Вопросы о таинстве крещения. Когда лучше крестить младенца? Крестные родители: кто они

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис - погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

Цель совершения Таинства

Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).

История установления Таинства

Ветхозаветное крещение. История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э.). Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане (Ин. 1; 28). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1; 25). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению. Иисус Христос, приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3; 15), тем самым освятил его. Прообразы крещения видны и в очищающих, ритуальных омовениях (См.: Лев. 14; 8. 15; 5), которые в ветхозаветных пророчествах становятся символами очищения от грехов.
Новозаветное Крещение. Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3; 5-7).

Совершение Таинства Крещения

В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием. Но Таинство Крещения - единственное из семи Таинств Православной Церкви, - которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка).
Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:
1) быть верующим христианином;
2) правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь» ;
3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии. Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.
Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию. Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения - неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым Крещением , то неведение крещенного не вменится ему в вину. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова «аще не крещен есть» , хотя такого «условного» Крещения древняя Церковь не знала.

Место и время Крещения

Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена - в баптистерии. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что массовое Крещение совершали в естественных водоемах. Относительно времени Крещения значимым может служить замечание о необходимости совершать Таинство до Литургии, чтобы крещенный мог причаститься Святых Тайн. Но эта практика распространения почти не имеет. Большей частью Крещение совершается днем, а новокрещенный причащается либо на следующий день, либо в другое ближайшее время.

Крестные родители-восприемники

Восприемник (греч. анадехуменос - поручитель за должника) - человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника. Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник - мужчина для крещаемого ребенка мужского пола или женщина для ребенка женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина. Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии. Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.

Кто не может быть восприемником (крестным)

По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению... Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние.
7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.
Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:
«Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).»
«Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения

Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства - это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый образ (то есть священнодействия и молитвы) оказывает на души верующих возвышающее духовное воздействие, поскольку человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние знаки, чтобы сделаться способным к созерцанию предметов невидимых. Поэтому вся обрядовая композиция Таинств и православного богослужения в целом, пронизанная символизмом, должна восприниматься сознанием верующих как путь к богообщению.

Схема богослужения Таинства Крещения Молитвы и обряды, предшествующие Крещению
Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча» ).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Последование чина оглашения

1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго» ).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание» ) Христу.
5. Исповедание Символа веры.

Последование Святого Крещения

Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
1. Освящение воды.
2. Освящение елея.
3. Крещение.
4. Облачение новокрещенного в белые одежды.

Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению

Значение приготовительных обрядов. Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей. В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь. Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением , чтение оглашенными Священного Писания, православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению ), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь.
Что касается Крещения младенцев, которых также по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? - Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение» ).

Последование чина оглашения

Подготовка взрослых ко Крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш...» ) и «Богородице Дево, радуйся...» . Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения. Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий: разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго просветитися (креститься), и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знaменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его. Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7). Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого. После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв. Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе - является символом защиты, прибежища и благословения.
Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны.
Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять. Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения .
Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств - Причащению. Для этого ему необходимо прийти в храм натощак (не есть и не пить с 12 часов ночи предыдущего дня до тех пор, пока он не причастится).

Молитвы запрещения злых духов

По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.
Человеку, желающему принять Крещение , нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это - свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.
Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов. «Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение» ).

Отречение от сатаны

После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу - символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22). Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу... возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим...» .
Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся» . Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку. И далее - вопрошает священник крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» . И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его: «Отрекóхся» . Таже глаголет священник: «И дуни, и плюни на него» . После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры.., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Исповедание верности («сочетание») Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему. Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу. И глаголет (говорит) ему священник: «Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?» . И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя: «Сочетаваюся» . И затем - паки глаголет ему священник: «Сочетался ли еси Христу?». И отвещает: «Сочетахся» . И паки глаголет: «И веруеши ли Ему?» . И глаголет: «Верую Ему, яко Царю и Богу» .
Это очень серьезное решение - потому что оно навсегда. Дальше - только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9; 62).

Исповедание Символа веры

Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры - необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению .
Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о Крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).

Cимвол веры:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 

5. И воскресшаго в третий день по Писанием 

6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца 

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. 

11. Чаю Воскресения мертвых 

12. И жизни Будущаго Века. Аминь.»

По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому: «И отвещает (говорит крещаемый): «Сочетáхся» . И паки глаголет (священник повторяет): «И веруеши ли Ему?» . И глаголет (говорит крещаемый): «Верую Ему, яко Царю и Богу» .
Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее: «И поклонися Ему». После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней» . Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.

