Применение знаний об улитках в обычной жизни. Исследовательская работа школьников «Изучение особенностей жизнедеятельности улиток Ахатин в домашних условиях

Улитки — это не только садовые вредители, как ошибочно считают многие. Для кого-то эти существа — любимые домашние питомцы, для кого-то — объект пристального изучения. Видов улиток в мире существует огромное количество, и эти создания выработали удивительные жизненные механизмы в ходе эволюционных процессов.

  1. Улитки появились на Земле около 600 миллионов лет назад. Это позволяет считать их одними из самых древних обитателей нашей планеты, наряду с медузами (см. ).
  2. Улитки — одно из самых убедительных доказательств теории эволюции Дарвина, они могут приспособиться практически к любым условиям обитания.
  3. Эти моллюски могут целиком втянуть себя в раковину благодаря специальной мышце, покрывающей все тело улитки.
  4. Улитки – далеко не глупые создания. Они способны мыслить и принимать решения, основанные на своем жизненном опыте.
  5. Улитки способны ползти по лезвию ножа и не пораниться – во время движения подошва их ноги покоится на своеобразной «подушке» из слизи, защищающей тело моллюска и помогающей ему передвигаться.
  6. Если окружающие условия становятся неблагоприятными, улитки могут до полугода проводить в спячке. Благодаря этой способности садовые улитки переносят температуру до -120 градусов.
  7. Средняя продолжительность жизни улиток – 15 лет. Это сравнимо с продолжительностью жизни, например, амурского тигра (см. ).
  8. Большинство улиток – гермафродиты, то есть самки и самцы одновременно. В партнере для продолжения рода они не нуждаются.
  9. За один раз улитки откладывают около 85 яиц, из которых через месяц вылупляются детеныши.
  10. Раковины почти всех улиток закручиваются по часовой стрелке. Прочность этого «жилища» зависит от количества кальция в рационе моллюска.
  11. Улитки не жуют, а перетирают пищу при помощи 25 тысяч зубов. Да-да, зубов у них больше, чем у любой акулы (см. ).
  12. Эти создания способны не только пить в привычном смысле слова, но и впитывать влагу поверхностью своего тела.
  13. Зрение улиток настолько плохое, что они могут только отличать день от ночи.
  14. Почти полное отсутствие зрения компенсирует очень развитое обоняние – особь без панциря чует пищу на расстоянии до двух метров.
  15. Улитки полностью лишены слуха и способности производить какие-либо звуки. Зато у них есть органы равновесия и химического чувства.
  16. Рожки улиток – это нос, вывернутый наизнанку (все рецепторы, которые у людей расположены внутри, у улиток находятся снаружи).
  17. Между собой улитки общаются при помощи прикосновений.
  18. Улитки способны переносить предметы в 10 раз тяжелее себя.
  19. Самая большая улитка в мире — австралийская морская. Вес этих моллюсков достигает 15-18 килограммов, а длина панциря — 60 сантиметров.
  20. Цвет панциря у всех улиток разный, так как он зависит от состава пищи моллюска и окраски грунта в том месте, где он обитает.
  21. Улитки полностью заслужили свою репутацию самых медлительных созданий на Земле – в среднем они преодолевают 7 сантиметров за минуту. Для сравнение, ленивец передвигается со скоростью около двух метров в минуту (см. ).
  22. Медики проводят эксперименты по использованию улиток в качестве доноров нервной ткани для пораженного болезнью мозга – в частности, речь идет об эпилепсии. Опыты на крысах проходят успешно.
  23. В Великобритании очень популярны «улиточные бега» — моллюски неторопливо ползут от старта к финишу по следу салатных листьев (см. ).
  24. Соль и сахар для улиток равнозначны яду.
  25. Нервная система улиток состоит из 20 тысяч нейронов (человеческий мозг, для сравнения, содержит несколько сотен миллиардов нейронов).
  26. Улитка стала первым «киборгом», которого удалось создать ученым – ее нейроны успешно закрепили на кремниевом чипе.
  27. Мясо улиток не зря считается деликатесом во многих странах – у него приятный вкус, а по содержанию белка оно превосходит куриное яйцо.

По теме «Секреты улитки ахатины».
Работу выполнили учащиеся 4 класса.
Руководитель: С.Г.Побирухина
Содержание
1. Введение.
 Актуальность проблемы.
 Цель и задачи исследования.


 Новизна работы.
 Этапы работы.
Гипотеза.
Практическая значимость.
2. Глава I (теоретическая)
 Первая встреча и знакомство с улиткой.
 Ахатины, кто они?
 Общие сведения
3. Глава II (практическая)
 Исследование строения улитки
 Раскрытие секретов улитки ахатины.
4. Заключение. Выводы.
5. Использованная литература



Введение. Актуальность проблемы.

