Особенности мышления у детей с диагнозом зпр. Особенности мышления Развитие логического мышления у детей с зпр

На каждом уроке обязательна словарная работа.

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Особенности мышления

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Отставание в развитии мышления -одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовской и др.), а именно:

В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

В нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

В длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

В нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

Марина Кукушкина
Проект «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»

Броннинский филиал

МОУ «Большеижорская школа»

Паспорт проекта

Воспитатели :

Радюкова Е. В.

Кукушкина М. В.

Ломоносовский район

Ленинградская область

д. Пеники

1. Проблемность

Обучение (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления . У данной категории детей нарушены все виды мышления , в особенности словесно-логическое . Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников . По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления , а именно :

В дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

В нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

В длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

В нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том , что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления . Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления . Такое значительное отставание в развитии словесно- логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления .

2. Этапы работы.

Исходя из всего вышеизложенного, были намечены следующие этапы работы :

1. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей с ЗПР .

2. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР .

3. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры , активизирующие познавательную активность ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций ).

4. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

5. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

3. Цели и задачи обучения и воспитания.

Цель : создание условий для ;

Задачи :

1. Формировать у детей следующие операции : анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не» ; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;

2. Формировать у детей умения : рассуждать, доказывать, логически мыслить ;

3. Поддерживать у детей познавательный интерес;

4. Развивать у детей : коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4. Система работы

4.1. Классификация игр.

- развивающие (т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении) :

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, гры Никитина, математический планшет; пособие «Интошка» .

- игры на развитие пространственного воображения :

Игры с различным конструктором.

Блоки Дьенеша

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления , способность производить действия в уме.

Палочки Кюизенера

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции : сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия.

Игры Никитина

Игры Никитина способствуют формированию и развитию восприятия , пространственного мышления , наблюдательности, развития тактильных ощущений , зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.

Математический планшет

Развивает умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями, способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, развивает сенсорные способности, смекалку, воображение, развивает индуктивное и дедуктивное мышление .

Пособие «Интошка»

В процессе работы с данным пособием развиваются все когнитивные процессы ребенка : зрительные, тактильные. Кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание. Мыслительные процессы, речь, формируется содружественные движения глаз и руки.

5. Организация работы на занятиях

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет, пособие «Интошка» игры со строительным материалом.

6. Организация совместной и самостоятельной деятельности

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, разработан следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года) .

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

понедельник -Пособие «Интошка» -Игры на развитие мелкой моторики

Блоки Дьенеша

вторник -Блоки Дьенеша -Игры Никитина

среда -Математический планшет -Пособие «Интошка»

четверг - Кубики «Сложи узор»

- игры Никитина

Палочки Кюизенера;

Математический планшет;

пятница - Палочки Кюизенера

Пособие «Интошка»

-игры со строительным материалом

Здесь мы предусмотрели следующие пункты :

· Переход одного вида деятельности (игры ) из совместной – в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала ;

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Дети распределяются на три группы : сильные-средние-слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей , потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных» .

Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление , анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них ; решают логические задачи , головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей . Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий . Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.

Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли , смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Технологическая карта проекта

Название проекта

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры

Тип проекта

Познавательный

Возраст детей

Продолжительность проектной деятельности Годовой

Цель Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения

Задачи 1. Создать педагогические условия, систему работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр и упражнений ;

2. Обеспечить положительную динамику развития логического мышления ;

3. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах интеллектуального развития дошкольников .

Ресурсы 1. Дети, воспитатели, родители;

2. Блоки Дьенеша, альбомы для игр с логическими блоками ;

3. Палочки Кюизенера, альбомы «Посудная лавка, «Дом с колокольчиком» , «Волшебные дорожки» , «Страна блоков и палочек» ;

4. Игры Никитина , «Сложи узор» , альбом заданий «Чудо кубики» ;

5. Математические планшеты;

6. Пособие «Интошка» ;

7. Конструктор (лего, магнитный «Magformers» , конструктор «Полиндрон-гигант» , «Огромные шестеренки» , «Строительство дома» , «Транспорт» , «Рыбалка» , «Шнуровка» , мягкие модули.)

Этапы Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей с ЗПР .

На формирующем этапе было проведено :

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми ;

2. Преобразование предметно – пространственной развивающей среды ;

Заключительный этап : подведение итогов, публичное представление итогов совместной деятельности.

