Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить? Синдром Аспергера, что это такое? Причины и лечение Физическая гимнастика для детей с симптомом аспергера.

Наверное, каждый встречал людей, которые не умеют «устраиваться» в жизни. Они не до конца понимают законы общежития, у них не получается следовать общепринятым правилам поведения. Обычно они дерзки и высокомерны. И, в тоже время, очень часто оказываются абсолютно беспомощны в самых простых житейских ситуациях.
Как правило, эти люди обладают широчайшими познаниями в определенных областях знаний и абсолютно безграмотны в других. Таким людям психиатры иногда ставят диагноз - болезнь Аспергера. Это заболевание - один из видов общего нарушения развития организма. И возникает оно в детском возрасте. А свое название синдром получил в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который впервые описал его.

Синдром Аспергера - признаки

Симптомы заболевания

Первые симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться у малышей в возрасте двух-трех лет. У кого-то они выражены более сильно, у кого-то значительно слабее. На что же нужно обращать внимание?

Наиболее частыми симптомами этого заболевания являются:

  • отсутствие друзей;
  • сложность общения с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • эмоциональная холодность;
  • выраженная озабоченность своим внутренним миром;
  • неумение разделять свои достижения, интересы и удовольствия с другими;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • однотипность мышления;
  • ограниченность интересов;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз;
  • хорошо развитая механическая память, без осмысления информации;
  • неумение абстрактно мыслить;
  • неумение фантазировать;
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • повышенная концентрация на второстепенных обстоятельствах, мелочах;
  • чтение без понимания значений слов;
  • плохая зрительная память;
  • эмоции (за исключением несчастья или гнева) выражены очень слабо;
  • неуклюжесть движений;
  • мелкая дрожь («тремор») рук;
  • неумение адекватно воспринимать критику и потерю чего-либо;
  • желание во чтобы-то не стало закончить начатое дело, вплоть до одержимости.

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно - пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей - улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается!
Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп - психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания - СДВ.
Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди - его родители.

Болезнь Аспергера - как воспитывать ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Аспергера, должно проходить в атмосфере любви, заботы и понимания. Родителям следует проявить максимум такта и терпения. Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться при общении с малышом.

  • Необходимо ограничивать излишнюю активность (одержимость) ребёнка. Просто установите точное время, в течение которого ребенок может «с головой» уходить в свои увлечения. Старайтесь никогда не отступать от заведенного распорядка.
  • Всегда используйте понятные, простые и точные слова при общении с ребенком.
  • Следите за своей речью и старайтесь не употреблять сложные речевые обороты.
  • С самого раннего возраста постоянно объясняйте малышу общепринятые правила поведения в частных и общественных местах.
  • Никогда не угрожайте ребенку и не давайте ему пустых обещаний. Просто помните, что детишки с синдромом Аспергера все воспринимают буквально.
  • Всегда хвалите и поощряйте малыша - за любые достижения! А особенно - за успехи в общении с другими людьми.

А главное - не впадайте в депрессию и отчаяние из-за того, что малыш «не такой как все». Для этого просто нет причин! Не стоит думать, что синдром Аспергера обрекает ребенка на несчастную жизнь.
Хорошо развитое логическое мышление и умение сосредоточиться на решаемой задаче нередко позволяет людям с синдромом Аспергера добиться выдающихся результатов в интересующих их темах. Например, ребенок увлеченный строительством автомобилей, со временем может превратиться в очень успешного инженера и прожить свою жизнь в достатке и уважении.
Примеров тому - масса. Среди лиц, страдающих синдромом Аспергера, есть люди известные всему миру: режиссер Стивен Спилберг, экономист Вернон Смит, являющийся лауреатом Нобелевской премии, гемдизайнер, создавший «Покемона» Сатоси Тадзири, Брэм Коэн, создавший протокол Bit Torrent и многие-многие другие.

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи. Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени. Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния. Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • , которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • встречаются также у трети больных;
  • Различные к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, и расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях . По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.


У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии - проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.


Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

МКБ-10

F84.5

Общие сведения

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму , при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра , наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта , неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом). По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Причины синдрома Аспергера

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода. Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок , отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности .

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности, внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха , токсоплазмоз , цитомегалия , герпес и др.).

