуализацию проблем обучающихся и приспособленные исключительно для детей с отклонениями. Также предполагается подготовка тех, кто получил тяжкие заболевания, ограничен в возможностях и не способен обучаться совместно со здоровыми людьми.

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

  • Зрения;
  • Слуха;
  • Речи;
  • Двигательной активности.

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

  • Семейная;
  • Надомная.

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.



gastroguru © 2017