Для сохранения нормального зрения расстояние от глаз. Как сохранить зрение

Об этом и многом другом рассказала главный офтальмолог МЕДСИ, врач высшей категории Донцова Светлана Михайловна .

Как правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы снизить нагрузку на глаза во время чтения?

Самым удобным и правильным местом для чтения является специально адаптированные под ребёнка стол и стул. Место должно быть организовано так, чтобы ноги ребёнка были согнуты под углом в 90 градусов и касались пола, чтобы спина была прямая – ребёнок не должен наклоняться или «зависать» над столом. Высота стола должна быть почти на уровне грудной клетки. Расстояние от книги до глаз ребёнка – 40–45 сантиметров. Саму книгу следует держать в наклонном положении.

Стол должен находиться в самом освещённом месте комнаты, желательно, около окна, чтобы на книгу падал естественный свет и не было теней. Естественный свет – самое лучшее освещение для чтения.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день почти у всех школьников есть компьютеры на рабочих столах, необходимо установить монитор так, чтобы не было бликов от окна, а также от верхнего или от локального освещения.

Так как световой день становится всё короче, то для правильной организации чтения необходимо как , так и локальное – то есть на столе у ребёнка должна быть настольная лампа – это обязательный атрибут для школьников.

Если ребёнок правша, то настольная лампа должна стоять слева, если левша, то справа – чтобы тени не падали на книгу.

Продолжительность непрерывного чтения должна быть чуть меньше, чем в школе. Есть нормы для школьника младших классов: 30 минут работы – чтение или – и потом обязательный перерыв-отдых. Старший школьник может без вреда для глаз выдержать 45–50 минут непрерывного чтения. Если ребёнок работает на компьютере, то перерыв должен быть чаще.

Схема работы за компьютером для младших школьников – это 15 минут работы и 30 минут перерыва. Для учащихся средней и старшей школы – 30 минут работы и не менее 10 минут перерыва. В целом, детям не рекомендуется проводить за компьютером более двух часов.

Организация перерыва

Во время перерыва важно не только отвлечься от работы – будь то школьные уроки или чтение – но и сделать гимнастику для глаз и мышц шеи и спины. Можно потянуться, разогнуться, встать и сделать несколько приседаний, размять мышцы шеи. Основная – это размять все наружные мышцы глаза:

– нужно поводить глазными яблоками в разные стороны, влево-вправо;

– сделать несколько круговых движений глазами, будто рисуя взглядом круг;

– поморгать;

– посмотреть в окно и сконцентрировать взгляд на чём-нибудь далёком.

Вынужденная поза – она очень утомительная для детей. Дети не всегда замечают усталость, особенно, если им интересно и они увлечены книгой. В результате ребёнок начинает наклоняться вниз или в сторону не от того, что ему плохо видно, а потому что устала спина. В результате возникает деформация спины, позвоночника, неправильная осанка и .

На диване или в кресле?

Многие дети, как и взрослые, любят читать полулёжа в кресле или даже . При этом читать лёжа не рекомендуется никому, так как не только формируется неправильное положение головы, но и освещение, скорее всего, будет неправильным – на книгу будут падать тени. Кроме того, лёжа очень трудно удержать правильное расстояние от текста до глаз – 40 сантиметров. И самое главное – нарушается положение глаз. В положении лёжа получается, что ребёнок читает полузакрытыми глазами, что приводит к астигматизму. У человека сам глаз мягкий, и полуприспущенные веки придавливают глаз, меняют преломление световых лучей и искажают зрение. В результате устаёт глаз. Так что в положении лёжа читать нежелательно.

Также важно помнить, что дети копируют взрослых, поэтому если они видят, что мама с папой читают лёжа, то им очень сложно объяснить, насколько это вредно для зрения. Если взрослый глаз уже адаптирован, устойчив, то детский только формируется и растёт, он не привычен к экстремальным нагрузкам, и неправильное положение может , в частности, к близорукости.

Читать полулёжа в кресле можно, если расслабиться, занять удобную позу и поставить рядом дополнительное освещение. Конечно, лучше всего читать сидя за столом, но, как правило, спина тоже устаёт, и поэтому можно провести время с книгой и на диване или в кресле, главное – читать сидя и организовать себе хорошее освещение.

Нормы чтения

Нормы чтения зависят от возраста ребёнка и от того, какие у него нагрузки в школе, ведь чем старше ребёнок, тем больше домашних заданий. Для младших школьников 30 минут чтения в день – вполне достаточно. Максимум – два часа, но обязательно с перерывами и . В любом случае, ориентироваться надо на ребёнка.

