Конспект урока нервная регуляция работы внутренних органов. Конспект урока "Основные механизмы нервной регуляции

Тема урока: Регуляция функций в организме

Цели урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организмов, сформировать представление о нейроне, рефлексе, нейрогуморальной регуляции, рефлекторном принципе работы нервной системы.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, через сравнение, обобщение, выделение главного, развития речевой деятельности, внимания.

Воспитательная: формировать навыки культуры общения, прививать любовь к своей малой родине.

Метапредметная: развивать понятие цели и задачи, знания и информация

Основные понятия: нейрон, рефлекс, нервная система, раздражимость, нейрогуморальная регуляция.

Тип урока: проблемно – поисковый с элементами ИКТ

Оборудование:

Компьютер, проектор, милицейский жезл, дирижерская палочка, модель мозга человека, презентация »Регуляция функций в организме», видеофрагмент «Раздражимость амебы и инфузории туфельки», карточки с заданиями, клей, бумага, мыслительные листы.

Ход урока:

I . Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в инновационный центр «Сколково». (слайд 1)

В этот центр входят 5 кластеров, целью которых является разработка новых вычислительных методов, новых методов управления знаниями, планирование биологических и клинических экспериментов. (слайд 2)

Сегодня вы станете кандидатами в резиденты одного из крупнейших кластеров- биомедицинских технологий. На ваших столах лежат зеленые кандидатские карточки. Впишите в правый верхний угол свою фамилию и имя. В ходе работы в нашей научной лаборатории вы будете получать бонусные баллы, которые я с помощью печати буду вносить в ваши карточки. Эти бонусные баллы в конце нашей работы можно будет обменять на оценку.

II .Погружение в тему

Посмотрите на два предмета в моих руках. Это милицейский жезл и дирижерская палочка. Эти предметы помогают людям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. На мыслительных листах напишите слова – ассоциации, которые характеризуют функции этих предметов.

Какие ассоциации у вас возникли? (запись слов – ассоциаций на доске)

Как вы думаете, как эти слова – ассоциации связаны с темой нашего исследования?

Как вы определите тему нашего научного исследования? (слайд 3)

Как вы считаете, только ли к живым организмам применимо понятие регуляция?

Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь понятием регуляция?

III . Постановка цели и определение задач урока

Любое исследование начинается с определения цели и задач.

Что такое цель?

Что такое задача? Как вы определите цель нашего исследования?

(Выяснить, как осуществляется регуляция функций в живых организмах)

Какие задачи вытекают из поставленной цели?

Определить, какие системы органов участвуют в регуляции функций.

Какие механизмы лежат в основе регуляции функций в организме.

Какие системы органов животных исполняют роль регулировщика и дирижера?(слайд4)

Из перечня имеющихся у вас ассоциаций подчеркните те, которые соответствуют функциям нервной и эндокринной систем.

IV . Актуализация знаний учащихся

1.Какая регуляция функций называется гуморальной?

2.Посмотрите внимательно на слайд. Чем обусловлена разница в росте одного из самых высоких и самого низкого человека планеты Земля? (слайд 5)

3.Республика Адыгея относится к разряду йододефициттных регионов России. Какую опасность несет недостаток йода в пище?

4.Какими путями можно решить эту проблему?

5.Просмотр видеофрагмета «Раздражимость амебы и инфузории туфельки». Какое свойство живых организмов иллюстрирует этот эксперимент? Всем ли живым организмам присуща раздражимость?

Привидите примеры раздражимости у растений и бактерий.

V .Изучение нового материала

1.Строение нейрона (слайд 6-7)

Посмотрите внимательно на слайд. Что вы там видите? Это клетки, которые есть в телах большинства животных и человека. Что это за клетки?

Чтобы ответить на этото вопрос откройте учебник параграф 27, прочтите второй абзац и ответьте на вопрос: «Как называются эти клетки?» Запишите определение понятия нейрон в тетрадь на печатной основе.

Дает ли определение нейрон полное представление о этих клетках? На основе прочитанного материала дополните схему в тетради на печатной основе подписями и сформулируйте понятие нейрон. Запишите его в тетради на печатной основе.

