Артур Шопенгауэр: «великий пессимист» с чувством юмора. Цитаты

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

  1. в первом даются общие термины и описываются элементы счастливой жизни;
  2. следующий раздел рассказывает о том, что такое человек;
  3. третий раздел сосредоточен на тех вещах, которые составляют материальную сторону жизни;
  4. четвертый раздел повествует о принципах человеческого существования;
  5. в пятом разделе сосредоточены правила и поучения, сформулированные Шопенгауэром и призванные помочь людям жить осознанно и счастливо.

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

  • Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
  • Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
  • Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно.

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Имя: Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer)

Возраст: 72 года

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Артур Шопенгауэр: биография

Крупнейший философ-иррационалист 19 века являлся крайне противоречивой натурой. Сторонник идей аскетизма ни в чем себя не ограничивал; будучи убежденным вегетарианцем – не помышлял о жизни без мяса; всем сердцем ненавидел женщин, но любил общество милых дам. По сей день это несоответствие между философией пессимизма и жадностью к наслаждениям жизни вызывает жаркие споры среди современников.


Одни видят в Шопенгауэре «мученика», пытающегося найти способ преодолеть трагизм жизни. Другие уверены, что маэстро являлся эгоистом, любящим гиперболизировать проблемы окружающей действительности, возводя их в ранг абсолюта. Но никто и не будет отрицать того, что мысли и наблюдения Артура оказали влияние на культуру философии, став отправной точкой для новых концепций.

Детство и юность

22 февраля 1788 в городе Данциг в зажиточной семье Шопенгауэров на свет появляется мальчик. Отец и мать дают имя младенцу Артур.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, потомственный купец, который гордился делом, доставшимся по наследству. Поддерживая репутацию семейства, он делал все возможное, чтобы бизнес процветал, и его жена с детьми ни в чем не нуждались. Генрих являлся не только грамотным коммерсантом, но и человеком богатой душевной организации.


Люди, имевшие с ним дело, отмечали присущую ему принципиальность, неподкупность и справедливость, за что отец философа заслужил уважение в родном городе. В 38 лет Генрих берет в жены 18-летнюю Иоганну-Генриетту Трозинер. Чувств в этом союзе не было, был расчет. Пытливая и холодная Генриетта верила в то, что в этом браке ей придется беспокоиться лишь о том, какое платье надеть сегодня на бал. Генрих понимал, что не вечен, и ему нужны наследники.

Артур прожил в родном городе ровно пять лет. В 1793 году Данциг подвергся блокаде прусских войск и перестал быть вольным городком. Свободолюбивое семейство не хотело пресмыкаться перед захватчиками и в марте переселилось в Гамбург. На протяжении 12 лет Шопенгауэры не меняли места жительства. Генрих мечтал дать сыну достойное образование.


В 9 лет Шопенгауэр старший отправляет Артура во Францию к своему другу в Гавр. На протяжении двух лет мальчик обучается у лучших преподавателей города. Вернувшись домой, юный Шопенгауэр в совершенстве говорил на французском, а родной немецкий язык давался будущему философу с трудом. В 11 лет мальчик поступает в гимназию Рунге, где воспитывали исключительно детей коммерсантов. В этой школе кроме общепринятых предметов преподавали фехтование, рисование, игру на флейте и танцы.

В январе 1805 года по наставлению отца Артур поступает торговую контору коммерсанта и сенатора Иениша. Там мальчик понимает, что торговля - это не то, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ко всему прочему, весной 1805 года погибает отец Артура. Генрих упал из окна чердака в водный канал и утонул. Злые языки поговаривали, что это было самоубийство. Назывались разные причины: одни утверждали, что Генрих предвидел скорое банкротство и не смирился с этой мыслью, вторые говорили, что дело в проблеме со здоровьем. Мальчик, любивший отца, тяжело переживал его смерть, и даже если бы одна из этих «причин» была правдивой - он никогда не смог бы это принять.


После смерти главы семейства, власть в доме перешла к Иоганне. Мать философа без зазрения совести окружить себя литераторами, художниками и политическими деятелями, открывает в Веймаре салон. Среди гостей женщины появлялись именитые персоны: Виланд, братья Шлегели, и даже сам Гетте. Пока Иоганна вела праздный образ жизни, Артур продолжал обучаться коммерческому делу. Обучался юноша до тех пор, пока новый друг Иоганны не убедил ее отдать сына в Геттингенский университет.

