Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях фгос. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра — экспериментирование Игры возникающие по инициативе детей

Оксана Цыбулько
Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Виды игры Цели и задачи Способы реализации

(по возрастам) Специфические характеристики Развивающее значение

1) Творческие (игры по инициативе детей ) ;

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры , изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества : активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка . Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений . Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет . Структура ролевой игры , согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты :

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры .

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры .

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры .

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров , положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации .

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий , реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение , учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение , формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения) . Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства , содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами) ;

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры . Они также способствуют развитию органов чувств , внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила , без который деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности ).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др ., что очень важно для развития отвлеченного , логического мышления.

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию , удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа,его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом) .

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила , ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения : ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи , воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры : «Курочка» , «Кисонька» , «Где же наши ручки?» это игры , пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра - экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые,

Режиссерские,

Театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие:

Дидактические,

Сюжетно-дидактические,

Подвижные;

досуговые игры:

Игры-забавы,

Игры-развлечения,

Интеллектуальные,

Празднично-карнавальные,

Театрально-постановочные;

З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Творческие игры

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

I.3.3. Игры с правилами

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками), по предметам, которые используются в игре (игра с мячом, с лентами, с обручем).

Структура игры.

Независимо от вида игр она имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. "Игровые действия составляют основу дидактической игры - без неё невозможна сама игра. Они являются как бы рисунками сюжетами игры".

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами игр являются: обучающая, воспитывающая задача, игровые действия и правила.


Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

II.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у

старших дошкольников.

В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность.

Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.

Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент.

На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач:

1. Выявить уровень знаний детей о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.

2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ДЯ-С № 1 р.п. Сузун, Новосибирской области с 5.04.06 по 7.04.07.

Экспериментальную и контрольную группы сотавляли дети старших «А» и «Б» детских групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного этапа.

Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий:

1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

2. Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.

3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

Задание 1

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Методика проведения

Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.

Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз предлагается подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Выясняется, по каким признакам он разместил животных на карте.

После того как ребёнок справился с заданием ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и ответить на следующие вопросы:

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нём?

Твоё отношение к ним.

Задание 2.

Цель. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, картинки с деревьями, ягодами и грибами, цветами леса и цветами сада, кустарник,

Методика проведения

Называют ребёнку пять комнатных растений, предлагают показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).

Для чего нужны людям комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать:

А) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза);

Б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

В) ягоды и грибы (земляника, подберёзовик, клубника, лисичка);

Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Задание 3

Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Методика проведения

Ребёнку предлагают определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Задание 4

Цель. Определить уровень знаний о временах года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Методика проведения

Спрашивают у ребёнка:

Какое время года ему нравится больше всего и почему?

Любимые игры зимой;

Любимые занятия летом.

Предлагают нарисовать картинку, где будет изображено любимое время года.

Назовите время года, которое наступит после любимого времени года, какое последует за ним?

Игра: «Когда это бывает?»:

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Задание 5

Цель. Определить уровень отношения к миру природы.

Методика проведения

Детям предлагается ответить на следующие вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, спрашиваю: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как ты можешь помочь зимующим птицам?

Задание 6. Проблемная ситуация

«Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись… Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или поможешь жуку?»

Задание 7. Специально созданные ситуации для выявления у детей

практических навыков бережного отношения к объектам природы

Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, ставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагали поухаживать за обитателями уголка природы.

Дети брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе.

Результаты диагностики.

По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий.

Таблица 1.

Уровни экологических знаний детей

Низкий уровень (1) Средний уровень (2) Высокий уровень (3)
Знания

Неустойчивые пред­став-ления о некото­рых осо-бенностях живого - сущес-твенных и несущественных. Относят к живому животн-ых по сущест­венным и не-сущест­венным признакам. Не относят растения к жи-вому. Относят неживое по сходнымс живым признакам

Знают наиболее существенные Признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к жи-вому большинство живот-ных и растений. Называют разные признаки у животных и растений

Знают большинство существенных при­знаков живого. Пра- вильно относят жи- вотных и растения к живому. Знания о живом носят обоб­щенный характер: характеризуют всю группу живого в це-лом

Отно­шения Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или от ситуативен. Наблюдает по предложе-нию взрослого. Быстро пе-реходит от одного объекта к другому.

