Учебное пособие венгер мухина психология. Хвостов А., Проценко Л., Мухина В

ББК 88.8 М92


Рецензенты: доктор психологических наук, профессор М . И . Лисина ; член-корреспондент АПН СССР, доктор психоло­гических наук П . Н . Поддьяков .

Мухина В. С.

Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.

Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)-

Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер­вым звеном системы народного образования, ложится всевоз­растающая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентации.

Настоящий учебник предназначен для ознакомления студен­тов педагогических институтов с основными сторонами и законо­мерностями психического развития ребенка от рождения до по­ступления в школу.

В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опи­рается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие" индиви­дуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; и ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявле­нию ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности.

В учебнике дается понятие о том, что в равные временные про­межутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчлененно в соответствии с прогрессирующей дифференциа­цией психики ребенка. Руководящая идея при построении дан­ного учебника - раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой са­мого процесса развития : его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и пирожных негативных образований. Описательный материал, касающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

При подготовке книги были широко использованы исследова­ния Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Бо-жоиич и их сотрудников, а также многих других советских психо­логов. Привлекались и материалы, содержащиеся в трудах видных представителей зарубежной детской психологии: В. Штерна,

Бюлера, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Брунера и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о воспитании и обучении детей - важнейшая задача человечества. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства. Во многих регионах мира дети лишены почти всех прав даже в тех сферах, которые касаются их жизни.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Общественные и политические деятели, ученые и педагоги разных стран и континентов стремятся к всеобщему осознанию проблем, касающихся положения, условий развития и роли детей в разных обществах и разных культурах. Декларация прав ребенка содер­жит 10 принципов.

    Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. .

    Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным сооб­ражением должно быть наилучшее обеспечение интересов ре­бенка.

    Ребенку должно принадлежать с момента его рождения право на имя и гражданство.

    Ребенок должен пользоваться благами социального обес­печения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и раз­витие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий до-

Рис. 1. Дети разных народов

родовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и меди­цинское обслуживание.

" 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ему ввиду его особого состояния.

    Ребенок для полного и гармоничного развития его лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих ро­дителей и, во всяком случае, в атмосфере любви, моральной и ма­териальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кро­ме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах пуб­личной власти должна лежать обязанность осуществлять осо­бую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы много­детным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

    Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на на­чальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое спо­собствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и индивидуальное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным чле­ном общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публич­ной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объек­том торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятст­вовали бы его физическому, умственному или нравственному

развитию.

10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дис­криминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Принципы, провозглашенные в Декларации прав ребенка, в разных странах осуществляются неоднозначно.

По данным ЮНЕСКО, дети многих стран голодают. В мире половина детей в возрасте до шести лет недоедает. От сильной или частичной нехватки в рационе протеина в основном страдают дети трех регионов: Латинской Америки, Африки, многих стран

В результате голодания обмечается повышенная детская смертность. Кроме того, протеиновый голод приводит детей к так называемому общему маразму , который выражается в полной апатии и неподвижности ребенка, потере его контакта с внешним

Дети многих регионов лишены родительской любви, так как социальные условия жизни создают дефицит общения взрослого с ребенком. Занятость матери и отсутствие отца, который надолго покидает семью в поисках заработка, становятся причиной задерж­ки развития ребенка. Причиной отставания в развитии детей рабочих и безработных в капиталистических странах является классовая дискриминация. Дети отдаляются от своей семьи, создают детские уличные сообщества, в которых господствуют образцы поведения, почерпнутые из буржуазных средств массовой

коммуникации и окружающей социальной микросреды (насилие,

агрессия, секс).

В культуре разных стран и социальных систем воспитание ребенка отражает традиционные ценностные ориентации об­щества.

Как показали многочисленные исследования психологов раз­ных стран мира, в разных культурах содержание потребности в признании имеет разную социальную значимость и различный личностный смысл для самого ребенка. Важно понимать, каковы особенности социальной позиции ребенка в разных культурах.

В некоторых странах национальные и религиозные традиции, представляющие собой в значительной 1 степени отживающие со­циальные институты и религиозные предрассудки, нередко ведут к подавлению индивидуальности ребенка, формированию пассив­ности, фатализма, конформности, равнодушия к социальным воздействиям. На развитие личности ребенка оказывают влияние национальные и религиозные принципы, мифы, табу, которые ведут к подавлению индивидуальности ребенка, формированию пассивности через его ориентацию «быть как все». В результате у детей вырабатываются конформность и отсутствие стремления к достижению.

В развитых капиталистических странах детям внушаются как ценность личная инициатива, доминирование. Поэтому в межличностных отношениях у детей преобладает конкуренция. Кроме того, развиты традиции индивидуализма и агрессивного поведения. В этом случае дети нарочито демонстрируют готовность к аморальному поведению.

В социалистических странах ребенок ограждается от прак­тики, которая может поощрять любую форму дискриминации. Ребенок в социалистических странах воспитывается в соответствии с Декларацией прав ребенка - в духе интернационализма , «<) также в сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Специальными исследованиями было показано, что ребенок уже в три-четыре года на эмоциональном уровне усваивает стерео­типные ориентации своей культуры. В условиях, где существует расовая дискриминация, маленький ребенок может очень быстро стать на позицию представителя «превосходящей расы» и понести м себе набор тех пороков, который порождается психологией «белых», стоящих над другими расами, или стать по другую сторо­ну - на позицию «отверженных», что неизбежно приведет к раз-витию комплекса неполноценности.

Принципы Декларации провозглашают, что ребенку должна быть обеспечена полная возможность для игр и развлечений. Так, для развития ребенка общество создает игрушки, которые определяют особенности содержания детских сюжетных игр, особенности направленности ребенка на мир людей. Если об­щество предлагает агрессивные игрушки (всевозможные гиль­отины и т. п.), то ребенок невольно приобретает вкус к насилию, са­дистским наклонностям. Если ребенок получает в руки игрушку,

предназначенную для Покровительства, заботы, любви, и взрос­лые упражняют его в добрых чувствах, то ребенок через игру приобретает элементы нравственных качеств. Игра со сверстника­ми, специально организованная и направляемая взрослым, обу­чает ребенка социальным отношениям и готовит к будущей взрос­лой жизни. Роль игры как деятельности, изобретенной в челове­ческой культуре для нормального развития ребенка, неоценима. Ребенок должен иметь возможность для игр.

