Биография. Исследовательская работа "роль и значение ахметзаки валиди в борьбе за автономию башкортостана" Ахмет заки валиди краткая биография

December 4th, 2017

С завидной регулярностью возмущают нашу общественность названия улиц в честь нацистских военных преступников на Украине, в Прибалтике, в Европе, в постсоветском Ближнем Зарубежье. А между тем в центре России процветает по сути культ нацистского пособника Ахмета-Заки Валиди Тограна. Его имя носят в Башкортостане национальная библиотека, школа в г. Ишембай. А в 2008 году в Уфе его имя дали улице… Фрунзе. Перед нами очередной пример того, как «некоторые элиты национальных республик» под видом «возрождения национальной культуры» ведут беззастенчивую пропаганду нацистской идеологии.

Памятник Ахмету-Заки Валиди. Неужели памятники нацистским преступникам станут привычными в России?

СТОРОННИК ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, ПРОТИВНИК ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ахмет-Заки Валиди Тогран - сегодня превозносимый в Башкортостане как «создатель Башкирской автономии» был выходцем из семьи зажиточного духовенства. Причём предки его относили себя к тептярям (этно-социальной группы, этническая принадлежность которой до конца не установлена - прим. Авт.). А вот сам Ахмет-Заки Валиди, в угоду политической деятельности, «переписал» себя и своих предков в башкиры. http://www.vm.bashnl.ru/about.html Но об этом - немного позднее.

По настоянию родителей будущий политический деятель получил исключительно религиозное образование, обучаясь сначала в медресе деревни Утяково (которым руководил его дядя), а затем - медресе Марджани и Касимия в Казани. Уже тогда проявились его… своеобразные взгляды. Когда в 1908 году он Ахмет-Заки начал работать над исторической работой посвящённой истории народов Поволжья и их жизни в государствах Чингизидов, он назвал свою работу «История тюрков». (Салихов А. Г. Научная деятельность А. Валидова в России. — Уфа: Гилем, 2001, С.68-69.) На попытки даже такого авторитета, как Галимжан Ибрагимов убедить Валиди в том, что в название работы следует включить указание татарского народа, об истории которого, собственно и повествует большая часть работы, Валиди ответил категорическим отказом. Уже тогда он принял идею пантюркизма - подчинения всех тюркских народов вокруг Османской империи и включение их (с территорией проживания) в её состав.


Фото

Ахмет-Заки Валиди. Объявил себя башкиром, чтобы получить место в Учредительном собрании. Но многие до сих пор верят...

Взгляды Ахмета-Заки Валиди были далеки от каких-либо идей «свободы, равенства, братства». Так в 1913 году он выступает в печати против организации в Казани женской гимназии. (Салихов А. Г. Научная и общественно-политическая деятельность А. Валидова в 1908—1920 гг.:диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02. — Уфа, 2003, С.137.).

Башкирский «патриотизм» проявился у Ахмета-Заки Валиди лишь в 1917 году, когда он принял участие в выборах во Временное центральное бюро российских мусульман и в депутаты Учредительного собрания. Тептяри не представляли собой какой-либо политической силы. Вот татары и башкиры - да. Но с татарской интеллигенцией у Ахмета-Заки Валиди «горшки побиты» были со времён его «Истории тюрков»… Так теперь Валиди и стал башкиром. И членом Временного центрального бюро российских мусульман.

Здесь нужно остановиться подробнее. «Временное центральное бюро российских мусульман» (ВЦБРМ) - организация очень интересная. Кроме пантюркиста Валиди туда входили следующие персонажи:

· Ильяс Алкин, призывавший в ноябре 1918 года к отделению Поволжья от России;
· Муса Биги - член азербайджанской мусавитской организации, промышляющей терроризмом и шпионажем в пользу Османской империи, а ещё позже и - гитлеровской Германии);
· Садри Максуди - до 1917 года русский патриот из партии кадетов, с 1917 года «переобувшийся в полёте» - идеолог отделения от России штата «Идель-Урал», сбежавший впоследствии в Турцию (через Францию) и «подставивший» своих единомышленников;

Словом, даже учитывая наличие в составе ВЦБРМ таких деятелей, как меньшевик Ахмед-бек Темирбулатович Цаликов и Шакир Мухамедьяров, становится понятно, что Бюро стояло на откровенно сепаратистских позициях, причём большинство его членов беззастенчиво смотрели в сторону Турции. Но - вернёмся непосредственно к Валиди.

КАК «ЦВЕТОК» В ПРОРУБИ

Во время гражданской войны Ахмет-Заки Валиди болтался между политическими силами, как «цветок» в проруби, предавая союзников, как только для них наступали тяжёлые времена.

В то, что Советская Власть, это - надолго поначалу никто не верил. Потому-то, почуяв возможность урвать кусок от многострадальной Российской империи, в 1918 году оживились националисты. Сепаратистские идеи и, особенно, идеи пантюркизма большевикам почему-то не понравились. Когда же в Уфе образовалось Башкирское правительство, претендующее на создание независимого государства, терпение большевиков лопнуло и в январе 1918 года членов правительства, включая Ахмета-Заки, арестовали в Уфе. Освободили Валиди и его товарищей части оренбургских казаков с башкирскими ополченцами. Валиди присоединяется к Чехословацкому корпусу, а затем закономерно переходит и на сторону армии Колчака.


фото

"Верховный правитель России" Александр Колчак. Один из тех, кого предал Ахмет-Заки Валиди

Но в когда весеннее наступление колчаковской армии 1919 года захлебнулось и войско «Верховного правителя России» начало драпать обратно на Восток, Ахмет-Заки Валиди понял, что быть командиром в армии, обречённой на поражение ему как-то не очень нравится. После чего в начале 1919 года вместе со своими людьми переходит на сторону Красной Армии (Ганин А. В. Антибольшевицкое движение в Оренбургском казачьем войске // Белая гвардия: Альманах. — М.: Посев, 2005. — Т. 8. — С. 180—185.). Вообще - принцип «переходить на сторону сильного» был одним из основных принципов Валиди всю его жизнь.

С марта 1919 по май 1920 Ахмет-Заки Валиди был председателем Ревкома Автономной Башкирской Советской Республики. Однако 28 мая 1920 года выходит Постановление ВЦИК от 28.05.1920 "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики". Этот короткий документ вызвал в Валиди откровенную ярость.

Во-первых, согласно «Постановлению» все государственные учреждения Автономной Башкирской Советской Республики подчинялись аналогичным учреждениям РСФСР «с обязательством исполнения инструкций и распоряжения последних».

Во-вторых, ст. 2 «Постановления» чётко относила вопросы внешней политики и внешней торговли к компетенции РСФСР, запрещая прямые контакты правительства Валиди с зарубежными государствами;

В-третьих, ст. 5 «Постановления» гласила: «Необходимыми финансовыми и техническими средствами Автономная Советская Башкирская Республика снабжается из общих средств Р.С.Ф.С.Р.».

В Автономной Башкирской Советской Республике это постановление общество приняло спокойно: настрадавшееся от гражданской войны население было заинтересовано в «твёрдой власти», а уж учитывая, что тяжёлой и машиностроительной промышленностью на тот момент регион был небогат, обязательства Москвы обеспечить Башкирскую Республику технически воспринимались с большим энтузиазмом. Но только не Ахметом Заки Валиди и его правительством.

Ахмет-Заки Валиди был в бешенстве: «Постановление» поставило жирный крест на его пантюркистских планах. По идее можно было бы попробовать поднять восстание против большевиков, но… 1920 год - не 1918. Стало очевидно, что Советская власть - всерьёз и надолго. Уже говорили об отмене продразвёрстки, а хлебнувшее «прелестей» колчаковской оккупации население не собиралось поддерживать политические амбиции «политического флюгера» Ахмета- Заки Валиди.

