Леонтий ростовский чудотворец. Леонид (Поляков), митр

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    2. Святитель Леонтий, епископ Ростовский.

    Как уже говорилось, святитель Иаков был не единственным епископом Ростова, которого жители изгнали из города. Так, за триста лет до него эта участь постигла святителя Леонтия. Изгнанный жителями, он поселился за городом практически на том месте, где впоследствии возник Яковлевский монастырь.

    Сейчас о месте подвигов святителя Леонтия напоминает скромный деревянный крест, находящийся под стенами Спасо-Яковлевского монастыря, напротив колокольни. Со времен свт. Леонтия простоял на этом месте храм, разрушенный в советское время. Когда-то святой Леонтий, епископ Ростовский, был одним из самых почитаемых русских святых, а сейчас житие его мало кому известно.

    К сожалению, сведения о нем весьма скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Святитель Леонтий почитается первым христианским миссионером в Северо-Восточной Руси, поскольку именно ему первому удалось обратить ко Христу небольшое число ростовских жителей, которые приняли крещение не по принуждению, а искренне и добровольно, став, таким образом, той закваской, из которой вера православная стала распространяться по огромной окраинной территории Руси.

    Сохранилось значительное число списков с житием свт. Леонтия - более двухсот, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти существуют в различных редакциях, сведения в которых иногда различны вплоть до полного несовпадения.

    Самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения Андрея Боголюбского. Согласно этому Житию, свт. Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком, а за великие добродетели был поставлен епископом в Ростов.

    Но имеются и другие сведения. Из послания епископа Владимирского Симона, постриженника Киево-Печерского монастыря и одного из авторов Печерского патерика, известно, что святой Леонтий также был постриженником и подвижником этой древней прославленной обители еще при жизни святых Антония и Феодосия, следовательно, был русским. Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Он первый из печерских иноков удостоился быть призванным на высокое епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из постриженников прп. Антония - Илларион, митрополит Киевский. Вот как пишет епископ Симон о свт. Леонтии: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов... Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престолъник, которого неверные много мучили и били, и он стал третьим гражданином русского мира, получив вместе с двумя варягами венец от Христа».

    Исследователи, как правило, отдают предпочтение сведениям патерика. Дело в том, что Житие святителя Леонтия было создано, как сказано выше, в период правления князя Андрея Боголюбского, и, вероятно, по его инициативе. А он в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Можно, следовательно, полагать, что автор Жития, называя святителя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева.

    Попробуем представить, в какой обстановке жил и подвизался свт. Леонтий в Ростове, оказавшись здесь епископом тогда, когда не прошло еще и ста лет со времени принятия Русью христианства. Для этого необходимо совершить небольшое путешествие в историю Ростовской земли.

    В числе немногих русских городов Ростов впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 8б2 годом, о котором говорится, что быв призван на Русь, Рюрик «раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро». Но возник Ростов на берегах озера Неро значительно раньше, что подтверждается археологическими данными.

    На этой территории издревле обитало финно-угорское племя меря. Ростов возник на месте рядового мерянского поселка в тот период, когда еще существовал на склоне своей трехвековой истории мерянский центр - Сарское городище, остатки которого находятся в 14 км от современного города.

    В IX-X веках на ростовские земли хлынула волна славянского населения из районов Новгорода, а позднее Днепра. Здесь происходил долгий и сложный процесс смешения славянского населения с местными племенами, который привел к созданию качественно нового этнического образования. Славянское поселение долгое время сосуществовало рядом с мерянским, что подтверждается археологическими материалами. Постепенно расширяясь, оно вобрало в себя поселение мери, став значительным по размерам городом. Город этот располагался на берегу судоходного озера и посредством реки Которосль имел связь с Волгой, что быстро превратило его в крупный центр ремесел и торговли.

    В 988 году князь Владимир распределил уделы среди своих двенадцати сыновей. Ростов достался Ярославу, впоследствии прозванному Мудрым. Недолго княжил здесь и брат Ярослава - св. страстотерпец Борис. Но вообще город мало привлекал князей, так как находился на окраине политической жизни того времени. После смерти Бориса Ярослав, будучи уже великим князем Киевским, до конца жизни удерживал Ростов за собой. После смерти Ярослава Ростовская земля переходит к его сыну Всеволоду, а после к внуку - Владимиру Мономаху.

