Арт-терапевтическая программа работы с онкологически больными детьми. Арт-терапевтическая помощь онкобольным на основе медитации Арт терапия для онкологических больных

А. Моцкувене

На протяжении последних двадцати лет ученые стали обра­щать особое внимание на роль творческого воображения и различных экспрессивных средств в исцелении от тяжелых заболеваний, включая рак и лейкемию. Известно также, что, начиная с глубокой древности, люди использовали визуальные образы в процессе осуществления лечебных практик. Феномен духовного целительства существует в разных культурных традициях и основывается на прямом или опо­средованном другим лицом взаимодействии реципиента (в частности, больного) с внешними либо внутренними энергетическими (психо­физиологическими) ресурсами, привлечение которых позволяет ему излечиться от тяжелого недуга (Benson, 1996).

В последние годы были разработаны специальные методы, связан­ные с визуализацией образов, способствующие излечению от разных соматических заболеваний (Anand, Anand, 1999; Gabriels, 1999), в том числе рака (Baron, 1989; Hiltebrand, 1999). Ряд исследований, про­водимых в разных странах, дали феноменальные результаты. Люди, состояние которых оценивалось как крайне тяжелое и которым уже не помогали никакие традиционные методы лечения, применяя визу­ализацию, вдруг начинали выздоравливать.

Некоторые исследования, например, работы К. Саймонтона (Саймонтон, Саймонтон, 1998), показали, что результаты лечения


были особенно впечатляющими, когда пациенты с онкологически­ми заболеваниями не только визуализировали исцеляющие образы, но и старались передать средствами изобразительного искусства. И хотя медицина все еще проявляет нерешительность касательно практического применения методов, предлагаемых этими исследова­телями, все большее число больниц и медицинских центров начинают вводить дополнительные программы лечения, включающие элементы визуализации и экспрессивных искусств.

Поскольку арт-терапия оказывает влияние на соматические функции и симптомы, ее можно рассматривать как один из вариантов психосоматической интервенции (Мальчиоди, 2006). Как отмечает К. Мальчиоди, в последнее время арт-терапевтические исследования стали давать определенные подтверждения того, что психотерапия искусством действительно может применяться в качестве метода лечения соматических заболеваний (Malchiodi, 1999a, b). Ряд иссле­дователей показали, что занятия изобразительным искусством могут использоваться в сочетаний с другими формами лечения, способствуя устранению симптомов соматического заболевания и проявлений стресса (Lusebrink, 1990).

Хотя психотерапия искусством в настоящее время применяется в работе с онкологическими больными в России (Гнездилов, 2002) и некоторых западных странах, в Литве она в этой области до сих пор не использовалась. В г. Клайпеде в настоящее время осуществля­ется строительство реабилитационного центра для онкологических больных, финансируемое протестантской церковью. В этом центре планируется проведение арт-терапевтических занятий. В своей статье я опишу некоторые результаты пилотажного исследования, связанного с применением арт-терапии в работе с небольшой группой пациен­тов, страдающих раком. Основное внимание будет уделено тому, как арт-терапевтические занятия повлияли на эмоциональное состояние пациентов и их образ Я. С целью изучения динамики эмоционального состояния и образа Я больных применялись такие методики, как тест «Нарисуй историю» (Копытин, 2003), тест «Автопортрет», сравнение содержательных характеристик изобразительной продукции, создан­ной на основе различных тематических заданий, и оценка жизненных приоритетов.


А. Моцкувене

Характеристика участниц группы. Форма и условия проведения занятий

В этой статье я опишу наблюдения, сделанные мною на протя­жении восьминедельного курса арт-терапевтической работы с группой пациентов. Всего было проведено 28 групповых арт-терапевтических сессий. В день проводилось по два занятия. Группа первоначально включала в себя восемь женщин, но спустя два занятия в ней осталось только четыре участницы. Все направленные на арт-терапию женщины посещают Центр информации и помощи онкологическим больным Западной Литвы. Ниже даются краткие сведения только о тех паци­ентках, которые прошли весь курс арт-терапии.

Состав группы:

Айсте, 45 лет, в 2000 г. ей был поставлен диагноз «рак груди»,

а в 2003 г. - «рак матки». Мигле, 60 лет, с 1999 г. диагностируется рак груди, с 2002 г. - рак

матки. Аста, 44 года, в 2003 г. ей был выставлен диагноз «рак груди». Сильва, 53 года, с 2003 г. диагностируется рак груди, с 2004 г. - рак

Все женщины согласились участвовать в арт-терапевтических занятиях для того, чтобы восстановить свое эмоциональное благопо­лучие. Они также надеялись, что занятия будут способствовать улуч­шению их физического состояния. В случае трех женщин проводимое медицинское лечение дважды приводило к временным ремиссиям, но затем состояние вновь ухудшалось.

Для работы с этой группой я составила программу, опираясь на опыт работы Барбары Ганим - психотерапевта, занимающегося лече­нием больных раком с помощью изобразительного искусства на основе холистического подхода. Моя работа строилась в форме тематической групповой арт-терапии. Место для проведения занятий предостави­ла психиатрическая больница г. Клайпеды. Занятия проходили по


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

субботам и воскресеньям с 7 января по 26 февраля 2006 г., по 4часа в день. Всего курс арт-терапии включал 56 часов. На занятия женщины приезжали из окрестных городов.

Программа работы

Работа проводилась на основе программы, определяющей темы каждого занятия. Тематический план представлен в таблице 1.

Наряду с различными творческими заданиями изобразительного характера и упражнениями на релаксацию и визуализацию мною при­менялся также психообразовательный подход. Часть времени занятий отводилась для предоставления женщинам специальной информации, позволяющей им лучше понять свое состояние и жизненную ситуацию. Использовались также отдельные техники танцевально-двигательного и драматерапевтического (работа с куклами, масками, перформанс) характера.

Описание арт-терапевтических занятий

Четвертое занятие. Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть»

Данное упражнение было направлено на то, чтобы помочь участницам группы осуществить своеобразный «обзор жизни» и уви­деть то важное, что они уже сделали и еще могут сделать. После завершения визуализации и создания рисунков Силва и Аста призна­лись, что они очень болезненно «пережили» в фантазии свою смерть, опасаясь главным образом за своих родственников. Все с удивлением признали, оглядываясь в прошлое, они ничего не захотели в нем ме­нять - разве что профессию. Пациентки признались, что у них нет мечты. Однако в ходе обсуждения женщины позволили себе немного помечтать. Я обратила их внимание на то, что у них еще есть время,


А. Моцкувене Таблица 1

Тематический план арт-терапевтичсских занятий

№ п/п Темы лекций и заданий Всего часов
1. Знакомство Сила искусства в деле исцеления Путешествие света Тест «Нарисуй историю»
2. Работа с образами женского и мужского начала Богиня в каждой женщине
3. Танцевально-двигательное упражнение на тему «Пробуждение богини» Изобразительная техника «Подарок»
4. Что такое смерть? Визуализация и изобразительная работа на тему «Жизнь и смерть» Интермодальная арт-терапевтическая техника с использованием перьев
5. Визуализация и изображение эмоций Рисование мандал
6. Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»
7. Исследование эмоционального состояния через зрительные образы Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с общением с мужчинами Работа с куклами
8. Техника отреагирования негативных эмоций через работу с изобразительными материалами Трансформация негативных эмоций через работу с рисунком
9. Передача образов болезни в рисунке Замена образа болезни на образ здоровья
10. Использование мудрости тела для исцеления Создание символа выздоровления
11. Возрождение высшего Я Визуализация и передача в рисунке духовной энергии
12. Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели Обсуждение домашней работы
13. Автопортрет Тест «Нарисуй историю» Работа с куклами на тему «Я и мир вокруг меня»
14. Работа с масками Перформанс Подведение итогов работы
Итого:

Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

чтобы кое-что изменить в своей жизни. Фантазируя о том, какими бы они хотели стать, если бы получили возможность родиться заново, они ничего не стали изменять, даже в визуализации не представляя себя здоровыми.

