Частичные дефекты зубных рядов. Классификация дефектов зубных рядов

После моделировки и отливки каркаса дугового протеза его припасовывают на рабочей модели, и к сеткам для крепления пластмассы приклеивают твердые базисы (рис. 13.21).

Затем каркас снимают с модели и проверяют в полости рта: оценивают соотношение дуги и слизистой оболочки, плотность прилегания жесткого базиса к слизистой оболочке протезного ложа. Затем на них укрепляются восковые валики и определяется центральное соотношение челюстей. После этого модели загипсовываются в окклюдаторе. Постановка искусственных зубов имеет свои особенности. Искусственные зубы делаются полыми изнутри для покрытия колпачка матрицы аттачмена. Припасованный к модели искусственный зуб в последующем подвергается перебазировке быстротвердеющей пластмассой. Предварительно концы активирующей пружины, выходящие за пределы колпачка матрицы, изолируются эластичным оттискным материалом для сохранения свободы амортизации. Остальные зубы ставятся по общепринятым правилам. После проверки конструкции дугового протеза и коррекции окклюзионных взаимоотношений с зубами-антагонистами снимают функциональный оттиск, каркас с оттиском гипсуют в кювете и заменяют воск с оттискным материалом на пластмассу. Готовый протез (рис. 13.22) отделывают, шлифуют, полируют и накладывают в полости рта на протезное ложе.

Рис. 13.22. Готовый бюгельный протез

Балочная система крепления Впервые балочная система крепления была применена Gilmor (1912) и Goslee (1913). Они предложили покрывать оставшиеся одиночные зубы золотыми коронками и припаивать между ними вдоль альвеолярного гребня круглую золотую проволоку (балку). На балку в виде арки изгибался «наездник» из золотой пластинки, который укреплялся в базис съемного протеза. Его диаметр был намного больше диаметра балки. В дальнейшем развитие балочной системы фиксации связывают с именами U.Schroder (1929), C.Rumpel (1930), Dolder (1959). Балочная система фиксации состоит из несъемной и съемной частей. Несъемная часть представляет собой балку с круглым, прямоугольным или эллипсовидным сечением, соединяющуюся с металлическими коронками или надкорневыми колпачками, фиксированными на опорных зубах. В базисе съемного протеза располагается металлическая матрица, повторяющая форму балки, обеспечивающая фиксацию и стабилизацию протеза. Матрица имеет одну степень движений - вертикальную. Такую балочную систему относят к первой группе. У систем второй группы механическое действие оказывается по принципу давящей кнопки, когда она путем преодоления эластичного сопротивления матрицы обеспечивает фиксацию протеза. «Наездник» в покое не касается верхней части балки, а зажимает ее краями. При давлении антагонистов края «наездника» расходятся и опускаются до десны, чем могут вызвать ее травму. От постоянного давления эластичность «наездника» со временем падает, а надежность фиксации уменьшается. Балка отстоит от слизистой оболочки альвеолярного отростка на 1 мм.

Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:

  • первая группа - зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
  • вторая группа - зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;

  • третья группа - жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;

  • четвертая группа - нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.

Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.

Причины возникновения дефектов зубных рядов

Есть несколько причин, которые приводят к появлению проблемы (для их устранения необходимо отнести патологию к определенной группе, для чего и существует классификация по Кеннеди):

  1. Врождённые аномалии, в частности адентия (отсутствие зубов) по причине болезни матери во время беременности, из-за чего зачатки зубов могут отсутствовать, также могут быть погрешности в структуре эмали, что передается по наследству.
  2. Наличие вредных привычек. У детей - использование пустышки и искусственное вскармливание, сосание пальцев, у взрослых к потере зубов может привести привычка раскусывать орехи, например фисташки.
  3. Кариес, в том случае если его не лечить. Регулярное посещение зубного врача поможет сохранить зубной ряд в целости и сохранности.
  4. Воспалительные процессы. При образовании гнойных воспалений зуб необходимо немедленно удалять. Привести к такому может пародонтит, киста, периодонтит и другие стоматологические заболевания.
  5. Механические травмы, что особенно актуально в возрасте 6-9 лет. В этот период происходит смена молочных зубов на коренные, и сильный удар может привести к повреждению корня.
  6. Детские заболевания, такие как рахит, пневмония, острые респираторные заболевания, которые появляются в период формирования зубов. Они оказывают негативное влияние на структуру центральных резцов.
  7. Наличие новообразования в пародонте. Если оно обнаружено, то необходимо немедленное удаление зубов. Возникать новообразования могут в результате нарушения работы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, а также при недостатке витаминов.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

Читайте также:

Виды правильно и неправильного прикуса

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.


Если есть несколько изолированных дефектов, присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди - 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

Читайте также:

Исправление глубокого прикуса

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.


Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди - 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, - при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди - 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.


IV класс по Кеннеди - 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную.

Все зубные ряды с дефектами по данной классификации делятся на четыре класса (Рис. 1)˸

Первому относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами.

Второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами.

Третьему – зубные рябы с включенными дефектами в боковом отделе

Четвёртому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кеннеди рекомендует следующее правило. Если в дуге имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу.

Рис. 1. Классификация дефектов зубного ряда по Кеннеди, а по Applegate пятое правило ᴇᴦο применения.

Так, например, в случае, когда на челюсти остались только премоляры, имеются дефекты, которые можно отнести к первому и четвертому классам. В этом случае, согласно данному требованию, зубная дуга относится к первому классу. При отсутствии фронтальных и боковых жевательных зубов с одной позиции в дуге имеются изъяны четвертого и второго класса. В этом случае зубной ряд относится ко второму классу.

Классы имеют подклассы. Как определить подкласс? – Количество включенных дефектов определяет номер подкласса, исключая основной класс. Например, в выше указанных случаях на челюсти в первом случае первый класс, первый подкласс, а во втором – второй класс, первый подкласс.

Applegate (1954) дополнил классификацию Кеннеди, предложив 8 правил её применения.

1. Определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта (Рис.2).

2. Если отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.3).

3. Если имеется третий моляр, который должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации (Рис.4).

4. Если отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.5).

5. Класс дефекта определяется исходя из расположения беззубого участка челюсти (Рис.1).

6. Дополнительные дефекты (не считая основного класса) рассматриваются как подклассы и определяются их количеством

(Рис.6, 7, 8).

7. Протяженность дополнительных дефектов не рассматривается; учитывается только их число, определяющее номер подкласса.

8. У IV класса нет подклассов. Беззубые участки, лежащие кзади от дефекта в сфере фронтальных зубов, определяют класс дефекта (Рис.9)

Рис.2. Первое правило Applegate – определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта. Так, в случае если второй моляр слева на верхней челюсти будет удален, то это II класс – протезирование съемным протезом. В случае, в случае если после рационального лечения этого зуба ᴇᴦο можно использовать для протезирования, то это III класс по Кеннеди – протезирование мостовидным несъемным протезом.

Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную." 2015, 2017-2018.

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • I группа . Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • II группа. Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • III группа . Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IV группа . Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.

Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • I класс . Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • II класс . Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • III класс . В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IV класс . Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • V класс . Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VI класс . Есть дефекты комбинированного характера.
  • VII класс . На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I класс. Характеризуется наличием т.н. концевых дефектов , при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (I подкласс ), либо с двух (II подкласс ).

II класс . Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • I подкласс . Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • II подкласс . Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии . Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки . Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес . На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений . Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы . Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ) , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.

Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
    • Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
    • Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
    • Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  3. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  4. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  5. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.


gastroguru © 2017