Один из принципов Декларации гласит: «Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство». Право на имя несет в себе двойной смысл: это, во-первых, право на принадлежность к определенной человеческой общности, к определенной культуре и, во-вторых, право на свою индивидуаль­ ность .

Декларация прав ребенка - документ чрезвычайной социаль­ной значимости, его назначение состоит в том, чтобы обратить спе­циальное внимание мировой общественности на проблему детст­ва. Чтобы права детей на гармоничное развитие их личности, на счастливое детство действительно проводились в жизнь, необхо­дим экономический и социальный прогресс во всем мире. Ведь полностью Декларация прав ребенка реализуется лишь в социа­листических странах.

В нашей стране в первые месяцы Советской власти - 20 де­кабря 1917 г.- Народный комиссариат просвещения (Нарком-прос) опубликовал декларацию «О дошкольном воспитании». В ней указывалось, что система дошкольного воспитания в Со­ветской республике становится составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования: «Дошкольное воспитание де­тей есть один из насущнейших вопросов нашего времени. При царском режиме мысль о широком развитии дошкольного воспи­тания, постановке этого дела в общероссийском масштабе встре­чала по весьма понятным причинам мало сочувствия среди власть имущих. Там, где душилось все*живое, все разумно мысля­щее,- там не было и не могло быть места заботам о детях, об их физическом и духовном развитии. Свободная, демократическая Россия в своем строительстве новой, свободной жизни должна в первую очередь позаботиться о слабейших из слабых»".

В СССР с каждым годом неуклонно растет забота о матери и ребенке, развивается система дошкольного воспитания, на содер­жание дошкольных учреждений ассигнуются большие государст­венные средства. Специальные законы и постановления предусмат­ривают расширение сети детских учреждений, усиление их хозяйст­венной базы, увеличение материальной помощи многодетным семьям.

1 Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1977 гг. М., Педагогика, 1974, с. 327.

Строительство детских учреждений осуществляется по типо­вым проектам, для них выпускается все необходимое оборудование, в государственном масштабе решаются вопросы производства игрушек. Большую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и меди­цинского обслуживания детей дошкольного возраста» (май 1959 г.). В соответствии с названным постановлением создан но­вый тип дошкольного учреждения - ясли-сад, который обеспечи­вает всестороннее развитие и воспитание ребенка до поступления в школу. В настоящее время ясли-сады - это наиболее распрост­раненные дошкольные учреждения.

В последние годы во многих городах и районах страны отделы народного образования начали переходить к безотказному приему детей в дошкольные учреждения, создавая реальные возмож­ности для полного охвата детей старшего дошкольного возраста общественным воспитанием и для подготовки их к школеЛ*

В стране также повсеместно развертывается строительство дошкольных учреждений в сельской местности.

Вопросы расширения сети дошкольных учреждений в стране, укрепления их материальной базы нашли отражение в поста­новлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (апрель 1984 г.). В нем также в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечены меры по дальнейшему раз­витию общественного дошкольного воспитания детей, улучшению работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста и обеспечению подготовки их к обучению в школе.

Совершенствование воспитательного процесса в дошкольных учреждениях осуществляется на основе результатов научных исследований в области возрастной психологии и педагогики. Воспитатель, методист, руководитель детского учреждения должны стоять на твердой методологической позиции в понимании условий, определяющих позитивное развитие личности ребенка. При этом они должны быть правильно ориентированными в зако­номерностях психического развития ребенка, владеть методами воздействия на ребенка, помнить о том, что ребенок имеет право на то, чтобы быть счастливым.

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка

§ 1. Предмет детской психологии

Детская психология изучает ребенка. Но ребенка изучают и другие науки, каждая по-своему, со своей особой стороны.

Детскую психологию интересует, как ребенок становится взрослым человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия, наслаждаться произведениями искус-с

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоя­нии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы...

Очень многого не может ребенок. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть , что он может , как он изменяется и что приобре­тает с возрастом.

Развитие ребенка всегда у нас, взрослых, вызывает удивление и радость: сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку, через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько месяцев делает первые шаги. Пусть они робкие и неуверенные, но важно, что он начал их делать. И теперь перед ним открылся новый мир - мир широкого пространства и новых вещей, недостижимых, пока он сидел в манеже. Вот он издает нечленораздельные звуки.

Через месяц-другой мы слышим детский лепет. Проходят дни, и ребенок начинает свое неизменное в тот период «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», так остро волнующее близких. А малыш между тем уже начал произносить и «мама», и «папа», и «дай-дай», и «на». Слов еще мало, их значения расплывчаты, но самое важное, что он начал их произносить, для него открылся путь к богатству человеческого языка.

Взрослые порой поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог - сегодня уже справ­ляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более Сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты , характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Несмотря на различие в развитии отдельных детей, на их индивидуальные особенности, мы всегда находим в них сЩхцее, то, что объединяет всех детей. Все они проходят определенные этапы , или стадии , развития.

Что представляет собой новорожденный? Это совершенно беспомощное существо, не способное прожить и нескольких дней без систематического ухода," не имеющее возможности ни передви­гаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими.

Но вот перед нами ребенок трех лет. Это уже человек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычка­ми, вкусами, нередко упорно утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он овладел не только передвижением в про­странстве и разнообразными движениями рук, но также большим количеством действий с предметами, созданными человеком,- способами употребления одежды, посуды, мебели, карандаша, совочка. Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит грамматически связные предложения, задает бесчис­ленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет и в играх, повторяя в своеобразной форме действия взрослых людей. В области умственного развития он оставил далеко позади самых высокоразвитых животных. Задачи, являющиеся предельно трудными для человекообразных обезьян, для него не представляют труда: он мыслит, используя не только свой маленький личный опыт, но и опыт всего человечества, который постепенно передают ему взрослые.

Проходит еще четыре года, ребенок оказывается у порога школы. И снова мы видим разительные перемены по сравнению с трехлеткой. «Выпускник» детского сада - маленький член человеческого общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласо­вывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищу в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм

общественной морали. Ему стали доступны человеческие пережи­вания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия, но самостоятельно воплощать свои замыслы в играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний, умений и навыков - научился считать (по крайней мере, в пределах десяти), решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность, управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлека­тельно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрение сверстников, похвалу воспита­теля) .

Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в развитии - опережении, задержке или неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины. Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин - важная задача детской психологии.

Детская психология изучает только психическое развитие ребенка, основные компоненты, которые характеризуют каждую ступень психического развития. Увеличения в росте, весе, изменение пропорций тела, совершенствование строения и работы нервной системы, изменения отправлений желез внутренней секреции - все эти стороны развития изучает возрастная анато­мия и физиология.

(Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой прежде всего по доступным и ха­рактерным для них видам деятельности . Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами - стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из куби­ков, рисует, лепит, воссоздает в играх события окружающей жизни, сюжеты любимых сказок.

(Важную сторону психического развития составляет возникно­вение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведение Например, дети второго-третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий. Они не «теорети­ки», а «практики»: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Вот мальчик пытается достать со стола «запрыгнувший» туда мячик. Тянется изо всех сил рукой, но не достает. Рядом линейка. Берет ее, вертит, постукивает по столу. Задевает мячик, тот катится. Ага! Теперь уже ребенок

целенаправленно орудует линейкой. Мячик скатывается на пол -- цель достигнута.

Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Нередко можно видеть, как ребенок довольно четко планирует сложные постройки (дома для кукол, гараж для машины), сообразуя их размеры с назначением (гараж строится таким, чтобы в нем могла поместиться игрушечная машина). Все это говорит о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.

Наконец, ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка.

Поведение маленького ребенка побуждается кратковременны­ми, импульсивными желаниями, зависит от случайных обстоя­тельств. Вот он интенсивно тянется к стоящей вблизи фарфоровой чашке, но как только взрослые, предвидя последствия, уберут этот предмет, ребенок, забыв о прежнем намерении, начинает вдруг раскачиваться в своей качалке или стучать по чему попало подвернувшейся под руку игрушкой. Здесь мы еще не можем говорить о его личности, о том, хороший он или плохой. Совсем другое дело - дошкольник. Его поступки определяются не отдель­ными желаниями и побуждениями, а целой системой мотивов. Положим, пятилетний ребенок играет с кубиками, одновременно сверстники зовут его на улицу, а бабушка просит немного помочь по хозяйству. Он, конечно же, хочет пойти на улицу, но сначала убирает в ящик кубики, затем быстро помогает бабушке и, наконец, выбегает к ребятам. Так может и не быть: ведь дети воспитываются по-разному. Но важно, что ребенок способен поступать сознатель­но, подчиняя одни побуждения другим. Приведенные примеры позволяют подойти к определению предмета детской психологии.

[ Детская психология - наука , изучающая факты и законо­ мерности психического развития ребенка : развития его деятельно­ сти , развития психических процессов и качеств и формирования его личности

Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)
От автора
Предисловие
Раздел первый. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава первая. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка
1. Предмет детской психологии
2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками
Глава вторая. Методы детской психологии
1. Методы научно-психологического изучения развития детей
2. Изучение детей воспитателем детского сада
Глава третья. Основные закономерности психического развития
1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
2. Психическое развитие и деятельность
3. Психическое развитие и обучение
4. Возрастные этапы и периодизация психического развития
5 Индивидуальные особенности психического развития детей
Раздел второй. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Глава четвертая. Психическое развитие ребенка на первом году жизни
1. Новорожденность
2. Младенчество
Глава пятая. Характеристика раннего детства
1. Важнейшие достижения раннего детства
2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве
3. Предпосылки формирования личности в раннем детстве
Раздел третий. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Глава шестая. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
1. Общая характеристика игровой деятельности
2. Роль игры в психическом развитии ребенка
3. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
Глава седьмая. Продуктивные виды деятельности, элементы труда и учения в дошкольном детстве
1. Развитие изобразительной деятельности
2. Содержание детского рисунка
3. Развитие других видов продуктивной деятельности
4. Развитие элементов учебной и трудовой деятельности
Раздел четвертый. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Глава восьмая. Условия развития личности дошкольника
1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника
2. Ребенок в группе сверстников
3. Мальчики и девочки
4. Деятельность и развитие личности дошкольника
Глава девятая. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
1. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов
2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста
Глава десятая. Формирование нравственных качеств личности
1. Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности
2. Роль этических эталонов в формировании личности ребенка
Глава одиннадцатая. Развитие чувств
1. Особенности чувств дошкольника
2. Основные направления развития чувств
Глава двенадцатая. Развитие воли
1. Роль волевых действий в поведении дошкольника
2. Направления развития волевых действий
Раздел пятый. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Глава тринадцатая. Развитие речи в дошкольном возрасте
1. Практическое овладение языком и осознание речи
2. Развитие функций речи
Глава четырнадцатая. Сенсорное развитие дошкольника
1. Развитие ориентировки в свойствах предметов
2. Развитие ориентировки в пространстве и времени
3. Восприятие рисунка
Глава пятнадцатая. Развитие мышления дошкольника
1. Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте
2. Развитие образного мышления дошкольника
3. Усвоение логических форм мышления
Глава шестнадцатая. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти
3. Развитие воображения
Заключение ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Рекомендуемая литератураrn

ББК 88.8 М92

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор М . И . Лисина ; член-корреспондент АПН СССР, доктор психоло­гических наук П . Н . Поддьяков .

Мухина В. С.



Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.
Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)-

Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер­вым звеном системы народного образования, ложится всевоз­растающая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентации.

Настоящий учебник предназначен для ознакомления студен­тов педагогических институтов с основными сторонами и законо­мерностями психического развития ребенка от рождения до по­ступления в школу.

В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опи­рается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие" индиви­дуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; и ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявле­нию ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности.