Неустойчивость в проявле-нии интере­са, его избира-тельность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого.

Удовлетворяют свои потре-бности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удоволь-ствия.

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и рас-тениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие

к попавшим в беду, стремятся

самостоятельно помочь, прояв-ляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетво-рить потребности живого орга-низма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Умения В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполня-ют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата. Самоатоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.

К высокому уровню развития были отнесены дети, которые знали представителей животного мира и разделяли их по видам. Аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания, называли их характерные признаки. Проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к ним. Знали, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражали своё отношение к представителям животного мира.

Дети классифицировали растения по видам, знали их характерные признаки. Называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знали, как правильно нужно ухаживать за ними. У детей сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к ним. Они знали объекты неживой природы, правильно называли их отличительные характеристики. Правильно называли времена года, знали характерные признаки каждого времени года. Они нашли правильное решение в проблемной ситуации - без колебаний решили спасти жизнь жука. У них сформировано бережное отношение к природе, т.к. дети правильно нашли выход из созданных ситуаций.

Наименьшее количество ошибок допустили Юля К. и Лида С. – 2 человека.

Лида С., Юля К. правильно выполнили задания. Лида С. без особого труда распределила представителей животного мира по видам, связно и последовательно отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Лида С. знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Юля К. без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл времена года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети со всей ответственностью отнеслись к решению проблемной ситуации и правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.

К среднему уровню были отнесены дети - Саша Б., Саша В., Аня К, Юля Н, Алина Ш. – 5 человек контрольной группы и Уля Г., Антон М., Денис Т., Люба Ч. – 4 человека экспериментальной группы.

Ульяна Г. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Ребёнок в основном верно определял содержимое баночек, когда определялся уровень знаний характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводил примеры того, как люди используют объекты неживой природы. Антон М. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. Практические умения и навыки по уход за комнатными растениями сформированы недостаточно.

К низкому уровню развития были отнесены дети – в контрольной группе – Маша З., Рома М., Вова Р., Дима П. – 4 человека и в экспериментальной группе – Алёша Д., Маша Е., Аня Ж, Юра К., Лена Ф. – 5 человек.

Лена Ф. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Аня Ж. не всегда правильно называла времена года, затруднялась назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Ф.И.
Знания Отношение Умение

времен. года

1. Бычков А. С С С С С + +
2. Вареник С. С С С С С + +
3. Заяц М. Н Н Н Н Н - -
4. Киреева А. С С С С С + +
5. Костина Ю. В В В В В + +
6. Мальцев Р. Н Н Н Н Н - -
7. Наумова Ю С С С С С + +
8. Разин В. Н Н Н Н Н - -
9. Парчук Д. Н Н Н Н Н - -
10 Шевченко А. С С С С С + +

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 5 человек, низкий уровень – 4 человека

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И. Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)
Знания Отношение Умение

времен. года

ситуация

1. Гринченко У. С С С С С + +
2. Дякун А. Н Н Н Н Н - -
3. Егорова М. Н Н Н Н Н - -
4. Желтоног А. Н Н Н Н Н - -
5. Криворот Ю. С С С С С + +
6. Мамон А. Н Н Н Н Н - -
7. Семенюк Л. В В В В В + +
8. Тесленко Р. С С С С С + +
9. Филоненко Л. Н Н Н Н Н - -
10 Чмырь Л. С С С С С + +

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень - 5 человек

Уровни сформированности экологических знаний

(констатирующий срез)

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме.


В контрольной (10%) и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологической культуры. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низкий уровень сформированности экологических знаний 40% и 50% детей соответственно.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

II.2 Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников

На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром и игровая деятельность.

Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении с включением различных видов игр.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: ИОС, дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы» (см. Приложение), «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка», «Построй свой домик» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.

Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

Во время прогулок были проведены подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Дети уже знают особенности «своего» дерева (есть высокие, низкие, тонкие, толстые; у одного раскидистая крона, у других опущенные или приподнятые ветки).

Варианты игр:

1. Предлагается изобразить своих новых друзей. Ранее указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище – на ствол, руки – на ветки, пальцы на листья. Так, изображая старый дуб с большими толстыми корнями, ребенок широко расставляет ноги, показывая плакучую иву, опускают руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, воспроизведут эти звуки, представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь или светит солнце. Ситуации можно придумать самые разнообразные с проводившимися ранее наблюдениями. Задача детей – отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

2. Представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б. Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задача: показать как могло бы ходить дерево – тяжелым или легким шагом. Пусть дети объясняют свои движения (как правило, в своих комментариях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).

