Сдать егэ на 100 баллов. Федеральные новости

Многие старшеклассники считают ЕГЭ по математике одним из самых сложных выпускных испытаний. Однако учитель математики Университетского лицея №1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ Олег Шаврин уверяет, что это не так: девять его учеников сдали ЕГЭ на сто баллов. Корреспондент "Социального навигатора" узнал, как готовиться к экзамену, чтобы получить максимальный результат . - Олег Александрович, как лучше готовиться к экзамену по профильной математике? Есть ли какие-то секреты для успешной сдачи ЕГЭ? - Попытки сделать из ЕГЭ ночной кошмар для детей старшего возраста и их родителей выглядят довольно странными. ЕГЭ - это естественная проверка знаний выпускника в добровольно выбранной области, в которой он, к тому же, планирует продолжить дальнейшее обучение. Тем, кто призывает отменить экзамены, можно посоветовать набирать в свою компанию всех подряд - без учета способностей, образования и деловых качеств - а потом пробовать решать с ними поставленные задачи. В подготовке к ЕГЭ нет ничего загадочного: нужно хорошо знать математику и учитывать некоторые особенности. Сложность заключается в разнообразии задач, достаточно жестких временных рамках. И знания, даже прекрасные, это только одна из составляющих успеха, еще необходимы внимание и концентрация, безупречность вычислений и многое другое. Большинство наших "неудачников" - тех, кто не набрал 100 баллов, подвело не отсутствие знаний, а невнимательность и прочие детские ошибки. С другой стороны, структура экзамена абсолютно прозрачна, и выпускник прекрасно знает, с заданиями какого характера ему предстоит столкнуться. Секреты, конечно, есть - это стремление ученика к знаниям, его трудолюбие, упорство, постоянство в работе. Для того, чтобы набрать максимальный балл, совершенно не обязательно быть гениальным математиком (намного сложнее стать призером хотя бы регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников). А вот "секретной таблетки", чтобы выпить и сразу стать умным, не существует. - За какое время нужно начать активную подготовку к экзамену? - Это зависит от уровня подготовки ученика. Кому-то и года хватит, а кому-то и трех будет мало. Мы в лицее начинаем активную подготовку к ЕГЭ в последние два месяца - обобщаем, повторяем, делимся некоторыми "фишками" и лайфхаками, проводим психологическую подготовку. Все остальное время мы занимаемся наукой: математическая культура, автоматизм и точность вычислений, геометрическая интуиция, умение логически мыслить - это основы этих навыков, которые закладываются задолго до старшей школы и развиваются в процессе постоянного обучения и самостоятельной работы. И в успехах моих учеников лежит труд многих учителей. Что до начала подготовки, то если ученик думает: "Ну, времени еще много, вот в 11-м классе как начну…", скорее всего, он уже опоздал. Математика - это, в первую очередь, развитие и становление мышления, а мышление не бамбук, за ночь не вырастает. Чем выше цель, тем длиннее к ней дорога, но тем прочнее достигнутый результат. Результат на ЕГЭ, конечно, важен, но не менее важно, чтобы человек научился мыслить и уметь решать поставленные перед ним задачи. - Какой тип заданий считается самым сложным? - Традиционно это задача на числа, параметр, геометрия. Но если вы хотите получить максимум, то выбора нет - нужно делать все. - Как вести себя во время экзамена? С чего лучше начать и как распределить время и силы? - Здесь все очень индивидуально. Обычно я советую ребятам постараться отключить на время экзамена все эмоции и ни в коем случае не расстраиваться, если что-то не получается. Начинать нужно с простых заданий, а затем оценить оставшиеся и выполнять их по нарастанию сложности. Причем сложность - понятие относительное, она зависит как от самой задачи, так и от предпочтений ученика. Кто-то, например, любит геометрию, а кто-то не очень, это влияет на последовательность решения. Не стоит сидеть над задачей, если она "не идет", лучше пока оставить ее и вернуться, если останется время. - Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов без занятий у репетиторов, готовясь самостоятельно? - Ни один стобалльник нашего лицея не занимался с репетиторами. Думаю, примерно такая же ситуация и в других гимназиях и лицеях с углубленным изучением математики. Замечательные традиции советского, а ныне российского математического образования еще сохранились, и очень бы хотелось, чтобы они и дальше развивались и крепли. Что же до самостоятельной подготовки, пройти этот путь в одиночку ученику крайне сложно. Простого решения даже большого количества задач, без попыток систематизации и обобщений, вряд ли будет достаточно для максимального балла. К тому же есть достаточно много разделов, в которых ученику самостоятельно разобраться крайне тяжело. Было бы идеально, если наставником любого выпускника, который проведет его по всем лабиринтам подготовки к экзамену, был его школьный учитель. Надеюсь, когда-нибудь так и будет. - Как вы считаете, 100 баллов на ЕГЭ - это показатель блестящих знаний или удача? - Удача любит сильных. В нашем случае - умных, настойчивых, трудолюбивых. В подавляющем большинстве случаев 100 баллов - это результат способностей, помноженных на упорный постоянный труд. И все ребята, достигшие этого результата, имеют законное право гордиться им.