В учебнике дается понятие о том, что в равные временные про­межутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчлененно в соответствии с прогрессирующей дифференциа­цией психики ребенка. Руководящая идея при построении дан­ного учебника - раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой са­мого процесса развития : его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и пирожных негативных образований. Описательный материал, касающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

При подготовке книги были широко использованы исследова­ния Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Бо-жоиич и их сотрудников, а также многих других советских психо­логов. Привлекались и материалы, содержащиеся в трудах видных представителей зарубежной детской психологии: В. Штерна,

Бюлера, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Брунера и др.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о воспитании и обучении детей - важнейшая задача человечества. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства. Во многих регионах мира дети лишены почти всех прав даже в тех сферах, которые касаются их жизни.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Общественные и политические деятели, ученые и педагоги разных стран и континентов стремятся к всеобщему осознанию проблем, касающихся положения, условий развития и роли детей в разных обществах и разных культурах. Декларация прав ребенка содер­жит 10 принципов.


  1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей
    Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми
    детьми без различия или дискриминации по признаку расы, цвета
    кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
    национального или социального происхождения, имущественного
    положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося
    самого ребенка или его семьи. .

  2. Ребенку законом и другими средствами должна быть
    обеспечена специальная защита и предоставлены возможности
    и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться
    физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном
    отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы
    и достоинства. При издании с этой целью законов главным сооб­ражением должно быть наилучшее обеспечение интересов ре­бенка.

  3. Ребенку должно принадлежать с момента его рождения
    право на имя и гражданство.

  4. Ребенок должен пользоваться благами социального обес­печения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и раз­витие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть
    обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий до-
4

Рис. 1. Дети разных народов

родовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и меди­цинское обслуживание.

" 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ему ввиду его особого состояния.


  1. Ребенок для полного и гармоничного развития его лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это
    возможно, расти на попечении и под ответственностью своих ро­дителей и, во всяком случае, в атмосфере любви, моральной и ма­териальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кро­ме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства,
    быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах пуб­личной власти должна лежать обязанность осуществлять осо­бую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих
    достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы много­детным семьям предоставлялись государственные или иные
    пособия на содержание детей.

  2. Ребенок имеет право на получение образования, которое
    должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на на­чальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое спо­собствовало бы его общему культурному развитию и благодаря
    которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и индивидуальное суждение, а также сознание
    моральной и социальной ответственности и стать полезным чле­ном общества.
5

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публич­ной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объек­том торговли в какой бы то ни было форме .

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятст­вовали бы его физическому, умственному или нравственному

развитию.

10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дис­криминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Принципы, провозглашенные в Декларации прав ребенка, в разных странах осуществляются неоднозначно.

По данным ЮНЕСКО, дети многих стран голодают. В мире половина детей в возрасте до шести лет недоедает. От сильной или частичной нехватки в рационе протеина в основном страдают дети трех регионов: Латинской Америки, Африки, многих стран


В результате голодания обмечается повышенная детская смертность. Кроме того, протеиновый голод приводит детей к так называемому общему маразму , который выражается в полной апатии и неподвижности ребенка, потере его контакта с внешним

миром.


Дети многих регионов лишены родительской любви, так как социальные условия жизни создают дефицит общения взрослого с ребенком. Занятость матери и отсутствие отца, который надолго покидает семью в поисках заработка, становятся причиной задерж­ки развития ребенка. Причиной отставания в развитии детей рабочих и безработных в капиталистических странах является классовая дискриминация. Дети отдаляются от своей семьи, создают детские уличные сообщества, в которых господствуют образцы поведения, почерпнутые из буржуазных средств массовой

коммуникации и окружающей социальной микросреды (насилие,

агрессия, секс).
В культуре разных стран и социальных систем воспитание ребенка отражает традиционные ценностные ориентации об­щества.

Как показали многочисленные исследования психологов раз­ных стран мира, в разных культурах содержание потребности в признании имеет разную социальную значимость и различный личностный смысл для самого ребенка. Важно понимать, каковы особенности социальной позиции ребенка в разных культурах.

В некоторых странах национальные и религиозные традиции, представляющие собой в значительной 1 степени отживающие со­циальные институты и религиозные предрассудки, нередко ведут к подавлению индивидуальности ребенка, формированию пассив­ности, фатализма, конформности, равнодушия к социальным воздействиям. На развитие личности ребенка оказывают влияние национальные и религиозные принципы, мифы, табу, которые ведут к подавлению индивидуальности ребенка, формированию пассивности через его ориентацию «быть как все». В результате у детей вырабатываются конформность и отсутствие стремления к достижению.

В развитых капиталистических странах детям внушаются как ценность личная инициатива, доминирование. Поэтому в межличностных отношениях у детей преобладает конкуренция. Кроме того, развиты традиции индивидуализма и агрессивного поведения. В этом случае дети нарочито демонстрируют готовность к аморальному поведению.

В социалистических странах ребенок ограждается от прак­тики, которая может поощрять любую форму дискриминации. Ребенок в социалистических странах воспитывается в соответствии с Декларацией прав ребенка - в духе интернационализма , «

Специальными исследованиями было показано, что ребенок уже в три-четыре года на эмоциональном уровне усваивает стерео­типные ориентации своей культуры. В условиях, где существует расовая дискриминация, маленький ребенок может очень быстро стать на позицию представителя «превосходящей расы» и понести м себе набор тех пороков, который порождается психологией «белых», стоящих над другими расами, или стать по другую сторо­ну - на позицию «отверженных», что неизбежно приведет к раз-витию комплекса неполноценности.

Принципы Декларации провозглашают, что ребенку должна быть обеспечена полная возможность для игр и развлечений. Так, для развития ребенка общество создает игрушки, которые определяют особенности содержания детских сюжетных игр, особенности направленности ребенка на мир людей. Если об­щество предлагает агрессивные игрушки (всевозможные гиль­отины и т. п.), то ребенок невольно приобретает вкус к насилию, са­дистским наклонностям. Если ребенок получает в руки игрушку ,

предназначенную для Покровительства, заботы, любви, и взрос­лые упражняют его в добрых чувствах, то ребенок через игру приобретает элементы нравственных качеств. Игра со сверстника­ми, специально организованная и направляемая взрослым, обу­чает ребенка социальным отношениям и готовит к будущей взрос­лой жизни. Роль игры как деятельности, изобретенной в челове­ческой культуре для нормального развития ребенка, неоценима. Ребенок должен иметь возможность для игр.

Один из принципов Декларации гласит: «Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство». Право на имя несет в себе двойной смысл: это, во-первых, право на принадлежность к определенной человеческой общности, к определенной культуре и, во-вторых, право на свою индивидуаль­ ность .

