О них не надо. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…

Есенин Сергей

* * *
Мне грустно на тебя смотреть

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Придумала ли она его или это всё реально?

Наступила осень. На улице было уже достаточно холодно, но Куронума не чувствовала снижение температуры. В её душе вечная весна. Она ощущала лишь тепло и жгучее счастье, которое её могло и обжечь. Ведь никто от этого не застрахован, не так ли? Вы ведь не спрашиваете у человека, когда полностью ему отдаётесь, нужно ли ему это доверие и искренняя любовь. Куронуму будто что-то вечно покалывало. Сначала ей казалось, что это такая ткань у её школьного пиджака – неудобно, хотелось снять. Но это вовсе не обыденные бытовые вещи. Это чувства. Самые настоящие чувства, которые хочется и дальше развивать. А что, если всё закончится по одну сторону?

Куронума шла вдоль школьного коридора, прижимая книги к себе, которые ей только что выдали в библиотеке: две по школьной программе, а другая – для её открытого и преданного сердца. «А что, если он отвернётся от меня?» - прокрутив эту фразу в своей голове, Савако столкнулась с Казехая.

Куронума… П.. П… Прости, пожалуйста, - растерянно произнёс парень. - Я как раз тебя искал, но вовсе не думал, что ты здесь окажешься.

Дальше последовало миллион оправданий от Казехая, потому что он имел неосторожность сказать, что он не ждал её в коридоре, хотя все мы знаем, что на подсознательном уровне он ожидает её везде. Пока Куронума слушала его оправдания, она разглядывала его черты лица, будто забыла их или что-то ещё. Но ведь она помнит и знает их наизусть. Она смотрит на него так каждый день, словно боится, что больше никогда его не увидит или его отберут у неё. Но эти двое крепко связаны невидимой ниточкой друг с другом, разорвать которую не сможет ни один человек в мире и никакое происшествие на планете. Его улыбка – Савако уже не помнит, чего она так боялась и опасалась. Забыла тот вопрос, о котором думала до столкновения.

К-к-куронума?... – вновь повторил парень и приблизился к ней.

Шок. Паника. Колени затряслись, и все книги выпали из рук, ведь к ней максимально приблизился сам Казехая-кун. После этого сложно восстановить дыхание и остаться живой.

Я подниму, моя маленькая растяпа , - улыбнувшись, Казехая-кун стал поднимать книги с пола, в то время, как Савако просто стояла и пыталась вновь и вновь прокрутить у себя в голове: «…моя маленькая растяпа».

- Прости, Казехая-кун меня за это, я … не специально, прости! – смогла произнести она, когда парень поднялся, и его лицо опять было максимально близко.

Снова трудно собраться и взять себя в руки.

Куронума, я хочу тебе подарить одну вещь, - Казехая все книги взял в одну руку, а другой потянулся к себе в сумку, в то время, как Савако сразу стала отнекиваться и говорить, что вовсе не надо. - Держи, - протянул он красивую упаковку.

Девушка начала открывать её, сгорая от желания поскорее увидеть содержимое. Там были милые варежки. Она растворилась в улыбке и, натянув одну из них на руку, почувствовала там какую-то бумажку. Достав её, она обнаружила, что это маленькая открытка. Куронума раскрыла её, а глаза загорелись ещё ярче.

«Пусть тепло всегда окружает. Люблю тебя».

Савако чуть склонила голову в знак благодарности и тихо шепнула: «Спасибо тебе, Казехая-кун».

Идём домой, - он взял её за руку.

Но ведь моё тепло это ты, Казехая-кун.

Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» является миксом прощания Есенина со своей последней любовью и очередной исповедью, написанной на фоне предчувствия скорого заката. В строках Сергей Александрович трезво оценивает пройденный путь, делает выводы насчёт будущего и отвешивает последний поклон Августе Миклашевской.

Правда о романе Миклашевской с Есениным стала известна много позже смерти поэта из воспоминаний актрисы. Августа была старше Сергея на 4 года и во время знакомства с поэтом была на пике популярности. Пара быстро сошлась и казалось не избежать бурного романа, но отношения ограничились платонической планкой. Не было ни страсти, ни даже поцелуев. Этот факт доказывает, что Августа не была очередной «ошибкой» Есенина, а их отношения были чистыми и искренними.

Сергей пообещал Августе посвятить ей стихи и сдержал слово – 7 стихотворений из творчества поэта посвящены Миклашевской.

Первая линия произведения понятна – автор сожалеет о расставании, но и понимает, что оно было неизбежно. Прошло лето расцвета любви и пришла осень, которая оставила только ивовую медь от былых чувств. Что стало причиной разлада? Возможно, именно популярность Миклашевской – вокруг актрисы вращались роем молодые люди, а Есенину хватило славы Дункан… Это подтверждают строчки:

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

Основа сюжета

Сюжет стихотворения, анализ которого я предлагаю, проходит на фоне осени. Эта пора года всегда ассоциируется с подведением итогов, не изобретает велосипед и Есенин, который уже не видит впереди ничего кроме сырости и жёлтого тлена.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Последнее посвящение

Расставание с Миклашевской важный этап жизни Сергея Александровича, ведь больше никому не посвятит поэт стихов, больше никто не покорит его сердце. Брак с Толстой спустя некоторое время – это инерция жизни и попытка зацепиться за подножку уходящего поезда. Не получилось, поезд ушёл, Есенин остался навсегда в номера Англетера и памяти поклонников.

