Типы предложений по цели высказывания и интонации. Типы предложений по цели высказывания По интонации предложения бывают 3

Дата: 12.09.17 Класс: 3-В

Урок № 7

Тема урока: Виды предложений по интонации.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.

Развивающие: способствовать интонационно правильно произносить предложения.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить предложения по интонации.

Ход урока:

    Огр. момент

    Проверка д.з.

    Актуализация знаний

Прочитайте отрывок из сказки К. И. Чуковского «Телефон».

А потом позвонили зайчатки:

-Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки.

Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку)

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.

- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы.

Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1- вопросительное, вариант 2 – повествовательное.

    Самоопределение к деятельности

- Прослушайте отрывок из произведения.

-Нет, нет! Соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше

Ворону!

К. Чуковский

С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какой знак стоит в конце предложений?

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока

1)Беседа о предложениях

Какие предложения называются повествовательными?

Какие предложения называются вопросительными?

Какие предложения называются побудительными?

Прочитайте текст. (приложение 1)

Какое предложение в тексте повторяется несколько раз? (Папа приехал)

Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по- разному)

- Почему по – разному?

2)Грамматическая сказка

Прослушайте сказку о нашем госте.

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

    У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

    Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!

    Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

    Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!

    Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

    Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?

Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)

3) Работа по учебнику

Упр. 27(с. 20).

Прочитайте.

Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

Прочитайте сведения о языке на с. 21.

Какое предложение называется восклицательным? ( Предложение, которое произносится с сильным чувством.)

Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.)

Какое предложение называется невосклицательным? ( Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)

Упр. 28 (с. 21).

Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?

Какие знаки стоят в конце предложений?

(Взаимопроверка.)

Упр. 29 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.

Упр. 30 (с. 22).

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Рассмотрите таблицу на с. 22.

Назовите виды предложений по цели высказывания.

Какие предложения называются повествовательными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

Какие предложения называются вопросительными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

Какие предложения называются побудительными?

Приведите примеры.

Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

Назовите виды предложений по интонации.

Приведите примеры.

Какие предложения называются невосклицательными?

Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?

Приведите примеры.

Какие предложения называются восклицательными?

Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?

Приведите примеры.

Упр. 32 (с. 23).

- Прочитайте стихотворение.

Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.

Выполните письменное задание к упражнению.

    Рефлексия

Закончите высказывание.

Предложения бывают...

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?»

(<вопросительные, невосклицательные);

Повествовать придётся мне,

И я скажу:

«Не дрался, не...

Свалился с дерева, и вот...»

(<повествовательные, невосклицательные);

Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

(повествовательные, восклицательные).

    Подведение итогов урока

Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

    Домашнее задание

Упр. 33 (с. 23).

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)

Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры.

Виды предложений по интонации

Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование.

Виды предложений по интонации

Невосклицательное высказывание может выглядеть так:

  1. Слишком долго сидеть за компьютером вредно для вашего здоровья: старайтесь чаще вставать из-за стола и выполнять физические упражнения.
  2. Уставший щенок после продолжительных игр уснул прямо на коленях ребенка.
  3. Вчерашний ураган был настолько страшным, что повалил высокое соседнее дерево, которое при падении сломало окно.

Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу).

Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.

  1. Наконец-то вы добрались!
  2. Будьте осторожны!
  3. Какую интересную новость я вам сейчас расскажу!

Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции.

Группы по цели высказывания

Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:

  • повествовательное;
  • побуждение;
  • вопрос.

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.

  1. По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
  2. Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
  3. В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.

В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.

Обратите внимание! Все тексты основываются именно на повествовательных высказываниях. В связи с этим последние встречаются намного чаще, чем побуждения и вопросы.

У повествовательных фраз есть несколько особенностей.

  1. Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
  2. Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
  3. Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.

Что такое повествовательные предложения

Побудительное высказывание

Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.

Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.

  1. Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
  2. Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
  3. Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!

Примеры побудительных предложений

Вопрос

Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.

Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.

  1. Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
  2. Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?

Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.

Знаки препинания в конце предложения

Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.

Интересные факты:

  1. На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
  2. Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).

Полезный совет! Используя знаки препинания, соблюдайте чувство меры, особенно в интернет-общении. Письменные фразы с большим количеством восклицательных знаков вызывают раздражение, и пользователи стараются их игнорировать.

Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.

Полезное видео: виды предложений по цели высказывания

Вывод

Типы предложений по цели высказывания следующие: повествование, побуждение и вопрос. Первый тип встречается наиболее часто: именно на нем базируются большинство текстов. У каждого типа высказывания есть свои особенности и характеристики.

Вконтакте

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)



gastroguru © 2017