Последование святого Крещения

Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника - воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия.

Вещество Таинства и освящение воды

Начинается одна из самых важных частей чина Крещения - освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства - вода - является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения , где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года - в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия - в чистое, непопираемое ногами место - под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней. Если крестят младенца, то купель, в которой будет совершаться Крещение , ставится в центре крещальни. С восточной стороны купели на особом держателе зажигаются три свечи. С левой стороны от купели ставится аналой, на который кладут Крест, Евангелие и крестильный ящик. Для Крещения взрослых в храмах делаются бассейны (баптистерии), что позволяет совершать Таинство полным троекратным погружением крещаемого. Перед купелью становится священник, сразу за ним - крестные, держащие на руках младенца. Если крещаемый - взрослый, его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются в руки свечи. Первый возглас чинопоследования Крещения : «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» - начинает в настоящее время только три важнейших вида богослужения - Таинство Крещения , Евхаристии и Таинство Брака.
Далее священником произносится Великая ектенья с добавленными к ней прошениями на освящение воды. По окончании всех молитвословий на освящение воды священник знаменует (крестит) воду трижды, погружая персты в воду, и, дунув на ню (нее), глаголет: «Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» (трижды).
Этим заканчивается освящение воды.

Приготовительная молитва священника

Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4; 12) должно быть каждодневным, и особенно явным в часы богослужений. Церковь учит о том, что благодать, подаваемая в Таинстве Крещения, ни в коем случае не зависит от моральных качеств совершающего его священнослужителя.
Но всем нам Господь Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5; 48) и, конечно, в первую очередь это относится к священнослужителю, совершающему богослужение. Поэтому личное духовное состояние священника, не имея значения для действенности Таинства, очень важно для дела спасения как его самого, так и его духовных чад и всей паствы в целом.

Освящение елея

Сосуд для освященного масла и кисточка должны быть подписаны: «Святой елей», а сосуд и кисточка для Святого Мира, хранимые там же, должны отличаться по внешнему виду или также должны иметь надпись: «Святое Миро».
Недопустимо смешение Святого Мира и елея при помазании.
Последование освящения елея аналогично последованию освящения воды. Сначала происходит изгнание демонических сил посредством троекратного дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знáмением. Затем следует воспоминание значения елея в истории спасения и благодарение Бога за этот дар исцеления, мира, духовной силы и жизни: «... Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помaзанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазyющимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков» .
Освященным елеем священник «помазывает» воду в купели или баптистерии. Священник, поя «Аллилуиа» трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде. Елеем также помазывается и крещаемый, его части тела: чело (лоб), грудь, междорамие (спина между лопатками), уши, руки и ноги. Смысл такого помазания в том, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом. Елей, в отличие от воды, используемой в Таинстве Крещения, допустимо освящать заблаговременно впрок.

Крещение

После помазания крещаемого «елеем радования», священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. И егда помажется все тело, крещает его священник, права (то есть прямо) его держa и зряща (смотрящего) на восток, глаголя: «Крещается раб Божий (либо раба Божия, имярек) во имя Отца...» (погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь» . Погружая во второй раз, произносит: «И Сына...» . И, возводя из купели: «Аминь» . Погружая в третий раз, произносит: «И Святаго Духа...» . И, возводя из купели: «Аминь» . И далее: «Ныне и присно и во веки веков. Аминь» . После того как крещенный выйдет из воды, он должен повернуться лицом к алтарю. В этот момент положено троекратное пение 31-го псалма, выражающее радость очищения от грехов и вхождения в Христову Церковь: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть...» .

Облачение новокрещенного в белые одежды

Как в начале чина оглашения крещаемого освобождали от одежд, так после совершения Таинства Крещения нового члена Христовой Церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку соответствующего размера. Облачение крещенного в белую одежду, которую отцы Церкви называют «блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления» , является знаком восстановления его истинной природы, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей. И облачая его во одеяние, священник глаголет: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь» . В этот момент поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» .
После того как на крещенного надета белая одежда, на его шею, согласно древней традиции Русской Православной Церкви, надевается нательный крест. Священник может при этом произносить слова Спасителя: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вóзмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34). Или другие слова: «Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) Крест - хранитель всей вселенной, Крест - сила царей и народов, Крест - утверждение верующих, Крест - слава Ангелов и поражение демонов» .

Главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» (Даниловский благовестник, Москва, 2007)

Крещение ребенка – это торжественное событие после рождения в семье малыша. Оно приобщает человека к общению с Богом, к соединению с Господом. Не все имеют представление об этом таинстве. Поэтому постараемся о нем рассказать поподробнее.

Когда можно крестить младенца

Вопрос, волнующий любых родителей, — как рано можно крестить ребенка? — Сделать это можно с первых дней рождения младенца, особенно, если есть угроза его жизни.

Если с ребеночком все хорошо, обычно ждут сорок дней. Почему? Это время дается матери новорожденного для очищения. 40 дней церковь считает ее «нечистой». После истечения срока мама может присутствовать во время обряда приобщения к церкви. И младенец окрепнет для совершения таинства Крещения.

До какого возраста можно креститься? Приобщиться к Господу можно в любом возрасте. Считается, что при Крещении человек получает своего Ангела Хранителя, который не покидает его даже после кончины.

Видео: Что нужно знать перед крещением ребенка

Почему лучше крестить во младенчестве

Многие предпочитают крестить позже, в годик – два. Но надо помнить, что чем старше ребенок, тем сложнее ему выстоять обряд, ведь длится он около часа. Грудной ребенок спокойно спит на руках крестного, подросший же, устав, начинает капризничать. В купель его тоже труднее окунуть.

В какие дни крестить

Есть ли дни, когда Крещение запрещено? Ограничений нет, но в разных храмах — свое расписание служб. Поэтому желательно уточнить дату Крещения в вашем храме.

Выбираем крестного

Для крещаемого необходимо выбрать крестных.

  • Церковные правила говорят, что для ребенка нужен воспреемник одного с ним пола.
  • Крестная мать обязательна для девочки, для мальчика необходим крестный отец.
  • Если у младенца будут оба восприемника, как это принято в народе, это тоже допускается.
  • К выбору крестных необходимо подходить серьезно, на них возлагается духовное воспитание крестника в православной вере.
  • Человек, ставший восприемником для ребенка, должен быть человек православной веры, родственник, близкий знакомый или друг семьи.
  • Не могут крестить одного и того же ребенка муж и жена или собирающаяся пожениться пара, люди с больной психикой, сектанты, люди, грешные с точки зрения церкви (алкоголики, наркоманы и др.)

Что нужно для обряда крещения

Для крещения необходимо купить:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Крестильную рубашечку (ее покупает крестная мать).
  2. Нательный крестик с цепочкой (покупает крестный отец).
  3. Еще необходимо иметь с собой крестильное полотенце и пеленочку.

Сколько и зачем платить

Перед свершением обряда нужно оплатить пожертвование за крещение. В каждом городе эта сумма разная. Господь завещал не брать денег за Крещение. Но пожертвование за обряд — одна из важных частей прибыли храма, позволяющая оплатить расходы на освещение, отопление, ремонт и содержание храма, работу батюшки, имеющего, по обычаю, многодетную семью.

Если человек не имеет денег на оплату, ему не могут отказать в совершении таинства Крещения. При отказе нужно обратиться к благочинному (это священнослужитель, надзирающий за порядком в приходе).

Как проходит обряд крещения

Можно ли фотографировать в церкви

Во многих храмах сейчас разрешают делать фото- или видеосъемку обряда. Но узнать это надо заранее, так как некоторые батюшки категорически против съемок. Ведь Крещение – это прежде всего таинство.

Видео: Таинство крещения. Правила

Что делать с крестильными вещами

Крестильная рубашечка, пеленка и полотенце хранятся в семье крещенного. Эти вещи не стирают, ведь на них присутствуют частички святого мира. Если малыш заболел, на него надевают крестильную рубашку и молятся о его выздоровлении. Пеленка (или крыжма) имеет чудесное свойство исцелять младенца от болезней. Если у ребенка болезненно лезут зубки, можно, помолившись, прикрыть его пеленочкой или полотенцем.

Празднование крестин

После свершения обряда крещения принято отпраздновать радостное событие. Хотелось бы напомнить, что оплачивает сам обряд крещения и накрывает праздничный стол крестный отец. На крестины крестные родители и гости приносят подарки.

Что можно подарить крестившемуся

По традиции дарят:

Набор: серебряная ложка и кружка
  • серебряную ложку,
  • серебряную кружку,
  • игрушки,
  • нарядную одежду,
  • фотоальбом,
  • золотые или серебряные украшения,
  • деньги.