    То, что связь далекой Залесской земли с Киевом долгое время оставалась слабой, послужило поводом для усиления позиций местного боярства. Своеобразие здешней жизни состояло еще и в том, что коренное население этих территорий до ассимиляции со славянскими переселенцами управлялось своими старейшинами и жрецами, а также межплеменным советом, который впоследствии превратился во всеобщее собрание горожан - вече.

    Таким образом, сильны и независимы были в Ростове позиции бояр. Да и местные племена, сосуществуя и смешиваясь с пришлыми, не привыкли к подчинению княжеской власти. Богатство и военная сила давали возможность ростовским боярам безгранично властвовать на этих землях и составлять оппозицию удельным князьям не только в X-XI веках, во времена свт. Леонтия, но и много позже.

    15 июля 989 года произошло крещение жителей Ростова. В память об этом на месте крещения - впадении речки Пижермы в озеро Неро - была поставлена «обыденная» (построенная в один день) церковь свв. Кирика и Иулиты, память которых празднуется в этот день. Через два года, в 991 году, из Киева сюда прибывает первый епископ Федор, грек по происхождению. С этого времени Ростов становится церковным центром обширнейшей территории. Она включала в себя современную Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Костромскую области. Не вытерпев упрямства и вражды местного населения, епископ Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город. О епископе Федоре граф Толстой в своей «Истории Русской Церкви» добавляет: «Святитель Феодор... построил в Ростове дубовый соборный храм в честь Успения Богородицы. Он вытерпел много разных оскорблений от грубых язычников и в 992 году принужден был удалиться из Ростова в Суздальский край, находившийся в пределах его епархии. Время кончины сет. Феодора неизвестно. Мощи его открыто почивают в Суздальском соборе».

    Итак, предшественники свт. Леонтия, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, покинули город. Зная сильные вечевые традиции Ростова, можно предположить, что епископов вынудили удалиться. Таким образом, святитель Леонтий первым стал утверждать христианство в этом краю и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в настоящее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при свт. Леонтии и он был ее первым епископом.

    Житие сообщает, что свт. Леонтий знал язык племени меря. Если это так, то местные племена имели возможность слышать проповедь о Христе на понятном языке, а святитель уподобился свв. Кириллу и Мефодию, которые первыми положили в основу своего миссионерства проповедь на родном для народа языке. Подтверждение тому, что труды свт. Леонтия приравниваются церковным преданием к трудам свв. Кирилла и Мефодия, находим в литургическом творчестве Церкви - в богослужебных песнопениях свт. Леонтий называется равноапостольным.

    О проповеди христианства среди язычников Житие святителя рассказывает так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

    Будучи изгнан жителями Ростова, свт. Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь св. Архистратига Михаила. Это, кстати, может служить еще одним доказательством того, что святитель был постриженником киевского монастыря - известно, что киевляне особо почитают Архангела Михаила, считая его покровителем своего города.

    Поселившись за городом, свт. Леонтий обратился к детям. Он приглашал их к себе, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе и вере в Него. Так устроил Господь, что через этих детей обратились к истинной вере и родители.

    То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ повелел находившимся с ним священникам облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе и ужасе: «И, увидев его, упали все замертво». И не могли подняться, или боялись. После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили свт. Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев к Свету еще было очень далеко, но начало было положено.

    Далее Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи более склонны доверять этому источнику. Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-1076 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Вот как в переложении на современный русский язык выглядит сообщение об этом возмущении: «Когда случился неурожай в Ростовской области, явились туда два волхва из Ярославля, говоря: "Мы знаем, кто урожай удерживает". И пошли они по Волге, и где приходили в селение, указывали на знатных женщин, говоря: "Вот эта хлеб таит, а та мед, а эта - рыбу, а эта - меха"... И убивали многих женщин, а богатства их отбирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей триста. В это время случилось Яну, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава из Чернигова. Поведали ему белозерцы, что два кудесника убили многих женщин по Волге и по Шексне, и пришли сюда. Ян же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были с волхвами, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому что они смерды мои и моего князя"».

