Выбор читателей
Популярные статьи
Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и вXIXв. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/Исмысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь - думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы.Наговорили, что наварили, а глянь - ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:
Какие положения будут развиты;
Что нового вносится в решение вопроса;
Что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
Насколько высказываемые мысли аргументированы;
Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает:Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах:Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре - положительные качества говорящего. А вот всезнайство(у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника(говорить на разных языках; их разговор - разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (сним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре(я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания(начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость(ты ему слово, а он тебе десять) - все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить:Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова - да на век ссора.
Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.
Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
Слово браниться многозначно. Помимо значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться». Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают, что брань - обычное дело:Брань не запас, а без нее ни на час. Она особого вреда не приносит:Брань не дым - глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься:Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавишсъ, и замка в клети не отопрешь.
С другой стороны, пословицы предостерегают:Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь,
Beeимеет конец. Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы:Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они - одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.
Общение иобщество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Словообщение (как иобщество) восходит к словуобщий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное - общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
Задание 5. Расскажите, что вы узнали об общении? Почему общение относится к социальным явлениям?
Задание 6. Скажите, какие уроки вы извлекли для себя из данной темы?
Задание 7. Используя пословицы, назовите положительные и отрицательные качества участников разговора. Какие из пословиц вы бы отнесли к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?
Задание 8. Прочитайте фразеологизмы со словомязык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего, разделив их на две группы: положительно оценивающие и отрицательно.
Выпишите сочетания, в которых слово язык имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта». Придумайте с ними предложения.
Боек на язык. Держать язык за зубами/на привязи. Длинный язык. Закусить/прикусить язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остер на язык. Проглотить язык. Попадать на язык. Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/ дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный/подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Язык прилип/присох к гортани. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/болтать/молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Укороти язык! Черт дернул за язык. Бегать высунув/высуня/высунувши язык. Будто/ словно/точно корова языком слизнула. Как языком слизнуло. Показывать/показать язык. Язык на плече. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/эзопов язык. Говорить на разных языках.
Задание 9. Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.
Опишите ситуации, которые можно охарактеризовать приведенными выше фразеологизмами,
Задание 10. Прочитайте пословицы и поговорки со словом язык. Раскройте смысл каждого изречения.
Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения.
Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
Задание 11. Прочитайте пословицы и поговорки со словомречь. Объясните их значение. Выпишите те народные изречения, которые характеризуют говорящего.
Речи слышали, да дела не видим. Речи, что снег, а дела, что сажа. Речи, что мед, а дела, что полынь. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. Глупая речь не пословица. Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить. Речист, да на руку нечист. Вы люди речисты, вам все пути чисты; мы люди бессловесны, нам все проходы тесны.
Задание 12. Напишите сочинение на тему: «Пословицы об общении».
Задание 13. Опишите несколько ситуаций вашего общения (с товарищами по школе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, поучительны. Используйте в сочинении пословицы, фразеологизмы.
Пословицами называют коротенькие цельные предложения , с законченной мыслью, глубоким смыслом и моралью . Пишутся пословицы простым и понятным народным языком , часто имеют свой ритм и несложную рифму . Примеры :
Главное
отличие
поговорок
от
пословиц
это
то
, что
пословица
является
цельным
предложением
со
смыслом
, а
поговорка
представляет
собой
красивую
и
символичную
фразу
или
словосочетание
. Пословица
«мал
золотник
, да
дорог
», поговорка
«мал
, да
удал
».
Также
поговорка
из
за
своей
незаконченности
самостоятельно
не
употребляется
, а
является
больше
частью
предложения
, придавая
ему
более
яркую
художественную
окраску
неким
фактам,
ситуациям
или
вещам
. Пример
: «остаться
с
носом
» (быть
обманутым
). В
предложении
: кот
Базилио
и
лиса
Алиса
оставили
Буратино
с
носом
.
Пословицы
и
поговорки
это
бесценное
наследие
оставленное
русскому
народу
. В
давние
времена
, когда
не
было
письменности
, пословицы
и
поговорки
передавались
устным
путем
от
старшего
поколения
к
младшему
, что
сделало
их
древнейшим
фольклорным
жанром
. Благодаря
богатству
и
разнообразию
русского
языка
они
собрали
в
себе
мудрость
мысли
, образность
, яркость
простой
разговорной
речи
.
Пословицы
и
поговорки
это
мудрость
народа
, собранная
поколениями
. Они
нас
учат
быть
умнее
, хвалят
за
доброту
, смелость
, трудолюбие
, предостерегают
, дают
советы
, высмеивают
отрицательные
человеческие
качества
такие
как
зло
, подлость
, трусость
, эгоизм
и
поощряют
положительные
– доброту
, прилежность
, упорство
.
Жизненная
ситуация
вошла
в
основу
для
создания
пословиц
, в
них
раскрывается
подсказка
либо
указание
к
верному
действию
.