Единственное, на что хватило Валиди - на демонстративную отставку и выезд на южные окраины бывшей Российской империи. Оставив своих сторонников в Башкирии на произвол судьбы. Впрочем, дважды предателя Ахмета-Заки Валиди такие мелочи уже не беспокоили.

ТУРЕЦКИЙ «ПАТРИОТ» НА АНГЛИЙСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ

После того, как Ахмет-Заки Валиди бросил своих соратников в Уфе, он приезжает в Туркестан, где его идеи пантюркизма наконец-то находят своих сторонников. Он становится членом Туркестанского национального совета. Здесь-то к нему и присоединился идеолог и практик пантюркизма османский офицер Исмаил Энвер, более известный, как Энвер-паша. Напомним несведущим, что Энвер-паша известен, как идеолог геноцида армян, участник геноцида ассирийцев, организатор геноцида греков Османской империи. Милейший в общем человек… Не даром военный трибунал самой Турции признал Исмаила Энвера военным преступником.

Вместе с Энвер-пашой Ахмет-Заки Валиди выступает организатором басмаческого движения Бухары, Хивы и Туркестана, действовавшего на южных границах Советской России. Однако, быстро понимает, что не имея никакого военного образования, он бледно выглядит на фоне профессионального офицера Исмаила Энвера. И… устраняет конкурента. Причём устраняет хоть и предательски, но - изящно!


фото

Энвер-паша. Погиб после того, как поддерживавший его Амнулла-хан очень "своевременно" узнал о том, что Энвер-пашу финансируют ненавидимые афганцами англичане.

Дело в том, что Энвера-пашу активно поддерживал афганский правитель Амнулла-хан. Афганистан стоял на жёстко антибританских позициях (именно англо-саксы превратили цветущий Гюлистан-Афганистан в нищую вечно воюющую страну, которую мы знаем сегодня).

Пикантность ситуации в том, что антисоветская и пантюркистская деятельность как Ахмета-Заки Валиди, так и Энвера-паши Турцией не поддерживалась. В Турции к власти пришёл Мустафа Кемаль, который предпочитал с РСФСР и СССР договариваться, а не воевать. Так кто же финансировал басмачей? Согласно недавно рассекреченным данным архивов отечественных спецслужб, деятельность пантюркистов финансировалась… Англией и Польшей! Об английских-то связях Энвера-паши и узнал «случайно» Амнулла-хан. Помощь Энверу - паше немедленно прекратилась.

Страница из рассекреченного досье А. З. Валидова. Согласно рассекреченным агентурным данным сам Ахмет-Заки Валиди получал за свой пантюркизм и "башкирский патриотизм" зарплату от спецслужб Польши и Великобритании.

16 июня 1922 года. Энвер-паша писал военному министру Афганистана Мухаммаду Надир-хану: «Мой дорогой Надир! Вчера после сражения я ушел с моими войсками в Карлук. Главная причина в том, что мои солдаты израсходовали все патроны... Если Вы не сможете дать благоприятного ответа на мою просьбу о подкреплении, я отправлюсь в Джиликул и Курган-тепе. Пожалуйста, пришлите мне русских патронов. Ваш Энвер».

Энвер-паша ничего не получил, и 4 августа 1922 года около кишлака Обдара погиб (по мнению свидетелей - покончил с собой, подставившись под пули).

Правда, выгоды от своего очередного предательства Ахмет-Заки Валиди так и не увидел: басмаческое движение было разгромлено Красной Армией, а ему самому пришлось удирать в Турцию.

ОТ «НА ВСЁ ПРИГОДНОГО» ДО ГИТЛЕРОВСКОГО ПОСОБНИКА

О жизни Ахмета-Заки Валиди в 20-30 годы можно сказать одно. Работал он на разведку. Причём - не на одну и сразу. Судите сами:

· завербован в качестве агента польской разведкой, и в декабре 1929 года в экспозитуре на него заводится личная карточка, с присвоением Валидову оперативного псевдонима «Zew». Куратор - шеф экспозитуры №2 капитан Э. Харашкевич. Функции - вербовка русскоговорящих тюрков, для их заброски в СССР с целью нелегальной разведывательно-подрывной работы.

· Есть данные , что за плату выполнял поручения и советской разведки по сбору данных.

То есть объявить Валиди «борцом с большевизмом» не получится: «идейный» Ахмет-Заки Валиди работал на всех, кто готов был платить.

перед вами карточки на Валидова, заведенные Польской разведкой в 1929 году, которые попали в 1939 году в Фашистскую Германию, а затем в 1945 году были вывезены в СССР. В настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА) в г. Москве.

В 1935 году Валиди умудрился испортить отношения с президентом Турецкой Республики Ататюрком, раскритиковав ряд его работ. После этого ему пришлось уехать в Германию.

Тогда же начался «роман» Ахмета-Заки Валиди» и с гитлеровской разведкой - абвером. Правда здесь вышла осечка. Абвер работал аккуратно, поэтому факты работы Валиди на польскую разведку были обнаружены, а после захвата архива польской разведки в 1939 году, Валиди оказался в совсем щекотливой ситуации. Сотрудничество с поляками бросило тень на репутацию Валиди в гитлеровской Германии и он вынужден был очередной раз бежать. Опять - в Стамбул, благо Ататюрк-Мустафа Кемаль скончался в 1938 году.

А это собственноручный "Отчет" А. З. Валиди в польскую разведку и предложения по вербовке агентов из числа русскоговорящих тюрков, с последующей их заброской на территорию СССР.

В начале Великой Отечественной войны Ахмет-Заки Валиди оказывается никому не нужен: Польша перестала существовать, в Германии ему не верили, Турция, как союзница Германии - тоже «учёного» не жаловала. По своему обыкновению Валиди пытается перейти на сторону сильного и уже в июле 1941 года пытается выехать в Германию. Это ему не удаётся: «польский след» в биографии мешает. Впрочем, совсем со счетов Валиди не списывали: в августе 1941 г. Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях.

Но уже к началу 1943 года в гитлеровской Германии принято решение о максимальном привлечении коллаборационистов в войска СС и вермахта. Тут-то о потугах Ахмета-Заки Валиди и вспомнил некто обергруппенфюрер СС Артур Флепс.


фото

Артур Флепс - один из создателей «мусульманского проекта рейха» На его совести создание "мусульманских батальонов СС". Для организации вербовки среди мусульман и был привлечён в числе других Ахмет-Заки Валиди Тогран.

В январе 1943 года Валиди был приглашён в Германию, где ему был поручен «кадровый отбор» в 13-ю горную дивизию СС «Ханджар», составляющуюся из боснийцев-мусульман. Дело в том, что боснийские мусульманские лидеры трижды выносили решение не участвовать в подобных проектах. Нужен был кто-то, кто объяснил новобранцам необходимость воевать за «великую Германию». Таковыми стали иерусалимский муфтий Мухаммад Амин аль-Хусейни и… Ахмет-Заки Валиди Тогран.

А это отрывок из письма Валиди, где он размышляет о правильности применения национал-социалистской «расовой теории».

Затем было участие в создании таких частей СС, как «Туркестанский легион», Волжско-татарский легион «Идель-Урал», «Азербайджанский легион», боевая группа «Крым». Идеология всех этих подразделений была одна - пантюркизм. Тот самый, который проповедовал с подачи своих гитлеровских хозяев Ахмет-Заки Валиди.

