Тест шкала реактивной тревожности. Уровни тревожности: типы и виды, методы диагностики, оценка, причины и лечение

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» - спросите вы. Читайте далее.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности

Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:

  • противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
  • завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
  • лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
  • осознание несоответствия возможностей и способностей;
  • социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Диагностика тревожности

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

Тревожность: определение; примеры диагностики и коррекции.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты. Это устойчивая индивидуальная характеристика. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуационная тревожность. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Проблема исследований и диагностики тревожности пользуется неизменным вниманием психологов, так как имеет немаловажное практическое значение. Тревога может приводить к общей дезорганизации деятельности, проявляющейся в ее направленности и эффективности. Поэтому так важна диагностика этого состояния для решения ряда практических задач, связанных с трудовой, учебной, спортивной деятельностью. Так, например, это необходимо для выяснения надежности тех, кто работает на опасном производстве, где возможны аварии.

Тревога рассматривается как механизм развития неврозов; в этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конфликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения и пр.

Поэтому диагностика состояния тревоги необходима в плане психопрофилактики для своевременного выявления тех индивидов, кто склонен к возникновению неврозов.

Обычно особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием страха, причина которого неизвестна индивиду или недостаточно ясно им осознается, называют тревогой. Тревогой иногда считают диффузный или беспредметный страх. Но между страхом и тревогой существуют качественные различия. Если страх является реакцией на конкретную угрозу, то тревога обычно связана с опасениями социального характера, с угрозами представлению о себе, потребностям Я, ценностям, затрагивающими ядро личности, с ожиданием неудач в социальном взаимодействии.

Склонность индивида к переживанию состояния тревоги обычно называют тревожностью. Вместе с тем четкого разделения этих терминов нет, часто они оба применяются для обозначения психического состояния.

Но существует представление о том, что нужно различать тревожность как психическое состояние и тревожность как черту личности.

Личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, в склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний индивидом состояния тревоги. Высокотревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низкотревожные.

Тревожность как психическое состояние часто называют ситуативной тревожностью (тревогой), т.к. она связана с конкретной внешней ситуацией. Поскольку различия в личностной и ситуативной тревожности заключены лишь в частоте переживаний состояния тревоги, методики их диагностики разрабатывают по одним и тем же принципам, используя описание максимально полного перечня симптомов тревоги или ситуаций, ее вызывающих. Они направлены на выявление уровней тревожности и дифференциацию личностной и ситуативной тревоги.

Один из таких опросников был разработан Ч. Спилбергером и его сотрудниками (1983–85 гг.). Он носит название – Опросник для оценки тревоги/тревожности (State – Trait Anxiety Inventory – STAI). При разработке данного опросника тревога определялась как временное, преходящее эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения и опасения, и измерялась с помощью 20 коротких описательных утверждений. Испытуемый должен был оценить свое состояние в настоящий момент по 4-ступенчатой шкале.

Тревожность как черта определялась в качестве устойчивой склонности к тревоге и оценивалась с помощью 20 утверждений. Исйыту-емый должен был оценить х степень их применимости для описаний того, как он себя чувствует обычно.

При использовании данного опросника было установлено, что индивиды с высокой личностной тревожностью гораздо чаще испытывают состояние тревоги, реагируя на более широкий спектр ситуаций по сравнению с теми, кто имел низкий уровень личностной тревожности. Однако то, как воспринималась каждая потенциально тревожная ситуация, зависело в первую очередь от прошлого опыта индивидов.

Наряду с описанной методикой для взрослых Ч. Спилбергером был разработан Опросник для оценки тревоги/тревожности у детей (State – Trait Anxiety Inventory for Children – STAIC). Оба опросника Ч. Спилбергера переведены на 43 языка и широко применяются в диагностической практике. В нашей стране известен опросник Ч. Спилбергера для взрослых, адаптированный Ю.Л. Ханиным.

