Высказывания ганеши. Посвящение в Луч взаимной любви

О, сияющий светом миллионов солнц, бог Ганеша!
У тебя огромное тело и изогнутый хобот слона.
Пожалуйста, всегда устраняй препятствия
во всех моих праведных делах!

Пураны

Г анеша (санскр. गणेश) - бог мудрости и благополучия, также именуемый Ганапати. Является сыном бога Шивы и супруги его Парвати.

Иллюзорный материальный мир форм, ограниченных во времени и пространстве, находится под покровительством Ганеши. Существует одна интересная легенда, повествующая о том, как Ганеша стал покровителем ган (сонмы полубогов) и получил такое имя, иначе - Ганапати. Изначально его именовали Ламбодар (т. е. с большим животом). Он одержал победу благодаря своей мудрости в состязании со своим братом Карттикейей за право быть защитником и хранителем всех ган. Перед ними была поставлена задача как можно быстрее обойти всю Вселенную, и тот, кто сделает это первым, победит. Ганеша обошёл вокруг своих родителей, олицетворяющих Вселенское мироздание (Шива и Шакти), пояснив, что этот мир форм и есть проявление высших энергий Божественных Отца и Матери, которые являются источником всего сущего во Вселенной. А Карттикейя тем временем спешил преодолеть беЗконечные расстояния космического пространства, являющие собой относительный иллюзорный мир проявленного бытия. Нет смысла искать истину далеко вовне, когда она всегда рядом. Этот урок преподносит и нам Ганеша, - нам, духовным искателям, вставшим на Путь духовного самосовершенствования. Ни к чему искать истину вовне, она хранится в душе каждого из нас, являющихся проявлениями в материальном мире божественной сути. Так, найти ответы на все свои вопросы мы можем, лишь обратив взор внутрь, в глубины своего сознания, именно там кроется сокровищница духовного знания.

Считается, что Ганеша управляет , так как имеет власть над привязанностями и желаниями материального мира.

В пуранах можно найти различные версии его рождения, и все они отличаются в зависимости от времени повествования, согласно различиям кальп, например, «Вараха-пурана» описывает его появление на свет, благодаря Шиве, «Шива-пурана» - от Парвати. Согласно «Шива-пуране», у Генеши было две супруги: Сиддхи - совершенство, и Буддхи - разум, а также двое сыновей: Кшема, или Субха, - процветание, и Лабха - прибыль.

Согласно «Сканда-пуране», Ганеше следует возносить почести в четвёртый лунный день месяца Бхадрапада (23 августа - 22 сентября), считается, что в этот день сам Вишну проявляется в Ганеше и принимает дары и поклонения.

О, Ганеша, ты рождён в первую прахару на четвёртый день тёмной половины месяца Бхадра в благоприятный час восхода луны. Поскольку твоя форма появилась из благословенного ума Парвати, твоя превосходная врата будет совершаться в этот день или же начиная с него. Это будет благоприятствовать обретению всех совершенств (сиддхи)

«Шива-пурана», гл. XVIII, 35–37

Ганеша - бог знания и мудрости

Шри Ганеша - акаша-абхимани-дэвата - бог, контролирующий произведённый влиянием гуны тамаса вторичный эфир (бхута-акаша), объединяющий в себе пять первичных элементов творения, являющийся порождением ложного эго, коим управляет отец Ганеши бог Шива. Вторичный эфир связан со слухом, воспринимающим звуковые вибрации, распространяющиеся в эфире.

При этом мы знаем, что Веды изначально передавались потомкам посредством устной передачи знаний. Таким образом, Ганеша также является покровителем знаний (буддхи). Во многих легендах ему приписывается проявление ума и интеллектуальных способностей. Одно из его имён Буддиприя - ‘любящий знания’ («прия» - ‘любящий’, «буддхи» - ‘знания’). С благословения Ганеши даётся возможность постичь духовные истины.

Согласно одной легенде, Ганеша записал текст Махабхараты под диктовку Вьясы, считается, что каждый стих имеет помимо прямого смысла десять скрытых. Так, знания были даны тем, кому труднодостижимо постичь истинную суть Вед.

Аватары Ганеши

Согласно «Мудгала-пуране» Ганеша воплощался восемь раз в различные эпохи и имел следующие имена:

Вакратунда , что означает ‘с закрученным хоботом’. Его ваханой является лев. Воплотился с целью победить асура Матсарьясуру, являющегося олицетворением ревности и зависти.

Экаданта - ‘с одним клыком’. Вахана - крыса. Явился в мир, дабы одолеть Мадасуру - проявление надменности и тщеславия.

Манодара - ‘с большим животом’. Также ему сопутствует крыса. Победа над Мохасурой, проявлением обмана и заблуждения, - основная цель этого воплощения Ганеши.

Гаджанана - ‘слоноликий’. Ваханой его и здесь была крыса. Лобхасуру, олицетворяющего жадность, явился одолеть Ганеша.

Ламбодара - ‘с висящим животом’. Ваханой его также была крыса. Победить гневного Кродхасуру, пришёл Ганеша в этом воплощении.

Виката - ‘необычный’. В этом проявлении Ганешу в качестве ваханы сопровождал павлин. Камасуру (страсть) явился одолеть Ганеша.

Вигхнараджа - ‘властелин препятствий’. Змей Шеша был его ваханой на этот раз. Асура Мамасуру, проявляющегося как зависимость от материальных вещей, победить явился в этот мир Ганеша.

Дхумраварна - ‘серого цвета’. Вахана - лошадь. Горделивого Абхиманасуру воплотился одолеть Ганеша.

Однако «Ганеша-пурана» повествует о четырёх воплощениях бога Ганеши в различные эпохи: Махатката-Винаяка (в Крита-югу), Маюрешвара (в Трета-югу), Гаджнана (в Двапара-югу) и Дхумракету (в Кали-югу).

Изображение бога Ганеши

Обычно он изображается как человек со слоноподобным ликом, с одним бивнем, как правило, с четырьмя руками. Ваханой Ганеши является крыса, что олицетворяет наши чувства и эго-интересы, которые подчинил себе Ганеша.