    Это было уже второе после Крещения Руси активное выступление волхвов в Ростовской земле, о котором упоминают летописи. Первое было в 1024 году. На основании этого можно сделать вывод, что язычество имело здесь крепкую опору. Потому и пришли возмутители именно сюда, и им легко удалось увлечь народ, и именно из ростовцев состояло их «ополчение» в триста человек, пришедших на Белоозеро.

    Точно нельзя указать дату кончины свт. Леонтия, но скончался он, во всяком случае, до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ свт. Исайя.

    Мощи святителя Леонтия, как и его преемника свт. Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. Первоначально была заложена небольшая церковь, как рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. После этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи святителя были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в Ростовском Успенском соборе.

    Свт. Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

    Уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й "), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное ". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее года .

    Мощи и почитание

    Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова . Во время пожара в году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии . Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

    У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая , в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем , которому было устанавлено на Руси почитание.

    До года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия ".

    Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе , древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

    Молитвословия

    Тропарь, глас 4:

    Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша .

    Кондак, глас 4:

    Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне .

    Сочинения

    В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

    • "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
      • Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

    Литература

    • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник , М., 1871, 3-22.
    • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
    • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского , М., 1893.
    • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 141.
    • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
    • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв) , СПб., 1906, 210-211.
    • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167-168.
    • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии , СПб., 1882, 323-329.
    • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т. , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
    • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
    • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве , Киев, 1915, 15.
    • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
    • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148-151.
    • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
    • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви , М., 1873, 47-49.
    • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810-1880): Биографический очерк , М., 1881, 335 (прим.).
    • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1417.
    • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 329.
    • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения , СПб., 1899, 391.
    • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 615.
    • Ярославские епархиальные ведомости , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
    • Душеполезное чтение , М., 1885, май, 44-66.
    • Православный собеседник , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302-303.
    • Исторический вестник , СПб., 1886, т. 23, 76.
    • Известия по Казанской епархии , 1885, № 7, 144.
    • Русский паломник , 1911, № 22, 347.
    • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
    • Леонид (Поляков), архиеп., "Святитель Леонтий, епископ Ростовский," Журнал Московской Патриархии , М., 1964, № 6, 66-68.
    • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
    • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
    • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 22.
    • Минея май , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
    • Творогов, О. В., "Леонтий," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
    • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
    • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650.

    Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Про-мыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростов-ской земли проходил послушание под духовным руководст-вом основателей русского монашества преподобных Анто-ния († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Рус-ской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, — пишет святой Симон, — мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

    Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.

    В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встре-тил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасе-ние врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостоль-ским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

    Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт собор-ный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леон-тий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужден-ную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спа-сителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Правосла-вия в местах прежнего идолослужения.

    Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.

    Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богороди-цы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.

    В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвя-той Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

    Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотвор-ца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епи-скопа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190—1214). По благословению митрополита Фе-одора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

    Святой Леонтий — один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

    Леонтий Ростовский

    В Ростове был ещё один епископ с именем Леонтий.

    Леонтий Ростовский

    Икона середины XVI века
    Рождение:

    не позже 1051

    Смерть:

    не позже 1077

    Почитается:
    В лике:
    День памяти:

    Епископ Леонтий (умер не позже ) - епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 - не позже 1077). Почитается Русской церковью в лике святителей , память совершается 23 мая (по юлианскому календарю).

    Происхождение и ранние годы

    Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Ростовский епископ

    Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Св. Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

    Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

    У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов . В былинах об Алёше Поповиче , говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

    Примечания

    Источники

    • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

    Ссылки

    • Мельник А. Г. Почитание святого Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху
    • Мельник А. Г. Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? . Государственный музей-заповедник Ростовский кремль
    • Мельник А. Г. ИКОНА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ . ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
    • Трубачева М. С. // «Уваровские чтения - III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность» / Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. - Муром, 2001. - С. 82-86.
    • Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 159-161
    • Филипповский Г. Ю. О происхождении ранней краткой редакции Жития св. Леонтия Ростовского //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 115-116.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Святые по алфавиту
    • Персоналии:Киево-Печерская лавра
    • Главы Ростовской епархии
    • Умершие в XI веке
    • Русские православные святые
    • Святители
    • Христианские святые XI века