После выполнения этого упражнения женщины задумались о своей жизни и своем будущем. Разве можно восстановить здоро­вье, если даже в визуализации не позволяешь себе быть здоровым? Они поняли, что эффективность любого лечения в значительной степени зависит от самого человека, его желания исцелиться и стать здоровым.

Создавая рисунки, все женщины изобразили себя на небесах (рисунок 1). Я обратила на это их внимание: мне показалось, что такие образы могут отражать психологические защиты, потребность участниц группы уйти от «встречи» с неприятными телесными переживаниями и ситуациями, связанными с их повседневной жизнью. В то же время это не позволяет женщинам адекватно воспринимать информацию о том, что происходит в их организме, в отношениях с людьми и т. д.

Рис. 1. Рисунок Айсте, на котором она изобразила себя на небесах

Дальнейшая работа на этом занятии осуществлялась с использова­нием пера. Женщины слушали музыку и пытались двигаться под нее, танцуя вместе с перышком. Затем они передавали свои впечатления от этого упражнения в рисунке.


А. Моцкувене

Шестое занятие. Визуализация и рисование образа, связанного с установкой на выздоровление. Визуализация на тему «Встреча с внутренним наставником»

В начале занятия я спросила женщин, как они себя чувс­твуют и как изменилось их состояние с момента начала арт-терапии. Пациентки признались, что работа над собой дается им непросто, но они все же чувствуют, что незначительные изменения происхо­дят. Мне было важно, что они полны решимости. Я напомнила, что исцеление - это всегда выбор в пользу здоровья, оно невозможно без активного желания измениться. Мы поговорили о том, что такое сознательная установка на исцеление. При этом я отметила, что такая установка позволяет примирить разум и тело и объединить их усилия на пути к одной общей цели - выздоровлению.

Работа начиналась с направленной визуализации, в ходе кото­рой женщины устанавливали контакт с той частью своего существа, которая нуждается в исцелении. Они «путешествовали» по своему телу, представляя себя крошечной бусинкой света. Айсте испытывала затруднения. В ее воображении постоянно возникали времена года. Силва видела красивый дом с клумбами роз. Мигле сразу же увидела глаз. Все признались, что задание было трудным, но интересным.

Я напомнила женщинам, что они могут каждый день уделять по три минуты медитации на созданные ими рисунки с установкой на исцеление, представляя, как данный процесс помогает снизить кровяное давление, расслабить напряженные мышцы, активизировать обмен веществ в клетках и повысить тонус иммунной системы.

Выполняя визуализацию на тему встречи с внутренним настав­ником, женщины представляли себе, как он дарит им цветы. Закончив визуализацию, они создали рисунки. Айсте призналась, что ей трудно было принять от «наставника» розу с большими шипами. В ходе об­суждения выяснилось, что это связано с ее негативными чувствами к мужчинам.

Аста получила в подарок нарцисс - она поняла это как призыв по­любить и принять себя. Силва получила оранжевый бутон розы, а Миг­ле - тюльпаны. Увидеть «наставника» удалось всем женщинам, у одних это оказался мужчина, а у других - женщина в красивом одеянии.


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

Благодаря этому упражнению женщины поняли, как можно нала­дить контакт с внутренним наставником, обращаясь к которому они смогут получить ценную информацию и советы, которые нередко пред­стают скорее в виде образов, нежели проговариваются. Я подчеркнула, что общение с внутренним наставником - это еще одна возможность, которую можно использовать на благо своего здоровья.

Рассказывая о своем опыте визуализации, Айсте сказала, что получила розу с большими шипами. Она хотела мысленно поменять ее на что-либо иное, но этот образ стоял перед глазами. Она не хотела ее брать, но все же взяла. Вокруг было очень красиво, все залито се­ребряным светом, но от подаренной розы у Айсте онемела спина. Она дала наставнику имя мужчины, который есть в ее жизни.

Аста сказала, что ее наставник был очень легкомысленным, гово­рил ей комплименты. Сказал, что придет к ней, если она его позовет. Ее визуализация была очень яркой и наполненной светом. После выполнения этого задания она изменилась даже внешне - щеки пок­раснели, глаза засияли, на лице появилась улыбка.

Силве явились очень красивые образы. Наставником оказался молодой мужчина. Он ее обнял, словно утешая, и сказал, что все будет хорошо. У Мигле наставником была очень красивая женщина. Она сказала ей, что она обязательно получит то, что хочет. Я заметила, что визуализация стала даваться женщинам достаточно хорошо.

Седьмое занятие. Исследование эмоционального состояния через зрительные образы

Арт-терапевтическая работа с эмоциями, связанными с об­щением с мужчинами. Работа с куклами

В своем рисунке по заявленной теме Айсте передала страх и не­уверенность (рисунок 2), сказала, что «было холодно во всем теле... кажется, что нет никакого выхода. Я в ледяной пирамиде, а если из нее выйду, то снаружи тоже такой же холод... страшно и холодно. И после рисунка остался холод в теле».

Силва передала в рисунке злость, ненависть: «Вернулась в де­тство. Выплыли отношения с отцом. Он пил, ругал и бил мать, и детям от него попадало. Он их не любил». Рисуя, Силва плакала, кашляла.


А. Моцкувене

Обсуждая рисунок, сказала, что не знала, что так сильно из-за этого страдает: «Теперь я с ним поддерживаю только формальные отношения и думала, что они меня уже не волнуют. Начиная работать, не ожидала, что столкнусь с этой проблемой».

Рис. 2. Рисунок Айсте, отражающий страх и неуверенность

Аста изобразила отчаяние (рисунок 3), причиной которого, по ее признанию, является поведение ее мужа и его отношения с сыновьями (они подростки). Он совсем не общается с ними, а только ругает их, не разобравшись в ситуации. Она сказала, что в таких случаях чувс­твует себя как медуза. Не может защитить их и саму себя.

Рис. 3. Рисунок Асты, отражающий отчаяние

Рисунок Мигле передавал ее ненависть к алкоголю и к мужу, поскольку он алкоголик. Она создала две работы. Комментировала их очень эмоционально.

Затем женщинам было предложено создать новые рисунки, отражающие то состояние, к которому они хотели бы прийти. Это дало положительный эффект, после чего группа перешла к работе с куклами. Каждая участница группы выбрала себе одну или несколь-


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

ко кукол, ассоциирующихся у них с ними самими. При обсуждении они рассказывали о том, что послужило причиной выбора той или иной куклы.

Десятое занятие. Использование мудрости тела для исцеления

В ходе предыдущих занятий женщины узнали, как их тело использует ту или иную физическую дисфункцию, начиная с озноба во всем теле и кончая угрожающей жизни болезнью, для того, чтобы выразить определенную эмоциональную потребность, которую они в себе подавляли. Хотя и с трудом, но участницы все с большим оп­тимизмом двигались вперед.

Во время десятого заняти с использованием техник визуализации и сознательного сосредоточения на своем теле женщины должны были исследовать негативные отношения или обстоятельства, которые предшествовали заболеванию и которые они хотели бы изменить. Они должны были задавать вопросы своему телу и затем попробовать найти путь к исцелению.

Женскую грудь можно рассматривать как метафору заботы и не­жности, поэтому когда развивается киста или опухоль, для пациентов это может быть сигналом, с помощью которого тело пытается сообщить, что они подавляют свою внутреннюю потребность во внимании и за­боте к себе самим, в том числе и со стороны других людей. Раскрыть эту потребность обычно бывает нелегко, поскольку для большинства женщин частью привычной системы представлений, привитых вместе с культурой и обычаями данного общества, является вера в их обязан­ность заботиться о других. Участницы моей группы также подтвердили, что они страдают «синдромом опекунши», т. е. им свойственна всепо-давляющая потребность проявлять заботу о других, обычно за счет себя самой. Но они также признались в том, что сдерживают чувство гнева, так как их потребности, как правило, остаются незамеченными членами их семей, а сами себе они не уделяют достаточного внимания.