Характеристика синдрома Аспергера

Социальные трудности у детей с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих . В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия , склонность к суициду , наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта и вербального общения у детей с синдромом Аспергера

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи , и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы детей с синдромом Аспергера

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования . Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Глеб Поспелов о людях, не воспринимающих чужие эмоции

Чужие среди своих

Со «странными» людьми все каждый из нас сталкивались хотя бы раз в жизни. Наверняка вам приходилось встречать на улице прохожих с отрешенным выражением лица, блуждающим взглядом, одетых небрежно; с необычной, какой‑то неловкой, «механической» походкой, порой что‑то бормочущих себе под нос. И вы забывали об этой встрече — мало ли вокруг необычных людей. И вряд ли вам приходило в голову, что, возможно, вы столкнулись с носителем такого психопатологического феномена, как синдром -Аспергера.

Расстройство получило название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной (бессловесной) коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая -психопатия».

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась также в 1981 году, а в начале 90‑х были выработаны диагностические -стандарты.

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространенность синдрома Аспергера с IQ 70 и выше (IQ ниже 70 — умственная отсталость) составляет 3,6 на 1000 человек, а всех синдромов аутистического спектра — 9,1 на 1000.

Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Он отличается от аутизма отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии; страдает главным образом социальная коммуникабельность. Синдром часто характеризуется выраженной двигательной неуклюжестью. Нарушения сохраняются в подростковом и взрослом -возрасте.

Международная классификация болезней

десятого пересмотра(МКБ-10)

"Слепые зрячие": симптомы и признаки синдрома Аспергера

Точная причина проявления синдрома у детей и взрослых все еще неизвестна. Тем не менее различные исследования показывают, что приводит к нему сочетание генетического и экологического факторов, которые могут вызывать изменения в развитии нейрональных путей мозга, связанных с мышлением и поведением. Существует несколько теорий механизмов развития синдрома, которые вкратце сводятся к предположениям о недостаточной функциональности различных групп нейронов и, как следствие, к нарушениям в процессе обработки информации. Достоверно известно лишь, что воспитание и социальные обстоятельства здесь ни при -чем.

Во времена моей учебы в медицинском институте один из наставников приводил метафору, описывая восприятие мира аутистом: «Представьте, что вы видите формальное положение вещей, их цвет, форму, но не замечаете деталей и полутонов, теней, которые отбрасывают предметы. Вы знаете, что они существуют, но персонально для вас они невидимы, да и неинтересны. Зато вы способны разглядеть невиданные глубины и красоты там, где их не замечают все окружающие. И непонимание людей, их слепота — возмущают и выводят из себя. Вы говорите на разных языках, но, несмотря на все усилия, никогда не сможете эти языки выучить и понять друг друга…».

Этот пример характеризует мироощущение самого аутиста: он воспринимает реальность иначе, чем мы. Не лучше и не хуже — просто по‑другому, и отнюдь не кажется самому себе «ненормальным» или -больным.

Эмоции и социальная коммуникация

У детей и взрослых, страдающих синдромом Аспергера (сами они называют себя «аспи» или «аspergian» — «аспергианцы») есть две основные проблемы: эмоциональная и коммуникативная. Аспи как бы «не видят», не воспринимают эмоций других людей, хотя и знают об их существовании. Например, находясь в компании и услышав шутку, аспи, отлично понимая смысл сказанного, не разделит всеобщего веселья, потому что не заметит перемены настроения окружающих. Это не значит, что чувств у него нет, но он не может с ними управиться, ему трудно их выражать. Поэтому аспи, даже обладая высоким интеллектом, может произвести впечатление бесчувственного или -слабоумного.

Другая проблема — нарушение социального взаимодействия. Люди общаются не только на вербальном уровне. Глядя на собеседника, мы автоматически «считываем» его интонацию, мимику, жесты, язык тела и подсознательно анализируем собранную информацию, делаем выводы. Аспи труднее интерпретировать знаки, которые большинство людей обрабатывают автоматически. Они могут анализировать увиденные социальные взаимодействия, формулировать правила поведения и применять эти правила неуклюжим образом, например, заставлять себя вступать в визуальный контакт; в результате их манеры выглядят негибкими или социально наивными. Непонимание может привести аспергианцев к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их -интерес).