Через таинство Крещения человек приобщается к Богу, рождается духовно, обретает неразрывную связь с Небесным отцом. Поэтому так необходимо как можно раньше крестить своего малыша. Если же у родителей возникают дополнительные проблемы, не надо искать информацию у посторонних. Обратитесь к батюшке, и он внимательно выслушает вас и ответит на возникшие вопросы.

Наречение имени

В начале Чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому, с которым тот будет участвовать в Таинствах Церкви.

Наречение имени производится в соответствии со святцами — перечнем имен святых, канонизированных в Русской Православной Церкви. Если имя, данное крещаемому при рождении, не содержится в святцах (и не относится к производным от содержащихся там имен), то священник нарекает новое имя, посоветовавшись предварительно с родителями младенца или с крещаемым, если тот достиг совершеннолетия. Например, Карину принято крестить с именем Екатерины, Станислава с именем Вячеслава и т.д..

Но если при рождении человек получил христианское имя, то менять его в Крещении нет необходимости. В большинстве случаев такое стремление обусловлено оккультным и суеверным желанием якобы оградить крещаемого «от сглаза», что совершенно несовместимо с православным пониманием Крещения. Ведь спасает человека не «механическое» изменение имени, а живая связь с Богом.

Отречение от сатаны

Священник читает заклинательные молитвы, обращенные против диавола, которому принадлежат все некрещеные. После чтения этих особых молитв наступает время и тебе (крестным младенца), уже освобожденному от власти врага, отречься от него. Священник трижды спросит, желаешь ли ты отречься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума, чем дьявол особенно гордится). И ты ответишь: «отрицаюся», и затем дунешь и плюнешь на запад, в область тьмы.

Сочетание Христу

После этого священник спросит, готов ли ты сочетаться со Христом (вступить с Ним в вечный союз), и после твоего согласия спросит, веришь ли ты в Него. Ты ответишь: «верую яко Царю и Богу» и принесешь Ему присягу - прочитаешь слова Символа веры.

Чтение Символа веры

Символ веры крещаемый должен знать и читать наизусть (или «с листа»), а за младенца его читает восприемник, чем выражается принятие веры, догматов и жизни Церкви – «присяга» верности Церкви. Текст Символа веры на церковнославянском языке и его современный русский перевод находятся здесь.

После призыва священника «и поклонись Ему» (т.е. Богу) взрослый крещаемый или восприемники совершают поклон в сторону алтаря (на восток).

По завершении Чина оглашения возглашением «Благословенно Царство…» начинается собственно Таинство Крещения.

Освящение воды

Вначале священник освятит воду, предварительно покадив ее. Так вода возвращается в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2). И ты вспомни, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми армиями своими погиб в волнах. Так и ты, руководимый Христом, получишь спасение в воде, а диавол утонет там.

Помазание освященным елеем

После освящения воды священник помажет воду и тебя благословленным маслом. Это елей радости, елей благословения Божиего, помазание которым дает тебе силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтоб выскользнуть из рук противника. Разотри это масло по всему своему телу. К этому моменту ребенка следует полностью освободить от одежд и вынуть из полотенца (оставив лишь подгузник). Священник помазывает лицо, уши крещаемого (поэтому женщинам нужно будет снять платок), верхнюю часть груди (расстегнуть ворот рубашки), руки и ступни.

После этого совершается водное крещение троекратным погружением с призыванием Имен Лиц Пресвятой Троицы.

Водное крещение

Наступает самый важный момент — ты войдешь в воды Крещения. Трижды погрузит тебя рука священника (а через нее Сам Христос) в воду со словами: «Крещается раб Божий (твое имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». И ты выйдешь из воды заново родившимся, безгрешным и святым. Спускаясь в воду, не забудь помолиться Богу (это так же относится к восприемникам младенца), чтобы Он Сам очистил тебя и научил, как жить по-христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана запредельными силами Святого Духа.

Когда ты выйдешь из воды, на тебя наденут крест и рубашку, в знак того, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, произошло восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Вновь крещенному (или восприемникам) вручат горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небеснаго» (Мф. 5, 16).