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Выходец из Руси, посетивший Иерусалим, известен в Константино­поле. Новгородскому архиепископу Антонию принадлежит обширная повесть о его поездке в столицу Византийской империи, в которой под­робно описаны местные святыни. Посещение Константинополя произо­шло до того, как Антоний постригся в 1190-х годах. Об иерусалимском паломнике Антоний пишет так:

    «А оттоле на уболе святаго Георгия святый Леонтей поп русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». (13, 101‒102)

    Выражение «велик человек» имеет двойной смысл. Леонтий трижды совершил пешее паломничество в Иерусалим, что поражало людей того времени, но при этом основным значением выражения было обозна­чение большой величины тела святого. Паломник был богатырского сло­жения.

    Уболом Антоний называл портик, то есть дорогу, обрамлённую по обоим сторонам рядами колонн, перекрытых плитами. Портики погречески назывались за их вытянутый вид «емболой», так что было ис­пользовано местное название, звучащее по-русски как «убол». (13, 145) Нетленные мощи русского попа Леонтия лежали в каком-то храме, нахо­дившемся близ исторического центра Константинополя на обрамлён­ной портиками улице св. Георгия.

    Самым известным из святых Георгиев был Георгий Победоносец - покровитель воинов. Название улицы выдаёт в её обитателях, почитав­ших мощи русского святого, русских наёмников. Во времена Антония русы уже не имели для византийской армии такого важного значения, как в X‒XI веках. Культ св. Леонтия сложился в предшествующую эпоху.

    Антоний составил описание цареградских святынь спустя много лет после поездки по памяти. Он начинает свой рассказ с Софийского собо­ра, дойдя до золотого блюда, подаренного великой княгиней св. Ольгой, отвлекается, вспоминая населённый евреями Испигас на противополож­ном берегу Золотого Рога. Испигас был связан с пребыванием Ольги в Царьграде, что и вызвало этот краткий экскурс. Описывая службу в со­боре, Антоний вновь отвлекается на рассказ о службе в Неусыпающем монастыре, где в отличие от обычных монастырей монахи славили Бога круглосуточно.

    После описания св. Софии следует рассказ о святынях царских золо­тых палат, то есть Большого императорского дворца и дворцовых церк­вей, - второго после Софийского собора хранилища реликвий. Здесь Антоний увидел Одигитрию письма евангелиста Луки. Ранее она находи­лась в специально для неё построенной церкви Одигитрии, стоявшей на берегу Босфора к востоку от Софийского собора. (13, 110‒111) В Боль­шой императорский дворец Одигитрия приносилась в середине пятой не­дели Великого поста и находилась там до Пасхи. (18, 105) Паломник по­бывал во дворце в это время.

    Описав икону Одигитрии, Антоний переходит к перечислению бого­родичных реликвий, хранившихся в иных местах:

    «И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и об­раз пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал, иже ходит в град и Пятирицею в Лахернскую святую, к ней же Дух святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром око­ван, и пояс ея во прикупной раце лежит. Ту есть во прикупной образ Спасов, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию; ту же есть гроб Симеона Богоприимца. В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господен; ту же и святый пророк Захария лежит». (18, 106 107)

    Далее упоминаются ещё ряд святынь и церкви, расположенные во Влахернах: св. Фотинии Самаряныни, святых Космы и Дамиана, св. Анны. (18, 108‒111) Во Влахернской церкви, как и ранее, хранилась ико­на Одигитрии Влахернской, риза Богородицы. Пояс Богородицы, икона Спаса, которую Феодор отдавал на время в качестве заклада еврею Авраамию, мощи св. Симеона Богоприимца, апостола Иакова, брата Господ­ня, и пророка Захарии ранее находились в церкви Богородицы Халкопратийской. (18, 109)

    В воспоминаниях Антония реалии разных церквей могли смешаться, но детальность его сказания говорит об ином. Императоры в эту эпоху предпочитали обитать во Влахернском дворце, и во Влахернскую цер­ковь были перенесены реликвии из пришедшей в упадок церкви Богоро­дицы Халкопратийской.