Медицинский факультет сразу привлек внимание Артура, но под влиянием преподавателя Г. Шульца юноша сфокусировался на философии, перейдя на соответствующий факультет В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 года. В 1811 году Артур переезжает из Веймара в Берлин. Там жил философ Фихте,находящийся в тот момент на пике популярности. Юный Шопенгауэр посещал лекции, коллоквиумы и не раз вступал в конфронтацию с мэтром. Со временем уважение к Фихте испарилось, зато пришли пренебрежительное отношение и насмешка.


Артур с усердием изучает естественные науки: химию, астрономию, физику, зоологию, геогнозию. Юноша прослушал курс по скандинавской поэзии, изучал творчество писателей эпохи Возрождения, тяготел к средневековой философии. Только юриспруденция и богословие не привлекали студента. Сосуд остальных наук юному Артуру хотелось осушить полностью.

В 1813 году юный мыслитель должен был получить докторскую степень в Берлине. Но его планы подкорректировала военная обстановка. Над конструкцией сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания» Артур работал на протяжении лета.

В начале октября старания Шопенгауэра были оценены по достоинству: Иенский университет провозглашает Артура доктором философии.

Литература

«Мир как воля и представление» – Центральная работа Артура Шопенгауэра. В книге собраны воззрения мэтра относительно жизни, его видение воспитания, одиночества и долга. При написании этого произведения Шопенгауэр вдохновлялся работами Эпиктета и . Мыслитель хочет донести до читателя мысль о том, что вне зависимости от внешних благ, внутренняя целостность человека и гармония с самим собой, а также физическое здоровье тела - единственной причина счастья.


Книга «Эристика или искусство побеждать в спорах» написана в 19 веке, но именно сейчас она является крайне актуальной. В книге Шопенгауэр раскрывает секреты ведения беспроигрышных диспутов. Артур объясняет, как быть правым, даже если ты не прав. По мнению автора, для того, чтобы победить в споре, нужно правильно апеллировать фактами.

В книге «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр пишет о том, что человечество находится в плену собственных желаний – с каждым днем потребности растут, ничто не в силах утолить наши страсти, каждый старый порыв рождает новый, более мощный.


Книга «Метафизика половой любви». Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра. Здесь преобладает сущность половой любви, принятие самого факта смерти и смертности человека. Непоколебимая жажда жизни, сила инстинктов, проявления иллюзорности мира, которые представлены в сюжетах книги, где каждый читатель сможет найти себя.

Личная жизнь

Шопенгауэр не был привлекательным: Философ был низкого роста, узкоплеч и имел непропорционально большую голову, которая из-за размеров тела смотрелась комично.

Несмотря на отсутствие внешнего лоска, парень одевался изящно. У него было собственное видение моды. Даже в подборе одежды мужчина являлся неисправимым индивидуалистом. Но мизантроп остается мизантропом, даже будучи одетым с иголочки.


Малообщительный юноша был чужд обществу и девушкам. Однако в редких беседах парень привлекал внимание не внешностью, а речами, которые, как литературный слог, были просты и точны.

Девушку, посеявшую в душе юного пессимиста зерно женоненавистничества, звали Каролина Джегерман. Шопенгауэр влюбился до беспамятства, решив создать семейный союз, навечно привязав красавицу к себе. Но возлюбленная оказалась не так проста: не захотев обременять себя узами брака, Каролина попросила юного философа оставить ее в покое. Артур не выяснял поэтапно, почему с ним так обошлись. Объяснение молнией пронеслось у него в голове: женщины по природе глупы и недалеки. Эти существа не способны строить будущее. Женщина – оплот греховности и порочности.


Молодой человек становился сексистом, но, несмотря на это прозрение, юноша проводил много времени в компании местных красавиц, флиртовал и, если повезет, предавался любовным утехам.

Каролина посеяла зерно, но корни проросли, когда в жизни Артура появилась знойная итальянка Тереза. Девушка была красива, богата и образована. Знакомство состоялось в 1822 году, в момент путешествия Шопенгауэра в Италию. Молодой человек был на седьмом небе от счастья и всерьез задумался о женитьбе. Один единственный эпизод разрушил планы философа: во время прогулки по городу влюбленные столкнулись с английским писателем лордом Байроном.


Спутница при виде именитого донжуана расчувствовалась и упала в обморок. Артур побоялся, что в будущем столь впечатлительная дама с легкостью наставит рога и поспешно отказался от свиданий с легкомысленной девушкой.

В дальнейшем Шопенгауэр встречался исключительно с легкодоступными девицами: получал то, что было нужно, и бросал их. Каждый новый «роман» был местью итальянской красавице.