Комментируя свой рисунок, Айсте сказала, что ее мама покончила с собой, потому что отец ее предал: «Я не смогла пролить ни одной слезы... А потом у меня сложились плохие отношения с моим другом. Неумение сказать "нет" и еще - чувство долга, ощущала себя раздав-


А. Моцкувене

ленной... После первой операции думала, что начну жить по-другому. Но взвалила на себя еще больший груз. И вот - вторая операция...»

Аста, давая пояснение своему рисунку (рисунок 4), сказала, что «самое главное - это невыносимая ноша работы (работает бухгалте­ром в шести местах) и отчаяние из-за того, что не могу жить богато, все не хватает денег. Но я покорно принимала эту ситуацию. Так ведь и должно быть. Теперь, когда смотрю на эти цепи - страшно. Хвати­ло бы и одной работы».

Рис. 4. Рисунок Асты, отражающий ее зависимость от работы

Мигле по поводу своего рисунка сказала следующее: «Умерли друг за другом родители, сама я работала судебным приставом. По ночам часто снились кошмары. Да и днем от людей слышала только проклятия. Скрывала все свои эмоции. Все отшучивалась, а внутри - угрызения совести, злоба за несправедливость на работе. Теперь мне все равно».

Смотря на свои рисунки, женщины еще раз получили подтверж­дение того, насколько точно рисунок отражает их состояние. Потом пациенткам было предложено создать символ выздоровления. Это была приятная для всех участниц работа. Через символ они наполни­лись силами и почувствовали себя увереннее.

Одиннадцатое занятие. Возрождение высшего Я. Визуализация и передача в рисунке духовной энергии

В начале занятия женщины использовали визуализацию, представляя поток духовной энергии, которая проходит через все их тело. Затем им было предложено создать изображение своего тела во


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

весь рост, пытаясь передать те ощущения и образы, которые возникали в ходе визуализации (рисунок 5).

«Это было похоже на рентген» - шутили они. Аста призналась: «Лампочка есть, но невозможно подключиться к питанию. Вся энергия как в землю уходит, пропадает в области таза».

Благодаря этому занятию все женщины смогли обратить вни­мание на те области тела, в которых они ощущали препятствия для прохождения духовной энергии. Пациентки осознали, что сами себя ограничивают - недостаточно привлекают для лечения природные и духовные силы, никогда к ним внутренне не обращаются.

Рис. 5. Рисунок Айсте, изображающий ноток духовной энергии

Двенадцатое занятие. Визуализация и передача в рисунке образа духовной цели

Предлагая женщинам передать свою духовную цель через рисунок, я старалась помочь им определить, ради чего они хотят жить. Направив свои эмоциональные, интеллектуальные и физичес­кие ресурсы в жизнеутверждающее поведение, они затем могли бы использовать их для достижение этой цели. Воля к жизни становится сильнее, когда у человека есть ради чего жить.


А. Моцкувене

Силва создала образ жемчужной раковины. Она расшифровала его как потребность в передаче любви и тепла своей семье и внукам, а так­же одиноким старушкам, которые живут в их рыбацком поселке.

Айсте нарисовала красное сердце. Глядя на него, все чувствовали, что оно сильно пульсирует. Для автора сердце являлось символом любви и семейной жизни (она так этого хочет и так боится).

Аста увидела, а затем изобразила куклу-пупса. Этот образ ее испугал и озадачил. Но затем она поняла, что ей, по-видимому, надо принять жизнь как игру и не прятаться за обязательствами и работой, дать себе время «просто жить».

Я предложила женщинам забрать эти рисунки домой, чтобы медитировать над ними и подумать об их значении - может быть, им удастся еще что-то понять о целях своей души.

Последнее занятие. Подведение итогов работы

Работа над собой очень трудна, и тот факт, что из восьми че­ловек после двух занятий остались только четверо, это подтверждает. Люди не хотят заниматься собой. Они привыкли, что их лечат врачи.

В процессе работы проявлялись физические симптомы болезни, однако они постепенно становились все менее выраженными. Исчез, как говорили некоторые пациентки, «камень на шее». На последней встрече женщины сказали, что «груза» уже не ощущают, им стало легко. Мигле пошутила: «У меня шея появились, а была только голова и плечи». Женщины признались, что, работая с образами, научились хорошо чувствовать свое тело, понимать и принимать его, а также прислушиваться к его «советам».

Айсте сказала, что в ней пробудилась женщина и что она уже готова осторожно впустить в свою жизнь мужчину. Аста научилась


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

находить свободное время, Силва оттаяла, и в ней проснулось чувство любви. Мигле осознала, что ей не нужно прятаться за шутками, что она уже может обойтись без них.

Женщины поняли, что освобождение от затаенных обид и иных подавляемых чувств может произойти благодаря активности вооб­ражения, а создание образов - это способ, позволяющий увидеть глубинную природу старых ран и освободиться от их разрушитель­ного воздействия. Судя по субъективным впечатлениям самих учас­тниц, благодаря проведенной работе у них снизилось стремление подавлять и отрицать свои эмоции. Они приобрели способность более адекватно выражать чувства и теперь реже испытывают на­пряжение и страх.

Айсте, например, на работе смогла ответить клиентке «нет» и не чувствовать себя подавленной, как раньше. Мигле рассказала подруге о том, что ей не нравится в их отношениях, и хотя подруга обиделась, Мигле смогла справиться с этой ситуацией - отношения между ними не прекратились, но теперь их дружба приобрела другое качество.

У Силвы были большие проблемы в семье. На момент прихода на арт-терапию она думала, что разведется с мужем. Работая над своей проблемой, Силва изменилась сама и изменила ситуация в доме. Она очень счастлива, что в семье теперь все хорошо.

Одна из проблем Асты касалась ее отношений с сыновьями-под­ростками. Посмотрев на ситуацию через призму рисунка, она смогла найти ключ к нормализации отношений.

Благодаря арт-терапии женщины узнали, что для того, чтобы примириться с поведением другого, нужно очень внимательно рас­смотреть свои собственные поступки. Преодоление затаенных не­гативных чувств не только освободило участниц группы от стресса: по мере того, как изменялось их восприятие событий, появлялось ощущение завершенности чего-то важного. Перестав быть жертвами собственных обид, они обрели новое чувство свободы и способнос­ти управлять своей жизнью. Направив энергию, которая раньше поглощалась обидами, на конструктивное решение проблем, они сделали шаг к тому, чтобы вести ту жизнь, какую хотят сами. А это, в свою очередь, укрепляет способность организма бороться с раком и улучшает качество жизни.


А. Моцкувене

Оценка динамики эмоционального состояния

Результаты применения теста «Нарисуй историю»

При сравнении результатов первого и второго тестирования оказалось, что у трех участниц оценки по обеим шкалам повысились. У Мигле они изначально были максимальны и такими же остались. Повышение оценок указывает на стабилизацию эмоционального состояния участниц группы, формирование у них положительного, оптимистического взгляда на мир и свои возможности.

Результаты применения рисуночного теста «Автопортрет»

При выполнении данного теста участницы группы должны были создать графический автопортрет и дать себе по десять вер­бальных характеристик. Данный тест, как и тест «Нарисуй историю», выполнялся ими дважды - в начале и в конце курса арт-терапии.

Сравнивая характеристики, данные Айсте себе в начале и в кон­це курса арт-терапии, можно отметить, что положительных оценок стало больше. При выполнении первого рисуночного автопортрета она нарисовала только лицо. Много стирала и подправляла рисунок. Глаза на портрете выразительные, зеленые, но «пустые», так как она не нарисовала зрачки. Нет ушей.

На втором автопортрете она нарисовала себя во весь рост: длинные волосы, подчеркнуты ресницы, глубокое декольте, на голове венок, в руках - цветы. Этот образ не соответствует действительности, но та­кой она ощущает себя внутри. Она чувствует, что эту весну встретит как женщина и позволит себе помечтать.