В 1944 году Валиди окончательно заигрался: возглавляемое им пантюркистское сообщество спровоцировало массовые студенческие беспорядки в… Турции. (Киреев Н. Г. «История Турции ХХ век. Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. — 1-е. — Москва: Крафт, 2007.)Этого турецкие власти стерпеть не могли: одно дело, когда человек работает против потенциального противника, другое - когда гадит в «руку кормящую». Против Валиди и его соратников был организован судебный процесс, в результате которого Валиди был приговорён к 10 годам тюремного заключения. В тюрьме он и пересидел «горячее время», но как только Черчилль разразился Фултонской речью, начавшей Холодную войну, Валиди немедленно амнистировали и выпустили на свободу.

ПОД МАСКОЙ «ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Из рассказанного выше можно сделать однозначный вывод: Ахмет-Заки Валиди Тогран представляет собой распространённый в ХХ годы тип беспринципно-продажного политического авантюриста, менявшего хозяев в соответствии с сиюминутной выгодой.

1. Ни о какой «борьбе с большевиками» речи идти не может - он им служил, пока это было ему выгодно.

2. О борьбе за «суверенный Башкортостан» тоже говорить смешно: в пантюркистских планах Ахмета-Заки Валиди Тограна Башкортостан должен был стать лишь составной частью пантюркистского государственного образования, главенствующую роль в котором должна была играть Турция.

3. Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.


фото

Мусульманские батальоны СС. Убийцы, садисты, военные преступники. Их идеологу Ахмету Заки Валиди в сегодняшней России ставят памятники, его именем называют улицы и школы.

Как после этого объяснить маниакальное стремление элит Башкортостана к возвеличиванию этого существа - для порядочного человека решительно непонятно.

Но очень хорошо понятно для этих самых элит. Когда в Уфе улица Фрунзе была переименована в улицу А. З. Валиди, это вызвало справедливое возмущение общественности, которое руководство Башкортостана спокойно проигнорировало. Улица имени нацистского пособника Валиди в Уфе присутствует до сих пор.

Возмущение уже российской общественности вызвало то, что на территории восточного факультета Петербургского государственного университета в 2008 году пособнику фашистов и идеологу пантюркизма Ахмет-Заки Валиди установлен памятник. А воз и ныне там. Более того, в прессе и Интеренете часто мелькают истерические панегирики Валиди с общей фабулой «Валиди не нацистский преступник, а национальный герой!». Простите, но насколько ущербным на голову нужно быть, чтоб называть национальным героем человека, который, по сути, всю свою жизнь торговал свободой своего народа?

В конце ноября в Башкирии проводилась конференция «1917 год в судьбах народов России», где участники заново переоценить роль изменений, которые произошли во время революции, и которые позволили башкирскому народу обрести все возможности для поддержки и развития собственных традиций, укладов и культуры. И на первый взгляд все вроде теперь хорошо и правильно. Но откуда тогда появляются попытки, причем иногда успешные, продвинуть идеи и память Валиди? Попытки вернуть башкиров не только в полное подчинение Турции, но и заведомое стремление уничтожить сам народ, сделав его просто турками. Полную теорию для этого как раз и создал тот самый «символ», «научно» обосновав, что нет никаких башкир, а есть «чистая нация» турок.

А пока ломаются копья на научных конференциях, руководству Российской Федерации пора бы задать себе вопрос: не слишком ли часто под маской «возрождения национальной культуры» в «некоторых республиках» РФ ведётся целенаправленная деятельность по героизации нацистских преступников? Не пора ли сделать выбор - либо принимаемые меры, либо - растущие группы «Коль с Уренгоя» и «навальновцев» на наших улицах…

В прошедшие выходные российский телеканал РЕН разразился обвинениями в адрес башкирских общественников прошлого и настоящего. Попытка разыграть обвинения в пособничестве германским фашистам видного общественного деятеля и историка Ахмет-Заки Валиди Тогана предпринимается уже не впервые. Но последний сюжет вмешал в себя прямые обвинения в фашизме, нацизме, пантюркизме и прочих «измах» современных башкирских организаций и едва ли не руководства региона. Так кем являлся Ахмет-Заки Валиди Тоган? Почему вопрос возник именно сейчас?.


к 125-летию Ахмет-Заки Валиди


Кем был Заки Валиди?

Ответ: Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново ныне Ишимбайского района РБ, а умер 26 июля 1970 года в Стамбуле. Политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг.); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Как Заки Валиди пришел в политику?

Ответ: В политику пришел в 1915 году, когда стал сотрудником мусульманской фракции IV Государственной Думы Российской империи. В 1917 году избирался по списку башкир-федералистов в Учредительное Собрание. В том же году совместно с другими явился организатором I и II Всебашкирских съездов. Результатом их работы стало создание Башкирского Центрального Шуро (Совета), которое 15 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило национально-территориальную автономию Башкортостана, как части федеративной России. Валидов избирается членом предпарламента Башкурдистана - Малого Курултая.

Как происходило становление башкирского движения?

Ответ: В феврале 1918 года Валиди был арестован большевиками в Оренбурге в числе восьмерых членов Башкирского Правительства, после чего происходит окончательный разрыв башкирского движения с Советами. В апреле после атаки города кавалерийским отрядом казаков и башкир Валиди выходит на свободу и, пользуясь восстанием Чехословацкого корпуса, приступает к формированию Башкирского национального войска в Челябинске, которое получает название Башкирского корпуса. Он становится одним из лучших формирований самарского правительства (КОМУЧ) и всей Народной армии. Однако демократический этап антибольшевистского движения подошел к концу, когда в ноябре 1918 года адмирал Колчак совершил государственный переворот, упразднив т.н. Уфимскую Директорию и все другие областные правительства, в том числе и Башкирское. После этого нахождение Башкирского корпуса в рядах белых потеряло всякий смысл, поскольку он не собирался признавать автономию Башкортостана. От Колчака отшатнулись не только башкиры, но также демократическая контрреволюция (эсеры, меньшевики), казаки Дона, Урала и Сибири, казахи и туркестанцы.

Ответ: В начале 1919 года Валиди, после предварительных переговоров с красными, перешел вместе с войсками на сторону Советов, что привело к обрушению фронта. 20 марта 1919 года представители Башкортостана с одной стороны, а Ленин, Сталин, Енукидзе - с другой, подписывают Соглашение о Советской автономии Башкирии. Это, по сути дела, был двусторонний договор о разграничении полномочий, который лишь юридически оформил де-факто существовавшую с 1917 года Башкирскую автономию. Последняя была договорной республикой в отличие от других автономий (Татарской, Горской, Якутской и др. АССР), декретированных сверху.

Какой вывод сделал Заки Валиди, побеседовав с Лениным?

Ответ: Валиди встречается с Троцким, на короткой ноге с комиссаром по делам национальностей Сталиным. Катается с ним на мотоцикле по ночной Москве, а после бесед с Лениным заключает: «Ленин и его соратники считают Соглашение с нами явлением временным… В будущем нас, как узбекских мулл и финских капиталистов, они отбросят в сторону, а власть передадут в руки членов коммунистической партии, которых выпестуют со временем...» Ровно через год, 19 мая 1920 года, произошло именно это. Когда надобность в башкирских войсках, отважно защищавших Питер от генерала Юденича и финнов, бившихся с генералом Деникиным на Украине и с казачьей армией генерала Толстова в Казахстане, Ленин в одностороннем порядке денонсировал «Соглашение», назвав его «клочком бумаги».

Почему Заки Валиди уезжает в Турцию?

Ответ: Однако Валиди больше не желал сотрудничества с большевиками. Он уходит в Среднюю Азию, где приступает к организации повстанческого движения в просоветской Бухарской народной республике, где, как он писал, «основная наша задача заключалась в том, чтобы под видом борьбы против свергнутого эмира организовать национальную армию Бухары и, вызвав наших представителей из Хивы, Туркменистана и Казахстана, создать организацию Туркестанского национального объединения». Однако, после ряда военных поражений, которые потерпели басмачи, он покидает Среднюю Азию и направляется в Европу, а затем в Турцию.