2.Рефлекс. (слайд 8)

Если тело гидры уколоть иголкой, то оно сожмется. Как вы думаете, как называется эта реакция? Найдите определение рефлекса в учебнике, прочтите определения рефлекса, которые даны в различных энциклопедических словарях. Проанализируйте эти определения. Сформулируте и запишите понятие рефлекс в тетрадь на печатной основе.

Чем отличается рефлекс от раздражимости?

Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфульки? А у растений?

3.Минута мысли (слайд 9)

Каждый отдел нашей научной лаборатории получает карточки, на которых написаны примеры проявления различных ответных реакций организмов. Ваша задача, определить, где проявление раздражимости, а где рефлекса и записать соответствующие цифры в карточку (дети работают в парах). Затем проводим самопроверку и выставляем бонусные баллы.

4.Типы нервной системы (слады 10 -11)

С помощью, какой системы органов осуществляется рефлекс?

Работа со слайдом «Типы нервной системы». У каких организмов нервная система устроена наиболее сложно и почему?

Перед вами модель мозга человека. Можно ли эту объемную модель поместить на плоскости? В данном случае на обычном листе бумаги. Каковы цель и задачи решения этой проблемы?

Как можно решить данную проблему?

В конвертах на ваших столах лежат части общей картину строения мозга человека. Соберите их в единое целое и наклейте на белый лист бумаги. Как называется способ, который вы применили?

(слайд 12)

В момент окончания ответа учащихся вдруг внезапно звучит адыгейская мелодия и появляется картина одного из живописных уголков Адыгеи «Хаджохская теснина»

Какие эмоции возникли у вас? Можно ли считать эту реакцию рефлексом? Почему?

5.Рефлексы условные и безусловные (слайд 13)

Почему в одном случае у всех возникла одинаковая ответная реакция, вы подныли головы и посмотрели на экран, а эмоции проявились разные?

Составление схемы условные и безусловные рефлексы

Рефлексы

безусловные условные

врожденные приобретенные

6.Решение творческих задач (слайд 14)

Сейчас каждая группа получае карточку с творческими задачами. Вам необходимо определить цели изадачи и найти пути решения.

VI . Обобщение изученного материала (слайд 15)

Составление схемы регуляция функций в организме

нервная гуморальная

посредством нервных имульсов с помощью химических веществ

нейрогуморальная регуляция

2.И так мы с вами сегодня, в результате нашего иследования познакомились с 3 Р, что это за понятия? (слайд 16)

регуляция

Р раздражимость

рефлекс

Эти понятия являются ключевыми в биологии и помогут вам разобраться сновым понятием – поведение.

VII .Домашнее задание (слайд 17)

Каждое исследование должно обязательно иметь практический выход. Поэтому дома кроме изучения параграфа 27 я предлагаю тем, у кого есть домашние животные, выработать у них условные рефлексы.

VIII .Рефлексия

Ребята, посмотрите, на нашей доске появилось дерево. Это яблоня. Как вы думаете, почему именно она, а не груша или персик? Яблоня символ нашего города Майкопа. Я хочу с её пощощью, узнать с каким настроением вы покидаете наш урок. Если работать на уроке вам было интересно, выходя из класса повесте на неё розовые яблоки, если что -то было не понятно – желтые, ну а если урок вам совсем не понравился – зеленые.

Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания.

Тема: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности»

Цель урока : Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.

Задачи урока:

Образовательные: - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

Развивающие: -подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Дайте определение понятий:

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.

Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию.

Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.

    Изучение нового материала

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.

Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.

Железы внешней секреции

(Экзокринные)

Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.

Свойства гормонов:

    Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)

    Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)

    Действуют только на живые клетки

    Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.

Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции.

Строение и функционирование эндокринной системы. (Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу)

Железа внутренней секреции

Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост, развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

4 Закрепление знаний

    Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?

А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».

    Подведение итогов

    Задание на дом: изучить конспект

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Келин Е.А. Новоямская СОШ, Ельниковский район, Республика Мордовия

Урок на тему: «Железы внутренней секреции»

(8 класс)

Цель (задачи) урока:

1. Образовательные:

Сформировать понятие о железах внутренней секреции, раскрыть роль желез внутренней секреции в регуляции функций организма человека, выяснить влияние гормонов на организм человека на конкретных примерах.