Сравнивая вербальные характеристики, данные Мигле самой себе в начале и в конце курса, также можно отметить, что они стали более положительными. Во второй раз она говорила о себе только хорошее, в том числе, о своей любви к семье. Это очень важно, так, у нее были разногласия с мужем, а в процессе работы отношения потеплели.


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

В первый раз, в начале занятий, она нарисовала себя в профиль. Использовала при этом только простой карандаш. Многие детали лица остались не прорисованными. В конце занятий, как и Айсте, она изобразила себя в полный рост. В какой-то момент ей не понравилось, как она нарисовала ладони, и она «убрала» руки в карманы. Ноги тоже спрятаны в траве, потому что Мигле не сумела их нарисовать, однако создается ощущение, что она уже стоит на земле. Женщина изобразила себя с серьезным выражением лица, более стройной, чем она есть. Для нее это очень важно. Появилось желание жить для себя.

Вербальный портрет Асты в результате арт-терапии изменился мало. Примечательно, однако, то, что она начала обращать на себя внимание, о чем говорит высказывание: «Становлюсь интересна сама себе». На рисуночном портрете, выполненном в начале работы, видна только голова. Больше всего места занимают волосы. На лице - улыб­ка, но портрет нерадостный.

На втором рисунке она изобразила себя в образе благородной дамы. Появились такие детали, как шляпка и цветок. Акцентированы глаза. Так же, как и на первом рисунке, она выглядит очень серьезной. Сравнивая вербальный и графический портрет Я Асты в начале и в конце арт-терапии, можно отметить, что во втором варианте она удели­ла себе больше времени и нарядила себя. Для нее это стало важным.

Сравнивая вербальные характеристики образа ее Я, можно отметить происшедшие в ней изменения. Строгая Я превратилась в нежную, летающую Я. В своем первом автопортрете она изобразила себя в черном, акцентировав внимание на глазах с ресницам и зрачках. Второй портрет - также с акцентом на глазах, но теперь они синие, не такие испуганные. Изображение намного мягче, нет яркой границы между телом и головой, как в первом рисунке. Стало больше волос, появились сила, зрелость.

Сравнение вербальных и рисуночных образов Я Силвы показы­вает, что она изменилась. Она перестала быть требовательной, став терпеливой и внимательной.

Можно также отметить, что все женщины связывали созданные ими образы Я в основном со своими рефлексивными и физическими, а не духовными характеристиками, хотя в ходе курса арт-терапии мы касались понятия духовного и «божественного» Я в человеке. Первый портрет у всех включал только изображение головы. На втором пор­трете две участницы изобразили фигуру целиком.


А. Моцкувене

Анализ словесного описания рисунков участницами группы

В словесном описании участницами группы своих рисунков были отмечены значительные изменения. К концу курса арт-терапии рисунком они стали вкладывать в работы иное эмоциональное содер­жание: на первом этапе оно было отрицательным, затем постепенно описания рисунков начали приобретать положительный характер, который стал преобладающим к концу курса.

Оценка жизненных приоритетов

В качестве еще одного инструмента оценки динамики состо­яния и интересов участниц группы выступал тест на ранжирование 12-ти понятий, обозначающих различные жизненные явления. Жен­щины должны были записать слова в определенном порядке: на первое место они должны были поместить слово, обозначающее наиболее важное для себя явление и т. д.

При выполнении этого задания на первом занятии большинство участниц группы отвели себе одно из последних мест. По итогам же последнего занятия их Я стало для них гораздо более важным.

Заключение

Результаты применения набора оценочных методик, таких как тест «Нарисуй историю», вербальный и графический автопортрет, а также содержательный анализ рисунков указывают на положитель­ные изменения в эмоциональном состоянии участниц группы, проис­шедшие за период занятий.

Можно констатировать, что образы Я участниц группы также изменились: к концу курса арт-терапии в них стали преобладать положительные характеристики. У всех женщин усилились чувства уверенности в себе и собственной полноценности. И хотя проведен-


Применение арт-терапии в работе с онкологическими больными

ный мною курс арт-терапии был относительно непродолжительным, данное исследование подтверждает терапевтическую эффективность подобной работы.

Литература

Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологи­ческой клинике в хосписе. СПб.: Клинт, 1995. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». СПб.: Речь, 2003. Мальчиоди К. Лрт-терания и мозг// Лрт-терапия: новые горизонты / Под. ред.

А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С. 319-331. Саймоптон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. СПб.: Питер, 1998. Anand S., Anand V. Art Therapy with Laryngectomy Patients // Medical Art

Publishers, 1999. P. 63-85. Baron P. Fighting Cancer with Images // Advances in Art Therapy / Ed. by

H. Wadeson. New York: Wiley and Sons, 1989. P. 148-168. Benson #. Timeless Healing. The Power and Biology of Belief. New York,1996. Gabriels R. Treating Children with Asthma. A Creative Approach // Medical Art

Therapy with Children / Ed. by С Malchiodi. London: Jessica Kingsley

Publishers, 1999. P. 95-111. Hiltebrand E. Coping with Cancer through Image Manipulation // Medical Art

Therapy with Adults / Ed. by C. Malchiodi. London: Jessica Kingsley

Publishers, 1999. P. 113-135. Lusebrink V.B. Imagery and Visual Expression in Therapy. New York: Plenum,

1990. Malchiodi С Medical Art Therapy with Adults. London: Jessica Kingsley Publishers,

1999a. Malchiodi С Understanding Somatic and Spiritual Aspects of Children"s Art

Expression // Medical Art Therapy with Children / Ed. by C. Malchiodi.

London: Jessica Kingsley Publishers, 1999b. P. 173-195.

В данной статье мне хотелось бы рассказать о медитативной технике арт-терапевтической самопомощи - a mindfulness-based art therapy (MBAT).

Впервые данная техника начала применяться в 2010 году на базе Центра по лечению онкологических заболеваний Абрамсона при Пенсильванской больнице в г. Филадельфия. Автор методики Петерсон Кэролайн (сертифицированный арт-терапевт, проводит поддерживающие программы для онкобольных) адаптировала технику на основе концептуальной модели прогулок, включив в нее изобразительную деятельность и исследование.

Проводится арт-терапевтическая самопомощь на свежем воздухе, в процессе прогулки клиенты созерцают внешнюю и внутреннюю среду, снимают цифровые фото природы, себя и другие объекты, людей, животных, все то, что им в данный момент хочется сохранить на фото.

Техника проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи

Для проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи достаточно иметь желание выйти на природу с арт-терапевтом, в группе или индивидуально, взять с собой тех людей, с которыми хочется быть (родственников, друзей, любимых животных), фотоаппарат или телефон с фотокамерой и просто идти гулять.

Прислушиваться к себе, своим мыслям, фантазиям, желаниям.
Наблюдать окружающий мир и видеть себя в нем.
При желании фотографировать окружающий мир, себя.

После прогулки занятия продолжаются в кабинете. Участникам предлагают сделать коллаж из отснятого материала. Коллаж изготавливается каждым участником отдельно, но если группа пожелает сделать общий коллаж, то нет причин в этом отказывать, но индивидуальный коллаж должен быть обязательно.

Для изготовления коллажей за основу берется фото, но всегда приветствуется использование дополнительных инструментов (лоскутки, бусины, ракушки, краски, мелки, журнал и многое другое). Для людей с преобладающей тактильной модальностью очень влиятельным будет использование различной текстуры в коллаже (песок, камушки, крупы с различной поверхностью). Материал выбирается самим участником.

Арт-терапевт и другие участники группы не вмешиваются при изготовлении индивидуального коллажа. Арт-терапевт во всех случаях является сторонним наблюдателем и вмешивается в процесс только в крайние моменты необходимости. В моменты обсуждения арт-терапевт участвует в процессе.

