Окружающий мир чудесные превращения воды в природе. Проекты детей

Образовательное событие

« Чудесные превращения воды »

с использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы

Учреждение : МБДОУ ЦРР – детский сад № 6 ст. Старощербиновская

Задачи:

- Ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы, текучесть, пар тоже вода, вода может растворять предметы);

Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной, закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности);

Развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту);

Прививать бережное отношение к воде;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др..

5.Чтение художественной литературы.

6.Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для занятий:

Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

Фильтровальная бумага.

Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц,

водохранилищ.

Электрообогреватель или кипятильник.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ .

1 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А что льется в фонтане?

Дети: …….

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет )

Дети: ………..

2 ЧАСТЬ. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная )

Дети: … …..

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: ……….

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: ………

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: …………………..

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: ………………….

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: ……………….

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: ………………….

Воспитатель: Да, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают ) .

Дети: ……………

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: …………………………

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».

Дети: ……………………..

ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ.

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: ……………….

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: ……………..

Воспитатель: Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: ……………

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: …………….. .

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: ……………..

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: …………… .

«ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». А паром можно обжечься?

Дети: ………………..

ОПЫТ «ОЧИСТКА ВОДЫ»

Воспитатель: Ребята, давайте нальем в баночку с водой , масло. Что с ним произошло? Можно пить такую воду и почему?

Дети: ……………………

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: …………………..

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

ИДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: ………………

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: …………………. .

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

3 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?

Дети: ……………………

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


Класс: 1

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие :

  • формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  • формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  • формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
  • Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

  • создать условия для личностного развития ученика;
  • активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  • развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  • создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает “вода”?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

Знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

Уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

Экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

  • на этих этапах урока ребята
  • организовывали свою деятельность,
ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;
  • формулировали цель деятельности на уроке
  • (узнать..., научиться...)
  • учились работать по плану;
  • (который был составлен самими учащимися)
  • строили проект выхода из затруднения.
  • Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)

    Девиз урока: “Знаешь – говори, не знаешь – слушай!”

    Как понимаете эти слова?

    А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

    Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний )

    Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

    Буду стараться узнать новое.

    Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

    2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

    Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:

    Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран (Видеофрагмент “Вода”) (слайд 3)

    Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    (Варианты ответов детей. Удивительные превращения воды ) (слайд 4)

    Вы все знаете о воде?

    Тогда какие цели поставим перед собой? (слайд 5)

    (Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)

    Что бы вы хотели узнать? Ответы детей

    Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека!)

    А что вы о ней знаете? Ответы детей

    Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.) (слайд 6)

    Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

    Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? (слайд 7)

    Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

    Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

    Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд 8)

    На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

    1. Что такое вода? НА ДОСКЕ

    2. Свойства воды.

    3. Бережное отношение к воде.

    3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

    Итак, что такое вода? (жидкость).

    Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

    Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

    Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

    А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

    Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус запах.

    Эти особенности веществ называют свойствами . Карточка на доску.

    Что будет предметом нашего исследования? (Жидкость в сосуде.)

    Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что находится в сосуде .)

    К концу урока мы должны узнать: “Является ли жидкость в сосуде – водой? НА ДОСКЕ

    ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

    Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
    Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
    Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
    Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

    4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний (слайд 10)

    Наметим план наших действий.

    Как же мы будем исследовать воду?

    1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

    2. Сделаем выводы.

    5. Реализация проекта.

    Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

    Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

    После просмотра вы должны ответить:

    Какое правило самое важное?

    Внимание на экран (Видеофрагмент “Безопасность”) (слайд 11)

    Ответы детей

    Какой вывод сделаем – ВСЕ!

    Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

    Все результаты опытов вы будете записывать в “Лист исследований”

    Работа в парах.

    Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).

    (На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)

    В первом стакане – вода.

    Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан. Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим

    О чем это говорит? Вода – прозрачная.

    Сделайте отметку в “Листе исследований”

    Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

    Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)

    Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

    Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

    Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

    Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

    Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

    Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в “Листе исследований”.

    Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу

    Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

    Вспомним правила безопасности.

    Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза .

    Какие ощущения?

    • Стакан №1 - молоко (сладкий)
    • Cтакан №2 – сок (кислый)
    • Cтакан №3 – вода (нет вкуса!!!)

    Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в “Листе исследований”.

    А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

    Где в жизни вы с этим встречались?

    Случайно проливаю воду.

    Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

    И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

    Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.

    Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в “Листе исследований”.

    Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований (слайд 13)

    Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

    Какими свойствами она обладает?

    Свойства воды

    Цвет/прозрачность +
    Запах -
    Вкус -
    Текучесть +

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. “Является ли жидкость в сосуде – водой?