Наряду с опросником Ч. Спилбергера для диагностики тревожности у взрослых используется Шкала явной тревожности (Manifest Anxiety Scale – MAS), разработанная Дж. Тейлор (1951–53гг.). Эта методика была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали клиническому представлению о хронических тревожных реакциях. В нашей стране опросник Дж. Тейлор, называемый Личностная шкала проявлений тревоги, получил широкое распространение в психологической практике. Он существует в нескольких адаптациях, среда которых наиболее известны варианты Т.А. Немчина, В.Г. Норакидзе. Последний предпочтителен тем, чтов нем присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов; 50 утверждений являются диагностическими они отражают наиболее явные проявления тревожности, относящие как к вегетативно-соматическим реакциям, так и к настроению, переживаниям, социально-психологическим установкам. С каждым утверждением следует согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).



По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревожности испытуемого. Всего рассматривается четыре уровня: низкий и, средний уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, высокий и очень высокий – о тревожности-черте.

Для диагностики степени тревожности у детей в возрасте 3,5–7 лет применяется Tест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, переведенный и подготовленный к выпуску в нашей стране В.М. Астаповым. Это проективная методика, стимульным материалом которой является 14 рисунков, изображающих некоторые типичные для дошкольников ситуации. Например, игра с младшим ребенком, укладывание спать в одиночестве, собирание игрушек, еда в одиночестве.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах – для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). На рисунках не прорисовано лицо того ребенка, с которым при ответах должен себя идентифицировать отвечающий. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головки, одно с улыбающимся лицом, другое с печальным. По размерам и контуру головки дополнительные изображения точно соответствуют основному рисунку.

Рисунки предъявляются испытуемому индивидуально и в определенной последовательности. Показывая каждый рисунок, психолог кратко поясняет его содержание и спрашивает о том, какое – печальное или веселое – лицо у изображенного на нем ребенка. В протоколе фиксируется выбор, сделанный ребенком для каждой ситуации.

Количественный анализ результатов сводится к вычислению индекса тревожности, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. По индексу тревожности определяется ее уровень. Если индекс выше 50%, то уровень тревожности считается высоким; при индексе от 20% до 50% уровень рассматривается как средний; индекс ниже 20% означает низкий уровень тревожности.

Количественный анализ дополняется качественным, заключающимся в выявлении наиболее беспокоящих каждого ребенка ситуаций.

Для диагностики тревожности детей в возрасте 8–12 лет используется Шкала явной тревожности (The Childrens form of Manifest Anxiety Scale – CMAS), разработанная группой американских психологов (А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо) в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор. Детская шкала широко применяется в странах Европы, психологи отмечают ее высокую надежности и валидность.

В отечественной практике используется вариант, адаптированный А.М. Прихожан в 1991–1993 гг. Его стандартизация и психометрические проверки были проведены на выборке школьников из разных регионов страны численностью 840 человек. Показатели гомогенности и ретестовой надежности удовлетворительны

Шкала содержит 53 утверждения, из которых 42 являются диагностическими и 11 относятся к шкале лжи. Для каждого утверждения в тексте опросника даны два варианта ответа – «верно» и «неверно». В утверждениях отражены проявления наиболее явных, очевидных, сильных симптомов тревожности.

При обработке результатов диагностических пунктов баллы начисляются за ответ «верно». Сырые баллы переводятся в шкальные оценки (стены) с учетом пола и возраста ребенка. На основе шкальных оценок делается вывод об уровне тревожности испытуемого. По этой методике можно выделить пять уровней тревожности: первые три («чрезмерное спокойствие», нормальный и несколько повышенный) характеризуют либо отсутствие состояния тревоги, либо незначительную его выраженность; четвертый и пятый уровни означают наличие хронической тревожности (тревожности-черты).

Для диагностики старшеклассников (VIII–XI классы) применяется Шкала тревожности , разработанная А.М. Прихожан. Ее специфика состоит в том, что испытуемый должен оценивать не наличие у себя симптомов тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4).

Методика включает ситуации трех типов:

· ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

· ситуации, актуализирующие представление о себе;

· ситуации общения.

Наряду с общим показателем тревожности описываемый опросник дает возможность оценить разные ее виды – школьную, самооценочную и межличностную.

При обработке результатов количество получаемых испытуемым баллов по каждому виду тревожности определяется той оценкой, которую он дал ситуации. Так, за пункт, где ситуация получила оценку 2, начисляется два балла, за оценку 4 – четыре балла и т.д.