Очень важным моментом при создании коллажа является то, что человек сам выбирает материалы, основу коллажа, способы фиксации предметов и фотографий на эту основу. Благодаря такому подходу творческий процесс поддерживает автономность автора , что способствует формированию уверенности в собственных силах и возможность контроля над процессом. Ведь в реальности для онкобольных контроль процесса утерян.

После создания коллажа, если участники согласны, можно предложить составить рассказ, опираясь на коллаж и на чувства, возникающие в разные моменты его создания. В этом случае визуальный образ вербализуется и таким образом дополнительно укрепляется в подсознании.

Петерсон Кэролайн на собственном опыте в работе с онкобольными увидела, что люди с интересом получают новые знания и новый опыт, используя инструменты арт-терапевтического творчества для взаимодействия с внешней и внутренней средой.

У человека с онкологическим заболеванием возникает много вопросов относительно своего состояния, своего места в будущем. В такой ситуации, по мнению Mezirow (2000), требуется кардинальная перестройка механизмов переработки информации. Медитативная арт- терапевтическая самопомощь способствует выходу за рамки сложившихся стереотипов представлений о себе, окружающем мире, окружающих людях. Помогает расширить горизонты мировосприятия, изменить свои эмоциональные реакции на происходящие вокруг события, подойти к более целостному восприятию реальности.

Научное обоснование действенности описанной методики

Исследования эффективности медитативных арт-терапевтических программ, финансируемых системой здравоохранения, проводили два американских научно-исследовательских института.

Университет Тома Джеферсона выполнил исследование вслед за данными, полученными Петерсон Кэролайн в 2000 году. Затем проводилось исследование эффективности метода на мужчинах с раком предстательной железы. Результаты всех исследований указывают на ряд положительных эффектов, причем на разных выборках.

Петерсон Кэролайн провела анализ изобразительных работ примерно 250 пациентов. Ею были отмечены тенденции более частого изображения солнечного света, голубого неба, зелени, ручьев, лесов и воды в пейзажах. Петерсон Кэролайн обращает внимание на то, что природа выступает важным ресурсом здоровья. В работах пациентов, не использующих медитативную ар-терапию, было много изображения тревоги, растерянности, темноты и одиночества.

На основе полученных данных был сделан вывод, что качество жизни и состояние больных может быть оптимизированно благодаря включению в программу ландшафтной практики в виде прогулок и сбора материала для дальнейшего использования участниками программы .

P.S. При подготовке данной статьи использовался материал, опубликованный в международном арт-терапевтическом журнале «Исцеляющее искусство» (№1 зима 2016г.).

…Арттерапию в онкологии с полным правом можно назвать исцеляющим творчеством. Aрттерапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество. Направления современной арттерапии соответствуют различным видам искусств, а разнообразие используемых техник практически неограниченно.

Арттерапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арттерапию можно отнести к комплементарным средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связнанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния. Артерапия - это одновременно психо- и духотерапия для пациента.

Сегодня выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкальную терапию, танце-терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др.

В последнее время появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, т. к. каждый вносит что-то свое, приобретенное с опытом, в технологию и интерпретацию.

Применительно к онкологии арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Единственным препятствием и ограничением для использования широкого арсенала средств и методов арттерапии в онкологии является состояние когнитивной системы и общее физиологическое состояние пациента, поскольку данный метод требует наличия свободного поля восприятия и некоторого количества свободной психической энергии. Говоря об использовании средств арттерапии в онкологии, нельзя не сказать о существующем мнении, что арттерапия, как креативный метод, может быть использована, только в детской онкологии. Т.е. якобы применительно ко взрослой онкологии данный метод терапии выглядит не достаточно «серьёзно».

Это большое заблуждение, друзья, связанное со стереотипами человеческого мышления, и социальными установками о том, что взрослым людям заниматься рисованием, лепкой и «впадать в детство» совершенно не «серьёзно». Исходя из практического опыта, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что в душе у каждого «очень серьёзного» и «очень взрослого» человека живёт тот «ребёнок», который только и ждёт того момента, чтобы, сняв с себя все штампы и ограничения «серьёзности», вновь прикоснуться к прекрасному и светлому миру детства и творчества. Любопытно, что процесс творчества и креативности в равной степени присущ пожилым людям, причём, им он присущ даже в большей степени, чем многим взрослым. Это убедительно доказывается и подтверждается работой ряда специалистов-психотерапевтов и волонтёров первого минского Хосписа для взрослых.

Средствами арттерапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арттерапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку...

Существует довольно много видов арттерапии:

Изо-терапия (рисунок, живопись, лепка, мозаика, коллажи и др.),
- музыкотерапия (в креативном аспекте),
- танцетерапия,
- этнотерапия,
- библиотерапия,
- драматерапия,
- сказкотерапия.

Из общего числа средств арттерапии, использующихся в онкологии, наибольшую популярность и распространение получила работа с рисунком. Сегодня существует довольно много различных способов и техник работы с рисунком.

Методики индивидуальной работы с рисунком:

- "настроение",
- "автопортрет",
- "фамильный герб",
- "дерево жизни",
- "вулкан",
- ассоциативный и свободный рисунок,
- "мир" и пр.

Групповые методы работы с рисунком:

- "подарки",
- "групповой портрет",
- "триптих",
- "диалог",
- "я, ты, мы",
- групповой рисунок,
- рисунок по кругу и др..

Элементы музыкотерапии (рисунок музыки, лечебная музыка, работа с инструментами, работа с фольклором, "озвучка")…

В полном объеме статью можно найти на сайте

Как известно, онкология — это бич 21 века. Узнайте, как творчество может помочь вылечить рак. Ознакомьтесь с методами лечения рака.

Арт-терапия как прогрессивный метод лечения рака

Рак — это физическое заболевание, но он оказывает эмоциональное воздействие. Многие люди, живущие с онкологией, проходя через лечение и изо всех сил пытаясь победить болезнь, испытывают какие-то психологические проблемы, от легкой тревоги до тяжелой депрессии. Терапия может быть важным способом поговорить о том, как чувствует себя больной раком, выражать отрицательные эмоции и изучать стратегии выживания. Художественная терапия особенно полезна для выражения эмоций, которые трудно выразить словами. Творческий процесс может быть процессом исцеления, особенно когда его возглавляет обученный и профессиональный арт-терапевт.

Ментальные последствия жизни с онкозаболеванием

Независимо от того, насколько далеко зашло заболевание раком, борясь с этим ужасным заболеванием, пациенты испытывают огромное влияние на психическое здоровье. Психологические последствия рака включают в себя стресс, страх, беспокойство и депрессию. Жизнь с раком также может привести к социальной изоляции, гневу, трудностям в отношениях.

Боль физическая играет огромную роль. Тем не менее многие пациенты будут испытывать гораздо более тяжелые и постоянные эмоциональные расстройства, которые могут быть разрушительны и значительно ухудшить качество жизни. Некоторые исследования даже показали, что значительное количество страданий у пациента может привести к ухудшению результатов лечения. Арт-терапия может служить альтернативным методом лечения для уменьшения последствий проявления негативных эмоций .

Что происходит на сеансе арт-терапии

Сеанс арт-терапии для каждого пациента отличается, терапевт будет адаптировать каждую сессию к потребностям человека.

Типичный сеанс арт-терапии проходит в три этапа:

  1. Подготовительный этап . Предварительная беседа позволяет терапевту узнать и оценить пациента, специалист задаст вопросы, чтобы узнать больше о пациенте и о том, что ему нужно получить на сеансе арт-терапии. При последующих сеансах этот период может быть короче, но по-прежнему полезен для терапевта, чтобы узнать, как дела у больного и каковы его текущие потребности.
  2. Процесс творчества . Терапевт может научить некоторым методам, но самое главное — просто создать что-то. Больного раком могут попросить выразить что-то конкретное, использовать определенные средства или просто создать то, что кажется нужным в этот момент.
  3. Пост-арт-дискуссия . На третьем этапе сеанса терапии пациент и терапевт обсуждают завершенный проект. Человек говорит о своих чувствах, что побудило его создать именно эту работу, как он себя чувствовал в процессе и что ощущает теперь. Пациент может говорить о том, как изменилось его настроение, пережил ли он какие-либо воспоминания, помог ли этот сеанс в его борьбе против рака.

