Гефест бог кузнец. Греческий бог гефест - бог огня

Чтобы выделить из него, пожалуй, самого выдающегося персонажа. Бог Гефест, действительно, сильно отличается от иных представителей пантеона. Среди безупречно красивых, божественно совершенных олимпийцев нарочито уродливый кузнец стоит особняком. Впрочем, сила его в творческом начале. Умение созидать, а не внешняя оболочка, сделали из него достойнейшего из богов.

Гефест: рождение

Гефест был рожден Герой. А вот насчет отцовства Зевса мнения расходятся. По одним мифам, Гера произвела на свет отпрыска без участия своего мужа. Тем самым она отомстила последнему за рождение Афины, которая, как известно, появилась на свет из головы Громовержца. Но более популярна версия о том, что Гефест - сын Геры и Зевса.

Вот только с рождения малыш не отличался силой. Он был страшненьким и слабеньким. Гера устыдилась такого сына и избавилась от него, сбросив с Олимпа в море. Но не суждено было тому погибнуть, так как нашедшие его океаниды Фетид и Эвринома прониклись жалостью к несчастному младенцу. Они укрыли его в глубоком гроте и целых девять лет ухаживали за ним. Впрочем, будущий не остался в долгу. Он сотворил для своих приемных родителей множество чудесных украшений.

Возвращение на Олимп состоялось после примирения Гефеста с Герой. Сам Дионис сопровождал его обратно.

Второе падение, после которого божественный кузнец стал хромым, случилось уже по воле Зевса. Разъяренный властитель Олимпа сверг его с неба за то, что во время ссоры тот имел смелость вступиться за Геру. Считается, что это падение было очень долгим. Бог Гефест летел целый день, пока не упал на острове Лемнос уже на закате.

Стихия огня

Стихия огня всегда вызывала уважение, смешанное со страхом. Огонь волен созидать, а волен и беспощадно уничтожать. Пламя, вырывающееся из кратеров вулканов, сметает все на своем пути. Но то же пламя способно плавить металлы, придавая им форму оружия или утвари. Очень часто огонь воспринимается людьми как некое очищение. Стихия, которая может убить или возродить.

Бог огня Гефест символизирует в полной мере сложную природу пламени. Он сам не раз проходил через полное падение к новому возвышению. Его хромота и уродство есть следствие принадлежности к столь неукротимой стихии. Вулкан (а именно так называли Гефеста римляне) часто вызывает страх, он не кажется прекрасным. Но яркое пламя, горящее внутри него, - это огонь, полыхающий в горнах. Это выкованные доспехи, мечи, орудия труда, сосуды.

Место в пантеоне

Теперь уже становится понятным, почему греки, несмотря на их преклонение перед физическим совершенством, почитали кузнеца с Олимпа.

Именно Гефест, греческий бог огня, научил людей мастерству. Он считается покровителем ремесел. Ему человечество обязано знаниями по укрощению металла. В некотором роде он близок Афине. Как и богиня искусства, Гефест осеняет своей милостью художников, работающих с огнем. Те же ювелиры, создавая свои изящные изделия, используют стихию огня для плавки серебра либо золота. Да и кузнецы порой выковывают истинные шедевры. Из-под их молота выходят на свет хитроумные сплетения стеблей, бутонов и цветов. Не зря в жены столь необычному богу досталась Венера. рядом с грубым и уродливым мужем, чьи руки создавали удивительные вещи, подчеркивала мысль, что в подобном союзе рождается истинная гармония.

Бог-кузнец

Бог Гефест относится к тем редким богам, что не чурались труда и изобретательства. Даже всесильные жители Олимпа порой прибегали не к хитрости или божественному могуществу, а шли к хромому кузнецу за его чудесными «поделками». Гефест не отказывал в просьбе никому. Его руками созданы были скипетр и эгида Зевса, щит Геракла, вооружение Ахилла. На Олимпе возвышался дворец из бронзы, в котором была оборудована большая кузница. В ней-то и творил свою затейливую утварь Гефест.

Атрибуты бога-творца

У каждого олимпийца есть свой личный атрибут. Это своего рода олицетворение его сил и личностных качеств. Символ бога Гефеста - это наковальня и инструменты кузнеца. Именно они передают саму сущность божества.

Вообще, в искусстве принято изображать Гефеста очень сильным мужчиной с мощным торсом и руками молотобойца. При этом на голове у него часто красуется яйцевидный колпак, такой в Греции носили ремесленники. А ещё на Гефесте всегда надета короткая туника. Она характерна для рабочих, которые к тому же для удобства оставляли обнаженным правое плечо.