Почему бога мудрости изображают именно так - со слоноподобным ликом? «Брихаддхарма-пурана» повествует, что головы Ганеша лишился, когда бог Шани (Сатурн) на его дне рождения отказался взглянуть на ребёнка, будучи скованным проклятьем, наложенным на него супругой, вследствие чего всё, на что обращал свой взор Шани, обращалось в прах. Однако, по настоянию Парвати, он всё же посмотрел на Ганешу и своим взглядом испепелил ему голову, после чего отец Ганеши Шива, по совету Брахмы, велел найти для сына голову, это должна была быть голова первого попавшегося на пути существа, спящего головой на север, коим оказался слон Айравата (вахана бога Индры).

Бивень Ганеша сломал в битве с великаном Гаджамукхой, и обладающий невероятной силой бивень, коснувшись великана, обратил его в крысу, ставшей в результате ваханой Ганеши. Но ещё существует другая легенда: Ганеша использовал свой бивень, чтобы применить его как перо для записи под диктовку Вьясы «Махабхараты».

Ганеша, как правило, изображается четырёхруким богом, держащим предметы-символы: топор (отсекающий привязанности к объектам материального мира, он же выступает символом власти), аркан, или крюк (необходимость уметь обуздывать свои эгоистичные желания), трезубец (олицетворяющий власть), лотос (символ духовного просветления), сломанный бивень в правой нижней руке, но иногда она сложена в защитную абхайя-мудру. Количество рук на его изображениях варьируется от двух до шестнадцати. Зачастую Ганеша изображается танцующим: многие статуи и изваяния бога благополучия и мудрости предстают пред нашим взором именно в таком виде.

Причина, по которой Ганеша имеет голову слона, в пуранических текстах различается. Некоторые тексты описывают его как рождённого уже с головой слона, в других рассказывается о том, как он приобрёл такую голову, до этого обладая головой человека.

Согласно «Шива-пуране» Ганешу как привратника для своего дворца создала божественная мать Парвати (олицетворение Пракрити). Парвати для своей защиты во время омовения решила создать стража, который ни на мгновение не отлучится от её покоев и не впустит к ней никого, кем бы он ни был, без её ведома. Создала его Парвати из своего пота. Он сиял мощью и доблестью, прекрасный величественный Ганеша. Когда Ганеша не позволил Шиве приблизиться к Парвати, Шива приказал ганам прогнать его, но им это не удалось. Доблестный Ганеша сражался с необычайной силой. Все боги и сам Вишну выступили в той грандиозной битве.

Видя Ганешу, Вишну сказал: "Он благословен, великий герой, великий силач, доблестный и любитель битв. Я видел многих богов, данавов, дайтьев, якшей, гандхарвов и ракшасов. Но никто из них в трёх мирах не сравнится с Ганешей в сиянии, форме, славе, доблести и других качествах"

«Шива-пурана», гл. XVI, 25–27

Когда было уже очевидно, что Ганеша одолеет всех, тогда Шива сам отрубил ему голову. Парвати была преисполнена ярым желанием создать потоп и уничтожить всех, кто выступил в битве против её сына. Тогда боги обратились к Великой Матери с просьбой остановить то стремительное разрушение, которое она учинила посредством многочисленного проявления сил шакти. Но единственное, что они могли сделать, чтобы спасти мир от разрушения, это вернуть жизнь Ганеше.

Богиня сказала: "Если Мой сын вновь обретёт жизнь, то остановится всякое разрушение. Если вы даруете ему почётное положение среди вас и сделаете его предводителем, то вновь воцарится мир во Вселенной. Иначе же не бывать вам счастливыми! "

«Шива-пурана», гл. XVII, 42–43

Дабы исправить положение, Шива отправил богов к северу, и голову первого встретившегося им на пути следовало отрубить и приложить к телу Ганеши. Так Ганеша обрёл голову слона - первого существа, которое попалось им на пути, согласно тексту «Шива-пураны».

Сломанный бивень, согласно «Мудгала-пуране», он получил во втором воплощении, и имя ему было дано Экаданта.

Змея также присутствует на некоторых изображениях. Является символом трансформации энергии. Согласно «Ганеша-пуране», во время пахтания млечного океана боги и асуры обернули змею вокруг шеи Ганеши. Также в этой пуране предписано изображать на лбу Ганеши знак тилаки или полумесяц, в данном случае он именуется как Бхалачандра.

Ваханой Ганеши является крыса. Согласно «Мудгала-пуране» в четырёх воплощениях он использует ездовое животное землеройку, в других воплощениях - льва (Вакратунда), павлина (Виката), Шешу - змия (Вигхнараджа), лошадь (Дхумраварну). Согласно «Ганеша-пуране» ваханами его были: павлин у аватары Маюрешвары, лев у Махатката-Винаяки, конь у Дхумракету и крыса у Гаджананы. Однако именно крыса стала основной ваханой Ганеши. Мышь символизирует тамо-гуну, представляющую собой желания, которые стремятся обуздать вставшие на Путь духовного самосовершенствования, избавляясь от эгоистичных проявлений ума. Так, Ганеша, управляющий крысой, олицетворяет силу преодоления препятствий на Пути. Его имена Вигнешвара, Вигнаратха, Вигнараджа и означают «разрушитель препятствий», хотя он также считается проявлением той силы, что преподносит уроки в виде чинимых преград, которые призваны послужить ступенью для духовного роста успешно преодолевающим их.

Слон символизирует силу и мощь трудноуправляемого животного. Анкус и верёвка, как средства подчинения слона, символизируют взятие под контроль чувств, обуздание грубоматериальных аспектов личности, уничтожение препятствий на духовном Пути, создаваемых эгоистически устремлённым умом. Рядом с Ганешей, как правило, стоит чаша со сладостями - модаками. Доставляющие усладу, вкусные десерты, которые встречаются на изображениях бога Ганеши, как правило, символизируют столь притягательное для духовного искателя состояние просветления. Кстати, если делать подношение богу Ганеше, то лучше самим приготовить сладкие шарики модак и поднести ему в дар (в количестве 21 шт., так как это считается любимым числом Ганеши).