Иногда онкобольные выбирают для себя групповую терапию, особенно часто таким образом ведется работа с детьми.

Преимущества арт-терапии при лечении онкозаболеваний

Исследования показали, что творчество и арт-терапия могут помочь больным раком чувствовать себя лучше. В одной из опубликованных работ, например, ученые из Национального института здоровья проанализировали несколько исследований арт-терапии, чтобы определить, как она влияет на больных раком. В опросе принимали участие более 1500 человек, и результаты были однозначны: арт-терапия помогла этим пациентам уменьшить тревогу, депрессию и даже физическую боль.

Сеансы арт-терапии также улучшили общее качество жизни у большинства пациентов. Исследование показало, что эмоциональные преимущества проявлялись только в период терапии, но также было доказано, что даже после прекращения сеансов физическая боль не возвращалась. Есть множество других преимуществ арт-терапии, отличающихся для каждого человека:

  • Повышение самооценки, даже в самое трудное время.
  • Обеспечение комфорта и чувство товарищества.
  • Уменьшение внутреннего напряжения и расслабление.
  • Улучшение связи с людьми.
  • Выражение эмоций, о которых трудно говорить или выразить словами.

Арт-терапия — прекрасный способ для больных раком извлечь выгоду из творческого процесса и от работы с профессиональным психотерапевтом. Но творческий процесс можно продолжить и дома, предварительно проконсультировавшись с арт-терапевтом о том, что и как вам лучше делать. Но даже если пациент не занимался арт-терапией со специалистом, в любом случае процесс создания чего-либо руками будет на пользу. Карандаши, краски, подручные материалы, записи в дневниках — если это расслабляет человека и помогает ему самовыразиться, то это пойдет на пользу в любом случае.

Арт-терапия может быть мощным инструментом для лечения от травм и психологических расстройств, но также помогает пациентам с раком справляться с негативными эмоциями, а как известно, психоэмоциональный фон имеет огромное значение для выздоровления человека.

А р т - т е р а п е в т и ч е с к а я п р о г р а м м а

работы с онкологически больными детьми

Что такое арт-терапия?


Aрт-терапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния, особенно детям, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

Арт-терапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным (дополнительным) средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Средствами арт-терапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арт-терапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку.

Психологические характеристики Ведущего арт-терапии.

1 . Неподдельный интерес к детям Понимание того, что каждый ребенок уникален, является фундаментом, на котором строятся все последующие взаимоотношения с ребенком.

2. Уверенность в своих силах. Ведущий должен быть уверен в своих творческих способностях. (Все мы художники, поверьте.)

3. Уважение к процессу детского творчества. Уважение к ребенку распространяется как на сам процесс его творческой деятельности, так и на его результаты.

4. Увлеченность и восторженность. Эмоции Ведущего по отношению к искусству непременно найдут отражение в поведении детей.

5. Понимание и принятие существующих ограниченных возможностей ребенка. Основная цель занятий с детьми - использовать возможности творчества для того, чтобы помочь им справиться с психологическими проблемами, связанными с болезнью. В то же время существует большая вероятность, что человек, не имеющий соответствующей подготовки, больше внимания будет уделять именно физическим ограничениям ребенка, стараясь их как-то исправить.

6. Гибкость. Ситуация в больнице, особенно если это отделение, где находятся серьезно больные дети, может меняться очень быстро. Гибкость подразумевает под собой понимание и работу с разными ситуациями, мировоззрениями, отношением к жизни.

7. Чувство юмора. Те, кто способен с юмором относиться к себе и к различным жизненным ситуациям, передают детям чувство теплоты и легкости, на которых строятся доверительные отношения.

8. Способность находить контакты и взаимодействовать с окружающими.

9. Понимание, что уклад жизни, привычки и традиции людей, с кем придется работать волонтёру, могут отличаться от привычного уклада.

10. Отсутствие заболеваний, которые могли бы негативно повлиять на ребенка, его семью, или на самого участника.

Организация арт-терапевтических занятий


Данная арт-терапевтическая программа рассчитана на 10 занятий .

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 2 раза в неделю.

Возраст участников : 8-18 лет

Количество участников : 3-15 человек

Необходимые материалы и оборудование : бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски акварельные и гуашевые, кисти, пастель, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы, природные материалы (шишки, ракушки, сухие листья, цветы и т.д.), лоскутки ткани разных цветов.

Подборка музыкальных произведений .

Во время занятий можно негромко включать подходящую музыку.

1. Спокойная: А.Бородин – Ноктюрн из Струнного квартета, Ф.Шопен – Ноктюрны Фа мажор, Ре бемоль мажор, Этюд Ми мажор; Ф.Шуберт – «Аве Мария», К.Сен-Санс – «Лебедь».

2. Радостная: Д.Шостакович – Праздничная увертюра; Ф.Лист – финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11, 12; Моцарт – Маленькая ночная серенада (1 и 4 ч)

3. Музыка для медитаций: звуки леса, шум океана и др.

Правила организации занятий.

1. Пространство для занятий арт-терапией должно быть хорошо освещенным, просторным, на сколько это возможно. Главное, чтобы ребенку не было тесно.

2. Следует заранее позаботиться о защите любой поверхности и одежды (можно сшить специальные халаты для детей)

3. Обеспечение материалами должно быть полноценным и достаточным. Многие принадлежности должны быть индивидуальными (например, ножницы, чтобы не передавать их из рук в руки).

4. Под рукой всегда должны быть тряпочки для протирания рабочего места.

5. Желательно, чтобы в помещении для арт-терапии находился рукомойник.

Памятка ведущему арт-терапевтических занятий

    Как подавать детям пример:

    • Начните создавать свой рисунок, сделайте яркие мазки краской. Позвольте детям наблюдать. Ведущему незачем добавиться совершенства своих действий, и его результаты не должны превосходить то, на что способны дети в группе.

2. Как оказывать помощь:

    Покажите ребенку только начальные стадии действия. Воздержитесь от исчерпывающего показа. Запомните, это не уроки рисования. Здесь каждый вправе рисовать так, как ему хочется.

3. Как быть с похвалами?

    Употребление хвалебных слов в порядке реакции на любое детское творчество лишает лестные слова всякого смысла, и, что еще хуже, Ведущий не дает детям никакой информации о своем подлинном отношении к работам.

    Реагируя на работу ребенку Ведущий может показать, как искусство обращается к другим людям и что-то им сообщает. Можно при этом обратиться к личным ощущениям или зрительным воспоминаниям, например: «От этого желтого на твоем рисунке у меня внутри делается горячо». Выражать свои эмоции, однако, следует осмотрительно. Банальное «Я так рада твоей картинке» ничего не говорит о глубине переживания и не объясняет ребенку, откуда оно, это переживание, взялось. Лучше увязывать позитивные эмоциональные реакции с художественными элементами работы, например: «Когда я гляжу на эти синие тона на твоем рисунке, на душе у меня делается спокойнее».

    В случае отрицательных чувств лучше облекать в слова то, что ребенок сам выражает для себя или, как говорится, про себя, а не те негативные эмоции, которые испытываем мы. Например, «Вижу, что у тебя на рисунке столько всяких темных узоров и фигур. Может, еще и историю какую-нибудь о них расскажешь?»

Истолковывающий отзыв должен быть неподдельным и продуманным.


Занятие 1. Знакомство.

Задачи:

Создание благожелательной атмосферы

Знакомство участников с ведущим, знакомство участников между собой.

Материалы : бумага, цветные карандаши, цветной картон, фломастеры, гуашь

Ведущий объясняет условия проведения занятий, определяет правила и нормы поведения в группе.

В нашей группе активны все;

Доверие себе и другим;

Все, что происходит в нашей группе здесь, только для нас.

При необходимости вносятся дополнительные правила после обсуждения в группе.