    Рассказывая о мощах св. Феодора Стратилата, Антоний упоминает икону св. Иоанна Крестителя, что дало повод к воспоминанию о наличии среди влахернских святынь волос св. Иоанна Предтечи, то есть св. Иоан­на Крестителя, которые ранее также хранились в церкви Богородицы Халкопратийской. Затем рассказ переходит на частицы мощей Предтечи, хранившихся в Студийском монастыре, иные реликвии этого монастыря. (18, 112‒113)

    Рассказу Антония присущ ассоциативный принцип. Дойдя до какого-нибудь характерного образа, он вспоминает сходные образы и переклю­чается на них. От Студийского монастыря, находившегося близ Золотых ворот, рассказ переходит к Манганскому монастырю св. Георгия, кото­рый был в противоположном конце города - на берегу Босфора - се­вернее церкви Одигитрии.

    Затем приводится ещё один рассказ о св. Софии, упоминается близле­жащая церковь Богородицы у ипподрома, затем место действия переме­щается в середину города к церкви Апостолов. Антоний то описывает хоть и географически непоследовательно какой-либо из районов города, то перескакивает далеко в сторону, припоминая очередную реликвию.

    Рассказ об улице св. Георгия обрамлён объектами, компактно распо­ложенными вблизи друг друга. Непосредственно рассказу предшествует упоминание церкви Воскресения Господня на Чёрном великом уболе. Она стояла вблизи западной оконечности ипподрома. (13, 110‒111) По­сле рассказа о Леонтии упоминается церковь св. Платона, которая стояла на «царском пути», идущем по дуге от ипподрома к Золотым воротам. По этой дороге двигались от Золотых ворот триумфальные военные ше­ствия, заканчиваясь на ипподроме. На форуме Тавра от «царского пути» ответвлялась и уходила в северо-западном направлении другая крупней­шая улица столицы Меса, то есть Средняя. Средняя улица выводила к са­мым северным воротам города - Харисийским (Андрианопольским). Церковь св. Платона стояла близ форума Тавра. Далее говорится о конце русского убола, где стояла церковь Сорока мучеников.

    Городская пристань близ Золотых ворот называлась Ригион. Ворота из-за этого названия иногда называли Русийскими или Русскими. (18, 154) Близ церкви Сорока мучеников находился портик Рэгиев. (13, 110­111) И портик и церковь стояли примерно на половине пути до Золотых ворот южнее водопровода Валента. Русским уболом, то есть Русской улицей, Антоний именовал портик Рэгиев из-за его созвучия с именова­нием русов-ругов. После этого мысль Антония возвращается в сторону исторического центра, и он называет церковь св. Прокопия, стоявшую также на «царском пути», но относительно церкви св. Платона ближе к ипподрому. Затем происходит удаление далеко на север - к монастырю Пантократора и церкви св. Анастасии.

    Улица св. Георгия находилась между ипподромом и форумом Тавра. К югу от участка «царского пути» между ипподромом и форумом Тавра был Великий чёрный убол, к северу - примечательный район, связан­ный с проживанием воинов.

    К северу от Софийского собора территорию былого Акрополя на первом городском холме, где находилось здание сената, ныне занимает дворцовый комплекс Топкапы (в переводе с турецкого «пушечные во­рота»), или Сераль (в переводе с персидского «большой дворец»). Здесь жили турецкие султаны, а комплекс включал гарем, три внутренних дво­ра, тронные залы, покои султанской семьи и многочисленные служебные помещения. Н. П. Кондаков так описал примыкающий к первому холму район:

    «Местность, занятая Сералем и имеющая вид неправильной трапеции, уже в ранние времена Византии представляла нечто целое и обособленное: она совмещает в себе Акрополь и Августеон (главная придворцовая площадь. - В.Т.), располагавшиеся в ней (как и Сераль) с северо-востока на юго-запад. На севере она замыкалась к берегу ровным пространством, носившим название Стратигиона, где прежде стояли войска и дворцовая гвардия, а теперь станция железной дороги. В этой стороне, но на Акрополе, находился мона­стырь великомученика Димитрия Солунского, патрона войск, заместившего собою бога Аполлона и его капище. С этой стороны побережье Золотого Рога имело гавань, а от неё тянулись кварталы сарацин, генуэзцев, амальфитян, пи­занцев и особенно еврейские - Константинопольское ghetto, и крайние ворота имени св. Евгения (Яли-Киоск) назывались также „жидовскими”». (13, 113)

