Что такое средства выразительного чтения. Выразительное чтение как средство развития младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение

Казановская средняя общеобразователь ная школа

Выразительное чтение на уроках литературы в 5-7 классах

Учитель русского языка и литературы

II квалификационной категории

Воронина Анна Сергеевна

Кимовск, 2013

Архив материала

Ведение

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуальног о и чувственного, средство развития всех способностей.

Отсюда одна из первоочередных забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художеств енную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся, но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства - доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность, она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.

Больше значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, а она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведении.

Теоретическая основа исследования. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева, М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева и др.

Теоретические и методические основы обучения подростков выразительному чтению

Понятие выразительного чтения

Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

    умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

    умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

    хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

    раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;

    передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы не уделяется внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения используется всякая возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагается правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращается их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскиваем в них логически и эмоционально важное слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока учитель помогает учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительной организованной подготовки к чтению.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной :

      Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В начальной школе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия. Все эти знания, приобретенные учащимися еще во время обучения в начальных классах, являются необходимой базой для обучения выразительному чтению в 5-7 классе.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также важно помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смы словой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательно го предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.

Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Но всё-таки основное средство выразительности звучащей речи – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Выразительное чтение в средних классах рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности.

Возрастные особенности восприятия младшими подростками литературных произведений и обучения их выразительному чтению

Возрастные особенности восприятия литературных произведений – еще один важный аспект обучения учащихся выразительному чтению. Известно, что на разных этапах своего возрастного развития ученик в силу психологических особенностей по-разному способен воспринимать литературное произведение. Исследователи выделяют различные стадии психического развития человека. Нас интересует младший подростковый возраст (10-12 лет).

Это так называемый период «наивного реализма». Ученик 10-12 лет склонен воспринимать литературное произведение как инобытие жизни, то есть наивно-реалистич ески. Поэтому он пытается исправить писателя или характер литературного героя. Учитывая данную возрастную особенность восприятия необходимо использовать такие приемы обучения, которые бы помогали учащимся воспринимать литературные произведения как явления искусства.

Еще одной особенностью восприятия младших подростков является его фрагментарность. Ученики останавливаются обычно на одном-двух поступках героев, которые произвели на них самое сильное впечатление, но как правило не поднимаются еще до осознания личностных качеств героя. Не ко всем переживаниям героев они проявляют одинаковый интерес. Они проходят мимо описания борьбы чувств, самооценок героя, мало внимания обращают на то, как переживания героев проявляются в жестах, речи, не замечают художественных деталей. В оценке же героев они всегда прямолинейны и беспощадны. Сложные и противоречивые характеры ими вообще отвергаются. Подросток не любит полутонов, ему все нужно решить определенно и немедленно – отсюда и категоричность.

В младшем подростковом возрасте происходит заметное развитие волевых черт личности. Именно развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателями.
Обучению выразительно читать благоприятствует и программа 5-7 классов. В ней представлены произведения различных жанров, в основном соответствующие возрастным потребностям и возможностям школьников. Задачи развития речи, имеющие первостепенную важность в средних классах, включают выразительное чтение как один из видов устной речи школьников.
Не только программа, но и методика преподавания литературы в средних классах создает благоприятные условия для проведения на уроках литературы курса выразительного чтения. В 5-7 классах анализ литературного произведения проводится в основном «вслед за автором». Для учеников этих классов главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события, эпизоды, и, учитывая природу их восприятия, наиболее уместно вести анализ по ходу развития действия.
Не считая этот путь анализа единственно возможным в 5-7 классах, все же необходимо признать, что применяется он в средних классах чрезвычайно широко. И именно этот путь наиболее удобен для обучения выразительному чтению.
В методике выразительного чтения должен быть проведен в полной мере один из важнейших принципов дидактики - принцип постепенного накапливания знаний и навыков. Теоретические сведения из области искусства, соответствующие навыки и умения усваиваются учениками постепенно. Из урока в урок перед ними ставятся новые задачи.
Начиная с 5 класса учащиеся знакомятся с выразительным чтением как с искусством. У детей закрепляются полученные ранее практические навыки и воспитываются новые, например: умение выявлять жанровые особенности произведения (сказка, загадка, пословица - в 5 классе, былина и басня - в 6 и т. д.). В 5 классе при чтении сказки «Царевна-лягушка » у учащихся развивается навык рассказа-повеств ования о последовательно происходящих событиях и одновременно воспитывается умение придавать повествованию сказочный характер. При чтении пословиц развивается умение выражать свое отношение к тому человеку, явлению, к которому отнесена пословица, передавать подтекст пословицы как сложного обобщения.
В 6 классе при чтении былин учащиеся передают особый характер их звучания. Знакомятся с особенностями чтения басен.
В 7 классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и форме произведения. Например, выразить нарастание напряженности чувств в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» («Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер, да я»).