Ритуалы и поклонение

Как уже говорилось выше, греки с большим почтением относились к Гефесту. Особенно его культ был силен на Сицилии и в Кампании. Объясняется сей факт просто. Расположенные там Этна и Везувий всегда повергали местных жителей в трепет. Казалось, внутри этих гор постоянно бушует пламя. И никто, кроме Гефеста, неспособен вовремя его укротить. А ещё было поверье, что именно внутри этих вулканов располагаются знаменитые кузни бога.

Но и в Афинах отдавали дань уважения Гефесту. В его честь устраивались по большим праздникам ритуальные состязания с факелами. В подобных забегах участвовали юноши. Каждому их них в руки давали по зажженному факелу. А затем звучал сигнал к началу состязания. Все участники устремлялись к заранее обговоренной цели. Победителем объявлялся тот, кто достигнет финиша с непогасшим огнем. Именно ему и доставался приз.

В Риме культ огненного кузнеца не угас. Его храм располагался на неподалеку от цирка Фламиния. В честь хромого Вулкана устраивались даже специальные праздники, которые так и назывались - Вулканалии.

Художественное наследие

Бог Гефест знаком нам не только по дошедшим до нас греческим фрескам, росписям на вазах, скульптурам. Его мощная фигура легко узнается в более поздних римских изображениях.

Потом наступил небольшой период забвения. Казалось, греческие боги навсегда покинули умы людей. Они забыты и уже не вернутся. Однако эпоха Возрождения подарила нам новый взлет олимпийцев. Зевс, Ахилл, Венера, Арес - забытые было небожители, вновь воссияли во всей своей красе. Не обошли своим вниманием художники и божественного кузнеца. Вновь воспылал огонь в горне, снова сильные руки подняли молот.

Сюжет обыгрывается и современными художниками. Конечно, их произведения уже очень далеки от канона. Но зато они прекрасно передают саму суть огненного божества.

Творческий импульс

Вы можете задать вопрос: "А зачем нам знания о каком-то древнем божестве?" На самом деле, божество это на своем примером доказывает необходимость творческой активности и несгибаемости даже в условиях, когда все против вас. Несмотря на физические недостатки, Гефест смог стать одним из олимпийцев. Невзирая на болезненные падения, он вновь занимал свое место среди совершенных небожителей. Его тяга к творчеству вызывала и у божественных, и у человеческих созданий заслуженное уважение.

Часто приходится слышать сетования о том, что те или иные надуманные препятствия мешают самовыражению. Неудачи повергают в уныние, собственное несовершенство кажется непреодолимым. А приобретенное увечье ставит крест на дальнейшей жизни.

Но на примере Гефеста можно наблюдать, как неукротимый внутренний огонь и сила способны поднять из любой бездны. Для творческого начала неважно, насколько идеальными вы будете. Важно лишь ваше стремление к созиданию.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Так же отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Первой его женой стала прекрасная богиня Афродита , а второй харита Аглая. У Гефеста была небольшая интрижка с Афиной , после которой появился на свет Эрихтоний порождённый Геей -Землёй. Однако с Афиной Гефеста связывает не только сын Эрихтоний, но и их ремесло.

От нимфы Кабиро, дочери Протея, у Гефеста сыновья Алкон и Евримедонт, участвовавшие в походе Диониса в Индию, и Кадмил (или Камилл, или Касмил) иногда отождествлявшийся с Гермесом . Трёх сыновей Гефеста называют кабирами.

От Антиклеи сын Перифет, которого убил Тесей в городе Эпидавре.

Слугой Гефеста был киклоп Кедалион, которого Гефест отдал в повадыри Ориону, о нём написана эпиграмма Платона "Слепой и хромой", а также драма Софокла "Кедалион".

Мифы

Царь Богов не мог нарушить своего слова, но посоветовал Афине защищаться. Когда она пришла к Гефесту попросить его что-то смастерить для неё, Гефест решил взять обещанное Зевсом и Афине пришлось отбиваться от Гефеста. Семя Гефеста пролилось на ногу богине, та вытерла его куском меха и закопала этот кусок в Землю. Так появился сын Гефеста и Афины - Эрихтоний (однако некоторые исследователи указывают на то, что Гея -Земля породила Эрихтония, а значит матерью Эрихтония нужно считать Гею).