Ведущий: Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой .

Упражнение «Как тебя зовут».

Слова ведущего: «Напишите свое имя, секретное в пространстве этой комнаты, там, где вам хочется, волшебной невидимой кисточкой ».

Затем предлагается выполнить упражнение вдвоем, в паре:

Один участник пишет свое имя, другой повторяет его.

Пишем имя большими буквами от потолка до пола, устанавливаем каждую букву надежно и основательно.

Назовите имя и покажите движение, характерное для имени.

«Мое имя в зеркале».

«Зеркалом» является группа, которой предлагается повторить движение и сказать имя, сохраняя мимику и интонацию.

Продолжительность упражнения – 10 минут.

Упражнение «Визитка».

Слова ведущего: «В жизни происходят ситуации, когда необходимо себя представить. Предлагаю вам сейчас создать для себя свою визитку или написать свое имя на листе цветного картона, бумаги, в котором были бы отражены ваш стиль общения, ваши особенности, принадлежность к какой-либо группе людей, ваши интересы, то что является ценным для вас».

Работа по созданию карточки-визитки.

Продолжительность – 15 минут.

Демонстрация – самопрезентация своей визитки.

Каждый участник рассказывает о своей визитке, почему он выбрал тот или иной образ или форму, цвет картона или бумаги, и размещает в пространстве класса.

Игра «Мячи знакомства».

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения. Передается какой-либо предмет (игрушка или мяч), и тот, у кого оказывается предмет, называет свое имя и три вещи, которые он/она любит.

При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на телесные движения, темп, скорость, мягкость передачи мячей.

Продолжительность – 10-15 минут.

Занятие 2. «Кто Я?»

Задачи :

    Диагностика эмоционального состояния

    Воспроизведение отношения к себе

Материалы : бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти

1. Ведущий объявляет инструкцию:

Нарисуйте свой портрет, используя любые художественные материалы.

музыка для медитаций

2. Медитация

Закройте глазки, сделайте три глубоких вдоха-выдоха (раз-два-три). Ощути в каком положении ты сидишь на стуле. Понаблюдай за своим дыханием. Вдох – выдох – вдох – выдох.

Представь, что все твои мысли находятся внутри крошечных воздушных шариков, которым ты позволяешь улететь. .

Теперь представь себе, что в центре твоей груди появился очень яркий источник света, может быть, как очень большой сверкающий бриллиант, светящийся так ярко, как солнце. позволь этой любви, излучающейся из твоего сердца в середине груди, стать ярче и больше.

Ощущай, как ты наполняешься этой любовью, одновременно излучая её всё сильнее. Заметьте, как твоё тело, каждая твоя клеточка впитывает эту любовь и начинают её излучать.

Чувствуй эту любовь, ощущай, как она обволакивает тебя и излучается из твоего тела, заметь, как твои ладони и ступни излучают её, как ты светишься любовью. Ты даже ощущаешь, как при вдохе твои лёгкие наполняются любовью и как ещё больше любви начинает распространяться по твоему телу, продолжай чувствовать и ощущать это как можно сильнее. Продолжай видеть и чувствовать, что ты становишься ещё лучистее, постоянно усиливая любовь с каждым новым вздохом. Почувствуй пузырящуюся внутри тебя радость и любовь.

Продолжительность – 15 минут.

3. Исцеляющий рисунок

Когда вы будете готовы выразить образ, возникший в вашем теле, откройте глаза и нарисуйте то, что представили.

Продолжительность – 20 минут.

Занятие 3. «Рисуем круги»

Задачи:

Развить спонтанность у участников

Прояснить личностные способности участников

спокойная музыка

Выявить характер проблем участников

Материалы : бумага, цветные карандаши.

Этапы.

1 . Настрой («разогрев»)

Упражнение «Многообразие чувств»

Перед вами лист бумаги. По моей команде вы начинаете рисовать всё, что захотите. Ровно через минуту вам нужно будет передать свой рисунок соседу. Рисунки передаются по часовой стрелке. Ваш сосед в свою очередь посмотрит на рисунок и решит, что добавить. Через минуту этот рисунок переходит к следующему участнику и так по кругу.

После того, как рисунок пройдет круг и дойдет до своего хозяина, проводится обсуждение.

Варианты вопросов:

Нравится ли вам рисунок? На что это похоже? Что еще можно дорисовать?

Продолжительность – 10-15 минут.

2 . Индивидуальная работа.

Инструкция:

Займите место за одним из столов.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность.

Продолжительность – 20 минут.

Все рисунки выкладываются для общего просмотра.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг картин, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется что-либо дорисовать в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других.

Продолжительность – 20 минут.

4 . Группы вывешивают «картины» на стену. Каждый участник показывает свои рисунки и рассказывает о сюжете, о своих чувствах во время работы, читает, если хочет, добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Ребенок, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить.

Занятие 4. «Эмоции и чувства»

Задачи:

оперативная диагностика эмоционального состояния

гармонизация эмоционального состояния

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

музыка для медитаций

Этапы:

1 .Настрой

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение

2. Индивидуальная работа

Используя краски или цветные карандаши, попробуйте нарисовать своё настроение .

3. После завершения работы, участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке.

Продолжительность – 20-30 минут.

Если дети рисуют негативные рисунки, говорят о плохом настроении, предложите им следующую медитацию .

1. Закрой свои глазки и расслабься, как будто сейчас ночь и ты ложишься спать

2. Ты собираешься увидеть сказочно прекрасный сон, в котором будет много света и добра и в котором все любят тебя, и дарят много подарков, словно у тебя сегодня День Рождения.

3. Расслабься

4. Представь себя на берегу океана

5. Вокруг тебя очень светло и тихо... Ты отдыхаешь под нежными лучами яркого золотого солнца, которое над тобой

6. Расслабься

7. Почувствуй, что солнечный свет от яркого золотого солнца ласково касается твоего тела... Свет окружает тебя со всех сторон золотистым сияющим облаком..

8. Расслабься

9. Вокруг тебя солнечный день и всё очень хорошо... В этом месте всегда очень хорошо...

10. Солнце светит всё ярче и ярче и света становится всё больше и больше... И это очень радостно...

11. Представь, что ты растворяешься в свете солнца как маленький кусочек льда в стакане тёплой воды.

12. Расслабься

13. Смотри далеко вдаль. Вокруг тебя большой и прекрасный мир, который сияет светом.

14. Расслабься.

15. А теперь открой глазки и улыбнись.

После медитации предложите детям порисовать. Сравнение рисунков – до медитации и после, позволит вам выявить ее эффективность.

Если вы заметили положительные изменения, вы можете использовать предложенную медитацию для улучшения состояния детей.


Занятие 5. «Рисуем деревья…»

Цель: Развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные отношения, сочувствие, сопереживание.

Материалы : бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти, ватман

Этапы .

1 . Настрой

музыка для медитаций

(«В Лесу»)

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение.

Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

2 . Поиск образа посредством движений под музыку

Звучит медленная, мелодичная музыка.

Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев. Покажите движением, танцем, как оно себя чувствует.

Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками -листочками. Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Продолжительность – 10-15 минут.


3 . Индивидуальная работа.

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев.

Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.

Продолжительность – 20 минут.

4 . Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:

Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

Есть ли у него друзья и враги?

Боится ли чего-нибудь это дерево?

Грозят ли ему какие-либо опасности?

О чем мечтает это дерево?

Какое настроение у твоего дерева?

Это дерево скорее счастливо или несчастно?

Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

За что его любят люди?

Что снится дереву?

Какой бы подарок его обрадовал?

Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?

Продолжительность – 20-25 минут.

Далее участникам предлагается следующая инструкция. Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.)

5 . Коллективная работа. Представьте, что большой лист ватмана на полу - это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).

Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.

При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно.

Продолжительность – 10 минут.

Заключительный этап . Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями. Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае Ведущий может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.


Занятие 6. «Куклотерапия»

Задачи:

Исследование глубинных проблем, чувств, переживаний личности.