    В начале мы могли это определить? А теперь?

    Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

    • ПРОЗРАЧНА?
    • ЗАПАХ?
    • ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.

    - Что осталось определить? Вкус.

    Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

    Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

    Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

    Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

    В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

    Сейчас вы посмотрите видеофильм.

    Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?

    Внимание на экран (Видеофрагмент “Чистая вода”) (слайд 14)

    Что нового узнали?

    Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.

    Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

    Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.

    Почему их так называют?

    РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы) (слайд 15)

    Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.

    Какой вывод сделаем? (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

    7. Рефлексия учебной деятельности.

    Какой момент урока вам больше всего запомнился?

    Где нам могут пригодиться новые знания?

    • Зелёная – узнал на уроке много;
    • Желтая – узнал, но не все
    • Красная – ничего не узнал.

    За что себя можете похвалить?

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методический материал к уроку интегрированного курса «Окружающий мир» по теме «Превращения воды» Работу выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ № 96 им. Нагибина М.В. г. Ростова-на-Дону Крюкова Н.Б.

    «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты - самое большое богатство на свете». Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель.

    Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу.

    Три состояния воды в природе Жидкое (вода, дождь, роса) Газообразное (пар) Твердое (лед, снег, град) состояния воды

    испарение

    конденсация

    замерзание

    Отгадай загадки и назови процессы превращения воды Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. СНЕГ - ТАЯНИЕ

    Отгадай загадки и назови процессы превращения воды Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост, как синее стекло,- Скользко, весело, светло! ЛЕД – ЗАМЕРЗАНИЕ

    Отгадай загадки и назови процессы превращения воды Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. ДОЖДЬ - КОНДЕНСАЦИЯ

    Отгадай загадки и назови процессы превращения воды Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем- не найдем. РОСА- КОНДЕНСАЦИЯ- ИСПАРЕНИЕ

    В работе использовались: www.yandex.ru www.superroot.narod.ru

    МБОУ « Спартаковская СОШ »

    Проект

    Чудесные превращения

    водяных капель

    Подготовили: Тишкина Катя, Антонова Надя, Борисова Оксана –

    ученицы 3 класса

    Руководитель Коптева С.А.

    Цель: рассказать второклассникам об интересных явлениях природы, связанных с водой.

    Задачи: а) Найти в интернете, в энциклопедиях материал по данной теме.

    б) Подготовить сообщения о явлениях природы.

    в) Подготовиться к презентации работы, выступить перед второклассниками.

    Как работали над проектом.

    1.Выяснили у учителя какие явления природы, связанные с водой, существуют в природе.

    2.Распредилили, где будем искать материал(Оксана – в школьной библиотеке, Надя- в сельской библиотеке, Катя - в интернете)

    3.Собрали материал, подобрали к нему рисунки, оформили сообщения.

    4. Распределили материал между собой.

    5 Подготовились к презентации своей работы перед второклассниками.

    Пошёл дождь. В лужу падают дождевые капли. Но только они познакомились друг с другом, как им пришлось разлучиться.
    Одни капли потекли из лужи в канавку и пустились в дальний путь - к океану. Другие остались в луже. Но солнце и ветер превратили их в невидимый пар. Он поднялся в небо и превратился в белые облака.
    Некоторые капли впитались в землю. Долго блуждали они во тьме. Но вот на их пути попался корешок. Он впитал эти капли, они поднялись по стволу и напоили зелёные листья. Листья пригрело солнце, и капли с их поверхности лёгким водяным паром устремились прямо в облака.
    Очень многие облака проливаются дождём над океаном. Здесь капли встречаются с теми, которые принесли реки. Но солнце нагревает океан, и капли-путешественницы снова улетают в облака. Так и блуждают они без конца.
    Часть облаков пролилась дождём над сушей. И капли снова попали в лужу. Но только они познакомились друг с другом, как им пришлось разлучиться…
    Ну а что с ними было дальше, ты уже знаешь, не так ли?

    Отчего у каждого облака своя форма?

    Вспомним, как образуются облака. Солнце нагревает поверхность Земли, согревает воду в океанах, морях, реках, в каждой луже. Вода испаряется, превращается в лёгкий водяной пар. Он поднимается вверх. А там, далеко от Земли, холодно. Поэтому пар охлаждается, превращается в крошечные капельки воды или кристаллики льда. Скопления таких капелек и кристалликов мы наблюдаем с земли в виде облаков.
    Почему же облака так не похожи друг на друга? Всё дело в том, что они образуются на разной высоте и при разной температуре. Вот и получается у каждого облака своя форма. Да и она непостоянна. Ведь ветер гонит облака по небу. Они движутся и попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Там, где тепло, вода испаряется. Ну а там, где холодно, водяные пары ещё больше охлаждаются и превращаются в капельки воды.

