Следовая собака как научить ходить по следу. Первоначальная постановка собаки на след

3. Следовая
3.1. Характерные ошибки владельца. Характерные ошибки дрессировщиков. Пути исправления. Частные случаи (примеры из практики). Что лучше: капельный след или мясо на следу? Не приучится ли пес подбирать с земли? Если собака не хочет искать колбасу? С какого возраста начинать обучение следовой работе? Если работа собаки не стабильна, она отвлекается? Как приучить собаку правильно нюхать? Как мотивировать на следу, как поощрять в конце следа?
В принципе, для ответа на комплекс этих вопросов - можно написать книгу. Но я постараюсь вкратце ответить на каждый. Существует множество методик при подготовке собаки на следу. Каждый инструктор успешно использует ту или иную методику. Я постараюсь быть последовательным и начну с самого начала. Маленький щенок, которого очень интересует еда, если я планирую завтра утром идти на след - должен быть недокормленным. Т. е. уже сегодня, начиная с утра я прекращаю его кормить: утреннее кормление - первое и последнее. На завтра я его совершенно голодным, с бешенным желанием поесть, везу на поле. Допустим, щенку 50-60 дней. Я вывожу его на поле, где есть идеальный газон, идеальная трава, высотой не более 10 и не менее 5 см, достаточно густая. Далее я вытаптываю так называемый треугольник, в основании он имеет примерно 50 см, и высоту примерно 3 шага. И весь этот треугольник я методически затаптываю. Еще раз напоминаю: 50см - это внизу - основание этого треугольника, и 3 шага вперед. И дальше я соединяю линиями эту верхнюю точку, и у меня получается своеобразный треугольник. После этого я выкладываю его кусочками сыра, мяса (мелко нарезанными, размером примерно как верхняя фаланга пальца). Потом подношу щенка, даю ему кусочек один с руки, второй кусочек я бросаю на землю в место прокладки этого следа, и абсолютно спокойно, без всякого поводка, без всякого воздействия просто отпускаю щенка собирать этот корм. Если вы сделаете такое занятие в 60 дней, то через полгода, придя на следовое поле, ваш щенок будет приблизительно помнить о том своем первом опыте.

Как правило, щенок себя ведет очень активно, он целенаправленно пытается находить этот корм, могут быть легкие хаотичные движения, но, как правило (из личного опыта) щенок покажет вам все выходы из этого треугольника. Как только он будет выходить из зоны, где он дифференцирует мясо с отпечатками следа, он моментально будет переходить в хаос и искать то место, где он был, и в результате получать спокойствие там, где есть отпечатки следа. Это очень эффективный способ.

Второй положительный фактор - это то, что нет абсолютно никакого оспаривания, нет даже мысли про начальную фазу конфликта с проводником. Если вы делаете уже первое занятие с ошейником и поводком, и если собака более взрослая (3-4 месяца), то уже сам поводок и сдерживание им щенка, ваше нахождение рядом с собакой - это уже легкий конфликт, который приводит к не совсем вдумчивой, более нервозной, быстрой, одновременно невнимательной работе у одних собак; у других это может пройти незамечено, это все зависит от темперамента собаки. Но мы сейчас рассматриваем собаку с сильными инстинктами. Поэтому желательно проводить эти занятия как можно раньше. Далее, пуская молодую собаку на след, поводок с ошейником вы оставляете на ней, но при этом всегда находитесь в стороне. Когда она находит кусочки - вы можете ее поощрять голосом: «Хорошо, Рэкс». Если собака выходит из треугольника, говорите ей "нюхай", как только она "хватает" треугольник - вы ее поощряете. В данном случае для щенка вы - партнер, наталкивающий его на нужную позицию, которая всегда поощряема.

Характерная ошибка для многих дрессировщиков - это выход на следовую работу, когда собака излишне возбуждена и не голодна. Если вы поработали над послушанием с помощью игрушки - собака возбуждена, и на следовую работу лучше сразу не выходить. Собака должна выйти на след достаточно спокойно. Поэтому всегда, приехав на поле с маленьким щенком, перед проработкой следа отвяжите собаку, дайте команду "лежать" - если собака более взрослая. Если щенок маленький - старайтесь до следовой не мордовать его никакими играми, спокойно выгуляйте, пусть немного успокоится, и в этом спокойном состоянии подводите его к следу.
Следующий момент: количество и размер кусков должны быть соизмеримы с количеством того корма, который должен получать щенок. Необходимо, чтобы щенок уходил со следовой работы с интересом к нахождению кусочка корма еще и еще.
На счет капельного метода - он используется как один из методов, но я, скажу вам честно и откровенно, никогда его не использую. Еще в 90-х годах я его пробовал, мне он не очень нравится. Я не вижу в этом особого смысла. Собака должна научиться различать, что там, где есть отпечаток следа, - там есть корм. Пользуясь капельным методом, вы одно вышибаете другим, таким образом, вы приучаете собаку ходить по запаху бульона или крови. Это используется как вспомогательный способ для тех собак, у которых очень низкий интерес к пище, и для привлечения внимания к следовой работе используют кровь от мяса.
Также знаю один из способов - это использование мочи течной суки. По большому счету, это больше из области фантастики, чем то, что нам нужно. В силу того, что мы очень часто имеем дело с очень слабыми собаками, приходиться "мудрить", но я бы не рекомендовал это использовать.
На следу чаще всего мы используем те продукты, которые больше всего задействуют пищевой инстинкт. Если мы говорим об инстинкте пищевом, то, безусловно, вареные сосиски, или сухая колбаса - это не совсем природно, мягко говоря. Лучше всего на начальных фазах обучения использовать мясо или рубец, желательно в сыром виде.
Если собака не хочет искать колбасу, мясо на следу – значит, она не голодна. Есть собаки, которых прежде чем приступить с ними к следовой работе (в более взрослом возрасте) неделю держат на голодной диете. Я понимаю, для некоторых это может показаться не совсем гуманным по отношению к своему любимцу, но вы должны знать, что в природе волк может не есть одну - две недели. И если ваш пес - извращенец в еде, которого не интересует колбаса на следу, - до тех пор, пока она его не заинтересует - вы не приступаете к работе. Есть также использование игрового метода на следу. Но опять же, я не рекомендовал бы его использовать, потому что он несет за собой ряд плюсов и ряд минусов. Я скажу так - больше минусов. После нахождения мяча в первый раз, собака начинает в поиске применять глаза, потому что она этот мяч уже способна увидеть с расстояния 3-4 метров. Поэтому я бы не рекомендовал увлекаться этим способом. Его можно использовать как дополнительный способ для тех собак, которым уже действительно кроме мяча ничего не интересно.
С какого возраста можно обучать щенка следовой работе - я уже говорил выше. Касаемо правильного нюханья: если собака этого не умеет - тут вы ей ничем не поможете. Если собака хочет есть и хочет найти она, безусловно, будет задействовать "низкий" нос.
Собака должна идти по следу только по ветру - это вы должны обязательно знать. Лакомство на следу необходимо раскладывать так, чтобы расстояние между кусочками было соизмеримо возрасту и темпу собаки. Если собака работает быстро - корм раскладываю более часто, если собака работает медленно - я расстояние между кусками корма увеличиваю. Если собака склонна к поднятию носа и подключению глаз, я корм прячу в траву так, чтобы у собаки не было возможности найти его глазами.