Чем был известен Валиди как ученый?

Ответ: В России до 1917 г. Валиди был известен среди тюркского населения как ученый и автор многих работ по истории тюрков. Уже в это время он привлек к себе внимание виднейших ученых России, таких как В.В. Бартольд, Н.Ф. Катанов, А.Н. Самойловича и др. На родине он опубликовал несколько книг и десятки статей. Его интерес к науке возник еще в России. Творческое наследие Ахмет-Заки Валиди огромно и все еще ждет глубокого и всестороннего изучения. Оно является олицетворением лучших традиций русской востоковедческой школы и западной ориенталистики. Он свободно владел основными европейскими (немецким, английским, французским), восточными (арабским, персидским) и многими тюркскими языками. Ахмет-Заки Валиди – крупнейший специалист по истории тюрков, а также народов мусульманского Востока, оставивший после себя почти 400 научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как, например, «Методология исторического исследования» (Tarihte usul), «Введение во всеобщую историю тюрков» и др.) до сих пор являются настольными книгами в научных школах ряда стран.

Какую книгу Валиди назвали исторической энциклопедией?

Ответ: Ахмет-Заки Валиди – автор книги «Путевые заметки Ибн Фадлана», с комментариями к ней, которую немецкий востоковед Б. Шпулер назвал «малой тюркской исторической энциклопедией». Благодаря Ахмет-Заки Валиди в научный оборот введены ценнейшие исторические сведения о древних славянах, германцах и угро-финских народах. Современный российский исследователь из Санкт-Петербургского университета Т.Ю. Бурмистрова пишет о нем: «Ахмед-Заки Валиди Тоган – великий ученый мирового уровня, уникальный энциклопедической многогранностью и глубиной своих знаний: историк, этнограф, социолог, лингвист, педагог и яркий публицист. Он был гуманистом по убеждениям и велению сердца, преданным сыном России и своего башкирского народа, горячим защитником прав личности, свободы и братства народов, человеком безграничной доброты и открытости души».

Было ли пособничество фашистам?

Отвечает Валиахмет Бадретдинов, один из руководителей башкирской организации «Аркадаш»: «Эти высосанные из пальца суждения не подтверждены конкретными фактами. Между тем генерал КГБ Лев Соцков, автор книги «Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера. Из секретных досье разведки». М., 2003. С. 74, 75 не нашел никаких данных о службе З. Валиди секретным агентом Абвера и о его участии в формировании из мусульманских военнопленных частей Ваффен-СС. Генерал КГБ подробно описал об отправлении в 1951 г. Сталиным на переговоры с З. Валиди агента КГБ с просьбой вернуться в СССР. Очевидно, если З. Валиди был связан с нацистами, не было бы никакого предложения о его возвращении в СССР. Однако антивалидовцы продолжают спекулировать вышеупомянутым эпизодом из жизни З. Валиди».

Что говорит ФСБ?

Ответ: Еще в конце 80-х годов КГБ СССР в ответе на запрос ученого сообщества республики сообщил, что информации о сотрудничестве Ахмет - Заки Валиди с фашистами не имеет. В 2010 году о том, что его ведомство не имеет претензий к фигуре башкирского ученого и общественного деятеля, официально заявил тогдашний руководитель УФСБ по РБ Виктор Палагин.

Как связаны между собой сбитый самолет, культурная организация, турецкие и башкирские «волки»?

Ответ: В качестве затравки авторы скандального сюжета показали террористов, убивших российского летчика в Сирии. Некоторые из них были названы активистами когда-то известной в Турции организации «Серые волки». Журналисты увидели прямую связь между этой организацией и башкирским движением «Кук буре» («Небесный волк»), возникшим в середине нулевых годов. Схожая символика и названия послужили поводом для обвинения башкирской организации в пропаганде нацистских взглядов и идеологии.

«Серые волки» = «Кук буре»?

Отвечает лидер «Кук буре» Азат Сальманов: «О «Серых волках», их идеологии и взглядах я до этой передачи слышал только по одноименному фильму. Телевизионщики фактически оклеветали нас, назвав нацистами. Идеология нашего движения больше носит характер «буржуазного национализма», если оперировать советскими терминами, но никак не нацизма или фашизма. Мы стоим на патриотических позициях своего народа и республики, а не ненависти по отношению к другим народам. Любая национальная организация находится под вниманием правоохранительных органов. Наша деятельность никогда не признавалась экстремистской или как-то по-другому противозаконной. Поэтому сейчас мы готовим судебные иски к каналу «РЕН ТВ». Кроме этого мы всегда выступали против любых военных конфликтов и религиозного терроризма.»

При чем тут ТЮРКСОЙ?

Ответ: Другая прозвучавшая в передаче «Военная тайна» организация тюркского международного сотрудничества «Тюрксой» вообще не имеет отношения к политической деятельности. В российских тюркоязычных регионах ее деятельность ограничивалась лишь культурным сотрудничеством. Членами «Тюрксой» являются различные государства, называть организацию турецкой некорректно.

Кому это выгодно?

Отвечает ведущий научный сотрудник института философии РАН Ильшат Насыров: «Для разрушения основ федеративного устройства России со стороны шовинистически настроенных политиков имеются попытки опорочить саму идею о Российской Федерации, как о равноправном союзе народов, то есть, ту идею, за которую последовательно боролся Ахмет-Заки Валиди. Поэтому сегодня попытки некоторых людей опорочить имя Ахмет-Заки Валиди является на самом деле кампанией против федеративного устройства России. Представители этих кругов современной России, пытаясь проводить политику по культурной и языковой ассимиляции нерусских народов, просто не осознают, что это путь в никуда, что это путь разрушения. Ведь Россия исторически строилась как многонациональное государство, и единство России состоит именно в ее многообразии, а не в унитарности и казарменности.
Кроме всего прочего, за последние недели усилилось информационное давление на республику по вопросу сырья для Башкирской содовой компании. Именно телеканал РЕН ТВ выдал первый крупный сюжет в пользу БСК и мнения о том, что разработка шихана Торатау не имеет альтернативных вариантов.
Схожий материал был размещен вчера в «Лента.ру», где представлена одна точка зрения: шиханы надо отдать в разработку и никакой ценности они не имеют.
Кстати, неподалеку от Торатау и родился Ахмет-Заки Валиди. Передача, где в негативном свете выставлен ученый, по мнению экспертов, одно из звеньев цепи информационного давления на власти республики.

Какое заявление после передачи сделал Всемирный Курултай башкир?

Отвечает Амир Ишемгулов, председатель организации, профессор: «Всемирный курултай башкир» неоднократно заявлял, что попытки дискредитировать лидеров башкирского народа, переиначить историю не достигнут своих целей. Какие бы «эксперты» ни вещали с экранов, они не стоят и мизинца таких выдающихся личностей, как А.З.Валиди. За плечами башкирского народа славная история, глубокие традиции, и мы будем верны заветам предков. Вполне возможно, авторы или заказчики материалов рассчитывают расколоть единство нашего народа и народов России или подтолкнуть молодежь к разного рода провокациям. «Всемирный курултай башкир» призывает всех сохранять спокойствие, действовать строго в рамках закона».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Федоровка

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: История. Обществознание. ИКБ

Роль и значение Ахметзаки Валиди в борьбе за автономию Башкортостана

научно – исследовательская работа

Нугаева Кирилла, ученика 7 класса

Содержание

Введение
1. Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года.
2. Общественно - политическая деятельность А.Валиди и борьба за автономию Башкортостана.
3. Мои исследования о Заки Валиди.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В нашей стране было много судеб, покрытых напраслиной лжи, фальсификаций, преднамеренных искажений дел, поступков и личности. Этой участи не избежали и выдающиеся политики, военные, революционеры, ученые и многие другие. О большинстве из них народ наш ныне узнает правду, и они начинают занимать в его исторической памяти подобающее каждому из них место.