2. Развивающие:

Сформировать интеллектуальные умения анализировать и сравнивать действия гормонов на различные системы организма человека, классифицировать гормоны по степени влияния на жизненно важные функции организма человека, обобщать полученные знания в виде опорных схем, таблиц, рисунков и кратких выводов, систематизировать гормоны по линии «простое (гормон) – сложное (нейрогуморальная регуляция)», характеризовать необходимость согласованного действия гормонов в обеспечении оптимального протекания жизненно важных процессов организма человека.

3. Воспитательные:

Воспитать чувство ответственности за коллективное дело, заинтересованное отношение к учебно-познавательной деятельности (мотивы учения), ответственное отношение к здоровью; формировать научное биолого-экологическое мировоззрение, культуру отношения к объектам живой и неживой природы, ответственность личности по отношению к природным и социоприродным системам, потребность в экологически оправданном поведении при общении с ними.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра с элементами беседы, теоретической и практической работы исследовательской направленности.

Оборудование:

Таблица «Железы внутренней секреции», конспект-схема «Нейрогуморальная регуляция», мультимедийная доска, раздаточные материалы в виде карточек «Нейрогуморальная регуляция организма человека».

Ход урока.

Организационный момент.

Вот прозвенел звонок

И нас позвал на урок.

Сядьте ровно, не крутитесь

И в глаза мне посмотрите

Кто не выучил домашнее задание?

Вас ждёт сегодня наказание.

Что, нет таких?

Вы просто молодцы!

Ну а раз так, тогда

Проверю я, как выучили вы.

Ну а потом я расскажу вам, дети,

О новой интересной очень теме.

И поиграть успеем на уроке,

И очень многое узнать,

И свои знания показать.

Актуализация имеющихся знаний и умений

Вам уже известно...

Тема нашего урока «Железы внутренней секреции». Сегодня на уроке мы поиграем. Игры любят все – и взрослые, и дети. Одни сами любят играть, другие – наблюдать за игрой. Предлагаю Вам стать участниками известной телевизионной игры «Поле чудес». Правила нашей игры несколько отличаются от оригинальных. Вы будете угадывать не одну букву, а целые слова. За каждое правильно отгаданное слово Вы получаете приз – медаль «Умники и умницы», цена которой – 1 балл. В конце урока подсчитаем, кто же больше набрал медалей-баллов?

Итак, внимание! Вам предстоит раскрыть схему (схема на доске «Нейрогуморальная регуляция»).

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ-СХЕМА «Нейрогуморальная регуляция»

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

ЦНС

Железы внутренней секреции

Гипоталамус

Гипофиз

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

Надпочечники

Эндокринная система. Нейрогуморальная система

2.Фронтальный опрос в виде игры «Поле чудес».

Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете каких?

Дети: Гормонов.

Учитель: Правильно, вот и первое угаданное слово в нашей схеме. А вы получаете первую медаль и называетесь отныне «Умничек». С гормонами мы познакомились на прошлом уроке и выяснили, что гормоны – это…?

Дети: Биологически активные вещества различной химической природы, образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма.

Учитель: (вручает медаль) Какие же именно функции, приведите примеры.

Дети:

  • Изменяют рост и развитие организма;
  • Регулируют обмен веществ, поддерживая организм в норме;
  • Быстро разрушаются и поэтому должны постоянно поступать в организм;
  • Носители информации – передают сигнал от одного органа к другому об изменениях, которые произошли;
  • Действуют по принципу обратной связи (вручаются медали).

Учитель: Умнички все какие. Молодцы. А теперь скажите, какие свойства характерны гормонам?

Дети:

  • высокая биологическая активность;
  • действия в малых концентрациях;
  • строгая направленность действия;
  • воздействие через кровь и лимфу;
  • регулируют процессы обмена веществ, которые протекают в клетке.

Учитель: Молодцы! А скажите, какая регуляция функций осуществляется при участии гормонов?

Дети: Гуморальная регуляция.

Учитель: Что это такое?

Дети: Это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, тканевую жидкость, при участии гормонов.

Учитель: Какая регуляция в организме человека тесно взаимосвязана с гуморальной?

Дети: Нервная регуляция.

Учитель: Дайте определение.

Дети: Регуляция жизнедеятельности организма с помощью НС.

Учитель: Где находится центр нервной регуляции?

