Факторы формирования психики. Проблема развития в психологии

Факторы и условия психического развития

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность - это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек - существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка - и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.



3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка - это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Развитие предполагает переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход зависит как от созревания, так и от научения.

Психическое развитие человека – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Направлениями психического развития человека являются:

Когнитивное развитие, т.е. развитие познавательных процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций, чувств, волевых качеств личности);

Развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Урунтаева Галина Анатольевна выделила следующие закономерности психического развития:

1) неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени;

2) стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, имеющие характерные возрастные особенности психического развития;

3) дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств: обособление психических функций в самостоятельные формы психической деятельности и одновременная взаимосвязь и взаимообусловленность (например, мышление и речь);

4) смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение;

5) пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности, являются движущими силами психического развития. Разрешение этих противоречий и обеспечивает формирование психических новообразований и дальнейшее развитие психики.

Эти противоречия и являются движущими силами психического развития:

Противоречие между потребностями и возможностями;

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

Движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д.;


Движущей силой развития является и ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Именно эта деятельность подготавливает ребёнка к переходу на новый этап психического развития;

Движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребёнка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Факторы психического развития – основные условия качественных изменений психических процессов и свойств личности. Это то, что определяет его содержание и направленность.

Выделяют биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят наследственные и врождённые предпосылки психического развития, которые предопределяют особенности психического развития. Наследственные предпосылки передаются через генотип, врождённыё обусловлены особенностями внутриутробного развития. Так по наследству передаются задатки к способностям, тип нервной системы. Врождённые – условия внутриутробного развития, влияющие на дальнейшее формирование психических свойств.

Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка.

Социальные факторы – это влияние среды, условия психического развития: активность, обучение и воспитание.

Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Влияние среды может быть стихийным, так как человек живёт в определённых социально-исторических условиях, которые неизбежно влияют на его психическое развитие. Так же микросреда (семья, группа, компания друзей и т.д.) оказывает определённое влияние на личность. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека в социальной среде, в которой происходит его психическое развитие, называется социальная ситуация развития.

Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности являетсяактивность – деятельное состояние организма, связанное с вмешательством в окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с потребностью.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы и пр. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс формирования различных сторон личности. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного фактора. Все факторы влияют на психическое развитие в органическом единстве.

Страница 40 из 60

Факторы психического развития ребенка

Одним из важных теоретических понятий, связанных с нервно-психическим развитием, являются факторы, которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека.

К факторам психического развития относятся:

  • наследственность (биологический фактор);
  • среда (социальный фактор);
  • активность развития;
  • воспитание и обучение.

Отечественные ученые считают, что в наследственности имеют значение два фактора - темперамент и врожденные способности. Естественно, что разные детские организмы развиваются по-разному, им соответствуют различные типы центральной нервной системы. Сильная и мобильная нервная система с преобладанием процессов возбуждения дает холерический темперамент, при равновесии процессов возбуждения и торможения - сангвинический и т. д. Разные способности развиваются в познавательной и конструктивной деятельности.

Среда обитания или ареал природной зоны влияет на психическое развитие ребенка не напрямую, а через традиционные в данной природной зоне разновидности трудовой деятельности и культуры, педагогической системы воспитания подрастающего поколения, переходя соответственно в непосредственную сферу влияния - социальную среду, которую составляют общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение: родители, члены семьи, воспитатели, педагоги, сверстники.

Составляющие механизма психического развития ребенка

Кризис развития - радикальные изменения в личности ребенка в период его становления как человека, члена окружающего социума. Главное в каждом кризисе - это перестройка внутреннего переживания, осуществляющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и посылов, двигающих его поведением.

Противоречия, составляющие суть кризиса, протекают в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции и нарушения в поведении и взаимоотношениях с взрослыми и реже сверстниками.

Выделяют кризисы:

  • новорожденности;
  • кризис 1-го года;
  • кризис 3-х лет;
  • кризис 7-ми лет;
  • кризис полового созревания.

Кризисные периоды чередуются с этапами спокойного, стабильного развития. Понятие благоприятной фазы развития: сроки, когда рациональнее всего начинать обучение или проведение тех или иных воспитательных мероприятий, моменты, на протяжении которых наиболее отчетливо воздействуют на формирование нервно-психического развития ребенка как положительные, так и негативные факторы внешней среды. Это связано с созреванием центральной нервной системы, переходом развития поведения на качественно новый уровень и наличием новых побудительных установок.

Основные виды ведущей деятельности:

  • непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, хватание (от рождения до 1 года);
  • предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3-х лет);
  • игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст);
  • учебная деятельность (младшие школьники);
  • общение в разных видах деятельности (труд, спорт, отдых, учеба) - подростковый возраст.

P.S. Многие мамы ежедневно носят футболки и дома, и в спортзале, и когда идут гулять с ребенком. Качественные футболки вы сможете купить, перейдя по ссылке

На психическое развитие каждого человека влияет ряд факторов, главными из которых являются следующие: активность развития личности, генетическая предрасположенность, окружающая действительность, и обучение.

Факторы и закономерности психического развития

  1. Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.
  2. Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).
  3. Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития , стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся.

Условия и факторы психического развития

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

1. Общение малыша со взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения.

Псих.развитие - процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка.

Необратимость - способность к накапливанию изменений.

Направленность - способность СС психики к проведению единой линии развития.

Закономерность - способность психики к воспроизвед.однотипных изменений у разных людей.

Развитие - филогенез (процесс становл.псих.стр-р в ходе биологич.эволюции вида или его соц-историч.развития) и онтогенез (процесс индивид.развития чел-ка).

Области психич.развития:

1. психофизическое развитие - моторика, органы чувств, психодинамические свойства.

2. психосоц.развитие - изм.в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.

3. когнитивное развитие - познават.развитие - внимание, память, мышление, воображение.

Тенденции псих.развития:

1. развитие непрерывно - развитие никогда не зак-ся, процесс пост.взросления.

2. развитие прерывно - каждый возраст явл.уникальным и неповторимым.

Периоды псих.развития: 1. литический - изм.в психике медленны и не очень заметны. 2. критический - изменения заметны сразу и резко.

Новообразование - псих.структура либо впервые появившаяся в онтогенезе, либо достиг.в данном возрасте оптим.уровня развития.

Факторы развития:

1. наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом - типизирует процесс развития. Черты видовой специфики чел-ка: универсальность - способность к неогранич.развитию, неспециализированность, выс.степень активности чел-ка.

2. среда - окр.человека общ, духовные и мат.условия сущ-ния. Среда образует фенотип и индивид.псих.развитие. Общ.среда - макросреда (историч, соц-эк, этнические, культ.особ-ти общества, в кот.человек сущ-ет), микросреда (ближайшее к чел-ку окружение - семья, соц.институты), уровень стр-ры отношений.

Закономерности психического развития

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации.

2. Неустойчивостьразвития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, на¬глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность - конвергентностьхода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.



gastroguru © 2017