    Дождевое облако

    Давайте рассмотрим дождевое облако снизу вверх. Его нижняя часть тёплая и состоит из водяных паров и водяных капелек. Средняя - значительно холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. А в верхней части облака очень холодно. В воздухе плавают одни только льдинки.Ветер насквозь пронизывает дождевые облака. Поэтому капельки воды и льдинки в них находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную, то в тёплую часть облака, они изменяются: или замерзают, или вновь превращаются в капли воды. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются, тяжелеют. Они уже не могут свободно парить и падают вниз. Начинается дождь.
    Если капельки маленькие, дождь моросит. Если капли крупные и запас их велик, то идёт сильный дождь - ливень. Ливни проливаются летом. А осенью и ранней весной идут мелкие, моросящие дожди.

    Где и как рождается снег?


    Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок.

    Раньше думали, что снег - это замёрзшие капельки воды.

    А оказалось, что капельки воды могут стать градинками - комочками непрозрачного льда, которые иногда выпадают летом вместе с дождём. Но они никогда не превращаются в снежинки - шестиугольные звёздочки. Всё происходит по-другому.
    Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров (а не из капелек воды) образуются крохотные льдинки - шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.

    Почему снежинки шестиугольные ?
    Снежинки всегда шестиугольные, если только от столкновений не сломали свои уголки. А почему? Вы помните, что снежинка - твёрдое тело? А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении (как физкультурники на параде).Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? Представьте себе свой класс на перемене. Все бегают по коридору туда-сюда. Так же ведут себя и частицы водяных паров в облаке. Но вот учитель говорит: «Третий класс! По порядку становись!» По команде ученики сбегаются и образуют ровный и правильный строй.В облаке командует мороз. При охлаждении частички водяного пара перестают «бегать» и по строгим правилам природы начинают притягиваться и присоединяться друг к другу.Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, она ищет себе другой. Такие шестиугольники могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя все новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки.

    Как возникают туманы?


    Как-то осенью вы сидите за уроками в тёплой комнате и замечаете, что стёкла в окнах запотели. Что же случилось? Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла. Водяные пары сгустились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугами и полянами, когда водяные пары охлаждаются.Земля за день нагревается, а к вечеру начинает охлаждаться. В холодном воздухе водяные пары сгущаются и становятся видимыми. Как и на охлаждённом стекле в тёплой комнате они кажутся белыми, седыми. Так появляется туман. Он может провисеть над рекой или над равниной всю ночь, если нет ветра. Но как только солнечные лучи согревают почву и начинает дуть еле ощутимый сухой и тёплый ветер, туман исчезает.Часто туманы поднимаются над селениями, расположенными в низинах. Они образуются гораздо быстрее, если люди топят печи. Почему так бывает? Дело в том, что пары сгущаются быстрее, если во влажном воздухе есть пылинки мелких твёрдых частиц. Вокруг них-то и собираются мельчайшие капельки воды. Когда топятся печи, из труб вылетают частицы дыма и повисают в воздухе. За эти-то частицы и цепляются капельки воды.Туманы бывают не только весной, летом и осенью. Их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто образуются они над незамерзающей рекой, над прорубью, над тёплыми морскими течениями.Туманы - обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они могут быть очень полезны людям.Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

    Откуда берется роса на траве?


    Хотите - верьте, хотите - нет, но ещё триста лет назад люди думали, что роса выпадает с неба, подобно дождю. Но потом заметили: роса появляется на травинках «из ничего».
    Возникает она, конечно, не «из ничего», а из воздуха. В нём, помимо кислорода, углекислого газа и других газов, обязательно есть водяной пар. Наука доказала: чем ниже температура, тем меньше таких паров может в нём находиться. «Лишние» пары тут же превращаются в капельки воды и выпадают в виде росы. Учёные называют превращение водяного пара в росу конденсацией.Почему же капельки воды осаждаются именно на листья и траву, а не на тропинки или стволы деревьев? Дело в том, что почва и стволы деревьев дольше сохраняют тепло, не успевают остыть до температуры, при которой начинается конденсация. Кстати, в науке эту температуру так и называют точкой росы.

    Как рождается иней?