Дети: В гипоталамусе.

Учитель: Где образуются гормоны?

Дети: В железах внутренней секреции.

Учитель: молодцы! Наша схема раскрыта (Слайд), ребята, давайте попытаемся сопоставить эту схему с таким понятием как «простое и сложное», что вы можете предложить глядя на эту схему.

Дети: начиная с простого, то каждая железа внутренней секреции образует совместно эндокринную систему, которая совместно с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию, которая является одной из самых важных и сложных нашего организма. (МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ ).

Учитель: Вот мы с вами и раскрыли название темы сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число,и тему урока «Железы внутренней секреции».

  1. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Вступительная беседа учителя.

Помогите мне сформулировать термин. Во-первых это что в организме?

Дети: Органы.

Учитель: Которые выделяют продукты своей жизнедеятельности?

Дети: Гормоны.

Учитель: Непосредственно в?

Дети: В кровь или лимфу.

Учитель: Прочтём термин, который записали в тетради.

Дети: Железы внутренней секреции – это органы человека, которые выделяют продукты своей жизнедеятельности – гормоны, непосредственно в кровь или лимфу.

Человек может жить с одним лёгким, с одной почкой. Не совсем комфортно, конечно, но он умрёт если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Казалось бы. такие маленькие структуры нашего организма, а без них человек не может существовать.

Может из вас кто знает и сможет мне назвать некоторые (работа с рисунком на доске).

Дети: Щитовидная железа.

Учитель: Наибольшая из всех желез, находящаяся на поверхности щитовидного хряща гортани. Состоит из двух долей, соединённых перемычкой.

Дети: Поджелудочная железа.

Учитель: В брюшной полости, ниже желудка. Состоит из островков клеток в разных местах. Ещё?

Дети: Гипофиз.

Учитель: Нижний мозговой придаток, который размещён ниже моста головного мозга. Состоит из трёх частей: передней, промежуточной и задней.

Дети: Надпочечники.

Учитель: Находятся над верхней частью почек, состоят из двух слоёв, шаров. Наружный – корковый, внутренний – мозговой. Кроме вышесказанных есть ещё такие железы как половые (семенники, яичники – служат для размножения), эпифиз (крошечная железа) в промежуточном мозге: паращитовидные железы, которые находятся в ткани щитовидной железы.

Для того, чтобы конкретно узнать, какую роль играют и какие функции выполняют железы внутренней секреции, какое влияние оказывают на весь организм в целом, я приглашаю вас в студию телеканала «Интер», где через несколько минут выйдет в прямой эфир программа «Планета Здоровья». В течении этой программы ребята, вы должны будите заполнить опорную конспект-схему, характеризующую название и функции гормонов желез внутренней секреции, а также какие заболевания могут возникать при избытке или недостатке того или иного гормона. Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Опорная конспект-схема (заполняется в течение урока самими учащимися).

Железа

Гормон

Заболевание

Симптомы заболевания

Щитовидная

Надпочечники

Гипофиз

Поджелудочная

Ролевая игра «Планета Здоровья». Слайд 1

Помощник оператора: Внимание! До эфира осталось 5 секунд. Приготовились, тишина в студии. 5, 4, 3, 2, 1 – пошла заставка. (Звучит музыка, открывается доска, на которой эмблема – земной шар и название «Планета Здоровья». Выходит ведущий-учитель).

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости, сидящие в студии. С вами передача «Планета Здоровья». Сегодня к нам в студию приглашён известный врач-эндокринолог. И стихотворение, которое я сейчас прочту, о нём:

Сын у матери спросил:

«Кем работает сосед?»

Мама сыну говорит:

«Если вдруг, что заболит,

Наш любезнейший сосед

Избавляет от всех бед.

Если вдруг, что заболит

Он излечит, исцелит.

Ведь он доктор эндокрит!

Итак, встречайте – Александр Игоревич Тимошенко. Прошу Вас, проходите, присаживайтесь. К нам пришло много писем и вопросов о железах внутренней секреции, о заболеваниях эндокринной системы, методах лечения и их профилактике.

Профессор : Здравствуйте. Мне очень приятно, я благодарен за приглашение, конечно постараюсь ответить на вопросы, дать полезные советы.

