Майя и ацтеки центральная америка презентация. Мезоамериканские пирамиды - презентация

Слайд 2

Художественная культура народов доколумбовой Америки

  • Слайд 3

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Ацтеки.Тенотчетлан.

    Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

    Слайд 6

    Ацтеки

    Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

    Слайд 7

    Ацтеки. Великий храм

  • Слайд 8

    Ацтеки.Великий храм

    Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

    Слайд 9

    Игры и развлечения

    Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 10

    Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

    Слайд 11

    Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

    Слайд 12

    Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами

  • Слайд 13

    Игры и развлечения

    На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитланев храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне.

    Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

    Слайд 14

    Музыка и танцы

    Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки.

    Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль.

    Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой.

    Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.

    Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

    Слайд 17

    Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Майя.Паленки

    Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

    Слайд 20

    Театр майя

    Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас.

    Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

    Слайд 21

    Театр майя.

  • Слайд 22

    Театр майя

    Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики.

    Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи.

    Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

    Слайд 27

    По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

    Слайд 28

    Слайд 29

    Инки.Мачу –Пикчу

    Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

    Слайд 30

    Театр инков

    В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки.То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке.Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки).Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

    Слайд 31

    Слайд 32

    Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу).Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета.Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

    Слайд 33

    Маски инков

    В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам.Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.

    Слайд 34

    Слайд 35

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 36

    Домашнее задание:

    1.Достопримечательности Вашингтона.
    2.История появления города.
    3.Герб Вашингтона.

    Посмотреть все слайды


    ДОКОЛУМБОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ АМЕРИКИ

    Хоупвелл

    Тольтеки

    Паракас

    Моче

    Могольон

    Анасази

    Наска

    Уари

    Хохокам

    Ольмеки

    Тиуанако

    Сикан

    Майя

    Чибча

    Сапотеки

    Теотиуакан

    Чиму

    Ацтеки

    Инки

    Чавин


    ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ АМЕРИКИ

    Америка была заселена около 40 тыс.лет назад выходцами из Азии.

    Большая часть жителей занималась охотой и рыболовством , но на юге было развито земледелие (картофель, подсолнечник, какао, табак, помидоры, кукуруза ). Из домашних животных были - собаки и ламы . Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия.


    • Родоплеменные порядки
    • Во главе - вождь
    • Языческие верования, служители культа - жрецы

    МАЙЯ

    Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, большая часть Гватемалы (за исключением узкой полоски Тихоокеанского побережья), Белиз и западная часть Гондураса и Сальвадора. На этой обширной территории представлены самый разнообразный климат, растительность, рельеф, т. е. встречаются различные экологические системы, служившие защитой майя с незапамятных времен.

    Фактически в состав майя входили различные, но сходные по своему этническому составу группы с более или менее близкими физическими чертами, говорившие на различных языках, образующих единую лингвистическую ветвь (до настоящего времени в этом районе говорят на 24 майяских языках) и унаследовавшие одну и ту же культуру.


    Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория месоамериканской цивилизации


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У МАЙЯ

    «Великий человек»

    ЖРЕЦЫ

    ЗНАТЬ

    «НИЗКИЕ ЛЮДИ»

    ремесленники

    крестьяне

    рабы (военнопленные, преступники, должники)


    Города Майя создавались из огромных каменных глыб. В центре города возводились пирамиды-храмы наподобие египетских.

    Улицы перпендикулярные друг другу были вымощены каменными плитами.

    Ушмаль – северо-западная столица империи.

    Копан – юго-восточная столица империи.

    Паленке – западная столица империи.

    Тикаль – центральная столица империи.

    Чичен-Ица – северная столица империи.


    КУЛЬТУРА МАЙЯ

    Создан календарь

    Астрономические

    обсерватории

    Математические

    знания

    Письменность –

    иероглифы

    Жрецы –

    хранители знаний


    АЦТЕКИ

    Основной отраслью производства ацтеков было поливное земледелие . Кроме кукурузы, служившей основным питанием, сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы, на последних разводили кошениль - насекомых, выделяющих пурпурную краску, из сока агавы изготовляли род браги - пульке; кроме нее любимым напитком был шоколад, который варили с перцем.

    Ацтеки разводили индюков, гусей, уток . Единственным домашним животным была собака. Собачье мясо также попало в пищу. Охота не играла сколько-нибудь значительной роли.

    Орудия труда изготовлялись из дерева и камня . Особенно хорошо обрабатывались лезвия и наконечники из обсидиана; употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были лук и стрелы, затем дротики с метательными дощечками.

    Ацтеки не знали железа. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали, а также отливали способом расплавления восковой формы.


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У АЦТЕКОВ

    РЯДОВЫЕ ОБЩИННИКИ

    ЗНАТЬ

    ИМПЕРАТОР

    ВОИНЫ


    КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

    Ацтеки славились ювелирными ремеслами. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства. Бронза появилась в Мексике поздно и употреблялась для предметов культа и роскоши.

    Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду лучших достижений в этой области. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигли ацтеки в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и в мозаике из драгоценных камней, нефрита, бирюзы и т. п.

    В городах работали школы , где обучали счету, чтению письму истории, ораторскому искусству.

    Огромное внимание уделялось развитию поэзии.


    ФУТБОЛ АЦТЕКОВ

    ГОРОДА АЦТЕКОВ

    РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ


    ИНКИ

    Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

    Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог.

    Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента.


    ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У ИНКОВ

    ВЕРХОВНЫЙ ИНКА

    неограниченный

    правитель

    Издавал законы

    Руководил войском

    Решал вопросы войны и мира

    Правители провинций

    Верховный жрец

    Главный контролер

    «СЫНЫ СОЛНЦА»

    кровные родственники

    Инки

    высшие должности

    ЧИНОВНИКИ

    знать покоренных

    народов

    Контролировали всю страну

    вплоть до каждого

    крестьянского двора

    ОБЩИННИКИ

    Совершенно бесправны


    КУЛЬТУРА ИНКОВ

    ИНКИ - единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза (в Месоамерике была известна только медь). Кроме меди и бронзы, инки выплавляли большое количество серебра, золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину.

    Богатейшие памятники ювелирного искусства инков ("золотой сад" в храме Кориканча с растениями, птицами, бабочками, фигурами людей и животных из золота и серебра) погибли почти полностью.

    Основным видом искусства инков была расписная и фигурная керамика , среди которой наиболее интересны "лицевые сосуды", составляющие великолепную галерею реалистических портретов.


    КАЛЕНДАРЬ

    ПОЧТА

    КУЛЬТУРА ИНКОВ

    ПИСЬМО

    ШКОЛА

    КИПУ – узелковое письмо




    • Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
    • У них складывались классовые общества и возникали государства.
    • Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

    В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо-лирована от них. Но здесь тоже возникли государ-ства, расцвели цивилизации майя , ацтеков и инков , достигшие значительных успехов в ремёслах, нау-ках, архитектуре и искусстве.

    Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они про-двигались к югу, осваивая огромные террито-рии. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Евро-пы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уров-нем развития; некоторые из них создали высо-коразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.

    Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал мест-ных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно на-звание — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).

    По уровню развития государства доко-лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Уси-ливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользова-лись жрецы.

    Пирамида майя. Чичен-Ица

    Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсут-ствие тяглового скота и самые простые ору-дия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали террасы для посевов на горных склонах, орошали засуш-ливые земли и осушали болота. Ацтеки соз-давали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.

    Ни одна цивилизация доколумбовой Аме-рики не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гон-чарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они раз-водили ламу, которую использовали для пере-возки грузов и получения шерсти.

    Майя, ацтеки и инки придержи-вались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными тела-ми и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Свя-щеннодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвопри-ношения.

    Государство Майя и Ацтеков

    В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Аме-рике достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искус-ство. Но позже междоусобные войны ослаби-ли их.

    К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могу-щественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть прави-теля ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мекси-ки. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.

    Поражает техника каменного строитель-ства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.

    У майя сложилась система письма на осно-ве иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта

    Держава инков

    На западе Южной Америки могущественное государ-ство создали инки. С XII в. инки под-чиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной цент-ральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул Верхов-ный инка. Держава инков протянулась с севе-ра на юг почти на 5000 километров и поко-рила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.

    Правителю принадлежала вся земля в госу-дарстве. Он сам получал урожай с «полей Вер-ховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распре-делялся между всеми.

    Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветны-ми шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную инфор-мацию (например, по сбору налогов).

    На этой странице материал по темам:

    • Скачать презентацию на тему майя, ацтеки, инки в ср века

    • Доклад страна майя кратко

    • Искусство доколумбовой америки доклад кратко


    • К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

      Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

      Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита - примерно 30-20 тыс. лет назад - и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

      Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос - носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

      Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

      Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. - до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

      К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана - столицы одноименной цивилизации - свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

      Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг - проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

      На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение - Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана - «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

      Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них - реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики - цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом - и терракотовые статуэтки.

      Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными - скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

      Культура ацтеков

      После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми - сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками - в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки - знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

      Сама столица - Теночтитлан - стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

      Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

      Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективнаясистема образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

      Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль - покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

      Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

      Весьма успешно развивалась наука . В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

      Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достиглалитература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

      Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

      В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков - Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки - сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

      Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город - Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

      Цивилизация майя

      Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

      Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

      В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитуюиероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

      Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде - до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

      В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика - особенно небольшие статуэтки.

      Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

      В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

      Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана - «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем - изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

      Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

      К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

      Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

      В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

      Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге -цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом - особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда - лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

      Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

      В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

      Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

      С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

      Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считалсяВиракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

      Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.

      Слайд 1

      Театр ацтеков, майя и инков.

      Слайд 2

      Художественная культура народов доколумбовой Америки

      Слайд 3

      Таблица для работы на уроке.

      Слайд 5

      Ацтеки.Тенотчетлан.

      Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

      Слайд 6

      Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

      Слайд 7

      Ацтеки. Великий храм.

      Слайд 8

      Ацтеки.Великий храм.

      Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

      Слайд 9

      Игры и развлечения

      Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

      Слайд 10

      Игры и развлечения.

      Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

      Слайд 11

      Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

      Слайд 12

      Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами.

      Слайд 13

      На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитлане в храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне. Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

      Слайд 14

      Музыка и танцы.

      Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль. Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой. Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

      Слайд 15

      Слайд 16

      Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

      Слайд 17

      Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

      Слайд 19

      Майя.Паленки.

      Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

      Слайд 20

      Театр майя.

      Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас. Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

      Слайд 21

      Слайд 22

      Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики. Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

      Слайд 23

      Слайд 24

      Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

      Слайд 25

      Слайд 26

      Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи. Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

      Слайд 27

      По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

      Слайд 29

      Инки.Мачу –Пикчу.

      Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

      Слайд 30

      Театр инков.

      В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки. То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке. Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки). Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

      Слайд 31

      Слайд 32

      Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу). Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета. Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

      Слайд 33

      Маски инков.

      В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам. Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.

      Слайд 34

      Слайд 35

      Слайд 36

      Домашнее задание:

      1.Достопримечательности Вашингтона. 2.История появления города. 3.Герб Вашингтона.



  • gastroguru © 2017