Коля был счастливым обладателем сертификата FCE (Grade A), который объективно подтверждал его уровень B2+. Как известно, заявленный уровень ЕГЭ - B1–B2, так что Коля чувствовал себя спокойно и был уверен, что на 100 баллов сдаст легко и просто, тем более что он еще и готовился к ЕГЭ целый год в 11 классе. Однако сдал он на 97, а вовсе не на 100. И этих трех баллов ему не хватило для поступления на факультет мечты.

Можно ли сказать, что Коля не был готов, потому и потерял 3 балла? Нет, так сказать нельзя. Результат 97 баллов показывает, что он был очень даже готов. Так просто на 90+ ЕГЭ не сдашь. Куда подевались баллы? Один потерялся во время аудирования: плохое качество звука, не удалось расслышать некий нюанс. Второй - в разделе «Грамматика и лексика»: попался незнакомый предлог. Третий балл - письменная часть, где Коля поставил пару лишних запятых.

Баллы ЕГЭ по английскому выше 95 - это воля случая, не имеющая к знаниям никакого отношения. Нет принципиальной разницы в знаниях людей, набравших 95, 97 и 100 баллов. Нельзя сказать, что тот, кто сдал на 95, знает английский хуже стобалльника. Если не верите на слово, то сделайте три теста ЕГЭ подряд и посмотрите, какой получится разброс баллов. Можно гарантировать, что одинаковый результат вы не получите, несмотря на то, что уровень ваших знаний не меняется от теста к тесту. Иными словами, разница в пределах 5 баллов не поддается устранению методами усиленной подготовки.

Однако есть способ, который с высокой долей вероятности даёт сильным школьникам 100 баллов на ЕГЭ в обход всех случайностей. Этот способ - олимпиады. Чтобы разобраться, как он работает, воспользуемся опытом треугольника Васи.

Счастливая история

У Васи тоже был сертификат FCE (Grade A). Но Вася, в отличие от Коли, знал, что ЕГЭ по английскому - вещь непредсказуемая, поэтому подготовку к экзамену заменил подготовкой к олимпиадам. В течение учебного года он принял участие в 12 отборочных турах разных перечневых олимпиад по английскому языку и прошёл на половину из них. На двух из шести (РАНХиГС и «Высшая проба») он стал призёром. Что касается самого ЕГЭ, Вася сдал его на 94 балла.

На первый взгляд, результат Васи ниже, чем у Коли. Но на практике получается, что при поступлении в вуз его олимпиадные дипломы волшебным образом превращаются в 100 баллов ЕГЭ, а то и в льготу БВИ (поступление без вступительных экзаменов, вне конкурса). Факультет мечты распахнул перед ним свои двери, и Вася уже предвкушает, как будет грызть гранит в ближайшем будущем.


Даже если бы Вася сдал ЕГЭ на 85, ему все равно засчитали бы 100. Единственный случай, в котором ценность олимпиадных дипломов оказалась бы нулевой, - это если бы Вася сдал ЕГЭ ниже 75 баллов. Однако подобные случаи чрезвычайно редки по той простой причине, что при правильном процессе подготовки к олимпиадам уровень владения языком повышается настолько, что ЕГЭ перестает представлять какую-либо сложность.