Ведущий : Александр Игоревич, то, что щитовидная железа имеет огромное значение для нормальной работы нашего организма, мы знаем. Какой гормон выделяет щитовидная железа? Почему любые отклонения в работе этой железы неизбежно, приводят к нарушению равновесия во всем организме. Какова же причина дисфункции щитовидной железы?

Профессор : щитовидная железа имеет огромное значение для нормальной работы нашего организма, она вырабатывает гормон тироксин. Он влияет на обмен веществ, работу мышц, ЦНС и другие системы. Основная причина, вызывающая сбои в работе щитовидной железы - это недостаток йода в пище и воде. Именно из него синтезируется гормон тироксин. Ежедневно нашему организму требуется 0,6 мг. йода. Но не более. И недостаток и избыток его приводят к заболеванию под названием "ЗОБ".

Ведущий : У нас как раз есть по этому поводу вопрос от зрителей.

(Читает ученик №1).

«Хотелось бы подробнее узнать о заболевании под названием "ЗОБ". Каковы симптомы и методы лечения этой болезни. И какое научное название этого заболевания".

Профессор : Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Похожие симптомы есть и в жизни. Эта болезнь называется БАЗЕДОВОЙ. (Слайд) Из-за избыточной секреции ТИРОКСИНА щитовидная железа увеличивается в объеме, приобретает вид опухоли в передней части (тела) шеи (Показывает рисунок, передает на парты). Больные зобом сильно худеют, раздражительны, вспыльчивы. Их мучает бессонница, усталость. Может утолщаться соединительная ткань орбиты глазного яблока, вследствие чего развивается пучеглазие (показывает рисунок).

Ведущая : Это если много тироксина, а если его мало?

Профессор : Тогда возникает болезнь МИКСЕДЕМА. (слайд) Сегодня это заболевание встречается очень часто, от него страдает, одна женщина из 10. Наблюдается повышенная чувствительность к холоду, замедление роста волос, ногтей. Вялость и апатия ко всему происходящему.

Ведущая : Как же лечить эти заболевания?

Профессор : Я хочу предоставить слово своему ученику, врачу эндокринологу. Она работает уже не первый год над этой проблемой, разработала рекомендации правильного лечения щитовидной железы. Прошу Вас, Валерия Игоревна . (ученик №2)

Врач : Александр Владимирович рассказывал о превращении в сказке, если там фея может вернуть человеку нормальный вид, то в жизни больного излечивает хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают пучеглазие, нервозность, улучшается работа сердца.

А зоб, нарост которого может достигать более 1 кг, обычно бывает у людей, которые живут в тех районах, где почва бедна йодом. Щитовидная железа нуждается в витаминах. На вашем столе обязательно должны быть лимоны, яблоки, травянистые настои шалфея. Помогут компрессы из глины, моркови, творога. (показывает это на столе)

Ведущая : А отдых на морском побережье? Он также полезен?

Врач : Да. Только не забывайте, что на работу эндокринной системы отрицательно влияют активные солнечные лучи.

Ведущая : А если нет возможности выезжать на отдых из-за финансовых проблем?

Врач : Тогда можно устраивать себе в собственной ванне, добавляя в воду минеральную соль мертвого моря, которая богата магнием, калием, кальцием, бромом, йодом. Можно принять ванну и с экстрактом морской капусты.

Физкультминутка. Потяните голову в правую сторону, в левую, попробуйте достать ухом - плечо. Наклоните голову вперед, назад. Вытяните левую руку – потяните ее к окну, правую – потяните к стене. Расправьте плечи, потяните руки вверх. Опустите руки. Продолжаем работать.

Врач : Существуют такие правила. Нужно стараться, как можно меньше нервничать, избегать волнений, стрессовых ситуаций. И самое главное, - как только заметите у себя тревожные симптомы, сразу же обратитесь к эндокринологу.

Ведущая : Большое спасибо за полезные советы, за интересную информацию, рецепты. Я думаю, что многим людям это поможет избежать заболеваний или успешно побороть болезнь.

К нам поступил еще один вопрос. (Читает ученик № 3).

"Скажите, что это за гормон активных действий? Полезен ли он? И какими железами вырабатывается?

Профессор : Название этого гормона вам всем хорошо известно. Это АДРЕНАЛИН, выделяют его в кровь НАДПОЧЕЧНИКИ.

