Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Болезни органов дыхания и их предупреждение Выбрать верное утверждение

  1. Сообщение темы
  2. Изучение нового материала .

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

  1. Работа с учебником. Прочитать текст и заполнить таблицу.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

бактериями

3.Трахеит

4.Бронхит

5.Пневмания

6.Туберкулез

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

  • Вакцинация
  • Не посещать людные места
  • Придерживаться личной гигиены
  • закаляться
  1. Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

  1. Домашнее задания.
  1. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Конспект урока биологии

9 класс

Тема . Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тип урока - комбинированный.

Цел ь : ознакомить учащихся с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактика заболеваний дыхательной системы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); обосновывать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; корректировать произношение.

Оборудование : таблица «Органы дыхательной системы», рисунки.

Словарь : пылевая инфекция, капельная инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулёз.

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка звукоусиливающей аппаратуры.

    Речевой момент.

Какую биологию мы изучаем?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Терминологический бой»

Учащиеся «атакуют» один другого терминами, которые были выучены на прошлом уроке.

    Проверка домашнего задания.

    Игра «Биологическая мозаика» (работа в парах)

Каждая пара получает карточку, где предложен набор слов из которых учащие должны сложить предложение:

    Относят путям к гортань, трахея, бронхи, дыхательным нижним.

    Центр продолговатом в находится дыхательный мозге.

    Вдох ритмично выдох сменяет.

    Нервная дыхание гуморальная обеспечивает регуляция и.

    Определяют прибора помощью с жизненную спирометр ёмкость.

    Игра «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме. Ученик, который получил вопрос, дает на него ответ. Правильный ответ дает право задать свой вопрос.

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Какое строение имеет дыхательная система?

Какие процессы происходят в альвеолах легких?

Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства является забота о здоровье граждан. Как вы думаете почему?

Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому задача государства сохранить и укрепить наше здоровье.

    Сообщение темы

    Изучение нового материала .

    Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Рассказ учителя с элементом беседы.

Какие факторы могут вызывать негативное воздействие на наши органы дыхания?

Курение: рак лёгких, туберкулез, эмфизема легких;

Попадание инородных предметов в дыхательные пути, травм, удушие;

Экологическое загрязнение воздуха атмосферы, химическое поражение дыхательных путей;

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

Бактерии: бронхит, воспаление лёгких, туберкулёз;

Аллергия на пыль, шесть, животных и т.д. бронхиальная астма, аллергический ринит.

Чтобы уберечься от этих заболеваний, надо избегать факторов, которые их вызывают.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

Воспаление слизистой оболочки полости носа, закладывание носа, хронический насморк.

бактериями

Воспаление миндалин, боль во время глотания, повышенная температура

3.Трахеит

Бактериями, при переохлаждение, курение, инфекции

Першение в горле, сухой кашель, боль в зеве и за грудиной

4.Бронхит

Бактерии, стрептококки, стафилококки

Кашель со слизистыми выделениями, одышка, боль в груди

5.Пневмания

Бактерии, пневмококки, стафилококки, стрептококки

Воспаление ткани легкого, внезапное повышение температуры, одышка, кашель, сильная боль в боку.

6.Туберкулез

Микобактерии, туберкулёзная палочка

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

Отёк слизистой оболочки, сухость, зуд в полости носа, чихание, слезоотделение

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

    Самостоятельная работа учащихся

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    Вакцинация

    Не посещать людные места

    Придерживаться личной гигиены

    Не уклоняться от диспансерного обследования

    закаляться

    Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

    Домашнее задания.

    Разделы: Биология

    Цели урока:

    Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

    Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

    Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица « Органы дыхания», оборудование для демонстрации опыта: резиновая груша, стеклянная трубка, резиновая трубка, сигареты, вата.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    • приветствие;
    • подготовка аудитории к работе;
    • наличие учащихся в классе.

    2. Проверка знаний учащихся.

    Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

    Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

    Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

    Ответить на тестовые задания

    (демонстрация слайда 2)

    • Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
      А) увеличивают поверхность слизистой
      Б) являются чувствительными приборами
      В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа
    • Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
      А) хрящевые пластинки
      Б) хрящевые полукольца
    • Альвеолы – это
      А) разветвления трахеи
      Б) лёгочные пузырьки
      В) выпячивания лёгочных пузырьков
    • В каких отделах мозга находится дыхательный центр
      А) в среднем мозге
      Б) в мосту
      В) в продолговатом мозге
    • При вдохе
      А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
      Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются
    • Орган, в котором образуются звуки
      А) носоглотка
      Б) гортань
      В) трахея
    • Наиболее крупный хрящ гортани-
      А) щитовидный
      Б) надгортанник

    3. Формирование новых знаний.

    Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

    • Воздух, которым мы дышим.

    Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

    Каким воздухом мы дышим? (демонстрация слайда 3 )

    Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

    Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

    • Болезни органов дыхания.

    Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом (демонстрация слайда 4)

    Вопросы к учащимся:

    1. Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?
    2. Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

    Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

    (демонстрация слайда 5)

    Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

    Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит (демонстрация слайда 6)

    Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

    Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. (демонстрация слайда 7)

    Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

    Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

    Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8) . Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

    Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

    Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу (демонстрация слайда 9).

    • Болезни, вызванные курением.

    (демонстрация слайда 10)

    А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения (выступление учащегося).

    «Колумб Америку открыл,
    Великий был моряк.
    Но плохо тем, что приучил
    Он всех курить табак.
    От трубки мира у костра,
    Раскуренной с вождём,
    Привычка вредная пошла
    В масштабе мировом».

    Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

    Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

    Демонстрация опыта .

    Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

    Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

    Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей) (демонстрация слайда 11).

    Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

    Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

    Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

    Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит (демонстрация слайда 12).

    Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

    4. Минутка отдыха.

    Упражнения на релаксацию мышц глаз, век и лица.

    • Пассивное курение.

    (демонстрация слайда 13).

    Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

    5. Закрепление.

    (демонстрация слайда 14).

    Выбрать верное утверждение.

    • туберкулёз легко вылечивается
    • туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался
    • туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха
    • причина пневмонии – пыльца растений
    • пневмония – это воспаление лёгких
    • астма – аллергическое заболевание
    • хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков
    • пассивный курильщик – это курящий человек

    6. Домашнее задание.

    с.144-145, повторить с. 138-143 (демонстрация слайда 15).

    7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 16). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

    Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

    Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

    Составила учитель биологии МАОУ «СОШ№8»: Зарубина М.Г.

    Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни.

    Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

      Обучающие:

      актуализировать знания о системе дыхания;

      сформулировать знания о влиянии окружающей среды на органы дыхания и на здоровье человека;

      дать понятие о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания и профилактических мерах;

      актуализировать знания о вреде курения.

      Развивающие:

      развивать умение работать с дополнительной научно – популярной литературой;

      развивать умение работать в поисковой системе Интернет;

      развитие монологической речи и умения вести диалог;

      развитие умения формулировать выводы.

      Воспитательные:

      Способствовать выработке стойкой привычки вести здоровый образ жизни.

    Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

    Методы: - словесные

    Наглядные

    Практические.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

      представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

      Понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

      Установка на здоровый образ жизни;

      Уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

      Способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

    Метапредметные результаты:

      способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

      Умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

      Умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

      Умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

      Умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

      Способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

    Предметные результаты:

      понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

      понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

    Ход урока:

    Действия учителя

    Действия учеников

    I. Организационный момент (2мин)

      приветствие;

      подготовка аудитории к работе;

      наличие учащихся в классе.

    II . Актуализация знаний (5мин)

    Для начала проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

    Проверять будете сами.

    1.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
    А) увеличивают поверхность слизистой
    Б) являются чувствительными приборами
    В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

    2.Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б) хрящевые полукольца

    2.Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков

    3.В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге

    4.При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

    5.Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея

    Дети получают задание. Тесты

    Самопроверка.

    Выставляют в оценочный лист.

    III . Формирование новых знаний (28 мин)

    Сегодня мы продолжаем разговор о дыхании. Скажите, для чего мы дышим?

    Ответ: Ответ учащихся:

    Обеспечение организма кислородом.

    Удаление углекислого газа.

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

    Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
    - Устрашающие цифры, не так ли?

    А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

    / предполагаемые высказывания учащихся: алкоголь, наркотики, курение и т.д./

    Да, вы правы, но не только алкоголь, наркотики, табак оказывают влияние на здоровье, но и не знание индивидуальных особенностей своего организма, его развития и питания.

    Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/

    В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.

    А теперь скажите, исходя из последних уроков и того о чем мы сейчас обговорили, чему вы должны научится на уроке?
    - Запишем тему урока в тетрадь.

    Тема сегодняшнего урока –« Заболевания органов дыхания, их предупреждение» Слайд № 2,3

    Задачи: На уроке нам предстоит с вами познакомиться с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

    Мы разделимся на группы:

    Экологи

    Медики

    Валеологи

    Физиологи

    Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.

    Ответ учащихся

    (высказывания ребят по данному вопросу)

    Дети формируют задачи урока и тему.

    Работа в тетради.

    А что же является загрязнителями воздуха?

    1 группа Экологи

    проект «Загрязнители воздуха»

    – Большой проблемой становится загрязненность воздуха.

    Мы проводили исследовательскую работу с целью изучить

    «Определение запыленности воздуха по снегу» и

    « Исследование содержания твердых примесей в воздухе помещений»

    Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека: могут вызвать различные легочные заболевания. Нужно следить за чистотой воздуха в помещениях, проветривать их, делать влажную уборку

    Слушают, делают записи

    Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней

    Какие болезни органов дыхания вы знаете?

    На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.