Второй раз с Олимпа Гефеста сбросил отец-Зевс , об этом рассказывает "Илиада". Гера всячески вредила Гераклу, любимому сыну своего мужа от смертной женщины Алкмены. Когда Геракл возвращался из Трои, Царица Богов наслала на его корабли бурю и рассеяла их, за это Зевс подвесил ее за ноги на небе, привязав к ногам наковальни. Гефест освободил мать, и разъяренный Громовержец сбросил его с Олимпа. Гефест упал в море у острова Лемнос. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находились город Гефестий и гора Мосихл, где Гефест построил себе кузницу.

Гефест участвовал в гигантомахии. Один из ста пятидесяти змееногих гигантов Мимант был убит Гефестом, когда последний кидал раскалённые камни в гигантов (по одной из версий).


Афина отвергает ухаживания Гефеста (фрагмент)
Парис Бордоне 1555-1560

Именно Гефест выковал скипетр и эгиду Зевса , тирс Диониса , колесницу Гелиоса , сеть, в которую попалась его жена Афродита и ее возлюбленный Арес . Гефест выковал себе из металла двух механических помощниц, которых он использовал как служанок в своей мастерской.

Окончив работу в своей мастерской Гефест направляется на пиршество к Зевсу . Он приветливый и добродушный, часто прекращает готовую разгореться ссору своего отца и Геры . Боги едва могут сдерживаться от смеха, глядя на хромоного Бога, ковыляющего вокруг пиршественного стола и подливающего им нектар и амброзию. Но Гефест может быть и грозным. Он смирил огнём даже волны бушующих рек под Троей.

Имя, эпитеты и характер

Предположительно имя Гефест означает "вулканический". Эпитеты Гефеста - Амфигей, то есть "обоюдо-хромой" или "обоюдо-суставный" или Киллоподион, то есть "криво-ногий". Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется не однозначно.

На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амброзией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Всё это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста".

Первоначально Гефест служил выражением могучей стихии огня и рассматривался как великое творческое существо, но впоследствии, вступив в число олимпийских богов стал подчинён Зевсу , постепенно утратил свою силу и значение и наконец превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня.

Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон, т.е. Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан, в Египте - Птах (или Фта).

Культ и символика

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, т.к. именно она была прикована Гефестом к трону, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

Культ был силён на Сицилии и в Кампании, расположенные там Этна и Везувий всегда повергали жителей в трепет, считалось, что внутри этих вулканов располагаются кузни бога.

В Афинах в честь Гефеста устраивались ритуальные состязания с факелами. В этих забегах участвовали юноши с факелами в руках, победителем назывался тот, кто первым достигнет финиша с непогасшим факелом.

Символы Гефеста - наковальня и инструменты кузнеца.

Влияние на культуру и искусство

Гефесту посвящены ХХ гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Прикованный Прометей ", сатировской драмы Ахея Эретийского "Гефест", пьесы неизвестного автора "Гефест", комедии Эпихарма "Пирующие, или Гефест".

В отличие от других безупречно красивых и статных богов Гефест отличается своей уродливостью и физическими недостатками. Именно его ум и мастерство, внутренняя творческая составляющая и умение созидать, сделали его одним из достойнейших богов. В искусстве его принято изображать очень сильным, с мощным торсом и руками. Часто на голове изображается колпак, какой носили ремесленники в Греции, он носит короткую тунику, характерную для рабочих. Также часто на картинах или в скульптурах его правое плечо художники оставляют обнажённым.

Гефеста часто изображали на фресках, росписях на вазах и в скульптурах древние греки. Он также встречается и в более поздних римских изображениях. А в Эпоху Возрождения художники очень часто брали сюжетом своих картин мифологию, и Гефеста также как и других богов можно увидеть на картинах Ренессанса.

Гефест в современности

В честь Гефеста названа малая планета (2212) Гефест, открытая 27 сентября 1978 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории. Это околоземный астероид, характеризующийся крайне вытянутой орбитой и в силу этого получивший довольно широкую известность.

Так же в честь Гефеста назван белок "Гефестин", участвующий в метаболизме железа и меди.

Именем Гефеста названа известная линия кухонной бытовой техники в Беларусии.

В греческой мифологии бог Гефест - талантливый кузнец, обслуживающий все олимпийское воинство. До наших дней дошло множество преданий, рассказывающих о деяниях этого божества, в которых он предстает то как воплощение огненной стихии, то как объект многочисленных насмешек со стороны других обитателей Олимпа.

Несчастливое детство

Все греческие мифы сходятся на том, что матерью бога Гефеста была Гера. А вот о его отце существуют разные версии. Одни полагали, что Гефест - сын Зевса. Другие же мифы утверждали, что уставшая от бесконечных измен мужа Гера завела роман на стороне и родила сына в отместку.