Стандартизация опросника была проведена на городских школьниках. Получены критерии для выделения пяти уровней тревожности (аналогичных тем, что были рассмотрены выше для Шкалы явной тревожности).

Диагностика тревожности часто проводится на практике ради преодоления этого состояния. Преодоление, как правило, осуществляется двумя путями – овладением тревожностью, снятием ее отрицательных последствий и устранением причин, вызывающих это состояние.

Первый способ чаще всего заключается в обучении приемам овладения своим волнением, навыкам саморегуляции. Такой вид психологической помощи оказывается спортсменам, работникам некоторых профессий, учащимся. Существенное место занимает развитие правильных приемов самоанализа, самонаблюдения, снятия нервно-психического напряжения (расслабления), релаксации.

Второй способ преодоления тревожности состоит в развитии трудовых и спортивных навыков, учебных приемов, повышающих возможности успешного выполнения соответствующих видов деятельности. В работе с невротическими личностями немаловажное значение имеет перестройка самооценки и мотивации индивида.

Помимо рассмотренных методик актуальные психические состояния можно оценить с помощью некоторых многофакторных личностных опросников и проективных методик. Так, Методика многостороннего исследования личности (MMPI) позволяет выявлять состояния, характеризующиеся фрустрационной напряженностью, высоким уровнем тревоги, так как профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема на седьмой шкале отражают характер невротических реакций. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла дают информацию о тревожности и эмоциональной возбудимости. Есть попытки оценки психических состояний по Цветовой методике М. Люшера .

В современном мире, где постоянно происходят социальные и экономические преобразования, наука шагает вперед семимильными шагами, очень трудно жить взрослому человеку. Что же можно сказать о детях? Дети очень чутко воспринимают тревогу родителей и педагогов, именно поэтому в настоящее время уровень детской тревожности крайне высок. Особенно часто повышенная тревожность наблюдается у детей, растущих в неполных семьях или в семьях, испытывающих экономические, психологические и материальные проблемы. Также высокая тревожность наблюдается и у детей, которые единственные в семье и ощущающие гиперопеку родителей.

Термины «тревога», «тревожность», «страх»

Тревожность и тревога это различные состояния. Тревожностью называют личную психологическую особенность, при наличии которой человек испытывает повышенное беспокойство и дискомфорт в разных жизненных ситуациях, даже и тогда, когда ситуация к возникновению тревоги не предрасполагает.

Под тревогой подразумевают однократное чувство дискомфорта и беспокойства. Например, волнение ребенка перед сдачей экзамена или накануне выступления на концерте, празднике. То есть тревога имеет место не всегда, иногда ребенок перед серьезным жизненным этапом может сохранять спокойствие.

Тревога лишь эпизодическое явление, а тревожность – устойчивое состояние. При наличии тревожности ребенок беспокоится постоянно и в любых, даже незначительных ситуациях (оторванная пуговица, ответ у доски, разговор с незнакомым взрослым). Тревожность сопровождает ребенка/взрослого почти всегда и не связана с определенным видом деятельности.

Страх – это самая опасная человеческая эмоция, которая основана на боязни чего-то конкретного. Это может быть страх высоты, глубины, темноты и так далее. Согласно утверждению К. Изарда – тревога есть совокупность негативных эмоций, в которой одной из них является страх. Страх может развиться в любом возрасте, а в детском особенно часто. Детские страхи делятся на категории по возрасту:

  • 1 год – 3 года (ночные страхи);
  • 3 – 5 лет (страх темноты, одиночества);
  • 5 – 7 лет (страх смерти);
  • 7 – 11 лет (страх «плохого» ребенка).

Высокая тревожность и ее виды

Диагностика степени тревожности основана на различных психологических тестах. Тревожность средней степени и высокой откладывают отпечаток на качество жизни и даже могут привести к развитию психических расстройств. Считается, что предрасполагающим фактором высокой тревожности является наследственность. Другим фактором риска служат неадекватное воспитание и отрицательный жизненный опыт. Борются с высокой тревожностью психологи, но при условии, что она не является признаком психического заболевания.