Ведущая : Я думаю, что про адреналин нам сможет рассказать, присутствующий в нашей студии звезда российской эстрады (ученик № 4)

Звезда.: Здравствуйте! В моей жизни были ситуации, когда приходилось проявлять фантастичную выносливость. Например, перемахнуть через высоченный забор, убегая от разъяренного пса, или установить новый мировой рекорд в беге на короткую дистанцию, спасаясь от хулиганов. Все эти подвиги, как и первое знакомство с девушкой, и первый поцелуй, позволяет совершить АДРЕНАЛИН. В таких экстремальных ситуациях он вырабатывается в больших количествах. Сердце учащенно бьется, кровеносные сосуды сужаются, мысли шевелятся быстрее. Все эти чувства я и выражаю в своей очень популярной песне. Песня!!! 1 минута.

Ведущая : А вот, на мой взгляд, очень интересный вопрос от следующего гостя нашей программы (Читает ученик №5). Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов и гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Профессор : Ответить на этот вопрос я предлагаю заведующему исследовательской лаборатории. Вам слово!

(ученик №6) Зав. лабораторией : Я думаю, что все, сидящие сейчас в этом зале, почувствовали бы себя Гулливерами, если бы рядом с Вами был карлик Агибе из Египта, (слайд) у которой рост был 58 см. Или почувствовали себя карликами рядом с финном Вайне Мимшрине (слайд), который имел рост 2м.48см.

Ведущая : Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей?

Зав. лабораторией : Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз, он вырабатывает до 35 гормонов, но только из них хорошо изучены 6. Из животных получен гормон увеличения роста. Мы проделывали такие опыты. Молодому животному систематически вводили в мышцы этот гормон. Этим способом в лаборатории выращены гигантские крысы и собаки.

Ведущая : Как интересно! А вот при недостатке также рост замедляется?

Зав. лабораторией : Известен случай, когда у девочки прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см. Чтобы его увеличить, ей вводили 8,5 месяцев гормон роста. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года, еще на 14 см.

Ведущая : Вы нам рассказали о таких интересных фактах. Действительно, какие разительные контрасты может вызвать повышенная или пониженная функция гипофиза. У меня в руках письмо 30-летней телезрительницы Оксаны. Её рост 1м.65 см., вес 88 кг. Она считает, что во всем виноваты семейные традиции кулинарии и желание мамы и бабушки видеть ее пухленьким ангелочком. Что же мне делать? Бороться с лишним весом, "сесть" на хлеб и воду или идти на прием к эндокринологу спрашивает Оксана.

Профессор : Если вы страдаете ожирением, гормональный баланс действительно может быть нарушен. У нас в студии присутствует моя бывшая пациентка, которая раньше имела лишний вес и страдала ожирением.

(Звучит музыка "Погода в доме" встает Лариса Долина ученик № 6 ).

Лариса : Здравствуйте! Я Лариса Долина и мой внешний вес был сброшен, благодаря ограниченному режиму питания и использования гормона экстрогена. Он укрепляет кожу, делает волосы блестящими и здоровыми. Именно благодаря ему, мы женщины, живем дольше мужчин. Он предотвращает болезни сердца, уменьшает уровень холестерина в крови. Увеличить его содержание помогут правильное питание, богатое белками и минеральными солями. Конечно, я уже убедилась, что похудеть без гормонов невозможно! Пробовала, и не один раз. Гормон роста соматотропин приводит к сокращению жировой ткани, особенно в области живота. Правильное питание вызывает секрецию этого гормона, как впрочем и занятие спортом. И еще один секрет для женщин. Соматотропин выделяется в основном ночью, поэтому не ужинайте слишком поздно.

Профессор : Лишний вес может быть из-за чрезмерной нагрузки на поджелудочную железу, которая вырабатывает гормон - инсулин.

Ведущая : Как раз об этом заболевании хотелось бы узнать нашим гостям подробнее. Следующий вопрос от нашей гостьи:

Ученик № 7: моя знакомая жалуется на постоянную жажду, в сутки выделяется до 3 литров мочи, недавно у нее брали анализ крови и оказалось что содержание сахара составляет 8 ммоль /л при норме 5 ммоль /л. Какова причина этой болезни?