Выше была названа только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. Но в каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

Условия организации работы над выразительностью чтения

Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым

1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

2. Обязательно должен демонстрироватьс я образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изо бразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке литературы.

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированн ого произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

Из вышесказанного следует, что главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.

Методы и приемы работы над выразительным чтением

Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работы на уроках русского языка и, особенно, на уроках литературы. При этом особое значение приобретают методы работы по выразительному чтению.

От умелого образно-эмоциона льного чтения учителя во многом зависит степень воздействия художественного произведения на ум, волю и чувства учащихся. От учителя требуется такая работа, которая развивала бы у детей потребность и умение самостоятельно претворять в жизнь полученные ими знания и навыки. Если учитель не научит своих учеников образно-эмоциона льному чтению художественных произведений, то большая часть его усилий пропадет даром. Как говорил Е.В. Язовицкий, «можно без конца слушать и анализировать поэтические творения Пушкина, Лермонтова, Некрасова…, но если их не читать вслух (пусть даже и не очень совершенно) то многое из того, что принято называть эстетической сущностью произведения, останется для учащихся на всю жизнь непонятным и непрочувствованн ым».

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот так описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций».

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы и приемы обучения, организует занятии в системе. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

На занятиях литературой применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников и чтение автора и мастеров звучащего слова в записи. Существуют и некоторые другие приемы обучения выразительному чтению, которые применяются не так широко, о них будет сказано позже.

Выразительное чтение учителя (показ)

Решающее значение имеет чтение учителя. Не может преподавать искусство педагог, сам не владеющий этим искусством. Это верно и по отношению к искусству чтения.

Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное.

Полный, тщательный анализ образца, проводится не каждый раз, а только тогда, когда работа над выразительным чтением – основная цель урока. Например, при работе над стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро» в 6 классе учитель первый раз читает неторопливо, задумчиво, повествуя; второй раз – бодро, весело, подчеркивая яркость картин. Затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано – в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как удалось передать настроение?

Конечно, метод показа подталкивает к подражанию если это подражание хорошему, в нем только польза. Такого подражания не надо бояться. Предостерегать и оберегать следует от подражания слепого, бестактного, внешнего. Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие.

    Образцовое чтение учителя.

    Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

    Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.

    Показательные чтения лучших учеников.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что, прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемонстрирова ть свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.

К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы:

    дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

    учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

    дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

Разумеется, нельзя вводить сразу одновременно все партитурные знаки. Их выбор зависит от характера произведения и типичных ошибок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности учащихся к проведению подобной работы.

По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л.Горбушина предлагает следующие наиболее часть употребляемые партитурные знаки.

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│‌‌‌‌), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.

5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

Кроме данных знаков, Б.А.Буяльский выделял и другие, используемые при разметке стихотворных, так и прозаических произведений.

Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.

Выразительное чтение учеников

Хоровое чтение

Одним из наиболее распространенных приемов обучения выразительному чтению является прием хорового чтения учащихся как одна из разновидностей выразительного чтения учащихся.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотонном. Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение скажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся».

М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным».

Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т.Ф. Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.

Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения: «Известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».

Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.

Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке:

    Образцовое чтение отрывка учителем.

    Чтение ученика со средними способностями.

    Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.

    Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.

    Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке.

    Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.

    Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения .

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Материалы по педагогике:

Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей...

Личностные особенности педагога
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити...

Когда за ребенком закрывается дверь в детский сад, то он думает о том, какие увлекательные приключения ждут его дальше. Однако, родители мысленно составляют список требований, которым будущий ученик должен соответствовать. Именно поэтому во время летних каникул родители с малышом подолгу сидят над пособиями «Учимся читать по слогам» вместо активных игр на улице.

Когда ребенок все-таки переступил порог учебного заведения и худо-бедно научился читать, то родители ставят перед ним новый вызов – понять, как завладеть вниманием при помощи интонации и донести эмоциональную составляющую произведения своим слушателям. Чтобы увлекательный процесс получения новых знаний не превращался для ребенка в пытку, родители должны сами ознакомить его с выразительным чтением и заинтересовать им.

Типы чтения

В общих чертах, чтение делится на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст, вне зависимости от того, написан он от руки или напечатан. Однако, миссия художественного чтения гораздо шире. Ее можно охарактеризовать тремя задачами:

  • передача настроения текста;
  • расставление акцентов на основных словах;
  • задание оптимального темпа речи.