    Встаньте зимним утром, посмотрите на окно и полюбуйтесь затейливыми рисунками на стекле. Называются они инеем. Это водяные пары осели на оконное стекло. От холода они превратились в ледяные кристаллики, а затем срослись кучками и разрисовали окно разными узорами.А замечал ли кто-нибудь, с какого места начинает расти узор на стекле?
    Узор никогда не появляется в середине стекла. Он всегда возникает сбоку, у самого переплёта рамы, а уж потом распространяется по всему окну. Как за пылинку в воздухе, цепляются крохотные капельки тумана за дерево рамы и начинают рисовать свой узор. Так всегда бывает.Причудливые узоры, «вышитые» морозом, можно видеть не только на стекле, но и на поверхности земли.

    Как отличить изморозь от инея?

    В тихую морозную погоду, бывает, выглянешь в окно, да так и ахнешь! Снег не шёл, а всё кругом покрыто пушистыми белыми иголочками.Чаще всего это явление возникает при тумане, слабом ветре и температуре воздуха ниже - 15°С. При этих условиях вода в холодном воздухе находится в виде мелких взвешенных кристалликов. Коснувшись предметов, кристаллики оседают на них: на ветвях деревьев, проводах, решётках оград. Невидимые для глаз кристаллики льда возникают как бы из мороза и покрывают пушистой бахромой тонкие предметы. Потому-то и назвали их изморозью.
    Часто изморозь неправильно называют инеем. Хотя образуются иней и изморозь из водяного пара в морозном воздухе, но различить их легко. Иней не такой пушистый и нарядный, как переливающиеся всеми цветами радуги пушистые иголочки изморози.

    Откуда взялся град в летний день?

    Высоко-высоко, в самом верху большого кучево-дождевого облака, где очень холодно, появились маленькие снежные крупинки. Они медленно опустились в нижнюю часть этого облака, где теплее, и оказались среди крошечных капелек воды. Капельки воды покрыли белые крупинки, а вертикальный поток воздуха подбросил их вверх. И капельки замёрзли на крупинках корочкой прозрачного льда. Получились маленькие градинки.
    Они упали бы на землю с летним дождём, если бы вдруг их не подбросило вверх. Будто с земли из огромного насоса кто-то выпустил струю воздуха. Она подхватила градинки, и понесла их опять высоко наверх, к снежинкам. Снежинки облепили их со всех сторон и замёрзли вокруг белым снежком. Градины стали опускаться и опять попали в ту часть тучи, которая состояла из капелек воды, и опять покрылись корочкой прозрачного льда.
    И снова воздух подбросил их вверх. Воздух играл с градинами, как ребята с мячом. Он то подкидывал их вверх, то опускал вниз. Градины покрывались то белым снегом, то прозрачным льдом. Так может повторяться очень много раз.
    И чем дольше воздух играет с ними, тем крупнее выпадает на землю град.
    Иногда град может достигать размера крупного куриного яйца. Крупный град причиняет огромный ущерб сельскому хозяйству.
    Попробуй разрезать крупную градину. Ты увидишь, что она состоит из нескольких слоев прозрачного льда и белого снега. Можно сосчитать, сколько раз она побывала в снежной и в водяной части тучи. Только считай побыстрее, пока градинка не растаяла!

    Исследовательский проект «Чудесные превращения воды»

    МАДОУ №16 «Тополек»

    Исследователь: Косарев Артем

    Руководитель:

    Елена Вячеславовна Огородникова

    Добрый день! Меня зовут Косарев Артем. Я из города Серова, хожу в подготовительную логопедическую группу детского сада №16 «Тополек».

    Я приехал к вам, чтобырассказать всем о чудесных превращениях воды!

    Почему я решил заняться темой «Чудесные превращения воды»?

    Мы живем на планете Земля! Нам повезло: мы можем наблюдать такие природные явления как снег или дождь, образование облаков, появления ручейков. Я задумался: « Откуда вода на небе? Куда она исчезает из луж? Кто заполняет моря и океаны? Мне стало интересно узнать о путешествии воды в природе».

    Из космоса наша планета Земля кажется голубой. Таким же одноцветным, сине-голубым, выглядит глобус, если его быстро раскрутить. Разными оттенками синего и голубого на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера. Но почему запасы воды не исчезают?

    Цель моего исследования: сделать и испытать модель круговорота воды в природе.

    Задачи исследования:

    1. Найти информацию о воде.

    2. Ознакомится с путешествием воды в природе.

    3. Сделать действующую модель круговорота воды в домашних условиях.

    4. Исследовать удивительные свойства воды на опытах.

    Гипотеза моего исследования:

    - Дома можно увидеть круговорот воды;

    Вода может находиться в разных состояниях;

    Вода, лед и пар – родственники.