    2 группа медики

    Проект «Инфекционные заболевания органов дыхания».

    Задачи:

    Инфекционные заболевания

    Основные пути заражения.

    Возбудители.

    Симптомы, очаги поражения.

    2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

    3.Проветривание, влажная уборка помещения.

    Слушают, делают записи

    Ребята, не только чистый воздух залог правильной работы дыхательной системы, но и правильное дыхание.

    Одним из показателей хорошего состояния дыхательной системы, является жизненная ёмкость лёгких.

    3 группа физиологи с проектом

    «Как надо дышать»

    Жизненная емкость легких

    Какое дыхание считается правильным?

    Дыхательная гимнастика.

    1.Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ

    Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.ЖЕЛ зависит от:

      Возраста

      Степени тренированности

      Какой должна быть жел:

      Жел (л) мужчин=2,5*рост (м)

      Жел (л) женщин=1,9*рост (м)

      2,5 и 1,9 - коэффициенты

    При тяжелой физической работе, беге, вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания.

    Людям с низкой жел приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу.

    Развивая дыхательные мышцы мы можем увеличить жел.

    Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

    Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

    2.Дыхательная гимнастика.

    Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.

    Дыхательная медитация.

    Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    Ныряние

    Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает».

    Шарик

    Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Каша кипит

    Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

    Ветерок

    Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

    Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

    Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

    «Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

    «Обнималки» - разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

    «Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.


    Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.
    Дышать нужно глубоко и размеренно.

    Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

    Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

    Полезно бывать на свежем воздухе.

    Дышать надо через нос.

    При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

    Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

    Для правильного дыхания важна правильная осанка.



    Делают записи

    Выполняют упражнения

    Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:

    4. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

    Творческий проект «Курить – здоровью вредить!»

    Колумб Америку открыл,

    Великий был моряк.

    Но плохо тем, что приучил

    Он всех курить табак.

    От трубки мира у костра,

    Раскуренной с вождём,

    Привычка вредная пошла

    В масштабе мировом.

    1. изучение теории вопроса.

    2. формулирование проблемы

    3. «Как можно отказаться от предложения покурить?

    Форма представления результатов проекта :

    1. «Как можно отказаться от предложения покурить?»

    2. Презентация.

    3. Памятка:

    Курение угнетает нервную систему;

    Курение поражает легкие и сердце;

    Курение обостряет течение всех болезней;

    Курящий человек неприятен окружающим;

    Здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

    Я призываю – любите себя,

    Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

    Сделайте вывод сами немедля –

    Курить человеку опасно и вредно!

    Слушают, делают записи в тетрадях

    - Человеку создать идеальные условия невозможно. Наступает момент, когда он заболевает. Первое, что может ему помочь – это травы. Отвары трав оказывают различное воздействие на организм человека: успокаивающее, противовоспалительное отхаркивающее, кровоостанавливающее. При поражении дыхательных путей можно рекомендовать: капли в нос, противовоспалительные, отхаркивающие средства.

    Рецепты на столах для каждого ученика.

    Может вы знаете, какие-то особые рецепты?

    Кроме того, есть еще витаминизированные отвары, например – шиповник. Вот мы вас им, и угощаем (раздают отвар в чашках).

    Пьют отвар

    IV . Закрепление (7 мин)

    V .Домашнее задание

    Таким образам, какой нужно вести образ жизни, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье?

    Решите биологическую задачу: Почему людям, живущим в городе, не рекомендуется заниматься бегом в жилой и транспортной зоне?

    Какие негативные факторы влияют на дыхательную систему?

    Расход кислорода усиливается, человек начинает интенсивнее дышать и поглощать при этом пыль и всякие примеси газов, которые оседают в легких.

    - Экологическое загрязнение атмосферы

    -Уничтожение лесов и загрязнение океанов

    -Курение (табачный дым и смолы)

    -Неправильное дыхание

    -Возбудители инфекционных заболеваний

    Ответы учащихся.

    V . Итог ( Слайд)

    Запишите в тетрадь.

    Отказ от вредных привычек – курение;

    Проветривать помещение;

    Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;

    Витаминизированное питание;

    Занятие физической культурой и спортом

    Ответы учащихся

    Записывают в тетрадь

    VI . Домашнее задание (2мин) ( Слайд)

    Параграф 27.,

    Сделать презентацию о здоровом образе жизни

    Творческие задачи

    1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

    2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

    3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)

    Дети записывают в дневник.

    VII . Рефлексия (1мин)

    Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

    И в завершении:

    Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

    Если вам на уроке было всё понятно и интересно;

    Если вам не всё было понятно, но интересно;

    00- если вам всё было непонятно и не интересно.

    Дети пишут на заготовленных листах.






    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины.Пути передачи Симптомы.Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы ЛечениеПрофилактик а Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗВирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома точное лечение. Жаропонижа ющие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто- гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепля ющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.


    Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.
















gastroguru © 2017