Кроме овладения самой техникой чтения, необходимо выработать у ребенка умение демонстрировать свое отношение и к произведению, и к действительности, которая отображена в нем. Этому навыку нужно уделять особое внимание с самого детства, поэтому заботливые родители и задаются вопросом: «как выразительно читать?».

Конечно было бы проще возложить эту ответственную миссию на педагога. Мол, он все равно обучает ребенка технике базового чтения, письма и счета, что ему стоит научить ребенка еще и делать смысловые акценты в тексте?

На самом деле в классе много учеников, а на урок литературы отводится мало времени. У учителя просто физически не будет возможности посвятить этому процессу много времени. Конечно, ребенок может разучивать стихотворения и учиться художественному чтению с помощью репетитора, но если у родителей нет возможности вкладывать в обучение ребенка деньги, им придется отдавать свои силы. И для ученика, и для его мамы/папы будет гораздо лучше, если правильный подход будет известен сразу, а не обнаружится методом проб и ошибок.

При попытке разучить стихотворение вместе с ребенком, многие родители начинают вмешиваться, а именно:

  • указывать на ошибки;
  • ругать ученика за неправильные ударения в словах;
  • подсказывать (или даже навязывать) смысловые акценты;
  • требовать от ученика ускорения или замедления темпа.

На самом деле отправной точкой в тренировке выразительности является понимание сущности произведения. Красиво читать тексты ребенок сможет только тогда, когда понимает все в них. Учителя называют этот показатель сознательностью.

Из этого следует, что базовое чтение – это опорный навык, которым должен овладеть каждый человек. Художественное же восприятие напечатанного текста является осознанным процессом. Знакомиться с выразительным чтением нужно тогда, когда базовое не вызывает особых сложностей.

Как выразительно читать?

Если ребенок воспринимает текст, как уравнение с несколькими неизвестными, то красиво воспроизвести его своим голосом ему будет нелегко. Чтобы ознакомить ученика начальной школы с выразительным чтением, взрослому нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Разобрать содержание. Если в художественном произведении встречаются слова, непонятные детскому мозгу, то передать его смысл, настроение и эмоции маленький чтец не сможет. Попросите ребенка представить себя на месте героя сказки и пережить описанные события.
  • Обратить внимание на молчаливые подсказки. Объясните ученику, что все знаки препинания выполняют и косвенную роль – указывают на места разрешенных остановок.
  • Демонстрировать образец чтения в меру. С одной стороны, ребенку стоит показать, чего от него ожидают, а с другой – завышенные требования и постоянные упреки за несоответствие озвученному примеру могут сыграть злую шутку.
  • Не ожидать от ребенка обезьяньей подражательности. В силу возраста ученик начальной школы не может полностью копировать чужое воспроизведение текста, оторвавшись от смысла. Именно поэтому родителю стоит смириться с мыслью, что ребенок будет читать тексты в классе без помощи суфлера, а потому нет необходимости ожидать точного повторения наглядного примера. Дайте ребенку шанс попробовать свои силы и не спешите перебивать его на полуслове.
  • Бороться со стеснительностью. И пример воспроизведения показали, и все слова объяснили, и роли героев на себя примерили, а текст из уст ребенка все равно звучит монотонно и безучастно? Возможно, чтение вынуждает ученика стесняться. И это нормально – он боится сделать ошибку и стать причиной насмешек. Именно поэтому с робостью нужно бороться.

Проще всего сделать вызов стеснительности «дедовским» методом – с помощью табуретки. При этом, данный предмет мебели не должен быть способом запугивания малыша. Суть в том, что ученику предлагают примерить на себя роль диктора/актера/учителя, встав на табурет и рассказав стихотворение своим родным.

Преодолевать застенчивость нужно постепенно. Когда ребенок будет готов к публичному выступлению, предложите ему принять участие в школьном фестивале. Если малыш мечтает быть актером, то поспешите отвести его в театральную студию. Быть может, в вашей семье растет новый Миронов или юная Фрейндлих, и чтение сценариев – это призвание ребенка?

Считается, что нет преград для выразительного чтения: читать с чувством можно и художественные произведения, и математические формулы. Главное – сделать занятие увлекательным и не заниматься муштрой.

Дыхательные упражнения для знакомства с выразительным чтением

Чтобы воспроизведение текста было плавным, нужно развивать природные навыки. Дыхательная гимнастика – это способ обучиться правильному расходованию воздуха и своевременному наполнению легких, чтобы чтение не было прерывистым. Школьник не должен чувствовать, что пробежал кросс, когда прочитал пару абзацев текста.