Люди с синдромом Аспергера не столь замкнуты, как при тяжелых формах аутизма; они, хотя и неуклюже, но взаимодействуют с другими. Например, могут начать длинный монолог о своем увлечении, не замечая желания собеседника сменить тему разговора или завершить его. Некоторые аспи проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с родными или отдельными знакомыми и полностью игнорируют всех остальных. Другие соглашаются разговаривать только с теми, кто им -нравится.

Любовь к порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера часто устанавливают собственные правила и распорядок и настаивают на них. Маленькие дети, например, могут требовать, чтобы в школу их всегда отводили по одному и тому же маршруту. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Аспи часто выстраивают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут вызвать у них тревогу, -волнение.

Узкие, интенсивные интересы

Преследование узких специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Аспи могут собирать тома детальной информации на такие темы, как климатические данные или названия звезд, не воспринимая эти сведения в более широком контексте. Например, ребенок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием. Такое поведение становится явным уже в 5-6 лет. Интересы могут меняться со временем, они становятся всё более необычными и сфокусированными и часто начинают превалировать в социальном взаимодействии до такой степени, что в сбор и обработку информации вовлекается вся семья. При удачном стечении обстоятельств и успешной работе с аспи интересы и навыки могут быть развиты, так что аспергианцы вполне могут учиться или работать, впрочем, по‑прежнему в кругу своих любимых -дел.

Речь и язык

При синдроме Аспергера нет существенного отставания в развитии языковых способностей в целом, но усвоение и использование языка часто нетипичны. Эти отклонения -включают:

  • -многословие;
  • частые резкие смены темы -разговора;
  • буквальное понимание текста (без -нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только -говорящему;
  • педантичную, формальную -речь.

Невозможно не заметить также необычную громкость, интонацию, ритм и акценты в речи. Дети-аспи особенно страдают от непонимания таких видов общения, как юмор, ирония, -поддразнивание.

Лечение

В настоящее время от синдрома Аспергера нет специального лечения. Дети с синдромом просто становятся взрослыми аспергианцами. Однако, поскольку знания о психопатологическом феномене постоянно расширяются, появляются и новые методики адаптации, и аспи получают всё больше возможностей, чтобы реализовать свой потенциал. Сочетание лекарственной и нелекарственной терапии и коррекции окружения может быть эффективным для сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как клиническая депрессия, тревожный невроз, невнимательность и агрессия. Показано, что атипичные антипсихотики, могут смягчать сопутствующие симптомы синдрома Аспергера. Также эта группа препаратов способна улучшать способности к образованию социальных связей. Антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина показали свою эффективность в лечении ограниченных и повторяющихся интересов и линий поведения. Однако при медикаментозной терапии приходится соблюдать большую осторожность: люди с синдромом Аспергера могут не понять изменений, происходящих в их внутреннем состоянии, не суметь выразить эмоции, так что врач рискует не заметить побочных эффектов и даже осложнений, спровоцированных -лечением.

К немедикаментозному лечению относятся различные тренинги социальных навыков, когнитивно-поведенческая психотерапия для управления стрессом, лечебная физкультура для улучшения сенсорной интеграции и координации -движений.

Аутизм или -нет?

Наверное, самый спорный вопрос, который занимает сегодня многих исследователей, — считать ли синдром Аспергера одной из форм аутизма. И то и другое заболевание сегодня неплохо изучены; им посвящены горы монографий, содержащих не один десяток противоречивых гипотез. Но вопросов по‑прежнему больше, чем ответов. Например, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального (т. е. слабовыраженного, «лёгкого») аутизма; в оценке этих состояний слишком много субъективизма -исследователей.

Аспергианцы — аутисты

Большинство специалистов склоняются к трактовке синдрома Аспергера как наиболее мягкой в клиническом смысле разновидностей аутизма. За это говорит и присутствие всех аутистических маркеров у аспи, хотя и в значительно более легкой форме. Приведу примеры из собственной -практики, чтобы продемонстрировать разницу.