32 формы Ганеши

Существует 32 вариации изображений Ганеши, согласно описанию в трактате, датируемом XIX веком, «Шри-таттва-нидхи». В разных формах Ганеша изображается с представленными в каждой из них в различных вариациях атрибутами, которые он держит в своих руках, в количестве от двух до шестнадцати, или в хоботке. Арибуты-символы следующие: сахарный тростник, джекфрут, банан, манго, стебель зелёного падди, розовое и древесное яблоки, кокос, гранат, ветка древа желаний кальпаврикши, являющееся воплощением изобилия, сладкий модак, небольшой горшочек с молочным или рисовым пудингом, кунжут (сезам) - олицетворение беЗсмертия), горшочек мёда, сладкий ладду - восхитительный десерт, сломанный бивень, цветочная гирлянда, букет цветов, свиток из пальмового листа, посох, горшок с водой, Вина (музыкальный инструмент), голубой Лотос, чётки, маленькая чаша с драгоценностями (символ процветания), зелёный попугай, флаг, анкус, аркан лук, стрела, диск, щит, копьё, меч, топор, трезубец, булава и многое другое, что позволяет ему побороть невежество и зло в этом мире.

Иногда его ладони сложены в защитную абхайя-мудру или жест благословения - варада-мудру. В некоторых формах имеет несколько голов, может быть двуликим или трёхликим. Ему сопутствуют его вахана крыса или лев, также на некоторых изображениях на его коленях восседает Шакти в зелёном одеянии или спутницы Буддхи (мудрость) и Сиддхи (сверхъестественные силы). Иногда изображается с третьим глазом и полумесяцем на лбу. Кожа его может быть золотистого цвета, красного, белого, лунного, голубого и сине-зелёного цветов.

1. Бала Ганапати (ребёнок);

2. Таруна Ганапати (юный);

3. Бхакти Ганапати (преданный Ганеша, приятный взору созерцающим его);

4. Вира Ганапати (воинственный);

5. Шакти Ганапати (могущественный, обладающий творческой созидающей силой);

6. Двиджа Ганапати (дваждырождённый - некогда обезглавленный отцом богом Шивой и вновь возрождённый с головой слона);

7. Сиддхи Ганапати (совершенный);

8. Учхишта Ганапати (бог благословенных подношений, страж культуры);

9. Вигхна Ганапати (повелитель препятствий);

10. Кшипра Ганапати (мгновенно действующий);

11. Херамба Ганапати (защитник слабых и беЗпомощных);

12. Лакшми Ганапати (приносящий удачу сияющий);

13. Маха Ганапати (великий, дарующий интеллектуальные силы, процветание и защиту от зла);

14. Виджайя Ганапати (приносящий победу);

15. Нритья Ганапати (танцующий под древом желаний кальпаврикшей);

16. Урдхва Ганапати (властелин);

17. Экакшара Ганапати (повелитель слога Gam, который является частью Ганеша-мантры «Ом Гам Ганапатайе намаха» и дарует благословение бога);

18. Варада Ганапати (даритель благ);

19. Трьякшара Ганапати (владыка священного слога АУМ);

20. Кшипра-Прасада Ганапати (обещающий скорейшее исполнение желания);

21. Харидра Ганапати (золотой);

22. Экаданта Ганапати (с одним клыком);

23. Сришти Ганапати (главенствующий над явным творением);

24. Удданда Ганапати (страж Дхармы, контролирующий соблюдение нравственного закона Вселенной);

25. Ринамочана Ганапати (освобождающий от оков);

26. Дхундхи Ганапати (которого ищут все преданные);

27. Двимукха Ганапати (двуликий);

28. Тримукха Ганапати (трёхликий);

29. Синха Ганапати (восседающий на льве);

30. Йога Ганапати (великий йогин Ганеша);

31. Дурга Ганапати (поражающий тьму);

32. Санкатахара Ганапати (способный развеять печали).

Ганеша в пуранах

Ганапати-кханда, являющаяся третьей частью «Брахмавайварта-пураны», повествует о жизни и деяниях Ганеши. «Шива Махапурана» (Рудра-самхита, глава IV «Кумара-кханда») даёт подробное описание появления на свет Ганеши, его «второе рождение» и приобретения им головы слона, утверждения Ганеши повелителем ганов, обретения им семьи. «Брихад-дхарма-пурана» также повествует о рождении Ганеши и об обретении им головы слона. В «Мудгала-пуране» содержатся многочисленные истории, связанные с Ганешей. В «Нарада-пуране», в Ганеша-двадашанама-стотре перечислены 12 имён Ганеши, олицетворяющих 12 лепестков священного лотоса. И, конечно же, «Ганеша-пурана», в которой рассказываются различные истории и легенды, связанные с Ганешей.

Бог Шри Ганеша: значение

Ганеша - одно из имён бога удачи, которого также именуют Ганапати, Вигнешвара, Винаяке, Пиллаяр, Бинаяк и др. Перед его именем часто добавляют уважительную приставку «Шри» (санскр. श्री), что означает ‘божественный’, ‘святой’. Ганеша-сахасранама (санскр. गणेश सहस्रनाम) значит ‘тысяча имён Ганеши’, она содержит описание различных качеств бога, представленных определённым именем.

Имя «Ганеша» состоит из двух слов: «гана» - ‘группа’, ‘объединение множества’; «иша» - ‘бог’, ‘учитель’. Также и имя «Ганапати» включает слова: «гана» (некая общность) и «пати» (‘правитель’). «Ганы» - это полубоги (gana-devatas), помощники Шивы, возглавляемые Ганешей, объединяющие девять классов божеств: адитьи, вишвадэвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Кстати, имя «Ганапати» упоминается впервые в Веде гимнов (2.23.1).

Рассмотрим, как именуется Ганеша в «Амаракоше» - санскритском лексическом словаре терминов, составленным мудрецом Амара Синхой, - в шестом стихе (п. 6–9) первой части («Сваргади-кханда»): Вигнеша, или Вигнараджа, Винаяка и Вигнешвара (устраняющий препятствия), Двайматура (имеющий двух матерей), Ганадхипа, Экаданта (с одним бивнем), Херамба, Ламбодара и Маходара (имеющий полный живот), Гаджанана (со слоноподобным ликом), Дхаваликар (быстро вознесённый в пантеоне богов). Имя Винаяка встречается в названиях восьми храмов Индии в штате Махараштра - Аштавинаяк - сюда совершают паломничество и в определённой последовательности посещают все восемь храмов Ганеши, которые расположены вокруг города Пуне. Каждый из этих храмов имеет свою собственную легенду и историю, также и отличаются мурти (форма, проявление) Ганеши в каждом храме.