Если говорить о старших школьниках, то им можно читать и более четырёх часов в день, но также обязательно нужно делать перерывы. обязательно должна быть разнообразной.

Если ребёнок чувствует сильную усталость после выполнения домашней работы и чтения, то самое лучшее – это выйти на прогулку. Регулярные, а лучше в любую погоду являются важным условием для сохранения хорошего зрения.

Вы задумались над тем, что мы практически постоянно, кроме сна, пользуемся своими глазами? Да, наши глаза подвергаются серьезным нагрузкам и часто сильно устают. И здесь нам остро нужна профилактика усталости глаз . Есть простые вещи, которые надо внедрить в свою жизнь и сделать их привычками. И эти зрительные привычки будут снимать усталость глаз . Кроме того, они не отнимают много времени.

1. Моргайте регулярно, особенно если сидите за экраном компьютера или планшета. При моргании поверхность глаза очищается и увлажняется. Когда вы расслаблены, то моргаете до 12 раз в минуту. Поэтому привыкайте моргать примерно каждые 5 секунд. Иначе может появиться .

2. Двигайте глазами, меняйте фокус. Необходимо двигать глазами, переводить взгляд с ближних предметов на дальние, и наоборот. Особенно, когда работаем за компьютером, нужно делать это через каждые 5-10 минут, давая тем самым глазам отдохнуть.

3. Используйте периферическое зрение. Старайтесь всегда замечать все, что попадает в поле вашего зрения.

4. Давайте отдых вашим глазам и снабжайте их светом. Не секрет, что глаза лучше видят при естественном освещении, поэтому при нагрузках заботьтесь о правильном освещении. А вот полная темнота хорошее условие для отдыха глаз.

5. Всегда следите за правильностью своей осанки и расслабляйтесь . От напряжения в теле, особенно от его верхней части, зависит зрение. Со зрительными проблемами связаны нарушения осанки и физическое напряжение, поэтому очень важно научиться расслабляться и снимать напряжение. Не забывайте расслаблять челюсти, плечи, лоб, груди, лицо, шею.

6. Дыхание. Дышите размеренно и полной грудью. Примерно 30% кислорода, вдыхаемого нами, попадает в мышцы, нервы и мозговые центры зрительной системы. В специальной литературе указывается, что улучшить зрение (или поддерживать) помогает любая умеренная физическая активность – ходьба, бег (только легкий), плавание (тяжелые физические нагрузки для людей с ослабленным зрением противопоказаны).

7. Мечтайте с закрытыми глазами. Человек, впавший в транс, имеет рассеянный безжизненный взгляд, его глаза неподвижны. Это входит в привычку и может негативно повлиять на зрение.

(Посетителей 374 за все время, 1 визитов сегодня)

Для сохранения нормального зрения очень важно правильное и достаточное освещение. Естественная осве- щенность помещения улучшается, если потолок, стены и другие отражающие поверхности окрашены в светлые, преимущественно желто-зеленые тона.

Светлые шторы на окнах помогают устранять слепящее действие прямых солнечных лучей. Для искусственного освещения ис- пользуют светильники с лампами накаливания или лю- минесцентными лампами. Необходимо, чтобы свет па- дал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени.

При чтении расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться в среднем 30-35 см, что составляет примерно длину руки от локтя до кончиков пальцев. Не рекомендуется читать на ходу, в транспорте. Неустойчи- вое положение книги или газеты затрудняет чтение, за- ставляет чрезмерно приближать текст к глазам, быстро утомляет.

Для облегчения зрительной работы и предупрежде- ния быстрого утомления глаз текст или рисунок должен быть контрастным к фону - бумаге, на которой он изоб- ражен.

Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь не ближе 2,5 м от экрана. Желательно, чтобы комната в это время была умеренно освещена.

Гигиена зрения у детей. Помимо недостаточного осве- щения и дефектов во внешнем оформлении книги (мел- кий шрифт, темный фон) чрезмерное приближение глаз к книге (тексту) у детей может быть обусловлено утомле- нием мышц шеи и спины, которые поддерживают накло- ненную голову за счет неправильной посадки.

Возрастные изменения.

С возрастом уменьшается раз- мер зрачка, что ограничивает поступающее в глаз коли- чество света. Хрусталик глаза понемногу желтеет, теряя свою прозрачность, и поглощает часть света. С возрастом плотность фоторецепторов (палочек и колбочек) умень- шается так, что на падающий на сетчатку свет будет реа- гировать все меньше соответствующих клеток (человеку в возрасте 80 лет требуется света в 10 раз больше, чем двадцатипятилетнему).