Коррекция страхов, коммуникативных проблем, агрессии

радостная музыка

Материалы : бумага, цветные карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, лоскутки ткани, резиночки, ножницы

Этапы.

1 .Настрой

Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Возьмите карандаш (фломастер, кисть и т.д), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, фигуры, знаки. Не ограничивайтесь движения руки. Можно просто «калякать»,

Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует настроению и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников и предложите дополнить его таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

Подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на свой внутренний мир.

2 . Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, внутри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении. На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку.

Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

Продолжительность – 15 минут

3 . Индивидуальная работа.

Каждому необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальце левой руки.

Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно сделать одежду. Продолжительность – 15 минут

4. Этап кукольной театрализации.

Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бы рассказать о себе. Если для маленького спектакля необходимы другие персонажи, сделайте их. При желании обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли.

Продолжительность – 30 минут

5 .Заключительный

Каждому участнику вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце (изменение цвета лоскутка – своеобразный индикатор динамики настроения и эмоционального самочувствия).



Занятие 7. «Рисуем маски»

Необходимые материалы: страшная игрушка, фотографии людей, в том числе испуганных, бумага, изобразительные средства (гуашь, акварель, фломастеры, кисти)

Цель : коррекция эмоции страха.

Этапы:

1 . Настрой

Ведущий: Страшилка хотел напугать детей и разбросал фотографии, на которых изображено то, чего можно испугаться. Давайте рассмотрим их и выберем те фотографии, на которых действительно есть что-то пугающее. Найдите испуганного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо испуганного человека. Найдите испуганное лицо среди этих фотографий.

Продолжительность – 10 минут

2 . Индивидуальная работа

Задание на создание ситуации успеха и отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску»

Ведущий. Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем страшные маски, наденем их и прогоним Страшилку!

Для работы могут потребоваться любые изобразительные средства по выбору детей (гуашь, акварель, фломастеры, мелки) и бумага А4. Чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур (круг, овал), ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера.

По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или прорвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. Детям помладше помогает Ведущий. С левого и правого боков маски на скотч крепятся веревочки. Теперь маска готова к примерке!

Дети надевают маски, им дается возможность сначала «покривляться» перед зеркалом и «попугать» друг друга (а детям этого непременно захочется). Ведущий отслеживает момент, когда дети уже слишком расшалились, и в это время направляет их энергию на Страшилку. Игрушка «пугается» и исчезает из комнаты. Дети переключаются на следующее задание.

Продолжительность – 10-15 минут

3 . «Рисуем страхи»

Ведущий. Вы победили Страшилку, и теперь у вас есть силы, чтобы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, если нарисуете его.

Понадобится бумага А4, фломастеры, карандаши. часто дети выражают желание рисовать красками. Иногда задание вызывает сопротивление. Если ребенок убеждает, что не боится ничего, предложите ему нарисовать то, чего боятся другие люди.

Продолжительность – 15 минут

4 . «Ритуал уничтожения страхов»

Прежде всего, нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, Ведущий говорит:

«Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче -- чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не оста-лось!»

После того, как рисунок разорван, Ведущий собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их (« Вот так, чтобы совсем ничего не осталось! »). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

Потом ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

Продолжительность – 10-15 минут

В конце занятия можно провести медитацию, которая была предложена ранее. Занятие 8. «Я - волшебник». Создание коллажа.

Материалы : бумага (гофрированная, цветная, газеты, старые открытки), цветные карандаши, несколько журналов (для того, чтобы делать вырезки для коллажа), гуашь, кисти, акварель, ножницы, ткань (хлопок, шерсть, кружево, шелк, фланель), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (наждак, губка), другие материалы (фольга, пуговицы, пакеты, пробки, скорлупа, ленты, зерна, макароны, любые предметы, которые можно прикрепить или привязать к плоской поверхности), липкая лента, клей.

музыка для медитаций

Этапы.

1 . Настрой

Закрой глаза и постарайся поверить, что ты - настоящий волшебник.

В тебе находится огромная сила для осуществления всех твоих желаний.
Если хочешь, можешь вообразить, что в твоей руке волшебная палочка, и одним взмахом ты можешь преобразить весь мир.

Волшебник присутствует в каждом из нас.

Этот волшебник все видит и все знает.

Продолжительность – 5 минут

радостная музыка

2. Индивидуальная работа

Предложите детям создать коллаж на тему «Я – волшебник». Коллаж можно сделать используя различные материалы, иллюстрации из журналов, ножницы, клей и какую-нибудь основу. Основой может служить доска, картон, бумага, ткань, дерево, пластмасса.

Продолжительность – 30-40 минут

3 . Заключительный этап


Все коллажи выкладываются на всеобщий просмотр.

По желанию дети высказываются о своих коллажах.

Можно задать следующие вопросы:

Что изображено на твоем коллаже?

В чем сила Волшебника? Что может сделать Волшебник?

Куда ты направишь свою волшебную силу? Что ты сделаешь волшебного?

Продолжительность – 15 минут

Занятие 9. «Одеяло заботы»

Материалы: бумага, клей ПВА, крупы, зерна, семена, например – пшено, манка, зерна кофе, бобы, горох, рис, чечевица; краски, кисти, скотч.

спокойная музыка

1 . Настрой

Займите места на стульях, расставленных по кругу.

Представьте человека, который нуждается сейчас в заботе.

Мы ведь помним, что мы здесь все Волшебники.

Давайте сегодня сделаем доброе дело – создадим одеяло заботы для того, кто нуждается сейчас в нашей любви.

Продолжительность – 5 минут

2. Индивидуальная работа

Для этого задания нужно покрыть лист бумаги клеем ПВА, чуть разбавленным с водой. После этого сразу можно выкладывать узоры, используя крупы, зерна и семена. На подсохшую манку затем можно наносить узор красками.

Продолжительность – 15-20 минут

3 . Заключительный этап

Предлагается все работы объединить в одно большое одеяло, скрепив с нижней стороны скотчем. Все вместе берутся за одеяло, посылают любовь и заботу тем, кто нуждается в них.

Данное упражнение пробуждает в душах людей доброту и любовь, помогает в создании объединяющего, полного любви пространства.

«Одеяло заботы» можно повесить на видное место, чтобы оно стало символом любви и тепла.


Занятие 10. «Подарки по кругу»

(завершение арт-терапевтической программы)

Цель: создание условия для реализации потребности человека в поддержке

Материалы : бумага, цветные карандаши, гуашь, кисти, акварель, природные материалы (шишки, камешки, засушенные цветы, веточки, песок, также можно использовать крупы, бобовые)

спокойная музыка

Этапы:

Перед тем, как приступить к основному заданию, предложите детям нарисовать свой

портрет, дать название своему рисунку и дать 10 ответов на вопрос «Кто Я?».

Таким образом, вы сможете понять, что изменилось в состоянии ребёнка за время арт-терапевтической программы.

После того, как задание выполнено, можно перейти к следующему этапу.

1. Настрой

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих, самому себе, всей группе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ.

радостная музыка

2. Индивидуальная работа.

Займите места за столами для индивидуальной работы. На листе сделайте собственную композицию из природного материала, придумайте сюжет и название.

3. Участниками предлагается расположить работы на полу внутри круга, занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции, сообщает название, сюжет. Необходимо описать чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процесс творчества. Другие могут задавать вопросы.

4 . Заключительный

Участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.


Блокнот Ведущего.

После каждого занятия Ведущий должен ответить для себя на следующие вопросы:

    Как я себя чувствую? Почему?

    Как я оцениваю сегодняшнее занятие?

    С какими трудностями я сегодня столкнулся (столкнулась)?

    Как я их преодолел(а)?

    Что было особенно запоминающимся в прошедшем занятии?

Будет здорово, если вы не только ответите на эти вопросы, но и создадите рисунок, отражающий ваше состояние. Вы же Ведущий арт-терапии. 




gastroguru © 2017