Ганеша, разрушающий препятствия

Как уже было описано выше, Шива отрубил голову Ганеше своим трезубцем, но после, по просьбе Парвати, он вернул ему жизнь и сделал его достойным всеобщего поклонения. Так, Ганеша стал богом - повелителем препятствий. Перед началом любого дела следует возносить почитание Ганеше, дабы получить благословение бога, устраняющего препятствия. Особенно, согласно «Сканда-пуране», Ганеша благоволит тем, кто поклоняется ему на 4-й день после обновления Луны в месяц Бхадрапада. Просите у Ганеши не преходящих материальных благ, а вечных духовных ценностей. У вставших на Путь духовного развития само слово «благополучие» (которого многие, ещё не постигшие истинный смысл бытия, опрометчиво просят у богов, ожидая приобретения материального благосостояния) ассоциируется с получением благ высших, духовных, коими являются постижение духовных истин, осознанность, достижение светлого чистого состояния единения с божественным.

Он будет осуществлять препятствия тем, кто не чтит достойных почитания, кто подвержены гневу, лжи и сварливы. Он избавит тех, кто привержены Дхарме и Шрути (Ведам), кто почтительны к старшим и обществу, кто милосерден и лишён гнева

«Сканда-пурана», гл. XXVII, 11–14

Считается, что святое место Гокарна в штате Карнатака Южной Индии основал сам Ганеша. Принявший образ мальчика-брахмана он встретился на пути Раваны, везущего камень Атма-лингам (совершая поклонение которому он обретал могущество и силу в трёх мирах), дарованный ему Шивой. По просьбе Раваны временно подержать камень, он согласился при условии, если, позвав его трекратно, Равана не вернётся, Ганеша опустит камень на землю. Но стоило Раване уйти, как Ганеша три раза позвал его и сразу положил камень. Это было сделано им по божественному волеизъявлению, ибо Гокарна должна была стать святыней. Теперь здесь обрёл своё пристанище Атма-лингам, которому поклонялись здешние мудрецы и брахманы. Через этот камень сияла могущественная сила Шивы. Так, Ганеша, создав препятствия на пути демонической сущности, устранял их перед святыми в достижении божественных целей и духовного совершенства. Поэтому его именуют также Винаяка - ‘устраняющий препятствия’, Вигнешвара - ‘повелитель препятствий’.

Мантры Ганеше

Многие в наше время обращаются к Ганеше с целью привлечения денег, а интернет переполнен информацией, что якобы, спев мантру Ганеше, она подействует как активатор успеха, и деньги начнут «липнуть» к вам. Обращаться к богам с целью обогатиться крайне неблагоразумно! Не забывайте, в этом мире вы имеете ровно столько, нести благо всем живым существам, а причина, побудившая вас обратиться к богу с просьбой в виде мантры, не должна нести в себе эгоистическую основу. Если ваше сердце преисполнено светом добра, а намерения чисты и искренни, лишь тогда бог Ганеша откликнется на ваши чаяния, исполнит ваши желания и устранит препятствия на пути.

Ганеша всегда будет сопутствовать в ваших искренних стремлениях к высоким целям.

Янтра Ганеши представляет собой геометрическую конструкцию, излучающую божественную энергию, являющуюся защитой, устраняющей препятствия на вашем жизненном пути. Янтра устанавливается, как правило, в северо-восточном углу дома. Считается, что перед началом важного дела, Ганеша-янтра может помочь, если созерцающий её будет преисполнен чистых беЗкорыстных намерений, и дело его пойдёт всем на благо, тогда бог Ганеша откликнется на ваши просьбы о защите и поддержке и устранит все возможные преграды.

К чему напутствует Ганеша

Все препятствия в вашей жизни преодолимы, их нет вообще, вы сами создаёте преграды на своём пути, а проявляются они в подсознательных страхах, вы сами боитесь двигаться вперёд. Именно страх идёт впереди вас и формирует устойчивые мысли о том, что должно случиться, а что невозможно, и это не даёт реализоваться вашим планам. Вы сами запустили в жизни такой сценарий развития событий, который не предполагает множества тех вариантов, к которым вы теперь стремитесь. Именно ваши представления о себе и о ваших возможностях чинят препятствия на Пути, формируя в вашей жизни такие обстоятельства, которые мешают реализовываться задуманному. Устраните любые тревоги и опасения, ибо вы сами себе мешаете. Ганеша всегда отзывается на просьбы тех, кто его призывает. Попросите Ганешу помочь вам, и он исцелит вас, избавив от иллюзий, дабы вы могли продолжить движение по Пути. Ганеша пройдёт сквозь все преграды, ибо вера в добро и любовь его непоколебима. Это единственное, что реально в этом мире, всё остальное - иллюзия... Вы прозреете, когда поймёте, что истина одна: Бог и любовь превыше всего! Тогда все преграды будут устранены, и ваш Путь расчистит от препятствий свет истинного духовного знания.

Ганеша — Ведическое божество с большим животом и головой слона, держащий в руке блюдо со сладостями, приносящий удачу.

Этот добрый и загадочный образ уже завоевал сердца многих людей, далеких от индийской культуры и мифологии.

Слоновья голова объясняется в Пуранах двояким образом. По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить одно недоброе божество, которое из мести испепелило голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон.
Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон.

У Ганеши только один бивень некоторым легендам он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама отсек ему один бивень своим топором.
По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху, который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Однажды Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили — кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь мир и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения — павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих родителей и просил награду за Его победу. Господь Шива сказал: «Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?» Ганеша ответил: «Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!» Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

Янтра Ганеша привлекает удачу, успех, помогает преодолеть препятствия и преграды, способствует исполнению желаний, привлекает достаток, изобилие, помогает обрести авторитет и влияние. Идеально подойдет бизнесменам, а также студентам и школьникам.

Легенды о Шри Ганеше (О том как появился Шри Ганеша и как он стал человеком с головой слона)

Супруга Бога Шивы, Богиня Парвати, однажды попросила быка Нанди, верховного животного, охранять вход во дворец в то время, как она принимала ванну, чтобы никто Ее не беспокоил.

Спустя некоторое время Шива пришел к Ней, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом. Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг) экскорта Шивы не мог считаться Ее слугой и подсказали Ей создать своего собственного Сына, который был бы Ей всецело предан.