Новизна опыта Состоит в создании системы использования современных развивающих игр , нацеленных на развитие логического мышления познавательных интересов детей с ЗПР .

Описание опыта Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру (Ф. Фербель) . Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т . д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе - поддерживать интересы детей .

Логические блоки Дьенеша .

Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми :

. Развивать представление о множестве, операции над множеством; Формировать представления о математических понятиях;

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

Обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

Познакомить с формой , цветом, размером, толщиной объектов;

Развивать пространственные представления;

Развивать знания , умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

Развивать

Палочки Кюизенера.

Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми :

Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету) ;

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине) ;

Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

Осваивать прямой и обратный счет;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел) ;

Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше - меньше на., пользоваться знаками сравнения <, >;

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

Научить делить целое на части и измерять объекты;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) ;

Развивать логическое мышление , внимание, память;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Никитина .

детьми :

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;

Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества ;

Гармоничное развитие детей эмоционально-образного и логического начал ;

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;

Развитие мелкой моторики .

Математический планшет.

Задачи использования игр в работе с детьми :

Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу;

Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Способствовать развитию познавательных функций (внимание, логическое мышление , слуховая память, воображение);

Пособие «Интошка» .

В состав комплекта для познавательного развития «Интошка» входят пять тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках) :

1. «Ориентация по плоскости и зрительно-моторная координация» ;

2. «Основные геометрические фигуры и их преобразование» ;

3. «Классификация по цвету, размеру и форме » ;

4. «Сходство и различия пространственных объектов» ;

5. «Элементарные математические представления» .

Задачи использования игр в работе с детьми :

Развитие мелкой моторики ;

Развитие содружественных движений глаз и рук;

Развитие межполушарных связей;

Развитие внимания , памяти;

Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация, пространственного и креативности мышления ;

Развитие речи (фонематический анализ, деление слов на слоги , развитие грамматического строя речи, автоматизация звуков).

Игры со строительным материалом.

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже действовать по простейшей схеме (чертежу) . В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта) .

Ожидаемые результаты В процессе использования развивающих игр и упражнений способствовать формированию логического мышления у детей с ЗПР .

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

2. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л . Д. Комарова. – М, 2008.

3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами . – СПб.

4. Мисуна, Н. С. Развиваем логическое мышление/ Н . С. Мисуна // Дошкольное воспитание, 2005.

5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн. 2003.

В зависимости от особенностей развития мышления условно мож­но выделить три основные группы детей:

1) Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Наиболее характер­но для детей с ЗПР психогенного генеза.

2) Дети с неравномерным проявлением познавательной активно­сти и продуктивности выполнения заданий. (Простой психиче­ский инфантилизм, соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)

3) Дети с сочетанием низкого уровня продуктивности и отсутствием познавательной активности. (Осложненный психический инфан­тилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза.)

В исследованиях 3. И. Калмыковой (1978) описаны трудности, ко­торые испытывают дети с ЗПР при выполнении задач проблемного характера. Другие авторы отмечают инертность мыслительных процес­сов (Т.Д. Пускаева, 1980), несформированность антиципирующего анализа, недостаточность подвижности мыслительных операций

(Г. И. Жаренкова, 1972). Большинство авторов подчеркивают неодно­родность развития мыслительных операций у детей с ЗПР. Все это ука­зывает на необходимость дифференцированного подхода к анализу мышления у детей с учетом формы ЗПР и степени тяжести.

Традиционно выделяются три уровня развития мышления: нагляд­но-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление характеризуется неразрывной связью мыслительных процессов с практическими действиями. Оно активно формируется в раннем дошкольном возрасте в процессе ов­ладения ребенком игровой деятельностью, которая должна быть оп­ределенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого.

У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недо­развитие наглядно-действенного мышления, что проявляется в недо­развитии предметно-практических манипуляций. Активное развитие наглядно-действенного мышления наступает только к концу дошколь­ного возраста.

Психокоррекционная работа по формированию наглядно-дей­ственного мышления должна проводится поэтапно:

На первом этапе необходимо формировать у ребенка предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий. На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятель­ность (действия со вспомогательными предметами) в процессе специ­альных дидактических игр и конструирования.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение мыслительных задач происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями). Наглядно-образное мышление активно формируется в дошкольном возрасте и является необходимым усло­вием овладения ребенком продуктивными видами деятельности (ри­сованием, конструированием).