Олимпиадный путь

Как правило, слово «олимпиада» вызывает у большинства учеников и их родителей ассоциации «очень сложно», «это только для одаренных», «взять диплом невозможно». Так вот, взять диплом на перечневой олимпиаде (хотя бы одной) легче, чем получить 100 баллов на ЕГЭ, несмотря на то, что уровень сложности на олимпиадах действительно выше, чем на государственном экзамене . Как так? А вот так.

Во-первых, посмотрим на критерии определения призеров и победителей. Чтобы стать призером на «Высшей пробе» в 2017 году, необходимо было набрать 60 баллов из 100. Чтобы стать стобалльником на ЕГЭ, нужно сделать правильно все задания без исключения. Чувствуете разницу? На всякий случай поясняю: выполнив правильно чуть больше половины олимпиадных заданий, вы получаете диплом, который приравнивается к идеально написанному ЕГЭ. Есть олимпиады, в которых нужно набрать больше 80% баллов, чтобы стать призером, но нет ни одной, где для призерства требуется стопроцентное выполнение всех заданий. Таким образом, «расплата» за ошибки существенно ниже, чем на ЕГЭ.

Во-вторых, все олимпиады разные, и на них можно проявлять свои таланты, превращая их в ценные баллы. Умеете хорошо писать? Удельный вес письменного задания на «Высшей пробе» - больше половины баллов. Глубоко интересуетесь языковыми явлениями? Будет преимущество на Евразийской олимпиаде. ЕГЭ не учитывает особенностей вашего развития, и таланты, при их наличии, проявлять на нем будет негде.

В-третьих, не забываем про нервы и физическое состояние. Переволновался, болит голова, не выспался, объелся шоколада, угораздило влюбиться, устал, простудился накануне экзамена - и лови на 10–15 баллов меньше, чем ты реально можешь. Этот фактор влияет и на олимпиадные результаты, но нивелируется тем, что олимпиад существует десяток, в то время как ЕГЭ сдается один-единственный раз.

Вывод очевиден: ЕГЭ на сто баллов - задача малореальная, а диплом на одной из перечневых олимпиад - вполне достижимая. Этот вывод подтверждается статистикой.

«Высшая проба» по английскому 2017 года (олимпиада I уровня): около 4 тысяч участников отборочного этапа, из них примерно 500 прошли в финал. Победители и призеры финала - 77 человек.

РАНХиГС 2017 года (олимпиада II уровня): отборочный тур выиграли 652 участника. Из них 45 стали победителями финала, а 109 - призерами.

ЕГЭ 2017 год: 59 стобалльников на 64.5 тысячи участников. Это меньше одной десятой процента.

Подводные камни

И что, олимпиада - это гарантированные сто баллов? Не совсем. Многое зависит от вуза и от направления, на которое вы хотите подавать документы. Например, если ваша цель - МГИМО, то ни одна перечневая олимпиада не даст вам 100 баллов ЕГЭ, это может сделать только диплом Всероссийской олимпиады. Однако стоит сказать, что это исключение, а не правило, и в большинстве своем вузы щедро предоставляют льготы призерам и победителям перечневых олимпиад. Чтобы узнать, пригодится ли вам диплом на выбранном направлении, нужно смотреть официальный документ на сайте вуза (обычно он называется примерно так: «Особые права, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников, включенных в Перечень олимпиад»).

Также подчеркну, что утверждение «взять диплом на перечневой олимпиаде проще, чем получить 100 баллов на ЕГЭ» не означает, что взять диплом на перечневой олимпиаде может каждый желающий. Олимпиадная деятельность - это долгосрочная и времязатратная работа, которая под силу только заинтересованным и трудоспособным ученикам, любящим английский язык и обладающим высоким уровнем знаний. Иными словами, если в 11 классе пробные тесты по английскому вы пишете на 60, об олимпиадных дипломах можно не думать. Если же ваши результаты составляют 90 и выше, то на олимпиады стоит обратить самое пристальное внимание: именно они позволят дойти до 100.

В вузах горячая пора. Идет конкурс абитуриентов. И конкурс этот, как мы знаем, проводится по результатам единых госэкзаменов. Сколько скандалов было вокруг ЕГЭ. Сколько было жульничества. Крали экзаменационные билеты, учителя проставляли ответы. Сигналы шли отовсюду. Сейчас их мало. Наладили сдачу экзаменов. Жульничества нет. Ну, уж точно меньше, чем несколько лет назад.