Она одобрила эту мысль, обмазала свое тело массой из шафрана и глины, помассировала Себя, собрала частички, которые отделились от Ее тела, размяла их и слепила, придав им форму мальчика, сильного и красивого. Она одела его в одежды и царские драгоценности, благословила и вдохнула в него жизнь. Ребенок поклонился, говоря Мать, чего Ты хочешь от меня? Прикажи и я Тебе буду повиноваться. Она дала ему крепкую палицу и попросила его стать на страже у дверей Ее жилища, чтобы никто не мог туда войти.

Спустя некоторое время Шива подошел к дворцу и спросил себя, что это за ребенок, которого Он никогда не видел. Он хотел войти, но к своему великому удивлению, мальчик преградил Ему дорогу: Стой! Никто сюда не может войти без согласия моей Матери. Шива был поражен подобной дерзостью: Ты, что же, не знаешь, кто Я такой? Уйди с Моей дороги! Ребенок не говоря ни слова, ударил Шиву своей палицей. Шива пришел в гнев: Ты обезумел! Я — Шива; муж Парвати! Как осмеливаешься ты запретить Мне зайти к Себе в дом? Вместо ответа ребенок снова Его ударил. Разъяренный Шива обратился к Ганам: арестуйте его и приведите ко Мне и ушел, в то время как Ганы приближались к мальчику, который начал им угрожать: Идите вон или я вас отколочу! Если тебе дорога жизнь, то тебе придется отступить! Похоже, что ты забыл, что мы Ганы Шивы!

Ребенок оказался в затруднительном положении: Что же делать? — думал он. Должен ли я сражаться с Ганами, которые являются слугами Господина моей Матери? Но Парвати, услышав шум спора, послала одну из своих служанок узнать причину и та вскоре вернулась, чтобы рассказать о том, что происходит. Парвати какой-то момент колебалась: В конце концов Шива — мой муж. Но Она повторила свое приказание никого не пускать, и тем самым сомнения Ее сына развеялись.

Мальчик храбро обернулся к Ганам и объявил: Я сын Парвати, а вы — Ганы Шивы. Вы подчиняетесь приказаниям вашей Матери, а я — своей. Я утверждаю, что Шива не переступит порог без согласия моей Матери. Они рассказали обо всем Шиве, который подумал: Увы, Парвати заходит слишком далеко, не оставляя Мне никакой альтернативы. Если Я скажу своим Ганам уйти, то скажут, что Я склонился перед приказаниями своей жены! Поэтому Он подтвердил Ганам, чтобы те победили ребенка, и они, воодушевленные свирепостью, вернулись сражаться.

Мальчик, увидев, что они наступают тесными рядами, встретил их насмешками. Ганы набросились на него. Нанди схватил его за ноги, но тот его оттолкнул и ударил своей стальной палицей. Ударив одних, нанося раны другим, нещадно бил всех тех, кто к нему приближался. Большинство из Ган были повержены, а те, кто остался в живых, мгновенно сбежали, и сын Парвати снова стал на караул, невозмутимый, у входа во дворец своей Матери.

Однако шум битвы достиг ушей Брахмы, Вишну и Индры, которые обратились к мудрому Нарада. Тот научил их пойти к Шиве, которому они могли бы понадобиться. Итак, они пошли засвидетельствовать свое уважение Богу Шиве, который выслушав их рассказы о сражении попросил Брахму урезонить этого ребенка. Брахма, приняв вид Брахмина и в сопровождении множества мудрецов отправился ко дворцу Парвати, чтобы выполнить свою миссию. Как только Он приблизился ко дворцу, мальчик бросился на него и вырвал у Него клок бороды. Застигнутый врасплох, Брахма сказал: Я не пришел драться, а пришел для примирения. Послушай меня. Вместо ответа ребенок потряс своей палицей и обратил всех в бегство.

Мудрецы вернулись признать свое бессилие к стопам Шивы, который призвал тогда своего собственного сына шестиликого Картикейю, верхом на павлине и Индра, король Девасов, взгромоздившись на своего могущественного белого слона, произнес: Я объявляю войну этому подлецу! Ведите к победе ваших Ганов и Девасов! Две армии окружили ребенка, который выступил против них очень смело. Тем не менее, Парвати не следила за ходом событий и Ее гнев нарастал, когда Она увидела, что Ее сын окружен врагами, Ее ярость вылилась наружу и Ее власть брызнула в пространство, приняв образ двух ужасающих Богинь, Кали-кровавая, верхом на льве, и Дурга-ужасная, сидящая верхом на тигре. Кали с выпученными глазами, со спутанными волосами, со свисающим языком, потрясая своей саблей, открывала свой глубокий рот, подобный огромной пещере, который поглощал все копья и все стрелы и все то, что враги бросали в сына Парвати. Дурга приняла форму ослепляющей молнии и раскроила все сабли, мечи и палицы у ошеломленных воюющих, которые оказались беспомощными перед проявлением такой свирепости. Индра и его Девасы были в полном смятении; Сам Картикейя, который победил невидимого Таракасуру, потерял своих помощников; посоветовавшись, они решили отдаться на милость Шиве, однако их признание в своей беспомощности только усилило ярость Всемогущего Бога, который решил сам убить этого ребенка, который осмелился Его не побояться, и Он стал во главе нового штурма.

Ничуть не испугавшись, увидев Шиву, мальчик пошел в атаку и поверг наземь Богов один за другим; Шива с удивлением наблюдал за сражением и понял, что ребенок был невидим. Он решил схитрить; у Вишну мелькнула та же мысль Я его окутаю своей властью иллюзий — сказал Он. Это единственный способ довести дело до конца,- ответил Шива; Вишну полетел на своем орле Гаруда с тем, чтобы атаковать сына Парвати, который при поддержке свирепых богинь, бросил в Него свою стальную палицу. Шива воспользовался этим удобным случаем и бросился на него, держа в руках трезубец, но ребенок Его ловко разоружил и одним ударом палицы он расколол лук Шивы, который собрался его натянуть. В тот самый момент Гаруда возобновил попытку и мальчик ему противостоял, потрясая палицей. Однако Вишну бросил свой диск, который расколол ее пополам, и хитрый маленький воин в отчаянии бросил в Него рукояткой от палицы, которая оставалась у него в руках: Гаруда, защищая своего хозяина, схватил налету оружие своим клювом, а Шива воспользовался этим мгновением, сзади приблизился к безоружному мальчику и отрубил ему голову ударом трезубца.