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен при­думать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализо­вать, а также конструирование по моделям.

Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию, разработанный А. Р. Лурия и его учениками (1948) и успешно используемый нами в психокоррекционной работе с детьми с ДЦП и с ЗПР церебрально-органического генеза (И. И. Мамай-чук, 1978, 1984). Содержание этих занятий представлено в главе, по­священной психокоррекции детей дошкольного возраста. Суть этого метода заключается в том, что образцы-модели предъявляются ребен­ку заклеенными плотной белой бумагой и, прежде чем начать строить, ребенок должен сам планомерно исследовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, то есть модель-образец предлагает ре­бенку определенную задачу, но не дает способа ее решения.

Кроме модельного конструирования целесообразно использовать ме­тод конструирования по условиям, предложенный Н. П. Подъяковым (1972). Ребенку предлагают сделать из готовых деталей предмет, который может быть использован в определенных, заранее заданных условиях, то есть в этом случае ребенок не имеет перед собой образца и исходя из пред­ложенных условий ему необходимо определить, какой должна быть по­стройка, а затем сконструировать ее. Важным при таком способе обуче­ния конструированию является то, что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер, нежели при конструировании по образцу. Например, получив задание построить из готовых блоков такой «гараж», который мог бы вмещать в себя «грузовую машину», ребенок начинает предварительно анализировать величину машины, отвлекаясь от всех других ее свойств. Для этого необходим достаточно высокий уро­вень абстрагирования, что дает возможность формированию у детей спе­цифических способов соотнесения определенных свойств условий с со­ответствующими свойствами постройки. Конструирование по моделям и условиям успешно формирует у детей ориентировочную деятельность, способствует развитию самоконтроля своих действий в процессе выпол­нения конструктивных заданий и при анализе их результатов.

Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется ис­пользовать различные виды заданий с палочками или со спичками (вы­ложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и мно­гие другие, развивают не только наглядно-образное, но и простран­ственное мышление.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Для развития логического мышления можно использовать раз­нообразные упражнения. Форма проведения занятий (индивиду­альные, групповые) варьируется в зависимости от поставленных задач.

«Восстанови рассказ»

Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) про­пущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует во­ображение и фантазию.

«Составь предложение»

Цель упражнения - развитие способности у детей быстро устанав­ливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между при­вычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно вклю­чали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать дру­гие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначен­ной тремя исходными словами и введением новых объектов («Маль­чик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и твор­ческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего»

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исклю­чении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим при­знаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов ис­ключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединя­ющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исклю­чить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круг­лые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень мет­кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожидан­ные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возмож­ны совершенно разные способы объединения и расчленения некото­рой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

«Поиск аналогов»

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимо­сти от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подби­рались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «ба­бочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд», (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

«Способы применения предметов»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка - назвать как можно больше различных спо­собов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функ­ций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные воз­можности.

Баркина Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Раздольская сош"
Населённый пункт: деревня Раздолье Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития"
Дата публикации: 24.03.2017
Раздел: начальное образование

Развитие словесно-логического мышления

у детей с задержкой психического развития

Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят

существенные

изменения -

с о д е р ж а н и я

о б р а з о в а н и я,

ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии

потребностями

и возможностями.

актуальность

положение

приобретает

отношению

к процессу

образования

с ограниченными возможностями здоровья.

воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.

Систематическая

коррекционная

вызывает

окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают

ждать решения всех вопросов от взрослого.

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном

возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и

нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не

может овладеть приемами мыслительной деятельности в младшем школьном

возрасте, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих.

Целью данной работы является изучение особенностей развития словесно-

логического мышления у детей с ЗПР и создание методических рекомендаций

для учителей

Характеристика детей с задержкой психического развития

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом

развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети

с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в

развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха,

двигательной

Основные

трудности,

испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной)

адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-

волевой сферы - ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие,

заставить себя выполнить что-либо.

Нарушения

внимания:

неустойчивость,

сниженная

концентрация,

повышенная

отвлекаемость.

Нарушения

внимания

сопровождаться

повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушение

восприятия

выражается

затруднении

построения

целостного

известные

предметы

незнакомом

структурность

восприятия

является

причиной

недостаточности,

ограниченности,

окружающем

страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности памяти - ограничен объем памяти и снижена прочность

запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря

информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Учащиеся

значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем

вербальный. Речевые проблемы связаны в первую очередь с темпом ее

развития.