    В Афинах Стратегионом называли здание, в котором собирались военачальники-стратеги. (5, 1159) В Константинополе Стратегион зани­мал пятый квартал города и имел свой форум, то есть площадь, именовав­шуюся Военным полем. (18, 189) Здесь располагались казармы, одна из городских тюрем, и, судя по всему, вокруг форума находились правитель­ственные учреждения, заведовавшие воинскими делами.

    Если император прибывал в столицу морем, то высаживался в гавани, примыкающей к Стратегиону, и через его форум следовал во дворец. (13, 162) Парадная царская дорога по обычаю того времени должна была быть оформлена портиком. Если «царский путь» от ипподрома к Золо­тым воротам на карте в данном районе вытянут в северо-западном на­правлении, то «воинская дорога» шла перпендикулярно к нему в северо-восточном направлении. «Воинская дорога» выходила к «царскому пути» в районе портика Константина с колонной Константина.

    На плане раннесредневекового Константинополя в районе форума Стратегиона показан форум Феодосия, от которого путь шёл в северо-­восточном направлении к стоявшим на берегу Золотого Рога воротам Неория, позднее известных в качестве Красных ворот, ближайших с за­падной стороны к воротам св. Евгения - позднейшим Жидовским во­ротам. (27, 601; 18, 187) Далее вглубь Золотого Рога в прибрежных сте­нах были ворота Рыбные и Осуждённых, в названии которых сохранились воспоминания о рыбном торге близ гавани и тюрьме. (18, 187) Форум Феодосия со временем был переименован в форум Стратегиона.

    Неорием называли порт античного Византия, примыкавшего к город­ским стенам. (28, 22) Здесь находилась гавань, судовые верфи, склады торговцев. Второй крупный комплекс портовых сооружений был на про­тивоположном берегу Золотого Рога. При угрозе морских нападений Золотой Рог перекрывался цепями, что защищало расположенные здесь порты.

    Второй по значимости царский маршрут начинался от гавани и ворот Неория, вёл к форуму Стратегиона, оттуда - по улице к форуму Кон­стантина, а затем сворачивал налево, выводя по входившей в «царский путь» Аргиропратии к ипподрому. Аргиропратия, то есть улица сере­бряников, получила своё название по расположенным в портиках началь­ной части царского пути лавкам менял и ростовщиков, которые занима­лись и ювелирным делом.

    Путь между форумами Стратегиона и Константина был оформлен портиком и проходил через воинский район. Церковь св. Димитрия Солунского стояла на склоне холма Акрополя внутри западной стены ан­тичного Византия, западнее которой начинался Стратегион. Если мы продолжим траекторию этой стены на юг, то попадём в начальную часть Аргиропратии, где стояла церковь св. Феодора Тирона, одного из самых популярных покровителей воинов.

    Портик св. Георгия был связан с почитаемым воинами св. Георгием Победоносцем, и его следует отождествить с главным портиком военно­го района столицы, лежавшим между форумами Константина и Страте­гиона. Антоний описывал район, окружавший Аргиропратию. Вначале у него речь идёт о Чёрном великом уболе к югу от Аргиропратии, затем - об уболе Георгия - к северу от неё. Далее Антоний переходит к району форума Тавра и называет церковь св. Платона.

    Рядом с церковью св. Феодора Тирона находилась церковь апостола Иоанна Богослова, поклонником которого были старорусские христиа­не. Русские военные наёмники ранее эпохи крещения Руси в Константи­нополе должны были селиться в районе Стратегиона и церкви апостола Иоанна Богослова, то есть в четвёртом и пятом кварталах города.