Профессор: эту болезнь с древности называют сахарным диабетом. При недостатке инсулина, гормона поджелудочной железы, клетки плохо усваивают глюкозу, и она не откладывается про запас в печени и мышцах а накапливается в крови. Недостаток инсулина приводит к потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Средством лечения является введение инсулина, который тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Ведущий: спасибо за ответ и у нас вопрос от следующего гостя нашей программы, пожалуйста.

Ученик№8: Мои самые дорогие и близкие мне люди-мама и папа перестали понимать меня? Раздражают меня мелочной опекой и назойливостью. Не разрешают вечером ходить на дискотеки. Многие мои друзья тоже перестают понимать своих родителей…почему это происходит?

Профессор: одной из причин является возрастное нарушение гормонального равновесия у подростков. Одних гормонов образуется чуть больше нормы, а других- чуть меньше. При правильном воспитании такие нарушения гормонального равновесия не влияют на поведение подростка, он способен волевым усилие подавлять вспышки раздражительности. А назойливость родителей прощает или воспринимает с чувством юмора.

Ведущая : Время незаметно пробежало и у нас осталось совсем немного времени. Я хочу поблагодарить Вас, профессор и всех участников нашей передачи. А также гостей.

Профессор : От гормонов зависят здоровье, настроение, красота. Они вырабатываются железами внутренней секреции и при сохранении их равновесия, организм работает четко и слаженно.

А для того, чтобы вам разобраться в действии гормонов на организм, повторить, все утраченное сегодня, мной разработана такая таблица быстрого запоминания, которая вручается каждому из вас. Пусть она будет вашим конспектом кратким. Всего доброго!

(Раздаются таблицы).

Ведущая : Многие загадки гормонов ждут своего разрешения. Все еще не изучено. Ведутся новые поиски по выделению гормонов из тканей и созданию их химическим путем в лаборатории. Ведь главная задача состоит в том, чтобы нормализовать обмен веществ и отрегулировать его. Всего доброго! Здоровья вам!

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Мы побывали на прекрасной, интересной телепередаче. Давайте же посмотрим, что у нас получилось в опорной схеме.

Какие железы вы считаете главными и почему? (Можете пользоваться таблицей).

Дети:

а) Гипофиз, вырабатывает ростовые гормоны. Может развиваться болезнь гигантизм, карликовость.

б) Щитовидная, т.к. можно заболеть из-за избыточного количества тироксина базедовой болезнью., или недостатка миксидемой.

в) Поджелудочная - так как инсулин влияет на содержание глюкозы в крови. Может развиваться сахарный диабет.

г) Надпочечники –выделяют адреналин, необходимый для выживания в случае опасности, способствуют быстрому реагированию человека на возникшую проблему, когда от него требуется немедленного принятия решений.

Ведущая : А какую систему образуют все железы?

Дети : Эндокринную.

Ведущая : А скажите, при тесной взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции, какая образуется регуляция функций?

Дети : Нейрогуморальная.

Ведущая : Вот мы с вами и расшифровали нашу схему, в ней наглядно представлено как каждый в отдельности гормон может регулировать такое важное свойство нашего организма и всего живого в целом как обмен веществ, а ведь именно от нормального протекания этого важного процесса зависит жизнь организма.

Данная схема это подтверждает:

Гормоны ---гуморальная регуляция –обмен веществ----нормальное протекание жизни на всех уровнях жизнедеятельности организма (МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ).

Кто же может сделать вывод по изученным двум темам, пользуясь нашей схемой?

Дети : В организме человека постоянно возникает необходимость в регулировании физиологических процессов, которые осуществляются с помощью 2-х механизмов: нервной и гуморальной регуляцией.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, при участии гормонов - биологически активных веществ, которые выделяются железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз (ростовые гормоны), поджелудочная (инсулин), щитовидная (тироксин), надпочечники (адреналин), которые регулируют все функции организма. И избыток и недостаток их приводит к нарушению функций, вызывая заболевания. Все вместе железы внутренней секреции образуют эндокринную систему, которая работает нормально, при условии, если каждая железа друг с другом взаимосвязана и взаимодействует. : Закрепить знания о строении и функциях кожи, строением волос, ногтей. Углубление знаний по строению кожи в связи с ее функциями .