3.2. Как приучить собаку оторваться от проводника на длину поводка?
Это опять таки по принципу: от простого к сложному. Если у собаки есть сильный интерес к поиску, если следовая работа для собаки является интересной и вы правильно собаку поставили на след, то увеличение расстояния от проводника к собаке - это уже дело просто времени. Всегда вы выходите со щенком с поводком 10 м. Вы можете быть даже во время работы взрослой собаки и на расстоянии 1 метра на более сложных участках, и на расстоянии 5-10 метров на более простых участках.

3.3. Основные ошибки при поиске предмета на следу? Есть ли хитрые приспособления или секреты для обучения следовой работе? Основные требования к проводнику на следу? К собаке?
На этом моменте хочу остановиться более подробно, потому что очень многие делают характерные ошибки, одновременно пытаются делать все: и прямые на следу, и одновременно подключают углы, и одновременно отрабатывают обозначение предметов. Не начинайте отработку нового элемента до тех пор, пока вы не научили собаку в одном темпе, интенсивно (но это не значит быстро, это значит с очень низким носом и большим интересом) работать. Если вы уже приучили собаку к тому, что на протяжении всего следового участка может быть корм, и собака уже четко выдерживает 5 шагов с кормом, 10 - без корма, 10 с кормом, 15-без, и т. д., и при этом она нормально удерживает "следовую тропу" и спокойно может идти по следу 100 шагов, только потом вы приступаете к проработке углов. Способы отработки углов также разнообразны. Я думаю, что читатели знают эти способы. Для тех, кто не знает: сначала мы делаем более "скругленный" угол, угол, который совершенно закруглен, плавно переходящий из прямой в другую прямую. Если на первоначальном этапе мы стараемся как можно больше раскладывать корма, то потом этот угол становиться более "угловатым", и при этом корм мы выкладываем еще более интенсивно. После того, как мы видим, что собака достаточно легко справляется с этой задачей, мы делаем правый угол, левый угол, снова правый угол, левый угол и т.д. Но всегда следовая - это две-три прокладки и не более. Всегда, если мы работаем, например, над углами, мы прямые делаем короче, а углы делаем чаще. Т.е. один след - два угла: правый-левый угол и более короткие прямые. По расстоянию след не должен превышать те привычные для собаки 100 метров - это для того, чтобы та сложность, с которой собака на следу столкнется, не вгоняла ее в стресс и собака не теряла уверенность в себе.
Дальше, когда мы работаем уже с углами и видим, что у нас собака уже переходит к совершенно прямым углам и делает это спокойно, мы начинаем также варьировать с кормом, как и на прямых. Т.е. на одном углу кусочек может быть сразу же за углом, на втором - без корма, а через метр или через 2-3 м. (в зависимости от грунта) вы выкладываете корм и смотрите, как собака справляется с новой для нее задачей.
Если все идет нормально, вы говорите, что неплохо было бы подойти к обозначению предметов. Когда вы переходите к обозначению - вы опять возвращаетесь на любимую вашу прямую, на ней будет несколько предметов. Прежде чем приступить к обозначению предметов, вы должны четко знать, что собака на 100% выполняет команду "лежать". Есть масса способов приучения собаки обозначению предмета: например, делаются специальные закрытые маленькие ящички. Они могут быть пластиковые или деревянные, и т. п. В них мы закладываем корм. Но этот способ мне не очень нравится.
Еще способы: корм до предмета, корм под предметом, на предмете. Можно все это использовать, но наиболее эффективные, в моем понимании, способы - это когда мы приучаем собаку обозначать предметы отдельно от следа. Например, на площадке я беру 2 предмета, которые я потом буду использовать на следу. Щенок обучен более-менее, ему 9-10 месяцев, у него команда "лежать" поставлена четко. Когда собака заинтересована в игре, я привлекаю ее внимание к предмету, бросаю его метра на два вперед. Как только собака подбегает к этому предмету - я подаю команду "лежать". Только щенок лег - я начинаю кормить его с предмета. Т.е. перевожу его с игрового инстинкта, с инстинкта добычи на голый пищевой инстинкт. Безусловно, этот инстинкт для нормальной собаки гораздо важнее, чем незнакомый ей предмет. Если вы такой собаке-игруну предложите ее любимый мяч, игрушку, то в данной ситуации колбаса интересовать собаку не будет совершенно. Но если это будет совсем незнакомый предмет, как правило, собака с удовольствием поедает предлагаемую пищу.

