Знакомство с буквой и звуком ш дошкольники. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группеТема: Звук, буква Ш

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

Тема «Звук и буква Ш»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

Цель.

  • Формировать правильное произношение звука [ш],
  • познакомить с буквой Ш.

Задачи:

  • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

II. Основная часть.

1. Упражнения на расслабление.

Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

  • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
  • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
  • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
  • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
  • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

2. Д/у «Волшебное заклинание».

Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

  • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
  • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
  • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
  • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

3. Д/у «Воздушный шар».

Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

4. Д/и «Подарки для Принцессы».

Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

5. Д/у «Новые слова».

Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

  • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
  • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
  • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
  • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

6. Д/у «Сбор урожая».

У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

8. Физминутка.

Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.

9. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!

10. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы.

Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях:

Печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

11. Д/у «Мост от замка».

Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.

III. Итог:

Где мы сегодня побывали?

С каким звуком и буквой познакомились?

Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звук и буква Ш».

Задачи:

Познакомить с буквой Ш;

    закрепить навык произношения звука Ш в словах, фразах;

    развивать навык звукового анализа, деление на слоги;

    развивать графические навыки;

    развивать фонематический слух;

    развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление;

    развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;

Оборудование:

карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь), буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,

Ход занятия.

Орг.момент:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

вы хотите все заниматься? (Да!)

Значит, будем заниматься.

Введение в тему.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Давайте повторим буквы, которые мы выучили. Назовите из них гласные, согласные.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, послушайте загадку:

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много интересных заданий.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш].но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Характеристика звука «Ш».

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур

Ребята, как шуршал Шуша?

Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

Какой звук стоит в начале этих слов?

Давайте произнесем его.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

Верно, они круглые как бублик.

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

Воздух теплый.

Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

Глухой.

А звук [ш] твердый или мягкий?

Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Дидактическая игра: « Поймайте звук» (хлопками)

а) ш, к, т, ш, п

б) ша, та, ши, ны,шо

в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.

Работа над скороговоркой «Шапка да шубка- вот и весь Мишутка»

Физминутка . «Мышонок»

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Определение положения звука в словах, деление на слоги.

На столе разложены картинки.

Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.

Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,

где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка,

шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

Назовите слова, в которых один, два, три слога.

Игра «Собери из звуков слово».

Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ {где спрятался звук ш в этом слове), М-а-ш-а,ш-у-б-а.

Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.

Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.

Знакомство с буквой Ш .

Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.(ша)

На что похожа буква Ш (ответы детей)

Маша сено ворошила

Вилы в сене позабыла! ( картинка)

- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)

Прописывание буквы в воздухе.

Выкладывание буквы (из палочек)

Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.

Найдите место буквы в алфавите.

Чтение слогов:

(аш. ша,уш. шу,ош. шо) .

Итог.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ш»

Подготовила:

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад №11 «Радуга»

МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»

Едемская Любовь Валерьевна

г. Вельск

2015г.

Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука Ш.

2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.

3. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.
7.Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мяч, картинка с Незнайкой, звукозапись буква Ш, картинки, синий кружок, индивидуальный набор: 4 счетные палочки, разрезная азбука.

Ход НОД:
1. Организационный момент:

(дети стоят у стульчиков ) Игра с мячом

С каким звуком познакомились на прошлом занятии? (познакомились со звуком ц)

Я назову слово, а вы мне скажете, где в слове находится этот звук: в начале, середине или в конце слова:

Цапля, заяц, овца, мельница, цыпленок, огурец, цыган, курица.

2. Сообщение темы

Сегодня познакомимся с новым звуком, а с каким сейчас узнаете.

Звучит музыка

Ребята, к нам в гости пришел сказочный герой. Догадались кто это?

Отгадайте загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун. Болтун, зазнайка?

Знают все, малыш - …. НЕЗНАЙКА

Незнайка сочинил стихи, а его друзья из Солнечного города не могут в них разобраться. Он просит помочь им:

С другом мы играли в ……. ЧАШКИ,

Пили чай из белой……. ШАШКИ.

Вылезла из норки ….. ШИШКА,

На нее упала ….. МЫШКА.