Задачи

Развивающие

Обучающие

Воспитывающие

1. Развивать целостное представление о коже и ее производных.

2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

3 .Развивать личность учащихся, стремление применять биологические знания на практике.

4. Развивать устную речь учащихся.

5. Развивать интерактивные способности учащихся.

1. Закрепить знания о строении и функциях кожи.

2. Формировать целостную картину особенностей кожи.

3. Формировать понятия об особенностях строения кожи.

4. Формировать навыки самостоятельного поиска нужной информации.

5. Дать возможность учащимся осознать практическое значение биологических знаний данной темы.

1.Воспитывать убежденность в соблюдении этических норм поведения и общения на уроке.

2. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду.

3. Воспитывать у учащихся бережливого отношения к окружающей среде и собственному здоровью.

4. Воспитывать культуру ведения публичной дискуссии, уважительное отношение к оппоненту.

Методический инструментарий

Ожидаемый результат урока

1.Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Изучение содержания урока.

  • 3.1.Вред и польза окрашенных волос.
  • 3.2. О чем могут рассказать ногти.
  • 3.3. Дактилоскопия.
  • 3.4. Акне – юношеские угри.
  • 3.5. Загар.
  • 3.6. Родимые пятна, родинки и бородавки.
  • 3.7. Солнечный ожог.

4. Подведение итогов.

Лист контроля. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Методы:

  • Словесно-наглядный
  • Репродуктивный
  • Эвристический
  • Частично-поисковый
  • Практический

Средства:

  • Мультимедийное оборудование
  • Электронная презентация урока
  • Лист контроля
  • Тестовые задания

Формы работы:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная.

Учащиеся:

1. Проявят более глубокий интерес к изучению этой темы

2. Расширят и углубят представления о коже

  • Научатся правильно ухаживать за ногтями, волосами, кожей лица.
  • Освоят простейшие методы ухода за кожей.
  • Научатся определять и объяснять разные виды производных кожи.
  • Будут иметь представление о дактилоскопии.

3. Закрепят навыки по обобщению материала, его систематизации. Умения делать выводы.

4. Смогут применять полученные знания на практике.


8. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

ГОМЕОСТАЗ (У. Кеннон, 1929г.) – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

РЕГУЛЯЦИЯ – координирующее влияние на клетки, ткани и органы, приводящие их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.

Характеристика нервной и гуморальной регуляций

Способ регуляции

Характерные особенности

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

1. Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь

2. Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/сек – по некоторым нервам)

Химические вещества продвигаются медленно, частично по пути разрушаются или выводятся (максимальная скорость = 0,5 м/сек)

Четкая локализация нервных влияний (управление осуществляется избирательно, через определенные нервные волокна)

Действие химического вещества не локализовано, не ограничено определенным местом.

4. Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

5. Экономичность процесса

Более экономична, требует минимальных затрат энергии, т.к. мгновенно включается и быстро выключается, если необходимость процесса отпадает, ответ кратковременный.

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды; ответ продолжительный.

    Каждый из двух основных механизмов регуляции функций в организме – нервный и гуморальный - тесно взаимодействуют. Оба, вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма - саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.

    Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ, выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, вещества действуют на деятельность органов, обеспечивая их взаимодействие.

ПРИМЕРЫ: а) При избытке сахара в крови, нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше гормона инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной деятельности, когда возрастает потребность организма в сахаре и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников. Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

б) Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей во внутренней среде организма. Обмен веществ при таких условиях не может протекать нормально. Это приводит к раздражению нервных окончаний, находящихся в стенках сосудов- возбуждение передается в ЦНС, оттуда к железе внутренней секреции ГИПОФИЗУ, и стимулирует выделение гормона гипофиза, который отвечает за регулирование выделения воды из организма, который попадая в кровь, приносится к почкам: почки начинают не столько выделять, сколько удерживать воду.

    Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной системы

Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой

1.Согласование работы всех органов и систем организма.

2.Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза

3.Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения.

4.Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.

5. Материальная основа психической деятельности.

Чувствительные

Двигательные

Вставочные


Принцип действия

Центральный НС

Головной мозг

Спинной мозг

Периферическая НС

Соматическая (произвольная)

Автономная (непроизвольная)

Парасимпатическая



gastroguru © 2017