Также можно после поедания лакомства дать собаке поиграть этим предметом. Опять бросаете его вперед метра на 2, разрешаете собаке подойти к нему, используя любую разрешающую команду - «апорт», «играй», «гуляй». Как только собака подбежала к этому предмету - подаете команду «лежать». Как только собака легла - начинаете ее кормить. 3-4 повторения на одной площадке и 3-4 занятия по этой схеме приведет к тому, что ваша собака с удовольствием будет ложиться перед предметом в ожидании кусочка мяса, или колбасы.
Потом вы этот предмет переносите на следовую работу, по той же схеме: прокладываете прямую, раскладываете эти 2-3 предмета (которые вы использовали на дрессплощадке и с которыми собака примерно знает правила игры). Как только собака подходит к предмету – вы ее не дергаете, а просто подаете команду «лежать». Собака легла – вы опять напоминаете ей о правилах игры, т.е. кормите с предмета. Кормить - это не значит дать один кусочек и пойти дальше, это значит дать 5-6 кусочков корма, для того, чтобы собака перешла полностью в фазу спокойствия на этом предмете, и могла сосредоточиться над тем моментом, над которым вы сейчас работаете.
Этот способ очень эффективен и в дальнейшем он приводит к тому, что, как мы уже говорили выше, след для собаки будет носить очень сильный мотивационный характер, потому что дифференциируя запах она находит то, что ее интересует, т.е. пищу. Углы точно так же собаке интересны, потому что они сопровождаются большим количеством пищи, собака после угла ее находит.
Следующий момент - это предметы, которые являются дополнительным стимулом для собаки, и не в коем случае не конфликтом. Многие дрессировщики делают ошибку, отрабатывая обозначение предметов на следу путем рывков и давления, которое оказывается на собаку прямо на следовой работе. А давление – это конфликт «проводник - собака - след». А конфликт - это срыв и суетливая, неуверенная работа после нахождения предмета и до него.
При правильной дрессировке предмет является только положительным подкреплением. На соревнованиях, когда собака не находит корм, она находит предмет, и для себя вспоминает, что она на правильном пути, что есть уже положительным подкреплением, и дальше собака уверена, что она еще что-либо найдет – или на следу, или на углу или после угла и т.д.
О поощрении и наказании мы будем говорить на более поздних этапах обучения. В силу того, что собака склонна к совершению тех или иных ошибок, она должна знать, что за ошибки она наказуема, и вы должны понимать, что какая бы сильная мотивационная связь в процессе обучения у животного не возникла, без коррекции, без давления, вы не придете к тому результату, который называется «оценка «очень хорошо» и выше». Поэтому к этому вы должны быть морально готовы.
На более поздних этапах, когда вы уже не обучаете собаку, а тренируете, вы специально создаете ситуации, чтобы собака совершила ошибку. Когда она ее совершает - она должна получить давление. Если мы говорим, например, о углах - то в силу того, что их всего 2 (направо и налево) и в силу того, что они под 90 градусов - это один из элементов послушания. Когда вы научили собаку правильно выполнять эти углы, и когда она совершает те или иные ошибки: по невнимательности, из за отвлечения, из за того, что ей все легко, понятно, и она склонна к совершению ошибок - как только она ушла на расстояние не более метра от этого угла - она должна получить коррекцию. Коррекция - это, своего рода, воздействие на собаку посредством строгого ошейника и поводка, либо посредством давления голосом или подергиванием за рывковую цепочку и т.д.
Собака должна получить неприятные ощущения как только она теряет угол, и после этого вы должны убедиться, что она все-таки сама справляется и находит след. Многие считают, что откорректировать собаку на углу - это значит дернуть ее в сторону угла. Ничего подобного. Собака должна получить давление за углом, но на угол она таки должна стать сама. Только тогда она будет всегда для избежания давления становиться более сконцентрированной. Угол - это всегда обрыв следа, и собака на нем будет сильнее сосредотачиваться и интенсивнее нюхать, чтобы не получить давление.
То же самое происходит при обозначении предметов: если собака, знающая, что такое обозначить предмет, в силу своей невнимательности пропускает его - она тут же получает давление. То же самое при работе на прямых: если собака по невнимательности (а это проверить очень легко: если проложить прямую с легким отклонением - немного уходите от флажка - и вы уже увидите: если собака невнимательна, то после точки занюхивания она - если ей все легко - начинает идти сначала прямо) теряет след и начинает принюхиваться - вы можете совершить давление.

СИСТЕМА МАРКО ДРЕЙЕРА
ПО ПОДГОТОВКЕ СОБАКИ К СЛЕДОВОЙ РАБОТЕ
В НОРМАТИВАХ IPO- FH

Marco Dreyer – двукратный чемпион мира по FH (FCI 2012, 2013 гг.), многократный победитель и призер национальных соревнований по следовой работе в Германии.

Статья подготовлена по материалам семинара в Ярославле 25- 26.05.2013 г.
Перепечатка запрещена.

Система подготовки собаки к следовой работе стоит на трех «китах»: спокойствие, концентрация, последовательность .

«Спокойствие». Собака работает на следу в спокойном, уравновешенном состоянии. Это состояние тренируется на начальном этапе работы, и далее связывается со всей последующей практикой.
«Концентрация» подразумевает сосредоточенность и внимательное поведение, которое также формируется в тренинге и далее закрепляется в полевой работе.
«Последовательность» - это поэтапное обучение собаки по принципу «от простого к сложному». Сначала необходимому состоянию и концентрации, затем базовой работе и далее сложным следам, без чрезмерной физической и психической нагрузки, в форме непродолжительных, но регулярных занятий.

В системе Дрейера не используется активная коррекция собаки со стороны проводника. Активная коррекция лишает собаку самостоятельности и инициативы, что зачастую приводит к сбоям на испытаниях.

При работе на следу собака не должна быть голодна. Но, разумеется, собака должна обладать нормальной пищевой мотивацией и быть заинтересована получать и собирать корм. Сильное чувство голода ведет к ненужному возбуждению и невнимательности.