К их числу относится и выдающийся сын башкирского народа, человек с чрезвычайно сложной судьбой, видный политик в молодости и всемирно известный и признанный востоковед в эмиграции Ахметзаки Валидов.

Главное своеобразие судьбы З.Валидова заключается в том, что и его научное наследие, и его сложный жизненный путь, начиная с 1912 года до сего дня, находились и продолжают находиться в эпицентре ожесточенной идейной борьбы. Это случается даже не со всеми великими мира сего.

Казанский шакирд и мугаллим, деятель Думы и первый "президент" Башкортостана и ученый мирового класса - эти определения относятся к одному человеку и определяют основные этапы жизни З.Валиди - одной из самых примечательных фигур в национальном движении первой половины ХХ века, и не только в России.
Ахметзаки Валиди долгое время, вплоть до 1990 г., находилось под запретом в Башкортостане. Уже со второй половины 20-х годов он стал субъектом устрашения, ярлыком буржуазного националиста, пантюркиста. Его именем клеймили десятки тысяч людей, подвергали репрессиям, пыткам, расстреливали, травили. Почти все лучшие представители интеллигенции Башкортостана, подвергшиеся репрессиям, ушли из жизни с ярлыком "валидовец". Лишь в конце 1990г., в связи со 100-летием со дня рождения А.Валидова, на страницах республиканских газет и журналов начали появляться статьи о нем. Сейчас Заки Валиди нам известен как историк-краевед, педагог и член IV Государственной думы, организатор первой в составе РСФСР автономной республики - БАССР и участник вооруженного сопротивления. С 1923г. - эмигрант, заведующий кафедрой всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, великий ученый, прославившийся на весь мир своими трудами (около 400 научных работ) во многих отраслях востоковедения, истории, этнографии и культуры тюркских народов и исламоведения.
При освещении темы общественно-политическую и научно - педагогическую деятельность А.Валидова следует разделить на три периода. Первый период - до конца 1916г., начальный этап научно-педагогической работы, становление его как ученого-историка. Второй период - 1917-1922г. - период бурной общественно-политической деятельности, он лидер башкирского национального движения, один из основателей первой в составе Российского государства автономной республики. Третий период, начиная с 1923г. и до конца жизни в 1970 - годы эмиграции, период формирования как ученого-востоковеда с мировым именем.

В своей работе я решил, охарактеризовать именно второй период этапа жизни Заки Валиди.
Исследовательская работа направлена:

Воспитание интереса к истории своей республики, к людям, которые занимают особое место в истории края.

Изучение всех граней политической деятельности А-Заки Валиди.

Исследование роли А-Заки Валиди в борьбе за автономию Башкортостана.

Цель исследования: Исследование незаурядной, яркой личности, лидера национального движения Заки Валидова, повлиявшего общественную и политическую деятельность Башкортостан.

Методы исследования:

1. Информационный: работа с литературой в библиотеке.

2. Поисковый: поиск материалов по интернету.

3. Анкетирование способом опроса учащихся старших классов МБОУ СОШ №1 с. Федоровка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов моего исследования на уроках истории и культуры Башкортостана.

1. Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года
Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в не большой деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного владели арабским, персидским и чагатайским (старотюркским) языками. Чтение книг религиозного содержания на двух-трёх языках для них было делом повседневным. Такие семьи отнюдь не были редкостью и встречались тогда в каждой башкирской деревне. Дядя учёного по матери – Хибибназар Сатлык был учителем юного Ахметзаки.
С 1906 по 1908 год учеба в Утякском медресе стала для Ахметзаки Валиди важным этапом в образовании и дала направление для его будущей научной деятельности. Огромную роль в этом сыграл его дядя - Хабибназар Утяки-хазрет. Зная способности Ахметзаки к учебе, Хабибназар-мударис уделяет особое внимание обучению его основам ислама, философии, литературы и истории.
Наряду с средневековыми и современными арабскими, персидскими, тюркскими, турецкими, татарскими авторами, активно знакомится с русской востоковедческой литературой, переводит на чагатайский произведения А.С.Пушкина "Восстание Пугачева", "Арап Петра Великого", стихи поэта, где сильны восточные мотивы, темы Корана.
С 1908 по 1912 год Валиди продолжает свою учебу в медресе Касимия в Казани. Там же начинает преподавать тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. В 1912 году вышел в свет его первый фундаментальный труд "История тюрков", получивший высокие отзывы. Молодой ученый привлекает к себе внимание видных ученых Казанского университета - Н.Катанова, Ашмарина, В.Богородицкого и одного из самых крупных востоковедов России, профессора Санкт-Петербургского университета, академика В.Бартольда. С 1912 по 1917гг. Валиди было опубликовано около 30 оригинальных работ.
Две научных командировки Ахметзаки Валиди Российской Академией наук в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство положили начало его научным исследованиям по истории и культуре Туркестана, а также общественно-политической деятельности. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюрксий язык, относящийся к Х веку.
В 1914г. З. Валиди, уже признанный ученый и общественный деятель, переезжает в Уфу и становится мударрисом медресе "Усмания". Его направляют в IV Государственную думу, где он начинает сотрудничать с ее мусульманской фракцией.
В конце 1915 года Уфимские мусульмане решают послать молодого ученого, хорошо ориентирующегося в земельных, демографических, социальных проблемах края в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы в Петроград.
С начала 1916 года З.Валидов окунается в бурную политическую деятельность, которая длилась до начала 1923 года. В этот период возглавляет башкирское национально-освободительное движение, является организатором первых трех башкирских курултаев (1917), руководит созданием Башкирского правительства и войска.

2. Общественно - политическая деятельность А.Валиди

и борьба за автономию Башкортостана.