В процессе знакомства ребенка с выразительным чтением, стоит выполнять следующие упражнения:

  • «Задуй свечу». Назвать огоньком узкую бумажную полосу и плавно и долго дуть на нее.
  • «Вдохни аромат цветка». Медленно втягивать воздух, представляя перед собой красивое растение.
  • «Слови комара». При вдохе руки сводятся вместе, а при выпускании воздуха из легких – снова разводятся по сторонам. Чтобы было веселее, на выдохе ученик может копировать писк комара, а на вдохе – громко хлопать в ладошки.

Эти упражнения помогут ребенку расслабиться и научиться правильно дышать для ровного и выразительного воспроизведения напечатанного текста.

Управление дыханием поможет взять под контроль и голос. Для его постановки есть пять скрытых методов:

  • Садимся ровно и прямо держим голову. На выходе тянем согласные: м, н, л, р, п и так далее. Потом в протяженное пение подключаются и согласные, образуя слоги: ма, ну, ло, ри, пу и другие. На третьем этапе можно усложнить задачу и попытаться сделать голосом волны, снижая или повышая тембр.
  • Кратко и четко произносим слоги, сидя в том же положении. Постепенно скорость произношения увеличивается.
  • Выполняем упражнение «обезьянка» – кривляемся перед зеркалом: показываем язык и корчим рожицы.
  • Не забываем о скороговорках. Возьмите себе за правило учить с ребенком новую историю раз в неделю.
  • Учимся выражать словами эмоции.

Правильный подход и внимательность родителей позволит избавить школьника от проблем с выразительным чтением. Не нужно подгонять малыша, вынуждать его копировать чужую манеру и читать с чувством с первого раза. Не надейтесь на помощь учителя, а сами принимайте непосредственное участие в учебном процессе.

Превратите домашние занятия в веселые игры, которые доставят удовольствие и вам, и ребенку. И тогда справиться с выразительным чтением можно быстрее, легче и комфортнее.

Разделы: Начальная школа

В системе развивающего обучения я работаю 8 лет. С 1997 года, пройдя курсы при ИПКРО, работаю по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова в начальной школе по программе 1 - 4. Безусловно, эта система обучения более эффективна по сравнению с традиционной методикой, т.к. основывается на ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, повышает активность и разносторонность развития ребенка.

Так как дети приходят в первый класс подготовленные, умеющие читать, то нет необходимости затягивать период обучения грамоте. И, перейдя к литературному чтению, я с первых уроков начинаю работать над выразительностью чтения как стихотворных, так и прозаических произведений. Я считаю, что велика роль выразительного чтения, т.к. дети, владеющие этой техникой, наиболее ярко и эмоционально воспринимают мир литературных героев и позиции авторов произведений.

Обучение выразительному чтению я начинаю со знакомства с биографией и творчеством авторов детской художественной литературы. Всю эту работу можно разделить на три блока:

  • Поэтические произведения детям (А.Барто, Б.Заходер, С.Маршак, С.Михалков, В.Берестов, К Чуковский, Е.Благинина, И.Крылов)
  • Писатели - прозаики детям (В.Драгунский, Б.Житков, М.Пришвин, Е.Чарушин, Л.Толстой, К.Ушинский, Э.Успенский, Г.Остер)
  • Великие сказочники (Д.Родари, Д.Киплинг, сказки братьев Гримм, Х.К.Андерсен, Н.Носов)

В начальной школе уже не проводятся уроки внеклассного чтения, а содержание программы по чтению недостаточно знакомит учащихся с произведениями этих авторов, поэтому я и включила в свою программу обучения выразительному чтению эти темы. Да и на каких же еще произведениях можно так ярко, эмоционально, а главное доступно научить детей понимать литературные образы? Используя возможности фонотеки, а так же свое умение, я учу ребят слышать выразительность слова. В первом классе, безусловно, дети подражают своему учителю. И уже сейчас есть свои результаты.

Тематическое планирование
уроков выразительного чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова (1 - 4)