Декларация прав ребенка - документ чрезвычайной социаль­ной значимости, его назначение состоит в том, чтобы обратить спе­циальное внимание мировой общественности на проблему детст­ва. Чтобы права детей на гармоничное развитие их личности, на счастливое детство действительно проводились в жизнь, необхо­дим экономический и социальный прогресс во всем мире. Ведь полностью Декларация прав ребенка реализуется лишь в социа­листических странах.

В нашей стране в первые месяцы Советской власти - 20 де­кабря 1917 г.- Народный комиссариат просвещения (Нарком-прос) опубликовал декларацию «О дошкольном воспитании». В ней указывалось, что система дошкольного воспитания в Со­ветской республике становится составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования: «Дошкольное воспитание де­тей есть один из насущнейших вопросов нашего времени. При царском режиме мысль о широком развитии дошкольного воспи­тания, постановке этого дела в общероссийском масштабе встре­чала по весьма понятным причинам мало сочувствия среди власть имущих. Там, где душилось все*живое, все разумно мысля­щее,- там не было и не могло быть места заботам о детях, об их физическом и духовном развитии. Свободная, демократическая Россия в своем строительстве новой, свободной жизни должна в первую очередь позаботиться о слабейших из слабых»".

В СССР с каждым годом неуклонно растет забота о матери и ребенке, развивается система дошкольного воспитания, на содер­жание дошкольных учреждений ассигнуются большие государст­венные средства. Специальные законы и постановления предусмат­ривают расширение сети детских учреждений, усиление их хозяйст­венной базы, увеличение материальной помощи многодетным семьям.

1 Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1977 гг. М., Педагогика, 1974, с. 327.

6
Строительство детских учреждений осуществляется по типо­вым проектам, для них выпускается все необходимое оборудование, в государственном масштабе решаются вопросы производства игрушек. Большую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и меди­цинского обслуживания детей дошкольного возраста» (май 1959 г.). В соответствии с названным постановлением создан но­вый тип дошкольного учреждения - ясли-сад, который обеспечи­вает всестороннее развитие и воспитание ребенка до поступления в школу. В настоящее время ясли-сады - это наиболее распрост­раненные дошкольные учреждения.

В последние годы во многих городах и районах страны отделы народного образования начали переходить к безотказному приему детей в дошкольные учреждения, создавая реальные возмож­ности для полного охвата детей старшего дошкольного возраста общественным воспитанием и для подготовки их к школеЛ*

В стране также повсеместно развертывается строительство дошкольных учреждений в сельской местности.

Вопросы расширения сети дошкольных учреждений в стране, укрепления их материальной базы нашли отражение в поста­новлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (апрель 1984 г.). В нем также в соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечены меры по дальнейшему раз­витию общественного дошкольного воспитания детей, улучшению работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста и обеспечению подготовки их к обучению в школе.

Совершенствование воспитательного процесса в дошкольных учреждениях осуществляется на основе результатов научных исследований в области возрастной психологии и педагогики. Воспитатель, методист, руководитель детского учреждения должны стоять на твердой методологической позиции в понимании условий, определяющих позитивное развитие личности ребенка. При этом они должны быть правильно ориентированными в зако­номерностях психического развития ребенка, владеть методами воздействия на ребенка, помнить о том, что ребенок имеет право на то, чтобы быть счастливым.

Раздел первый


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

§ 1. Предмет детской психологии

Детская психология изучает ребенка. Но ребенка изучают и другие науки, каждая по-своему, со своей особой стороны.

Детскую психологию интересует, как ребенок становится взрослым человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия, наслаждаться произведениями искус-с

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоя­нии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы...

Очень многого не может ребенок. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть , что он может , как он изменяется и что приобре­тает с возрастом.

Развитие ребенка всегда у нас, взрослых, вызывает удивление и радость: сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку, через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько месяцев делает первые шаги. Пусть они робкие и неуверенные, но важно, что он начал их делать. И теперь перед ним открылся новый мир - мир широкого пространства и новых вещей, недостижимых, пока он сидел в манеже. Вот он издает нечленораздельные звуки.

Через месяц-другой мы слышим детский лепет. Проходят дни, и ребенок начинает свое неизменное в тот период «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», так остро волнующее близких. А малыш между тем уже начал произносить и «мама», и «папа», и «дай-дай», и «на». Слов еще мало, их значения расплывчаты, но самое важное, что он начал их произносить, для него открылся путь к богатству человеческого языка.

Взрослые порой поражаются «уму» ребенка. Но секрет здесь не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог - сегодня уже справ­ляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более Сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты , характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Несмотря на различие в развитии отдельных детей, на их индивидуальные особенности, мы всегда находим в них сЩхцее, то, что объединяет всех детей. Все они проходят определенные этапы , или стадии , развития.

Что представляет собой новорожденный? Это совершенно беспомощное существо, не способное прожить и нескольких дней без систематического ухода," не имеющее возможности ни передви­гаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими.

Но вот перед нами ребенок трех лет. Это уже человек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычка­ми, вкусами, нередко упорно утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он овладел не только передвижением в про­странстве и разнообразными движениями рук, но также большим количеством действий с предметами, созданными человеком,- способами употребления одежды, посуды, мебели, карандаша, совочка. Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит грамматически связные предложения, задает бесчис­ленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет и в играх, повторяя в своеобразной форме действия взрослых людей. В области умственного развития он оставил далеко позади самых высокоразвитых животных. Задачи, являющиеся предельно трудными для человекообразных обезьян, для него не представляют труда: он мыслит, используя не только свой маленький личный опыт, но и опыт всего человечества, который постепенно передают ему взрослые.

Проходит еще четыре года, ребенок оказывается у порога школы . И снова мы видим разительные перемены по сравнению с трехлеткой. «Выпускник» детского сада - маленький член человеческого общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласо­вывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищу в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм

общественной морали. Ему стали доступны человеческие пережи­вания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия, но самостоятельно воплощать свои замыслы в играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний, умений и навыков - научился считать (по крайней мере, в пределах десяти), решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность, управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлека­тельно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрение сверстников, похвалу воспита­теля) .

Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в развитии - опережении, задержке или неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины. Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин - важная задача детской психологии.

Детская психология изучает только психическое развитие ребенка, основные компоненты, которые характеризуют каждую ступень психического развития. Увеличения в росте, весе, изменение пропорций тела, совершенствование строения и работы нервной системы, изменения отправлений желез внутренней секреции - все эти стороны развития изучает возрастная анато­мия и физиология.

(Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой прежде всего по доступным и ха­рактерным для них видам деятельности . Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами - стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из куби­ков, рисует, лепит, воссоздает в играх события окружающей жизни, сюжеты любимых сказок.

(Важную сторону психического развития составляет возникно­вение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведение Например, дети второго-третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий. Они не «теорети­ки», а «практики»: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Вот мальчик пытается достать со стола «запрыгнувший» туда мячик. Тянется изо всех сил рукой, но не достает. Рядом линейка. Берет ее, вертит, постукивает по столу. Задевает мячик, тот катится. Ага! Теперь уже ребенок

целенаправленно орудует линейкой. Мячик скатывается на пол -- цель достигнута.

Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Нередко можно видеть, как ребенок довольно четко планирует сложные постройки (дома для кукол, гараж для машины), сообразуя их размеры с назначением (гараж строится таким, чтобы в нем могла поместиться игрушечная машина). Все это говорит о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.

Наконец, ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка.

Поведение маленького ребенка побуждается кратковременны­ми, импульсивными желаниями, зависит от случайных обстоя­тельств. Вот он интенсивно тянется к стоящей вблизи фарфоровой чашке, но как только взрослые, предвидя последствия, уберут этот предмет, ребенок, забыв о прежнем намерении, начинает вдруг раскачиваться в своей качалке или стучать по чему попало подвернувшейся под руку игрушкой. Здесь мы еще не можем говорить о его личности, о том, хороший он или плохой. Совсем другое дело - дошкольник. Его поступки определяются не отдель­ными желаниями и побуждениями, а целой системой мотивов. Положим, пятилетний ребенок играет с кубиками, одновременно сверстники зовут его на улицу, а бабушка просит немного помочь по хозяйству. Он, конечно же, хочет пойти на улицу, но сначала убирает в ящик кубики, затем быстро помогает бабушке и, наконец, выбегает к ребятам. Так может и не быть: ведь дети воспитываются по-разному. Но важно, что ребенок способен поступать сознатель­но, подчиняя одни побуждения другим. Приведенные примеры позволяют подойти к определению предмета детской психологии.

[ Детская психология - наука , изучающая факты и законо­ мерности психического развития ребенка : развития его деятельно­ сти , развития психических процессов и качеств и формирования его личности

§ 2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками

[_Изучая развитие психики ребенка, детская психология исполь­зует данные ряда других наук и, в свою очередь , дает материал, имеющий для них важное значение

Советская детская психология" опирается на марксистско - ленинскую философию - диалектический и исторический материа­ лизм , - вскрывающую наиболее общие законы развития явлений в природе и обществе, доказывающую общественную обусловлен­ность человеческого сознания. Знание общих законов развития помогает детской психологии найти правильный подход к изучению психического развития ребенка, выявить, как возникает сознание,

каким образом ребенок, рождающийся «природным существом», становится членом общества, смотрящим на мир сквозь призму человеческого опыта.])

В то же время детальное изучение детского развития, особенно того, как ребенок познает окружающий мир, помогает более глубоко понять общую природу человеческого познания. В. И. Ле­нин указывал, что история умственного развития ребенка является одной из тех областей знания, из которых складывается общая теория познания и диалектика 1 .

(Детская психология опирается на те знания о психике человека, которые дает общая психология . Например, выделение таких сторон психологического изучения ребенка, как его деятельность, психические процессы и состояния, свойства личности, стало возможным благодаря тому, что эти стороны были выделены и описаны в общей психологии. В свою очередь, общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без знания того, как возникают и развиваются его психические свойства. Многие закономерности психики взрослого вообще нельзя понять, если не изучить их происхождения. Например, зрительное восприятие предметов и явлений происходит очень быстро, и сам человек совершенно не осознает, что он делает для того, чтобы увидеть и определить форму или величину предмета. Возникает впечатление, что восприятие - это просто мгновенное «схватывание» того, что находится перед глазами. Так и думали раньше многие психологи. И только внимательное изучение развития зрительного восприятия у детей позволило установить, что восприятие - это сложное действие, которое у взрослого протекает в автоматизированной, «свернутой» форме и потому не осознается им. Будучи самостоятельной отраслью психологии, детская психология является, таким образом, и особым методом изучения психики - генетическим методом , дающим возможность устанавливать общепсихологические закономерности.

/Детская психология постоянно использует достижения воз­ растной анатомии и физиологии , особенно данные о развитии нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Нормальное созревание и функционирование нервной системы составляет важнейшее условие психического развития. Без совершенствования работы мозга, являющегося органом психики, психическое развитие оказалось бы вообще невозможным. Психо­логу необходимо знать, как происходит такое совершенствование/ Знания в области детской психологии входят в состав научных основ педагогики . «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,- писал К. Д. Ушинский.- то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 2 . Основная задача

1 См.: Ленин В . И . Конспект книги Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфеса».- Поли. собр. соч., т. 29, с. 314.

2 Ушинский К - Д. Человек как предмет воспитания.- Собр. соч. в 11-ти т. М,- Л.. 1950. т. 8. с. 23

14

советской педагогики - обеспечить всестороннее развитие детей, подготовить их к жизни в коммунистическом обществе. Но чтобы разрешить эту задачу, необходимо знать общие закономерности развития, влияние, которое оказывают на него разные условия, применяемые педагогом средства и методы воспитания. Иначе педагогике придется действовать вслепую, постепенно нащупывая наиболее эффективные пути воздействия на ребенка.