_________________________________________________________________________________________
Исследование «Секреты улитки ахатины»

Объект исследования: африканская улитка ахатина
Цель: Раскрытие секретов улитки ахатины
Задачи исследования:
1. Проанализировать материал, посвященный описанию африканских
тропических
улиток ахатин.
2. Провести исследования по изучению жизнедеятельности улиток ахатин.
Провести исследования по изучению жизнедеятельности улиток ахатин.
3. Сделать выводы по проведенным наблюдениям.
3.

Гипотеза: Если мы раскроем тайны улиток Ахатин, то выясним, возможно ли их
содержание в качестве домашних животных.
Практическая значимость состоит в возможности применения наших наблюдений и
исследований на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, а так же для тех,
у кого возникнет желание завести это домашнее животное.
Новизна работы:
расширяется кругозор.
при изучении улитки узнаём о мире экзотических животных,
Этапы работы.
1. Изучение теории вопроса.
2. Выполнение практической части работы ­ исследования.
3. Составление памятки по уходу за улитками ахатинами.
4. Анализ полученных результатов.
5. Подведение итогов
6. Мы выдвинули гипотезу:
7. Если мы раскроем тайны улиток Ахатин, то выясним, возможно ли их содержание в
качестве домашних животных.
3

_________________________________________________________________________________________
Исследование «Секреты улитки ахатины»

Глава I (теоретическая часть)
Ахатины, кто они? Первая встреча и знакомство с улиткой.
Первая встреча с улиткой состоялась в октябре 2015 года, нам их подарили. Это
были 2 африканские улитки.
Мы была поражены их внешним «инопланетянским» видом и размерами. Но в
процессе наблюдения за ними мы удивлялись всё больше и всё больше «влюблялись» в эти
милые существа. Так как мы впервые увидели это чудо природы и не знали, как с ними
обращаться, нам пришлось изучить много материала по их содержанию в домашних
условиях, главным консультантом была Надя Бормотова – наша одноклассница, так как
она имеет опыт по содержанию таких улиток. Так же мы обращались в зоомагазин с целью
получения нужной мне информации и приобретения всего необходимого для оборудования
улиточного жилища. Обо всём по порядку.
Дом улиток. Ахатины живут у нас в аквариуме (террариум). Сверху террариум накрыт
стеклом так, чтобы происходило проветривание, и одновременно улитка не смогла сбежать
через отверстие. Ахатины очень любят висеть на этой крышке вниз головой. На дно нужно
положить подстилку из смеси песка, опилок, земли слоем до 10 см. В такой грунт улитки
будут с удовольствием закапываться сами и откладывать в него яйца. Декорировать
террариум можно камнями, корой. Хорошо сделать небольшую ванну с водой, улитки
очень любят купаться. Воду необходимо менять по мере загрязнения.
Кормление. Кормить молодых животных надо каждый день, в крайнем случае – через
день. А вот взрослых – 1­2 раза в неделю. О своих потребностях питомцы расскажут сами:
если улитка отказывается от корма, ест вяло, неохотно – значит, кормят ее слишком часто.
Питаются улитки при помощи своего «язычка», сплошь усаженного роговыми
шипами. Он такой же шершавый, как язык у кошки. Посаженная на руку, улитка им вас
пощекочет, не причинив никакого вреда. Но при помощи этой же «терки» она легко
справится с такими твердыми овощами, как морковка, капуста или свекла. Наблюдать за
тем, как едят улитки, одно удовольствие ­ кажется, будто она откусывает большие куски и
проглатывает их. Едят ахатины практически всё: овощи, фрукты, зелень, мясо, рыбу, кашу.
Рацион улитки может влиять на окраску её панциря.
Маринованное, острое, солёное, сладкое, копчёное, жаренное с нашего стола улиткам
нельзя, только биологически натуральные продукты. А соль – это смерть улитке! Летом мы
4

_________________________________________________________________________________________
Исследование «Секреты улитки ахатины»
попробуем вынести улиток на улицу и пронаблюдать как они будут «паслись» на травке.
Попробуем вырезать кусок дёрна и положить улиткам в террариум. Чтобы посмотреть,

что они будут ли поедать траву и корешки. Мы составили список разрешённых и
запрещённых продуктов для улитки (пользуясь научной литературой и собственным
опытом).
МОЖНО:
Список разрешённых и неразрешённых продуктов:
 Фрукты(яблоки, груши, абрикосы, бананы, сливы, дыню, ананас и т.д.)
 Овощи:

 Баклажаны (в вареном виде, или
без кожуры)
 Огурец
 Картофель (в любом виде)
 Морковь
 Другие продукты:
 Корм для животных

Гранулы для черепах
Грибы

 Крапива
 Цветы маргаритки
 Клевер
 Одуванчик
 Подорожник
 Тысячелистник
 Проросший овес
 Люцерна
 Цвет фруктовых деревьев(яблоня,
абрикос, персик...)
 Красный сладкий перец
 Кукуруза (варенная или свежая)
 Томаты
 Капусты листья
 Горох (сваренный или свежий),
бобы
Зелень (салат, петрушка, укроп…)