    Святой Леонтий был почитаемым в воинском районе, имел богатыр­ское сложение и прославился своими хождениями в Иерусалим. Антоний попами называл как священников, так и монахов. (18, 183) Леонтий был либо монахом, либо священником. Этими чертами он близок Олаву Трюгвасону, прославленному воину-богатырю, ушедшему в монахи и бывавшему в Иерусалиме.

    Олав при обращении в православие получил имя Иаков. Византий­ский святой имел другое имя. При уходе в монашество крёстное имя ме­няли на монашеское. Зачастую при этом брали имя, начинавшееся на ту же букву, что и прежнее. Но существовала ещё одна традиция, когда при­нимали имя своего духовного пастыря. Духовным пастырем Олава был митрополит Леонт, с которым он познакомился ещё на Афоне. Леон­тий - русская форма греческого имени Леонт. Одноимённость кон­стантинопольского святого и русского митрополита косвенно подтверж­дает тождество Олава Трюгвасона и св. Леонтия. Олав Трюгвасон скончался не позднее сентября 1007 года, был похоронен в Константи­нополе и прославлен в качестве святого Леонтия.

    Олав под именем монаха Могуты трижды посетил Иерусалим. Кос­венно это подтверждается данными саг, в которых сообщается о его трёх­летней жизни в Иерусалиме. В 1003 году Олав вернулся из Рима на Русь и Иерусалим мог посещать в 1003‒1007 годы.

    Первым из известных русских паломников в Иерусалим стал Марк Македонянин, руководивший русским посольством в Египет. Марк писал письмо Владимиру Святому из Александрии 19 марта 1003 года. Палом­ничество Марка в Иерусалим следует приурочить к Пасхе 28 марта. Со­гласно традиции, во вторник 23 марта он побывал на Иордане, а в среду 24 марта - на горе Гаваон.

    Интерес переяславских монахов к Иерусалиму следует связать с тем, что в 1004 году иконоборцы ожидали конца свет. Эти ожидания привели к всплеску религиозных чувств среди христиан. В переяславском мона­стыре они вылились в еретические высказывания монаха Андреяна. (10, 341) Иконоборцами были старорусские христиане, и на Руси в 1004 ка­лендарном году шло религиозное брожение.

    Олав летом 1000 года прибыл на службу в византийскую армию и по­бывал в Тарсе, где эта армия квартировала. Значительная часть пути на восток к Иерусалиму ему была известна. В 1000 году шли оживлённые мирные переговоры между Византией и Фатимидским халифатом. Для того чтобы оказаться в сентябре в Норвегии, Олав должен был покинуть византийскую армию не позднее начала августа. Около двух недель тре­бовалось, чтобы достичь морским путём Днепра, и около месяца, чтобы достичь Киева и пересечь Русь.

    Русы были традиционными охранниками морских дипломатических миссий византийцев. Мир с мусульманами был заключён в июле, когда Олав ещё служил. Направление монаха Могуты-Олава в Иерусалим кос­венно свидетельствует о его участии в поездке в Каир в 1000 году.

    Интенсивные сношения с Иерусалимом, в которых принял участие монах Могута, следует связать с проживанием в Константинополе иеру­салимского патриарха Ореста. Могута был опытным путешественником и удобной фигурой для исполнения дипломатических поручений, так как выдавал себя за руса. Русские же купцы были явлением для восточных стран обычным. К тому же богатырское сложение и боевые навыки были не лишними на кишевших разбойниками дорогам Палестины.

    Орест умер в 1005 году. Могута прибыл в Константинополь с осен­ним караваном в сентябре 1003 года, когда по осенней эре шёл 1004 ка­лендарный год. Получив наставления от константинопольского и иеруса­лимского патриархов по поводу смущавших умы ожиданий конца света, Могута остался. Паломничества в Иерусалим обычно совершались на Пасху.

    Три посещения Святой земли Могутой состоялись на пасхальные праздники 1004, 1005 и 1006 годов. В первые две поездки он выполнял поручения Ореста, в третью отвёз известие о его кончине. В 1004 году Пасха была 16 апреля, в 1005-м - 1 апреля, в 1006-м - 21 апреля. Как и Марк Македонянин, он совершал традиционный маршрут на Иордан, гору Гаваон, а на саму Пасху молился в храме Гроба Господня.



    gastroguru © 2017