Виды тревожности

Тревожность личностная

Под этим типом тревожности имеют в виду индивидуальную особенность конкретного человека испытывать чрезмерное беспокойство в тех случаях, когда остальные люди его практически не ощущают. Данный вид тревожности связан с особенностями личности, характером и темпераментом, генной предрасположенностью. Для людей с подобной тревожностью характерна необщительность и замкнутость. Личностная тревожность оставляет свой след на всех моментах общения с людьми, мотивации и оценки себя.

Тревожность ситуативная

Дает о себе знать только в тяжелых жизненных ситуациях человека, но в другое время он не испытывает дискомфорта и беспокойства. Причины, которые вызывают ситуативную тревожность:

  • быстро изменяющийся окружающий мир (природные катаклизмы, экономические проблемы, общественные беспорядки, войны);
  • общение индивидуума с себе подобными не может обходиться без стрессов, конфликтов и ссор;
  • конфликты и проблемы с близкими и родственниками;
  • жизненный отрицательный опыт.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.

Тревожность у взрослых

У взрослых людей к повышенной тревожности предрасполагают:

  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Признаки тревожности

У ребенка с повышенной тревожностью имеется определенный портрет, который опытному педагогу бросается в глаза сразу. Такой ребенок с опаской и напряжением входит в помещение (класс, группу детского сада), беспокойно оглядывается, робко и неслышно здоровается и присаживается на край ближнего стула. Ребенок выглядит так, как будто ожидает неприятностей от всех и всего. Он отличается чрезмерным беспокойством, например, не ожидания самого события (вызов к доске, выступление на публике), а только его предчувствия. Подобные дети скрытные, предпочитают не делиться своими проблемами, а держать их в себе. Они ощущают свою беспомощность, боятся новых игр и участия в них, новых видов деятельности. С другой стороны такие дети крайне самокритичны и предъявляют к себе повышенные требования. Самооценка у них низкая, на полном серьезе они считают, что хуже остальных детей (самые некрасивые, неуклюжие, бестолковые). Со стороны взрослых они постоянно ждут поощрения и одобрения.

Детей с повышенной тревожностью беспокоят и соматические расстройства: абдоминальные и головные боли, головокружения, спазмы мышечные и в горле, затрудненное дыхание и прочие. Во время возникновения тревоги у подобных детей появляются сухость во рту, комок в горле, мышечная слабость, тахикардия.

Для выявления ребенка с повышенной тревожностью воспитателю требуется не один день. Он должен понаблюдать за малышом в разные периоды активности и дни недели. Как ребенок ведет себя при обучении и отдыхе, во время игр и общения с ровесниками.

Критерии тревожности:

  • беспокойство чрезмерное и постоянное;
  • напряжение мышц (чаще лицевых и шейных);
  • раздражительность;
  • сон с нарушениями.

Если хотя бы один из перечисленных признаков наблюдается постоянно, педагогу/родителю следует задуматься о повышенной тревожности у ребенка. С этой цели прибегают к проведению различных психологических тестов на тревожность.

Типы тревожных детей

Дети – невротики

У таких детей ярко выражены соматические проблемы. Их отличают нервный тик и заикание, часто подобные дети страдают энурезом.

Расторможенные дети

Данных детей отличает чрезмерная активность и чувствительность, которые маскируют страхи. Они стремятся быть хорошими в поведении и учебе, при неудачах меняют тактику вплоть до хулиганства. Могут быть признанными «клоунами» в коллективе, ведь такое поведение привлекает внимание других ребят и педагогов. Кажется, что подобные дети не реагируют на критику и замечания, но это не так, просто они прячут свою неуверенность глубоко в душе. Расторможенных детей отличают проблемы с памятью и вниманием, трудности с мелкой моторикой.

Закрытые дети

Крайне замкнутые и неуверенные в себе. Полностью игнорируют критику, отказываются от участия в общих играх, прогулках и общения со сверстниками. Имеют трудности в контактах с взрослыми, не желают учиться ввиду отсутствия мотивации.