И воцарилась глубокая тишина. Ребенок лежал на полу и все приблизились к отважному герою. Ганы и Девасы ликовали от радости и принялись танцевать, петь и смеяться, но Шива был взволнован: Увы, что же Я наделал? Как же Я смогу снова предстать перед Парвати? Это Она создала этого ребенка и поэтому он и Мой тоже сын. Тем временем Парвати узнала о смерти своего сына: Это была бесчестная битва! Пусть Ганы и Девасы погибнут! Она была ужасающей в своем гневе и создала сотни и тысячи воинственных Богинь: Поглотите Девас и Ганн! Чтобы ни одного не осталось! Богини с ревом набросились на божественные армии и начали их безжалостно уничтожать. Брахма и Вишну в ужасе распростерлись у ног Парвати: О Великая Богиня, мы молим о Твоем прощении! Сжалься над нами! Мы выполним все, что Ты прикажешь, прости нас! Я вас прощаю. Но я требую, чтобы жизнь была возвращена моему сыну и чтобы ему был присвоен достойный ранг среди вас. Они уведомили Шиву об условиях Парвати, который произнес: Это будет выполнено. Идите в направлении Севера. Первому живому существу, которое встретится на вашем пути, отрубите голову и приставьте ее к туловищу мальчика, который оживет. Они немедленно отправились в путь и встретили слона. Вишну бросил свой диск и перерезал ему шею, Брахма приставил голову животного к телу сына Парвати, который открыл глаза и встал ко всеобщей радости.

Однако Парвати еще не полностью успокоилась: Какое же место займет мой сын среди богов? Тогда к ней подошел Шива и поклонился: Парвати, прости Меня. Твой сын отчаянный воин, но он также и Мой сын. Он положил руку на голову ребенка и благословил его: Ты доказал свою храбрость, ты будешь Ганеша, высший командир над всеми моими Ганами. Тебя также будут звать Винаяка, тот, который разрушает препятствия. Ты достоин быть почитаем навсегда и отныне любая просьба, перед тем, как она будет адресована Мне, будет адресована Тебе. Боги, переполненные радостью, вызвали с неба цветочный дождь. Шива и Парвати в мире и согласии пребывали в уединении в Монт Кайлаше, где они счастливо отдыхали со своими двумя сыновьями.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Ганеши. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .


Один из самых ярких и известных талисманов фен-шуй – это бог Ганеша (или Ганапати) – сын Шивы и Парвати. Известный сейчас как талисман фен-шуй, Ганеша в китайскую философию пришел из Индии, где и почитается до сих пор. Считается, что индийский бог Ганеша покровительствует в бизнесе, помогает устранять препятствия и является воплощением мудрости, благополучия и процветания.

Изображения Ганеши

Ганеша изображается в виде существа с телом человека и головой слона. Ганеша может сидеть на лотосе или пьедестале. На картинках обычно Ганеша изображается в окружении несметных богатств и вкусных явств, что символизирует процветание. На голове у бога мудрости часто бывает надета корона или золотая шапка – это говорит о его божественном происхождении.

Рядом можно заметить крысу – ездовое животное Ганеши и воплощение мелочности и неуважения. Этим показывается способность Ганеши подняться над обстоятельствами и подчинить их себе.

У индийского бога мудрости всегда много рук и количество их может достигать восьми пар. Хотя чаще всего можно встретить талисман всего с четырьмя руками. В руках Ганеша может держать топор, аркан, трезубец, раковину или цветок лотоса. В одной из рук у него чаще всего изображается тарелка со сладостями – любимыми угощениями сладкоежки Ганеши. В хоботе у слона может быть конфета или какая-нибудь сладость.

Особенностями этого талисмана являются большие уши, которые даны ему для возможности услышать всех, кто просит о помощи и покровительстве, а также животик, по которому советуют гладить время от времени, чтобы активизировать талисман.

Талисман фен-шуй Ганеша: значение и расположение в пространстве

Ганеша считается покровителем бизнеса и работы, помогает устранять препятствия в рабочих делах, способствует карьерному росту и профессиональным успехам, помогает больше зарабатывать и увеличивать прибыль. Как уже говорилось ранее, является богом мудрости и благополучия.

Хорошо иметь такой талисман на рабочем столе, в офисе или в кабинете дома – он будет способствовать успеху в делах. Лучшим местом для талисмана является северо-запад помещения или сектор помощников и путешествий. Благоприятным местом считается и юго-восток – сектор богатства. Ганеша на юго-востоке поможет привлечению финансового благополучия. Вместо статуэток можно использовать просто изображения Ганеши.

Некоторые мастера фен-шуй считают, что чем больше статуэтка Ганеши, тем лучше. Конечно, решать вам, какой по размеру талисман выбирать: побольше или поменьше, потому что единого мнения нет. Главное – это уважительное отношение к богу мудрости, оптимизм и радостные ожидания.

Не имеет значения материал, из которого выполнен талисман, поэтому смело выбирайте любой понравившийся.

Активировать энергию талисмана довольно просто: необходимо обращаться к Ганеше с просьбами, можно гладить его время от времени по животу, произнося положительные аффирмации. К хорошим результатам приведет подношение даров Ганеше в виде китайских монеток, перевязанных красной лентой, конфет или других сладостей. Еще одним действенным способом обращения к богу Ганеше считается произношение или пение мантр.

Мантры Ганеши

Мантра – это сочетание звуков или слов на санскрите, имеющее глубокий религиозный смысл. Чтение мантр пришло из индуизма и буддизма, большое распространение получает в наше время в России среди любителей фен-шуй, эзотерики, позитивного мышления. Мантры лучше всего повторять количество раз, кратное девяти: 9, 18, 27 и т.д. Однако лучше всего повторять мантру 108 раз.

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ – главная мантра Ганеши, устраняет все препятствия и способствует успеху во всех начинаниях.

Имя: Ганеша (Ганапати)

Страна: Индия

Создатель: индийская мифология

Деятельность: бог мудрости и благополучия

Семейное положение: женат

Ганеша: история персонажа

Добродушный мужчина с головой слона – индийское олицетворение терпения и благополучия. Ему первому возносятся молитвы и излагаются просьбы. Ганеша – добрый бог, чего нельзя сказать о большинстве родственников мужчины. Покровитель обиженных и попавших в трудную ситуацию защитит любого, даже перед лицом грозного .