Через год Артур вернулся в Дрезден и сообщил во всеуслышание, что семейная жизнь не для него и с любовью к женщинам покончено.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем. Никакая болезнь не могла с ним совладать. Поэтому учащенное "апрельское" сердцебиение 1860 года и легкий дискомфорт в области груди в тот момент не вызвали в философе и капли опасения.

Через четыре месяца, 21 сентября, врач нашел бездыханное тело Шопенгауэра: болезнь застала "врасплох", когда мужчина пил кофе в гостиной. Пневмония легких стала посмертной спутницей философа.


Тело не вскрывали, ибо при жизни Шопенгауэр в письменной форме отказался от этой процедуры. При погребении на голову был возложен лавровый венок. Останки маэстро пессимизма предали земле 26 сентября на местном кладбище во Франкфурте.

Неприметная надгробная плита, увитая плющом, украшает последнее пристанище гения. Нет точки отсчета (даты рождения), нет точки невозврата (даты смерти). Только два слова высечены на той плите: Артур Шопенгауэр.

Цитаты

«Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».
«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством».
«Мир - это госпиталь для неизлечимо больных людей».
«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет».

Библиография

  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813)
  • «О зрении и цветах» (1816)
  • «Мир как воля и представление» (1819)
  • «О воле в природе» (1826)
  • «О свободе воли» (1839)
  • «Об основе морали» (1840)
  • «Две основные проблемы этики» (1841)
  • «Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 - два тома)
  • «Новые Paralepomena» (1860)

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 года в прусском Данциге (ныне это Гданьск). Он был родом из состоятельной и весьма культурной семьи. Его отец, будучи известным в округе коммерсантом и банкиром, часто колесил по всей стране. Мать пробовала себя в литературном творчестве и была хозяйкой салона, куда нередко захаживали очень знаменитые личности, включая самого Гёте.

Когда Артуру исполнилось девять лет, родители отправили его на учебу в Гавр. Позже мальчика отдали в очень престижную гимназию в Гамберге. Там учились отпрыски знатных немецких коммерсантов. В возрасте пятнадцати лет Шопенгауэр полгода провел в Уимблдоне. Затем последовало дальнейшее обучение в Веймарской гимназии и Гёттингенском университете: там молодой человек изучал естественные науки и философию. В 1811 году Артур перебирается в Берлин и усердно посещает лекции Шлеймахера и Фихте. Через год Шопенгауэр становится доктором философии университета в Йене.

Шопенгауэр и его «философия пессимизма»

Артур Шопенгауэр развивал идею о том, что счастья не существует. Причина тому проста: неосуществленные желания людей причиняют им боль. Если же стремления осуществляются, то ведут лишь к пресыщению. Любые цели философ объявляет лишенными смысла, сравнивая их с «мыльными пузырями». Будучи раздутой до большого размера, цель попросту лопается.

Ключевое место в учении Шопенгауэра занимают вопросы воли и мотивации. Философ спорил с теми учеными, кто на первое место в жизни человека ставил интеллект. Воля – вот что является первоосновой человека, считал Шопенгауэр. Эта вечная субстанция самодостаточна, она не может исчезнуть и определяет, каким будет мир.

Прозванный «философом пессимизма», Шопенгауэр превозносил идеи Гегеля и Фихте. При жизни немецкий философ не находился на первых ролях в научном мире. Однако его труды оказали немалое влияние на пришедшие ему на смену поколения философов.

Свой главный научный труд, получивший название «Мир как воля и представление», Шопенгауэр опубликовал в 1819 году. В этой работе философ отразил свои взгляды на волю как истинную реальность. Годом позже Шопенгауэр стал читать курс лекций в Берлинском университете. Однако ему не удалось привлечь к своим работам того внимания, которое получил его коллега Гегель.

Популярным Шопенгауэр при жизни не был. Однако в 1839 году за конкурсную работу «О свободе человеческой воли» философ был удостоен почетной премии Королевского норвежского научного общества.

Личная жизнь философа

Шопенгауэр сторонился общества и женщин. В его жизни была девушка, которая заронила в чувствительную душу философа зерно женоненавистничества. Однажды молодой человек без памяти влюбился в Каролину Джегерман. Любовь была так сильна, что он даже решил создать семью. Однако его избранница не захотела обременять себя семейными узами с пессимистично настроенным философом. Она попросила Артура оставить ее в покое.

В голове Шопенгауэра молнией блеснула мысль: все женщины по природе своей отличаются глупостью. Эти недалекие существа не способны строить будущее. В женщине философ стал видеть лишь греховность и порок.