Эмоциональная сфера – у учащихся с задержкой психического развития

наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными

проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость,

лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость,

отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом,

легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.

Развитие личности - для них характерна низкая самооценка, неуверенность в

Разработать

коррекционной

соответствии

индивидуальными особенностями обучающегося;

2 . Мышление

психическая

особенность

детей

задержкой

психического развития .

Мышление

познавательной

деятельности

человека,

характеризующийся

обобщенным

опосредованным

отражением

действительности.(на слайд)

Мышление

является

функцией

головного

составляющей

интеллекта

человека.

Благодаря

мышлению

способны

обобщать

отражаемую

действительность, представлять не только внешнюю сторону предмета, но и внутреннее

предвидеть их изменения во времени.(говорю)

Отставание

развитии

мышления

основных

отличающих

задержкой

психического

развития

нормально

развивающихся

сверстников.

Отставание

развитии

мыслительной

деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех

компонентах структуры мышления, а именно:

дефиците

мотивационного

компонента,

проявляющемся

познавательной

активности,

избежание

интеллектуального

напряжения вплоть до отказа от задания;

нерационально сти

регуляционно-целевого

ком п о н е н т а,

обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия

методом эмпирических проб;

длительной

несформированности

умственных

операций:

синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Почему это происходит

Мышление развивается двумя путями:

восприятия

наглядно-действенному

мышлению,

наглядно-образному и логическому;

От восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению.

Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном

этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль

в познавательной деятельности человека.

Развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески

детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от

предметной

деятельности

мышления

называется

«наглядно-

действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми

условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого

типа ребенок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.

наглядно-действенным

возникает

наглядно-образное

мышление,

становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает

«в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. Развитие наглядно-образного

мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы - представления.

На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться

словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга

задач, усвоения научных знаний.

развитие

словесно-логического

мышления

развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с

большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При

этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном

возрасте являются основными.

У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются

виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом

мышлении

(оперирующем

представлениями,

чувственными

образами

предметов),

нормального

развития

находится

наглядно

Действенное

мышление

(связанное

ре альным

ф и з и ч е с к и м

преобразованием предмета).

У детей младшего школьного возраста с ЗПР наглядно-действенное

мышление

характеризуется

отставанием

развития.

самостоятельно

обобщают

повседневного

действия

предметами-орудиями,

имеющими

фиксированное

назначение.

отсутствует

осмысления

ситуации,

требующей

применения

фиксированного

(общепринятого)

помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно

обобщают свои собственный опыт действий и не могут использовать его при

решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не

умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не

анализируют

попытках

отбрасывают

ошибочные

варианты,

повторяют

непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

отличаются

включением

решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется

постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа

своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих

действий,

начинает

выполнять

организующую

регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с ЗПР такая потребность почти не возникает. Поэтому у них

обращает

внимание

недостаточная

практическими

действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между

действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны,

опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы -

представления формируются замедленно и фрагментарно.

До конца дошкольного и начала младшего школьного возраста у детей с

ЗПР фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между

словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между

основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического

мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них

складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Особенности развития логического мышления у детей с задержкой

психического развития

Исследования, посвященные развитию мышления у детей этой группы,

показывают отставание детей с ЗПР в развитии всех видов мышления и

особенно словесно-логического.

значение

исследование

проведенное на детях шестилетнего возраста с ЗПР. Автор отмечает, что у

детей шести лет с задержкой развития операции мышления более развиты на

чувственном, конкретно-предметном, а не на вербально-абстрактном уровне.

Прежде всего у этих детей страдает процесс обобщения. Потенциальные

возможности детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормальных сверстников,

но гораздо выше, чем у детей-олигофренов. При организации коррекционной

работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, И.Н.

основное

внимание

обращать

организацию

деятельности

определению

группировке

предметов,

пополнение чувственного опыта детей, образование системы обобщающих

слов - родовых понятий, а также на развитие операций мышления.

В.И. Лубовский (1979), характеризуя развитие мыслительных операций

у детей с ЗПР, отмечал, что они анализируют непланомерно, опускают многие

выделяют

признаков.