^Знание детской психологии необходимо и для практики обучения и воспитания детей. Важнейшим условием успешного проведения образовательно-воспитательной работы в детском саду является понимание закономерностей психического развития ребенка, знание эмоциональных и умственных особенностей детей, а также их склонностей и интересов. Знание психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, руководить их развитием, помогает предостеречь работников детского сада от многих ошибок в воспитании. Психология научит вдумчивого воспитателя найти подход не только к общительным, но ц, а к мало­контактным, трудным детям^ Наблюдая поведение трудных детей, воспитатель увидит, что один из малышей труден не из-за плохого характера, а из-за того, что он не может сосредоточить внимание на занятии, проводимом воспитателем. Другой оказывается негативи-стом, противоречит не только сверстникам, но и взрослым. Третий слишком застенчив и поэтому кажется умственно отсталым. Выявив, что лежит в основе особенностей поведения каждого ребенка, воспитатель сможет найти средства преодоления трудно­стей.

(Изучение психологии сделает самого воспитателя более тонким наблюдателем, готовым не только понять ребенка, но и поддержать и развить все его лучшие качества./

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет"

И скусствовед Аркин

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 1 июля 1889 года в состоятельной семье и получила неплохое домашнее образование. Её мать была француженкой, отец был даровитым художником-любителем и и нтерес к искусству Вера унаследовала от него. С музыкой отношения у нее не сложились: Верочке казалось, что отцу не нравится, как она играет, а занятия дочки рисованием он поощрял. Детские годы Вера Мухина прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжёлой болезни матери. Когда Вере исполнилось три года, её мать умерла от туберкулёза, и отец увёз дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства: перебрался в Курск.

Вера Мухина - курская гимназистка

В 1904 у Веры умер отец. В 1906 Мухина закончила гимназию и переехала в Москву . У неё уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 Вера — ученица частной студии известного пейзажиста Юона. В эти годы впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, Вера Мухина посещает студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 Мухина переходит в студию живописца Машкова.
В начале 1912 Вера Ингатьевна гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» лицо, на которое Вера боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. Она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого скульптора Бурделя, параллельно посещала академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси.
В 1914 Вера Мухина совершила поездку по Италии и поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой в Россию, она создаёт первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и реквием по погибшим.



Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестёр и в 1915-17 работает в госпитале. Там она встретила и своего суженого: Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского (с 1923 возглавил ОГПУ), которому он помог в 1907 покинуть Россию. «Эх, Алексей, - сказал ему Менжинский, - ты в 1905 был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».


Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной».

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы: «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто оценил эти работы. Мухина круто меняет сферу деятельности и обращается к прикладному искусству.

Мухинские вазы

Вера Мухина сближаетс я с авангардистскими художниками Поповой и Экстер. С ними Мухина делает эскизы для нескольких постановок Таирова в Камерном театре и занимается промышленным дизайном. Вера Игнатьевна разрабатывала этикетки с Ламановой , книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. На Парижской выставке 1925 года коллекция одежды , созданная по эскизам Мухиной, была удостоена Гран-при.

Икар. 1938

"Если теперь мы оглянемся назад и постараемся ещё раз с кинематографической быстротой обозреть и спрессовать десятилетие жизни Мухиной, — пишет П.К. Суздалев, — прошедшее после Парижа и Италии, то перед нами возникнет необычайно сложный и бурный период формирования личности и творческих поисков незаурядного художника новой эпохи, художника-женщины, формирующейся в огне революции и труде, в неудержимом стремлении вперёд и мучительном преодолении сопротивления старого мира. Стремительно-порывистое движение вперёд, в неизведанное, вопреки силам сопротивления, навстречу ветру и буре — это сущность духовной жизни Мухиной пройденного десятилетия, пафос её творческой натуры. "

От рисунков-эскизов фантастических фонтанов („Женская фигура с кувшином“) и „пламенных“ костюмов к драме Бенелли „Ужин шуток“, от предельной динамичности „Стрелка из лука“ она приходит к проектам памятников „Освобождённому Труду“ и „Пламя Революции“, где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть ещё не вполне найденную и разрешённую, но образно наполненную. Так рождается «Юлия» - по имени балерины Подгурской, служившей постоянным напоминанием о формах и пропорциях женского тела, потому что Мухина очень сильно переосмыслила и трансформировала модель. «Она была не такая тяжелая», - говорила Мухина. Утонченное изящество балерины уступило в «Юлии» крепости сознательно утяжеленных форм. Под стекой и стамеской скульптора родилась не просто красивая женщина, но эталон здорового, полного энергии гармонически сложенного тела.
Суздалев: «„Юлия“, как назвала свою статую Мухина, строится по спирали: все шаровидные объёмы — голова, грудь, живот, бёдра, икры ног, — всё, вырастая друг из друга, развёртывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объёмы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух „Юлия“ — не балерина, мощь её упругих, сознательно утяжелённых форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».

В 1930 налаженная жизнь Мухиной резко ломается: по ложному обвинению арестовывают её мужа, известного врача Замкова. После суда его высылают в Воронеж и Мухина вместе с десятилетним сыном едет вслед за мужем. Лишь после вмешательства Горького, через четыре года, она вернулась в Москву. Позже Мухина создала эскиз надгробного памятника Пешкову.


Портрет сына. 1934 Алексей Андреевич Замков. 1934

Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создаёт архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.


В.И. Мухина среди студентов-второкурсников Вхутеина
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создаёт галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика Алексея Николаевича Крылова (1945), ныне украшающий его надгробие.

Плечи и голова Крылова вырастают из золотистой глыбы карагача, как бы возникая из естественных наростов кряжистого дерева. Местами резец скульптора скользит по сколам дерева, подчеркивая их форму. Возникает свободный и непринужденный переход от необработанной части кряжа к плавным пластическим линиям плеч и мощному объему головы. Цвет карагача придает особую, живую теплоту и торжественную декоративность композиции. Голова Крылова в этой скульптуре явно ассоциируется с образами древнерусского искусства, и в то же время - это голова интеллигента, ученого. Старости, физическому угасанию противопоставлена сила духа, волевая энергия человека, отдавшего всю свою жизнь на служение мысли. Его жизнь почти прожита - и он почти завершил то, что должен был сделать.

Балерина Марина Семёнова. 1941.


