Слова с непроизносимыми согласными звуками примеры. Непроизносимые согласные в корне слов

В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.

Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.

ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :

блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.

Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».

ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:

искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус

конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’

констатация, констатировать – константа

костный (от кость )косные (взгляды ), закоснелый

лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )

пастбище, пастьбахотяпасу, пас-ти, выпасной

прийти, ноприду, придёт, пришёл

серчать – сердиться; сердечный

скатёрка, скатёрочка – скатерть

склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)

сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )

хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список

чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать

шефствовать(‘быть шефом’)шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )

экскаватор – эскалатор

явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).

Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.

Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.

Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.

1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.

Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.

I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.

II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).

Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.

Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Видео по теме

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

Не слышен звук –

Так проверяй,

опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Злост ный, неизвест ный,

Мест ный, уст ный, чест ный.

Груст ный и ненаст ный,

Радост ный, несчаст ный.

Сол нце, чув ство, празд ник,

Серд це и проказн ик,

Лест ница и звёзд ный,

Здрав ствуйте и позд ний.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет , например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес-ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Вкусный, гласный, интересный ,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте

Способ проверки

Примеры

1. Изменить число

Зуб– зубы , локти -локо ть

2. Изменить падеж

Книжка – книже к

3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

4. Использовать уменьшительные суффиксы

Прут– прути ки, справка – справо чка

5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

Свеж– свежи й, узкий - узо к

6. У глаголов прошедшего времени изменить род

Лез– лез ла, нёс- нес ла

7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

Грызть – грызу , готовь – приготовя т

8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

песчаный – песо к, рожь - ржа ной

Непроизносимые согласные в корне слова

Способ проверки

Примеры

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

Поздний – опозда ть

2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

Тростник – трости

3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

Безжалостный – без жалости

Запомните! Ровесник Сверстник

Примеры для орфографической разминки:

Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка № 1

Колонка №2

10 попла_ки

Колонка №3

Колонка №4

7 бережли_

8 трудолюби_

10 се_ (возраст)

Колонка №5

Колонка №6

1 ужас_ный

2 корыс_ный

3 вкус_ный

4 гиган_ский

5 опас_ный

6 извес_ный

7 чудес_ный

8 окрес_ный

10 поверхнос_ный

1 запас_ный

2 грус_ный

3 редкос_ный

4 целос_ный

5 безмолс_вующий

6 неснос_ный

7 чес_вовать

8 учас_вовать

9 громоз_кий

10 крепос_ной

Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

Упражнение № 8. Проверьте глаголом

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Буква непроизносимого согласного в корне слова
Планируемый результат: применять правила правописания
Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
Безопасный и небесный.
Этих слов не забывайте,
И чудесный, и прекрасный,
Букву «т» в них не вставляйте!

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.
Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.
Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.
Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.
Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
Тростник, прелесный, властный,
Доблестный, ненасный.
Окрестный, усный, месный,
Чудестный, неизвестный.

2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.

3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
Д. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.

5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
Д. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.

6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
Д. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.

7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
Д. вкусные я…ства на столе;
E. ше...ствовать над классом.

8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
Здешний житель –
Пасмурный день –
Печальная картина –
Правдивый ответ –

13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка
прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
Участвовать, участник, участие.
Грустить, грусть, грустинка, грустный.
Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
Крест, крестик, окрестности, окрестные.
Молвить, молва, безмолвствовать.
Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
Счастье, счастливый, счастливчик.

17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Вестник –
Прелестный –
Ненастный –
Тростник –
Здравствуйте –
Свистнуть –
Окрестности –

18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Капустный (________________) ____________.
Областной (_______________) ______________ .
Звёздное (____________) _______________ .
Безжалостный (________________) _____________ .
Доблестный (______________) ___________ .
Известный (______________) _______________ .
Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Опоздать: поздний звонок.
Гигант: _______________________ статуя.
Радость: ______________________ встреча.
Голландия: ________________________ тюльпаны.
Сладость: _________________________ мечты.
Тягость: __________________________ впечатления.
Честь: ___________________ слово.
Корысть: _____________________ цели.

20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

24. Вставьте пропущенные буквы.
Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

25. Вставьте пропущенные буквы
Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город –
(Счастье) встреча –
(Гигант) завод –
(Честь) поступок –
(Прелесть) картина –
(Ярость) ветер –
(Капуста) котлеты –
(Ненастье) погода

27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице –
Житель данной местности –
День праздника –
Человек, который получил известность –

28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен (какой?)
Чудесен (какой?)
Опасен (какой?)
Прекрасен (какой?)
Интересен (какой?)
Вынослив (какой?)
Ужасен (какой?)
Ясен (какой?)

29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
__________ матери лучше ___________ греет.
Беда _________ в его зависти.
Человек трудолюбивый – самый _______ .
Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

33. Спишите, исправив ошибки.
Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.



gastroguru © 2017