История появления

Умиротворенный слон-человек относится к низшему пантеону богов древней Индии. Более того, Ганешу часто называют проявлением Шивы (его отца), а не отдельным существом. Первые изображения бога датированы 5 веком нашей эры.


Изначально божество вовсе не источало привычное добродушие. Первые упоминания Ганеши сопровождаются эпитетом «Творец препятствий». Легенда гласит, что Шива наложил на полубога важную обязанность – вставлять палки в колеса людей. Позже образ трансформировался в «разрушителя всех препятствий». Теперь на Ганеше лежит другая задача – освобождать путь от преград тем, кто попросит об этом.

Образ небожителя развивался и обрастал все большим количеством обязанностей. Современный Ганеша представляет собой бога богатства и мудрости, помощника в любых начинаниях, покровителя искусства и письменности.

Принято считать, что божество пришло в ведическую культуру благодаря древним дравидийцам (жителям южной Индии и Пакистана). Постепенно культ божества распространился на всю Индию, частично влившись в буддизм и шиваизм.


В 6 веке поклонение Ганеше выделилось в отдельную традицию, именуемую «ганапатья». Наибольшее влияние религия получила в 10 веке. Именно в это время на территории Индии были возведены известные храмы, посвященные богу-слону.

Правда, при всей любви индусов к прожорливому Ганеше, религиозная традиция не получила заметного распространения. По сей день поклонение полубогу является дополнением к основным верованиям индуистов.

Образ и легенда

Мифология, посвященная Ганеше, полна противоречий. Разногласия встречаются даже в легенде, описывающей рождение божества.

Сын Шивы и Парвати появился на свет из куска материи. Парвати безумно хотела ребенка, но Шива дал клятву, что не станет отцом для детей супруги. Обиженная жена устроила скандал. В пылу ссоры Шива оторвал от одежды кусок ткани и бросил на грудь любимой. Как только материал коснулся груди женщины, на глазах супругов произошло чудо – ткань стала живым ребенком.


Существует сказание, в котором рождение Ганеши преподносится в ином свете. Парвати не любила, когда муж без разрешения врывался в ее покои. Поэтому богиня натерла себя специальным составом, который снял с женщины частички омертвевшей кожи. Из полученной субстанции богиня слепила человечка, который ожил от ее прикосновения. С тех пор Ганеша охраняет покои матери.

Расходятся и легенды, откуда бог богатства получил голову слона. Изначально Ганеша был красивым ребенком. Гордые родители позвали всех знакомых богов, чтобы похвалиться сыном. Бог Шани – единственный, о ком забыли супруги, – явился на праздник без приглашения и испепелил взглядом лицо младенца. Тогда Парвати приставила на место отсутствующей части тела голову проходившего мимо слоненка.


Другая легенда гласит, что головы Ганешу лишил родной отец. Шива разгневался на ребенка, который не пустил божество в покои Парвати, и взмахом меча снес голову сыну. Богиня, увидевшая кровавую картину, разозлилась и потребовала исправить содеянное. Но голова ребенка куда-то запропастилась. Вспыльчивому Шиве пришлось приставить к телу ребенка голову слона.

Впрочем, внешность никогда не заботила Ганешу. Бог богатства быстро привык к новой голове. Из-за увлечения сладким божество обзавелось огромным животом, который гармонично дополнил необычный образ. Завершают картину четыре руки, каждая из которых символизирует важную составляющую «тонкого тела» человека: ум, интеллект, эго и суперэго.

При столь неповоротливом теле Ганеша успешно сражается с врагами и совершает добрые подвиги. К примеру, полубог победил демона и великана Гаджамукху, лишившись при этом одного бивня. Враг превратился в животное, которое Ганеша оседлал. Мужчину с головой слона часто изображают верхом на крысе.


Бог удачи и мудрости – не единственный ребенок божественных супругов. У Ганеши есть брат Сканда. Между родственниками существует заметное соперничество. Оба брата желали получить звание «владыка ганов» и управлять могучей армией отца. Чтобы разрешить спор, Шива предложил устроить соревнование – титул достанется тому, кто первым обойдет всю Вселенную. Сканда моментально сорвался с места и унесся вдаль. А Ганеша неторопливо обошел по кругу родителей, ведь Шива и Парвати олицетворяют необъятную Вселенную. Так бог богатства утер нос сильному богу войны.

Отец часто использует Ганешу в собственных целях. Однажды Кубера – еще один бог богатства и драгоценностей – хвастался перед Шивой собственными запасами продовольствия. Кубера пригласил Шиву на пир, который невозможно полностью съесть даже богам. Мудрый Шива отправил вместо себя Ганешу, употребившего в пищу не только яства, приготовленные для праздника, но и всю еду в городе (притча «Ганеша и Кубера»).


Когда полубог не занят управлением армией отца или сражениями с великанами, мужчина коротает время в компании любимиц. Лакшми, Сарасвати и Ганеша много времени проводят вместе. Божественное трио напоминает человеку, что процветание (Лакшми) и успех (Сарасвати) приходят в жизнь, если проявить мудрость и терпение (Ганеша).

Впрочем, иногда постоянное соседство божеств объясняется прозаичнее – по одной из версий, бог-слон женат на обеих красавицах. Но на юге Индии утверждают, что Ганеша – холостяк, который никогда не свяжет себя подобными узами. А жители Бенгалии уверены, что божество и вовсе состоит в любовных отношениях с банановым деревом.

Ганеша в фен-шуй

Влияние Ганеши не ограничивается Индией и индуизмом. Полубог весьма популярен в Китае и играет важную роль в даосской практике фен-шуй. Считается, что благодушный бог-слон способен принести деньги. Главное – знать, как и где разместить статуэтку божества.

Если цель человека – привлечение денег, то амулет, изображающий бога, лучше разместить в рабочем кабинете. Идеальным расположением станет правая часть стола или северо-западная часть офиса.


Не меньше пользы Ганеша принесет в доме. Лучшим местом для статуэтки станет гостиная, или так называемая «зона семьи». При размещении изображения Ганеши в спальне человеку гарантирован спокойный и крепкий сон.