обобщении

сравнивают

попарно (вместо сравнения одного объекта со всеми остальными), делают

обобщение по несущественным признакам. К началу школьного обучения у

сформированы

сформированы

недостаточно

мыслительные

операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Шевченко

овладение

элементарными

понятиями

установила,

свойственно

неправомерное

расширение

недостаточное

дифференцирование.

овладевают

обобщающими словами; для них характерно неумение рассмотреть объект

по плану, выделить в нем части и назвать их, определить их форму, цвет,

величину, пространственное соотношение частей. Основным направлением

коррекционной работы С.Г. Шевченко считает активизацию мыслительной

деятельности детей в процессе уточнения, расширения и систематизации их

знаний об окружающем.

развития

словесно-логического

мышления

необходимо

использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:

Включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа,

синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

Из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в

которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

Расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания

сложности;

Упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более

лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему

повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую

Сложность упражнения должна соответствовать возможностям ученика.

2.3. Упражнения на развитие логического мышления

«Зачеркни лишнее»

Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.

прочитав

определить,

объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он

должен объяснить свой выбор.

Вариант 1

Слова объединены по смыслу.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например,

начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка,

одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении

совпадал

Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает

на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Вариант 3

16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)

64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на

3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)

«Слова-невидимки»

потребуется

напечатать

перемешались.

Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница

рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому

правильный,

Выполнение

концентрации

внимания.

выполнения

упражнения

тренируется

умение анализировать материал.

Вариант 1

Восстанови правильный порядок букв в словах.

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

Вариант 2

Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать

столбики

расшифровки

правильно

написанных слов будут тоже образовывать слово.

Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое слово, состоящее

из первых букв расшифрованных слов.

ПТЛАОК –

ВДУЗОХ –

Ответ: привет.

Ответ: урок.

КСОТМЮ –

ОТНОГЬ –

Ответ: кино.

«Другая буква»

В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив

одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах

менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

Вариант 1

Отгадай загадки.

Могут в школе нам поставить,

Если ничего не знаем.

Ну а если с буквой «Т»,

То мяукнет он тебе. (кол - кот)

По нему любой пройдет.

С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)

С буквой «Д» - в квартиру вход,

С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)

С «Д» - мама в платье наряжает,

С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)

С «Л» - не выручил вратарь,

С «Д» - меняем календарь. (гол - год)

С буквой «К» - она в болоте,

С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)

С «Т» - он на огне с едой,

С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)

С «Р» - и прятки, и футбол.

С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)

Вариант 2

Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше

слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

Занятие 24.

«Назови слова».

Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей

темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.

Занятие 25.

«Определение понятий».

Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается

следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает

значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое

слово. Как бы ты объяснил это?».

Занятие 26

«Вербальная гибкость».

Детей просят за одну минуту написать как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Темы

задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.

Занятие29.

Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Например, по математике:

Подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» - «задача».

Подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» - «остаток».

И так по любому учебному предмету. Задание можно использовать в начале урока.

Занятие 30.

«Выражение».

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот

эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый

мальчик смотрит кинофильм».

Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме

урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети

анятие 31.

«Словесная ассоциация».

Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы

урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая

еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная,

справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная,

страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.

Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.

Занятие 21.

«Кому чего недостает?»

Упражнение предназначено для развития наглядно-образного мышления. Детям показывают иллюстрации с

объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть,

чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.

В этой статье:

Диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. Анализ состояния здоровья детей с ЗПР подтверждает, что проблема может быть связана с нарушениями как отдельных частей мозга, так и главных функций. Этим можно объяснить особенности мышления таких детей, а также целый ряд проявлений психологического характера.

Развитие ЗПР могут спровоцировать:

Кроме того, причиной задержки психического развития малышей могут стать социальные факторы, к которым прежде всего относится халатность в воспитании с ранних лет.

Типы ЗПР

Учитывая этиопатогенетический принцип, ЗПР у детей разделили на четыре основных группы. Речь идет о ЗПР следующих вариантов происхождения:

  • психогенного;
  • конституционального;
  • церебрально-органического;
  • соматогенного.

Все эти типы имеют свои особенности и признаки.