Но вот новый скандал, в Адыгее. Выпускница одной из школ, отличница, прямо на вручении золотых медалей заявила, что ее одноклассница получает медаль незаслуженно. А медаль ей дали по блату - ее мать возглавляет районное управление образования. Не знаю, зачем надо проворачивать такие операции. Это в советское время медаль давала право поступления без конкурса почти в любой вуз. Но сейчас-то не так, льгот практически нет. Тогда зачем? Только детей травмировать.

Абитуриенты престижного московского вуза несут в комиссию результаты ЕГЭ. Баллы проходные: это завтрашние студенты-гуманитарии.

И, вроде как, требования к ученикам никто не снижал, и не сказать, что школы вдруг стали сотнями штамповать «собственных Ньютонов». Но количество медалистов бьет все рекорды. В Карачаево-Черкесии, например, круглый отличник – каждый пятый выпускник.

В школьных медалях давно нет ничего драгоценного. Серебряные и золотые медали делаются из латуни. А чего стоят сами медалисты? Большой вопрос.

“Конечно, обидно, когда на сцене стоит человек, который за весь год не рассказал ни одного урока, ни одного ответа. И по счастливой случайности, это дочка заврайоно нашего района», - говорит выпускница Рузанна Туко.

Не могла молчать. Золотая медалистка Рузанна Туко на награждении со сцены жгла глаголом: мол, ее одноклассница Заира свое золото получила по блату.

“Весь класс узнал, что она медалистка за три дня до чествования! Она знала, что никто ей ничего не скажет, потому, что за ней стоит мама. У наших учителей просто выбора не было”, - считает Рузанна Туко.

Пока мама Заиры отрицала обвинения, директор, кажется, вообще, не считала случившееся большой проблемой.

После проверки Светлану Паранук, ту самую маму-чиновницу, уволили, а директору школы влепили выговор. Медаль героиня скандала вернула. Сама. А могла и не возвращать. Комиссия постановила: девочка заслужила награду. Вот только единый госэкзамен эту медаль оценил невысоко.

“33 - математика профильная у нее, и это не двойка, а тройка. Тройка, это тройка. 27 - порог, по профильной математике. Это тройка. Да, это плохо, что она получила тройку, но, по крайней мере, она профильную математику не завалила”, - отмечает завуч школы №1 аула Тахтамукай Марзиетта Татлох.

В этом году главный предмет по выбору на ЕГЭ с большим отрывом - обществознание. Нарушений не так много. В каждом классе - независимые проверяющие и камеры. Но самые отчаянные все равно не сдаются.

“Был случай “Ромео и Джульетта”. Девушка в Ингушетии сдавала экзамен, а ее возлюбленный решил помочь ей. Думал, что, отключив свет, камеры не будут записывать. Вырубил в подстанции рубильник”, - рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Шекспировские страсти: «Джульетта» в итоге все равно не сдала, а «Ромео» загремел на 15 суток. Но попадаются и отличники. Никиту Ревенко вывели с ЕГЭ по русскому языку. Проверяющие заметили: школьник все время ныряет под парту. Версия ученика – завязывал шнурки.

«У него была обнаружена небольшая бумажка, на которой было написано буквально несколько слов, которые засчитали как шпаргалку», - рассказывает мать Никиты Наталья Ревенко.

Что это были за слова, неизвестно. Но теперь у Никиты есть целый год, чтобы подготовиться к экзамену без бумажек – так решил суд. В целом же по стране, уверяют чиновники, результаты впечатляют. Проваливших ЕГЭ вдвое меньше, чем год назад.

«Количество ребят, освоивших базовые знания по каждому предмету, - выросло. Кроме того, у нас практически во всех предметах увеличилось количество ребят в области высоких баллов (от 80 до 100). То есть рост на 3-4%. Это серьезный рост», - отмечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Более 20 выпускников показали максимальный результат на всех трех экзаменах. Антон сдал математику, химию и английский на сто баллов. Круглый отличник, к ЕГЭ он готовился с репетиторами с десятого класса.