Важно не только правильно разместить, но и зарядить полубога. Атрибуты, заряжающие Ганешу правильной энергией, – это специализированные мантры (при чтении необходимо гладить живот) и подношения. Больше всего бог-слон любит подарки в виде сладостей.

  • Значение имени божества – «владыка свиты», или «господь суждений».
  • Перед именем мужчины часто используют приставку «шри». Это дополнение – знак уважения великого бога-слона.
  • Любимое блюдо Ганеши – рисовые шарики со сладкой начинкой.
  • В театрах Кералы перед началом представления обязательно читают мантры, посвященные Ганеше. Двери в театр во время спектакля не закрывают, чтобы полубог тоже насладился зрелищем.
  • Ежегодно в честь Ганеши проходит фестиваль «Ганеша-чатуртхи», который длится 10 дней. Праздник выпадает на четвертый день после новолуния шестого месяца (19 августа - 20 сентября).

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Версии появления слоновьей головы.

1.По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани, который из мести испепелил голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон.

2.Брихаддхарма-пурана" (II кн.). После рождения Ганеши все боги были приглашены на праздник, где каждый мог взглянуть на младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, т.к. он был проклят своей супругой за пренебрежение ею и от его взгляда гибло все, на что падал взор бога. Парвати пренебрегла предупреждением Шани и попросила его взглянуть на сына. Как только Шани посмотрел на Ганешу, голова младенца отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос, велевший "приставить" к плечам Ганеши голову того, кто "спит лицом к северу". На поиски головы был отправлен слуга Шивы Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел Айравату, слона Индры, лежащего головой на север. Победив в сражении с Индрой, Нандин отсек голову слону и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению Шивы стал во главе ган (сонмов слуг Шивы), получив от Брахмы имя Ганеша, "Владыка сонмов". Индра пришел с покаянием к Шиве и в знак прощения, Шива велел бросить тело обезглавленного слона в океан, чтобы тот обрел новую голову, после чего воскресший Айравата вернулся к Индре.

3.Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон.

4."Вараха-пурана". Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его появлением на свет.

Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень .

1.Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором.

2. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» - снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Ганеша очень любит сладкое блюдо: шарики из рисовой муки со сладкой сердцевиной. На одном из своих дней рождения Ганеша ходил от дома к дому, принимая предложения сладких блюд. Съев большое количество их, он поехал ночью на своей мыши. Внезапно мышь споткнулась - она увидела змею и испугалась так, что в итоге Ганеша упал. Его живот открылся и все сладкие блюда вышли. Но Ганеша запихнул их назад в свой живот и, поймав змею, обвязал ее вокруг живота. Увидев все это, Луна в небе весело засмеялась. Это недостойное поведение Луны очень Ганешу рассердило, и он швырнул один из своих клыков и в Луну и сказал, что отныне никто не должен смотреть на Луну в день Ганеша-Чатуртхи.

Однажды Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили - кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь мир и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения - павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих родителей и просил награду за Его победу. Господь Шива сказал: «Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?» Ганеша ответил: «Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!» Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

Хотя Ганеша - предводитель низшего пантеона в услужении Шивы , он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Эти же функции выполняют обе его жены - Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца - чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

Имена. ГАНЕША В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). Гхатодара - "Толстобрюхий"; Вигхнеша - "Владыка препятствий"; Экаданта - "Однозуб".

Ганеша по-настоящему искусен в устранении препятствий. Но на устранении препятствий он специализируется благодаря ганам. «Ганеша» буквально означает «гана иша», то есть «бог ган». Слово «гана», как и все хорошие санскритские слова, имеет несколько разных значений, как минимум три из которых очень важны в этом контексте.

Во-вторых, «гана» означает органы чувств. Мы определенно хотим, чтобы Ганеша оградил нас от вигхна , любых препятствий, которые могут чинить нам наши органы чувств. В этом интересном слове «вигхна» часть «-гхна» означает «убивать», а часть «ви-» означает здесь «особенность». Таким образом, вигхна является препятствием, которое «убивает» определенным особым образом. Это может быть и в буквальном смысле, но, как правило, «убивает» оно в переносном смысле, - прерывая наше развитие в определенном направлении. Вигхна «убивает» наше намерение, устраняет импульс развития; отвлекает нас от наших целей. Наши органы чувств особенно искусно создают такие препятствия, выдумывают особые способы разрушения. Наши органы чувств обращаются к вещам, не очень подходящим для нас, совсем не нужным нам, а под влиянием этих ошибочных пристрастий наших органов чувств мы оказываемся в ситуации, когда эти вигхны могут «убить» нас самих.

Попытки накопить шакти при наличии значительных остаточных пристрастий могут спровоцировать разного рода трудности. После того, как мы взяли наши пристрастия под контроль, пусть даже временно, мы можем найти другое применение накопленной нами шакти. Например, направить эту энергию на уменьшение влияния кармы, которая создает вигхны, препятствующие или способные «убить» наше развитие, или на повышение в нашей жизни позитивного влияния Ишта-девата, личного божества.

Когда за дело берется Ганеша, он управляет нашими органами чувств, чтобы мы могли держать их под контролем - либо под личным контролем, либо под контролем Ишта-девата, личного божества. Когда наши органы чувств находятся под пристальным контролем, они освобождаются от тяги обращать внимание исключительно на наши пристрастия и желания - такие пристрастия и желаний, которые могут возникать в нас под воздействием наших умерших предков, ищущих связи с физическим телом, чтобы наслаждаться тем, что они любили перед своей смертью. Таким образом, вторая причина, по который нужно поклоняться Ганеше, - это управление органами чувств.

Третьим важным в данном контексте значением слова «гана» является «бестелесное существо». «Гана» означает также бесплотных разумных существ из каждого множества: бхуты, преты, пишачи, брахма-ракшасы, веталы, вимана гандхарвы, якши, якшини, дакини, шакини и так далее. Некоторые из них некогда имели воплощения, некоторые никогда не существовали во плоти. Некоторые из них некогда были людьми, а некоторые никогда не воплощались как человек. Но все они могут влиять на людей из-за своей тонкой сущности. Они могут, как правило, даже без нашего ведома, проникать в наше энергетическое поле и влиять на нас. Так как подобное поведение по отношению к нам со стороны существ, которые преследуют свои собственные цели, нам не по нраву, мы обращаемся к Ганеше с просьбой держать и их всех под контролем.

Роберт Свобода



gastroguru © 2017