На прошедшем 22 июня 1917 года Башкирском курултае говорилось и о том, что в России восторжествует централизованная власть и Башкортостан, по аналогии с другими странами, будет независимым. Свобода башкир - это возрождение прежних общих национальных канонов всех тюрков Средней Азии, достижение настоящей самостоятельности своей страны.
Тюркские народы, живущие на обширной территории на востоке и западе от Башкортостана, брали в свои руки политическую инициативу. Такова была суть принятых решений в Оренбурге в 1917 году и в Уфе в 1918. Кроме того, Башкирский курултай дал возможность для переселения татар в Башкортостан, приняв решение о равном делении земель между башкирами и татарами. В то время три области (Башкортостан, Казахстан и Туркестан), объявившие о своей независимости, не могли осуществить желаемое на практике - еще в начале 1918 года большевиками было распущено Туркестанское национальное правительство. Его члены приехали работать в Казахстан и Башкортостан. Находившиеся в Семипалатинске Казахское и в Оренбурге Башкирское правительства были солидарны в решении всех политических вопросов. В то же время с башкирами в Башкортостане сотрудничали сотни казанских федералистов.
В те годы А.З. Валиди работал для Бюро мусульман фракции в 4-й Государственной думе (1916), был членом временного бюро российских мусульман (1917), в апреле-мае 1917 член партии. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 избран во Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро). Член Учредительного собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии. После октября переехал в Оренбург, где Шуро примкнуло к комитету спасения родины и революции во главе с атаманом А.И. Дутовым, а в середине ноября провозгласило автономию Башкортостана. Вошел в Башкирское правительство, возглавил военный отдел, командовал башкирскими войсками. После изгнания войск Дутова из Оренбурга арестован в феврале 1918 вместе с другими членами Башкирского правительства. Освобожден в начале апреля во время налета на Оренбург казаков Дутова (бежал из тюрьмы). Стал военным министром временного правительства провозглашенной 29 ноября 1917 независимой Башкирии.
Когда в феврале 1919г. Валидов, возглавлявший башкирские войска, перешел на сторону советской власти, это осложнило положение антибольшевистских сил. Причины такого маневра не раскрывают ни советская, ни новейшая историография. Как раз в это время туркестанские лидеры, вспоминал позднее один из них, М. Чокаев, обратились к Антанте с просьбой о международной помощи. Валидов, зная об этом, как писал Чокаев, «предательски перебросился в сторону большевиков и нанес всей нашей акции непоправимый моральный и политический удар».
Понятно, что после такого демарша, который, как позднее выяснилось, не нанес, однако, серьезного удара по его репутации в мусульманском мире, ему был оказан самый теплый прием большевистским руководством. В конце 1919 - начале 1920г. Валидов вступил в члены РКП(б). Но на этом его политические метаморфозы не закончились. Как принято считать, постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920г. представляло собой нарушение достигнутого в марте 1919г. соглашения о будущем статусе Башкирской республики, а потому Валидов в июне 1920г. оставил пост одного из руководителей Советской Башкирии и отправился в Туркестан. Здесь не учитывается, однако, такой фактор, как личное разочарование.
Чокаев считал, что уход Валидова от большевиков был связан с тем, что он увидел конец своей личной карьеры. Валидов знал, что И.В. Сталин поддерживал бывшего главу Башкирского областного совета Ш. Манатова, перешедшего еще в начале 1918г. на работу в Наркомнац. А 24 мая 1920г. этот бывший соратник Валидова прибыл в столицу Турецкой республики Анкару (с 1930г. - Анкара как представитель Башкирской республики). Между тем Валидов в мае 1920г., находясь в Москве, сам ожидал нового назначения именно на эту должность. Уязвленный таким решением политбюро ЦК РКП(б), Валидов взял отпуск по состоянию здоровья и вскоре отправился в Туркестан.
Деятельность Валиди во многом определила различные пути формирования государственности башкирского народа в 1917-1920гг. Когда не осуществилась идея создания независимого Башкортостана, Валиди выезжает в Фергану и становится одним из лидеров басмаческого движения.
Большевистским лидерам после неудачи на европейском направлении Туркестан виделся плацдармом мировой революции на Востоке. По информации чекистов, весной 1921г., находясь в стане басмачей, Валидов в приватных беседах уверял, что имеет «живую связь» с Москвой и раздумывает: то ли вновь сговориться с большевиками, то ли отправиться за границу.
В начале 1923г. Валидов уехал за рубеж. На некоторое время он оказался в Афганистане. Однако афганские власти сочли необходимым прекратить его деятельность, которая, как им казалось, могла осложнить отношения с Советской Россией.
В феврале 1923г. З.Валиди покидает территорию СССР. В прощальном письме к башкирскому народу, и особенно в послании, направленном Ленину, он заявляет о полном прекращении практической политической деятельности.
В феврале 1923 года эмигрирует в Европу.
Дальнейшую жизнь З.Валиди посвящает любимому делу - науке. Он стал одним из самых маститых востоковедов мира, написал не один десяток работ, отдельные из которых не имели аналогов в науке. Его лекции слушали в Лондоне и Бонне, Вене и Берлине. Возглавлял созданный им в Стамбуле институт исламских исследований.

Особую роль в судьбе З.Валидова играли революционные события в России и годы Гражданской войны. Они показали, что З.Валидов наукой занимается не ради своей славы, и даже не ради славы науки, а посредством науки служит народу. Но понятие «мой народ» у него не ограничивается башкирами, а охватывает, прежде всего, все тюркские народы внутренней России. А башкирский народ для него то же самое, что родные отец и мать, братья и сестры.

Революционные события круто изменили судьбу З.Валидова. Особенно заметна его роль в формировании федерализма в России, так как первая в истории нашей страны автономная государственность возникла в Башкирии в марте 1919 года под идейным влиянием З.Валидова, при сплоченности и единстве башкирского народа, в результате Соглашения Центрального Советского правительства и Башкирского правительства, за которым стояло небольшое, но беспредельно преданное своим лидерам национальное войско. «Автономия» этими лидерами понималась в европейском смысле этого слова: внутренняя самостоятельность в экономических, культурных вопросах. Национальная армия подчиняется лишь Генеральному штабу и главнокомандующему русской армии, а не военным округам. А понятия урезанной, формальной «советской автономии» тогда еще не было даже в голове В.И.Ленина. «Советская автономия» начинает формироваться в мае 1920 года, когда Центральное правительство приняло решение в одностороннем порядке свести автономию Башкортостана к чему-то похожему, по выражению З.Валидова, на «национально-культурную автономию».

Если для большинства башкирской интеллигенции и офицерства автономия образца 1919 года была конечной целью борьбы, то для З.Валидова, все это было лишь началом обретения своей государственности всеми тюркскими народами, пример для них. И сокрушительный, уничтожающий удар по автономии Башкирии в 1920 году вынуждает его, вызванного в Москву и «трудоустроенного», чтобы держать подальше от Башкирии, выехать в Среднюю Азию для борьбы не против большевиков, а за автономию тюркских народов в пределах России. Начать все сначала, теперь уже силами узбеков, казахов, киргиз и др. З.Валидов верит, что, если ему подлинной автономии удалось добиться силами отнюдь не многочисленных башкир, то ее можно будет добиться вновь, объединив в одно политическое целое народы Средней Азии. Благо теперь он лично и хорошо знает идеологию, характер, хитрости большевистских вождей - Ленина, Троцкого, Сталина и других, с которыми многократно встречался.

Но политическая и военная ситуация в России изменилась. Разрозненное, раздираемое межплеменными раздорами движение басмачей, среди которых было сильно влияние фанатичных мулл с чисто средневековым мировоззрением и слишком мало интеллигенции, способной понять суть происходящих в России и мире событий, не сулило успеха.

Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь наиболее значительного представителя башкирского народа Заки Валидова, который после самоотверженной борьбы за свободу, поднял на неё весь свой народ, но большую часть жизни провел на чужбине.

Глубоко убежденный в праве народов России на самоопределение, Заки Валиди активно выступал за территориальную автономию башкир и других народов, населяющих страну, а через это- за федеративное устройство России.

Признанный в свои 27 лет лидером башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди в тот сложный, драматичный и противоречивый период сумел сплотить свой народ вокруг идеи свободного самоопределения, объявить в ноябре 1917 года Башкирскую автономию, создать Башкирское правительство, организовать самостоятельные Башкирские вооруженные силы. Заставив считаться с Башкирским правительством и Белую гвардию, и Красную Армию, молодой политик образовал первое в составе предполагаемой демократической России национально-территориальное государство башкир.

3. Мои исследования о Заки Валиди

Чтобы написать данную работу, мне пришлось поработать с литературой в библиотеке, поискать дополнительную информацию в интернет ресурсах и изучить биографию политика. Зная, что он был известен во всем мире, как историк, ученый, мне захотелось узнать, какую роль сыграл Заки Валиди, в борьбе за автономию Башкортостана. Эта тема мне показалась более актуальной.

В ходе исследования мною был проведен опрос учащихся старших классов нашей школы. В опросе участвовали 25 человек.

На вопрос «Вам известно имя Ахмет Заки Валиди?» 54% респондентов ответили положительно, от 27% я услышал отрицательный ответ. Остальные 19% затруднялись ответить.