Таинство Миропомазания

После этого, помолившись, священник преподаст тебе новое Таинство - Миропомазание. Твои лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, руки и ноги будут запечатаны благовонным миром (особым маслом, которое освящает Святейший Патриарх один раз в году), и при этом тебе будет передан дар Святого Духа. Перед помазыванием крещаемого человека святым миром необходимо освободить лицо, уши (снять платок или шапочку с младенца), верхнюю часть груди (расстегнуть ворот рубашки), запястья рук и ноги (ступни). В Таинстве Миропомазания Отец Небесный дарует крещаемому благодать Святого Духа и возводит в звание христианина и чада Божьего. Священник при каждом помазывании миром говорит: «Печать Дара Духа Святого», на что восприемники или сам крещаемый отвечают «Аминь» (т.е. «истинно так»).

Крестный ход

После этого ты (или восприемники с ребенком) совершишь крестной ход, трижды обойдя вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы навстречу Христу, именуемому «Солнцем правды» в знак того, что ты вступил в вечный союз с Христом. Крестный ход сопровождается пением слов апостола Павла: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Аллилуйя (Хвалите Сущего)».

Чтение Слова Божиего

Далее священник прочтет особые места из Послания апостола Павла к Римлянам и Евангелия от Матфея, в которых раскрыт смысл и значение Крещения (Рим. 6, 3 — 11; Мф. 28, 16 — 20). Нужно постараться с ними заранее ознакомиться, чтобы слова эти легли тебе на сердце.

Чин омовения и пострижения

После этого священник читает молитвы о принявшем Крещение человеке, смывает печать Миропомазания и постригает крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли. Этот последний чин положено совершать на восьмой день после Крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался. Но сейчас исполнение этого затруднительно, поэтому обычно совершается все в один день.

Далее священник читает молитву о восприемниках и человеке, принявшем Крещение. В это время младенца передают на руки его родной матери, и она вместе с ребенком подходит к ступеньке перед царским вратами и слушает молитву священника, в которой тот благодарит Бога за благополучное рождение ею младенца и просит благословить ее снова участвовать в Таинстве Святого Причащения.

Последний обряд Чина Крещения — Воцерковление (т.е. первые шаги в церковной жизни)

Чин воцерковления заключается в том, что Отцу Небесному представляют Его новых детей. Тебя введут (или, если Крещение принимал младенец, внесут восприемники) в храм, (в случае, если Крещение совершалось вне храма) поставят перед иконостасом, а если ты мужчина - то введут и в алтарь. Так будет показано всем, что вы отныне новые члены Церкви, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь. Младенца перед внесением в алтарь передают на руки священнику (спиной к нему), предварительно подав сухое полотенце.

И, наконец, вершиной всего станет твое Причащение (или Причащение новокрещеного младенца) в ближайший после Крещения день (при этом взрослым новокрещенным необходимо посоветоваться со священником о мере подготовки к этому таинству). Под видом хлеба и вина в тебя войдет Сам умерший и воскресший Господь Иисус и ты станешь частичкой Его Тела. Подходи к Чаше с верой, страхом Божиим и любовью, вспоминая смерть, Воскресение и Второе Пришествие Христово. Руки пусть будут сложены у тебя на груди крестом - знаком нашего спасения. Правая на левой, как напоминание о том, что злые дела должны быть побеждены в нас добрыми, которые и поставят нас по правую сторону Христа Судьи. Громко и четко назови свое крещальное имя, потому что Бог вступает с нами в личное общение. После Причастия выпей запивку, чтобы ничего не выпало изо рта. И, поцеловав крест, с радостью Святого Духа возвращайся домой, где раздели ее с ближними своими. Запомни день своего Крещения как день нового рождения и старайся всегда в этот день причащаться и праздновать его в мире души.

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Обряд крещения длится от 30-ти до 50-ти минут. Это средняя величина. Время может варьироваться. К примеру, на прохождение сразу группой людей, что не запрещено, уходит час. Капризы младенца, его требования принятия пищи или смены подгузника так же удлиняют обряд крещения.

Время измеряется не только в минутах, но и датах. Крещением называются сразу два церковных таинства. Первое – прохождение обряда каждым из ныне живущих. Второе – общечеловеческое празднование дня крещения Иисуса. Он вступил в воды Иордана 19-го января.

В этот день каждый год верующие окунаются в прорубь со святой водой. Отмечают христиане и крещение Руси. День, правда, неизвестен. Отчет ведут от 988-го года. Но, не все историки согласны с этой датой. Разберемся, почему.