Зная
основные
отличия
пословиц
от
поговорок
можно
уверенно
написать
5
пословиц
об
общении
людей
:
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
Ведущий: - Ребята сейчас вы прослушали притчу о юноше и о его мудром отце. Какой смысл вы здесь увидели? (ответы детей) . Посмотрите пожалуйста на доску,здесь написано высказывание Антуана Де Сент Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» . Как вы понимаете это высказывание? Тема нашей встречи сегодня – это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины и ли исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми - не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры
Ведущий : - А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие». - Ребята, давайте образуем круг. Задание состоит в том, чтобы назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать соседа.
Ведущий: К слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов: (община, общий, общительный, сообщник, сообща, общежитие...).
Ведущий
Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, какое слово забыла героиня стихотворения?
Маша знала слов немало,
Лошадь узнают в езде, человека в общении.
Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
Людей не суди, на себя погляди.
Если человека не знаешь, посмотри на его друга.
Уваженье трудно заработать, но легко потерять
Слава греет, позор жжет
Совесть без зубов, а загрызет
Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.
Свинья и в золотом ошейнике все равно свинья..
С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мед
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Скажу - язык обожгу, не скажу - сердце.
Сказанное слово - золото, не сказанное - алмаз.
Стрелять - еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.
Язык - переводчик сердца.
Хоть сидишь криво, говори прямо.
Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание-заточение в одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят сума.
Ведущий
: Так что же такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В.Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».
Чтец. Когда ты хочешь молвить слово,
Ход игры
Дети поворачиваются друг к другу (соседи по парте). Их задача как можно больше узнать о соседе (внешность,где живет, чем увлекается, о его семье и т. д.) даётся 2-3 минуты. Затем двое ребят с одной парты выходят и рассказывают друг о друге всё что они успели узнать. Остальные ребята оценивают чья пара была лучшей.
Ведущий
: Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей). Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.
Ведущий
: Предлагаю выполнить следующее задание.
Приглашаются участники которые получат карточки с перечислением интонаций.
Ведущий
очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Ведущий
: Важным элементом в общении являются жесты. Предлагаем вам следующий конкурс «Язык жестов».
Участникам выдаются карточки со словами.
На карточках написаны слова. С помощью языка жестов нужно изобразить эти слова: требование, обещание, просьба, приказ, возмущение.
Ведущий:
Предлагаю решить простые задачки.
1. Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему? (Ответы зрителей).
2. Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Ответы зрителей).
Ведущий
: У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность наша с вами во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы? Можете ли вы вспомнить такие моменты в вашей жизни?
Физминутка.
Ведущий : Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.
1-й рассказ
2-й рассказ
3-й рассказ
[поднять настроение. Как выразить сочувствие и понимание?
Присмотритесь, как работают на уроке, участвуют в общественной работе ваши одноклассники. Не упускайте случая выразить им свое [одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения к окружающим.
Мы много общаемся друг с другом, но очень часто не замечаем в некоторых своих одноклассниках тех замечательных качеств, которые видны другим.
На самом деле мы по разным причинам не разглядели в человеке хорошее, а заметили и при этом в десять раз преувеличили, его небольшие недостатки. И закончить наш час общения я хочу ещё одной притчей.
Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона.
Один из них дотронулся до хобота и сказал:
Слон похож на толстый шланг.
Слон похож на столб,-откликнулся другой, нащупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
Слон похож на огромную бочку.
Он похож на циновку,-потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.
Что вы говорите! Воскликнул пятый, державший животное за хвост. -Слон похож на верёвку!
Все они были правы. И не был прав никто…
Действительно мы видим в человеке только одну какую- то сторону и не замечаем других, не замечаем,что любой человек сложнее чем нам кажется на первый взгляд.
Присмотритесь друг к другу и вы увидите много хорошего.
Ведущий 2: Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя.
Эту тему мы затронули ещё и потому. что сейчас в наше время очень много одиноких людей. Есть среди нас люди с ограниченными возможностями, которые не могут полноценно общаться с другими людьми из за того что просто не могут выйти на улицу и даже не имеют телефонов.
Не сторонитесь таких людей и по возможности помогите им, хотя бы добрым словом.
Ведущий
: А сейчас мы с вами выполним такое задание. Попрошу всех встать. Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.
Ведущий: И в заключение все участники получают памятку с правилами общения.
Памятка.
(правила культурного общения)
не ставь его в неловкое положение.
Статьи по теме: | |
Если во сне слышишь стук в дверь
Услышав стук в дверь, мы всегда испытываем приятное ожидание и трепетные... Список смертных грехов, борьба с ними в православии
Как отмолить грехи своего рода Отмолить грехи своего рода можно и... Журнал осмотра детей на чесотку и педикулез — форма и оформление Журнал осмотра контактных детей
Отрасль: Образование Специализации: Заведующему детским садом,... |