 Хлеб (размягченный)
 Молоко (сухое или натуральное)
 Молочные/молочнокислые
продукты (без сахара, соли,
специй)
 Фарш (мясной фарш, мясо ­ сырое
или варенное)
 Яйцо (варёное)
 Комбикорм
 Мясо­костная мука
 Арахис (измельченный)
 Детское питание овощное и
мясное
5

_________________________________________________________________________________________
Исследование «Секреты улитки ахатины»

 НЕЛЬЗЯ: Еду с нашего стола
:
 Острое
 Соленое
 Кислое
 Сладкое
 Копченое
 Жареное

 Для строительства раковин улиткам необходим кальций.

 Глава II (практическая часть)
 Исследование строения улитки.
 Строение и физиологию улитки мы изучали методом наблюдения, предварительно
прочитав много полезного материала из интернета.
 Улитка ахатина имеет пару втягивающихся щупалец, на концах которых находятся
глаза. Есть ещё пара коротких щупалец. Щупальца, вся кожа передней поверхности
тела, головы отвечают за обоняние.
 ­Подошва и щупальца являются органами осязания.
 ­Слух у ахатин отсутствует, хотя доказать это достаточно сложно.
 Раковина, покрывающая тело улитки, защищает мягкое тело от механических
повреждений, от внешних врагов, бережёт от высыхания. Раковина у улиток очень
массивная и прочная, её дажеиспользовали на табачных плантациях в качестве
утюгов для разглаживания табачных листьев. Раковина коническая, чаще всего
бывает закручена против часовой стрелки. У старых ахатин раковина имеет от 7 до
9 витков. Окраска раковины зависит от вида улитки, питания, условий содержания.
Ахатины очень тяжёлые и массивные. Размеры улитки напрямую зависят от условий
содержания, питания, климата.
 В связи с наземным существованием у ахатин хорошо развита подошва, по которой
проходят волны сокращений, волнообразные движения мы смогли хорошо увидеть,
когда улитка ползла по стенке аквариума и ощутить, держа улитку на ладони. На
подошве есть 2 ножных железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению
улиток по сухой поверхности. Ползая по террариуму, улитка оставляет за собой
«скользкий» след, его хорошо видно, если стенки аквариума прозрачные.
 У ахатин есть органы чувств:
6

_________________________________________________________________________________________
Исследование «Секреты улитки ахатины»
 ­Пара глаз, позволяющих различать степень освещения (очень яркий свет они не

любят).
 Днём улитки обычно спят, зарывшись в грунт. Ахатина ­ умное существо. Она
отличает «своих» людей от «чужих». Хоть и принято считать улиток медленными,
но они большие любители путешествовать и, если не накрыть аквариум сверху
крышкой, неизвестно, где утром обнаружишь путешественницу.
 Раскрываем секреты улитки ахатины. Проводим исследования.
7

 Первый секрет улитки ахатины.
 Цель: узнать как относится сухопутная улитка к воде?
 На дно аквариума мы поставили миску с водой. Улитки с удовольствием пьют воду.
Кроме того, чтобы поддержать влажность в аквариуме, брызгали водой стенки
аквариума и улиток. Улитка очень любит воду. Если ее побрызгать водой, она
начинает слизывать воду с ракушки с большим удовольствием. Как только
появляется вода, она сразу вылезает из ракушки. А еще, оказывается, улитки очень
любят купаться.
 Вывод: улитка любит воду. Она ей необходима для поддержания влажности, питья.
 Второй секрет улитки ахатины.
 Цель; узнать как влияет температура и условия содержания на жизнь улиток?
Вообще, ахатины очень чувствительны к изменениям в окружающей среде. И если
что­то не так, то они впадают в спячку. Ахатина закупоривается (скрывается в
раковине и закрывается крышечкой). Чтобы разбудить закрытую улитку, нужно
полить её тёплой водой. Ахатина выталкивает створку и медленно вытягивает свои
рожки и вылезает л из домика.
 Вывод: улитка приспосабливается к условиям, чтобы выжить – впадает в спячку.
 Третий секрет улитки ахатины.
 Цель: определение пола улитки. Мальчик или девочка? Оказывается, что улитка
может быть и мальчиком, и девочкой. Интересно, если вместе живут 2 улитки
разного возраста, то старшая будет выступать в роли девочки, а младшая в роли
мальчика. Так как старшая крупнее и ей придётся вынашивать яйца, поэтому она
должна быть сильнее.
 Четвёртый секрет улитки ахатины.
 Цель: сравнить яйца улитки и курицы.Как выглядят яйца улитки?
 Исследуя яйца улитки и курицы, сравнивая их мы сделали вывод:

 Яйца улитки белые, по форме напоминают куриные (в уменьшенном варианте), с
плотной известковой скорлупой. Срок развития яиц примерно 2 месяца. Сначала
скорлупа плотная, но со временем она истончается, отдавая весь свой кальций на
построение раковины
 Пятый секрет улитки ахатины.
 Цель: выяснить как появляются улитята?
 Через 2 месяца появились первые 3 улитки. Молодая улитка не вылупляется, а
однажды оказывается «на улице», посреди нескольких тонких осколков скорлупы.
Улитята несколько дней находятся в земле, питаясь скорлупой яиц, из которых они
вышли, затем выползают на поверхность. Кормить малышей нужно тёртыми
овощами, не забывая добавлять кальций и витамины
 Заключение. Выводы.
 Наблюдение за улитками длилось 6 месяцев. Взрослые улитки дали
потомство. За это время появились маленькие улитята. Мы выращиваем новых
улитят. Когда подрастут ­ раздадим их всем желающим. Но чтобы улитки прожили
долго, хозяева должны знать, как правильно обращаться с улитками. Мы планируем
составить памятки по уходу за улитками.
 Наша цель достигнута Мы раскрыли тайны улитки ахатины. Наша гипотеза
подтвердилась. Мы доказали на собственном опыте, проводя исследования и
наблюдения, что улитки ахатины являются образцом идеального домашнего
животного: в отличие от других домашних питомцев улитки неприхотливы в
содержании, просты в уходе, и не привередливы в еде. Улитки не шумят, не гавкают
и не мяукают, не пачкают, не имеют неприятного запаха, не кусаются, не вызывают
аллергию, с ними не надо гулять, но при этом они очень общительны, интересны в
наблюдении, имеют неповторимый характер и расположены к общению с человеком.
Разводить улиток мы бы порекомендовала бабушкам, которым тяжело выходить из










Давайте познакомимся

Приложение


Исследовательская работа школьников

«Изучение особенностей жизнедеятельности улиток Ахатин в домашних условиях»
ВВЕДЕНИЕ.
Любой ребенок мечтает о домашнем животном, но часто родители запрещают заводить питомца, ссылаясь на то, что он может кусаться, линять, портить имущество, издавать неприятные запахи и, хуже всего, быть источником аллергии. В таком случае Ахатина может быть альтернативой традиционным домашним животным. Её не нужно выгуливать, вести к ветеринару, тратить много денег на еду, а самое главное, Ахатина не вызывает аллергии. Поскольку Ахатины не так давно были взяты из природы, не всегда можно найти достаточно рекомендаций по их содержанию и разведению в неволе, поэтому изучение особенностей содержания гигантской улитки Ахатины в домашних условиях является актуальным.

Целью работы является изучение особенностей жизнедеятельности улиток на примере Ахатина Фулика (Achatina fulica) в качестве альтернативы традиционным домашним животным.

Задачи:


  1. Используя литературные источники и метод наблюдений изучить общие сведения об Ахатинах, а также условия для их комфортного содержания в условиях террариума.

  2. Определить рацион питания Ахатины.

  3. Определить, существует ли зависимость окраски раковин от цвета пищи.

  4. Определить влияния тепла, света, химических неблагоприятных факторов (недостаток еды и влаги) на поведение улиток.

  5. Определить наличие слуха.

  6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

РАЗДЕЛ I . Литературный обзор

1.1. Историческая справка.

Первоначальное место обитания Ахатины - Восточная Африка. Далее она расселилась по тропическим и субтропическим зонам. Сначала появилась на Мадагаскаре и Сейшельских островах. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, в 1920 году она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах. В настоящее время Ахатина обитает также в Америке. В регионах, где численность этой улитки резко возросла, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней, так как Ахатина является огородным вредителем.

В России Ахатины в природных условиях не выживают, а в неволе их держать не опасно.

В природе Ахатины играют полезную роль. Они малоразборчивы в выборе пищи и поедают разлагающие остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками.

На островах Южной части Тихого океана Ахатины давно используются в пищу. В настоящее время их также стали использовать в пищу японцы.

1.2. Характеристика объекта Achatina Fulica.

Африканская тропическая улитка Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков. Ее раковина может достигать 25 см, а тело - 30 см. Вес моллюсков в среднем составляет около 250 граммов. В Книгу рекордов Гиннеса занесен экземпляр весом 600 граммов .

Ахатины - гермафродиты. При размножении каждая особь может играть роль и самца, и самки.
РАЗДЕЛ II. Практическая часть
Наши Ахатины, Макс и Доктор Колоссо, относятся к виду Achatina Fulica , им примерно по 10 месяцев (фото 1). Молодых улиток нужно кормить ежедневно, а взрослых – несколько раз в неделю. В качестве подстилки я использую грунт «Бегонию» или кокосовую стружку.