На второй вопрос «Вы можете сказать, что он сделал для Башкортостана?», только 51% из всех опрошенных, смогли сформулировать ясный ответ. Остальные 49 % из них остались без ответа или затрудняются ответить.

Третий вопрос «Как увековечена память Ахмет-Заки Валиди в республике Башкортостан?», для опрашиваемых, показался самым сложным. Лишь очень малое количество, (29%) дали удовлетворительные ответы, назвав Национальную библиотеку Республики Башкортостан в г.Уфе и «Валидовские чтения».

Выводы по анкете

По результатам опроса можно сделать следующие выводы.

Сегодня в нашей республике сделано немало для того, чтобы имя и роль общественного деятеля, ученого, лидера башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди сохранилось в памяти народа навсегда. Судя по результатам ответов можно сказать, что подрастающее поколение мало информировано на эту тему.

Мне бы хотелось, чтобы имя Заки Валиди звучал во всех устах, наравне с великими людьми нашей республики, такими как Салават Юлаев, Шаехзада Бабич, Мажит Гафури, Мустай Карим и др. Я считаю, что его роль для родного Башкортостана неоценим.

В 1992 году имя Заки Валиди было присвоено Национальной би­блиотеке Республики Башкортостан. В 1993 году в д.Кузяново открыт музей имени А.-З. Валиди. Кроме того, в его честь в РБ учреждено 2 премии. Именем Валиди названы ули­цы в городах Баймак, Ишимбай и Сибай, а также в деревне Кузяново и в селе Темясово Баймакского района. Памятники Валидову установ­лены в городах Баймак, Сибай, в деревнях Кузяново и Темясово. Есть мемориальные доски - в Уфе (на одном из корпусов Националь­ной библиотеки и на здании бывшего медресе "Гусмания"). С 1992 года в БГУ проводятся международные научные конференции, которые называются Валидовские чтения.

Заключение

Великое множество политических документов, исторических трудов и литературных произведений создавали образы безупречных носителей добра и правды с одной и абсолютного зла и сплошных заблуждений с другой стороны баррикад. В течение нескольких десятилетий в сотнях книг и статей в штампованных выражениях был создан зловещий образ Заки Валидова, за которым невозможно было увидеть черты реально существовавшего человека. Лишь его «Воспоминания» пролили свет как на его собственную судьбу, так и на многие малоизвестные стороны истории башкир в начале века. Прочитав эти мемуары, можно было начинать понимать, какой ущербной, искаженной стала историческая память нашего народа.

Заки Валиди был и всю жизнь оставался одним из самых глубоких выразителей национального самосознания башкир.
Оценивая человека, говорят: “По труду и честь”. Ахметзаки Валиди Тоган заслужил всеобщий почет не только своими трудами, он велик и как человек.
Величие А. Валиди Тогана в том, что в нем соединились воедино качества великого ученого и великого человека.
Поднимаясь на ступеням знаний, свободно вращаясь в научном мире, он одновременно был видным государственным деятелем, всегда находившимся в центре борьбы за независимость. Тяжелая, непростая судьба часто преподносила ему горькие уроки жизни, но он всегда оставался верен своим светлым идеалам, надеждам, политическим и научным концепциям.

Великий сын башкирского народа А.З. Валиди является основателем автономного Башкортостана в ноябре 1917 года. По его программе образованы другие автономные республики, и поэтому он является отцом российского Федерализма.

Ныне идет непростой процесс возвращения Ахмет –Заки Валиди Тогана на Родину. Непростой потому, что его возвращение не совсем по нутру некоторым шовинистическим силам. Но возвращается Заки Валиди на свою родину не по указанию сверху. А по желанию башкирского народа, в исторической памяти которого бережно хранился любимый образ признанного лидера национально-освободительной борьбы, основателя башкирской государственности, убежденного федералиста, выдающегося ученого, человека, определяющего нравственные, гражданские, патриотические, интеллектуальные вершины башкирского народа. Возвращается навсегда!

Использованная литература:

    Ахмет_Заки Валиди /сост Г.А.Хисамов._Уфа,2010

    Бурмисшрова Т.Ю. Ахмет Заки Валиди Тоган: жизнь и творчество. М., 1996. -31 с;

    Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и

настоящее. Уфа, 1989. С. 177.

    Хусаинов, Г. Ахметзаки Валиди Тоган [Текст]: историко-биографическая книга. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2000

    Юлдашбаев А.М. Заки Валиди как политик, ученый и патриот // Ватандаш.-2010

    Юлдашбаев А.М. Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников) .-Уфа,2000

Даты и события в жизни Ахмет Заки Валиди Тоган :

Ахмет Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в башкирской деревне Кузяново Ильчик – Тимировской волости Стерлитамакского уезда. (ныне дер. Кузяново Ишимбайского района)

- Отец его, Ахметшах, имам и учитель, содержал медресе, мать также была учительницей (мугаллима)

В детстве охранял на горных пастбищах Урала табуны лошадей своей семьи.

Ему удалось подняться от первобытных жизненных форм одного из тюркских народов, башкир, до высочайших вершин духовной жизни, до ранга ученого с мировым именем.

Арабский он изучал у отца, персидский – как у отца, так и у матери.

Учился в дер. Утяк в медресе своего дяди. Планируя продолжить дальнейшую учебу вдали от родины, З. Валиди придает особое значение изучению исламской теологии, арабистики, истории, географии и математики.

В период поломничества отца в Хадж, в 1906-1908 годах обучал детей в медресе, вместо отца.

В 1908 г. едет в Казань, где его принимают в высшую ступень магометанского педагогического духовного высшего учебного заведения Касимия.

В 1909 г. после окончания был оставлен здесь же учителем тюркской истории, истории тюркской и арабской литературы.

В 1912 г. публикуется в Казани его первое научное произведение "История тюрко-татар". Книга находит благосклонный прием. Валиди избирается действительным членом общества археологии, истории и этнографии в Казанском университете.

В 1913 году направляется в Фергану для проведения историко-этнографических исследований, а в 1914 году с аналогичным заданием в Бухару.

В 1917 году, мусульманской фракцией русской Думы Уфимской губернии послан в Туркестан для организации национального конгресса мусульман этой страны.

1922 год. Вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии, которые после заключения польско-русского мира были переброшены в Туркестан для борьбы против повстанцев.

Повстанцы потерпели поражение. Валиди с ближайшими соратниками тайно пробирается в г. Ташкент и участвует в Национальном Конгрессе Туркестана, где было принято решение создать единое независимое национальное государство "Оло Туркестан" ("Большой Туркестан"), простирающееся от Волги до Тянь-Шаня, от Алтая до Памира.

20 февраля 1923 года пересекает русско-иранскую границу и тотчас окунается в науку. Из Афганистана через Индию направляется в Европу.

В этот период очень много и плодотворно работает в библиотеках разных стран (Иран, Афганистан, Индия, Франция, Германия)

1925 год. Будучи в Берлине, Валиди получает приглашение турецкого правительства.

С 1927 года становится профессором тюркской истории в Стамбульском университете, продолжает дальнейшее изучение рукописей в Турции и в др. странах. Казалось жизнь Валиди, после оставшихся позади бурь, входит в спокойное русло.

1932 год. Воззрения Заки Валиди на фундаментальные проблемы истории тюрков вступают в противоречие с официальной точкой зрения турецких историков и он отказывается от кафедры в университете. Отправляется в Вену.

Вена. Валиди пишет диссертацию – в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана", -защищает ее и получает докторскую степень.

1935 год. Отправляется в Германию, куда был приглашен до защиты диссертации в Боннский университет. Работает там в качестве гонорар-профессора по исламским наукам до начала Второй мировой войны.