На склоне лет

Холодное отношение к идеям Шопенгауэра и личные неурядицы принесли ему разочарование. Он не остался в Берлине, а перебрался во Франкфурт-на-Майне. Официальной причиной переезда стала эпидемия холеры. На новом месте философ провел в полном одиночестве остаток своей жизни. Жители немецкого города надолго запомнили этого весьма неприветливого, излишне мрачного человека. Шопенгауэр обычно был угрюмым и не любил пустые разговоры. Он избегал людей и не доверял им. В человеке Шопенгауэр видел дикое животное, полное страстей, которые сдерживает лишь узда цивилизации.

В 1860 году философ заболел пневмонией; 21 сентября его не стало. Могильный камень философа отличается предельной скромностью. На нем высечена надпись «Артур Шопенгауэр». Интерес к творчеству немецкого мыслителя стал пробуждаться в обществе лишь после его смерти.

+

Артур Шопенгауэр – немецкий философ-иррационалист. Учение Шопенгауэра, основные положения которого изложены в труде «Мир как воля и представление» и других работах, часто называют «пессимистической философией». Считал человеческую жизнь бессмысленной, а существующий мир – «наихудшим из возможных миров».

Мир по Шопенгауэру – это «арена, усыпанная угольями», через которую человеку предстоит пройти. Движущая сила всего – воля к жизни, порождающая желания. Но даже если желания удовлетворены, человек не способен испытывать счастье, вместо этого его ждут пресыщение и скука, а затем новые желания и страдания.

Оригинальные идеи Шопенгауэра получили развитие в различных сферах общественной и научной мысли. Его взгляды повлияли на психоанализ и теорию эволюции, на различные направления философии и изучение структуры языка.

Первый перевод труда Шопенгауэра на русский язык был выполнен в 1903 году литературным критиком Юлием Исаевичем Айхенвальдом, который называл себя критиком-импрессионистом и пользовался большим уважением в литературных кругах. Благодаря переводам Юлия Айхенвальда нам доступны все основные работы Артура Шопенгауэра.

Как и другие книги серии «Великие идеи», книга будет просто незаменима в библиотеке студентов гуманитарных специальностей, а также для желающих познакомиться с ключевыми произведениями и идеями мировой философии и...

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer). Родился 22 февраля 1788 года в Данциге, Пруссия - умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне, Германский союз. Немецкий философ.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы , называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка ), Упанишад, а также , и других. Критиковал своих современников и . Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям , - «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Основной философский труд - «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.

Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер. Мать Артура, Иоганна, была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона.

В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого. В том же 1797 году родилась сестра Артура, Луиза Аделаида Лавиния, или Адель.

В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией.

В 1803 году около полугода обучался в Уимблдоне (Великобритания).

В январе 1805 года начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге. Весной того же года отец Артура погиб при загадочных обстоятельствах.

В 1809 году (после двухлетней подготовки) поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Гёттингене прожил с 1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера.

В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

В 1820 году получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете.

В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне.

В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли» .

В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

В 1843 году Шопенгауэр переиздаёт трактат «Мир как воля и представление» и добавляет к нему второй том.

В годы реакции Шопенгауэр получил долгожданное признание. Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга» .


Был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, пренебрегал элементарными субъективными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений.

Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью.

Временами его охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения, что ему подсунули отравленный нюхательный табак; то спит с оружием в руках и прячет в потайные углы ценные вещи из страха перед грабителями.

Шопенгауэр, как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…». В его библиотеке было 1375 книг. Однако Шопенгауэр весьма критически относился к чтению - в своём произведении «Parerga und Paralipomena» он писал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы. Шопенгауэр с презрением относился к «философам» и «учёным», деятельность которых в основном состоит из цитирования и исследования книг (чем, например, известна схоластическая философия) - он выступает за самостоятельное мышление.

Из книг у Шопенгауэра наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

Произведения Шопенгауэра:

«О четверояком корне закона достаточного основания» (Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813)
«О зрении и цветах» (Über das Sehn und die Farben, 1816)
«Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)
«О воле в природе» (Über den Willen in der Natur, 1836)
«О свободе воли» (Über die Freiheit des menschlichen Willens, 1839)
«Об основе морали» (Über die Grundlage der Moral, 1840)
«Две основные проблемы этики» (нем. Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841)
«Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 - два тома), в составе которого опубликованы, в частности, «Афоризмы житейской мудрости»
«Новые Paralipomena» (1860).



gastroguru © 2017