Тема урока

1. Поэтические произведения для детей. Выразительное чтение стихов разных авторов учителем, прослушивание пластинки.
2. Выразительное чтение прозаического текста. Чтение учителем, прослушивание пластинки.
3. Сказка. Выразительное чтение сказки без диалога и с диалогом.
4. Как прочесть загадку, пословицу, прибаутку, скороговорку и т.д.
5.
6. Знакомство с творчеством А. Барто.
7. Творчество С. Маршака.
8. Произведения С. Михалкова.
9. Творчество В. Берестова.
10. К.И. Чуковский - любимый детский писатель. Стихи.
11. Загадки и сказки К. Чуковского.
12. Б. Заходер детям.
13. Стихи Е. Благининой.
14. И. Крылов - великий баснописец.
15. В. Драгунский “Денискины рассказы”
16. Б. Житков “Рассказы о животных”.
17. М. Пришвин - о животных.
18. Е. Чарушин - рассказы о животных.
19. Л. Толстой о детях.
20. К. Ушинский детям.
21. Э. Успенский - смешные рассказы и сказки для детей.
22. Г. Остер - творчество для детей.
23. Д. Родари - сказки и стихи.
24. Д. Киплинг - сказки.
25. Сказки братьев Гримм.
26. Х.К. Андерсен - сказки.
27. Н. Носов “Приключение Незнайки”
28. Зачем нужен красивый голос, что такое “хороший голос”? Роль слова в человеческом общении. Будь вежливым.
29. Темп чтения при выразительном чтении.
30. Интонации в голосе (весело, грустно и т.д.) при выразительном чтении. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
31.
32. Выделение главных смысловых слов. Логическое ударение.
33. Рифма. Ее значение при сочинении стихов. Подбор рифмующихся слов.

Со второго класса программа по выразительному чтению усложняется. С этого момента дети учатся понимать и выразительно читать пословицы и поговорки, статьи научно - популярной литературы, произведения с диалогами и без них. Постепенно вводятся такие понятия, как: темп чтения (быстро и медленно), тон голоса (постановка голоса разных литературных образов), мимика лица при чтении, интонация (весело, грустно и т.д.), паузы и их значение, повышение и понижение голоса, учатся выделять опорные слова и определять их роль в произведении.

Тематическое планирование
уроков выразительного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема урока

1. Выразительное чтение стихов. Прослушивание пластинки.
2. Выразительное чтение литературного текста.

Прослушивание пластинки.

3. Сказка. Выразительное чтение сказки без диалогов.
4. Выразительное чтение сказки с диалогами.
5. Как прочесть загадку, пословицу выразительно?
6. Выразительное чтение научно - популярной литературы.
7. Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.
8. Слова приветствия и прощания. Беседа “Будь вежливым”.
9.
10. Произношение слов быстро и медленно. Значение темпа чтения при выразительном чтении.
11.
12. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
13. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
14. Чтение текста с различной интонацией (весело, грустно).
15. Что такое текст?
16. Какие бывают тексты?
17. О чём можно узнать по заглавию?
18. Главные герои произведения - опорные слова текста.
19. Повышение и понижение голоса при чтении стихотворения.
20. Повышение и понижение голоса при чтении литературного произведения.
21. Практическая занятие: повышение и понижение голоса при чтении стихотворения.
22. Практическое занятие: повышение и понижение голоса при чтении прозы.
23.
24. Паузы, их виды. Значение паузы при чтении выразительно.
25.
26. Выделение главных смысловых слов. Значение выделения слов при чтении выразительно.
27. Выделение главных слов.
28. Чтение текста с выделением главных слов.
29. Рифма. Её значение при сочинении стихов.
30. Нахождение в тексте рифмующихся слов.
31. Подбор рифмующихся слов.
32.
33. Составление текста с рифмующимися словами.

Но не только уже известные тексты помогают мне научить детей выразительному чтению. Учащиеся сами пробуют составлять тексты с рифмующимися словами, изменяют эмоциональную окраску текста так, чтобы это произведение уже звучало по другому. И, конечно же, инсценировки басен, сказок, смешных рассказов.

В результате этой работы каждый ребенок понимает, что любой текст любого жанра литературы можно прочитать с особым чувством.

Выразительное чтение помогает развитию творческой личности, ведь недаром в 3 классе мои ученики участвовали в постановке музыкальной сказки “Спящая красавица” на немецком языке. Все роли, которые говорились, а не пелись, были поручены моим ребятам. С первого класса мои дети занимаются в музыкальной студии “Камертон” и выступая на первом своем концерте в день 8 Марта, они так прониклись содержанием песен, прочувствовали настроение, что в ход пошли не только слова, но и мимика лица. А этому тоже учат уроки выразительного чтения. На наших уроках выразительного чтения мы используем специальную таблицу мимики лица, где наиболее хорошо отображены эмоциональные настроения произведений.(Приложение)

Выразительное чтение можно использовать не только на уроках литературы, но и на других уроках: сложнее младшему школьнику сделать краткую запись к задачи, если он не понял и не выделил голосом о чем говорится в задаче. А это уже не простое чтение.

Сегодня на уроке русского языка дети отгадывали загадки. Они слышали мое чтение, вникали в образ, им было интересно. Затем они сами читали загадку, представляли героя, доказывали своим чтением почему автор назвал цыпленка “чудом”. Эта деятельность помогла не только справиться с заданием, но и развивала мышление, умение доказать свою точку зрения, показать красоту художественного слова. Предлагаю разработку урока русского языка, где используются элементы выразительного чтения.