В любом случае на свет появился нелюбимый ребенок. Все олимпийские божества отличались приятной наружностью и были совершенными. Гефест же родился хромым. Гера, постыдившаяся представить такого ребенка сонму божеств, сбросила его с Олимпа, но Гефест выжил. За это он позже отомстил матери, приковав ее к трону цепью.

Но к Гере он питал все же теплые чувства. Когда она начала выговаривать мужу за очередную измену, и Зевс хотел ударить жену, Гефест вступился за нее. Разъяренный громовержец схватил сына и во второй раз сбросил с Олимпа.

Гефест и Афродита

Кажется странным, что богиня любви и женской красоты стала женой столь безобразного существа, как бог Гефест. Мифы объясняют это следующим образом. Когда Гефест приковал Геру к золотому креслу, все боги просили его освободить мать, но тот не соглашался. Тогда на помощь пришел покровитель виноделов Дионис. Он допьяна напоил Гефеста, а тогда уж уговорил отпустить Геру. За время, проведенное на кресле, мать подумала над своим поведением и решила признать сына. А чтобы искупить вину, она принудила Зевса женить Гефеста на Афродите.

Впрочем, богиню любви брачные обязательства не сильно останавливали. Сохранилось множество мифов, в которых говорится, что она изменяет мужу со многими другими богами и прекрасными смертными юношами.

Божественный ремесленник

Мифы - не только сборник интересных историй, сохранившихся от культурного наследия Древней Греции. Бог Гефест, как можно выяснить при более внимательном их прочтении, имеет негреческое происхождение. Его культ был заимствован у народов, которые были ассимилированы греками еще в древние времена.

На это указывает уже любовь к кузнечному ремеслу Гефеста, богом чего в греческой мифологии он как раз выступает. Если остальные божества занимаются каким-либо физическим трудом, то лишь по принуждению. Гефест же исправно кует доспехи и оружие для своих собратьев и даже прислуживает им за столом.

Трудно сказать, в какое время вошел в сонм греческих богов Гефест. Его явно выраженное физическое несовершенство, а также тесная связь с огнем свидетельствуют о связи персонажа с верой в могущество стихий, характерных для архаической стадии развития религиозных воззрений.

Две матери

Еще одно свидетельство того, что культ бога Гефеста был заимствован, хранится в уже упомянутых мифах о его рождении. Если подробнее рассмотреть первый из них, согласно которому Гера родила сына, чтобы отомстить Зевсу, то обнаружится любопытная подробность: она родила сына... сама от себя. Это уникальный случай во всей греческой мифологии. Обычно, если бог был заимствован у другого народа, его происхождение в мифе связывалось с той областью, в которой прежде был развит его культ. Гефест же рождается на Олимпе и имеет только мать. Следовательно, можно предполагать, что его культ был воспринят греками в очень древнюю эпоху.

Некоторые намеки можно обнаружить во втором мифе. Когда Гера сбрасывает Гефеста с Олимпа, он падает в океан, где его находит богиня Фетида. Областью ее особого почитания были Фессалия и Спарта, где проживали потомки подчинивших на рубеже XIII-XII вв. до н. э. Грецию дорийцев. Тесная связь Фетиды и Гефеста подтверждается и другими мифами. В частности, по ее просьбе божественный кузнец изготавливает щит для ее сына Ахиллеса. Все это косвенно указывает на время возможного появления культа Гефеста в Греции, а также на территории, где его почитали изначально.

Почитание Гефеста

В первую очередь молитвы Гефесту возносили кузнецы и другие ремесленники. Местом особого почитания этого бога был Лемнос: именно там упал Гефест после того, как Зевс сбросил его с Олимпа. Другой областью, где оказывалось особое почтение божественному кузнецу, являлся остров Самос. Согласно греческим мифам, именно на этом острове Гефест воздвиг кресло, к которому позже приковал свою мать.

Помимо кузнечного дела Гефест был известен как покровитель знания. Вместе с Афиной он обучил людей многим ремеслам. Даже в эпоху, когда люди уже могли обходиться без постоянных подсказок со стороны сверхъестественных сил, он неизменно приходит на помощь по первой же просьбе. Так, кроме щита для Ахиллеса, он изготовил оружие для героя римской эпической поэзии Энея.

После утраты Грецией независимости олимпийский культ был воспринят римлянами. В латинской традиции Гефест сохранил свои функции кузнеца и виночерпия богов и получил имя Вулкан.



gastroguru © 2017