В 1935 году по новым законам турецкой республики Заки Валиди берет себе псевдоним Тоган. (от имени предков Иштуган).

1939год. Получает приглашение от Турецкого министра культуры вернуться на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, которое принадлежало ему по праву.

- В этом же году увидела свет книга "Путевые заметки ибн Фадлана",изданный в Лейпциге.

1940 год. В Индии, в городе Дели на английском языке издается книга "О географических воззрениях Аль Бируни".

- В этом же году женится на своей аспирантке Назмие ханум. Имеют детей:

дочь Исанбикэ – 1940 г.р., сын Субедей – 1942 г.р. Они - доктора наук, профессоры.

В 1943-1944 годах два раза побывал в Германии в целях увидеться с военнопленными соотечественниками.

В 1944 году обвиняется в организации молодежных демонстраций против политики государства в Истамбуле и в Анкаре, арестовывается и заключается в тюрьму.

В 1948 году обратно занимает свою должность профессора в Истанбульском университете, где трудится до конца своей жизни.

- В 1954 году в Англии избирается выдающимся профессором Манчестерского университета.

- В 1970г. 26 июля в возрасте 80 лет ушел из жизни и похоронен в кладбище Караса Ахмет.

1920 год


Родители и брат А-Заки Валиди



Вера и совесть наша, наша любовь к независимости

будут указывать пути к освобождению

и призывать вперед…

А-Заки Валиди

Дом –музей А-З.Валиди в родной деревне Кузяново


Памятники Заки Валиди


Февр. рев-цию 1917 встретил в Петрограде. Будучи чл. Врем. центрального бюро российских мусульман, подписал протест против заявления С.Н. Максудова на 7-м съезде кадетской партии (март) о том, что мусульмане России поддерживали и будут поддерживать её; в протесте утверждалось, что, напротив, после объявления министром иностранных дел Временного правительства кадетом П.Н. Милюковым курса на продолжение войны до победного конца мусульмане России не пойдут за таким лозунгом, что они, защищая свободу России, не хотят нести позор и унижение др. народам, где бы эти народы ни находились. В конце марта выехал в Ташкент для организационной работы среди мусульман. Участник съезда "Шура-и-ислам" (Мусульм. совет) в Ташкенте 16-23 апреля), на котором избран делегатом от Туркестанского края на 1-й Всерос. мусульм. съезд. В апреле вступил в партию эсеров, в мае вышел из неё, придя к выводу, что следует создать мусульманскую социалистическую партию, но продолжал поддерживать левое крыло эсеровской партии. На 1-м Всерос. мусульм. съезде в Москве (май) избран во Всерос. мусульм. Совет (Милли Шуро). Башк. делегация по его настоянию выдвинула требования автономии Башкортостана, формирования башк. войск и решения земельного вопроса. Был членом Башк. обл. бюро для подготовки башк. съезда. Чл. Президиума 1-го Всебашк. съезда в Оренбурге (июль), к-рый избрал Башк. обл. Шуро, в к-ром Валидов стал зам. пред. Член Учред. Собр. (от башкир-федералистов Уфим. губ.).

После Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде переехал вместе с Башким областным Шуро из Уфы в Оренбург, где Шуро примкнуло к сформированному в октябре Комитету спасения Родины и Революции во главе с атаманом А.И. Дутовым, а в середине ноября Шуро под руководством Валидова провозгласило автономию Башкортостана. Из первого указа, подписанного Валидовым 11 ноября:

"Мы не большевики и не меньшевики, мы лишь башкиры. На какой же стороне мы должны быть? Ни на какой. Мы на своей собственной стороне. Нам нечего делать в этих спорных вопросах. Наше дело охранять нашу личную и имущественную безопасность. Двухмиллионный башкирский народ не может быть игрушкой в таких ничтожных политических забавах. У него должны быть свои нужды, свои потребности, своя политика, своя точка зрения" (Самойлов Ф., Малая Башкирия в 1918-1920 гг., М., 1933, с. 6). Вошёл в Башкирское правительство, избранное на Башкирском Курултае (парламенте) в Оренбурге (8-20 декабря). Возглавил военный отдел, Военный совет при военном отделе Башкирского правительства, командующий башкирскими войсками. Пытался сотрудничать с центральной Советской властью. 17 января 1918 года в результате переговоров с СНК был учрежден Комиссариат по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце РСФСР (переговоры вёл пред. Башк. обл. Шуро Ш.А. Манатов).

После изгнания войск Дутова 18 января 1918 из Оренбурга Валидов был арестован в феврале вместе с другими членами Башкирского правительства по распоряжению Оренбургского губ. и Мусульманского военно-революционного комитетов. Освобожден (апрель) из тюрьмы во время налёта на Оренбург казаков атамана Дутова. С июня (после захвата Челябинска чехо-словаками) Башкирское правительство приступило к формированию национальных войск, сотрудничало с Дутовым, Комитетом членов Учредительного Собрания (Комуч), Сибирским правительством. Представитель Башкирского правительства на Государственном совещании в Уфе (сентябрь).

Адмирал А.В. Колчак в ноябре не признал суверенитета Башкортостана, вследствие чего под руководством Валидова готовился переход многотысячного башкирского войска на сторону Советской власти, осуществленный в середине февраля 1919 года в сжатые сроки благодаря огромной популярности Валидова в башкирском народе, в национальных войсках: с февраля Валидов - один из руководителей Башкортостана. В конце 1919 года вступил в РКП(б). Считая постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 неприемлемым, Валидов уехал из Москвы [куда был отозван по решению пленума ЦК РКП(б) от 8 апреля] в Среднюю Азию. В сентябре 1920 отправил на имя В.И. Ленина письмо (копии - Л.Д. Троцкому, И.В. Сталину, А.И. Рыкову):

"Исходя из начатой ЦК РКП(б) политики, становится ясно, что Вы, как и Артем с товарищами, по отношению к восточным нациям хотите принять за основу идеи настоящих русских шовинистов... Искусственно возбуждённые классовые противоречия в аулах восточных народов ЦК сможет поддерживать лишь путём террора" (Тоган З.В., Мемуары, Стамбул, 1969, с. 340-41).

Один из идеологов и организаторов басмаческого движения (до февраля 1923), затем эмигрировал. Посвятил себя науке. С мая 1939 в Турции; проф. Стамбульского ун-та.

Стали известны подробности Нюрнбергского процесса. Опубликованы документы, в которых Заки Валиди, считающийся героем, лидером башкирского национально-освободительного движения, числится нацистским преступником. Между тем, в Уфе его имя носят национальная библиотека и центральная улица города, что не может не оскорблять память советских солдат, павших за свободу Родины. Жители обратились к президенту республики с просьбой вернуть объектам прежние названия.

В официальной биографии Заки Валиди тщательно скрывается так называемый «немецкий период». На родине — в Башкортостане — из года в год спорят о том - герой же он или предатель. Власти придерживались первой версии. Горсовет столицы Башкортостана в свое время проголосовал за переименование улицы Фрунзе в улицу Заки Валиди. Затем была названа его именем и национальная библиотека. Это породило новые дискуссии и обращения ветеранов войны и труда к властям с требованием отменить решения. А недавно были впервые опубликованы документы, неоспоримо доказывающие непосредственную причастность Заки Валиди к преступлениям фашизма.

История неподвластна забвению. 26 ноября 2012 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов поддержала Резолюцию о недопустимости героизации нацизма, подготовленную Россией в соавторстве с 42 странами — членами ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи направлена и против шумной героизации в последние годы в Башкортостане заклятого врага Советского государства, бывшего басмача и гитлеровского прихвостня Заки Валиди.



gastroguru © 2017