Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Русский язык.

    Класс: 2 класс

    УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

    Тип урока: урок развития умений

    Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

    Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

    Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Ход урока

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

    II. .Минутка чистописания.

    Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

    Червяк чинил свой чемодан,

    Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

    III. Определение темы урока

    - .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

    Пл...хой друг в деле не п…мощник.

    На св…ей улочке и курочка хр…бра.

    Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

    Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

    Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

    Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

    Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

    Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

    –Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

    IV Физкультминутка.

    ● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

    ● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

    ● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    ● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

    V Работа по теме урока

    1.Игра: Кто больше запомнит слов.

    С этим заданием вы справитесь в парах.

    Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

    Какие сочетания пишутся без ь?

    Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

    Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

    2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

    (Один ученик работает у доски.)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки

    –Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

    – Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

    4.Работа по учебнику упр.7с.6.

    Отвечаем на вопросы после упражнения.

    Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

    VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

    1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

    (Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный

    2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

    VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

    Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

    Что вам понравилось больше всего на уроке?

    Кто доволен своей работой.

    VIII .Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.


    Выпуск 57

    На урок русского языка в Шишкину школу ведущая Василиса принесла большую коробку. Ученики подумали, что там подарки или вкусности. Но оказалось, что там… ручка, удочка, очки, семечки. А теперь — вопрос: что эти слова объединяет? Коксик не растерялся и сразу придумал: рыбалка. Рыбак в очках и с удочкой сидит на берегу, поплёвывая семечки. Хм, только зачем же ему ручка…
    — Я знаю, — догадалась внимательная Шуня. Это слова с ЧК. В каждом слове есть сочетание букв ЧК.
    — А по-моему написано неправильно, — заметил Зубок. Написание ЧК должно быть с мягким знаком посередине. Он ведь даже слышится.
    — Нет, нет, — не согласилась с предложением Василиса. Слова написаны правильно. Звук «Ч» сам по себе мягкий, у него нет твёрдой пары. Поэтому слова с ЧК пишутся без мягкого знака в этом сочетании букв. А есть в русском языке еще сочетание, которое пишется без мягкого знака. Это слова с ЧН. Итак, все слова с ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака. А теперь приведите примеры слов с ЧК и ЧН:

    свечка ночник
    ночка печник
    кочка солнечный
    речка яблочный

    А сейчас прозвучит начало одной русской народной сказки. Найдите в ней слова с ЧК и ЧН.
    Шла Лисичка - сестричка по лесной тропинке. Нашла Лисичка скалочку . Постучалась в избу. Её впустили. Легла Лисичка - сестричка на лавочку , а скалочку положила под печку .
    — Я знаю такую сказку. Она называется «Лисичка со скалочкой»— обрадовалась Шуня.
    А вот загадка с примерами ЧН:
    Над чащей лесной, над гладью речной
    Висит и сияет фонарик ночной .
    (луна)

    — Я вижу, что вы хорошо запомнили правила написания ЧК и ЧН и не ошибётесь, когда вам попадутся слова с ЧК и ЧН, — порадовалась Василиса.

    «Ч» и «эН», «Ч» и «Ка»
    Не расстанутся никак.
    И не вздумай между ними
    Ты поставить мягкий знак.

    Печка, свечка и ночной
    Речка, солнечный, речной.
    Знаем мы наверняка
    Где ЧН и где ЧК.

    Упражнение 1, с. 3

    1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    Здесь хорошее местечк о,
    Протекает мимо речк а.

    Принесли мы для бычк а
    Полведёрка молочк а.

    Дождик вылился из тучк и,
    Вымыл ёжику колючк и.

    Подарила мама дочк е
    Разноцветные платочк и.

    • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

    Упражнение 2, с. 3

    2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

    [р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
    [пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
    [п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
    [мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
    [мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

    Упражнение 3, с. 4

    3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

    синица - синичк а крыльцо - крылечк о
    облако - облачк о кольцо - колечк о
    задача - задачк а место - местечк о
    вода - водичк а сестра - сестричк а
    конец - конч ик птенец - птенч ик
    диван - диванч ик стакан - стаканч ик

    • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

    Упражнение 4, с. 4

    4. Прочитайте.

    1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

    • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
    • Подчеркните в первом предложении главные члены.

    Упражнение 5, с. 5

    5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

    • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

    Цветочная клумба украшала наш сад.

    Упражнение 6, с. 5

    6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    Белка и грибы

    На по ляне у пе нёчка
    Белка набра ла гри бочков.
    Скрылось солнце за го рой,
    Время двигаться до мой.
    Но до мой да лековато,
    А гри бы тя желоваты...

    А. Захаров

    • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
    • Устно составьте продолжение текста.

    Съела белка половину -
    Подняла легко корзину
    Прыг с осины на сосну:
    "Я грибы домой несу!"

    Упражнение 7, с. 6

    7. Прочитайте.

    Синичк а - воробью сестричк а.
    Конч ил дело, гуляй смело.
    Кто любит труд, того люди чт ут.

    Основные цели:

    • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
    • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
    • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

    Демонстрационный материал:

    1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
    2. Слайд 1. Одуванчик.
    3. Слайд 2. Хищники.
    4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
    5. Слайд 4. Каменщик.
    6. Слайд 5. Сварщик.
    7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    9. Слайд 7 со словами:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Чистописание

    Чч ччч

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    №5. .

    – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

    – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

    – А как они пишутся? (Ответы детей. )

    – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
    Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

    – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

    – Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

    – Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

    – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    – Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )

    – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

    Физкультминутка

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    5. Реализация построенного проекта

    1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

    – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

    – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

    – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Игра:
    Кто больше запомнит слов.

    Слайд 7

    Работа в парах.

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд 3 (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

    (Один ученик работает у доски .)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

    – У кого возникли трудности? С чем это связано?

    У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    10. Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.



    gastroguru © 2017