«В школе дают достаточно знаний, вопрос в том, воспринимает ли их человек на должном уровне», - отмечает выпускник Антон Власов.

Впрочем, во многих вузах, куда приходят вчерашние школьники, считают: учеников натаскивают на ЕГЭ, и это дает результат лишь на самом экзамене в ущерб школьной программе. За 15 лет расходы на образование выросли в семь раз. А что же знания?

«Если взять школьника по стране среднестатистического со средним баллом 4,2, вот примерно семь лет назад этот балл реально был наполнен знаниями на 3,8. Сейчас наши исследования показывают, что средний балл 4,2 наполнен знаниями на 2,8. Людей, которые не готовы серьезно работать, в целом, в течение первого года набирается от 7 до 12 процентов», - отмечает ректор СПбГУП Александр Запесоцкий.

Эксперты Высшей школы экономики решили погонять студентов-первокурсников по датам истории. Средняя погрешность в ответах - 300-400 лет. Лучшие знания не у тех, кто читал учебники, а у тех, кто смотрел исторические фильмы.

“Студенты стали другими. Им надо по-другому рассказывать. Это поколение визуалов. Если им дать учебник, напечатанный на неприятной серой бумаге с отсутствием картинок и с нудным текстом, который еще читать не хочется, вряд ли они будут вообще хотеть его держать в руках”, - поясняет заведующая лабораторией политических исследований ВШЭ Валерия Касамара.

И ведь не хотят! Для многих студентов даже школьный гранит науки - слишком твердый, не разгрызть. И, конечно, классическое «не хочу учиться». Если сдавать не надо.

Ориентированные на учебу дети отчаянно штудируют профильные предметы. Для ЕГЭ. И это, безусловно, хорошо. Минус лишь в том, что на остальных уроках отличник и двоечник будут примерно на одном уровне.

Уже в 2020 году ЕГЭ по английскому языку станет обязательным для сдачи экзаменом среди российских школьников. Поэтому мы решили взять интервью у директора курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School – Михаила Ланцмана. Он рассказал нам о своем отношении к системе ЕГЭ, о сложностях, с которыми сталкиваются школьники и дал советы о том, как правильно должна проходить подготовка к ЕГЭ по английскому, чтобы в итоге получить заветные 100 баллов.

«Мы очень многое упускаем в жизни просто потому, что боимся уровня своих запросов. Твердо решите для себя, что никакой другой вариант, кроме необходимых вам 100 баллов, не подойдет».

Расскажите немного о себе

Меня зовут Михаил Ланцман, директор курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School .

Я учился на мехмате МГУ и с первого курса занимался репетиторством по математике. Мой брат также был репетитором, и достаточно быстро мы организовали небольшой репетиторский центр, где с 2008-го года готовим старшеклассников к государственным экзаменам и в том числе рассказываем, как подготовиться к ЕГЭ по английскому.

К каким экзаменам, кроме обязательных (русский и математика), школьники готовятся чаще всего?

Самым популярным предметом по выбору давно стал экзамен по обществознанию. Его сдает больше половины выпускников. Это связано с тем, что именно этот предмет спрашивают во всех экономических вузах, куда поступает большая часть абитуриентов , согласно статистике за 2017 год НИУ ВШЭ.

Следующие предметы по популярности – физика и история. Физика требуется для поступления в большинство технических вузов, а история – на многие гуманитарные факультеты. Дальше уже идет английский язык, биология, химия и информатика.

Какой уровень английского требуется для сдачи ЕГЭ на хороший балл?

Не ниже B1 — Intermediate.

«Идея ЕГЭ — очень правильная. Знания школьников действительно должны оцениваться по единой системе».

С чего начать подготовку к ЕГЭ по английскому?

Подготовка к ЕГЭ по английскому — устная часть

Старайтесь разговаривать как можно больше и при любой удобной возможности. Как правило, на устной части у учеников возникает несколько проблем:

  • ученик забывает всю грамматику во время говорения
  • впадает в ступор и забывает слова
  • плохо строит предложения и путает конструкции

Этому есть две причины – волнение и языковой барьер. Бороться с волнением очень трудно, но “разговорить” свой английский возможно: больше читайте, смотрите фильмы с субтитрами, путешествуйте в англоговорящие страны . Подготовка к ЕГЭ по английскому – трудозатратный, но интересный и познавательный процесс. Не бойтесь общаться с носителями: так вы быстрее добьетесь свободной речи.