Для следовой работы используется обычный повседневный корм, с единственным условием гранулы должны быть подходящего размера: не слишком крупные, чтобы собака могла их сразу проглотить, не жуя, и не слишком мелкие, чтобы не возникало трудностей и задержек при собирании их с земли.

Обучение следовой работе делится на несколько последовательных этапов.

1 ЭТАП
Спокойствие и концентрация


Инструменты: следовая шлейка, корм (обычный повседневный сухой корм).
Место: любое спокойное место без внешних раздражителей.
Цель: установить связь между шлейкой, одеваемой на собаку, и спокойным поеданием корма, с промежуточной концентрацией на проводнике. Задача проводника – своим поведением и техникой обеспечить спокойное состояние собаки, но в то же время сохранить заинтересованность.

Шлейка используется, прежде всего, как маркер, запускающий необходимую поведенческую программу у собаки. После достаточного тренинга надевание шлейки вызывает у собаки автоматический переход в наученное состояние внимательности и спокойствия, снятие шлейки означает окончание следовой работы и последующую разгрузку. Кроме того, шлейка позволяет лучше контролировать положение головы собаки при движении на следу.

Приучение щенка к шлейке можно начинать с возраста 10- 15 недель. Обучение (или переучивание) взрослой собаки следовой работе также начинается с приучения к шлейке. Необходимо использовать специальную следовую шлейку, желательно такую, которая может быть легко снята, когда собака лежит.

Техника работы

Если собака еще не научена концентрации на проводника, сначала нарабатывают ее (можно отдельно, можно параллельно).

Собаку с пристегнутым к удавке (или обычному мягкому ошейнику) поводком проводник высаживает перед собой. Позиция может быть не строго фронтальной, но мордой к проводнику. Внимание на проводника в спокойном состоянии подкрепляется кусочками корма, выдаваемых поштучно из рук.

Затем проводник предъявляет собаке шлейку, которую держит в одной руке; для привлечения внимания собаки можно пощелкать карабином шлейки. Как только собака проявила интерес, ее подкрепляют кормом из той же руки, в которой удерживается шлейка. После этого собака снова высаживается перед собой и в спокойном, собранном состоянии подкрепляется очередным кусочком корма. Далее проводник берет шлейку в другую руку, опять привлекает внимание собаки и подкрепляет кормом. Так повторяется несколько раз: шлейка в одной руке - интерес собаки к ней - подкрепление - усадка перед собой и внимание - подкрепление - шлейка в другой руке.

Через несколько повторений предыдущего упражнения шлейку пристегивают карабином к ошейнику собаки (еще не надевая ремень на корпус) и сразу же подкрепляют кормом. Потом шлейку снимают, снова внимание на проводника – подкрепление. Так несколько раз. Далее шлейку надевают, но не застегивают туго. Снова подкрепление снова внимание на проводника снова связь со шлейкой.

Если собака возбуждена и невнимательна при высадке перед проводником, следует негативно маркировать это поведение, вывешивая ее поводком за удавку и сразу же подкрепляя желательное поведение (успокоение, внимание). Следует также обратить внимание на то, что собака перед проводником должна находиться в состоянии внимания, но не управления. Состояние активного послушания (которое может начать взрослая собака) – нежелательно.

2 ЭТАП
Обучение команде «Ищи» (such)


Инструменты: следовая шлейка, корм.
Место: любой не затоптанный участок земли (лужайка, газон, пустырь, пашня и т.п.). Спокойное место без отвлекающих факторов.
Цель этапа: связать вербальную команду «Ищи» со спокойным и внимательным поиском кусочков корма на земле.

Техника работы

Собака в следовой шлейке высаживается перед проводником. Как только собака сконцентрировалась, ее поощряют кусочком корма. Затем проводник выбрасывает рукой один кусочек корма на землю недалеко от себя и одновременно с командой «Ищи» побуждает собаку искать его на земле, обозначая рукой направление поиска. На начальном этапе можно помогать более активно: показать кусочек на земле рукой и т.п., но постепенно эту помощь следует уменьшать. Как только собака подобрала корм, ее снова высаживают перед собой, ждут концентрации, после чего выбрасывают корм другой рукой, говорят «Ищи» и посылают на поиск.

Необходимо, чтобы собака искала корм носом, а не отслеживала глазами, куда он упал. Для этого, пока собака подбирает корм с одной стороны, проводник выбрасывает другой рукой кусочек в противоположную сторону и после высадки собаки перед собой посылает ее на поиск жестом и командой «Ищи».

Эта работа проводится так долго, пока собака не начинает уверенно искать корм в указанном направлении по команде проводника после промежуточной концентрации на нем во фронтальном положении.


Работа со щенком должна занимать не более 5 минут за один подход, а с взрослой собакой примерно 10 минут. Но можно сделать несколько подходов в один день.

3 ЭТАП
Работа в следовом кругу


Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковая баночка для корма для конца следа, приспособление для прокладки следа по окружности.
Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа. Спокойное место без отвлекающих факторов.
Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по криволинейному следу, с прорабатыванием всех отпечатков и укладке перед баночкой в конце следа.

Почему используется след круговой траектории? Криволинейный след сразу же приучает собаку быть внимательной и хорошо работать носом, т.к. прямая траектория гораздо проще, собака разгоняется и не учится внимательно прорабатывать отпечатки. Обучение начинается с кругов малого радиуса (1- 2 м), что дает большую кривизну и сложность и соответствующий опыт. Это как если учиться ездить на велосипеде по малому кругу: это можно делать только медленно и с хорошей координацией движений, после чего езда по кругу большего размера не создаст никаких трудностей. Кроме того, хождение по круговому следу приучает собаку к изменению направления ветра в пределах одного упражнения. И наконец, траекторию кругового следа проводнику легче отслеживать, т.к. собака своим корпусом не загораживает ближайшие отпечатки.