Застенчивые дети

Эти дети милы без исключения, но теряются при публичном выступлении (у доски, перед гостями или на празднике). Отличаются исполнительностью, старательностью и обязательностью, но никогда не проявляют инициативу. Также у застенчивых детей имеются трудности в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. Про подобных детей говорят, что «слезы у них близко». Ждут поощрения и похвалы от взрослых постоянно.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% - о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Меры помощи ребенку с повышенной тревожностью

Самостоятельно ни ребенок, ни его родители не в силах справиться с данным состоянием. Требуется помощь дипломированного психолога, а в некоторых случаях и психиатра. Работа психолога включает 3 направления:

  • Повышение самооценки;
  • Блокада мышечных спазмов;
  • Умение ребенка управлять собой в сложных ситуациях.

Повышение самооценки

Занимает длительное время и включает: обращение к ребенку по имени, похвалу за успехи, пусть и незначительные, выделение успехов ребенка среди других детей. Важно хвалить малыша искренне, и он должен знать, за какое именно достижение его хвалят. Также для повышения самооценки эффективны следующие игры с участием других детей: «комплименты», где один ребенок говорит другому что-то хорошее, «я дарю тебе» - игра, в которой участники дарят друг другу (на словах) что-то и прочие. Подобные игры позволяют тревожному ребенку посмотреть на себя глазами сверстников и оценить их отношение к себе.

Управление собственным поведением

Тревожные дети прячут свои обиды и страхи в себе и на все вопросы взрослых отвечают, что все нормально. Чтобы ребенок раскрылся, следует привлечь его к коллективному обсуждению какой-либо проблемы (страхи есть у всех). В группе детского сада можно вести общий разговор с детьми, сидящими в кругу, о чем они переживают в какой-то волнующей их ситуации. В школе можно привести примеры из литературы, из разряда: смелый человек не тот, который не имеет страхов, а тот, который умеет их преодолевать. Суть разговора следует сводить к признанию каждого ребенка о том, чего он конкретно боится. Тогда ребенок с повышенной тревожностью сможет понять, что он не один такой, что у остальных тоже есть проблемы. Ни в коем случае не допускается сравнить ребенка с успехами другого, это только снижает его самооценку. Важно уметь родителям разглядеть в тревожном ребенке его личные, заслуживающие внимания, качества и стремиться их развивать.

В первую очередь снизить предъявляемые требования ребенку, зачастую родителям хочется, чтобы их малыш умел и достиг того, чего они сами не сумели достичь. Ребенок просто не в силах понять, и, тем более воплотить какие-то несбывшиеся мечты своих родителей. Неудачи накрывают его с головой, и ребенок все больше замыкается в себе, беспокоится и получает вместо любви и заботы лишь дополнительные замечания и хулу. Это только усиливает тревожность.

Также родителям следует постоянно отмечать малейшие успехи своего чада, сделать все, чтобы доказать свою любовь, независимо от успехов и снизить количество замечаний. Для этого предлагается простое решение: попробовать родителям записывать все замечания ребенку в течение дня и вечером их перечитывать. Из дневника будет ясно, что большинства замечаний можно было избежать.

Не стоит заставлять ребенка приносить постоянные извинения за то или иное действие. Это его только озлобит и еще больше отгородит от родителей. Также необходимо отказаться от невыполнимых угроз: «Я в таком случае откажусь от тебя!», « Я убью тебя!», «Чтобы ты исчез навсегда с глаз моих долой!». Разговоры «по душам» помогут сблизить родителей и их малыша, узнать наболевшие проблемы и помочь их решить общими силами.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Я считаю, что уровень тревожности у моего ребенка слишком высок. Может не стоит тратить время на психологов, а сразу обратиться к психиатру, пусть он назначит медикаментозное лечение?

Ни в коем случае. Прежде всего – у меня ребенок тревожный – это ваше личное мнение, не подкрепленное специалистами. Пусть с ним пообщается хотя бы школьный или детский психолог – это и времени и денег не займет. И только психолог определит уровень тревожности вашего чада и связано ли это с каким-то заболеванием или психическим расстройством. Все лекарства, особенно «психические» обладают массой побочных эффектов и вызывают привыкание. Прежде чем «сажать» ребенка на такой допинг, его следует серьезно обследовать.

Вопрос:
У моего ребенка нет друзей, он даже ни с кем не общается в соц.сетях, но просит щенка или хотя бы котенка. Может завести домашнего питомца и это поможет исправить ситуацию?