Источником кальция, необходимым для построения раковины улиток является яичная скорлупа, творог, минеральный камень, мел.

На протяжении девяти месяцев, с 20 марта 2015 г. по 20 декабря 2015г. я проводил наблюдения.

2.1. Наблюдения № 1. «Изучение строения Ахатин». Тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. Помимо легочного дыхания, Ахатинам характерно еще дыхание через кожу. На голове есть ротовое отверстие, а также расположены две пары щупалец: на конце верхней пары, более длинных щупалец, - глаза. Верхние щупальца несут также функцию органа обоняния, нижние – осязания (фото 2). В глотке улитки – радула (терка), при помощи которой улитка легко справляется с твердыми овощами. Язычок шершавый, как у кошки.


2.2. Наблюдения № 2. «Определение длины тела улиток».

На тот момент, когда у нас появились маленькие Ахатины (20 марта 2015 года), их размеры были всего по 0,5 см. Измерения проводились линейкой 1 раз в месяц (фото 3).

Табл.1. Измерение длины тела Ахатин, в см.

Ахати-на

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март-декабрь

№ 1

0,5

1,5

3,3

5,0

6,5

8,0

9,7

11,3

12,5,

15,0

15,0

№ 2

0,5

1,3

2,9

4,5

6,0

6,8

7,5

8,8

11

11

11

Ахатина №1, в отличие от Ахатины №2, постоянно находилась в более благоприятных условиях.

Вывод: Каждый месяц, в благоприятных условиях, в росте Ахатина прибавляет 1,5см. Чем благоприятнее условия, тем быстрее она растёт.

2.3. Наблюдения № 3 «Образ жизни улиток Ахатин».

Ахатина ведёт ночной образ жизни, по террариуму ночью можно слышать, как трётся о стенки её тело, как позвякивает ее раковина. При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать писк.

2.4. Опыт № 1 «Определение пищевых предпочтений Ахатины в условиях террариума».

Мы использовали наиболее доступные продукты: морковь, капусту, яблоки, груши, кабачок, болгарский перец, банановую и цитрусовую кожуру, виноградные листья, мясо, хлеб, вареный картофель, вареное яйцо, гречневая каша и др.

Табл.2. Пищевые предпочтения Ахатин.


Продукты

Степень поедания

морковь

**

капуста

***

кабачок

**

яблоки

***

груша

болгарский перец


*

вареное яйцо

***

виноградные листья

***

банановая кожура

**

цитрусовая кожура

*

мясо

*

хлеб

*

гречневая каша

***

укроп, петрушка

*

вареный картофель

***

огурец

***

творог

***

цветная капуста

*

апельсин

***

* - практически не ели
** - ели, но мало
*** - ели очень хорошо

Вывод: лучше всего Ахатины ели капусту, болгарский перец, яблоки, вареный картофель, вареное яйцо, виноградные листья, огурец, апельсин, творог, гречневую кашу. Плохо ели – кабачок, банановую кожуру, морковь. Практически не ели – цитрусовую кожуру, мясо, цветную капусту.

2.4. Опыт № 2 «Влияние цвета пищи на окраску раковины».

Раковина улитки прирастает кольцами, и, согласно гипотезе, если в момент формирования кольца улитка ест преимущественно красную пищу (морковь, красный болгарский перец, помидоры), то кольцо приобретет красноватый оттенок.

Данную гипотезу нам подтвердить или опровергнуть не удалось, так как, наблюдая всего за двумя особями трудно было сделать какие-то определенные выводы.

Однако мы выяснили, что та улитка, которую регулярно кормили разнообразными овощами и фруктами, вела более активный образ жизни, быстрее росла, раковина ее была ярче, прочнее и более гладкой. (фото 4).

2.5. Опыт № 3 «Влияние света, тепла, цветовых и других раздражителей на поведение улиток».

Для определения, каким образом влияет тепло и свет на поведение улиток, террариум мы накрыли черной бумагой и оставляли на прогреваемом солнечными лучами подоконнике. Закрытая часть террариума оказалась более прогретой.

Наблюдения показали, что улитки реагируют не столько на свет, сколько на тепло. Улитки находились в той части террариума, которая была накрыта черной бумагой.

Далее мы закрывали стенки террариума бумагой разных цветов: желтой, красной, синей, зеленой. Улитки предпочитали места, окрашенные в желтый цвет. Реакция же на другие цвета была незначительной. Однако от синего и фиолетово цвета улитки резко уползали в сторону. Точно такая же реакция улиток была и на запах мяты. Данные факты можно применять при выращивании овощных культур, учитывая, что брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству.

2.6. Опыт № 4 «Определение влияния неблагоприятных условий».