С возрастом также уменьшается способность глаза приспосабливаться к темноте и восстанавливать зрение при ярком свете. Больше всего это сказывается на цвет- ном зрении и зрении в темноте, так как и то и другое за- висят от освещенности. С возрастом стекловидное тело несколько разжижается, делая более заметными затвер- девшие образования в нем в виде пятен, полосок (при взгляде на ярко освещенные поверхности), являющиеся безвредными, но вызывающие раздражение.

Гигиена зрения в пожилом возрасте. Необходимо под- держание соответствующего артериального давления, снижение содержания в крови холестерина, отказ от си- гарет и табака.

Если требуются очки, нужно их носить. При необхо- димости увеличить освещенность комнат. Нужно избе- гать резких перемен уровня освещенности, так как при входе в темную комнату с ярко освещенной улицы глаза не сразу адаптируются. Поэтому при ярком солнце по- лезно надевать солнцезащитные очки.

Но использовать затененные линзы вечером или в недостаточно освещенных помещениях не рекомендует- ся, так как они еще более уменьшают и так недостаточ- ный поток света, попадающий на сетчатку глаза.

Для сохранения нормального зрения большое значение имеют благоприятные гигиенические условия. Особое внимание должно быть обращено на правильное и достаточное освещение. В комнате наилучшим является боковое левостороннее естественное освещение, которое обеспечивает комфортные условия видимости. Чтобы дневной свет свободно проходил в комнату, следует оставлять свободными подоконники и содержать в чистоте оконные стекла. Наличие светлых штор на окнах может значительно уменьшить слепящее действие прямых солнечных лучей. Естественная освещенность помещения улучшается, если стены, потолок окрашены в светлые цвета, которые хорошо отражают свет и благоприятно влияют на самочувствие человека.

Для искусственного освещения лучше всего подходят светильники с лампами накаливания или люминисцентными лампами. Последние особенно близко подходят по своим характеристикам к дневному свету и приятны для глаз. Вечером следует пользоваться лампой 40-60 Вт с матовым колпаком. Расстояние от глаз до книги не должно быть больше 30-35 см, что создает оптимальные условия для чтения или письма. Не следует читать при плохом освещении, на ходу, во время езды в транспорте. Неустойчивое положение книги или газеты не только затрудняет чтение, но и усиливает нагрузку на орган зрения.

Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 мин занятий необходим 10-минутный перерыв. Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь не ближе чем в 2,5 м от экрана, в умеренно освещенной комнате.

Одним из основных направлений развития современный школы является компьютерное обучение школьников. Занятия с компьютерами активизируют умственную деятельность учащихся, повышают информационную емкость урока. Однако они увеличивают нагрузку не только на нервную систему, но и на орган зрения. При работе с компьютерами отмечаются следующие жалобы: мелькание «мушек», потемнение в глазах, двоение, головокружение, снижение остроты зрения и др. Классы для работы с компьютерами оборудуют индивидуальными рабочими местами. Размеры мебели компьютерных классов должны соответствовать антропометрическим данным учащихся. На столе следует предусмотреть место для тетради и книги. Занятия за одним дисплеем двух и более человек недопустимы, поскольку нарушаются условия видения и возникает выраженное зрительное утомление. В классах для работы с компьютерами должно быть естественное освещение, столы располагаются таким образом, чтобы свет падал только слева. Светильники искусственного освещения должны обеспечивать достаточный и равномерный уровень осещенности всего помещения при изменении наружного освещения в течение дня.

Предельная непрерывная продолжительность работы с компьютером зависит от возраста и может колебаться от 15 до 60 мин. После 15-25 мин работы с экраном необходим короткий перерыв для снятия зрительного утомления.

Вопросы для повторения

  1. Расскажите о гигиене зрения.
  2. Какие профилактические меры необходимы при работе с компьютером?

"Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических Г. Гельмгольц, приборов". физик и естествоиспытатель

Что мы хотим узнать? мы знаем о глазе? Что Каково строение глаза? создаётся изображение в глазе? Какие дефекты зрения известны? мы можем сделать для сохранения Что зрения?

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

n Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. n По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. n Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. При этом в 75% случаев слепоту вызывают заболевания, которые можно вылечить на начальных стадиях или предотвратить с помощью профилактических мер.

Какую роль играет зрение в нашей жизни? Глаза даны человеку, чтобы видеть мир. Глаза служат источником информации об окружающей нас внешней среде. участием и под контролем зрения мы С ориентируемся в пространстве. Поговорка на все времена: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Построение изображения в глазе Хрусталик – это «собирающая линза» , которая даёт действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение предмета.