Конституциональное происхождение . У детей с диагнозом «ЗПР конституционального происхождения» фиксируют развитие гармонического инфантилизма. Главная их особенность - незрелая эмоционально-волевая сфера. Такие малыши даже в старшем возрасте склоняются к игровому виду деятельности, они непосредственны, внушаемы, эмоциональны. Наряду с психологическим инфантилизмом, такие дети могут иметь незрелое телосложение.

ЗПР соматогенного происхождения . Развитие болезни происходит в результате перманентной ослабленности организма малыша, страдающего частыми аллергиями, хроническими заболеваниями.

ЗПР психогенного происхождения. Развитие отклонений связано с неблагополучными условиями проживания и воспитания, препятствующими нормальному развитию. Регулярное неблагоприятное воздействие на детскую психику становится причиной нарушения эмоционального, а порой и физического развития.

ЗПР церебрально-органического происхождения . Самый распространенный тип задержки психического развития. Характеризуется слабым развитием эмоционально-волевой сферы. Чаще всего такой диагноз ставят детям, пострадавшим во время родов, появившимся на свет раньше срока, перенесшим инфекции еще в утробе матери.

Мышление у ребят с ЗПР

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.

По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие - это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в мышлении производятся практические и теоретические выводы.

Мышление у детей с ЗПР и умственно отсталых малышей отличается. У первых оно более развито. Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. На уровень мышления детей с ЗПР могут влиять:

  • развитие внимания;
  • опыт общения с окружающим миром;
  • уровень развития речи;
  • степень сформированности регуляторных механизмов.

По мере взросления здоровому малышу под силу будет справляться со все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У малышей с ЗПР это получится с трудом, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.

Главные недостатки мыслительной деятельности ребят с ЗПР

Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим
недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.


Специфика логического мышления

У детей с диагнозом «задержка психического развития» фиксируют значительные нарушения операций логического мышления:

  • анализа;
  • сравнения;
  • классификации.

Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время
классификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.

Развитие логического мышления у детей с ЗПР заметно отстает, если сравнивать его с уровнем развития у здоровых малышей. Если школьники с нормальным развитием способны рассуждать, объяснять и делать выводы уже к 7 годам, то у детей с ЗПР возникают серьезные трудности с построением даже самых простых логических цепочек. Чтобы у малышей получилось сделать правильное умозаключение, им должны помогать взрослые, способные указать на правильное направление мысли.

Принципы работы с детьми с ЗПР

Развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо. При этом обращать внимание следует на каждую из его форм. Подавляющее большинство ребят умеют классифицировать на примитивном уровне по одному признаку. Они могут выделить одинаковые по форме или цвету предметы и сгруппировать их почти так же успешно, как нормально развивающиеся дети. Ошибки в ходе работы над заданием неизбежны и являются следствием дефицита внимания и слабой организованности.

Примечательно, что уровень наглядно-действенного мышления у ребят с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными. Особенности наглядно-образного мышления в этом случае связаны с резким падением результатов при малейших отвлекающих факторах.

Чтобы дать малышу возможность справиться с заданием, развивающим его наглядно-действенное мышление, достаточно будет оградить его от внешних раздражителей.
В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют гораздо больше перспектив в отношении овладения учебным материалом по сравнению с умственно отсталыми ребятами.

Обучая детей с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:

  • проводить занятия в проветриваемых помещениях с достаточным освещением;
  • использовать понятный наглядный материал, размещая его в помещении таким образом, чтобы не привлекать к нему внимание ученика раньше времени;
  • продумывать смену деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки;
  • пользоваться помощью дефектолога, который сможет проанализировать поведение ученика;
  • продумывать индивидуальную схему работы с каждым малышом.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная особенность детей с задержкой психического развития - это незрелость абсолютно всех форм мышления.
Обратить внимание на подобную незрелость можно во время занятий, в процессе которых необходимо будет решать задачи, используя разные формы мышления.

Наиболее развитым у таких детей является наглядно-действенное мышление. Проходящие курс обучения в специализированных учебных заведениях дети с ЗПР уже к 4 классу смогут справляться с решениями задач наглядно-действенного характера не хуже абсолютно здоровых сверстников.

А вот с заданиями, имеющими отношение к словесно-логическому мышлению, дети с ЗПР не смогут справиться так же хорошо, как нормально развивающиеся сверстники, на протяжении длительного времени. Ускорить развитие их мышления в этом направлении поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.



gastroguru © 2017