Обучение английскому языку во сне. Чему можно научиться во сне Обучение во сне за

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Доброго здоровья!

Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.

Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…

И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:

Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?

Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.

Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…

Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:

«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»

Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.

И что вы думаете? Утром просыпался - плеер на полу, наушники тоже непонятно где…

Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.

Несколько раз я пытался - ничего толкового не вышло.

Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?

Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?

Такие вопросы у меня периодически возникали.

Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю - ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))

С тех пор прошло несколько месяцев.

И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне

Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты - устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.

Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. :)

В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.

Спокойной ночи:)

Утро. Я проснулся.

Рассказываю.

Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники - на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…

Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?

Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…

И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.

Для себя сделал такой вывод: спать - значит спать .

И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня .

Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит - нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!

А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.

Сергей Сокарп

P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон - это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?

Гипнопедия - обучение, основанное на фазах сна

Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида - медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.

Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.

Запоминать при помощи аромата

Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).

А что говорят ученые?

Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.

В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.

При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.

Наука или нажива?

Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.

Еще одна методика запоминания

Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.

В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.

В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.

В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.

Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.

Гиппокампальное перемещение

Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.

Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.

Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

В первые 60 минут после погружения в сон,

В последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.

Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.



gastroguru © 2017