Время от времени в гости к детям могут приходить их любимые персонажи – «Красная шапочка», «Доктор Айболит», Чипполино. Они участвуют в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор Айболит заботится о здоровье детей и дает советы; Чипполино интересуется, есть ли в детском саду огород, что там растет и т.д., Красная Шапочка рассказывает, как она ходила к бабушке, что видела в лесу и т.д.

Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей – от умения определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.

Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды.

В старшей группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовке детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки). В игре «Радуга» дети подбирают предметные картинки по цветам радуги. В игре «Рыбки плавают в пруду» дети подбирают рыбок подходящих по цвету к ручью, к пруду. Такие игры особо любимы детьми, по мнению Т.С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети, в деятельной форме, познают и отражают объекты природы и их свойства.

Дидактическая игра может представлять ситуацию комично, фантастично или даже нелепо (небылицы).

Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть юмористическая, шутливая музыка, которая поможет подчеркнуть интонацию, создать нужное настроение.

Можно подобрать музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:

Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!»

Поросята летят, ещё больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!»

Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы, но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть.

Игры-раскладушки направлены на формирование умения определять. К какому миру - природному или рукотворному - относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место для предмета» и т.д. Например, в игре «Помоги Незнайке», дети, по просьбе героя, раскладывают предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие – раскладывания. Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетными линиями. Затем задача усложняется: требуется не только разложить, но и обосновать свой выбор.

Игры – определение – определить способ использования предметов. В играх «Что лишнее», «Скажи как использовать предмет» детей побуждают назвать функцию вещи. В других играх, например «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но подобрать к нему предмет с подобной функцией. Эта задача требует включения мыслительных процессов и опоры на прежний опыт.

Особое значение имеют игры-загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Содержанием загадок является окружающая действительность: явления природы, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Например, игра-загадка «Лес» (см.Приложение).

Игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требует большого понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства. Нужно создать интересную «прелюдию к игре» - зачин игры.

В старшей группе есть замечательный почтовый ящик – «Чудесный ящик». Дети делают его нарядным и каждый сезон по-разному: с началом зимы наклеивают картинки зимнего содержания, осенью – желто-красными листочками, весной – изображением первых цветов. Ключик от ящика хранится в специальной коробочке. Детям, по очереди, предоставляется возможность открыть его и узнать, что там есть. В ящике конверты с загадками. Воспитатель читает, а дети отгадывают. Воспитатель поощряет детей. По окончании карточки складываются в конвертики, а дети составляют письмо «Волшебнику», с просьбой прислать новые загадки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

· Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснувшись – потянулись, воробушки машут крылышками), имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

· Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

· Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

· Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

· Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

· Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремо», «Кот, петух и лиса»).

В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. Её следует организовать систематически, с постоянным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящимся в одном жизненном пространстве вместе с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически-ориентированной деятельности отличается динамичностью (некоторые игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот, или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Это такие игры, как: «Поиск добрых дел», «Поможем Незнайке полить цветы», «Скорая помощь» (см. Приложения).

Игры помогут закрепить знания дошкольников, научить использовать их в нужный момент. В работе используются игры-ребусы. Они развивают воображение, мышление детей. Ребусы (см. Приложения).

В целях формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста разработана система музыкальных игр, отражающих связь живого и неживого.

Подберите музыку и придумайте пластический этюд: семечка (живая) упала на землю, её полил дождь, согрело солнышко (неживая природа), она стала прорастать и превратилась в настоящее дерево.

Предложите детям с помощью движений (под музыкальное сопровождение) показать признаки живой природы, о которых говорили ранее: как растёт комнатное растение (было маленьким, прошло время – стало большим) – постепенно поднимаемся и вытягиваем руки вверх; как подсолнух поворачивается вслед за солнцем (ребенок в короне с изображением солнышка передвигается по комнате, а дети-подсолнухи поворачивают за ним головы); как растение, за которым наблюдали, протягивало листики к солнышку, меняя своё положение (листики можно изобразить с помощью ладошек); как у мамы-растения появились детки (один ребенок изображает «маму», другие – деток, которые сначала стоят возле неё, а затем по очереди отходят).