На начальной стадии работы в круге след прокладывают сплошной, однорядный, «пятка к носку» (см. рис.2). Однорядный след (без смещения правого и левого отпечатка друг относительно друга) важен для того, чтобы в дальнейшем избежать рысканья «влево- вправо». В дальнейшем, по мере усвоения навыка, начинается увеличение интервала между отпечатками по ширине и по направлению движения (см. рис. 3).

Рис. 1. Схема кругового следа


Рис. 2. Расположение отпечатков на кругу


Рис. 3 . По мере приобретения опыта расстояние между отпечатками увеличивается.


Рис. 4. Начало следа маркируется парным отпечатком

Корм укладывают в каждый отпечаток, в носок (для того чтобы собака привыкала пронюхивать весь отпечаток).

В конце следа в почву заглубляется (закапывается) примерно на 2/3 высоты баночка с кормом. После обучения собаки укладке перед баночками их можно закапывать глубже (оставляя на поверхности только крышку).

Техника работы
Проводник с собакой в шлейке и на поводке, распущенным не более чем на 1м, пропущенным между задними ногами собаки, подходит к началу следа (при правильной прокладке практически под прямым углом), посылает собаку на поиск командой «Ищи» и следует за ней.

Если собака собирает корм из каждого отпечатка и не ускоряется, каких- либо дополнительных воздействий не требуется. Если собака начинает торопиться, пропускать куски, необходимо:
- либо фиксацией поводка не пускать ее дальше, пока не будет подобран очередной кусок;
- либо (если пассивное удержание поводка не помогает) небольшими маркирующими рывочками одернуть собаку назад и к низу и побудить ее нюхать каждый отпечаток.

Собака, с которой была проведена в достаточном объеме работа на этапах 1 и 2, как правило, будет демонстрировать спокойное поведение и потребует минимальной помощи со стороны проводника. Темп движения не должен быть быстрым. Главное – внимательность собаки и спокойное состояние.

Если собака отклоняется от траектории следа в сторону, следует остановиться и удерживать ее поводком до тех пор, пока она не вернется на траекторию следа. Здесь рывки не используются. Можно помочь командой «Ищи» и наведением на след. То же, как если собака подняла голову – говорим «Ищи» и побуждаем возобновить пронюхивание отпечатков.

В конце следа собаку побуждают лечь перед заглубленной баночкой. Если собака знает команду «лежать», можно использовать ее, если не знает – применить механическое воздействие. Как правило, 3- 4 раз бывает достаточно, чтобы объяснить собаке укладку перед баночкой. Как только собака правильно легла (если неправильно, ее нужно поправить), проводник подходит, открывает баночку и высыпает корм перед собакой. Проводнику следует подходить и становиться над собакой, пропуская ее между ног, т.к. это способствует в дальнейшем корректной укладке на предметах.

После этого с собаки (пока она еще лежит) снимается шлейка, что означает окончание следовой работы. Как только шлейка снята, собаку можно эмоционально разгрузить (отыграть мячом, немного повозиться с ней и т.п.), после чего увести с поля.
Работа с круговым следом начинается с окружности радиусом 2 м. По мере приобретения собакой опыта, радиус дискретно увеличивается, шагами по +1м. При хорошем прохождении следа можно увеличивать радиус на 1м в неделю (примерно при 3 следах в неделю). Левый и правый круги чередуются.

Максимальный радиус кругового следа 10 м, что соответствует примерно 62 шагам.

Покрытие не имеет особого значения, но на этом этапе нужно избегать колючих поверхностей (типа стерни), чтобы не провоцировать собаку поднимать голову.

Выдержка после прокладки следа 5 минут – этого достаточно, вне зависимости от радиуса круга.
После того, как собака научилась ходить круговой след радиусом 10 м, следует вернуться на радиус 5 м и класть корм в отпечатки вариабельно:
2+/1-
3+/1-
4+/1- .

След по- прежнему прокладывается сплошной, без разбега между отпечатками по длине и ширине. Если собака начинает нервничать в пустых отпечатках, следует уменьшить размер круга, удерживать собаку от ускорения темпа.

После того, как 5- метровый круг с вариабельным подкреплением успешно усвоен, радиус круга увеличивают на +1 м и также увеличивают число пустых отпечатков:
3+/2-
4+/2-
5+/2- .

Если здесь собака показывает излишнее возбуждение, нужно вернуться на предыдущий шаг.

Круг радиусом 7 м – 3 пустых отпечатка;
8 м
– 4 пустых;
9 м – 5 пустых;
10 м – 6 пустых.

Одновременно с увеличением размера круга увеличивают и выпуск поводка, подводя к тому, что на круге максимального размера собака могла ходить на полностью выпущенном поводке.

Так скоро, как собака станет способной пройти круговой след 10 м радиуса без корма в отпечатках, сохраняя спокойствие и концентрацию, круговой след повторяется несколько раз, после чего происходит переход на следующий этап - прямые и углы.

Важное замечание: почему собаку не сдергивают сильными рывками назад? Когда проводник делает сильный рывок за поводок тянущей вперед собаки, непосредственно перед самим рывком он на короткое время ослабляет натяжение движением руки вперед. Собака со временем научается воспринимать ослабление натяжения как сигнал к последующему неприятному воздействию, и поэтому стремится его избежать, еще сильнее натягивая поводок и ускоряясь. Это, в конце концов, приводит к тому, что собака стремиться тянуть все время. Поэтому, если собака ускоряется, необходимо либо просто зафиксировать поводок и удерживать ее, либо применять легкие рывочки- маркеры, которые собака не будет стремиться избегать.

4 ЭТАП
Работа с прямыми и обучение углам

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма.
Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа.
Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по прямому следу с углами без корма в отпечатках.

Техника работы

Сначала прокладываются следы простой конфигурации (рис.5, схемы 1- 2).


Рис. 5. Работа на прямых с углами:

(1) Начальная конфигурация следа, с промежуточным подкреплением баночками.
(2) Альтернативная конфигурация.
(3) Увеличение остроты углов.
(4) Отработка прохождения углов.
(5) Окончательная конфигурация следа (подготовка к IPO- 3).