В полуфигурном портрете Семёновой, балерина изображена в состоянии внешней неподвижности и внутренней собранности перед выходом на сцену. В этом моменте "вхождения в образ" Мухина раскрывает уверенность артистки, находящейся в расцвете своего прекрасного дарования - ощущение молодости, таланта и полноты чувства. Мухина отказывается от изображения танцевального движения, считая что в нём исчезает собственно портретная задача.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, - говорила Мухина на антифашистском митинге. - Знаем Жанну д"Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову... Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дня битв с фашизмом, - знаменательно. Наша советская женщина сознательно идет на подвиги. Я говорю не только о таких женщинах и девушках-богатырях, как Зоя Космодемьянская, Елизавета Чайкина, Анна Шубенок, Александра Мартыновна Дрейман - можайская партизанка-мать, принесшая в жертву родине сына и свою жизнь. Я говорю и о тысячах безвестных героинь. Разве не героиня, например, любая ленинградская домашняя хозяйка, которая в дни осады своего родного города отдавала последнюю крошку хлеба мужу или брату, или просто соседу-мужчине, который делал снаряды?»

После войны Вера Игнатьевна Мухина выполняет два крупных официальных заказа: создаёт памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Обе эти работы отличаются академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.



Проект памятника П.И. Чайковскому. 1945. Слева - "Пастушок" - горельеф к памятнику.

Вера Игнатьевна исполнила и мечту юности. фигурка сидящей девушки , сжавшаяся в комочек, поражает пластичностью, певучестью линий. Чуть приподнятые колени, скрещенные ноги, вытянутые руки, изогнувшаяся спина, опущенная голова. Плавная, чем-то неуловимо перекликающаяся с «белым балетом» скульптурка. В стекле она сделалась еще изящнее и музыкальнее, приобрела завершенность.



Сидящая фигурка. Стекло. 1947

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulpto...479-vera-ignatevna-muhina.html

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища.


Памятник Собинову на московском Новодевичьем кладбище

Основная масса творческих находок и замыслов Веры Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьк их слез бессилия творца и женщины.

Вера Мухина. Портрет художника Михаила Нестерова

«Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все - сам» , - говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла н е уступить его настоятельному желанию».

Борей . 1938

Нестеров написал ее за лепкой «Борея»: «Я работала непрерывно, пока он писал. Разумеется, я не могла начать что-нибудь новое, но я дорабатывала... как верно выразился Михаил Васильевич, взялась штопать» .

Нестеров писал охотно, с удовольствием. «Что-то выходит», - сообщал он С.Н. Дурылину. Исполненный им портрет удивителен по красоте композиционного решения (Борей, срываясь со своего пьедестала, словно летит к художнице), по благородству цветовой гаммы: темно-синий халат, из-под него белая кофточка; чуть уловимая теплота ее оттенка спорит с матовой бледностью гипса, которую еще усиливают играющие на нем синевато-лиловые блики от халата.

За несколько лет пе ред этим Нестеров написал Шадра: «Она и Шадр лучшие и, быть может, единственные у нас настоящие ваятели, - говорил он. - Он талантливее и теплее, она - умнее и мастеровитее». Такой он и старался показать ее - умной и мастеровитой. С внимательными, будто взвешивающими фигурку Борея глазами, сосредоточенно сведенными бровями, чуткими, умеющими рассчитать каждое движение руками.

Не рабочая блуза, но аккуратная, даже нарядная одежда - как эффектно заколот бант блузки круглой красной брошкой. Шадр у него куда мягче, проще, откровеннее. До костюма ли ему - он за работой! И все же портрет далеко вышел из рамок, спервоначалу намеченных мастером. Нестеров знал это и был рад этому. Не об умной мастеровитости говорит портрет - о творческой фантазии, обуздываемой волей; о страсти, сдержив аемой разумом. О самой сути души художницы.

Интересно сравнить этот портрет с фотографиями , сделанными с Мухиной во время работы. Потому что, хоть Вера Игнатьевна и не пускала фотографов в мастерскую, такие снимки есть - их делал Всеволод.

Фотография 1949 - работает над статуэткой «Корень в роли Меркуцио». Сведенные брови, поперечная складка на лбу и та же напряженная устремленность взгляда, что и в портрете Нестерова. Так же чуть вопросительно и вместе с тем решительно сложены губы.

Та же горячая сила прикосновения к фигурке, страстное стремление влить в нее через трепет пальцев живую душу.

Ещё сообщение

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1988.

Детская психология /Под ред. Я. Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 1988.

Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург, 1995.

Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

Мухина B.C . Детская психология. /Под ред. ЛА.Венгера. -М., 1986.

Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. -М., 1983.

Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.

Российская педагогическая энциклопедия. -М., 1993.-Т. 1.

Эльконин Д.Б . Детская психология. - М., 1960.

Приложения. ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Развитие психики ребенка первых семи лет жизни - предмет дошкольной психологии. Детская психология как часть возрастной психологии.

Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка.

Методологические основы детской психологии. Методологические принципы изучения психики ребенка: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности, гуманизм и педагогический оптимизм, историзм, комплексность, системность, систематичность и последовательность, научность и объективность, индивидуальный и личностный подход.

Задачи детской психологии.

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие в свете законов диалектики как процесс усвоения, присвоения общественно-исторического опыта.

Основные закономерности психического развития: неравномерность, скачкообразность, стадиальность и наличие сензитивных периодов; дифференциация и интеграция; кумулятивность психических особенностей; пластичность и возможность компенсации; единство общего и индивидуального в психическом развитии.

Предпосылки и условия психического развития.

Наследственные особенности и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития. Задатки и способности.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие. Социальная среда: макро-, микро-, мезосреда как источник психического развития. Роль семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии.

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Детерминированность психического развития условиями жизни и воспитания. Условия эффективности воспитания и обучения. Взаимосвязь обучения и развития.

Роль собственной активности ребенка и различных видов деятельности в психическом развитии. Понятие и признаки ведущей деятельности.



Противоречия как движущие силы психического развития.

Понятие возраста в социальной ситуации развития. Возрастные и сензитивные периоды. Переходные и кризисные периоды. Подходы к построению возрастной периодизации.

Основные понятия. Психическое развитие, деятельность, ведущая деятельность, биологический и социальный фактор психического развития, предпосылки, условия и движущие силы психического развития, сензитивный период, онтогенез, общение, обучение, воспитание, интериоризация, возраст, социальная ситуация развития, кризис, переходный период, новообразование, периодизация психического развития.



gastroguru © 2017