К чему приводит нарушение зрения? n к появлению отклонений в психическом и физическом развитии школьника; n страдают функции, тесно связанные со зрением восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. n отмечаются недостатки в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации движений и др. n дети с ослабленным зрением очень часто пытаются «скрыть» свой дефект от окружающих, они чувствуют себя скованно, дискомфортно и неестественно, часто стесняются обратиться за помощью, и очень ранимы и чувствительны к критике в свой адрес.

У некоторых людей резкое изображение предмета получается не на сетчатке, а перед ней - лучи света после преломления в глазном яблоке собираются в фокусе впереди сетчатки. Это и есть близорукость При этом видение предметов возможно только на близком расстоянии.

У некоторых людей резкое изображение предмета получается не на сетчатке, а за ней - лучи света после преломления собираются в фокусе позади сетчатки. В этом случае видение вдаль лучше, чем вблизи - это дальнозоркость

n Астигматизм - дефект зрения, связанный с несферичностью роговицы, т. е. ее различной кривизной в разных плоскостях. В результате этого изображения предмета в горизонтальном и вертикальном направлениях возникают в различных плоскостях, так что человек не может одновременно четко видеть вертикальные и горизонтальные линии. Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз.

Очки - крепимая напротив глаз пара пропускающих свет пластин для оптической корректировки зрения, для фильтровки видимого света, для защиты от иных физических воздействий или для украшения.

Просвечивающие пластины у очков называются линзами, а удерживающий их механизм - оправой. Линзы бывают минеральные - «стеклянные» и полимерные - «пластиковые» .

Скорректировать дальнозоркость можно при помощи положительных очков, которые строят изображение бесконечно удалённой точки за глазом.

Рекомендации для сохранения нормального зрения n Как можно меньше играйте на телефонах, планшетах, компьютерах – глазные мышцы сильно напрягаются, слизистая глаза пересыхает. n n n Читайте только при хорошем освещении. Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если человек пишет правой рукой и справа, если он пишет левой рукой. Расстояние наилучшего зрения (25 см) от глаза до текста книги нужно строго соблюдать. Правильное питание, богатое витаминами, необходимыми для профилактики зрения.

Рекомендации для сохранения нормального зрения n Непременно нужно гулять на свежем воздухе, двигаться, заниматься спортом. n Чтобы не терять способность видеть хорошо вдали и вблизи, нужно тренировать глазные мышцы, выполняя регулярно упражнения, делая несложный массаж. n При работе с компьютером рекомендуется делать перерывы через каждые 15 минут. n При возникновении в оптической системе глаза отклонений от нормы и нарушении остроты зрения необходимо обратиться к специалисту – офтальмологу.

Гимнастика для глаз при близорукости. Близорукость лечится. Причем борьба с данным недугом во многом зависит от самого человека. Особое значение в коррекции зрения при близорукости играют специальные упражнения для глаз.

Комплекс упражнений по Бейтсу Эти упражнения призваны усилить приток крови к голове, направлены на расслабление. n К гимнастике приступать без очков и без линз, легко моргать после каждого упражнения. Начинать заниматься с двукратного повторения упражнения (со временем количество повторов увеличивать).

1. Поворачивая шею вправо-влево, наклоняем голову. 2. Водим глазами вверх-вниз. 3. Водим глазами вправо-влево. 4. Описываем глазами круг, сначала по часовой стрелке, потом поморгав, – обратно. 5. Рисуем взглядом диагонали: вправо – вверх и влево – вниз, потом влево – вверх и вправо – вниз. 6. Смотрим на палец, приставленный к носу, потом отдаляем его и приближаем.

7. Взгляд на ладони, потом – на какой-то объект подальше и совсем вдаль, затем путь обратно – на горизонт, объект поближе и свои ладони прямо под носом. 8. Раскачиваем тело вправо-влево, отрывая только пятки. 9. Повороты тела вправо-влево, отрывая только пятки. 10. Прогреть руки, потерев ладони, и прикрыть ими глаза так, чтобы центр ладони оказался над глазом. Для упора поставить локти на стол или стул. И так посидеть, расслабиться.

Домашнее Задание n Всем: § 28 учебника + консп. , подг. к с/р. n Творческое задание: I вариант. Подобрать «свой» комплекс упражнений для коррекции зрения. II вариант. Подготовить презентацию по теме «Фотоаппарат» . III вариант. Подготовить презентацию по теме «Иллюзии зрения» .



gastroguru © 2017