Тема. Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

Знать. Правило написания слов с данными буквосочетаниями.

Уметь. Правильно писать и проверять слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, применяя правило.

ОУУН. Учиться понимать учебную задачу под руководством учителя. Учиться проверять работу свою и товарища.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, запись числа.

2. Чистописание.

На доске элементы букв Нн

  • Ребята, кто узнал элементы каких букв у нас на доске?
  • Составьте букву и запишите ее.

3. Словарь.

На доске слово Начало . Учащиеся объясняют смысл слова, пользуясь словарем. Записать три раза, отметить орфограмму.

  • Что можно сказать об этом слове?
  • Что необычного в этом сочетании букв?
  • Какие еще сочетания вы выучили на уроках русского языка?
  • Для чего надо знать правила?

Сегодня на уроке мы проверим, все ли из вас научились грамотно писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. А сумеем мы это узнать, если вы будете внимательными при проверке заданий.

4.

На доске кроссворд. Учитель читает загадки:

  • На какое правило я составила для вас кроссворд?
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
Растет на грядке с кислинкой
Зеленый лист, как косынка.
Не ленись, его сорви.
С ним пирог ты испеки. (Щавель)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
К розе не подпускают,
От всех ее защищают. (Шипы)
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
“Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!” (Часы)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)
Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки.
Боятся кошки. (Мыши)

Задание: самостоятельно записать отгадки. Проверка сигнальными блокнотами

  • Почему вы не записали слово акула?

5.

Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души

На доске слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята .

Проводится игра “Исправь ошибку”.

1 ряд - списать правильно слова (самопроверка по правильному образцу на доске)

2 ряд - записать только те слова, где есть сочетание -ЧА (проверка с учителем)

3 ряд - составить предложение с любым из этих слов (проверка - обмен тетрадями. Выбрать лучшее предложение, прочитать его выразительно)

  • У кого не было ошибок?

6.

Работа с учебником (стр.50), упражнение 83. Выразительное чтение загадки:

  • Кто хочет прочитать загадку?
  • Понравилась? Что понравилось в загадке?
  • Что помогло вам отгадать?
  • Почему К. И. Чуковский назвал цыпленка “ЧУДОМ”?
  • Прочитайте, какими словами он это выразил.
  • Посмотрите, как нарисовала Алиса Терехова героя этой загадки. Как вы думаете, подходит этот рисунок к тексту и почему?
  • Как же голосом можно передать настроение этого произведения?
  • Кто еще хочет прочитать загадку и теперь более выразительно?
  • А хотите услышать как бы я ее прочитала?
  • Какое еще задание есть в упражнении?
  • Прочитайте про себя. Кому не понятно, что нужно делать?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а затем при проверке один ученик читает слова, а другие хлопают в ладоши, если все верно.

7. Итог.

Итак, ребята, просмотрите, пожалуйста, свою классную работу:

  • Есть ли у кого -нибудь ошибки?
  • Как вы думаете, научились ли мы грамотно писать слова, где есть сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ?
  • Что вам помогло правильно справиться со всеми заданиями?

Для того, чтобы отследить качество работы, выявить развитие детей в этом направлении, я использую ведомости проверки выразительности чтения в начальной школе. Раньше, когда учитель проверял технику чтения, он ставил отметку в графе “Выразительность”. Я считаю, что это неправильно, т.к. нельзя проверять выразительность чтения на незнакомом тексте да еще соблюдая темп чтения. Для того чтобы прочитать выразительно текст, ребенку необходимо понять его содержание, определить характер произведения. Лишь только к 4 классу ребенок может достигнуть того уровня чтения незнакомого текста выразительно, который соответствует предъявляемым требованиям. Но таких детей, к сожалению, немного.

Поэтому ведомости проверки в 1 классе отличаются от 2 класса, в них нет графы “Количество слов”, ведь здесь главное качество.

В результате такого мониторинга можно проследить уровень формирования навыков выразительного чтения у учащихся.

Выразительное чтение литературных произведений в начальной школе

Дети, которые овладевают навыками выразительного чтения - дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

Курс выразительного литературного чтения призван ввести детей в мир художественной литературы и помочь им осмыслить образность словесного искусства, увидеть красоту речи, тем самым пробудить у детей интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира, многообразие и красоту русского языка.

Цель курса - знакомство учащихся с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, формирование навыка выразительного чтения произведений любого жанра, стиля, текстов любой сложности, формирование способов и приемов работы над текстом и книгой, побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения, формирование навыков орфоэпически правильного чтения.

Программа курса выразительного чтения предполагает обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения).