Для проведения опыта Ахатин разделили на две группы. В террариуме №1 поддерживалась идеальная температура (20-22°C ), влажность и во время подавался корм. В № 2 – была создана неблагоприятная обстановка (недостаточно влаги, корма, температура 10-15°C ).

В результате наблюдений нами установлено, что улитка террариума № 1 была активной, интересовалась окружающей средой, а Ахатина террариума № 2 «запечаталась» в раковину, перестала двигаться и есть (фото 5).

Вывод: при неблагоприятных условиях Ахатина впадает в спячку. Искупав улитку под теплой водой, нам удалось ее разбудить.

2.7. Опыт №5 «Определение качества слуха у Ахатин».

Согласно литературным данным, у Ахатин отсутствует слух. Для того чтобы проверить эту информацию, был проведен опыт.

Приоткрыв крышку аквариума мы: при помощи свистка издавали громкий свист, создавали грохочущие звуки при помощи подручных средств, громко произносили фразы, включали громкую музыку.

Ни на один из звуков улитки не реагировали и вели себя спокойно. Вывод : у Ахатин слух, действительно, совершенно отсутствует.

АВЫВОДЫ:


  1. Ахатины растут настолько быстро, насколько им позволяют условия: чем комфортнее среда, тем быстрее улитка прибавляет в размере.

  2. Ведут преимущественно ночной образ жизни.

  3. При неблагоприятных условиях впадают в спячку.

  4. Предпочитают места, окрашенные в желтый цвет. Не переносят синий и фиолетовый цвета, а также запах мяты. Эти факты можно применять при выращивании овощных культур, огораживая земельный участок синей или фиолетовой пленкой или живой изгородью из мяты так как брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству.

  5. Экспериментально подтвердили литературные данные об отсутствии слуха у Ахатин.
РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Террариум можно сделать из обычного аквариума. Размер 10 литров на 1 Ахатину.

  2. Закрывать террариум крышкой со сквозным отверстием.

  3. Для поддержки влажности рекомендую опрыскивать грунт и стенки террариума.

  4. Рекомендую Ахатин, как прекрасных, крайне неприхотливых домашних животных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брэм, А.Э. Жизнь животных [Текст] / А.Э. Брэм. - М: Терра, 1996, С.

2. Краснова И. «Гигантские улитки ахатины» (2006г.)

3. Пастернак, Р.К. Энциклопедия Жизнь животных [Текст] / Р.К. Пастернак. - М: Просвещение, 1988. С. 52-60.

4. Интернет-ресурс rodoslovnaya.ru. Редкие и экзотичные животные. Ахатина.

5. Интернет ресурс achatina.by.ru.

Юркова Екатерина

Исследовательская работа выполнена ученицей 6 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МО и Н РТ

МБОУ СОШ с.Сизим

Каа-Хемского района РТ

Школьная конференция исследовательских

работ и проектов

«Первые шаги»

Исследовательский проект

Тема: «Моя улитка ахатина гигантская»

Юркова Екатерина Валерьевна

МБОУ СОШ с.Сизим

ученица 6 класса

Руководитель:

Учитель технологии

Юркова Анна Федоровна

2016 г.

I. Введение.

Стр.3.

II. Основная часть.

Стр.4.

Мотивация.

Стр.4.

Стр.4.

Образ жизни улитки.

Стр.5.

Значение улитки в природе.

Стр.5.

Стр.6.

Обработка результатов анкетирования.

Стр.7.

Стр.9.

Вывод.

Стр.9.

III. Заключение по работе.

Стр.10.

IV. Литература.

Стр.10.

  1. Введение

Тема исследовательского проекта: «Моя улитка ахатина гигантская».

Цель:выяснить, может ли брюхоногая улитка ахатина гигантская жить в домашних условиях?

Задачи:

а) Выяснить, какую роль ахатина играет в жизни человека?

б) Выяснить, не приносит ли ахатина вред здоровью?

Объектом изучения является улитка ахатина, её географическое размещение на планете, образ жизни в природе и в домашних условиях.

План исследования:

1.Изучить теоретический материал о данной улитке.

2.С учителем разработать методику исследования.

3.Анкетирование респондентов.

4.Собрать, сравнить и проанализировать полученные данные.

5.Занести в таблицы.

6.На основании данных отразить в диаграммах и сделать выводы.

5.Наблюдение за улиткой.

7.Описание результатов.

8.Сделать фотографии.

Используемые методы:

1.Теоретический- изучение литературы.

2.Практический- наблюдение за улиткой в домашних условиях.

3.Сбор и обработка материалов.

4. Анализ и сравнение материалов.

Проблема: Какая польза людям от ахатины?

Гипотеза моей работы – зависит ли цвет ракушки от пищи?

Новизна: содержание тропического моллюска в районах с холодным климатом.

Актуализация: В природе существует много видов улиток. Чтоже свойственно для улитки ахатины?