На следу укладываются баночки с едой. Подкрепление в отпечатках на этом этапе уже не используется. Техника прохождения следа аналогична работе в кругах. Когда собака корректно укладывается перед баночками, проводник открывает банку, дает съесть корм. При переходе на этот этап можно уже начинать давать расстояние между отпечатками, но сначала только по длине, не раздвигая по ширине левые и правые отпечатки (см. рис. 3).

Здесь же собаку начинают учить прохождению углов. Сперва прокладываются простые тупые углы, которые по мере приобретения опыта становятся более острыми (см. рис. 5, схема 3). После угла устанавливается баночка – примерно на расстоянии длины корпуса собаки от угла. Углы сперва делают закрытыми отпечатки один к другому. По мере приобретения собакой опыта угол постепенно раскрывается.

Баночки также устанавливаются и в конце следа, а начальном этапе и на прямых. Таким образом, цель для собаки на следу – это поиск и обозначение баночек, что в дальнейшем трансформируется в обозначение предметов.

На этом этапе собака работает до тех пор, пока не станет демонстрировать стабильного прохождения следового трека с четким прохождением углов и в нужном состоянии (спокойствие, внимательность). След постепенно усложняется от конфигурации 1- 2 к 4 и 5 (см. рис. 5). Конфигурация 5 с длинной 800 шагов используется при подготовке к сдаче IPO- 3.

Если собака начинает терять концентрацию и спокойствие, необходимо вернуться на базовую работу – круговой след. Но начатый след необходимо все равно доработать до конца.

5 ЭТАП
Обозначение предметов

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма, предметы из разных материалов (дерево, кожа, металл, пластик).
Место: любая поверхность, подходящая для прокладки следа.
Цель этапа: научить собаку обозначать найденные на следу предметы.

Техника работы

Обучение предметам проводится на прямых следах. Прямой след нужен для того, чтобы научить собаку корректно ложиться перед предметом (не диагонально и др.).



Рис. 6. Схема следа для обучения предметам

Предпосылкой для работы с предметами являются баночки, перед которыми собака укладывается во время обучения на предшествующих этапах.

Как правило, делается прямая длиной 30 м, на которой равномерно раскладывается 8- 10 предметов, рядом с баночками. Но в отличие от предыдущего этапа, здесь собаке корм дается не из баночки, а из руки. Проводник следует за собакой на коротком поводке (0,5 м). Над предметом собаке помогают лечь (командой или механическим воздействием), встают над собакой и подкрепляют кормом. Укладка собаки также поощряется похвалой. Если собака легла далеко от предмета, она не поощряется; проводник стоит за собакой с поводком и посылает ее дальше командой «Ищи», пока она не займет правильного положения перед предметом. Маркером для собаки, что она все сделала верно, является положение проводника над ней (сверху) и выдача корма. Далее предмет поднимается вверх и убирается, проводник берет поводок и посылает собаку на поиск остальных предметов. Если собака пытается встать раньше команды на поиск, это пресекается запрещающей командой («но- но- но») и механически.

Если собака после команды на поиск систематически пытается проскочить несколько первых отпечатков без пронюхивания, следует уменьшить расстояние между предметами на прямой.

После обозначения последнего предмета, как обычно, следует снятие шлейки – маркер окончания работы.

1 стадия обучения: Предмет + Баночка + корм из руки;
2 стадия обучения: Предмет + корм из руки.

Эта схема отрабатывается до тех пор, пока собака самостоятельно, без помощи проводника, не станет укладываться на всех предметах, после чего число предметов уменьшают, а конфигурацию следа усложняют (рис. 7).


Рис 7. Последовательность этапов обучения предметам

Таким образом, предмет становится мотивационным объектом, который собака стремится найти и обозначить, т.к. на нем она получает подкрепление. Поиск предметов продолжается для собаки до тех пор, пока с нее не снимут шлейку – маркер окончания работы.

Главное в работе с предметами, как и на других этапах обучения, - это спокойствие и планомерность. В этом суть системы обучения следовой работе Марко Дрейера.

ДОПОЛНЕНИЕ
Работа с пересечениями в нормативе FH

Наработка прохождения пересечений основного следа также производится с использованием баночек с кормом. Основной и пересекающий след может прокладывать один человек (напр., сам проводник), но с временным интервалом (примерно 30 мин.), но желательно (в соответствии с нормативом) использовать чужой основной след.



Рис. 8. Схема следа для обучения прохождению пересечений

Баночки с кормом укладываются на расстоянии 1 метр от пересечения. Проводник следует за собакой на коротком поводке. Если собака уходит на пересечении, то проводник удерживает ее поводком до тех пор, пока она не вернется на правильную траекторию. Можно помочь собаке командой «Зух» и подсказать направление. Как только собака прошла пересечение и легла перед найденной баночкой, проводник подходит, открывает баночку и подкрепляет собаку кормом. В остальном работа та же, что и в основном обучении.

©M.Yugov, 2013.

Отработка:

Ваша собака - превосходная ищейка, она может найти по следу вас или другого человека.