Правила подготовки к выразительному чтению:

Представить себе изображаемую картину

Услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность

Определить характер произведения, выбрать правильную интонацию

Осмыслить исполнительскую задачу

Программа курса предоставляет учителю возможность варьировать состав и последовательность произведений и форм работы с учебным материалом при соблюдении логики построения программы.

Первый год обучения

Задачи первого года обучения - показать ребенку значение художественного текста, научить его проникать в содержание словесного художественного произведения. Они включают в себя формирование первоначальных представлений: о слове и тексте как носителях художественной формы, о структуре художественного текста и его элементах, о персонаже, событии и ходе событий, об авторской позиции.

Соответственно этому в программе первого года обучения три части:

  1. Знакомство с детским игровым фольклором народов мира.
  2. Детская авторская поэзия и проза.
  3. Выразительность чтения произведений разных жанров и стилей.

К концу первого года обучения формируются

  • умение отличать художественное произведение от научно - делового, стихи от прозы, узнавать сказки и рассказы
  • формируются установки на индивидуальное и совместное переживание веселого, печального, страшного, занимательного и т.д.
  • осознание с помощью учителя отношения автора к герою
  • различие персонажей по характеру отношения к герою
  • подготовка выразительного чтения под руководством учителя и декламации перед классом

Второй год обучения

Задачи второго года обучения - научить учащихся определять логическое ударение, использовать звучание своего голоса, громкость, паузы, темп чтения, выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту, произносить считалки, анализировать пословицы и поговорки, работать с различными типами текстов, познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями),с рифмой, учить детей ценить образность слова, его выразительность.

Соответственно этому в программе второго года обучения две части:

1.Формирование приемов работы с текстом для выразительного прочтения.

2.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

К концу второго года обучения формируются

  • знание литературоведческих терминов
  • умение применять при выразительном чтении интонацию голоса, соблюдать темп чтения, использовать паузы, ставить логическое ударение
  • формируется навык орфоэпически правильного чтения
  • развитие четкой дикции
  • умение декламировать

На прошлых выпускниках я апробировала программу по выразительному чтению и получила неплохие результаты.

Результаты
проверки навыков выразительного чтения учащихся 2001 - 2004 уч.г.

Уровень \ Классы

сформированы
частично сформированы
не сформированы

Результаты
проверки навыков выразительного чтения учащихся 1 класса 2005 уч.г.

На основании этих таблиц можно построить диаграммы, где наглядно видно результаты работы.

Я могу смело заявлять о том, что дети, которые овладевают навыками выразительного чтения - дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыми насыщено худож. произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «В. ч.» получил распространение в сер. 19 в. и наравне с терминами «декламация» и «худож. чтение» обозначал искусство худож. слова и предмет обучения этому искусству детей. В 80-х гг. 19 в. появились первые метод. статьи и пособия для учителей, излагающие основы теории и методики искусства худож. чтения. До 60-х гг. 20 в. методика обучения В. ч. в Значит. мере строилась на положениях, высказанных в этих пособиях М. М. Бродовским, Д. Д. Коровя-ковым, В. П. Острогорским и др.: предварит. подбор интонаций чтеца в соответствии с установленной заранее классификацией тонов и тембров человеческого голоса и использование «шести рычагов тона» (К. С. Станиславский), определяющих темп чтения, силу и высоту звучания голоса.

В соответствии с совр. науч. представлениями интонация возникает самопроизвольно, как следствие исполнительской трактовки замысла, нравств.-эстетич. позиции, идеала автора худож. произведения. В. ч. - одно из средств, благодаря к-рому учитель вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами. В. ч. является также показателем сознательности чтения. Оно усиливает воспитат. воздействие произведения, повышает культуру речи детей и является одним из средств развития эстетич. потребности, обогащения эмоциональной сферы, формирования личности.

Специфика В. ч. учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетич. своеобразие произведения, особенности его худож. формы, жанра, стиля, и в то же время отразить свое личное отношение к произведению. Чтение перед учащимися худож. текста - одна из форм самовыражения учителя, самораскрытия его духовного облика. От учителя лит-ры искусство В. ч. требует наличия природных задатков, наиб. важными из к-рых являются речевой слух, живое воссоздающее и творческое воображение, эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию), способность к целенаправленному волевому воздействию на слушателей.