Последний из принятых мной пациентов с диагнозом «детский аутизм» (буквально за неделю до написания этих строк) — молодой человек 30 лет, инвалид I группы. Он пришел на прием в сопровождении бабушки; к самостоятельным действиям был абсолютно неспособен. Огромный, под два метра молодой человек, скорчившись, сидел на стуле и робко смотрел в пол, избегая зрительного контакта. Он производил впечатление гигантского двухлетнего ребенка, до крайности испуганного новой обстановкой. Минут через 15 мне удалось выяснить, что больной любит слушать музыку, после чего мы смогли хором пролепетать детскую песенку. На этом продуктивное общение с пациентом закончилось. Тяжелейший аутизм привел к фактическому слабоумию и полной социальной -беспомощности.

А вот как выглядел на приеме 15‑летний школьник-аспергианец. Парнишка был опрятно одет. Зашел в кабинет слегка «деревянной» походкой; не глядя в глаза — поздоровался, попросил разрешения присесть. Дальше вел себя индифферентно, предоставив маме возможность рассказать о проблемах; беседой не интересовался. Оживился, причем заметно, всего один раз, когда заметил стоящий в углу комнаты старый телевизор. Спросил — можно ли посмотреть; бросился к «ящику», ловко снял крышку, поковырялся внутри и выдал вердикт: телевизор рабочий, нужно пару ламп заменить. У человека горели глаза. После чего снова сел и — отключился от происходящего. На вопросы отвечал корректно, но формально. Из разговора с матерью выяснилось, что пациент много читает, ходит в школу, однако отвечает только письменно. С другими детьми практически не взаимодействует, но класс попался хороший: ребята относятся к нему с пониманием, после уроков провожают домой, чтобы по рассеянности не попал в беду. В жизни подростка есть только один, зато всепоглощающий интерес: телевизоры. Он знает о них всё, разбирается досконально, с удовольствием рассказывает о них, может ковыряться в технике -часами.

Чувствуете разницу? Видите сходство? Понимаете -проблему?

Вариант нормы

Сам Аспергер в обстановке нацистской евгеники яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены… что аутистичные люди занимают определенное место в организме социального сообщества. Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто‑то еще, причем мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них». Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в силу своего оригинального мышления в будущем могут продемонстрировать выдающиеся -достижения.

Некоторые исследователи считают, что синдром Аспергера можно рассматривать как другой когнитивный стиль, а не как нарушение или инвалидность, и что его следует, подобно гомосексуализму, исключить из Международной классификации болезней. В статье 2002 года английский психиатр Саймон Барон-Коэн написал о людях с синдромом Аспергера: «В социальном мире нет большой пользы от зоркости к деталям, но в мирах математики, вычислений, музыки, лингвистики, инженерии эта особенность может превратить провал в успех». Барон-Коэн приводит только две причины, почему синдром Аспергера можно считать заболеванием: чтобы обеспечить специальную поддержку и вовремя распознавать признаки ухудшения самочувствия у таких пациентов. К доказательствам здоровья аспергианцев относят и факт наличия в их среде своеобразной культуры, сложившейся во многом благодаря успехам реабилитации таких пациентов на Западе и невероятному прогрессу в развитии средств -связи.

Аспергианцы выступают за то, чтобы нарушения аутистического спектра воспринимались в обществе как сложные синдромы, а не болезни, которые надо вылечить. Сторонники этой точки зрения не согласны, что есть какая‑то идеальная конфигурация головного мозга, любое отклонение от которой — патология; они пропагандируют толерантность к тому, что называют нейроразнообразием (neurodiversity). Эти взгляды лежат в основе движения за права аутистов. Но даже в этой среде существует контраст между позицией взрослых с синдромом Аспергера, которые горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили, и позицией родителей детей с синдромом Аспергера, которые обычно согласны на медикаментозную поддержку для своих -детей.

Тех, у кого нет синдрома Аспергера или других нарушений аутистического спектра, лица с синдромом Аспергера называют «нейротипичные». Еще один сленговый термин — кьюэбис, от слова cure — «лечить». Так иронически называют тех, кто считает, что лица с синдромом Аспергера должны -«вылечиться».

Главная причина внимания к синдрому Аспергера — его социальный аспект: больные или «иные», лечить и помогать или позволить выбирать свой путь, наблюдая со стороны? Ответа пока нет. Не скрою, что сам, будучи практикующим врачом, считаю синдром болезнью, для которой необходимо искать лекарство. Все‑таки хочется, чтобы на нашей планете возобладал здравый -смысл.

  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115-29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го -пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).


gastroguru © 2017