II. Основная часть:

а)Мотивация

У меня есть улитка ахатина. брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . И мне захотелось побольше узнать об улитке, которая живёт у меня в аквариуме. Мне стало интересно поведение улиток, их структура тела, как и чем они питаются. Смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде? Что бы найти все ответы на вопросы, я взяла тему исследовательского проекта – «Моя улитка ахатина гигантская» Приложение 1.

Изучив дополнительную литературу, я пришла к выводу, что д омашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать их размножение и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Наблюдая за своими домашними животными: коровами, собакой, кошками, курицами и экзотическими животными: попугаями, которые не знаю почему погибли и ахатинами, я стала замечать разницу в поведении.

История одного чудесного открытия.

За пределами своей родины африканская ахатина была впервые замечена в 1803 г. на острове Маврикий, затем на других близлежащих островах. Люди щедро рассеяли этот интересный вид по всем тропическим странам, почти везде она несла вред культурным растениям, кроме того улитка наносила большой ущерб чайным и каучуковым плантациям.

В 1938 г. японцы привезли ахатину с намерением изготавливать из неё блюда; В США она появилась в Калифорнии в 1947 г. Но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкшего к влажным тропикам.

Образ жизни улитки.

Изучив литературу и наблюдая за своими улитками, я пришла к такому выводу:

ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём. Обычно же светлое время суток они проводят в укромных местах, зарывшись в почву и активизируясь лишь через два часа после заката. Было показано наличие у ахатин долговременной памяти: они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. Молодые особи более подвижны и преодолевают большие расстояния в течение дня, а также способны к дальним миграциям. Обычно для отдыха в одно и то же место они не возвращаются. У старых же улиток, напротив, имеется место, где они предпочитают отдыхать и откуда они выползают на поиски питания, не удаляясь более чем на 5 метров. При переносе улиток в место отдыха другой ахатины (в пределах 30 метров), они всё равно возвращаются к своему "дому". Живут ахатины до 5-6 и, даже,10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется. При размножении каждая особь играет роль и самца, и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а затем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками (сперматофорами). Яйца имеют запас питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Ахатины откладывают яйца кучками по 20-30 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. А через 1,5 месяца она становятся взрослыми особями.

Мои ахатины откладывали меньше яиц и молодь не появилась, потому что дома прохладно, а на втором этаже теплее,но сухо. Им нужны тепло и влажность как в тропиках.

В неблагоприятных условиях ахатина может впасть в спячку. При этом она закупоривается плотной, довольно твердой герметичной "крышечкой", и проводит в таком состоянии до 3 месяцев. Изредка они приоткрывают "дверцу" и следят за изменениями в окружающей среде, до наступления более благоприятных условий.

Считается, что ахатина - «умная» улитка. Она может отличать хозяина от других людей. В нашей семье она больше любит маму. Услышав её голос, становится активней, вращает головой, где на рожках находятся глаза. И когда рядом разговаривают, она проявляет любопытство. Наблюдать за улитками интересно и доставляет удовольствие. Они как будто завораживают, успокаивают нервную систему. Спокойные, медлительные, величественные улитки настраивают своих хозяев на такие же чувства.

Наблюдая за своей улиткой, я обратила внимание на то, что когда кормишь улитку листьями салатов, капусты, огурцами- ракушка у питомца светлеет, а когда кормишь цветными овощами (помидорами, перцем сладким,оранжевой тыквой) -панцирь яркий.Очень любит банан, но часто им кормить нельзя, потому что она перестанет есть другую пищу,как

капризный ребёнок.

Враги: Ежи, мыши, насекомые (жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Значение ахатины в природе?

Ахатина гигантская - сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . Широко распространён в странах с тропическим климатом, является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника . В настоящее время дальнейшее распространение ахатины остановлено. Было предотвращено распространение улитки в США , в Европе , в том числе в России , где выживание моллюска в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных .

Ахатины питаются продуктами растительного и животного происхождения, предпочитая мягкие или разлагающиеся части растений: молодые особи (размером до 30 мм) предпочитают живые растения, более старые - мёртвые гниющие растительные остатки. Уничтожает зеленые растения, а подчас и штукатурку зданий, панцирь же из чего-то строить нужно. Размножается с огромной скоростью.

Повзрослев, ахатины начинают выполнять благородную миссию чистильщиков, поедая разлагающиеся растительные остатки, гниющую древесину.

Лично мне больше всего интересны гигантские брюхоногие относящиеся к семейству

ахатинид и роду ахатин. Это самые крупные лёгочные моллюски Земли, с самым сложным и интересным поведением. Несмотря на свою кажущуюся неторопливость и беззащитность ахатина оказалась поразительно конкурентоспособной в борьбе за место под солнцем

Значение ахатин в жизни человека.