При определении характера и методов работы по В, ч. необходимо исходить из реальных возможностей и учителя, и учащихся, их способностей, наклонностей, темперамента, общего развития, психол. и физич. состояния в процессе работы над текстом. Настаивая на непосредственности выражения чувств и переживаний, Станиславский предостерегал от аффектации, ложной артистичности, стремления покрасоваться, а также от шаблона, механич. воссоздания текста, ибо «механически любить, страдать, ненавидеть без всякого переживания нельзя» (Собр. соч., т. 2, М., 1955, с. 159). Работа по В. ч. основана на принципе искренности переживаний. Не следует требовать от детей выражения чувств (напр., горя или радости), не проявившихся у них при чтении произведения, но помочь понять эти чувства - необходимо, для этого нужно стремиться создавать на уроке такую атмосферу, к-рая бы вызвала сопереживания. Важно мастерски исполнить текст, убедительно и интересно рассказать об авторе, обстоятельствах, при к-рых создавалось произведение, вызвать активность учащихся, разбудить их воображение.

Процесс подготовки учителя к уроку В. ч. проходит по след, ступеням: перво-нач. ознакомление с текстом, аналитич. работа (разбор текста), определение исполнительских задач и тренировка в декламации, выделение, уточнение, осмысление круга вопросов, подлежащих объяснению на уроке. В процессе восприятия текста интенсивно работают чувство и воображение. Эту стадию работы над произведением В. Г. Белинский называл моментом «восторга» и настаивал на том, что сначала произведение воспринимается сердцем, а уже потом умом. На второй стадии обращения к тексту, к-рую Белинский определял как «истинное наслаждение», ведущим фактором становится мышление, к-рое углубляет эмоциональное восприятие, развивает эстс-тич. чувство. На третьей стадии работы учитель определяет для себя исполнительскую задачу и отрабатывает манеру исполнения. На четвертой - отбирает круг вопросов (ист. и биографич. справки, объяснение непонятных слов и т. д.), облегчающих школьнику восприятие произведения и работу по его воссозданию в живом слове.

Обучение В. ч. в школе - творческий процесс, включает элементы поисков, находок, открытий, учитывает реальные возможности учащихся. Работа по В. ч. требует создания в классе психол. климата, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками произведений. наиб. эффективный метод обучения В. ч. - показ. Цель его состоит не в том, чтобы навязать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Важное место в этой работе отводится использованию звукозаписей, к-рые дают возможность школьнику слушать исполнение худож. произведения мастерами худож. слова (В. И. Качаловым, В. Н. Яхонтовым, Д. Н. Орловым и др.). Прием сопоставления побуждает к обсуждению, оценке разл. трактовок исполнителем авторского замысла и предупреждает от формального копирования. Он имеет след, разновидности: сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, сопоставление исполнения двух (и более) учащихся, сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя, воссоздание учителем интонаций учащегося, иногда с оттенком шаржирования, т.е. учитель должен подчеркнуть ошибку своим повторением и направить исполнение к правильному тону - «от противного». Средством, стимулирующим развитие творческого воображения, является устный рисунок, т.е. устное описание картин, к-рые возникают либо должны возникнуть в воображении ученика. Обучая школьников В. ч., учитель использует также беседу. Эффективны и элементы хорового чтения на уроке, помогающие нек-рым учащимся преодолеть застенчивость. Кроме того, хоровое чтение заражает общим подъемом, настроением, тоном, к-рый задает учитель показом. Важное значение в методике В. ч. придается чтению в лицах, к-рое практикуется, как правило, на заключит. этапе работы над текстом.

Уч. программы школы содержат требования к умениям учащихся по В. ч.: читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии, владеть «шестью рычагами тона» (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее), умением «читать знаки препинания», видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении («рисовать интонацией»), соблюдать паузы психол., нач., финальные и т. д. Тактичное и доброжелат. отношение педагога к детям, вдумчиво-аналитич. подход к каждому из них обеспечивают планомерное и систематич. совершенствование их навыков в искусстве В. ч. Лит.: Коровяков Д. Д., Иск-вой этюды выразит, чтения худож. лит. произведений, СПБ, 1914; Артоболевский Г. В., Очерки по худож. чтению, М., 1959; Завадская Т. Ф., Роль выразит, чтения в эстетич. развитии учащихся. (Нач. школа), М., 1960; Качурин М. Г., Выразит, чтение в VIII-X кл. Л., 1960; Аксенов В. Н., Иск-во худож. слова, М.; Ф и p с о в Г. П., Выразит, чтение на уроках рус. языка, М., I9602; Орлов Д. Н., Книга о творчестве, М., 1962; Смирнов С. А., Преподавание лит-ры в V-VIII кл., М., 1962; Методика выразит, чтения, М., 1977; Соловьева H. M., Завадская Т. Ф., Выразит, чтение в 4-8 кл., М., 1983; Буяльский Б. А., Иск-во выразит, чтения, М., 1986.

Отличное определение

Неполное определение ↓



gastroguru © 2017