Загадка крещения Руси

Отчет ведут от 988-го года, поскольку он указан в «Летописи временных лет». Там написано, что князь Владимир Святославович прошел таинство в 6496-ом году от сотворения мира. В современной хронологии, это 988-ой год. В манускрипте написано так же, что правитель взял в жены христианку Анну и распорядился крестить народ киевский в водах Днепра.

При этом, не понятно, прошел ли массовый в тот же год, или позже. Единый григорианский календарь приняли лишь в 12-ом веке. До этого существовали несколько систем. Согласно им, в разных летописях указаны 6496-ой, 6497-ой, 6498-ой, 6499-ый и 6500-ый годы.

В «Никоновской летописи», и вовсе, зафиксировано двойное время крещения Руси . Автор указывает, что обряд проводился несколько раз. Логично, что собрать на берегу реки весь город в один день могло не удаться. «выписанные» из Византии священники могли не успеть покрестись всех. Пришлось делать несколько подходов.

Князь во время крещения Руси встретил сопротивление. Не все язычники желали менять веру. Особенно это касалось печорских племен. В древних манускриптах зафиксировано несколько дат восстаний приверженцев монотеизма, то есть поклонения многим Богам. В той же летописи патриарха Никона пишется, что в 1071-ом году волхвы в Новгороде пытались убить епископа местной церкви.

В связи с трудностями, встреченными на пути к христианизации страны, ряд историков отказывается называть конкретную дату. Вот образное объяснение учеными своей позиции: Время крещения ребенка – формальность.



Дитя вводят в веру родителей, но сам отпрыск еще не имеет понятия Христа. Нужны годы воспитания, чтобы кроха стал истинным православным. Так, и Руси – процесс, а не день окунания киевлян в воды Днепра. Россия стала православной в полной мере лишь к 13-му веку, считают историки.

Аналитики добавляют, что крещение Руси не могло свершиться в один день и из-за биологии людей. К примеру, не наложен запрет на крещение во время месячных и в первый месяц и после родов. На берег Днепра не могли прийти больные и некоторые старики. Далее, дополнительные правила таинства, влияющие на время его проведения.

Правила крещения

В современной на время крещения так же влияет срок оглашения. Это подготовка к таинству. Она сведена к изучению, как минимум, евангелия от Марка. Экзамен принимает лектор храма. Он так же объясняет, что делают во время крещения , проверяет понимание Писания и заповедей.

В оглашение входит и посещение литургии, чтобы приобщиться к традициям церкви. Кто проходит обучение быстро, для других оно затягивается. В итоге, таинство происходит лишь тогда, когда экзамен сдан.

Можно совершать крещение во время поста . Если же таинство назначено вне его рамок, придется выдержать дополнительный пост в 2-3 дня. Перед обрядом нужно очиститься духом, а для этого требуется усмирить плоть. Поэтому, ограничивают себя не только в мясном и молочном, но и в сексуальных утехах, спиртном.

Поводом для назначения времени обряда становятся и знания. Так, просвещенные родители нередко откладывают крещение детей до их осознанного возраста. Изучая Библию, люди понимают, что в ней не описаны случаи таинства с младенцами. Обращаясь к трудам древних теологов, приходит понимание, что крестить детей начали лишь в 200-ых годах из-за высокой смертности.

Не получив Божью благодать, кроха не попадает в Рай. Поэтому, болезных и несли к батюшкам сразу после родов. Сейчас же, родителям со здоровыми отпрысками хочется, чтобы они пришли в веру самостоятельно. К тому же, подросткам не требуются крестные, найти которых нынче не всегда просто. От кумовьев требуется молитва, во время крещения они берут ответственность за духовное воспитание ребенка и проходят за него оглашение.


Некоторые корректируют время, напротив, из-за заблуждений. К примеру, если ребенок плакал во время крещения , в день, когда назначен обряд, приходят мысли, не плохой ли это знак? Священники говорят, что во время крещения называют новым именем около 50% рыдающих крох. Это просто младенческие слезы и не более того. Но, суеверные родители все равно, порой, переносят таинство.

Есть дата, установленная на законодательном уровне, которую нельзя перенести. В 2010-ом Дмитрий Медведев постановил праздновать день крещения страны 28-го июля каждого года. Так политики обошли споры ученых на счет точной даты введения России в новую веру. 28-е число – день памяти Владимира Святославовича согласно , ведь князь канонизирован. Поскольку крестил киевлян именно Владимир, в его дату и установлен общероссийский праздник.



gastroguru © 2017