  • 1. Проложите след по мокрой траве, где запах проще всего определить. Пройдите, шаркая ногами (чтобы оставить запаховую дорожку), примерно 40-50 м по прямой. Через каждые несколько метров разложите по следу лакомства с сильным запахом (кусочки сосиски) и расставьте кегли или конусы, чтобы самому запомнить путь. В конце маршрута оставьте свой носок или другой предмет с вашим запахом. Положите в носок лакомство, чтобы привлечь собаку.
  • 2. Надев на собаку ошейник (или шлейку) и поводок длиной 3,5-4 м, подведите ее к началу следа. Скомандуйте «След!» и дайте ей найти первый кусочек лакомства на пути. Сейчас, в отличие от других случаев, вести должна собака, показывая вам, куда идти. Идите медленно, позволяя ей тащить вас вперед. Не делайте собаке замечаний, если она пойдет в неверном направлении, просто не давайте ей стянуть вас со следа.
  • 3. Когда служебная собака находит по следу объект, она ложится, давая понять, что задание выполнено. Когда ваш пес доберется до конца маршрута и унюхает носок, скомандуйте ему «Лежать!» и наградите лакомствами из носка.
  • 4. Теперь проложите маршрут с поворотом на 90 градусов. Помните, что запах на пути держится не меньше дня, потому прокладывайте новые маршруты в разных местах. Обращайте внимание на направление ветра. Если собака идет по следу при встречном ветре, ее может сбивать запах, приносимый по воздуху. Удлините поводок до 6 м, чтобы собака чувствовала себя свободнее, и кладите лакомства реже. Усложните задание, пуская пса по следу не сразу, а спустя какое-то время после того, как проложите его.

Ожидаемые результаты

Не всегда можно понять: сбилась собака со следа или принюхивается к запаху, принесенному ветром. Положитесь на то, что собака знает свою работу, доверяйте ей - в данном случае вы не учитель, а, скорее, наставник. Собаки любят работу с запахами и за несколько недель могут научиться отыскивать предмет или «брать след».

На основе навыков Вопросы и проблемы

Собака вместо того, чтобы идти по следу, жмется к моим ногам.

Смолчите и дайте время, чтобы включились ее инстинкты. Чем больше вы разговариваете с собакой, тем больше она будет на вас оглядываться.

Сумеет ли собака почувствовать след, проложенный в теплой обуви.

Да, ваш запах проходит и через одежду. К тому же собака способна почуять запах раздавленных стеблей травы у вас под ногами.

Построено на этом

Хорошие ищейки могут пройти по извилистому пути со множеством поворотов и на любой поверхности найти след.

Хитрость

Идя по следу, собака делает короткие глубокие вдохи, так что воздух попадает на рецепторы, расположенные глубоко в носовой полости.

Варианты тактических действий РГ СпН, при её преследовании с использованием служебно-розыскных собак.

Преследование РГСпН служебно-розыскными собаками начинается с того места, где безо всякого сомнения было выявлено присутствие разведчиков. Даже короткое пребывание группы на месте оставляет стойкий запах. К местам, где останется стойкий запах относятся:

  • Места баз, дневок, привалов
  • Места проведения специальных мероприятий
  • Места опроса местных жителей и допроса пленных
  • Места оборудованных наблюдательных пунктов
  • Площадки десантирования и приема грузов

Перед тем, как пустить собак по следу, проводник дает ей понюхать оставленный разведчиками предмет экипировки. Как только собака взяла след, проводник берет ее на короткий поводок и ведет, чтобы убедиться, что след не обрывается. Убедившись в этом, он спускает ее на длинный поводок, длинной до 40 м.
Имея хорошо развитые чувствительные рецепторы, собака способна идти по следу давностью до двух суток. Важно знать, что для поиска и преследования используются как собаки с нижним чутьем («берущие» запах собственно следа), так и собаки с верхним чутьем («берущие» запах следа, отнесенного ветром, иногда, за десятки метров). Если группу преследует собака с верхним чутьем, то она идет не строго по следу, а по отнесенной ветром воздушной «запаховой дорожке». Таким образом, ставить мины, «присыпать» след препаратами типа «индийская пряная смесь» (тертый табак и перец) на путях отхода – бесполезно. Эти мероприятия эффективны только в «узких местах» - мост, тоннель, тропа в горах, лаз в заборе и т.д.
Если след потерян собакой, проводник пытается узнать причину этого. В зависимости от причины потери следа, командир преследующего подразделения может вызвать проводника с новой собакой.

При достижении преследуемой РГСпН, собака и проводник немедленно выводятся из операции. Лишь в исключительных случаях, например, если преследующая группа отстала от проводника с собакой, а задержать нужно хотя бы одного разведчика, то собака может натравливаться на преследуемого. Причем, проводник спускает с поводка собаку на таком расстоянии, чтобы можно было быстро прийти к ней на помощь.

При осмотре больших территорий или прочесывания леса применяется несколько собак. Территория разбивается на так называемые «коридоры» шириной 70 м. Ширина коридора зависит от:

  • условий погоды и местности
  • степени обученности и опыта собаки и проводника

Первыми в зоне поиска начиняют работать собаки, а не люди, которые также могут оставить на земле свои запахи. При работе собаки по следу, группа преследования выдвигается за проводником на расстоянии около – 25 м.

При уходе, от преследования служебно-розыскными собаками, разведчики будут широко использовать различные сильно пахнущие средства для обработки следа, например:

  • смесь красного перца с махоркой
  • учебно-боевое отравляющее вещество УБОВ, которым снаряжают ИГН, ЯДГ
  • резко пахнущие вещества: бензин, керосин, мазут и т.д.
  • горчичный порошок, дуст и другие

При этом следует учитывать влияние погоды. Табак и перец теряют свои свойства от сырости, а «хлорка» и бензин – нет.
Командир группы обязан организовать обработку следа в каждом новом месте, резко отличающемся по запаху от предыдущего. След должен обрабатываться в самом начале движения группы и в теснинах, т.е. местах, обойти которые сложно.
Например:

  • мосты через ручей
  • пролом в заборе
  • места разветвления следов или резкой смены направления
  • места входа и выхода из воды
  • места схода с дороги и периодически на марше

Обработку следа также необходимо осуществлять, покидая места привалов, дневок. Как вариант борьбы с собакой - вы можете оставить какую-нибудь вещь личного обихода, обильно обработанную сильна пахнущим веществом. Собака, возбужденная погоней, обязательно накинется на нее, после чего она может потерять нюх.
Действуя в тылу противника, не рекомендуется использовать крем для обуви. Более того, необходимо натирать обувь, имитируя естественный запах местности.
Например:

  • в лесу - грибами, лесными муравьями
  • в поле - коровьим пометом, проходя через полевые загоны для скота

Наиболее долго сохраняют запах человеческие экскременты, остатки пищи. Поэтому оправляться необходимо только в воду. Мусор и другие бытовые отходы нужно упаковывать и уносить с собой, закапывать, топить в случайных местах, а не в местах привалов и дневок.