В конце стихотворения Есенин позволяет себе отступить от грусти, сравнивая людей с гостями сада – цветами и берёзами. Придёт пора они отцветут, придёт пора отцветёт и человек:

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

Это лирическое стихотворение Есенина по праву входит в золотой фонд русской поэзии. Строки легко заучиваются, а текст произведения прост для понимания от подросткового возраста и выше.

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о том, что происходит в его жизни. Судя по стилю написания стихотворений Сергея Есенина, можно подумать, что его жизнь была полна тревог, печали, разочарований и неразделенной любовью.

Сергей Есенин, по моему мнению, был открытой души человек, он не боялся рассказать людям в своих стихотворных произведениях о том, что происходило в его нелегкой жизни. Думаю, что Сергей Есенин очень часто подвергался тревогам и переживаниям и именно в этот самый момент начинал писать свои бессмертные произведения.

Вот, например одно из известных стихотворений Сергея Есенина, которое называется “Мне грустно на тебя смотреть…”. В первых строках своего стихотворения Есенин пишет. Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость! Знать, только ивовая меть нам в сентябре с тобой осталась.

В этих строках Есенин словно обращается к любимой женщине, записывая свое обращение к ней в стихотворных строках. Далее он ей сообщает о том, что у них уже не будет никаких отношений в связи с какой-то безысходной ситуацией, по всей видимости, которая произошла в сентябре.

После чего пишет. Чужие губы разнесли твое тепло и трепет тела. Как будто дождик моросит с души, немного омертвелой. В этих строках Есенин продолжает обращение к любимой женщине. Он сообщает ей свои мысли, о том, что не он ее ласкает, а совсем другой мужчина, (возможно не единственный), и именно он забрал себе ее всю сласть и внимание. От этого Есенину пришлось нелегко, и его душа опустела.

Далее идут такие стоки. Ну что ж! Я не боюсь его. Иная радость мне открылась. Ведь не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость. В этих строках Есенин сообщает ей, что не боится ее мужчину, но не собирается влезать в их отношения и вносить разлад, и, по всей видимости, он внезапно нашел для себя какое-то другое увлечение, скорее всего горькое вино. Потому как Есенин далее пишет о том, что его кроме горести и печали ничего не окружает.

Продолжает стихотворение Есенин такими строками. Ведь и себя я не сберег для тихой жизни, для улыбок. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. В этих строках Есенин анализирует свою жизнь, что прожил совсем не много, а совершил множество ошибок.

Далее пишет. Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад в берез изглоданные кости. В этих строках Есенин сообщает, о том, что понял, разлад, который произошел, был основан на пустяке, и этот пустяк не прекратиться никогда. Далее выражает свою горькую тоску, а так же о том, что ничто не вечно.

Завершают стихотворение Сергея Есенина строки. Вот так же отцветаем и мы и отшумим как гости сада… Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо. В этих строках говорит о том, что он и его любимая женщина теряют свою страсть друг к другу, но об этом не нужно жалеть, ведь у них нет никаких отношений.

«Мне грустно на тебя смотреть…» Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»

В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их роман носил сугубо платонический характер. Согласно воспоминаниям Миклашевской, они даже никогда не целовались. Актрисе поэт посвятил свои самые проникновенные и нежные стихотворения, объединенные в цикл «Любовь хулигана». Серия из семи произведений, написанных во второй половине 1923 года, вошла в сборник «Москва кабацкая». Главные мотивы цикла – отказ от прежней разгульной жизни, отречение от пьянства, хулиганства. Лирический герой готов расстаться с привычками прошлого ради обожаемой женщины. «Любовь хулигана» включает в себя и стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…», впервые опубликованное в журнале «Русский современник».

Ключевая тема текста – закат жизни. Она раскрывается через лексику: «немного омертвелая душа», «желтый тлен и сырость», «кладбище», «изглоданные кости берез», «отцветем». Кроме того, в качестве центрального образа произведения выбран образ осени, олицетворение природы, готовящейся к временной смерти, то есть к зиме. Причем описывает Есенин самое начало – сентябрь. Возможно, здесь есть косвенная отсылка к имени Миклашевской. У Сергея Александровича первый месяц осени следует за августом, как охлаждение страсти следует за безумной любовью. В словах лирического героя четко прослеживается отрицательное отношение к собственному прошлому, что наиболее полно отразилось в двух строках:
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Впрочем, не особо по душе ему и жизнь возлюбленной до их встречи:
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.

Миклашевская вспоминала, что однажды Есенин пообещал писать ей стихи, но не такие, как Айседоре Дункан, грубые и местами неуважительные, а нежные. Слово свое Сергей Александрович сдержал. После завершения цикла «Любовь хулигана» поэт признался Августе Леонидовне: «Прожил с вами всю нашу жизнь». Отношения с актрисой могли стать для Есенина спасением, очищением, могли помочь избежать самоубийства, произошедшего в конце 1925 года, но что-то не сложилось. После Миклашевской у него еще были романы, но именно Августа Леонидовна считается последней сильной любовью Сергея Александровича.



gastroguru © 2017