Какой звук встречается во всех словах7

3. Артикуляция

Давайте произнесем этот звук.

На что похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо)

Когда произносим этот звук, где находятся губы, язык, зубы?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед

Широкий язычок наверху образует «чашечку»

Теплая воздушная струя идет по центру язычка

Что – нибудь мешает при произношении этого звука?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

Горлышко «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Еще какой это звук? (твердый)

Запомните, звук ш всегда твердый.

Давайте Незнайке повторим, какой звук ш? (согласный, глухой, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим) показ синего кружка.

4. Незнайка предлагает поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук ш

Ш, п к, ш

Ша, па, ка, шу

Шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

5. работа с картинками

Незнайка нам принес картинки, давайте их посмотрим

Из ряда картинок выберите те, в названии которых есть звук ш

Где в слове находится звук ш?

Придумайте сами слово со звуком ш и где он находится?

6. физкультминутка (на ковре)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Тише.

Деревцо все выше, выше.

7. Знакомство с буквой ш (за столами)

Буква ш с тремя шипами

Не хватай ее руками.

На что похожа буква ш?

Сложим букву ш из пальцев:

Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.

Выложите букву из счетных палочек, сколько палочек понадобилось?

Найдите букву в разрезной азбуке.

8. Звукобуквенный анализ слова

Что можно составить из букв? (слово)

Незнайка предлагает составить слово ШУБА

Какой первый звук?(ш)

Какой это звук? Как обозначим? (синим)

Какой 2? Какой он? Как обозначим?(красным)

Какой 3? Какой он? Как обозначим?(синим)

Какой 4? Какой он? Как обозначим?(красным)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Сколько согласных? (2)

Сколько гласных? (2)

Какой звук 2? 4? 1? 3?

Сколько слогов? (2) как узнали? (хлопки, рука к подбородку)

9. А давайте составим предложение со словом шуба

Сколько в вашем предложении слов?

10. Итог

Давайте вспомним, с какой буквой познакомились?

Расскажите все о звуке ш.

Незнайка тоже все запомнил и расскажет своим друзьям в Солнечном городе.

А вам он принес подарки, где вы сможете раскрасить изученную букву.

Каким цветом будете раскрашивать?

Пойдемте и раскрасим.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»

Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

Цель : Закрепление правильного произношения звука «Ш» , знакомство с буквой «Ш» .

Задачи :

Образовательные : - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] ; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Развивающие : - развивать навыки звукового анализа слова , упражнять в определении позиции звука в слове ; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательная : - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.

Оборудование : копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки : шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент :

(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)

Игра «Волшебные звуки »

Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В] . Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З] . При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж] .

(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).

Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой» ?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».

Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук .

Их надувают на праздник (шары) . - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык) . - Головной убор (шапка) . - Там учатся дети (школа) . - В нем хранят одежду (шкаф) . - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка) . - Зимой его повязывают на шею (шарф) . - Их завязывают на ботинках (шнурки) . - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла) . (На экране появляются картинки-отгадки) .

II. Сообщение темы и цели занятия :

Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш» ). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея) . Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит : “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим : “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья) .

III. Характеристика звука «Ш» .

Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук ? (губки округлены и слегка вытянуты вперед) . - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”) . - Где он расположен? (за верхними зубками) . - Произнесем звук “ш” . Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок) . - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит» ). Значит он звонкий или глухой? (глухой) . - Этот звук твердый или мягкий ? (твердый) . - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш» ).

IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш» .

Буква Ш с тремя шипами - Не хватай ее руками (рисуем в воздухе) .

На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е) . Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке) . – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами) . - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей) . - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы : первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения) . - Молодцы! Вы заслужили бонус!

V. Физминутка : Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).

VI. «Раздели слово на слоги»

Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь) . – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) . – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов) . Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков ? (3) . *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков ? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков ? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков ? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки» . И сделать звуковой анализ этого слова , но сначала поставим ударение в этом слове.

Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков . [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!

VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша) .

Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. . А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой» . - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные» ) - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)

VII. Итог :

Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши) . Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.



gastroguru © 2017