Темноногие а хатины по пищевой ценности считаются вкуснее альбиносов. В жертву красоте и молодости были принесены безобидные улитки ахатины, вытяжки из которых используются в качестве основного компонента чудо - бальзама. Как утверждает чилийский врач Фернардо Бакунан, полученный его трудами крем на основе вытяжек из улиток творит с кожей настоящие чудеса. Первыми удивительное свойство улиток открыли разводчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральный компонент, регенерирующий клетки. Пока омолодиться с помощью чудо-крема доктора Бакунана могут лишь его соотечественники и жители США, куда ежедневно отправляется 20 тысяч пузырьков. Но предприимчивый доктор уже ведет переговоры о поставке своего бальзама в ЮАР, Испанию, Англию и Бразилию. Уникальными свойствами обладает также мясо улиток. Содержащиеся в мясе улиток биологически активные вещества делают его не только деликатесным продуктом питания, но и сырьем для фармацевтической промышленности. ВАнглии выпускают экстракт, на приготовление одной дозы которого расходуется свыше тысячи улиток. Однако этой дозы достаточно для того, чтобы сохранить в течение нескольких недель силу и бодрость человеку, попавшему в экстремальные условия. Исследования последних лет показали, что секрет особых желез улиток избирательно действует на определенные бактерии (склеивает их), что находит применение при лечении таких заболеваний органов дыхания как коклюш, бронхит, силикоз. Препараты из улиток помогают, кроме того, нейтрализовать нежелательное побочное действие антибиотиков. Поскольку мясо улитки - это пища, обогащенная кальцием и незаменимыми жирными кислотами, диета, основанная на мясе улиток, рекомендуется в случаях рахита и избыточного содержания холестерина в крови. Высокое содержание в нем минеральных солей и железа полезно в течение беременности и выкармливания ребенка. Поскольку мясо улиток практически не содержит жира, оно может употребляться теми, кто страдают заболеваниями печени, атеросклерозом и ожирением.

Самое последнее открытие в области медицины называет улитку - донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды при их выращивании в культуре. Во Франции и в Германии улитки используются при изготовлении косметики, а в Бразилии проводятся исследования по использованию слизи улиток для лечения шрамов и язв.

Цель; Выяснить может ли брюхоногая улитка ахатина, являться современным домашним животным?

Вопросы анкеты и результаты анкетирования после обработки.

1.Слышали ли вы о такой улитке ахатина?

да

нет


Вывод: изучив результаты опроса,36%учащихся знают о такой улитке как ахатина и 64% не имеют представления

2.Знаете ли вы что в настоящее время модно содержать экзотических животных дома?

да

нет

Вывод: 83% опрошенных считают модным разведениеэкзотических животных

3.Имеются ли у вас дома экзотические животные?

да

нет

Вывод:8% опрошенных имеют дома экзотических животные

4.Хотели бы вы иметь таковых?

да

нет

Вывод:изучив результаты опроса,46% хотели бы иметь экзотических животных, 54% не хотели бы иметь таковых.

5.Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод:17% опрошенных знакомы с правилам содержания экзотических животных

6.Если бы вам предложили завести улитку ахатину, вы бы согласились?

да

нет

Вывод: лишь 42% опрошенных учащихся хотели бы иметь такое домашнее животное у себя дома.

7.Знаете ли вы, чем питаются улитки ахатина?

да

нет

Вывод: 37%владеют информацией о том, как питается улитка ахатина?

8.Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод: 21% не знакомы с условием жизни и содержания экзотических животных.

9.Считаете ли вы что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным?

да

нет

Вывод: 33% считают, что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным,67% так не считают.

глубоком сосуде, в который поступает воздух.

2.Кормить улитку можно животной и растительной пищей, исключив из рациона соль,

сахар, перец острый, цитрусовые, жареные и копчёные продукты.

3. Для роста и укрепления раковины давать мел или яичную скорлупу.

4. Держать ахатину в тёплом, солнечном, без сквозняков месте. Мыть тёплой водой.

5.Улитку надо купатьне реже 1 раза в неделю. Кормить 1 раз в неделю.

Вывод поработе:

Изучив материалы, я выяснила, что сейчас модно разводить экзотических животных дома, но ахатина не является современным домашним животным, узнала, как и где появилась улитка, какой образ жизни ведёт. Также я пополнила свои знания о содержании и кормлении этих улиток, их лечебных свойствах. Наблюдая за своей улиткой, я пришла к выводу, что они неприхотливы, не вызывают аллергии, не имеют запаха, молчаливы, спокойны и от цвета овощей зависит цвет панциря.

III. Заключение. Закончив свой проект, я поняла, что самым трудным для меня были постановка цели, задач, определение гипотезы и актуализации темы. Значительно проще было наблюдать за улитками, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Я пополнила свои знания об улитке. Немного научилась анализировать. Конечный продукт моей работы - рекомендации по уходу за улитками ахатинами.

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка



gastroguru © 2017