Уходя от собак, нужно периодически применять запутывание следа:

  • двигаясь по рваному кругу, замечают препятствие и, используя его на втором круге, резко меняют направление, а преследователи, не заметив этого, продолжают двигаться по кругу, затаптывая следы
  • смена направления движения
  • ложный выход из воды, имитация движения, возвращение по своему следу в воду

Ложные заходы (предупредительное запутывание следа) должны стать составной частью маршрута РГСпН в тылу противника. Они лишают противника возможности не только настичь РГСпН, но и предугадать цель ее движения.
Планируя борьбу со служебно-розыскными собаками противника, стоит учитывать, что:

  • в ветреную погоду собака работает лучше
  • в горах собаке работать труднее, чем на равнине
  • в жару, в полдень запах испаряется, пыль забивает нос, собака быстрее устает
  • сильный дождь (ливень) смывает след
  • ночью, во влажную погоду, даже при слабом моросящем дождике, собака работает лучше

Если уйти от преследования не удается, необходимо уничтожить проводника с собакой (а возможно и часть преследующей группы), ошеломить противника и оторваться от его преследования. Для этих целей устраивают засаду на маршруте движения группы, либо используют минно-взрывные средства.

Если одиночный разведчик подвергся нападению собаки, необходимо:

  • Не паниковать, не убегать помнить, что преследование не так уж близко (как минимум 100 м)
  • Подпустить собаку на 3 - 5 м, расстрелять ее в упор
  • При отсутствии огнестрельного оружия, обмотать левую руку одеждой, а правую с ножом спрятать за спиной. Отбиваясь левой рукой, улучить момент и поразить собаку ножом

Разведчик совершенно безоружным не бывает. При необходимости он способен уничтожить собаку голыми руками. Для этого необходимо:

  • изловчившись, схватить собаку обеими руками за загривок, уши, морду и раскрутившись «волчком» резко остановиться, сила инерции сломает собаке шею
  • при нападении собаки с размаху всунуть ей в пасть - глотку руку, как можно глубже и, не отпуская животное, задавить его
  • ухватить собаку глубоко за нижнюю челюсть, задавить ее другой рукой
  • поразить животное в уязвимые места - глаза, нос, глотку, ребра и даже лапы

Поиски предметов и людей по команде хозяина, это далеко не основной навык собаки. Мало того, розыскные работы на профессиональном уровне, доступны далеко не всем породам. Чтобы понять как научить собаку команде “Ищи” в каждом конкретном случае, требуется внимательное наблюдение за поведением питомца, его предпочтениями и основными психологическими реакциями.

Как и щенок легавой, становящийся в стойку при виде голубя, «нюхач» проявляет наклонности к поиску с раннего возраста. Обычно, перед тем как «встать на след», собака поднимает голову и несколько раз втягивает воздух ноздрями – настраивается, ощущает гамму запахов. Явление можно наблюдать, когда питомец готовится искать хозяина, спрятавшегося в кустах неподалеку.

Выбор навыков для развития зависит от породной предрасположенности собаки, ведь всем известно, что одни ищут людей, другие предметы или вещества, третьи могут быть универсалами. Однако, насколько бы способным ни был ваш подопечный, стоит избрать один профиль и совершенствовать его. Из известных розыскных пород можно выделить:

  • Универсалы: Немецкая и .
  • Поиск людей: Сенбернар, Лабрадор.
  • Поиск предметов и веществ: Доберман, Ротвейлер, Кокер-спаниель, многие охотничьи породы.

Перед началом занятий, посоветуйтесь с кинологом нужного профиля, часто, отличные навыки показывают даже беспородные питомцы, но талант нужно разглядеть вовремя. Наследственность также немаловажна.

Читайте также: Корма холистики для собак: список кормов и их характеристика

Подзываем питомца к себе в игровой форме, вертим перед носом кусочком колбасы, не давая схватить лакомство, подаем команду «Нюхай». Отдаем лакомство. Привязываем собаку так, чтобы она хорошо вас видела. Берем еще один кусочек колбасы, подаем команду «Нюхай» и прячем лакомство под полотенцем, недалеко от собаки. Далее, снимается карабин поводка и одновременно подается команда “Ищи” собаке. Естественно, питомец утыкается носом в полотенце и получает награду.

При безукоризненном выполнении команды “Ищи” на уровне «новичка», усложняем работу. Пристегнули собаку, отдали команду Место и спрятали лакомство в другой комнате. Подошли к питомцу, дали понюхать лакомство или руки, отстегнули карабин, махом в нужную сторону и командой “Ищи”, отправили «сыщика» работать. Усложняем упражнение, поместив угощение в резиновую игрушку или теннисный мяч, после, отправляем питомца на поиски членов семьи (собака должна четко знать, кто в доме папа, мама, сын или кот Мурзик). За каждую находку, подопечный получает щедрое вознаграждение и шквал позитивных эмоций хозяина.

Важно! Работайте в домашних условиях так часто, как позволяет время. Для собаки, поиск колбаски – очень приятная игра, которая укрепляет взаимоотношения с хозяином и помогает в развитии логического мышления.

Обучение в «полевых» условиях

После того как все «домашние углы» изучены, переходим к занятиям на улице. Вот тут-то и начнется настоящая «школа», каждый день новые запахи и звуки, которые отвлекают. Кроме того, вы, как тренер, вводите новые условия игры:

  • Найти предмет (человека) и сесть рядом.
  • Найти, сесть рядом и подать голос.
  • Найти и съесть – самый приятный, но не рекомендованный методы. Подбирание пищи с земли – негативная привычка, даже если это вкусняшка из ваших рук.


gastroguru © 2017