К концу дошкольного детства у детей накапливается достаточно большой опыт игры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимообучение играет важную роль в формировании активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

В формирующем эксперименте показана методика совершенствования реализации цели исследования, обозначены использованные средства работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и её содержание.

II.3 Анализ и результаты исследования

Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.

Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 3,4.

Таблица 3. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

Ф.И. Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)
Знания Отношение Умение

времен. года

1. Бычков А. С С С С С + +
2. Вареник С. С С С С С + +
3. Заяц М. Н Н Н Н Н - -
4. Киреева А. С С С С С + +
5. Костина Ю. В В В В В + +
6. Мальцев Р. Н Н Н Н Н - -
7. Наумова Ю С С С С С + +
8. Разин В. Н Н Н Н Н - -
9. Парчук Д. С С С С С + +
10 Шевченко А. С С С С С + +

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень -3 человека

Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И. Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)
Знания Отношение Умение

времен. года

ситуация

1. Гринченко У. В В В В В + +
2. Дякун А. С С С С С + +
3. Егорова М. С С С С С + +
4. Желтоног А. С С С С С +
5. Криворот Ю. В В В В В + +
6. Мамон А. С С С С С + +
7. Семенюк Л. В В В В В + +
8. Тесленко Р. В В В В В + +
9. Филоненко Л. С С С С С + +
10 Чмырь Л. С С С С С + +

Высокий уровень – 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0

Уровни сформированности экологических знаний

(контрольный срез)

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражены в секторной диаграмме.

Высокий уровень, - средний уровень, - низкий уровень

Динамика сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы отражена в столбиковой диаграмме:

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. (В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок). Средний уровень возрос в 1,5 раза. Стало 6 детей, а было 4. Детей с низким уровнем не стало вообще.

В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза, было 4 человека, стало 3.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены следующие изменения:

Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;

У них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.


Заключение.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:

Надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение;

Гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.

При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе. к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.

В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Таким образом:

· В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;

· Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

· В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.


Библиография

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44

6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

9. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.

10. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.

11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71

12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132

13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.

14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74

15. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21

16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с.86

17. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. – 100 с. – 8 п.л.

18. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 224 с. – 14 п.л.

19. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 51 с. - 2,5 п.л.

20. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. – М.,1993, 9. – С. 6-11.

21. Никандров Н.О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. – М.,1993, 9. – С. 72-74.

22. Новосёлова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольняка. - М., 1997.

23. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Изд. «Просвещение»,1990. – 112с.

24. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953

25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982

26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.

27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 1999. - с. 28.

28. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.


Приложения

Приложение

Тематика экологических игр

1.«Где живая и неживая природа?».

2.«Соседи по планете» (живая природа).

3.«Кто с кем дружит», «Кто кого боится».

4.«Кому где нравится», «Кто где живет».

5.«Что где растет».

6.«Кому что нужно».

7.«Что такое?», «Кто такой?».

8.«Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).

9.«Почему мы такие разные?».

10.«Как можно и как нельзя» (пра­вила поведения в природе).

11.«Мы все нужны друг другу».

12.«Природное - рукотворное».

Приложение

Угадай, какой ты зверь»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенно­стях внешнего вида, повадках, приспо­собленности животных к окружающей среде; учить классифицировать живо­тных.

Оборудование. Картинки с изображе­нием животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопро­сы, которые помогают ребенку выяс­нить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображе­нием животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касаю­щиеся внешнего вида животного, осо­бенностей его движения, повадок, сре­ды обитания, пытается выяснить, кто он.

Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей жи­вотного, и заменой отгадывающего ре­бенка.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.

Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».


«Грибная полянка»

Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно мес­тах в лесу растут грибы; проводить ра­боту по словообразованию (под бере­зой - подберезовик, под осиной - подо­синовик); формировать умение нахо­дить съедобные грибы по дидактичес­кой картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое вос­приятие окружающего мира.

Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого форма­та, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.

Эту игру можно проводить после за­нятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.

Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (об­ращаем внимание на то, что грибов одно­го вида на дидактической картине долж­но быть несколько, если один грибник на­шел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти та­кой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о гри­бах: победителем считается тот, кто в про­цессе игры наберет больше кружков.

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за гри­бами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возь­мите свои «корзиночки», оденьтесь по­нарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая карти­на с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмот­рите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как мож­но его красоту описать словами.

Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут вы­сказывать свои впечатления воспита­телю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.

Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нра­вится?» (Дети высказываются, старают­ся употреблять как можно больше об­разных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Отве­ты) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).

На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.

Игра-загадка «Лес».

(старшая группа)

Цель. Учить детей отгадывать загад­ки, закреплять навыки доказательства, раз­вивать навыки описательной речи.

Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие расте­ния и животных леса.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он бу­дет загадывать загадки, а дети - отгады­вать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.

Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказы­вают отгадку. Появляется ель.)

И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)

Воспитатель продолжает:

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, Шапочки зелены.

(После отгадывания и объясне­ния на столе появляются несколько березок.)

Что же у нас получилось? - спрашивает воспитатель.- (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме де­ревьев? - Читает загадки:

Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника.)

(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)

В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лис а.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.

Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!

Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.

Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игруш­ки, которые появятся на столе после отгадывания детских зага­док.).

В заключение воспитатель пред­лагает загадку про лес:

Богатырь стоит богат,

Угощает все ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. (Лес.)





Соответствующей работы по воспитанию любви к природе родного края у детей средствами дидактической игры. 4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства воспитания любви к природе родного края в контексте формирования общей экологической культуры. Объект исследования: процесс воспитания любви к природе родного края в рамках формирования общей...




Заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении дидактические игры - это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Формирование экологических представлений о мире животных Игры с предметами Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из...

Случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы и наблюдать за ними. 2.4 Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Наблюдение и беседа с детьми Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и...

Исследования, основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания. Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. ...

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Валентина Кожевникова
«Игра - форма организации детской жизни»

1. Классификация игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации , правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Вот несколько примеров классификации игр, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

1. Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В. Ядэшко.

Сюжетно-ролевые :

Игры-драматизации;

Строительные.

Игры с правилами :

Дидактические;

Подвижные;

Игры-забавы.

2. Классификация, предложенная отечественной дошкольной

педагогикой.

Творческие :

Сюжетно-ролевые игры;

Строительно-конструктивные

Игры-драматизации;

Игры с правилами :

Дидактические;

Подвижные;

3. Классификация, предложенная программой «Истоки» .

ребенка :

игра-экспериментирование ;

Самостоятельная сюжетная игра :

Сюжетно-отобразительная;

Сюжетно-ролевая;

Режиссерская;

Театральная.

Игры, возникающие по инициативе взрослого :

обучающие :

Дидактические;

Подвижные;

Сюжетно-дидактические.

досуговые :

- игра-забава ;

- игра-развлечение ;

Театрально-постановочные,

Интеллектуальные;

Празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей :

Традиционные или народные.

4. Классификация, предложенная программой «Детство » .

Творческие игры :

Сюжетно-ролевые;

Строительно-конструктивные;

Режиссерские;

Игры-драматизации;

- игра-экспериментирование .

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Итогом данного анализа классификации игрявляется то, что игры можно разделить на 2 большие группы :

1. Игры с готовыми правилами

2. игры без правил «вольные игры»

2. Педагогическое руководство играми детей .

. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей , создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность) . Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного , доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности : приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой :

1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы,

переживания.

Это непросто : ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.

2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно , с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами , бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Наши дети растут в непростое время, и все же они - надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни , хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.

Игра - это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.

3. Практическая часть.

1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное » .

Педагоги делятся на три команды.

Вопросы и ответы к игре.

Вопрос 1 : Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ : Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни , о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2 : Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ : Поскольку программа «Детство » ориентируется на концепцию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности , это предполагает :

Последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие целостных ориентации ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры - помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3 : Какова роль взрослого в организации детской игры ?

Ответ : Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4 : Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ : Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5 : Какой должна быть игрушка?

Ответ : Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6 : Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

Ответ : Нет, не надо; даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку» , найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию. а какую - скажем позже.

Вопрос 7 : Назвать по группам :

Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, щетки, расчески и т. д.)

Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др. ; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.) .)

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки - солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы.)

Вопрос 8 : Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры? Ответ : Все свободное время.

Вопрос 9 : Чем отличаются сюжетно-ролевая игра , игра -драматизация и режиссерская игра ?

Ответ : Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры - самостоятельность детей.

Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра -драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни , измененные детской фантазией , - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре - речь.

Вопрос 10 : Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Ответ : Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 11 : Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ : Дошкольникам совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.



gastroguru © 2017