И конечно, никогда не будет лишним подстраховать себя и запомнить несколько шаблонных фраз, которые помогут не сбиться с мысли:

Для описания фотографии:
I’ve chosen picture №1…
While travelling I always take lots of photos and today I’m going to tell you about one of them…
Look at this photo…
In the photo you can see

Для сравнения фотографий:
Both of the photos are related to… (work)
In both of them there are some people who are …
However, the photos have certain differences too.

«На дополнительных курсах занимаются только те школьники, которые хотят хорошо сдать экзамен».

Как вы в целом относитесь к системе ЕГЭ?

Идея ЕГЭ — очень правильная. Знания школьников действительно должны оцениваться по единой системе. Вузы тоже должны принимать абитуриентов по прозрачной и понятной схеме, чтобы у всех были равные условия на первых этапах обучения. Вот только реализация этой идеи получилась не совсем удачна.

Почему вы считаете реализацию ЕГЭ неудачной? Что бы вы изменили?

Во-первых, многие годы существовала проблема со «сливом» заданий в интернет или третьим лицам, которые на этом очень неплохо зарабатывали.

Кроме того, тесты по некоторым предметам были составлены не очень корректно — можно было просто угадать ответ. Некоторые задания оказывались настолько неоднозначными, что, например, подготовка к ЕГЭ по английскому вызывала споры даже у преподавателей. Тем не менее, все эти недочеты постепенно устраняются.

На данный момент основной проблемой, кроме качественного составления кимов (заданий) по отдельным предметам, я вижу психологический аспект. Многие школьники не готовы к такому уровню стресса: СМИ, металлодетекторы и камеры только добавляют волнения и не помогают решать проблему. Думаю, что организаторы тестирования должны продумать для школьников не только академическую, но и психологическую подготовку.

С чего начать подготовку к экзаменам?

Ответьте себе на два вопроса: «В какой вуз и на какой факультет я хочу поступать?» . К сожалению, большинство старшеклассников не может дать ясный ответ. А ведь от него зависит и набор дополнительных экзаменов. Нередко бывает, что в середине учебного года школьник меняет предмет, потому что понимает, что хочет быть не экономистом, а писателем, например. Получается, что неосознанный выбор забирает полгода усердной подготовки.

Это не означает, что вы сразу выбираете свою судьбу и одну конкретную профессию. Это может быть целая сфера с множеством профессий. Важно хотя бы выбрать близкое вам направление.

Есть также и другой путь – вы можете получить качественное образование, а дальше выбирать из широкого спектра профессий. Так было у меня. Выпускники мехмата кем только ни становятся: кто-то идет работать в банки и страховые компании, кто-то – в программирование. Я сам пошел работать в сферу образования, но это мой собственный бизнес, то есть я скорее предприниматель. Этому нас не учили.

Фундаментальное образование нужно в первую очередь для того, чтобы сформировать навык учиться. И этот навык намного важнее практических навыков.

Богдан ПОЛИН:

«Совмещайте подготовку к экзамену с хорошим отдыхом»

Богдан Полин учился в гимназии № 26, получил 100 баллов по информатике. К ЕГЭ готовился преимущественно в школе, на дополнительных занятиях с педагогом Еленой Зайнутдиновой. Сейчас парень является студентом СПбГУ. Самое главное, что советует Богдан при написании ЕГЭ, - несколько раз перепроверить свои ответы и решения.
«Надо по многу раз перепроверять результаты, так как ошибиться очень легко. По-настоящему сложных заданий в информатике мало, чаще всего баллы теряются именно из-за вычислительных ошибок», - говорит Богдан.

Парень изначально поставил перед собой цель получить 100 баллов и был уверен в своих силах.

«Возможно, меня бы и устроила потеря нескольких баллов, но моей школе нужны были 100 баллов, а я свою гимназию любил и не хотел подвести», - делится Богдан.

Что касается психологической подготовки, то выпускник считает, что активную подготовку к экзаменам нужно совмещать с хорошим отдыхом.