    Что я знаю о воде?

    Появление воды на Земле не совсем ясно. Есть несколько гипотез, откуда взялась вода.

    В чистом виде вода не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета (опыт № 1 ). Но в действительности вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она удивительно активно впитывает, растворяет в себе почти всѐ, что еѐ окружает и сама проникает всюду. (Опыт №2 )

    Вода есть и в воздухе, составляющем огромный воздушный океан Земли атмосферу. В воде зародилась жизнь. Мы сами в значительной степени состоим из воды, и без воды невозможно существование всего живого. Вода имеет три состояния.

    Обычная вода – полное тайн чудо природы. Вода – единственное вещество,

    которое в природе существует в разных состояниях: твѐрдом, жидком и

    газообразном.

    А давайте разберемся, что происходит с водой в жидком состоянии.

    Вода жидкая - может течь (опыт №3 ).

    Берем два стаканчика – один с водой, другой пустой и переливаем

    аккуратно воду из одного в другой. Посмотрите, как красиво льется вода!

    Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Разве это не волшебство!

    Но вода умеет превращаться! Талая вода в мороз превращается в сосульки (опыт №4 )!

    А сосульки это- лед конечно. Есть даже такая загадка: «А вода твѐрда, словно каменная».

    Поместим кубики льда в прозрачный стакан и будем наблюдать…

    Смотрите, кубики льда постепенно уменьшаются (опыт №5 ).

    Они тают. Маленькие кусочки тают быстрее.

    Значит лѐд – это превращѐнная застывшая вода.

    Покажем ещѐ одно состояние воды. Возьмѐм термос с кипятком.

    Открываем его… И что мы видим? Пар, конечно!!! (опыт №6 )

    Поместим над паром стекло или зеркальце и посмотрим, что же происходит.

    Смотрите, на нѐм выступили капельки воды. Значит пар - это тоже вода.

    Лѐд и пар – родственники, родные братья.

    Интересно, а куда девается пар?

    Да никуда не девается, летает себе тут между нами.

    Если зеркальце с капельками воды положить в морозильную камеру тоона превратится в иней, но не в снежинку. Чтобы получить снежинку нужно, чтобы она очень медленно летела - кристаллы должны расти взвешенные в воздухе (опыт №6 ).

    Мы убедились в том, что пар – это тоже вода. Значит, жидкая вода, твердая

    вода (лед) и водяной пар таят в себе особые секреты, которые позволяют

    говорить о «волшебных» превращениях воды.

    - Рассказать вам про путешествие воды в природе?

    Пожалуйста! Жила-была капелька! Она жила в воде. У неё было много подружек-капелек.

    Ярко засветило солнышко, и Капелька стала легкой-легкой и полетела на небо вместе с другими капельками. Там они собирались в белоснежные облака, весело смеялись и болтали. Капелек становилось всё больше и больше, они поднимались всё выше и выше.

    Чем выше поднимались капельки, тем холоднее им становилось и они превратили облако в большую, тяжёлую тучу. Тут, грянул гром и сверкнула молния, капельки стали такими тяжёлыми, что не могли больше летать и стали падать вниз. Начался дождик. Даже наши зайчики спрятались под зонтик.

    Капельки приземлились в озеро, там они продолжали веселиться, играть и резвиться. Так они путешествовали все лето. Затем на улице начало холодать, озеро замерзло, а Капелька превратилась в льдинку. К ней в гости стали прилетать подружки-снежинки, переодетые в красивые белоснежные платья. Шло время, пришла весна, пригрело солнышко, лед растаял, капелька стала лёгонькой и снова отправилась в своё увлекательное путешествие.

    Самое удивительное, дома я смог сделать модель круговорота воды!

    - Чтобы сделать действующую модель мне понадобилось: картонная коробка, старая вешалка, пластиковая бутылка, емкость, краски, ножницы, клейкая лента, кубики льда и горячая вода (опыт №7 ).

    Из коробки я сделал склон горы, ручьи, реки и солнце. Из пластиковой бутылки - облако, из вешалки крепления. Положил кубики льда в подвешенную бутылку, налил в форму горячую воду. Через какое-то время я заметил, что пар стал подниматься. На пути он встретил преграду холода и стал собираться в капельки. Пошел дождь.

    Проведя исследование, я узнал много нового и интересного о воде, и смог рассказать об этом другим детям, достиг поставленной цели.

    Все мои гипотезы подтвердились.

      вода бывает в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

      круговорот воды мы можем наблюдать каждый день.

      вода, лед и пар на самом деле являются родственниками.

    Спасибо за внимание!



    gastroguru © 2017