Безусловно, не только можно завести, но и нужно. Вообще, как считают все психологи, врачи и педагоги, уход за домашним питомцем поможет ребенку стать достойным членом общества, внимательным к окружающим и добрым. Но проконсультироваться с психологом все же не помешает.

Вопрос:
Моему малышу 8 лет, психологи определили уровень высокой тревожности. Мы посещаем все занятия, стараемся и сами с ним разговаривать и играть, но он категорически отказывается есть сложные блюда, а тем более из неизвестных ему продуктов. Это нормально и что делать?

Да это нормально, дети с повышенной тревожностью с трудом воспринимают все новое. Пока ребенок не преодолел свое состояние, не следует готовить и заставлять его съедать новые блюда. Сделайте проще меню для ребенка, это поможет снизить уровень его тревожности.

Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины .

Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде всего, важно различать понятие тревоги как состояния и тревожности как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в разных значениях. Это может быть:

  • · Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов
  • · Фрустрация социальных потребностей
  • · Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности
  • · Свойство личности, которые дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий
  • · Реакция на представленную угрозу .

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики .

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Выделяют несколько теоретических подходов к изучению тревоги:

  • 1. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношение между предметным миром и человеком или межу людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявление активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную
  • 2. Системно-структурный подход раскрывает тревогу как цельное интегрированное явление.
  • 3. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологических аспектах.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации .

Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека .

Раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общение, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения товарищами, порождая конфликты. В психологической сфере тревожность проявляется в изменение уровня притязаний личности, в снижение самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная устойчивость, степень невротизма и интровертированности. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, развитием психовегетативных заболеваний .

Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения. На психологическом уровне - неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования ЦНС .

Личностная тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведение, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Анализ публикации Пасынкова Н.Б. «Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности» позволяет выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности .

Личность с высоким уровнем тревожности склонна окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.

Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость .

Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Сопоставление профессиональной направленности индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Сравнение психологических особенностей учащихся показало, что ученик, ориентированный на профессии типа «человек - знаковая система» характеризуется тем, эти школьники имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний невротизм, низкая экстравертированность. .

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.

Как мы видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряда трудностей, указанных ранее.

Современная жизнь, однако, сильно изменила условия нашего существования, так что эта готовность к противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы выжить. Между тем соответствующие механизмы сохраняются и продолжают действовать в самых разнообразных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное отношение к выживанию: во время разлуки, при потере близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необходимых для успеха в учебе и профессиональной деятельности, и т.д. .

С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Обычно тревога представляет собой переходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Селье.

Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности. Актуальная тревога - это эмоциональный ответ человека на все, что происходит с ним и вокруг него на момент обследования. Низкий уровень реактивной тревожности означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи с невысокой значимостью для человека происходящего вокруг. Он уверен в себе, в своих начинаниях. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном опыте встречались подобные ситуации. При среднем уровне актуальной тревоги человек придает повышенную значимость отдельным элементом ситуации или он находит в себе силы и возможности контролировать собственные эмоциональные переживания. Такой человек стремится объективно оценить возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность в себе, в благоприятном исходе ситуации. Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или изменений отношений к ним может вызвать снижение актуальной тревоги.

Тревожность - это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги.

Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью.

При среднем уровне личностной тревожности человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел адаптироваться, в которых он знает, как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.

Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров.

Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с , у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.

Причины тревожности

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление». Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге. Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.

Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.

Признаки тревожности

Обычные симптомы тревожности:

— неспособность расслабиться;

— ощущение недомогания;

— беспокойный сон;

— ощущение неспособности справиться с собой.

Физические симптомы тревожности:

— нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;

— ригидность мышц шеи или плеч;

— со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).

Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или .

Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.

Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо. Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности. Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.

У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению и устойчивому пессимистическому настрою.

Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая. Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого и угрозы. Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.

Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.

Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.

Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.

Коррекция тревожности

Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.

Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях. В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников. При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.

Одновременно с необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений. Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность. Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны. Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.

Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.

Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.

Лечение тревожности

Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.

При , вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.

Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.

Если пациент, страдает , то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как , депрессивное состояние, алкоголизм и . В таких случаях показан прием антидепрессантов.

Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно- . Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.

Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни. Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход. Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.



gastroguru © 2017