«Мне очень помогало то, что перед экзаменом слушал музыку, которая мне нравится, встречался с друзьями. Также сил придала шпаргалка в кармане, но она так и не пригодилась», - рассказывает выпускник.

Богдан считает, что одного года вполне достаточно, чтобы подтянуть свои знания хотя бы на один балл: с тройки на четверку, с четверки на пятерку.

Эльвира БАТЫРОВА:

«Делайте все вовремя, и никакой психологической подготовки не потребуется»

Эльвира Батырова закончила лицей № 78 в 2014 году, тогда в Татарстане всего три выпускника получили высший балл по математике, среди них была и Эльвира.

«Я всегда любила этот предмет, старалась не оставлять пробелов в знаниях в течение всех лет учебы, поэтому подготовка в 11-м классе не была очень сложной. Я уделяла ей 1-1,5 часа в день помимо школьных уроков. Цель сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов была поставлена мной еще в 9-м классе, такое желание было сформировано атмосферой лицея, в котором я училась, и моим учителем», - говорит Эльвира.

Девушка считает, что математика - это не тот предмет, по которому можно натаскать за год, невозможно освоить всю школьную программу в такой короткий срок. Если все делать своевременно, двигаться медленно, но верно, и уделять должное время отдыху, никакая особая психологическая подготовка не потребуется.

Сейчас Эльвира заканчивает Высшую школу информационных технологий и информационных систем КФУ. По специальности она работает уже со второго курса.

Анастасия КАЗАКОВА:


«Успех на 20 процентов зависит от удачного варианта и на 80 процентов - от подготовки»

Анастасия Казакова являлась ученицей лицея № 78, получила 100 баллов по русскому языку. Сейчас она студентка КГМУ, поступила на лечебный факультет.

К ЕГЭ девушка начала готовиться с начала 11 класса, но усиленные занятия пошли с апреля: она выполняла два варианта заданий в день, заучивала правила.

«Русскому языку уделяла очень много времени, так как считала его одним из самых сложных экзаменов. Готовилась по тем заданиям, которые были в пробных ЕГЭ и в различных предлагаемых вариантах. Экзамен оказался сложным. Считаю, что результат на 20 процентов зависит от удачного варианта и на 80 процентов - от подготовки. В моем случае не было репетиторов, но был замечательный педагог, который не только учил, но и морально поддерживал на протяжении всего года. Будущим выпускникам хочу посоветовать идти на экзамен обязательно выспавшимися и уверенными в себе, а выходить с него с мыслью, что вы сделали все, что от вас зависело», - поделилась Анастасия.

Анастасия считает, что при желании можно хорошо сдать экзамен даже со слабыми знаниями, при усердной подготовке их можно серьезно укрепить.

Алина ЧЕРЕЗОВА:

«Перепроверяйте все по нескольку раз»

Алина Черезова получила 100 баллов по информатике. Сейчас она учится в Москве, в Высшей школе экономики.

«К ЕГЭ по информатике нас готовили в гимназии № 26 два раза в неделю с сентября. Настоящий экзамен оказался в несколько раз легче того, что мы разбирали на уроках», - говорит Алина.

«Я не очень рассчитывала на то, что получу 100 баллов, так как почти во всех пробных ЕГЭ у меня были одна-две ошибки. Но на самом экзамене дают много времени, чтобы перепроверить ответы. Я сделала это три раза и нашла ошибку. Мой главный совет: определиться заранее с тем, какие предметы ЕГЭ вы будете сдавать, чтобы сосредоточиться на них и не тратить время на лишние. А вообще лучше всего участвовать в различных олимпиадах, которые гарантируют поступление в топовые вузы страны и без ЕГЭ», - говорит Алина.

Кстати

В Набережных Челнах в прошлом году 18 человек получили 100 баллов на ЕГЭ. Наибольшее количество 100-балльников подготовили в гимназии № 26. Шесть человек получили наивысший балл по информатике, трое - по русскому языку. В лицее № 78 двое ребят получили 100 баллов по русскому языку, один - по информатике и один - по обществознанию. Двух выпускников с высшим баллом подготовили в общеобразовательной школе № 56: одного - по русскому языку и одного - по литературе. В школах № 15, № 22 и № 36 по одному 100-балльнику - по русскому языку, биологии и литературе соответственно.



gastroguru © 2017